Коллаж который раскрывает структуру персонального компьютера

Обновлено: 06.07.2024

В статье показаны этапы развития коллажа как технологии в изобразительном искусстве . Раскрываются такие понятия, как компьютерный коллаж , фотомонтаж , фото-коллаж, стилизованный коллаж . Анализируются особенности создания компьютерного коллажа . Рассматривается творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Турлюн Л. Н.

Цифровой коллаж в искусстве: художественные плакаты с неограниченными возможностями Монтаж как средство композиционного коллажирования в графическом дизайне Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров Проявление коллажного мышления в изобразительном искусстве: от модернизма к постмодернизму i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COLLAGE IN THE COMPUTER ART

The article deals with the development stages of collage as a picture art technology . The notions of computer collage , photomontage , photo-collage, stylized collage are being considered in the article. The article also gives the analysis of computer collage creation. The creative works of Russian an and foreign computer artists are also being touched upon in the creation.

Текст научной работы на тему «Коллаж в компьютерном искусстве»

Turlyun L.N. COLLAGE IN THE COMPUTER ART. The article deals with the development stages of collage as a picture art technology. The notions of computer collage, photomontage, photo-collage, stylized collage are being considered in the article. The article also gives the analysis of computer collage creation. The creative works of Russian an and foreign computer artists are also being touched upon in the creation.

Key words: Computer Art, Computer Artists, collage, photomontage, picture art technology.

КОЛЛАЖ В КОМПЬЮТЕРНОМ ИСКУССТВЕ

В статье показаны этапы развития коллажа как технологии в изобразительном искусстве. Раскрываются такие понятия, как компьютерный коллаж, фотомонтаж, фото-коллаж, стилизованный коллаж. Анализируются особенности создания компьютерного коллажа. Рассматривается творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников.

Ключевые слова: Компьютерное искусство, компьютерный художник, коллаж, фотомонтаж, технологии в изобразительном искусстве.

Коллаж в истории искусств занимает особое место. История зарождения коллажа как технологии в изобразительном искусстве начинается с начала двадцатого столетия, хотя принципы создания коллажа были известны гораздо раньше, например: лоскутное шитье, оформление фотоальбомов, составление гербарий.

В искусстве начала ХХ века формируется новый взгляд на мир и его интерпретацию. Этот период можно охарактеризовать как поиск изобразительных средств и приемов для создания своеобразного художественного стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. Художники в это время акцентируют свое внимание на проблеме создания пространства в изобразительном искусстве. Одним из способов решения проблемы в организации пространства стал коллаж. Коллаж возникает в 10-е годы ХХ столетия среди различных художественных группировок, связанных с авангардом

На протяжении десятилетий коллаж стремительно развивался, изменялся, выступая всё время в новых и новых трансформациях, как принцип художественного мышления и пластический приём, как явление изобразительного искусства, и как явление, проявившее себя в музыке, литературе, фотографии, театре, кино.

Первыми попытки в применении техники коллаж в своем творчестве были у М.Врубеля, художник наклеивал кусочки бумаги на свои рисунки для создания более объемного образа (1901г.), а в работе «Автопортрет» 1905-06 годов вклеил бумажную папиросу. В те же годы И.Ефимов использовал цветную бумагу и золотую фольгу в своих графических произведениях.

Коллаж, считается открытием кубистов. Первые коллажи Брака и Пикассо появляются в 1912 году. В их творчестве коллаж остается дополнительным элементом графических или живописных произведений, не обретая самостоятельного значения. В том же качестве коллаж использовался и футуристами. Только к концу 10-х годов появляются самостоятельные, несвязанные с живописью или графикой коллажи [1].

На протяжении века коллаж обрел самостоятельный художественный язык, обладающий способностью саморазвития. Коллаж внедрился в суть современного сознания, в мировоззрение и в способ «поглощения» информации [2].

Коллаж нарушил традиционную схему развития искусства, заменив принципы традиционного искусства на калейдоскопическую картину, составленную из мелких кусочков, каждый из них занимает важное место в образе картины. Картину, в которой границы между направлениями и стилистическими тенденциями оказываются прозрачны. В ней фигурирует масса взглядов на созданный образ, каждый ее фрагмент мобилен и открыт для взаимодействия со множеством семантических, символических, стилистических контекстов.

В инновационном искусстве пост - культуры на смену идеализации, символизации в классическом понимании, при-

шло конструирование самодовлеющих объектов на основе коллажа-монтажа, отмечает В. Бычков [3]. По мнению Г. Розенберга, «коллажная революция» привела к концу древнее разделение между искусством и реальностью. С возникновением коллажа искусство более не копирует природу, выражая наступившую индустриальную эру, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя [4]. Коллаж не только отдаляет искусство от реальности, но создает особое пространство для творчества с самыми разными формами и объектами для создания нового неповторимого художественного образа. Коллажное пространство состоит из сплавов разных реальностей: между изображениями разных тем или разного стиля, текстом и изображением между фотографией и рисунком, между графикой и рисунком единственным и тиражным материалом, между текстом и изображением между материалом разных фактур и разной плотности. В коллаже может существовать абсолютно все: формы и образы, не имеющие аналогов в действительности, а в коллаже могут существовать с безусловной достоверностью, подкрепленной конкретикой и реальностью их материала. Возможность союза и взаимодействия в коллажном пространстве реальности с воображением художника, создало коллаж наиболее привлекательной технологией для творчества.

Коллажный принцип базируется на особом понимании произведения искусства, представляющего собой побуждающий к «ассоциациям визуальный материал из любого источника независимо от того обладает он или не обладает статусом искусства» [5]. Сам принцип коллажа - возможность сочетания «всего со всем» - метафоричен. Коллаж стремится к бесконечности: он не претендует на роль законченного произведения, сводя творчество к процессу установления связей между изображаемым и переходом восприятия зрителя на уровень обобщения. Множество изображений-знаков объединяются одним - единой точкой зрения художника или зрителя. Коллажная техника повлияла на формирование целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ас-самбляж, инсталляция.

За столетнюю историю, коллаж усовершенствовался, начиная со случайных наклейных фрагментов газетной бумаги, до сложных многослойных коллажей, выполненных средствами компьютерной графики.

В компьютерном искусстве эстетически весьма далеких друг от друга направлениях художники обращаются не к поиску новых форм в изобразительном искусстве, а к интерпретации уже известных стилей и техник. Среди этих техник можно выделить коллаж, который бесспорно, занимает одну из лидирующих позиций в современном компьютерном искусстве. С использованием компьютерных технологий художник усовершенствует технику коллажа, используя всевозможные спецэффекты компьютерной графики. Компьютерная графика дает возможность художнику создавать в коллажном

пространстве фантазийный и в то же время совершенно реальный, даже бытовой мир

В компьютерном искусстве коллаж - это композиция, образованная из разноплановых слоев, сведенных воедино и объединенных в один графический символ посредством однородной текстуры.

Компьютерный коллаж подразделяется на два вида: фотоколлаж и стилизованный коллаж.

Стилизованный коллаж - это коллаж созданный в едином стиле с применением ретуши и художественных спецэффектов.

Фото - коллаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картине или фотографии.

Фото-коллаж, как и многие самостоятельные виды изобразительного искусства, подразделяются на виды и жанры, и художественные приемы для создания композиций. Можно выделить три основных вида фото-коллажа - плакатный, художественный и журнальный. Разбирая художественные приемы, отметим, что и способы и задачи их могут быть совершенно разными. Фотоколлаж может нести в себе несколько или один из смыслов — философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический [6].

Создание компьютерных коллажей это, прежде всего умение работать со слоями, и умение грамотно применять различные виды наложения параметров слоя, наложения прозрачности и применения художественных спецэффектов. Ножницы это основной инструмент для создания традиционного коллажа. В компьютерном искусстве традиционные ножницы заменили виртуальные инструменты и фильтры для выделения и обрезки изображений, которые имеют ряд преимуществ перед традиционным инструментом. В графических редакторах инструменты для извлечения объектов делятся на группы, которые имеют свою специфику при извлечении объекта. В группу простые геометрические выделения входят инструменты прямоугольное и овальное выделения. С помощью этих инструментов можно вырезать круг, овал, прямоугольник или квадрат любых размеров, не применяя при этом дополнительных инструментов, в отличии от традиционной техники, где бы понадобились чертежные инструменты. Вторая группа - это группа Лассо. Используя инструменты лассо для извлечения фрагментов, можно вырезать более сложные формы. Инструмент лассо работает по принципу карандаша, обрисовывается нужный фрагмент, копируется и вставляется на новую рабочую плоскость. Чтобы вырезать архитектурное сооружение, художник использует прямолинейное лассо, если нужно вырезать более сложные фрагменты, например, людей, животных, то художник использует в своей работе магнитное лассо, инструмент как бы примагничивается к контуру объекта. При извлечении нужных фрагментов из общего фона, изображение можно масштабировать, чтобы вырезать более точно мелкие детали объекта. Еще одно преимущество цифровых инструментов - это сглаживание и растушевка краев, вырезанных объектов, что позволяет выполнить при монтаже плавный переход от одного объекта к другому. Новый инструмент освобождает от эффектов наклеенности, наложенные фрагменты воедино сливаются в общую композицию, лишая произведение фрагментарности. Компьютерные технологии при создании коллажа минимизирует, с одной стороны, руко-творность, а с другой, напротив, расширяют возможности, придавая новое качество коллажному произведению. Основоположниками в разработке технологии создания и развития компьютерного коллажа являются такие художники как, Лиллиан Шварц, Марго Лавджи, Жан-Пьер Иварал, Мишель Бобо, Шерри Лондон, Хелен Г олден, Екатерина Макентайр.

Для Лиллиан Шварц компьютер - это превосходящий фотографию инструмент для создания изображений и обработки изображения. Она фотографировала художественные произведения: картины, скульптуры, рисунки и печатные издания, где были собраны репродукции музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Она хранила их в компьютерной базе

данных и создавала коллажи. Лиллиан Шварц совместила изображения на мониторе компьютера и создала композицию, которая демонстрировала сходство между автопортретом Леонардо и его Мона Лизой.

В творчестве Марго Лаваджи встречаются различные виды компьютерной обработки. Марго Лаваджи вводила данные извне, сканировала различные изображения: фотографии, репродукции картин, преобразовывая их в лирические композиции, создавая коллажи, внося в них художественные эффекты, которые можно было воспроизвести только с помощи компьютерных технологий. В 1984 году Лаваджа исследовала отношения между иллюзией и действительностью, данные исследования вели ее от тонального зерна фотографии к ее первому столкновению с компьютерными пикселями. В этом же году Лаваджа начала свою первую инсталляционную работу, в которой использованы многократные изображения скульптуры, которые она прежде использовала в создании печатных изданий, книг, фотографий.

Многие работы Жан-Пьера Иварала выполненные в технике коллаж, такие как Мона Лиза (1989), включает двенадцать визуальных композиций, основанных на числовом анализе, он разбил изображение Моны Лизы Леонардо Да Винчи на измеримые элементы. Их строго геометрическая структура делает возможным не только воссоздание первоначального изображения, но также дает возможность в создании многообразных композиций иного лица, с теми же самыми элементами. Каждая общая форма может быть рассмотрена как геометрическая комбинация элементарных единиц, доступных для реконструкции. Именно в систематической эксплуатации этой области художник может создавать абстрактные визуальные композиции. Ричард Мэйл также разбивал изображения на составные элементы, составляя новые композиции. Одна из работ, выполненная в этом стиле - это Рождение Венеры, которая была экспонирована в Далласе в 1990 г. на выставке «Сиграф - 90». Это было цифровое изображение, основанное на картине Боттичелли «Рождение Венеры», где изображение было создано с помощью математического программирования, Ричард Мэйл заменил и объединил изображение Венеры на фигуру Элвиса Пресли [7].

Екатерина Макинтайр, фотохудожник, работает на компьютере в технике коллаж с 70-х годов. В настоящее время занимается графическим дизайном, созданием художественных плакатов и иллюстрированием книг, используя технику коллаж. Ее коллажи сочетают в себе природные и искусственные объекты. Некоторые ее коллажи с изображением киборгов химер, но большинство ее работ с изображением обнаженных людей. Обнаженные фигуры в постерах Екатерины Макентайр, символизируют чистоту, природное начало, глубокую сущность человечества, излучают благополучие. Химеры, киборги в произведениях Екатерины Макинтайр показывают высокомерие людей по отношению к животным и к природе. Для Фотохудожника Екатерины Макинтайр компьютер - это исключительно инструмент для создания цифровых картин в технике коллаж. Екатерина Макинтайр в основном работает в программе adobe Photoshop. Photoshop, расширяет творческие возможности для создания художественных произведений.

Работы художницы Хеленн Голден, основоположника в области цифрового изобразительного искусства, эклектичны, сочетают в себе компьютерную графику с офортом, живописью и фотографией. Хеллен переводила в цифровой формат готовые произведения, выделяла нужные фрагменты и создавала коллажи. Это один из распространенных прием в создании коллажей, который использовали еще Советские авангардисты такие как, Родченко, Степанова, Галаджев, Телингатер и др.

Сочетание традиционных методов с возможностями компьютерных графических программ расширили творческий потенциал художника. Из сканированного материала, она собирала коллажи, применяла к ним художественные спецэффекты, деформировала, создавая иллюзорные композиции. Многие работы Хеллен Голлден начинала создавать непо-

средственно на компьютере с помощью графических программ, распечатывала на принтере и дорабатывала карандашами или красками. Большинство работ Хелен Голлден, абстрактны. Она разрезала на компьютере фотографии и линогравюры на очень мелкие кусочки и составляла абстрактные композиции в хаотичном порядке. При создании абстрактных коллажей Хелен Голлден опиралась на творчество кубистов и футуристов, в основе ее колложирования лежит структурирование из простых, беспредметных элементов — плоскость, цвет, линия - тех или иных композиций. Иногда в своих абстрактных коллажах Хелен Голдон использовала сочетание фотографий с трехмерными объектами, созданных в графических редакторах трехмерной графики, тем самым она заложила основу компьютерного ассамбляжа [8].

С развитием графических редакторов и компьютерных технологий усложняется и коллаж, коллаж становиться более совершенен и разностильным. Компьютерные художники современности создают коллажи во всех стилях и направлениях изобразительного искусства от неоклассицизма до авангарда. Развитие компьютерного коллажа и компьютерной графики в России связано с русским неоклассицизмом и с основанием в конце 80-х годов ХХ столетия в Петербурге Т. Новиковым «новой академии изящных искусств. Коллажи О. Тобрелутс - это воспоминание о прошлом, каким бы хотелось его видеть. Художница сама становится героиней своих произведений. Стилистически определить ее творчество можно как неоклассицизм, пропущенный через постмодернистское сознание, как эклектичный мир, в котором изображены античные храмы, ренессансные интерьеры, голландские мельницы и костюмы от дизайнера К. Гончарова как штрих современности. Безграничные возможности компьютерной графике придают работам О.Тобрелутс нереальность и сверхъестественность.

Ю. Барина, московская художница, работает в технике коллаж средствами компьютерной графики. Компьютерный спецэффект позволяет создать видимость непрерывности переходов. Коллаж Ю. Бариной - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Ю. Барина работает с природным материалом, все объек-

Современные компьютерные технологии позволяют реализовывать самые смелые идеи художников сюрреалистов. Картины Джорджа Грие (Юрия Грибановского), Омского художника полны мощного визуального импрессионизма и философских поисков. Использование фото-реалистической манеры письма усиливает зрительное восприятия его сюрреалистических идей. Его компьютерные произведения являются экстраординарным зрительным отражением его мыслей, философских убеждений и фантазий. Часто путешествуя в подсознание, Джордж Грие показывает волшебный и игривый, иногда похожий на сон, мир, украшенный совершенными деталями. Иллюзии, мистический романтизм, волшебство и фантазии широко представлены в его фото - реалистическом виртуальном мире, не всегда спокойном и миролюбивом. Напряжение и отчуждение является неотъемлемой частью событий, происходящих в пейзажах его воображения [10].

Таким образом, можно отметить, что в компьютерном коллажном пространстве может существовать абсолютно все. Формы и образы, не имеющие никаких аналогий в реальности, в коллаже могут жить с полной достоверностью, подкрепленной конкретностью и реальностью их материала. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме.

1. Hoffman, Ed. by K Collage Critical Views. Ed. by K. UMI Research Press, London,1989.

3. Бычков, В.Д. Феномен неклассического сознания // Вопросы философии. - 2003. - № 10.

4. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.: Высшая школа. - №10.

5. Гулыга, А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. - 1988. - № 12.

7. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L.,1993.

1. Hoffman., Ed. by K Collage Critical Views. Ed. by K. UMI Research Press, London,1989.

Сборку нового или модернизацию старого компьютера особо ярые технофобы поручают кому-то другому. Зачастую, люди просто доплачивают мастеру или консультанту в магазине за подбор подходящих комплектующих и непосредственную их установку в корпус своего железного коня. Такой подход оправдан при дорогостоящей сборке. Однако, в тех ситуациях, когда компьютер необходим для конкретных задач, а желания переплачивать нет, приходят мысли о самостоятельном выборе компонентов, а также о самостоятельной сборке ПК. Именно этим мы займемся в цикле, посвященном теоретической и практической сборке компьютера.

Постепенное изучение вопроса сборки стоит начать с пары уроков теории. Данный урок первый и самый главный, ведь он посвящен комплектующим компьютера. Их немного, но каждый элемент играет важнейшую роль в работе компьютера. Давайте кратко опишем значение и внешний вид каждого устройства, из которых состоит компьютер. В дальнейшем это поможет иметь четкое представление, о чем конкретно идет речь. Повествование будет вестись простым языком без технических подробностей, т.к. материал рассчитан в первую очередь на новичков в этом деле. Позже более подробно о выборе комплектующих поговорим отдельно.

Жесткий диск или SSD-накопитель

Начнем с более простого и понятного. Любые файлы и данные нужно где-то хранить. Вместилищем электронной информации как раз выступает жесткий диск (HDD) или SSD-накопитель. Отличием является принцип работы и цена. Полностью электронные SSD все еще несколько дороже устаревающего HDD с механическими элементами, но намного быстрее и надежнее.

Комплектующие для хранения данных это продолговатые прямоугольные устройства, которые располагаются обособлено от остальных элементов компьютера. Жесткие диски, как правило можно найти двух типов: стандартный 3.5-дюймовый и ноутбучный 2.5-дюймовый формат. SSD-накопители выпускаются только 2.5-дюймового формата, т.к. размер не влияет на скорость их работы.

Центральный процессор

Прародитель современного компьютера, электронно-вычислительная машина (ЭВМ) был создан для произведения математических вычислений. Он занимал огромные помещения и выполнял функцию калькулятора. Сегодня за все производимые компьютером вычислительные операции отвечает небольшой процессор с гладкой крышкой и сотнями мелких контактов на основании. Этот малыш производит миллионы операций в секунду. Процессор - это важнейший элемент компьютера, но далеко не всегда.

Система охлаждения (СО) процессора

Это нельзя отнести в полной мере к комплектующим элементам, но вы не должны думать, что процессор может работать без охлаждения. Система охлаждения может быть воздушной и жидкостной. Жидкостная более дорогая, но эффективная. Она используется для дорогих мощных процессоров. Чаще всего хватает стандартного воздушного кулера с радиатором из комплекта, но дело в том, что не ко всем процессорам в комплекте поставляется охлаждение.

Оперативная память (ОЗУ)

Мы знаем зачем в компьютере или телефоне память. Там хранятся наши фотографии, игры и прочие файлы. Но зачем компьютеру оперативная память? Все просто. Оперативная память представляет собой маленький чип, ряд из таких чипов распаян на маленькой прямоугольной плате. Оперативная память обладает в десятки и сотни раз большей скоростью обработки данных, нежели стандартная память, где мы храним наши файлы.

Центральный процессор во время вычислений берет свои данные именно из оперативной памяти. В объеме ОЗУ находятся все запущенные в данный момент времени службы и приложения на компьютере. Если свободное место в оперативной памяти закончится, компьютер будет использовать медленную память и его работа существенно замедлится.

Видеокарта

Видеокарта, как правило, самый дорогой комплектующий элемент компьютера. При этом видеокарта может быть не нужна совсем. За всю обработку графики, воспроизведение видео, а также банальный вывод изображения на монитор отвечает видеоадаптер. Современные процессоры могут обладать специальным видео ядром, их небольшой производительности хватает для вывода изображения на монитор и просмотра видео.

Отдельная (дискретная) видеокарта требуется для увеличения производительности графики. Как правило, она имеет пластиковый кожух с одним, двумя или тремя вентиляторами, которые обдувают массивный радиатор. Сама же видеокарта - это тонкий двухсторонний текстолит с плотно расположенными электронными компонентами. Она имеет собственный процессор и память, которые имеют в разы большую производительность, чем центральный процессор и оперативная память компьютера, но только в областях, связанных с графикой.

Материнская плата

Исходя из названия, можно предугадать назначение данного элемента. Материнская плата служит для объединения всех комплектующих между собой и согласования их работы. На материнской плате находится множество разъемов для подключения основных и вспомогательных устройств. В уже собранном компьютере торец материнской платы виден на задней поверхности системного блока. Он содержит блок разъемов для подключения различной периферии, такой как мышь, клавиатура, акустические устройства, принтер, монитор и т.д.

Также материнская плата содержит на своем борту множество чипов, благодаря которым отпадает необходимость в установке дополнительных устройств, например, звуковой карты, контроллера данных или сетевого адаптера. Дорогие версии имеют модуль Wi-fi и Bluetooth. Не так давно материнские платы оснащались встроенной графикой, которая сейчас перешла на процессоры.

Блок питания (БП)

Блок питания – пожалуй, самый незаметный, но катастрофически важный элемент в любом компьютере. Блок питания обеспечивает работоспособность всех компонентов, подавая на них нужное напряжение. Мощности блока питания должно с запасом хватать, чтобы запитать процессор, видеокарту и прочие устройства.

БП представляет собой металлический каркас, внутри которого располагается различная электроника. Задняя стенка корпуса перфорирована и служит для вывода горячего воздуха от электрических элементов. Циркуляцию воздушных потоков, отводящих тепло, обеспечивает вентилятор, расположенный внизу.

Корпус

Корпус из металла и пластика служит вместилищем для всех компонентов компьютера. Он должен одновременно выполнять ряд задач:

  • Защита от механических повреждений и вибраций;
  • Высокий уровень вентиляции;
  • Удобное расположение кнопок и разъемов;
  • Дизайн.

Современные корпуса играют большую роль при покупке компьютера, т.к. именно он будет стоять на виду очень долгое время. При покупке стоит обратить внимание на количество мест для установки вентиляторов и их расположение. В хорошем корпусе вентиляторы устанавливаются не только на передней и задней панели, но также сверху, снизу и даже сбоку. Обдув очень важен, т.к. все комплектующие значительно греются во время работы.

Персональный компьютер представляет собой сложное электронное устройство, предназначенное для выполнения широкого круга задач. Это могут быть различные вычисления, расчеты, прослушивание музыки, просмотр видео, различные офисные задачи, игры и многое другое.

Состав персонального компьютера

Персональный компьютер может быть стационарным или мобильным. К мобильным компьютерам относят ноутбуки, нетбуки и планшеты.

Стационарный компьютер также в последнее время претерпел изменения, но в большинстве случаев представляет собой системный блок, монитор, устройства ввода (клавиатура и мышь), аудиоустройства (колонки, наушники и микрофон), а также другие периферийные устройства (принтер, сканер и т.п.).

Для нормального функционирования персонального компьютера необходим лишь системный блок, монитор, клавиатура и мышь.

Так же необходима операционная система, в большинстве случаев используют Windows, но так же можно скачать Linux.
Далее мы рассмотрим подробнее каждое из этих устройств.

Системный блок

Основным узлом персонального компьютера является системный блок. Он представляет собой корпус, чаще всего металлический вертикальный коробок, на передней панели которого расположены кнопки включения и дисководы. На заднюю стенку выведены все необходимые разъемы и кабели. Системный блок состоит из блока питания, материнской платы (она же системная плата или «материнка»), жесткого диска (HDD), видеокарты, процессора (CPU), оперативной памяти (ОЗУ), дисководов (CD/DVD), звуковой платы и сетевой платы. Зачастую сетевая и звуковая платы выполняются интегрированными в материнскую плату, то есть радиоэлементы платы распаяны прямо на материнской плате.

Блок питания

Блок питания выполнен в виде отдельного коробка, который расположен вверху сзади системного блока и имеет несколько кабелей питания всех элементов системного блока.


Материнская плата

Материнская плата является самой большой в системном блоке печатной платой, на которую устанавливаются все основные узлы компьютера (CPU, ОЗУ, видеокарта), также она имеет разъемы для подключения жесткого диска и дисководов, а также шлейфов портов USB и разъемы, выходящие на заднюю панель корпуса. Материнская плата выполняет согласование работы всех устройств компьютера.


Процессор

Процессор представляет собой микросхему, предназначенную для выполнения основных вычислительных операций. Процессоры выпускаются двумя фирмами AMD и Intel. В зависимости от производителя процессора отличается и разъем (место его установки), поэтому при выборе материнской платы следует это не забывать. Вы просто не вставите процессор AMD в материнскую плату для процессоров Intel.


Видеокарта

Видеокарта представляет собой отдельную печатную плату, установленную в разъем PCI Express материнской платы и предназначена для вывода изображения на экран монитора. Она обрабатывает полученную информацию и преобразует в аналоговый и цифровой видеосигнал, который через разъем по кабелю поступает на монитор. На видеокарте, как правило, установлен процессор (GPU) и оперативная видеопамять.


Оперативная память

Оперативная память представляет собой одну или несколько небольших плат, установленных в специальные разъемы на материнской плате (DDR). Оперативная память обеспечивает временное хранение промежуточных данных при работе компьютера. Оперативная память характеризуется скоростью доступа и объемом памяти. На сегодняшний день наиболее быстрая память имеет стандарт DDR3.


Жесткий диск

Жесткий диск является постоянным хранилищем данных, это могут быть как пользовательские данные, так и системные или временные. На жестком диске хранится операционная система, без которой нормальная работа компьютера будет невозможна. Также операционная система может использовать жесткий диск для сохранения содержимого оперативной памяти (например, в режиме гибернации). Представляет собой жесткий диск закрытый металлический параллелепипед, который через разъем (SATA) подключается к материнской плате.


Дисковод

Дисковод оптических дисков внешне напоминает жесткий диск, но имеет на передней панели выдвигающийся лоток для установки оптических дисков. Служит дисковод для чтения и записи оптических дисков.


На системной плате могут устанавливаться и другие дополнительные устройства, например модуль Wi-Fi или ТВ-тюнер.

Монитор

Монитор компьютера служит для графического представления информации, которая безусловно понятно пользователю ПК. В последнее время выпускаются исключительно жидкокристаллические дисплеи (ЖК). Мониторы могут быть оснащены цифровым и/или аналоговым видео разъемами (DVI, HDMI).


Клавиатура

Клавиатура является неотъемлемым устройством ввода любого компьютера. Клавиатура представляет собой группы клавиш для ввода символьной информации. Также многие современные клавиатуры оснащаются дополнительными клавишами, например, для управления медиаплеерами и различными программами.


Мышь предназначена для перемещения системного указателя по объектам операционной системы – окнам. Обычно мышь имеет две кнопки и колесо прокрутки. Технически мыши могут быть оптическими и лазерными. Последние имеют более высокую точность и качество работы.


Дополнительные периферийные устройства персонального компьютера выполняют роль помощников и предназначены для расширения возможностей персонального компьютера. Аудиоколонки (динамики) предназначены для воспроизведения звука, принтер – для получения бумажной копии любого электронного документа или изображения, сканер – позволяет создать электронный образ с бумажного носителя и т.д. К компьютеру можно подключить и другие периферийные специализированные и диагностические устройства, которые практически безгранично расширяют область его применения.

Персональный компьютер, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд свою сложность достаточно прост в работе и требует лишь немного терпения и упорства пользователя в его изучении. Помните, что компьютер был создан для облегчения нашей с вами работы и повышения производительности труда, поэтому не стоит сомневаться в его способностях выполнить ту или иную задачу.

По своему назначению компьютер - это универсальный прибор для работы с информацией. По принципам своего устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.


Персональный компьютер (ПК) — это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего места. По своим характеристикам он может отличаться от больших ЭВМ, но функционально способен выполнять аналогичные операции. По способу эксплуатации различают настольные (desktop), портативные (laptop и notebook) и карманные (palmtop) модели ПК.

Аппаратное обеспечение. Поскольку компьютер предоставляет все три класса информационных методов для работы с данными (аппаратные, программные и естественные), принято говорить о компьютерной системе как о состоящей из аппаратных и программных средств, работающих совместно. Узлы, составляющие аппаратные средства компьютера, называют аппаратным обеспечением. Они выполняют всю физическую работу с данными: регистрацию, хранение, транспортировку и преобразование как по форме, так и по содержанию, а также представляют их в виде, удобном для взаимодействия с естественными информационными методами человека.

Совокупность аппаратных средств компьютера называют его аппаратной конфигурацией.

Видео YouTube

Программное обеспечение. Программы могут находиться в двух состояниях: активном и пассивном. В пассивном состоянии программа не работает и выглядит как данные, содержательная часть которых - сведения. В этом состоянии содержимое программы можно «читать» с помощью других программ, как читают книги, и изменять. Из него можно узнать назначение программы и принцип ее работы. В пассивном состоянии программы создаются, редактируются, хранятся и транспортируются. Процесс создания и редактирования программ называется программированием.

Когда программа находится в активном состоянии, содержательная часть ее данных рассматривается как команды, согласно которым работают аппаратные средства компьютера. Чтобы изменить порядок их работы, достаточно прервать исполнение одной программы и начать исполнение другой, содержащей иной набор команд.

Совокупность программ, хранящихся на компьютере, образует его программное обеспечение. Совокупность программ, подготовленных к работе, называют установленным программным обеспечением. Совокупность программ, работающих в тот или иной момент времени, называют программной конфигурацией.


Устройство компьютера. Любой компьютер (даже самый большой)состоит из четырех частей:

устройства ввода информации

устройства обработки информации

устройства вывода информации.

Конструктивно эти части могут быть объединены в одном корпусе размером с книгу или же каждая часть может состоять из нескольких достаточно громоздких устройств

Базовая аппаратная конфигурация ПК. Базовой аппаратной конфигурацией персонального компьютера называют минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером. С течением времени понятие базовой конфигурации постепенно меняется.

Чаще всего персональный компьютер состоит из следующих устройств:

Дополнительно могут подключатся другие устройства ввода и вывода информации, например звуковые колонки, принтер, сканер.

Системный блок — основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключаемые к системному блоку снаружи, считаются внешними. Для внешних устройств используют также термин периферийное оборудование.
Монитор — устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации. Служит в качестве устройства вывода. Для настольных ПК в настоящее время наиболее распространены мониторы, основанные на электронно-лучевых трубках. Они отдаленно напоминают бытовые телевизоры.
Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводится в виде алфавитно-цифровых символьных данных.
Мышь — устройство «графического» управления.

Внутренние устройства персонального компьютера.
Внутренними считаются устройства, располагающиеся в системном блоке. Доступ к некоторым из них имеется на лицевой панели, что удобно для быстрой смены информационных носителей, например гибких магнитных дисков. Разъемы некоторых устройств выведены на заднюю стенку — они служат для подключения периферийного оборудования. К некоторым устройствам системного блока доступ не предусмотрен — для обычной работы он не требуется.

Процессор. Микропроцессор — основная микросхема персонального компьютера. Все вычисления выполняются в ней. Основная характеристика процессора — тактовая частота (измеряется в мегагерцах, МГц). Чем выше тактовая частота, тем выше производительность процессора. Так, например, при тактовой частоте 500 МГц процессор может за одну секунду изменить свое
состояние 500 миллионов раз. Для большинства операций одного такта недостаточно, поэтому количество операций, которые процессор может выполнить в секунду, зависит не только от тактовой частоты, но и от сложности операций.

Единственное устройство, о существовании которого процессор «знает от рождения», — оперативная память — с нею он работает совместно. Оттуда поступают данные и команды. Данные копируются в ячейки процессора (они называются регистрами), а потом преобразуются в соответствии с содержанием команд. Более полную картину того, как процессор взаимодействует с оперативной памятью, вы получите в главах, посвященных основам программирования.

Оперативная память. Оперативную память можно представить как обширный массив ячеек, в которых хранятся числовые данные и команды в то время, когда компьютер включен. Объем оперативной памяти измеряется в миллионах байтов — мегабайтах (Мбайт).

Процессор может обратиться к любой ячейке оперативной памяти (байту), поскольку она имеет неповторимый числовой адрес. Обратиться к индивидуальному биту оперативной памяти процессор не может, так как у бита нет адреса. В то же время, процессор может изменить состояние любого бита, но для этого требуется несколько действий.

Материнская плата. Материнская плата — это самая большая плата персонального компьютера. На ней располагаются магистрали, связывающие процессор с оперативной памятью, — так называемые шины. Различают шину данных, по которой процессор копирует данные из ячеек памяти, адресную шину, по которой он подключается к конкретным ячейкам памяти, и шину команд, по которой в процессор поступают команды из программ. К шинам материнской платы подключаются также все прочие внутренние устройства компьютера. Управляет работой материнской платы микропроцессорный набор микросхем — так называемый чипсет.

Видеоадаптер. Видеоадаптер — внутреннее устройство, устанавливаемое в один из разъемов материнской платы. В первых персональных компьютерах видеоадаптеров не было. Вместо них в оперативной памяти отводилась небольшая область для хранения видеоданных. Специальная микросхема (видеоконтроллер) считывала данные из ячеек видеопамяти и в соответствии с ними управляла монитором.

По мере улучшения графических возможностей компьютеров область видеопамяти отделили от основной оперативной памяти и вместе с видеоконтроллером выделили в отдельный прибор, который назвали видеоадаптером. Современные видеоадаптеры имеют собственный вычислительный процессор (видеопроцессор), который снизил нагрузку на основной процессор при построении сложных изображений. Особенно большую роль видеопроцессор играет при построении на плоском экране трехмерных изображений. В ходе таких операций ему приходится выполнять особенно много математических расчетов.

В некоторых моделях материнских плат функции видеоадаптера выполняют микросхемы чипсета — в этом случае говорят, что видеоадаптер интегрирован с материнской платой. Если же видеоадаптер выполнен в виде отдельного устройства, его называют видеокартой. Разъем видеокарты выведен на заднюю стенку. К нему подключается монитор.

Звуковой адаптер. Для компьютеров IBM PC работа со звуком изначально не была предусмотрена. Первые десять лет существования компьютеры этой платформы считались офисной техникой и обходились без звуковых устройств. В настоящее время средства для работы со звуком считаются стандартными. Для этого на материнской плате устанавливается звуковой адаптер. Он может быть интегрирован в чипсете материнской платы или выполнен как отдельная подключаемая плата, которая называется звуковой картой.
Разъемы звуковой карты выведены на заднюю стенку компьютера. Для воспроизведения звука к ним подключают звуковые колонки или наушники. Отдельный разъем предназначен для подключения микрофона. При наличии специальной программы это позволяет записывать звук. Имеется также разъем (линейный выход) для подключения к внешней звукозаписывающей или звуковоспроизводящей аппаратуре (магнитофонам, усилителям и т.п.).

Жесткий диск. Поскольку оперативная память компьютера очищается при отключении питания, необходимо устройство для длительного хранения данных и программ. В настоящее время для этих целей широко применяют так называемые жесткие диски.
Принцип действия жесткого диска основан на регистрации изменений магнитного поля вблизи записывающей головки.

Основным параметром жесткого диска является емкость, измеряемая в гигабайтах (миллиардах байтов), Гбайт. Средний размер современного жесткого диска составляет 80 — 160 Гбайт, причем этот параметр неуклонно растет.

Дисковод гибких дисков. Для транспортировки данных между удаленными компьютерами используют так называемые гибкие диски. Стандартный гибкий диск (дискета) имеет сравнительно небольшую емкость 1,44 Мбайт. По современным меркам этого совершенно недостаточно для большинства задач хранения и транспортировки данных, но низкая стоимость носителей и высокая степень готовности к работе сделали гибкие диски самыми распространенными носителями данных.

Для записи и чтения данных, размещенных на гибких дисках, служит специальное устройство — дисковод. Приемное отверстие дисковода выведено на лицевую панель системного блока.

Дисковод CD-ROM. Для транспортировки больших объемов данных удобно использовать компакт-диски CD-ROM. Эти диски позволяют только читать ранее записанные данные — производить запись на них нельзя. Емкость одного диска составляет порядка 650-700 Мбайт.

Для чтения компакт-дисков служат дисководы CD-ROM. Основной параметр дисковода CD-ROM— скорость чтения. Она измеряется в кратных единицах. За единицу принята скорость чтения, утвержденная в середине 80-х гг. для музыкальных компакт-дисков (аудиодисков). Современные дисководы CD-ROM обеспечивают скорость чтения 40х - 52х.
Основной недостаток дисководов CD-ROM — невозможность записи дисков — преодолен в современных устройствах однократной записи — CD-R. Существуют также устройства CD-RW, позволяющие осуществлять многократную запись.

Принцип хранения данных на компакт-дисках не магнитный, как у гибких дисков, а оптический.

Коммуникационные порты. Для связи с другими устройствами, например принтером, сканером, клавиатурой, мышью и т. п., компьютер оснащается так называемыми портами. Порт — это не просто разъем для подключения внешнего оборудования, хотя порт и заканчивается разъемом. Порт — более сложное устройство, чем просто разъем, имеющее свои микросхемы и управляемое программно.

Сетевой адаптер. Сетевые адаптеры необходимы компьютерам, чтобы они могли обмениваться данными между собой. Этот прибор следит за тем, чтобы процессор не подал новую порцию данных на внешний порт, пока сетевой адаптер соседнего компьютера не скопировал к себе предыдущую порцию. После этого процессору дается сигнал о том, что данные забраны и можно подавать новые. Так осуществляется передача.

Когда сетевой адаптер «узнает» от соседнего адаптера, что у того есть порция данных, он копирует их к себе, а потом проверяет, ему ли они адресованы. Если да, он передает их процессору. Если нет, он выставляет их на выходной порт, откуда их заберет сетевой адаптер очередного соседнего компьютера. Так данные перемещаются между компьютерами до тех пор, пока не попадут к адресату.

Читайте также: