Когда началась интеграция компьютерных технологий в учебный процесс в мире

Обновлено: 04.07.2024

Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники.

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

Первые шаги по использованию компьютеров в обучении за рубежом начались примерно в 80-е годы XX в. Прежде всего возникла проблема наличия техники в школах. Этот период профессор Калифорнийского университета А. Борк очень точно назвал "Достанем побольше техники". Отличается в этом отношении позиция Японии, где прилагались сознательные усилия не допустить проникновения компьютеров в школьные классы, по крайней мере на ранних этапах.

В Швеции в 1983 году также была принята программа широкомасштабного внедрения компьютеров в школы.

В младших и средних классах ребята овладевают навыками работы за компьютером (computer science) при изучении разнообразных предметов, хотя в большинстве стран все начиналось с программирования. Когда были установлены первые ЭВМ в классе, не было еще специального программного обеспечения для обучения. Педагоги использовали то, что прилагалось к машинам, а это, как правило, среды языков программирования, и обычно Бейсик.

Очень трудно объяснить, почему Бейсик получил такое большое распространение во всем мире, поскольку программы, написанные на нем, могут быть до удивления лишены логики. Многие авторы отмечали, что Бейсик способствует формированию вредных навыков, которые в дальнейшем трудно изменить.

Изучение языков программирования массовым порядком - это один из этапов овладения компьютерной техникой в обучении. Этот этап прошли многие страны мира, хотя в ряде стран (Франция, Австралия) с самого начала было принято направление на использование компьютера в качестве средства обучения при преподавании школьных предметов.

С дидактической точки зрения первые шаги по овладению компьютерной техникой едины в том, что явно ощущалось чрезмерное увлечение техникой и недостаточное внимание к педагогической стороне дела. Отличались в этом отношении страны, где процесс внедрения вычислительной техники в школы контролировался государством.

Так, в 1979 году в Болгарии была создана Проблемная группа образования при Академии наук Болгарии и Министерстве народного просвещения, основной задачей которой являлось разработать методическую концепцию использования ЭВМ в образовании.

В 1985 году Национальный совет Швеции по образованию поручил рабочей группе "Педагогические программные средства" определить основные направления разработки средств учебного назначения и обеспечить их внедрение на локальном и региональном уровне. В 1983 году Министерство просвещения Китая начало эксперимент по компьютерному обучению в пяти средних школах при Пекинском университете, а также при университетах Цинхуа и Фузань. В Великобритании в 1981 году были разработаны государственные программы внедрения компьютерного обучения в школы Англии и Шотландии.

Что касается США, ФРГ, Австралии, то там внедрение компьютеров в обучение было отдано на рассмотрение местных органов образования. В России информатизация образования также контролируется государством.

С первого же момента появления компьютеров в школах стало ясно, что необходимо разрабатывать специальное программное обеспечение. Пока таких программ не было, обучали программированию, но вот появились первые программы учебного назначения.

Первоначально программы писали либо учителя, достаточно знакомые с программированием, либо программисты, мало знакомые с дидактикой. В первом случае страдала техническая сторона дела, во втором - дидактическая. Постепенно методисты и программисты стали объединяться, появились интересные обучающие программы (tutorials) и другое программное обеспечение учебного назначения (simulations, tools). Часто используются упрощенные варианты прикладного программного обеспечения для деловых приложений (text editor, speed sheet, data base). Просматриваются перспективы внедрения сетей, систем мультимедиа, систем искусственного интеллекта в учебный процесс.


За последние несколько десятков лет информация получала всё больше и больше значения. Современный человек не представляет жизни без неё. В связи в этим появилось множество проблем, одной из которых является проблема обучения, особенно применения ИКТ в образовании, так как в наши дни классические методы обучения устарели и не могут полностью удовлетворить запросы учеников. Среди огромного и быстро движущегося потока информации студенту необходим ориентир. Сейчас эту роль выполняет педагог, которому самому необходимо владеть новыми методиками, связанными с ИКТ, чтобы уметь взаимодействовать со своими подопечными.

Ключевые слова: информация, общество, преподаватель, технологии, образование.

Over the past few decades, information has gained more and more importance. Modern man cannot imagine life without it. In this regard, many problems have appeared, one of which is the problem of teaching, especially the use of information and communication technologies in education, since today trivial teaching methods are outdated and cannot fully meet the needs of students. In the midst of a huge and fast-moving flow of information, the student needs a reference point. Now this role is performed by a teacher, who himself needs to master new methods related to ICT to be able to interact with his wards.

Keywords: Information, society, teacher, technology, education.

Из-за процесса перехода от индустриального общества к постиндустриальному люди избрали новый приоритет — информацию — замену промышленности. Как следствие, появились новые способы передачи, обработки, хранения и воспроизведения информации. Человек живёт в социуме, который отличается от общества 50-летней давности. Новое время, кардинально меняющее экономическую, духовную, интеллектуальную и другие сферы деятельности людей, влияет и на место человека информационном мире. Мы движемся в одном направлении с научно-техническим прогрессом. Однако это не просто пассивное принятие продиктованных условий производства и использования. Человек — это часть информационной реальности. Она влияет на него, на его привычки, мышление, ценности и ориентиры. В связи с вышесказанным значительные изменения произошли и в образовании из-за важности этой области жизнедеятельности для людей. Сейчас, в отличие от прошлого, преподаватель не может не использовать разнообразные виды подачи материала, так как ученик изначально готов потреблять информацию в большом объёме. Для улучшения её усвоения учителям и нужны информационно-коммуникативные технологии. Также ИКТ помогают:

  1. Повысить мотивацию студентов на обучение, развить познавательный интерес
  2. Создать у учеников идей информационного общества
  3. Использовать индивидуализацию и дифференциацию в процессе образования
  4. Использовать онлайн-обучение
  5. Развить разные типы мышления
  6. Развить навык самообучения и самоподготовки
  7. Создать информационную площадку для взаимодействия пегагоческого коллектива и др.

Цель данной статьи — проследить этапы развития ИКТ в мире и стадии внедрения их в образование, доказать гипотезу о том, что нынешнее время — это лучшая возможность по максимуму использовать ИКТ и повышать качество образования, которое является объектом статьи.

Основные этапы внедрения ИКТ в образование

  1. Опорой первого этапа служили логика и математика. В 50–70 годах XX века начали формироваться компьютерные центры в учебных учреждениях по всему миру. Основным спросом ИКТ пользовались у студентов с техническими профессиями и были нацелены на получение навыка написания программ, развитие алгоритмического мышления. Из-за сложности восприятия информации на ЭВМ, непонятного для непросвещённого пользователя интерфейса ИКТ не получали большого признания среди гуманитарного образования. Эта стадия называется электронизация.
  2. Второй этап (70–90 годы) характеризовался более развитыми ЭВМ, поэтому они стали удобнее, соответственно, и привлекали большее количество пользователей. Также компьютерам того времени была характерна наглядность, оттого образовательный процесс индивидуализировался. Студенты всё больше начали изучать научные явления и процессы через компьютерное моделирование. Увеличилось количество автоматизированных систем обучения. Целью данного этапа является переход от формы представления информации к её содержанию — компьютеризация.
  3. Наши дни — третий этап (с 90 г.). Это время характерно новыми технологиями, мультимедиа-технологиями, большим объёмом ёмкости хранения информации. Характерной чертой этого этапа является глобализация, которая повлияла и на ИКТ в образовании. Всемирная сеть Интернет стала основным способом передачи, обработки и хранения информации. Возросла роль медиаграмотности и компетенции в сфере компьютерных технологий. Этот этап называется информатизацией.

Информационно-коммуникативные технологии постепенно проникли во все сферы жизнедеятельности человека с момента их создания. В связи с этим их использование становится необходимым. Одним из приоритетных направлений информатизации всего общества становится внедрение ИКТ в образовательный процесс.

ИКТ влияют на обучение и воспитание, т. к. они изменяют методы преподавания и вводят новые. Например, применение компьютеров, проекторов, телекоммуникаций. Также это касается средств хранения информации: электронные учебники, справочные материалы, онлайн-библиотеки, глобальные и локальные образовательные сети.

Овладение навыками технологий ещё в школе даёт огромное преимущество в будущем и определяет успешность профессии. Поэтому важной частью внедрения ИКТ в образование являются специальные навыки педагогического состава. Каждый участник образовательного процесса должен обладать пониманием технологий и умением их применить в обучении.

В настоящее время процесс внедрения ИКТ очень сложный, поэтому требует выполнения определённых условий:

  1. Создание нормативно-правовой базы
  2. Создание материальной базы ИКТ
  3. Создание системы обучения преподавательского состава
  4. Создание нового методического обеспечения в образовании

Помимо вышеперечисленных примеров применения ИКТ в образовательном процессе, можно также говорить о следующих вещах. ИКТ могут быть использованы при создании электронных таблиц, изображений по какой-либо дисциплине или её части, интерактивных тестов и других проверочных работ, домашних заданий. Учитель также может применять технологии при подготовке к занятиям в виде презентаций, аудио, видео-материала; при контроле обучения; при организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся.

Нужно отметить, что ИКТ включают не только информационные технологии, но и коммуникативные. Коммуникативная технология состоит из нескольких основных элементов речевой деятельности: письмо, говорение, аудирование, чтение. Главным инструментом освоения коммуникативной технологией является ситуация, потому что в ней преподносится речь, оттачиваются коммуникативные навыки, поддерживается активность обучающихся и формируется навык самостоятельного общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение ИКТ в образовательный процесс имеет свою историю. Современный педагог не может обходиться без них, т. к. информация является характерной чертой нашего общества. Информационно-коммуникативные технологии дают учителю дополнительные возможности в обучении и воспитании, развивают интеллектуальные, творческие способности, критическое мышление. ИКТ в образовании стимулируют повышение его уровня, увеличение его доступности, развитие личности в информационном обществе.

Цель данной работы является изучить использование новых компьютерных ( информационных) технологий в образовательном процессе.

ВложениеРазмер
vvedenieinna.doc 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые информационные технологии в образовании

Выступление на педагогическом совете МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам информатизации ОУ.

О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий

О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий.


Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.


«Новые информационные технологии как средство, обеспечивающее современное качество образования»

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны.

14-ая международная научно-практическая конференция "Новые информационные технологии в образовании. Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования

Свидетельство участника конференции.


Видеовопрос в профориентационном проекте для старшеклассников "Путешествие в страну знаний" как внедрение новых информационных технологий в дополнительное образование

В работе рассмотрен процесс, результаты и перспективы внедрения новых информационных технологий в профориентационный проект для старшеклассников «Путешествие в страну знаний». Особое внима.


Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образовании

Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образованииУскорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибкихавтоматизированных систем, микропроцессор.

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса) [ 4 ].

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями -"заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом [ 4 , 8 ].

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродей ствующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий [ 5 , 6 , 7 , 9 , 1 0 , 1 1 ].

Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";

3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности.

Работы Скиннера, Краудера и других педагогов-исследователей дали толчок развитию трех различных видов обучающих программ (ОП): линейных, разветвленные и адаптивных, с помощью которых и строится процесс программированного обучения в современной школе.

Линейная ОП — это обучающая программа, в которой весь учебный материал разбивается на последовательность смысловых единиц ("порций"), логически охватывающих весь предмет. Эти "порции" должны быть достаточно малы, чтобы учащийся делал как можно меньше ошибок. В конце каждой "порции" выполняются контрольные задания, однако порядок изучения "порций" не зависит от результатов выполнения этих заданий.

Разветвленная ОП отличается от линейной тем, что обучаемому в случае неправильного ответа при выполнении контрольных заданий может предоставляться дополнительная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание.

Построение адаптивной ОП основано на гипотезе, что некоторое количество ошибок необходимо для успешного обучения, т.е. если учащийся все делает без ошибок, то эффект обучения будет меньше. Количество допущенных ошибок используется следующим образом;

а) если процент ошибок падает ниже определенного уровня, то степень трудности обучения автоматически повышается;

6) при возрастании процента ошибок выше определенного уровня степень трудности автоматически понижается.

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого информационного образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Читайте также: