Когда изобрели графический планшет

Обновлено: 07.07.2024

Как ни странно, прообраз современного графического планшета появился задолго до компьютерной эры — его в 1888 году запатентовал знаменитый американский изобретатель и промышленник Элайша Грей. Сегодня Грей больше всего известен тем, что создал первый телефон раньше Александра Белла, но не успел его вовремя запатентовать. Планшет Грея носил название «телеавтограф» (teleautograph) и предвосхищал целый ряд технологий, в том числе факс и электронную почту.

Художник в пункте отправления создавал изображение на специальном электростоле; точки соприкосновения пера и стола преобразовывались в электрические импульсы и передавались на станцию приёма. Там сервомеханизмы с укреплённым пером воспроизводили рисунок. В первую очередь система предназначалась для подписи важных документов на расстоянии, посредством телеграфа. Телеавтографы использовались в США для оформления документов вплоть до 1960-х годов.
Первый графический планшет в современном понимании термина был разработан инженером Томом Даймондом в 1957 году и носил название Stylator (сокращение от stylus translator). В основе его работы лежала обычная прямоугольная система координат; устройство распознавало каждое новое положение стилуса относительно нулевой точки и заносило результаты в память компьютера. Практического применения Slylator не имел.

Устройство было представлено компанией RAND в 1964 году и было достаточно дешёвым и удобным для того, чтобы его могли закупать университеты, лаборатории, институты и другие обладатели компьютерной техники. Под экраном этого «предпланшета» располагалась плотная сеть проводов (проволочек), между ними и стилусом возникало магнитное взаимодействие, и полученные сигналы поступали в память компьютера. Это был так называемый электромагнитный планшет. RAND Tablet оказался очень успешной моделью и активно продавался вплоть до конца шестидесятых.Размеры таких планшетов порой были очень велики; по сути, BitPad и ему подобные планшеты были устройствами, обратными графопостроителям. Последние распечатывали начерченное «в цифре», а первые позволяли оцифровать начерченное «в реале».
И 1981 году американский музыкантмультиинструменталист Тодд Радгрен придумал и запатентовал технологию, позволяющую сделать планшет цветным. Патент он продал компании Apple — под «яблочной» маркой технология получила название Utopia Graphics Tablet System.

На рубеже 1970-80-х годов Apple активно подключилась к «планшетной гонке», правда, косвенным путём. «Яблочники» просто выкупили у Summagraphics последнюю версию BitPad, доработали её и выпустили на рынок под собственной маркой Apple Graphics Tablet.

Эти планшеты использовали технологию магнитострикции. Тонкие провода, расположенные под экраном, меняли свои физические параметры под воздействием намагниченного стилуса. В принципе, к этому времени инженеры уже поняли, что технологий, которые можно использовать для считывания движений стилуса, десятки, если не сотни. Вопрос был лишь в том, чтобы найти и запатентовать новую, упущенную конкурентами.
В 1984 году появился первый графический планшет, свободно продававшийся пользователям-любителям и не предназначенный для сугубо рабочих целей. Устройство KoalaPad работало в сцепке с восьмибитными персональными компьютерами.

Планшет комплектовался специальной программой Graphics Exhibitor, которая позволяла делать на экране слайд-шоу из сохранённых рисунков. За следующие несколько лет целый ряд компаний, в том числе небезызвестная Atari, выпустили свои версии устройства. Интересно, что для передвижения по пунктам меню KoalaPad не нужен был стилус — можно было пользоваться пальцами. Таким образом, планшет стал предтечей современных тачскринов.
С конца 1980-х годов лидирующие позиции в производстве графических планшетов постепенно заняла японская компания Wacom. Её первая модель WT-460M была выпущена в 1986 году. Ранее все планшеты — электромагнитные или электростатические (где под действием пера меняется электрический потенциал подэкранной сетки) — обязательно требовали подачи питания как на экран, так и на перо. Технология, введённая Wacom, основана на явлении электромагнитного резонанса — в этом случае сетка способна не только принимать сигнал, переводя изображение на монитор, но и передавать его. Таким образом, инженеры обеспечили питание стилуса непосредственно от экрана — это стало значительным шагом вперёд в плане удобства.
Следующей инновацией, опять же введённой инженерами Wacom, стали перья, способные регистрировать силу нажатия. Для этого в стилус встроен элемент с переменными — в зависимости от силы сдавливания — индуктивностью или сопротивлением. Таким образом, по реалистичности работа на подобном планшете приблизилась к обычному рисованию на бумаге практически вплотную. К тому же профессиональные планшеты Wacom распознают наклон пера относительно поверхности.

Сегодня планшеты используются в самых разных сферах. в частности, последней моделью для профессионалов — для работы с дизайном, иллюстрацией, архитектурой, чертежами, видео — стал Wacom Intuos5. Этот планшет оснащён функцией сенсорного ввода multi-touch, которая поддерживает пользовательские клавиатурные сочетания и жесты пальцев, а также режимом ExpressView, выводящим настройки непосредственно на экран. Особую роль в подобных моделях играют продуманная эргономика, высокая чувствительность пера, индивидуальная настройка клавиш.

Другим направлением в развитии планшетов стало создание любительских моделей — для тех, кто раньше рисовал комиксы на полях тетрадей, а сейчас хочет творить в «цифре» или вносить в цифровые документы рукописные правки. К представителям этого направления можно отнести планшет Wacom Bamboo — лёгкий, ультратонкий, беспроводной (опционально), удобный для подключения к любому устройству. Bamboo обладает и элементами профессионального планшета: перо и ластик чувствительны к давлению, имеется функция настраиваемых мультитач-жестов.

Последнее слово в разработке графических планшетов — линейка Wacom Cintiq. По сути это переходный этап от настольного планшета к интерактивному дисплею, «электронному мольберту». В отличие от классических планшетов, Cintiq одновременно является и дисплеем — таким образом, художник рисует непосредственно на экране, что значительно улучшает эргономику и открывает целый ряд новых профессиональных возможностей. Последняя модель линейки, Cintiq 24HD touch, обладает широкоформатным дисплеем высокого разрешения и богатыми настройками; на подобных планшетах работают голливудские художники и мультипликаторы, а также художники российских анимационных студий и кинокомпаний.

2048 уровней чувствительности к давлению имеет профессиональный графический планшет Wacom Intuos5, а его перо Intuos5 Grip Pen оснащено четырьмя различными наконечниками, что позволяет достигнуть высочайшей реалистичности работы.

В начале девяностых годов многие читали замечательную детскую книжку о компьютерах «Энциклопедия профессора Фортрана». В ней, помимо всего прочего, описывался такой гаджет, как световое перо, которым можно было рисовать непосредственно на экране — и вводить таким образом графическое изображение прямо в память компьютера. Тогда это казалось фантастикой. А сегодня у нас есть графические планшеты — и фантастика стала реальностью.

Как ни странно, прообраз современного графического планшета появился задолго до компьютерной эры — его в 1888 году запатентовал знаменитый американский изобретатель и промышленник Элайша Грей. Сегодня Грей больше всего известен тем, что создал первый телефон раньше Александра Белла, но не успел его вовремя запатентовать. Планшет Грея носил название «телеавтограф» (teleautograph) и предвосхищал целый ряд технологий, в том числе факс и электронную почту. Художник в пункте отправления создавал изображение на специальном электростоле; точки соприкосновения пера и стола преобразовывались в электрические импульсы и передавались на станцию приёма. Там сервомеханизмы с укреплённым пером воспроизводили рисунок. В первую очередь система предназначалась для подписи важных документов на расстоянии, посредством телеграфа. Телеавтографы использовались в США для оформления документов вплоть до 1960-х годов.

Первый графический планшет в современном понимании термина был разработан инженером Томом Даймондом в 1957 году и носил название Stylator (сокращение от stylus translator). В основе его работы лежала обычная прямоугольная система координат; устройство распознавало каждое новое положение стилуса относительно нулевой точки и заносило результаты в память компьютера. Практического применения Slylator не имел.

Самым известным из ранних графических планшетов, положившим начало популярности этих гаджетов, стал так называемый RAND Tablet (или Grafacon, graphic converter). Устройство было представлено компанией RAND в 1964 году и было достаточно дешёвым и удобным для того, чтобы его могли закупать университеты, лаборатории, институты и другие обладатели компьютерной техники. Под экраном этого «предпланшета» располагалась плотная сеть проводов (проволочек), между ними и стилусом возникало магнитное взаимодействие, и полученные сигналы поступали в память компьютера. Это был так называемый электромагнитный планшет. RAND Tablet оказался очень успешной моделью и активно продавался вплоть до конца шестидесятых.

Примерно в то же время появилась другая технология, позволяющая фиксировать перемещения стилуса, — так называемые акустические, или искровые планшеты. Под экраном такого устройства располагается сеть микрофонов, а стилус издаёт неслышный человеческому уху постоянный звук. Возбуждение определённых микрофонов и «рисует» картинку на экране. Первый акустический планшет был запатентован в 1971 году инженерами компании Science Accessories Corporation.

В 1970-80-е годы устройства для переноса рисунка непосредственно в память компьютера стали понастоящему популярны, особенно в комплексе с CAD-программами для архитекторов, инженеров и чертёжников. Наиболее известной маркой был BitPad, разработанный компанией Summagraphics в 1975 году. Размеры таких планшетов порой были очень велики; по сути, BitPad и ему подобные планшеты были устройствами, обратными графопостроителям. Последние распечатывали начерченное «в цифре», а первые позволяли оцифровать начерченное «в реале».

В 1981 году американский музыкантмультиинструменталист Тодд Радгрен придумал и запатентовал технологию, позволяющую сделать планшет цветным. Патент он продал компании Apple — под «яблочной» маркой технология получила название Utopia Graphics Tablet System.

На рубеже 1970-80-х годов Apple активно подключилась к «планшетной гонке», правда, косвенным путём. «Яблочники» просто выкупили у Summagraphics последнюю версию BitPad, доработали её и выпустили на рынок под собственной маркой Apple Graphics Tablet. Эти планшеты использовали технологию магнитострикции. Тонкие провода, расположенные под экраном, меняли свои физические параметры под воздействием намагниченного стилуса. В принципе, к этому времени инженеры уже поняли, что технологий, которые можно использовать для считывания движений стилуса, десятки, если не сотни. Вопрос был лишь в том, чтобы найти и запатентовать новую, упущенную конкурентами.

Сегодня сочетание «графический планшет» — устоявшееся выражение, которое характеризует конкретный класс устройств. Но ещё десять лет назад подобные гаджеты назывались в различных источниках по-разному. Распространённым обозначением было слово «дигитайзер», или «диджитайзер» (калька с английского digitizer, от digitize — «оцифровывать»).

В 1984 году появился первый графический планшет, свободно продававшийся пользователям-любителям и не предназначенный для сугубо рабочих целей. Устройство KoalaPad работало в сцепке с восьмибитными персональными компьютерами. Планшет комплектовался специальной программой Graphics Exhibitor, которая позволяла делать на экране слайд-шоу из сохранённых рисунков. За следующие несколько лет целый ряд компаний, в том числе небезызвестная Atari, выпустили свои версии устройства. Интересно, что для передвижения по пунктам меню KoalaPad не нужен был стилус — можно было пользоваться пальцами. Таким образом, планшет стал предтечей современных тачскринов.

С конца 1980-х годов лидирующие позиции в производстве графических планшетов постепенно заняла японская компания Wacom. Её первая модель WT-460M была выпущена в 1986 году. Ранее все планшеты — электромагнитные или электростатические (где под действием пера меняется электрический потенциал подэкранной сетки) — обязательно требовали подачи питания как на экран, так и на перо. Технология, введённая Wacom, основана на явлении электромагнитного резонанса — в этом случае сетка способна не только принимать сигнал, переводя изображение на монитор, но и передавать его. Таким образом, инженеры обеспечили питание стилуса непосредственно от экрана — это стало значительным шагом вперёд в плане удобства.

Следующей инновацией, опять же введённой инженерами Wacom, стали перья, способные регистрировать силу нажатия. Для этого в стилус встроен элемент с переменными — в зависимости от силы сдавливания — индуктивностью или сопротивлением. Таким образом, по реалистичности работа на подобном планшете приблизилась к обычному рисованию на бумаге практически вплотную. К тому же профессиональные планшеты Wacom распознают наклон пера относительно поверхности.

Сегодня планшеты используются в самых разных сферах. В частности, последней моделью для профессионалов — для работы с дизайном, иллюстрацией, архитектурой, чертежами, видео — стал Wacom Intuos5. Этот планшет оснащён функцией сенсорного ввода multi-touch, которая поддерживает пользовательские клавиатурные сочетания и жесты пальцев, а также режимом ExpressView, выводящим настройки непосредственно на экран. Особую роль в подобных моделях играют продуманная эргономика, высокая чувствительность пера, индивидуальная настройка клавиш.

Другим направлением в развитии планшетов стало создание любительских моделей — для тех, кто раньше рисовал комиксы на полях тетрадей, а сейчас хочет творить в «цифре» или вносить в цифровые документы рукописные правки. К представителям этого направления можно отнести планшет Wacom Bamboo — лёгкий, ультратонкий, беспроводной (опционально), удобный для подключения к любому устройству. Bamboo обладает и элементами профессионального планшета: перо и ластик чувствительны к давлению, имеется функция настраиваемых мультитач-жестов.

Последнее слово в разработке графических планшетов — линейка Wacom Cintiq. По сути это переходный этап от настольного планшета к интерактивному дисплею, «электронному мольберту». В отличие от классических планшетов, Cintiq одновременно является и дисплеем — таким образом, художник рисует непосредственно на экране, что значительно улучшает эргономику и открывает целый ряд новых профессиональных возможностей. Последняя модель линейки, Cintiq 24HD touch, обладает широкоформатным дисплеем высокого разрешения и богатыми настройками; на подобных планшетах работают голливудские художники и мультипликаторы, а также художники российских анимационных студий и кинокомпаний.

Многие из нас, при изучении основ работы с графическими приложениями, часто встречаются с таким понятием как графический планшет, при этом они даже не подозревают о том, что такие планшеты являются неотъемлемой частью этой работы. Они очень популярны и широко используются многими дизайнерами и фотографами. “Почему так?”, спросите вы. Да потому что они удобны и просты в использовании, а также позволяют в разы сократить время работы (будь то рисование или даже обработка фотографий).

Что же такое графический планшет? Какие задачи он выполняет? Ответ на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье.

Что такое графический планшет

графический планшет фото

Вы все правильно поняли, рисование на графическом планшете похоже с рисованием на листе бумаге карандашом.

В комплекте с графическим планшетом прилагается перо, которым и выполняется рисование. Сам же планшет имеет поверхность, которая чувствительна к нажатию или близости пера. Подведите перо к планшету и вы увидите как курсор на экране начал реагировать, проведите пером по поверхности с разным давлением на нее и у вас появится линия или даже замысловатая завитушка с разными степенями жирности. Но чтобы профессионально рисовать, вам сначала нужно привыкнуть к нему (вы меня поймете когда впервые попробуете нарисовать зайчика на планшете, а выйдет какая-то невиданная ранее зверушка).

Кратко об истории развития графических планшетов

Первые графические планшеты, появились в 1957 году, они использовались для распознавания рукописного ввода компьютером.

Далее в 1964 появился новый вид планшета RAND Tablet, который также называли «Графакон» (сокращенно от ГРАФический КОНвертер), он стал одним из самых известных ранних графических планшетов. Он был разработан компанией RAND и был достаточно удобным в использовании с компьютером. Учитывая этот факт, а также дешевизну планшета, его массово закупали унивеситеты, институты, лаборатории и другие заведения владеющие компьютерной техникой. Данный планшет относился к разряду электромагнитных, поскольку под его экраном располагалась сеть проводов и при приближении стилуса к такому экрану возникало магнитное взаимодействие сигналы от которого поступали в память компьютера.

Первые планшеты, предназначенные для потребительского рынка, появились в 1984 году и получили название CoalaPad. Они уже с легкостью поддавались пользователям-любителям, которые могли работать с ними на восьмибытных персональных компьютерах. Данный планшет стал предвестником тачскринов, поскольку передвижение по его пунктам меню можно было осуществлять пальцами.

Начиная с конца 1980 годов лидером в производстве планшетов стала японская компания Wacom, инженеры которой обеспечили питание стилуса непосредственно от экрана планшета. Следующей инновацией, введенной этой же компанией стали перья, которые способны регистрировать силу нажатия и наклон пера. Таким образом, рисование на планшете практически полностью походило на рисование на бумаге.

графический планшет фото

Прогресс не стоит на месте и технологиях развития графических планшетов, которые на сегодняшний день приобрели много усовершенствований, как в дизайне так и в удобстве их использования. Поэтому сегодняшние графические планшеты это легкие, ультратонкие, беспроводные (в зависимости от выбранной модели), передающие изображение (профессиональные планшеты), имеющие клавиши быстрого доступа устройства.

Преимущества работы с графическим планшетом

Что же делает графические планшеты настолько уникальными ,что они во многих аспектах превосходят нашу старую компьютерную мышку?

Во-вторых, с пером достигается более высокая точность при рисовании или обрабатывании фотографии, нежели с мышкой. Забудьте про разочарования, которые вы испытывали при обработке фотографий с мышкой, с графическим планшетом вы достигнете мастерства в обработке. Благодаря графическому планшету вы сможете без особого труда внести в ваши фотографии все необходимые корректировки, даже самые мелкие, что было бы трудновато сделать мышкой.

В-третьих, графический планшет обладает чувствительностью к нажиму. Мышь же имеет только один уровень давления. Поэтому имея в руках перо, вы можете давлением регулировать уровень нажима, создавая различную толщину мазка кисти, от более тонкой к жирной.

Подводя итоги, можно сказать что графические планшеты являются незаменимым инструментом для фотографов, дизайнеров, цифровых художников и других компьютерных пользователей, которые увлекаются рисованием или обработкой фотографий. Лично я не представляю свою деятельность без этого компактного девайса. А вы?

В первую очередь компания Wacom известна своими профессиональными графическими планшетами, которые используют аниматоры и дизайнеры по всему миру. Однако фирма занимается не только этим.

Еще она продает свои комплектующие другим технологическим компаниям — например, ONYX, выпускающей электронные читалки. Мы решили провести небольшой экскурс в прошлое и рассказать, почему технологии Wacom завоевали мировой рынок, и на примере продуктов ONYX показать, как решения компании используют производители букридеров.



Изображение: Szabo Viktor / Unsplash

Технология Wacom, которая изменила рынок

Первые графические планшеты появились еще в 60-х годах прошлого века. Они служили альтернативным способом ввода данных в ЭВМ. Вместо того чтобы набирать символы на клавиатуре, пользователи рисовали их на планшете стилусом. Специальное программное обеспечение распознавало буквы и цифры и вставляло их в соответствующие поля ввода.

Со временем сфера применения графических планшетов расширилась. В 1970–1980 годах их начали использовать инженеры и архитекторы для работы с системами автоматизированного проектирования вроде AutoCAD (его первая версия как раз вышла в 1982 году). Двумя наиболее известными графическими планшетами той эпохи были Intelligent Digitizer и BitPad. Оба девайса выпускала американская корпорация Summagraphics, которая долгое время оставалась монополистом.

Она даже поставляла свои решения другим организациям по модели white label (когда одна компания производит продукт, а другая продает его под собственным брендом). К слову, на базе системы BitPad компания Apple построила свой первый графический планшет — Apple Graphics Tablet.

Принцип работы технологии построен на явлении электромагнитного резонанса. Инженеры разместили на планшете сетку из множества сенсоров, излучающих слабый электромагнитный сигнал. Этот сигнал формирует магнитное поле, выходящее за пределы рабочей поверхности на пять миллиметров. Система регистрирует нажатия, анализируя изменения в этом поле. Что касается стилуса, то внутри него разместили конденсатор и специальную катушку. Электромагнитные волны над рабочей поверхностью планшета генерируют в ней ток, что обеспечивает перо необходимой энергией. В результате ему не нужны ни провода, ни отдельные элементы питания.

Примерно в то же время беспроводная технология Wacom пришла в мир ПК на базе DOS и Windows. На ней построили вычислительную систему NCR System 3125. Устройство имело экран E Ink и распознавало рукописные символы. Вскоре систему японской компании использовали даже в правительстве США. В 1996 году президент Билл Клинтон подписал «Закон о телекоммуникациях» (Telecommunications Act of 1996) в цифровом формате, используя устройство Wacom.

За время существования компании в Wacom сформировались несколько направлений. Первое связано с производством профессиональных планшетов для дизайнеров и художников. Продукция Wacom стала стандартом в арт-индустрии. С устройствами компании работают специалисты из Riot Games и Blizzard, а также художники студии Pixar. Еще одно направление работы Wacom — это планшеты для бизнеса. Они позволяют оцифровать документооборот и начать работать с электронными подписями внутри организации. Например, для этих целей устройства японского производителя использует чилийская компания по прокату автомобилей Hertz, корейский отель Nine Tree Premier и медицинская организация Sharp Healthcare из Америки.

Продукция для профессиональных художников и бизнеса — это визитная карточка бренда, благодаря которой он получил мировую известность. Доля Wacom на рынке графических планшетов превышает 80%. Однако у японского производителя есть и другие развивающиеся направления.

Другая ниша — комплектующие для электронных ридеров

Компания разрабатывает САПР для электротехнического проектирования и поставляет комплектующие (в частности, сенсорные экраны и стилусы) для других фирм. Одна из причин, по которой их технологии пользуются спросом, — это высокая точность, с которой стилус позволяет управлять курсором на экране. За все время существования компании инженеры Wacom оформили множество патентов, улучшающих электромагнитные сенсоры и программные алгоритмы. В целом они стремятся сделать так, чтобы впечатления от работы с пером напоминали рисование по бумаге.

На основе комплектующих Wacom компании-партнеры строят не только графические планшеты, но и другие электронные устройства — в том числе ридеры. Одной из таких компаний является ONYX, которая представила свой первый электронный ридер — ONYX BOOX 60 — с сенсорной технологией Wacom в 2009 году. На «борту» читалки был 6-дюймовый дисплей E Ink Vizplex с сенсорным слоем от Wacom. Чувствительная к нажатиям часть располагалась под стеклянным экраном читалки и реагировала на специальный стилус. Его можно было использовать для навигации (выбора пунктов меню в устройстве) и создания рукописных заметок.

Решения Wacom применяются и в современных ридерах ONYX. Только теперь японский производитель расширил функциональность пера: оно стало лучше реагировать на силу нажатия. В стилус встроены элементы с переменным — в зависимости от интенсивности сдавливания — сопротивлением, что позволяет изменять толщину линии при рисовании на дисплее. Эта особенность превратила простую читалку в многофункциональный гаджет с возможностями планшета.



На фото: ONYX BOOX MAX 3

Первым устройством ONYX BOOX такого типа стал Note Pro. В нем установлен экран высокого разрешения E Ink Mobius Carta в 10,3 дюйма. Дисплей такого размера позволяет комфортно читать учебную или техническую литературу. В комплекте с устройством идет перо Wacom, поддерживающее 2048 степеней давления. Аналогичный стилус поставляется с читалками Gulliver и MAX 3.

С помощью пера можно делать заметки прямо в документах — эта функция будет удобна тем, кто использует ридеры для работы с технической документацией или конспектами.



На фото: ONYX BOOX Note 2

Самыми свежими моделями ONYX BOOX с пером Wacom являются устройства Note 2 и Nova Pro. Они оснащены дисплеями E Ink Mobius Carta с диагональю 10,3 и 7,8 дюйма соответственно. При этом, в отличие от предыдущих читалок, их экран имеет два сенсорных слоя. Первый — ёмкостный multi touch дисплей для перелистывания страниц книг и управления ридером с помощью жестов. Второй — индукционный слой Wacom для работы с пером. Индукционный слой в паре со стилусом обладает большей точностью позиционирования, по сравнению с одним лишь ёмкостным сенсором. Стилусом проще выделять слово на экране для перевода (например, если в англоязычном документе встретилась незнакомая фраза) и нажимать на кнопки экранной клавиатуры. Положение руки со стилусом более естественно — меньше вероятность проявления туннельного синдрома.

При этом само перо Note 2 и Nova Pro распознает 4096 степеней давления, что увеличивает диапазон, в котором меняется толщина рисуемой линии. Поэтому ONYX BOOX Note 2 можно использовать как альбом для небольших скетчей и зарисовок. При необходимости рисовать можно прямо на документах PDF или DjVu, если включен соответствующий режим. Ридер позволит сохранить и экспортировать отредактированные файлы на смартфон или компьютер.

Сенсорный слой и перо Wacom устанавливаются в крупные читалки ONYX с экраном от 7,8 дюйма. Для гаджетов такого типа возможность делать заметки и скетчи — важная характеристика, которая серьезно расширяет варианты использования устройства. Фактически, оно совмещает в себе читалку и «цифровой блокнот» на базе E Ink. Возможность работать с документацией в PDF и DjVu привлекает инженеров и других технических специалистов — по нашим оценкам, спрос на ридеры с пером Wacom ниже, чем на «маленькие» читалки, но очень устойчивый.

Новые проекты и грядущие разработки Wacom

В конце ноября японский производитель совместно с корпорацией E Ink представил новый тип цветных E Ink дисплеев. Система получила название Print-Color ePaper — в этом случае специальный цветовой фильтр наносится прямо на E Ink пленку. Уже есть прототип устройства с 10,3-дюймовым экраном, поддерживающим специальный стилус Wacom с 4096 степенями давления. Ридеры с новым экраном будут делать Sony, SuperNote, Boyue и ONYX — их можно ожидать во второй половине 2020 года.

Отметим, что у ONYX уже есть опыт разработки устройств с цветными экранами. В начале года на CES-2019 компания показала ридер Youngy BOOX. Он оснащен экраном в 10,7 дюйма с разрешением 1280x960 пикселей, который отображает до 4096 оттенков и поддерживает работу со стилусом Wacom. Однако это устройство не поступило в открытую продажу — его получили лишь некоторые китайские школы в рамках образовательного проекта.

В перспективе ONYX планируют расширить линейку ридеров с цветными экранами. Некоторые продукты покажут на CES-2020 в начале следующего года. Однако на рынок могут выйти не все новинки. Все зависит от спроса на цветные ридеры, который все же оказывается значительно ниже, чем на классические черно-белые девайсы.

Также Wacom в начале года сформировали новый консорциум — Digital Stationery Consortium. Туда уже вошли Samsung, Fujitsu и Montblanc. Вместе они будут искать для E Ink свежие применения и создавать облачные сервисы для устройств на её основе — например, для обмена электронными книгами между ридерами или синхронизации закладок. Консорциум планирует проводить по четыре конференции каждый год, чтобы популяризировать технологию электронных чернил на глобальном рынке.

Читайте также: