Когда перестали выпускать игры на ps3

Обновлено: 30.06.2024

19 ноября в России начались продажи игровой приставки нового поколения от Sony — Playstation 5. На практике пока наблюдается дефицит приставок, и в ближайшее время они, похоже, достанутся только самым проворным и нетерпеливым. Пока новые консоли не появились в широком доступе — «Реальное время» вспоминает предыдущие модели и их ключевые особенности.

Playstation

Оригинальная, первая Playstation была выпущена компанией Sony 26 лет назад, в декабре 1994 года. Она относится к игровым приставкам пятого поколения — конкурентами были Sega Saturn и появившаяся на два года позже Nintendo 64. Особенностью этого поколения считается переход к трехмерной графике — до этого игры были «плоскими». Еще одна особенность — игры у приставок пятого поколения (за исключением Nintendo 64) стали выпускаться на дисках, а не на картриджах.

Считается, что Playstation смогла выиграть гонку с конкурентами в том числе благодаря относительно низкой стоимости приставки и, что даже более важно, благодаря сотрудничеству со сторонними разработчиками игр — Nintendo и Sega акцентировали внимание на собственном производстве видеоигр. Всего первая Playstation была продана в количестве 102 млн штук — Sega Saturn продали в количестве всего 9,5 млн, а Nintendo 64 — в количестве 33 млн. Производить Playstation перестали только в 2006 году, когда Sony решила выпускать уже даже не Playstation 2, а Playstation 3. Говоря про технические характеристики — у первой приставки от «Сони» был процессор с частотой около 34 МГц, оперативная память в 2 мегабайта, 1 мегабайт видеопамяти и двухскоростной CD-ROM.

Playstation 2

Новая версия игровой приставки была выпущена спустя шесть лет после выхода первой (такая периодичность, 6—7 лет, сохраняется до сих пор). Продажи начались в марте 2000 года, производство завершилось только в январе 2013 года. За это время продали 155 млн приставок — это рекордный показатель среди вообще всех игровых приставок. Основным конкурентом Playstation 2 была выпущенная на год позже Microsoft Xbox, но их продали в количестве всего 24 млн штук.

Основным плюсом Xbox, которого изначально не было в приставке от Sony, стала поддержка онлайн-игр. Тем не менее спустя пару лет поддержка онлайн-игр добавилась и в Playstation 2. Приставка, в отличие от предыдущей модели, поддерживает уже не только CD, но и DVD — появилась и поддержка воспроизведения видео. Еще из важных особенностей — Playstation 2 поддерживала игры и от первой версии, что позволило сохранить пользователей оригинальной PS.

Технические характеристики у PS2 ожидаемо сильно улучшились. Процессор тут теперь работал на частоте в 295 МГц, оперативной памяти было 32 мегабайта, видеопамяти — 4 мегабайта. В отличие от Xbox, в Playstation 2 по-прежнему не было жесткого диска, что в принципе было существенным недостатком — но на продажи приставки, как мы видим, не повлияло.

Playstation 3

Следующая приставка от Sony вышла в ноябре 2006 года. Производство было завершено относительно недавно, в мае 2017 года. Было продано около 90 млн экземпляров консоли. Основными конкурентами были Xbox 360 и Nintendo Wii. При этом первая из них продавалась примерно так же, как PS3, а Nintendo Wii оказалась даже более популярной — ее продали в количестве примерно 102 млн штук. Успех последней основан на особенных контроллерах, которые реагируют на движения игрока

В Playstation 3 уже появился жесткий диск — изначально были версии на 20 и 60 гигабайт, затем добавились версии на 40 и 80 гигабайт. В 2009 году добавилась Slim-версия — более тонкая и маленькая, но с большим жестким диском — на 120 гигабайт. Наконец, в 2012 году вышла PS3 Super Slim — еще меньше и легче, с жестким диском на 250 или 500 гигабайт, или SSD на 12 гигабайт. В приставках появился Blu-ray привод и Bluetooth, а также Wi-Fi. Процессор тут — частотой в 3,2 ГГц. И оперативной, и видеопамяти — по 256 мегабайт.

Playstation 4

Наконец, теперь уже не последняя версия приставки — Playstation 4 — начала продаваться в ноябре 2013 года. Кстати, это первая версия игровой приставки от Sony, которую в Японии стали продавать позже, чем в остальном мире. В 2016 году к оригинальной Playstation 4 добавились две версии Slim и версия Pro, поддерживающая разрешение 4К. По данным на конец 2019 года, в мире продано около 106 млн экземпляров PS4. Основной конкурент — Xbox One — продали в количестве меньшем, чем 50 миллионов экземпляров.

Каждая игровая платформа имеет свой жизненный цикл: она (обычно торжественно) запускается и какое-то время поддерживается компанией-владельцем. Но рано или поздно эта поддержка оканчивается: прекращается производство новых консолей, перестают выходить новые игры для них, и, получается, в какой-то момент какая-то игра становится последней выпущенной на платформе и ставит своеобразную точку.

Это довольно интересный момент, потому что запуск консоли сопровождается определенным набором игр aka лаунч-тайтлов, которые должны обеспечить консоли хорошие продажи и, в идеале, сразу стать систем-селлером. Последние же игры становятся последними не намеренно, а просто потому что вот так случилось. Тем не менее, как выясняется, до этого момента может пройти удивительно большое количество времени. Тем интереснее взглянуть на последние игры, вышедшие на платформе, существующей уже много лет и уже не имеющей былой популярности у большинства игроков.

Но здесь следует уточнить несколько моментов. Во-первых, часто после окончания официальной поддержки консоли, энтузиасты или даже определенные компании-разработчики выпускают новые игры для неё: как бесплатные (для запуска на эмуляторе), так и платные (на физических картриджах или дисках). Однако, это всё уже нелицензированные проекты, даже если они продаются за деньги. Поэтому, так как неофициальные игры для консоли могут выходить и по сей день, учитываются только те, что вышли по лицензии компании-платформодержателя.

Во-вторых, как известно, игры для консолей выпускаются для разных регионов, например, таких как Северная Америка, Европа и Япония. И не редка ситуация, когда консоль доживает свой срок уже только в каком-то одном регионе и последняя игра выпускается, например, исключительно для японского региона. Определенному выше критерию она удовлетворяет, но сразу стоит понимать, что этой игрой чаще всего будет неизвестный большинству проект, и не факт, что качественный. Зато последний. И лицензированный!

Поэтому ниже, в большинстве своём, для одной консоли будут приведены несколько последних игр: для разных регионов и с разными подробностями по поводу их релиза. Также может быть описана "жизнь после смерти": переиздание консоли, homebrew-движение и интересные проекты выпущенные в его рамках.

В списке, помимо широко известных платформ, присутствуют и не особо успешные. Ввиду их малой популярности, история их жизненного цикла и причины этой самой низкой популярности описаны подробнее. А вот pong-консоли из первого поколения не рассматриваются, так как они, за редчайшим исключением, сразу содержат в себе всю библиотеку встроенных игр.

Легендарная Atari 2600 сразу показывает сколько может существовать культовая платформа. Выпущенная в Северной Америке 11 сентября 1977 года, она поддерживалась до 1 января 1992 года, просуществовав таким образом больше 14 лет и, будучи консолью второго поколения, дожила чуть ли не до начала пятого. Продажи составили приличные 30 млн экземпляров. Любопытно, что консоль, первой ставшая частью массовой культуры и синонимом видеоигр, сама же стала одной из причин кризиса игровой индустрии в 1983 году. Естественно, после этого кризиса и особенно после появления консолей следующего поколения, популярность Atari 2600 начала падать. Однако, несмотря на это, игры продолжали разрабатываться ещё много лет: например, под именем самого Нолана Бушнелла в 1989 году вышла Secret Quest. Это была “бродилка” на космическую тематику, вдохновленная самой The Legend of Zelda (!).

Последней же игрой в Северной Америке стала гонка MotoRodeo в 1990 году.

Последней игрой выпущенной уже только в европейском регионе, но ещё самой компанией Atari стала головоломка Klax в 1990 году. Для одной из последних игр выглядит не впечатляюще, но, как и говорилось, это обычная ситуация.

Тем не менее, даже это ещё не конец. Спустя два года, в 1992 году снова только в Европе выходит последняя официальная эксклюзивная (!) игра для Atari 2600, но уже от сторонней компании Salu Ltd. Ею является головоломка на манер Тетриса Acid Drop.

Вдобавок, эта компания в том же 1992 году издала в Европе игру Ghostbusters II, не выпущенную в своё время в 1990. Для сравнения: в это же время вышла Wolfenstein 3D для DOS.

И вот только теперь, спустя столько лет, официальная история Atari 2600 заканчивается.

Неофициальная же продолжается до сих пор. Стоит отметить бывшие в разработке в 1980-х, но не добравшиеся тогда до релиза и самоизданные много лет спустя Pick Up (2002) и Actionauts (2008), а также большое количество homebrew-игр от пользователей сайта AtariAge, созданных уже в 2000-е.

Также уже много лет и по сей день по лицензии Atari компанией AtGames выпускаются консоли из серии Atari Flashback со встроенными классическими играми из библиотек консолей Atari, включая любительские и ранее не дошедшие до релиза. А предположительно в 2019 году уже сама Atari планирует выпустить новую консоль под названием Atari VCS, которая наряду с классическими играми Atari позволит запускать и новые игры.

Первоначально называлась Video Entertainment System или VES. Выпущенная в Северной Америке в ноябре 1976, почти за год до выхода Atari 2600, именно эта консоль фактически начала второе поколение. Это была первая консоль на микропроцессоре и со сменными картриджами, которые содержали в себе игру, в отличие от pong-консолей основанных на дискретной логике и имевших только зашитые в них игры. Вдобавок, у неё был инновационный контроллер в виде джойстика, который позволял двигаться в восьми направлениях. Тем не менее, Atari, увидев такое положение дел, ускорила доработку и выпуск своей 2600, носившей тогда кодовое название Stella, значительно улучшив графику и звук. Что интересно, даже первоначальное название у 2600 было Video Computer System (VCS), как раз для конкуренции с VES. Это вынудило Fairchild сменить название на Channel F, а после в 1979 году выпустить новую версию системы под названием Channel F System II. У неё был более современный дизайн, появились съемные контроллеры и другие изменения. Но из-за очень слабой игровой библиотеки, это уже не помогло догнать Atari. В 1983 году, в разгар кризиса игровой индустрии, производство было прекращено. Было продано всего около 250 000 консолей.

Для платформы было выпущено всего 26 официальных картриджей, некоторые из которых содержали не одну, а две игры. Последним был картридж 1981 года с названием Videocart-26: Alien Invasion, содержащим клон всем известной Space Invaders.

Популярности у энтузиастов платформа не получила. Лишь в 2009 году была создана первая homebrew игра для этой платформы по аналогии названная Videoсart-27 Pac-Man — порт понятно какой игры. Разработка же второй игры под названием Killer Heads of Lettuce была начата в феврале 2018 года.

Последователь самой первой игровой консоли в истории. В Европе вышла в декабре 1978 года и там известна как Philips Videopac G7000, в Северной Америке вышла в феврале 1979 года. Как консоль второго поколения, обладала картриджами с записанными на них играми, в отличие от оригинальной Odyssey, где картриджи были лишь набором перемычек для переключения встроенных игр.

Отличительной особенностью была встроенная буквенно-цифровая клавиатура, которая использовалась в обучающих играх или программировании. Magnavox даже выпускала отдельный картридж Computer Intro! для обучения. Также интересной особенностью был модуль синтеза речи, который выпускался в качестве дополнительного расширения для звуковых эффектов. Тем не менее в Северной Америке, в отличие от Европы и Бразилии, особой популярности консоль не достигла. На платформе почти не выходили игры от сторонних разработчиков, в итоге библиотека содержит всего около 80 игр. Продажи были прекращены в 1984 году и составили 2 миллиона единиц.

Последними играми являются выпущенные эксклюзивно в Бразилии в 1985 году авиасимуляторы Air Battle и Comando Noturno!

В отличие от предыдущей консоли, у этой платформы появилось homebrew-движение. Так в нулевые и десятые было выпущено множество любительских игр: одной из последних на данный момент является K.C's Escape (2017).

Выпущенная в Северной Америке в 1980 году, после тестового запуска в 1979, эта консоль сразу создавалась с расчётом превзойти Atari 2600 — за счет более продвинутой графики, звука и библиотеки игр. Кроме этого консоль имела модульную расширяемость: планировался выпуск дополнительной клавиатуры, которая бы превратила её в домашний компьютер, однако из-за частых поломок, она не получила широкого распространения. Также в 1982 был выпущен голосовой модуль Intellivoice, который давал играм голосовое сопровождение. Однако, таких игр было выпущено всего пять и уже в 1983 он был снят с продаж. Весной 1983 года была представлена Intellivision II — более дешевая и компактная версия консоли. Самой интересной её особенностью была возможность установки модуля System Changer, который позволял играть в игры с картриджей Atari 2600. Вы можете себе представить подобное в наше время? Дальнейшее развитие платформы перечеркнул всё тот же кризис игровой индустрии. Компания Mattel решила уйти из производства консолей и продала все права на свою приставку компании INTV, организованной бывшими сотрудниками Mattel. Та, в свою очередь, в 1985 году выпустила ещё одну модификацию приставки, назвав её Super Pro System, которую продавала вплоть до 1990 года, и за это время выпустила для неё ещё много новых игр. По итогу, консоль продалась тиражом в 3 миллиона экземпляров и заняла вторые места по продажам и по сроку жизни во втором поколении.

Последней игрой стал волейбольный симулятор Spiker! Super Pro Volleyball, выпущенный осенью 1989 года.

Этим летом Sony прекратит поддержку PlayStation Store на PlayStation 3, PS Vita и PSP. Ранее приобретенный контент никуда не пропадет, однако как подсчитал портал Video Games Chronicle, отключение онлайн-магазинов приведет к тому, что для покупки перестанут быть доступны свыше двух тысяч игр, выпущенных только в цифровом формате.

Поскольку Sony уже закрыла браузерную версию старого PS Store, это затруднило поиск точных данных. Журналистам пришлось составлять списки самостоятельно, основываясь на различных открытых источниках, в том числе по информации о трофеях, поэтому возможны некоторые расхождения с реальными цифрами. Так или иначе, в общей сложности порядка 2200 цифровых игр пропадут из продажи после отключения PS Store на снятых с производства консолях. Среди них:

  • Около 630 цифровых игр для PS Vita;
  • Около 730 цифровых игр для PS3;
  • Небольшое количество цифровых игр для PSP;
  • 293 игры из подборки PlayStation Minis;
  • 336 игр из подборки PS2 Classics;
  • Около 260 игр из подборки PS1 Classics.

Подавляющее большинство этих проектов есть на других платформах, однако около 120 из них будут потеряны навсегда после закрытия PS Store. Речь идет об эксклюзивах, выходивших только в "цифре". К ним относятся Infamous: Festival of Blood, MotorStorm RC, Tokyo Jungle, Rain и другие.

При этом ряд цифровых игр в какой-то мере автоматически станут консольными эксклюзивами Xbox, где маркетплейсы продолжают свою работу. Это касается Beyond Good & Evil HD, Rayman 3 HD, Far Cry 3: Blood Dragon, Castlevania: Lords of Shadow - Mirror of Fate HD, SoulCalibur II HD Online, Resident Evil Code: Veronica X, Lara Croft and the Guardian of Light и Bionic Commando.

Сильнее всех из издателей решение Sony затронет SEGA, выпустившей в PSN и Xbox Live Arcade множество HD-переизданий своих старых тайтлов, таких как Sonic Adventure 1-2, Sonic the Fighters, Sonic CD, Virtua Fighter 2, Daytona USA, Jet Set Radio, NiGHTS Into Dreams и Space Channel 5: Part 2. Все они также станут доступны лишь на консолях Xbox (и PC).

На других платформах "эксклюзивов" тоже прибавиться. Например, Resident Evil: The Darkside Chronicles и Resident Evil: The Umbrella Chronices легально снова станут доступны только на Nintendo Wii, поскольку были выпущены на PS3 исключительно в цифровом виде. В случае с Wii онлайн-магазин на ней давно уже закрыт, однако обе игры еще можно найти в розничной продаже.

Главный вывод, который делают из всего этого VGC: случай с PS Store, а также закрывшиеся ранее DSi Shop и Wii Shop Channel показывают, что цифровые хранилища не вечны и никакая система не застрахована от подобной участи, насколько бы популярной она не была. В этом году PS4 отметит свою восьмую годовщину и не факт, что через несколько лет тоже самое не произойдет с ней.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

С помощью PlayStation 3 можно играть, просматривать фильмы, слушать музыку и выходить в интернет. Изначально первые модели PlayStation 3 поддерживали игры от PlayStation .

Выход консоли должен был состоятся в 2005 году, но в процессоре отсутствовал чип GPU, который добавили уже к концу подготовки загрузки. Выход PlayStation 3 в Японии состоялся 11 ноября 2006 года, 17 ноября в Северной Америки, в марте 2007 года уже в Европе. Официально на территории Российской Федерации появилась 20 апреля 2007 года, но в отличие от Xbox'a поддерживает русский язык.

Содержание

История

Начало разработки

После выхода популярной игровой приставки PlayStation 2 создание новой модели оставалась под вопросом. Уже в 2005 году История развития

Существовало две модели консоли, отличались объёмом жёсткого диска:более дешёвая версия 20GB и в полной комплектации 60GB. Первая модель была популярна в Японии, но не так популярна в Америке и вскоре продажи прекратились. 9 июля 2007 года Sony официально объявила продажи модели PlayStation 3 с жёстким диском в 80GB, в Северной Америки в продаже появились лишь в августе. В октябре 2007 года появилась в продаже приставка с жёстким диском 40GB и с отсутствием поддержки PlayStation 2(исключения были первые 7 партии Европейского Региона) и без встроенного кард-ридера. 20 августа 2008 года появилось обновление этой приставки с жёстким диском 80GB, в дальнейшем последующие модели приставки выпускаются с геймпадом DualShock 3 и с отсутствием поддержки PlayStation 2.

PlayStation 3 в России

Официально поступила на территории России в продажу с 20 апреля 2007 года. Продавали консоли с диском 40, 60 и 80GB. Уже к концу 2009 года были вытеснены старые модели из продажи, остались только модели с жёсткими дисками на 120, 160, 250 и 320GB(Slim) и экономная версия 12GB(с подключаемым жёстким диском на 250GB)(Super Slim)

Техническая характеристика


Основная статья: Внешний вид

Приставка имеет размеры 325×98×274 мм; вес — 5 кг. Она заметно больше PlayStation 2 и по размерам вплотную приблизилась к Xbox. Корпус PlayStation 3 имеет немного выпуклую форму (в отличие от корпуса Xbox 360, который «вогнут»). Благодаря такой форме PS3 можно устанавливать вертикально без дополнительных подставок. Блок питания встроен в корпус консоли, что вместе с массивной системой охлаждения и обеспечивает относительно большой вес PS3.

Sony выпустила две различные конфигурации PlayStation 3. Premium (или 60Gb-версия) включает внутренний жёсткий диск на 60 гигабайт. Эта версия приставки также укомплектована интерфейсом Wi-Fi, выходом HDMI и кард-ридером. Core (или 20Gb-версия) с винчестером на 20 Гб, не включает Wi-Fi и кард-ридер, но поддерживает возможность заменить жёсткий диск и добавить недостающие интерфейсы с помощью адаптеров. Изначально компания не предполагала оснащать младшую версию приставки разъёмом HDMI, однако 22 сентября 2006 года Sony изменила своё решение и, кроме того, снизила цену на Core-версию в Японии до 429 долл. Также, в комплект обеих версий не входит HDMI-кабель, необходимый для полноценного HD-вывода.

Также с приставкой поставляется:

DualShock 3


Основная статья:

Более усовершенствованная версия DualShock 2, отличается наличием малой иконки PlayStation в середине геймпада, беспроводным джостиком и использование более качественного материала. Поставляется с моделью с диском на 80GB.

Sixaxis


Основная статья:

Sixaxis представляет собой беспроводной контроллер, работающий посредством связи Bluetooth. По заявлению Sony, заряда аккумулятора достаточно на 24 часа использования, а для подзарядки от приставки будет использоваться USB-кабель. Процесс распознавания дополнительно подключённых беспроводных контроллеров легко виден на 4-х светодиодных индикаторах. Одновременно к PlayStation 3 можно подключить до семи контроллеров.

Главной особенностью Sixaxis является возможность контроллера определять своё положение в пространстве, а также улавливать движение и вращение в трёх плоскостях, что позволит использовать в играх новые приёмы, не требующие нажатия кнопок. Sixaxis не поддерживает функцию вибрации, что также облегчает устройство. По заявлению компании, вибрация была удалена из контроллера исключительно для снижения цены устройства, хотя ранее считалось, что функции вибрации мешали датчикам движения.

В Sixaxis вместо переключателя Analog и его индикатора на передней части контроллера появилась кнопка с логотипом PlayStation, аналогичная функции Guide на контроллере Xbox 360. Высота некоторых кнопок была увеличена для большей комфортности. Рычаги L2 и R2 в задней части стали почти аналоговыми, теперь их степень нажатия можно регулировать подобно педалям в автомобиле. У аналоговых стиков был увеличен максимальный угол отклонения, а также повышена чувствительность.

PlayStation Eye


Основная статья:

Специальный дополнительный датчик движения к PlayStation Move. Это навигационный датчик движения. Нужен он для некоторых игр.

PlayStation Move


Основная статья:

Ещё один контроллёр от компании Sony. Контроллёр поставляется с PlayStation Eye и предназначен для отслеживания движения контроллёра в трёхмерном пространстве. За основу взяли контроллёр Nintendo .

Впервые была анонсирована в 2009 году компанией Sony. В 2010 году вышла в продажу, её можно приобрести отдельно или в комплекте(например "Праздник спорта", "Книга заклинаний").

Аксессуары

Адаптер

Вместе с =Пульт ДУ

7 декабря 2007 года вышел также пульт ДУ, позволяющее проигрывать на приставке фильмы на диске формата Blu-ray со стационарными возможностями. Может быть включён в некоторые комплектации.

Программное обеспечение

Интерфейс и ОС


PlayStation 3 имеет фирменное главное меню XMB, представляющее собой «дерево» c пиктограммами разделов, при выборе раздела под ним изображаются пиктограммы кнопок. Меню XMB Sony применяли также в PSP, своих телевизорах Sony Bravia и в серии ноутбуков Sony VAIO. Также на приставке установлена полноценная операционная система, для которой через онлайн-сервис можно скачивать патчи и обновления.

На приставку можно было установить операционную систему из семейства GNU/Linux, например такую как: YDL Linux (Yellow Dog Linux), Yellow Dog Linux for Sony PlayStation 3, Ubuntu, Fedora, однако будут недоступны некоторые возможности оборудования (например, 3D-ускоритель). После обновления приставки до версии 3.21, вышедшего 1 апреля 2010 года, функция стала недоступной. До этого данная функция работала только на системах предыдущих поколений, то есть в версиях, которые выпускались до 1 октября 2009 года или до выпуска новой версии консоли PlayStation 3 Slim.

21 апреля вышло обновление до версии 3.30, которое добавило поддержку режима 3D-стерео в играх. Обновление версии 3.50 добавило возможность воспроизведения Blu-ray 3D дисков, которые воспроизводятся в полноценных 1080p. Однако на момент прошивки 3.73 стандарт Dolby TrueHD, используемый в некоторых Blu-ray 3D фильмах, всё ещё не поддерживается. В версию начиная с 4.00 добавлена поддержка игровой консоли PS Vita. Последняя прошивка — 4.50.

Читайте также: