Компьютер это одушевленное или неодушевленное

Обновлено: 08.07.2024

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

Грамматика

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

1. Что такое одушевленность существительных?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

2. Как выражается одушевленность?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

3. Когда возникают колебания и варианты?

«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.

Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы).

Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы).

Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы)».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)

О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).

Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты, съесть кильки, любить сардины.

Анчоус

Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?

Ответ: Существительное анчоус в значении 'пища' неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.

Дочка

Будет ли правильной фраза Газпром решил поддержать свои дочки наряду с Газпром решил поддержать своих дочек, если слово дочка употреблено в значении 'дочернее предприятие'?

Ответ: Слово дочки в значении 'дочерние предприятия' используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки.

Зайчик

Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении 'световое пятно' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Зародыш

Является ли одушевленным слово зародыш?

Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея. Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей. Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях – одушевленное существительное. Правильно: Дети запустили воздушного змея. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Кальмар

Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?

Ответ: Кальмар – существительное одушевленное. Правильно: варить кальмаров.

Козел

Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел?

Ответ: Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. 'животное', а также 'карточная игра или игра в домино' это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла. В значении 'спортивный снаряд' возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Как правильно: экспортировать крабов или крабы?

Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.

Креветка

Как правильно: ел креветки или ел креветок?

Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки).

Кукла

Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово кукла в значении 'игрушка' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении 'человек' (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?

Ответ: Слово лицо в значении 'человек' – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении 'человек' ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж).

Лосось

Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?

Ответ: Лосось - одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.

Максим

Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?

Ответ: Слво «максим» в значении 'пулемет' склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим».

Мидия

Кого я ем: мидии или мидий?

Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Микроб

Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?

Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Москвич

Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи»?

Ответ: Москвич в значении 'автомобиль' – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».

Объект

Как правильно: рассматривать патогенные биологические объекты или рассматривать патогенных биологических объектов?

Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты.

Оскар

Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?

Ответ: Верны оба варианта: фильм получил «Оскар» и фильм получил «Оскара». Но: фильм получил премию «Оскар». См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Паразит

Как правильно в рекламе: уничтожим любые паразиты или любых паразитов?

Ответ: Существительное паразит является одушевленным, если употребляется по отношению к людям и животным (в широком смысле), и неодушевленным, если употребляется по отношению к растениям. Поэтому, если речь идет, например, о насекомых, правильно: уничтожим любых паразитов. Но: прополоть грядки, уничтожить сорняки и паразиты.

Персонаж

Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?

Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).

Петрушка

Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?

Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении 'кукла; театральный персонаж' (правильно: изготавливать петрушек). В значениях 'кукольный театр; нелепое дело' и 'растение' петрушка – неодушевленное существительное.

Полицейский

Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?

Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).

Привидение

Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.

Прототип

Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?

Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.

Робот

Как правильно: использовать роботов для сварки кузова или использовать роботы для сварки кузова?

Ответ: Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова.

Снеговик

Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?

Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.

Субъект

Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?

Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.

Существо

Читать про необычные существа или читать про необычных существ?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении 'нечто живое' может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Талант

Как склоняется слово талант? Как одушевленное или как недушевленное существительное?

Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.

Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?

Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях 'игральная карта' и 'важное лицо'. Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза.

Тунец

Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?

Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца.

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток.

Устрица

Как ведут себя устрицы? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц.

Эмбрион

Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?

Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.


Составить 10 слов одушевленные и 10 слов не одушевленные существительные?

Составить 10 слов одушевленные и 10 слов не одушевленные существительные.


Вікторіяьбю 18 апр. 2020 г., 14:23:25 | 10 - 11 классы

Слово "поэт" одушевленное или нет?

Слово "поэт" одушевленное или нет.


Arinamachila 7 мар. 2020 г., 23:42:49 | 5 - 9 классы

Слово трель одушевленное или нет?

Слово трель одушевленное или нет?

Как понять одушевленное или неодушевленное.


Слова одушевленные и неодушевлённые правило?

Слова одушевленные и неодушевлённые правило.


6446474564785 13 мая 2020 г., 01:59:21 | 5 - 9 классы

Как перенести слово одушевленный?

Как перенести слово одушевленный.


Ksenia180298 25 февр. 2020 г., 08:41:13 | 1 - 4 классы

Слово Глаз одушевленное или нет?

Слово Глаз одушевленное или нет?


Слово зародыш одушевленное или нет?

Слово зародыш одушевленное или нет.


Sokhinainna25 14 июл. 2020 г., 14:24:06 | 1 - 4 классы

Как заменить слово ножик на одушевленое?

Как заменить слово ножик на одушевленое.


У двоих ножниц правильнее.


Числительные оба, обе нельзя употреблять в сочетании с существительными, не имеющими формы единственного числа. Нельзя сказать : «у обеих ножниц притупились концы» . Надо говорить : у двоих ножниц притупились концы.


Глаголы : Дымился, падала, курила, шуршали, качался, скрипел, переливался, засинели, сидел, сосал, зевал. Существительные : Чаще(ед. Ч. ), снежок(ед. Ч. ), крупа(ед. Ч. ), сугробами(мн. Ч. ), муть(ед. Ч. ), верхушке(ед. Ч. ), дуба(ед. Ч. ), л..


Бледнеет - окончание ет, значит первое спряжение.


Волга - всем рекам мать каждая птица свое гнездо любит.


Они прославляют землю русскую. В каждой пословице о родине прослеживается огромная любовь к Матушке России. Велика святорусская земля, а везде солнышко. Волга — всем рекам мать. Всякая птица свое гнездо любит. Всякая сосна своему бору шумит. Вс..


Зависят от : а) написания корней (конечные буквы) : срастись, перерастание, дорасти, растение, разрастись, вскочить, обскакат ; б) наличия суффикса : возлагать, доложить, предположение, упереться, устилать, коснуться, соприкасаться, неприкосновенный.


Народ - [н а р о т] - 2с. , 5б. , 5зв. Н - [н] - согл. , зв. , непарн. , тв. , парн. А - [а] - гл. , безуд. Р - [р] - согл. , зв. , непарн. , тв. , парн о - [о] - гл. , уд. Д - [т] - согл. , глух. , парн. , тв. , парн.


Это характеристикасловакак части речи с учетом особенностей его использования.

Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.

  • Живые существа: мама, кот, повар.
  • Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
  • Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
  • Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
  • Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

  • Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
  • Растения: роза, трава, колос, дуб.
  • Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.

Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.

Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:

У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.

У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):

  1. Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
  2. Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
  3. Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Определите род и склонение.
  5. Определите число и падеж.
  6. Укажите роль в предложении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выберете одушевлённые существительные:

Задание 2. Распределите существительные на две группы:

заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка

Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:

  1. Коньки, конькобежец, спорт, каток
  2. Медведь, кедр, заяц, муравей.

Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:

Лира, полк, кол, слот

Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности



2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Здравствуйте, друзья мои.

Сегодня я начну наш урок с отрывка из стихотворения Александра Шибаева «Норка у норки».

Вылезла из норки

К знакомой норке.

В норку норкину

Норку в норке

Странное стихотворение, вы не находите? Хотя, я думаю, вы догадались, что обозначает в этом стихотворении слово «норка».

Давайте возьмём только две первые его строчки: «Норка вылезла из норки»… Теперь найдём в них омонимы, то есть слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения. «Норка» «из норки». А теперь оба этих слова поставим в начальную форму. На какие вопросы они должны отвечать? Первое слово «норка» обозначает зверька. Оно отвечает на вопрос «кто?». Второе слово «норка» называет дыру в земле, жилище норки. К этому слову можно поставить вопрос «что?».

Почему же два, на первый взгляд, одинаковых слова отвечают на разные вопросы? Конечно, вы все уже знаете, что одно из этих слов – имя существительное одушевлённое, а другое – неодушевлённое.

Итак, имена существительные можно разделить на две большие группы – одушевлённые и неодушевлённые. Сегодня мы будем разбираться, какие имена существительные относятся к группе одушевлённых, а какие – к неодушевлённым именам существительным.

Почему одушевлённые имена существительные так называются? Может быть, потому что они обозначают живых существ, у которых есть душа?

Возможно! Человек, собака, акула, кузнечик, как и другие животные, рыбы, птицы и насекомые – это живые существа. И слова, которые их называют, отвечают на вопрос «кто?».

А ещё имена собственные всех живых существ тоже являются одушевлёнными именами существительными.

Галина Ивановна Петрова – это имя, фамилия и отчество. Каждое из этих трёх слов – одушевлённое имя существительное. К каждому из них можно поставить вопрос «кто?».

Названия профессий и рода занятий людей – тоже одушевлённые имена существительные.

Кто? пекарь, кто? лыжник, кто? учёный…

Пёс Барбос, корова Зорька, львёнок Симба. Эти слова – тоже одушевлённые имена существительные и в начальной форме отвечают на вопрос «кто?».

А ещё одушевлёнными именами существительными являются сказочные персонажи и фантастические существа, если они говорят и действуют как люди.

кто? Колобок кто? Русалка.

Ну и названия игрушек, и механизмов в том случае, если они изображают людей или животных, тоже относятся к одушевлённым именам существительным.

Кто? робот, кто? кукла, кто? мишка, кто? снеговик.

А вот «дерево», «трава», «тюльпан» и другие слова, обозначающие растения, – это тоже одушевлённые имена существительные?

Нет-нет! Хоть растения и относятся к живой природе, но в грамматике считаются неодушевлёнными именами существительными. Все эти слова отвечают на вопрос «что?».

Что? дерево, что? трава, что? тюльпан.

К группе неодушевлённых имён существительных относятся явления и предметы неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека.

Что? дождь, что? камень, что? ракета, что? стол….

Итак, как же нам определить, к группе одушевлённых или неодушевлённых имён существительных относится то или иное слово?

Конечно, обязательно узнать его лексическое значение. Возьмём, допустим, слово «лисичка». Если оно обозначает лесного зверя, то является одушевлённым именем существительным и в начальной форме отвечает на вопрос «кто?». А если слово «лисичка» обозначает название гриба, то является неодушевлённым и отвечает на вопрос «что?».

А теперь, друзья мои, представьте себе такую ситуацию. Вам надо определить, одушевлёнными или неодушевлёнными являются имена существительные вот в этом фрагменте «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.

Понятно, что слова «старик» и «старуха» – имена существительные одушевлённые, отвечают на вопрос «кто?».

Терем, крыльцо – неодушевлённые имена существительные. Они отвечают на вопрос «что?». Эти слова нам знакомы и понятны. А вот слова «душегрейка», «маковка», «кичка»? Как понять, что это или кто это?

Да, это слова старинные, и сейчас уже их в обычной речи не употребляют. Прежде чем определить, одушевлённые они или неодушевлённые, надо узнать их значение. Сделать это можно с помощью «Толкового словаря устаревших слов»…

Душегрейка – это тёплая женская кофта, которую надевали поверх сарафана. Часто она была без рукавов. Это слово отвечает на вопрос «что?» и является неодушевлённым.

Слово «маковка» – многозначное. Но в этом отрывке так называют макушку, то есть верхнюю часть головы. Это слово тоже отвечает на вопрос «что?» и является неодушевлённым.

А слово «кичка» обозначает старинный нарядный женский головной убор. И, конечно, «кичка» – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос «что?».

Иногда непонятно нам и значение новых слов. Вот слово «мерчендайзер» – это одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? Посмотрели в словаре, и оказалось, что это профессия человека. Значит – имя существительное одушевлённое и отвечает на вопрос «кто?».

Ну что, друзья мои, попробуете применить полученные знания? Предлагаю вам прочитать слова и распределить их на две группы – одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Корзина, матрёшка, заяц, камень, вода, ученик, Андрей, гроза, водитель, клён, компьютер, змея.

А теперь проверьте, так ли вы выполнили задание.

Ну что же, пора подвести итоги нашего урока. О чём мы сегодня с вами говорили.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают:

* имена собственные живых существ;

* сказочных и фантастических персонажей;

* названия профессий и рода занятий;

* игрушки и механизмы, изображающие живых существ.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают:

* предметы и явления неживой природы;

* предметы, сделанные руками человека;

* и многое другое.

Все те слова, которые не относятся к группе одушевлённых имён существительных, являются неодушевлёнными.

Для того, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является имя существительное, надо понимать его лексическое значение. Ну а если вам встретится незнакомое слово, узнать его значение можно в толковом словаре.

Вот и подошёл к концу наш урок. Осталось только попрощаться. До новых встреч, дорогие друзья!

Выясним, по каким грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные существительные.

В началь­ной шко­ле, когда ребя­та толь­ко зна­ко­мят­ся с основ­ны­ми частя­ми речи, они полу­ча­ют зна­ние, что сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты, — это име­на суще­стви­тель­ные. Существительные быва­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные. Категория одушевленности/неодушевленности явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни существительного.

Имя существительное это

Как узнать, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным существительным?

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленные име­на суще­стви­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся как назва­ния людей, живот­ных, птиц, рыб и отве­ча­ют на вопрос кто?

Соответственно неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нежи­вые пред­ме­ты и отве­ча­ют на вопрос что?

К нежи­вым пред­ме­там при­чис­ля­ют так­же пред­ста­ви­те­лей рас­ти­тель­но­го мира:

Неодушевлённые существительные

И вот здесь, ока­зы­ва­ет­ся, поня­тие оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти рас­хо­дит­ся с общи­ми пред­став­ле­ни­я­ми о живом и нежи­вом. Ведь в при­ро­де мы при­вык­ли счи­тать любое рас­те­ние живым объ­ек­том, кото­рое рас­тет, пита­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся. В сред­ней шко­ле, начи­ная с 5 клас­са, поня­тие об оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­ных углуб­ля­ет­ся. В рус­ском язы­ке эта кате­го­рия явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской. Следует иметь в виду, что она не все­гда соот­вет­ству­ет обще­при­ня­тым поня­ти­ям о живой природе.

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, опре­де­ля­ем, что оно назы­ва­ет, чело­ве­ка, живот­ное или пред­мет, и зада­ем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозя­ин, уче­ник, мастер, герой, веду­щий, собака;
  • (что?) дом, крас­ка, полот­но, ука­за­ние, ветошь, фасоль.

Но быва­ют труд­ные слу­чаи, когда такой под­ход не сра­ба­ты­ва­ет. Как быть, напри­мер, со сло­ва­ми «гном», «Золушка» или «тол­па», «табун», «стая», кото­рые обо­зна­ча­ют сово­куп­ность живых существ?

Тогда при­бе­га­ем к помо­щи грам­ма­ти­че­ско­го пока­за­те­ля оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти — падеж­ной фор­ме вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Запомним, что у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных фор­ма роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с фор­мой вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа:

Проверим:

  • гном — мно­го гном ов , вижу гном ов ;
  • Золушк а — несколь­ко Золушек , зовем Золушек ;

Как видим, фор­мы ука­зан­ных паде­жей этих слов сов­па­да­ют. Значит, это оду­шев­лен­ные существительные.

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния предметов
живой при­ро­дынежи­вой природы
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. числе)В.п. = И.п. (во мн. числе)
ПримерыИ.п. уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Укажем, что в соот­вет­ствии с этой грам­ма­ти­че­ской фор­му­лой к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отно­сят также:

  • назва­ния кукол, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, мат­рёш­ка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кук­ла);
  • назва­ния мифи­че­ских и ска­зоч­ных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • назва­ния карт, шах­мат­ных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • сло­ва в пере­нос­ном зна­че­нии, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка (язык);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник» (но не «труп»).

Чаще все­го оду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го и муж­ско­го рода. У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, но не слов жен­ско­го рода, так­же сов­па­да­ют фор­мы роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • р. п. совет (кого?) друг а — в. п. позо­ву (кого?) друг а ;
  • р. п. голос (кого?) настав­ник а — в. п. слу­шаю (кого?) настав­ник а .

Неодушевленные суще­стви­тель­ные называют

  • пред­ме­ты (авто­мо­биль, стул, тет­радь);
  • явле­ния при­ро­ды (гро­за, раду­га, ливень, град, мороз);
  • рас­те­ния (бере­за, оду­ван­чик, кра­пи­ва, лан­дыш);
  • сово­куп­ность живых существ (моло­дёжь, детво­ра, род­ня, армия).

У неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Читайте также: