Когда можно включить компьютеры в кабинете информатики

Обновлено: 03.07.2024

Правила техники безопасности сдаются всеми воспитанниками, о чём имеются соответствующие записи в журналах. Но тестирование, с использованием тестов на бумаге достаточно скучное дело, что не добавляет объективности.

С целью объективного контроля знаний воспитанников правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе на уроках информатики создана и успешно применяется на занятиях программа тестового контроля TestsTB1004 (Приложение 1).

Следует отметить, что компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
  • объективность в оценке;
  • конфиденциальность при анонимном тестировании;
  • тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.

Настоящий тест разработан с учётом следующих требований:

  • возможность анонимного тестирования;
  • способность работать на локальном компьютере, без подключения к компьютерной сети;
  • возможность работы в локальных сетях и на серверах;
  • максимальная платформенная независимость;
  • возможность передачи результатов тестирования через компьютерную сеть;
  • просмотр результатов тестирования на локальной машине;
  • минимальные требования к компьютерам, на которых устанавливается программа.

Всем перечисленным требованиям программа соответствует полностью.

Для использования программы специальной подготовки пользователей не требуется, однако для настройки теста и его полноценного использования в локальной сети необходимо дополнительное программное обеспечение (сервер).

Установочный пакет программы нужен только для удобства установки на компьютер. Программа позволяет свободное копирование своего каталога в любое место на ПК пользователя. Для работы программы необходимо чтобы был установлен браузер с поддержкой технологии flash (установлены по умолчанию в любых современных операционных системах) или flash-плеер.

Краткая инструкция по работе с программой

ОС Windows, браузер с поддержкой Flash-анимации. Возможно использование простого Flash-плеера.

Лицензионное соглашение

Программа защищена законом об авторских правах. Запрещается копирование программного продукта с целью финансовой выгоды, так как данный программный продукт является FREEWARE, т.е. свободнораспространимым. Так же запрещается реассемблирование и всяческие изменения кода программы без разрешения автора. Вы имеете право делать сколько угодно копий данного программного продукта, с целью иметь резервную копию или архив.

Вы можете публиковать данный программный продукт на компакт дисках, помещать его на своем сайте или ссылаться на него при наличии ссылки на наш сайт.

Программа и все сопутствующие ей файлы поставляются по принципу «КАК ЕСТЬ», т.е. автор не несет ответственности за какой-либо ущерб, непредвиденные или косвенные убытки любого вида, связанные с использование данного программного продукта.

Вы должны полностью осознавать риск использования этого программного продукта.

Установочная версия теста опубликована в Интернет на сайте «Методическая копилка учителя информатики». Тест позволяет объективно контролировать ЗУН воспитанников по правилам техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Программа распространяется свободно.

Версия: 1.0.0.4 от 30 августа 2007 года.

Copyright (C) 2007 Шинкарёв Александр.

Начало работы с программой

После запуска программы с помощью ярлыка, либо из главного меню, либо с рабочего стола пользователя происходит загрузка установленного на компьютере пользователя браузера (по умолчанию).

Для запуска тестирования программе необходимо разрешение на выполнение сценариев на ПК.

После получения соответствующего разрешения запускается сам тест и происходит загрузка стартового окна программы (Рисунок № 1).


Рисунок № 1 «Стартовое окно программы»

Для того, чтобы приступить к тестированию необходимо ввести имя или идентификатор пользователя в соответствующем поле и нажать кнопку «далее», расположенную в нижнем правом углу окна.

Список вопросов и вариантов ответа

После регистрации в программе тестируемого пользователя, можно приступать к самому тестированию.

Окно теста представлено на рисунке № 2.


Рисунок № 2 «Окно теста».

В ходе выполнения тестирования возможно использование навигационных клавиш с целью исправление варианта ответа на вопрос, в котором пользователь сомневается.

1 Как нужно заходить в компьютерный класс?

a) Как угодно, главное на двух ногах.

b) Спокойно, не вбегая и не нарушая порядка.

c) Как получается.

d) Можно хоть на ушах, если на то моя воля.

2 Когда можно входить в кабинет компьютерного класса?

a) Когда начался урок.

b) Когда закончился урок.

c) Когда разрешит учитель.

d) Когда мне захочется.

3 Занимать место за компьютером можно:

a) Если есть свободные места.

b) Если разрешил учитель.

c) Если за компьютером никого нет.

d) Если договорился с другим учеником.

4 Можно ли работать за компьютером грязными руками?

5 Можно ли работать за компьютером, если плохо себя чувствуешь?

6 Можно ли работать за компьютером в грязной одежде?

7 Когда занимать место за компьютером?

a) В самом начале урока.

b) Во время урока, с разрешения учителя.

c) Когда разрешит учитель.

d) До начала урока.

8 Что делать, если во время урока плохо себя почувствовал?

a) Отправляться домой.

b) Сообщить учителю.

c) Тихонько пройти в мед-пункт.

d) Вызвать скорую помощь.

9 Если компьютер не включается, необходимо:

a) Самостоятельно проверить питание.

b) Самостоятельно проверить все переключатели.

c) Сообщить об этом учителю.

d) Включить питание.

10 Покидать кабинет без разрешения учителя …

11 Можно ли крутиться и кататься на стульях:

a) Да, если хочется.

b) Да, что с ним сделается?

c) Нет, можно сломать стул или получить травму.

12 Можно ли бегать по кабинету?

b) Да. На переменах.

c) Да. Если от кого-то убегать.

13 Нужно ли вставать со своих рабочих мест, если в кабинет кто-то входит?

a) Да. Этим мы приветствуем входящего.

b) Да. Так заведено.

c) Нет. Это отвлекает от работы.

d) Нет. Это не обязательно.

14 Как нужно сидеть на стульях?

b) Соблюдая правильную осанку, не сутулясь и наклоняясь.

15 Можно ли включать компьютеры без разрешения учителя?

a) Да. Когда нужно выполнить задание.

b) Да. Когда хочется поиграть.

16 Что делать если не работает клавиатура или мышка?

a) Нажимать на кнопки сильнее.

b) Попробовать покрутить провода, вдруг заработает.

c) Самостоятельно проверить, подключено ли устройство к компьютеру.

d) Сообщить учителю.

e) Перезагрузить компьютер.

17 Что делать, если почувствовал запах гари, или увидел повреждение оборудования, или услышал странный звук от компьютера?

a) Сообщить учителю.

c) Перезагрузить компьютер.

d) Продолжить работу, не обращая внимания.

18 Как нужно сидеть за компьютером:

a) Как лучше видно.

b) Чтобы линия взора приходилась на центр дисплея.

c) Не имеет значения.

19 На каком расстоянии от монитора нужно работать?

c) 60 – 70 см.

20 Можно ли трогать разъёмы соединительных кабелей?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

21 Можно ли прикасаться к питающим проводам и проводам заземления?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

22 Можно ли включать и выключать аппаратуру без разрешения преподавателя?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

23 Можно ли класть диски, книги, тетради на монитор, клавиатуру, системный блок?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

24 Можно ли прикасаться к задней панели монитора и системного блока?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

25 Можно ли подключать личные устройства, такие как наушники, колонки, различного типа носители информации и другие устройства к компьютеру?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

26 Можно ли запускать программы?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при необходимости.

c) Можно, но только с разрешения учителя.

Во время ответа на вопросы, тестируемый, при необходимости, может вернуться на несколько вопросов назад и откорректировать ответ. В тесте сообщается о такой возможности (Рисунок № 3).



Рисунок № 4 «Завершение тестирования»

Результаты тестирования


Рисунок № 5 «Просмотр результатов тестирования»

При необходимости, результаты тестирования могут быть распечатаны на принтере.

Программа при необходимости может быть перезапущена.


Практика использования теста

Данный тест используется на занятиях во всех объединениях компьютерного класса МОУ ДОД «Станция Юных Техников» с 2007 – 2008 учебного года. Он успешно заменил устный опрос правил поведения в компьютерном классе.

Настоящий опрос проводился после завершения специального начального урока в объединениях класса, и являлся обязательным для всех воспитанников объединений, так как позволял им получить допуск к работе с ПК.

Использование настоящего теста позволило более эффективно знакомить воспитанников с правилами техники безопасности и поведения в кабинете информатики, так как они не только узнают свои ошибки, но и видят конкретную цель, видят результат. Занятия по техники безопасности, изначально достаточно скучные стали более интересными, с введением данного тестирования.

Тестирование воспитанники проходят 2 раза в год. При возникновении необходимости тестирование воспитанников на знание правил техники безопасности и поведения в кабинете информатики может быть проведено повторно, в любое время.

Программа проверялась как в режиме локальной версии, так и при публикации её на внутриорганизационном WEB-сервере.

Часто задаваемые вопросы по организации работы компьютерного класса

Все ответы на часто задаваемые вопросы даются на основании СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы (в редакции от 21.06.2016 г.)

Какое количество компьютеров должно быть в классе?

Площадь одного рабочего места пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м 2 , в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м 2 .

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м 2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Раздел 3 пункт 4.

Можно ли сажать одновременно двух учеников за 1 компьютер?

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 4.16. Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Какое расстояние должно быть между компьютерными столами?

9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

Сколько времени могут работать дети за компьютером?

Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»,

4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;

- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.

- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;

- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.

4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:

- для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок,

- для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока,

- для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока.

4.3. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

4.4. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

4.5. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.

4.6. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в II–V классах – не более 60 мин.;

- для обучающихся в VI классах и старше – не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II–V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

4.8. Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2–4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.

4.9. Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.

4.10. Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

- для детей 7–10 лет – одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;

- для детей 11–13 лет – двумя занятиями по 45 мин.: одно – в первой половине дня и другое – во второй половине дня;

- для детей 14–16 лет – тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

4.11. В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

- до 10 мин. для детей младшего школьного возраста;

- до 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счёт времени, отведённого для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4.15. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

4.16. Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

4.17. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

Какие требования предъявляются к ученической мебели компьютерного класса?

Стол

9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.

Рабочий стул (кресло)

9.6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

9.7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных учреждениях?

К организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования предъявляются следующие требования (п.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):

1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

2. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520–760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12–15 градусов);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви в соответствии с таблицей приложения 4 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное):

Техника безопасности в кабинете информатики

В школьных кабинетах информатики действуют все общешкольные правила и инструкции. Для чего это нужно? Что это? Действительно важные требования или прихоть педагогов? Оказывается соблюдение техники безопасности очень важно, ведь в кабинете установлена дорогая, сложная и нуждающаяся в осторожном отношении техника и аппаратура, поэтому необходимо бережно работать с ней, чтобы не испортить дорогостоящее оборудование и не повредиться самому. Кроме того, все устройства компьютера питаются электрическим током напряжением 220 вольт. Это очень опасное напряжение для жизни и здоровья человека. Неправильное обращение с техникой, кабелями, розетками может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать какую-либо поломку или возгорание аппаратуры. Поэтому учащиеся должны хорошо знать и следовать правилам техники безопасности, быть внимательными и точно следовать инструкциям учителя в процессе работы в кабинете информатики.

На переменах проводится обязательное проветривание кабинета, учащиеся при этом выходят в коридор. Перед началом занятия учащиеся спокойно, не спеша, не толкаясь, должны зайти в кабинет и занять места, которые закреплены за каждым из них.

Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо соблюдать правильную посадку:

  • экран монитора должен располагаться на расстоянии 60 – 80 см от глаз (на расстоянии вытянутой руки);
  • сидеть надо свободно, без напряжения, с вертикально прямой спиной, не сутулясь и не наваливаясь на спинку стула;
  • ноги должны стоять ровно на полу; если рост учащихся слишком мал и ноги не достают до пола, то необходимо воспользоваться специальными подставками для ног;
  • кисти рук, запястья и локти располагаются на одном уровне, опираются на поверхность стола;
  • локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы должны находиться под прямым углом;
  • если в процессе работы учащийся почувствовал дискомфорт (затекла шея, болит спина), то надо прервать свою работу и сидя выполнить простейшую гимнастику. При необходимости попросить разрешения учителя встать со своего места и выполнить небольшую разминку, отойдя от компьютерного стола на открытое пространство кабинета.

Требования по технике безопасности во время работы

Во время работы должны выполняться следующие правила и требования:

Требования безопасности перед началом работы.jpg

  • будьте внимательны и осторожны; каждый учащийся во время занятия отвечает за состояние своего рабочего места и размещенного на нем оборудования;
  • не размещайте на компьютерном столе посторонние предметы, портфели;
  • не кладите на клавиатуру тетради, учебники и прочие предметы;
  • работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
  • не ударяйте резко по клавишам и не нажимайте их бесцельно;
  • не передвигайте самостоятельно системные блоки и мониторы;
  • не трогайте руками разъемы и соединительные кабели, экран монитора;
  • не покидайте рабочее место без разрешения учителя;
  • если вы работаете за компьютерным столом, то входящих в кабинет приветствуйте сидя;
  • учащимся, которые носят очки, рекомендуется в них же и работать за компьютером;
  • запрещается устанавливать на компьютер новые программы и удалять уже существующие без разрешения учителя;
  • нельзя удалять, переименовывать, перемещать системные файлы и папки, а также работы других пользователей;
  • работать только с теми приложениями, которые необходимы для выполнения задания и определены в инструкции, либо учителем;
  • сообщать учителю о любых неисправностях и поломках оборудования, а также о каких-либо зависаниях системы, неправильной работе программ и прочего;
  • немедленно сообщайте учителю о возникновении любых случаев травматизма одноклассников, особенно если речь идет о повреждениях электрическим током;
  • самовольно подсоединять и использовать какое-либо оборудование, в том числе и носители информации;
  • если по техническим причинам производится внеплановое включение/выключение техники, то интервал времени между включением/выключением и выключением/включением должен составлять не менее 15 секунд;
  • запрещается продолжать работу в случае ухудшения самочувствия; об этом сразу необходимо сообщить учителю;
  • при усталости глаз, необходимо сделать перерыв и выполнить гимнастику для глаз;
  • при появлении запаха гари, постороннего шума, необычных звуков немедленно прекратить работу, и сообщить учителю;
  • длительность работы за компьютером для школьников должна быть строго регламентирована, чтобы не провоцировать развитие глазных патологий.

Для различных возрастных групп школьников это время тоже различно.

Например, для учащихся 1 класса это время составляет не более 10 минут, для учащихся 2-5 классов оно немного увеличивается и составляет уже 15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть на уроке выполнить задание на компьютере, а остальное время посвятить оформлению работы, изучению нового материала.

Время, регламентируемое для непрерывной работы за компьютером для учащихся 6-7 классов составляет 20 минут. Если школьник не успел выполнить задание в течение этого времени, он может закончить его дома. Если же речь идет о выполнении домашнего задания, то нужно делать небольшие перерывы в работе, чтобы глаза успевали отдохнуть.

Важно! Длительное сидение школьников перед компьютером чревато ухудшением качества зрения и развитием патологий нервной системы.

Требования по технике безопасности по окончанию работы

По окончании выполнения практической работы учащийся должен:

Как правильно сидеть за компьютером.jpg

  • сообщить об этом учителю;
  • если того требует учебный процесс, сохранить файлы в личной папке на переносном электронном носителе;
  • закрыть все программы и папки;
  • правильно выключить компьютер;
  • задвинуть полку стола, где размещена клавиатура, и затем придвинуть стул к столу.


Общие требования

1. В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура - компьютеры (ЭВМ), принтер, другие технические средства. Поэтому:

  • бережно обращайтесь с этой техникой;
  • спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ — системный блок, клавиатура, монитор (дисплей) и др. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;
  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора;
  • включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
  • класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
  • работать во влажной одежде и влажными руками.

3. Хорошо запомните, где в кабинете огнетушитель. Познакомьтесь под руководством преподавателя, как пользоваться им. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю; в случае необходимости окажите ему помощь в тушении огня.

Перед началом работы:

1. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

2. Разместите на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ.

3. Внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращайтесь к преподавателю.

4. Хорошо разберитесь в особенностях применяемых в работе аппаратов.

5. Начинайте работу только по указанию преподавателя «Приступить к работе».

6. Во время работы ЭВМ (компьютера) лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

Поэтому надо работать:

на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; курсантам, имеющим очки для постоянного ношения — в очках.

7. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.

Поэтому нельзя работать:

  • при недостаточном освещении;
  • при плохом самочувствии.

Во время работы:

1. Строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя.

2. Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю.

3. Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов.

4. Не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение.

5. Работайте на клавиатуре чистыми руками.

6. Никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

7. Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

По окончании работы:

1. Выключите компьютер.

2. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

  • избежать несчастных случаев;
  • успешно овладеть знаниями, умениями, навыками;
  • сберечь вычислительную технику и оборудование.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

невыполнение правил - грубейшее нарушение порядка и дисциплины.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики - смотреть Презентацию

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ПРИ РАБОТЕ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ

В наши дни персональный компьютер — неотъемлемая часть обеспечения работы, учебы и досуга. Проводя за ним долгие часы, мы не склонны задумываться, что перед нами не только бесценный помощник, но и потенциальный источник повышенной опасности. Этой опасности можно избежать, если соблюдать несложные правила.

Прежде всего, не надо забывать, что компьютер — электроприбор, находящийся под напряжением, величина которого может быть смертельно опасной. Под опасным напряжением находятся и многие отдельные узлы системного блока, а также устройства, составляющие часть рабочего места человека, пользующегося персональным компьютером, — монитор, принтер, сканер, звуковые колонки и т. д. В связи с этим недопустимо:

  • вскрывать корпус компьютера, не отключенного от электрической сети;
  • использовать некачественные или изношенные провода, электрические розетки, удлинители и иные вспомогательные электрические аксессуары;
  • располагать электрические провода таким образом, что на них можно наступить при ходьбе или случайно задеть телом при работе за компьютером.

Следует также знать, что на отдельных элементах компьютера (например, мониторах некоторых типов, источниках бесперебойного питания) высокое напряжение может сохраняться и некоторое время после отключения компьютера от сети.

Компьютер является и потенциальным источником пожарной опасности. Положенные на системный блок или источник питания листы бумаги, особенно если они закрывают вентиляционные отверстия, могут воспламениться (или привести к выходу из строя компьютера за счет перегрева). В вентиляционных отверстиях узлов компьютера неизбежно скапливается пыль, и это тоже не способствует его качественной работе. Эту пыль надо хотя бы раз в год удалять с помощью пылесоса (особенно из системного блока, не вскрывая его).

Давайте не будем путать: из того, что вы умеете программировать, инсталлировать и удалять программы, создавать презентации, общаться в Интернете и т. д., вовсе не следует, что вы являетесь квалифицированным специалистом по сборке-разборке компьютера. От правильной самооценки в этих вопросах зависит ваше здоровье (и даже жизнь).

Если правила техники безопасности при работе с компьютером, связанные с «электрической» составляющей, относительно просты и легко выполнимы, то правила личной гигиены в этой сфере (тоже не очень сложные) гораздо реже соблюдаются на практике, особенно когда мы не в школьном компьютерном классе, где за их соблюдением следит учитель, а дома. Вспомните, что элементарное требование «регулярно мойте руки мылом» предохраняет здоровье миллионов людей эффективнее самых совершенных лекарств, но многие люди болеют лишь потому, что его нарушили. При работе с компьютером имеет место аналогичная ситуация — люди, не соблюдая элементарные гигиенические нормы, теряют зрение, портят осанку, чрезмерно утомляются и даже доводят себя до психических расстройств. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате.

Обсудим некоторые проблемы в этой сфере детальнее.

Электромагнитные излучения, сопровождающие работу системного блока, монитора и других узлов компьютера, традиционно рассматриваются как первостепенные источники опасности для человека. Несмотря на то что современные персональные компьютеры в этом отношении гораздо менее опасны, чем их прародители, эта угроза сохраняется. Современные жидкокристаллические мониторы практически не дают опасного излучения, в отличие от боковых и задних стенок системного блока, источников бесперебойного питания, и поэтому не следует ставить их вплотную к пользователю. В компьютерном классе, где стоит несколько компьютеров, системный блок соседнего компьютера не должен задней стенкой упираться в человека — на этот счет существуют строгие правила, как расставлять компьютеры.

Вредное влияние на зрение, оказываемое монитором, можно уменьшить как за счет высокого качества монитора, так и путем периодического выполнения несложных упражнений для глаз. Монитор должен удовлетворять международным стандартам безопасности, что фиксируется в сопроводительной документации. На него не должны падать блики от источников света; расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше, опасаясь вредных излучений, потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов. Оптимально размещение монитора на расстоянии примерно полутора размеров диагонали экрана. Важным параметром является частота кадров — она должна быть не менее 85 Гц. Периодически, почувствовав утомление зрения, необходимо сделать перерыв, отвести взгляд от экрана и сфокусировать его на удаленных предметах. Вредное влияние на зрение оказывает и недостаточная освещенность как помещения в целом, так и рабочего места в частности.

Вредное влияние на осанку, которое может привести к искривлению позвоночника и другим неприятностям, компенсируют правильным оснащением рабочего места — стола, стула, подставок для рук и ног. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору.

И наконец, нельзя не сказать о вредном влиянии на психику, наблюдаемом у некоторых пользователей персональных компьютеров, число которых, к сожалению, возрастает. Компьютерная зависимость, проявляющаяся в том, что люди (прежде всего молодые) теряют интерес ко всему, кроме компьютерных игр и/или общения в Интернете, по классификации Всемирной организации здравоохранения отнесена к опасным психическим расстройствам. Эти люди постепенно теряют связь с действительностью и начинают жить в воображаемом мире. «Техника безопасности» здесь состоит в самоконтроле и контроле со стороны окружающих, помогающих вовремя оторваться от виртуального мира и вернуться в мир реальный.

Закончим этот обзор на оптимистичной ноте. Компьютеры и информационные технологии стали одним из величайших приобретений человечества за всё время развития науки и техники. Увы, практически любое техническое приобретение имеет и негативные стороны, но при соблюдении определенных правил можно минимизировать вредные последствия, и они несопоставимы с теми возможностями, которые компьютерная техника дала человечеству.

Читайте также: