Компьютер как система 4 класс матвеева конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
развивающие: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся, развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3мин.)
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Применение знаний и умений в новой ситуации (15мин.)
Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок.(5мин.)
элементы технологии критического мышления;
элементы личностно-ориентированного обучения;
практическая работа на компьютере;
работа с электронным учебником (тест)
Время реализации урока
Компьютер, мультимедийный проектор.
презентация для ведения урока;
электронный учебник «Азы информатики» Роботландия А.А.Дуванов
различные устройства компьютеров
Подготовка кабинета для проведения урока:
1) размещение электронного учебника и документа MS Word «Собери компьютер» на компьютерах учащихся;
2) подготовка презентации, технических средств для проведения презентации урока.
Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 239 с.: ил.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса/ Ч.1/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 79 с.: ил.
-Сегодня, ребята, мы с вами не просто в кабинете информатики, сегодня вы находитесь в компьютерной лаборатории. А кто из вас мне скажет, что такое компьютерная лаборатория. - Ответы детей. (Это место, где исследуют компьютер, собирают его, проверяют, ставят эксперименты).
- Хорошо, и если мы сегодня в лаборатории, то вы не просто ученики, а кто. лаборанты.
- Как вы думаете, чем занимаются лаборанты? ……………
- А чем мы с вами будем заниматься.
- Итак, сегодня на уроке мы лаборанты, которые должны напомнить друг другу из чего состоит компьютер, для чего он нам вообще нужен. Мы с вами сегодня готовимся к контрольному эксперименту, который пройдет на следующем уроке. И от того насколько плодотворно мы будем работать сегодня, зависит итог контрольного эксперимента на следующем уроке.
Перед вами карта лаборанта, напишите свою фамилию, имя и класс. На уроке вы буде работать с этой картой.
Лаборанты, очень много работают, и свои исследования и разработки записывают. Правильно писать очень важно для лаборанта, и я сейчас проверю вашу грамотность.
Задание №1 (Слайд 2)
Вставьте пропущенные буквы. Работа с взаимопроверкой.
1. ПРИНТ_Р, 2.МОН_ТОР, 3. ПРЦ_ССОР, 4. КЛАВИ_ТУРА, 5. Ж_СТКИЙ ДИСК, 6. М_КР_ФОН, 7. ФЛ_ШКА, 8. МЫШ_, 9. К_ЛОНКИ, 10. СКАН_Р.
- Сегодня век современных информационных технологий, ни один человек не может обойтись без компьютера. Компьютер является нашим надежным другом и помощником. И современные профессии предполагают, что человек должен уметь работать за компьютером.
3. Обобщение и систематизация знаний: воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- Какие профессии связанные с компьютером вы можете назвать?<
Программист, бухгалтер, летчик: и многие другие
- Где может использоваться компьютер?<
При создании мультфильма, рекламного ролика;
Для управления автомобилем, космическим кораблем:.;
Для проведения обследования на приеме у врача;
-Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать, или поиграть? <
Компьютер не может действовать самостоятельно, без участия человека
- Скажите, пожалуйста, как вы используете компьютер? Что вы делаете на компьютере?
Смотрим мультфильмы, рисуем, играем, выходим в Интернет
Вот видите как важно сейчас иметь компьютер, поэтому наша лаборатория не сидит без работы. К нам поступила заявка, нам надо собрать компьютер и немного рассказать о нём..
Ребята, напомните мне, что такое компьютер?
Компьютер - электронная машина, предназначенная для обработки и хранения информации.
Но прежде, чем собрать компьютер, давайте вспомним, из каких частей он состоит.
Задание №2 (Слайд 3)
Посмотрите, у вас у каждого на подставке для клавиатуры есть номер, разделитесь на группы по этим номерам. 1 группы, 2группа, 3группа.
- Я раздаю вам конверты, в них устройства компьютера.
Группа №1 собирает «Устройства хранения».
Группа №2 собирает «Устройства вывода».
Группа №3 собирает «Устройства ввода».
-Собрали, молодцы, а теперь переверните картинки и составьте слово. (Слайд проверка: устройства вывода (монитор, колонки, наушники, принтер - ВРАЧ); устройства ввода (клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, мышь - ЮРИСТ); устройства хранения (жёсткий диск, лазерный диск, магнитная дискета, флешка, оперативная память, карта памяти - КАССИР )).
- Ребята, почему такие слова получились?
- Это профессии: врач, кассир, юрист, в которых используют компьютер.
- Лаборанты группы №1 подойдите к столу и покажите ваши устройства.
- Лаборанты группа №2 подойдите к столу и покажите свои устройства.
- Лаборанты группа № 3 подойдите и покажите устройства, молодцы.
- Отмечаем в карте «Лаборанта».
- Я посмотрела, как вы работаете в группе, теперь работаем самостоятельно. Задание №3, перед вами кластер, вы его должны заполнить, используя только устройства из задания №1. Будьте внимательны, в кластер записываете не названия самого устройства, а только его порядковый номер. Проверяем.
- Молодцы. Мы повторили, из каких частей состоит компьютер, и можем собрать его. Но прежде чем приступить к работе за компьютером, сделаем гимнастику для глаз.
Мы работали, трудились
И маленько притомились.
Нужно сделать повороты
В лево, в право развороты.
Вправо смотрим и моргнем
Влево смотрим и моргнем.
Повторим еще разочек
От работы отдохнем.
Вверх посмотрим и моргнем
Вниз посмотрим и моргнем.
Повторим мы упражненье
Смотрим в тех же направленьях.
Ручку мы в руках держали,
Наши пальчики устали
Нужно пальчикам встряхнуться
Шевельнуться, разомкнуться.
Отдохнули мы, размялись
И к работе возвращаясь,
Не забудем про осанку
И дистанцию с экраном.
- Лаборанты, вы не забыли, что нам надо собрать компьютер, начинаем работать.
Задание №4. «Собрать компьютер» прил.3(Слайд 5, Слайд 6)
- Откройте на рабочем столе документ «КОМПЬЮТЕР».
Работа за компьютером « Собираем компьютер». Один ребёнок делает упражнения за учительским компьютером. Опрос детей, из каких устройств состоит их собранный ПК, отмечаем в карте лаборанта. (прил.3).
- Предлагаю Вам описать свои компьютеры, или устройства, которые вы использовали с помощью Синквейна. Работаем по карте.
(Дети читают стихотворения, все отмечают в Карте «Лаборанта»)
Получает, обрабатывает, передаёт
Он всегда тебе поможет.
Работает, помогает, управляет,
Вот, где радость для ребёнка
- В лаборатории не только проверяют устройства, собирают, исследуют, но и проходят тестирование.
Перед вами электронный учебник, откройте урок №2, зачётный класс, и приступайте к выполнению.
Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика . 4 класс. ФГОС.
Урок 5. Компьютер.
- развитие любознательности и логического мышления;
- учить отбирать нужную информацию в имеющемся источнике;
- сформировать представление о компьютере, как о сложной системе, его устройствах и программах;
- развивать знания о видах данных, обрабатываемых компьютером;
- формировать понятие «Главное»;
- формировать умение работать в группах и индивидуально;
- воспитывать информационную культуру..
Материал ведения урока
УУД на этапах урока
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Запись домашнего задания.
§ 5 Т. №1 с. 29 – 33 № 4, 5, 6, 9
Работа с дневниками
Работа с презентацией.
- Какими отношениями связана планета Земля с другими объектами во Вселенной?
-Назови отношения, которыми могут быть связаны люди. Приведи пример из своей жизни;
-Приведи примеры симметричных и несимметричных отношений из своего опыта.
Ответы на вопросы:
- симметричными отношениями, потому что все планеты притягиваются друг к другу;
- семейные отношения, дружеские, деловые. Приводят примеры.
- Приводят примеры, в том числе, используя опорные картинки на слайде.
Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях
Читают задания, рассказывают, как выполняли.
Объяснение темы + просмотр мультимедийных ресурсов + самостоятельная работа с учебником+ работа с интерактивной доской
- Человек в мире информации.
Человек на протяжении всей своей истории наблюдал, запоминал, передавал информацию, которую он получал из окружающего мира. Сегодня можно сказать, что мы живем в «океане» информации.
- Давайте вспомним, из каких устройств состоит компьютер?
- Какие данные может обрабатывать компьютер?
-Рассмотри схему. Запомни, какими бывают данные?
- Что компьютеру необходимо для работы с данными? Узнай об этом в учебнике на с. 42- 43
- Вы прочитали учебник и получили информацию, а сейчас давайте заполним схему, в которой отразим то, что вы запомнили и объясним;
-Чтобы лучше запомнить выполним упражнение: соедини стрелками по смыслу.
- смотрят мультимедийный ресурс;
- компьютер, смотрят мультимедийный ресурс;
- перечисляют устно, смотрят мультимедийный ресурс;
- звуковые, мультимедийные, текстовые, числовые, графические;
Работают с учебником;
- на интерактивной доске записывают названия программ и объясняют их назначение;
- выбирают виды программ и соединяют стрелками
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль
- умение обрабатывать информацию и делать вывод;
- развитие навыков работы с экранными объектами
- развитие логического мышления и внимания;
- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формулирование темы и целей урока.
- Мы весь урок говорим о компьютере, о том, из чего он состоит , какие данные обрабатывает и что ему нужно для работы. Какой вывод мы сделаем, поговорив об этом?
- Как бы вы назвали тему нашего урока?
- По твоему мнению ты достиг своей цели? Проверь в учебнике на с. 40.
- компьютер – это сложный инструмент для работы которого нужны устройства, программы и данные;
- «Компьютер как система»;
- мы должны повторить все, что знаем о компьютере. Читают цели в учебнике и пересказывают устно. Высказывают свое мнение.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Компьютер как система"
Согласитесь, ребята, что компьютер – это вещь хорошая и полезная, если им пользоваться в меру, конечно. Я знаю некоторых мальчиков и девочек, которые сидят аж по несколько часов, не отрываясь от монитора. Так делать нельзя. Я думаю, вы это помните. Ведь мы уже изучали с вами и как нужно правильно сидеть за компьютером, и как часто нужно делать перерывы – каждые пять минут.
И упражнения разные тоже рассматривали.
Ну а сегодня давайте вспомним, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем ему нужны компьютерные программы и какими они бывают.
Компьютер – это электронное устройство, созданное руками человека. У компьютера много разных функций, то есть он может удовлетворять разные информационные потребности человека. Ведь человеку необходимы сведения о том, что происходит сейчас в окружающем его мире. Эти сведения могут пригодиться ему для принятия решений и совершения каких-либо действий. Мы можем смело утверждать, что компьютер – это искусственный источник информации.
Компьютер предназначен для получения, обработки, хранения и передачи данных.
Но сначала данные нужно ввести в память компьютера. А уж только после этого
их можно хранить, обрабатывать, выводить на экран или распечатывать на бумаге.
Для ввода, вывода, хранения и обработки данных существуют специальные устройства.
К устройствам ввода данных относятся: клавиатура, микрофон, сканер.
К устройствам хранения данных относятся: внутренняя и внешняя память.
Процессор относится к устройствам обработки данных.
Монитор, принтер, колонки, наушники – это устройства вывода.
Ну а компьютерная мышь позволяет управлять экранными объектами.
Одни устройства мы видим: вот монитор, клавиатура, это мышь, это колонки, сканер, принтер, микрофон с наушниками. Другие устройства нам не видны, так как они расположены внутри системного блока. Например, внутренняя память и процессор.
Но если системный блок разобрать, то и память, и процессор увидеть можно. Но делать этого не стоит. Разбирать системный блок должен специалист и только при необходимости.
Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.
Есть устройства, которые можно подключать к компьютеру при необходимости. Они расширяют его возможности. Например, принтер выводит на печать различные изображения и тексты. А сканер позволяет вводить в память компьютера рисунки, числа и тексты. Ещё дополнительными и вспомогательными устройствами могут быть звуковые колонки, микрофон, веб-камера и другие устройства.
Ребята, посмотрите на наш стол. Как вы думаете, можно ли это назвать компьютером? Нет. В данный момент это просто отдельные устройства, которые стоят рядом друг с другом на столе. Компьютер – это взаимосвязанные между собой устройства, то есть подсоединённые друг к другу с помощью проводной или беспроводной связи. Каждое устройство выполняет свою функцию. Но все устройства вместе составляют целое. Поэтому компьютер – это система.
Ведь системой называется целое, которое состоит из частей, связанных друг с другом.
Если у системы убрать какую-нибудь часть, то она уже не сможет выполнять своё назначение.
Да-а-а, в данном случае у нас точно не получится ни почитать, ни посмотреть.
В принципе, любое техническое устройство представляет собой систему из взаимосвязанных частей (деталей). Будь то самолёт, велосипед, пылесос. Каждая деталь в любом техническом устройстве выполняет своё назначение. Например, руль в велосипеде изменяет направление движения. Шасси самолёта обеспечивают его стоянку и передвижение по аэродрому.
Запомните, ребята, что компьютер – это система, где каждое устройство выполняет свою функцию. И все устройства важны.
Все процессы, связанные с обработкой данных в компьютере, были бы невозможны без программ. Программа – это не устройство, как процессор, клавиатура. Программа представляет собой набор команд, которые написаны на специальном языке – языке программирования. Программы называют программным обеспечением компьютера.
Без них невозможно было бы даже фильм посмотреть.
Программа – это совокупность команд-инструкций на языке программирования, описывающих порядок действий с данными.
В памяти компьютера находятся разные программы, ведь как мы помним, данные бывают разные: текстовые, графические, числовые и звуковые.
Компьютерные программы делятся на: системные, инструментальные и прикладные.
Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.
Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.
Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создания рисунков, текстов, таблиц и так далее.
Для создания текстов и дальнейшей работы с ними предназначены текстовые редакторы.
С помощью графических редакторов создаются и обрабатываются графические объекты.
Музыкальные произведения можно создавать и обрабатывать с помощью музыкальных редакторов.
Числовые данные обрабатывают электронные таблицы и программный калькулятор.
А создают такие компьютерные программы, конечно, люди.
Ну вот, ребята, на сегодня и всё. Осталось выделить главные моменты из нашего урока.
Компьютер выполняет различные действия с данными: ввод, вывод, обработку, хранение.
Компьютер – это система, так как он состоит из взаимосвязанных устройств.
Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.
Информатика в настоящее время – это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В процессе изучения информатики учащиеся целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на занятии информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.
Следует отметить, что занятия информатики в начальной школе вносят значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента универсальных учебных действий, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
На нашем занятии учащиеся учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Данное занятие проводилось в объединении «Информатика».
Тема занятия: Компьютер как система.
Возраст детей: 9-10 лет (4 класс).
Тип занятия: занятие открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Ведущая образовательная область : познание
При планировании данного занятия учитывались возрастные особенности детей: активность, быстрая готовность включаться в разные виды деятельности, эмоциональное восприятие услышанного, интерес ко всему яркому, новому. Взаимоотношения с детьми выстраиваются на основе диалога.
Применялись следующие методы:
Данные методы и приёмы позволили вызвать активный интерес у детей, желание активно участвовать в образовательном процессе.
Для организации образовательной деятельности используются разнообразные материалы, в частности мультимедийная презентация, интересные ребусы и задания, средства ЭОР, физкультурная пауза в видео формате. Также на данном занятии проводится своеобразный исторический экскурс в мир ЭВМ: истории его создания и составляющих частей. Все это превращает наших учащихся в исследователей компьютерного мира.
В процессе деятельности учащиеся активно отвечают на вопросы об устройстве компьютера и его составных частях, учатся сотрудничеству друг с другом в групповой работе, самостоятельно работают на компьютере, отвечая на кроссворды, учатся формулировать вывод; высказывают своё мнение, используя собственный опыт, выражают свое настроение.
Цель урока: формирование представления учащихся о компьютере как о системе.
Задачи:
Обучающие: Вспомнить, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем нужны компьютерные программы и какие они бывают. Научиться описывать компьютер как универсальный инструмент для работы человека с информацией (данными);
Развивающие: развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить для решения проблем;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к технике.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
Проверка готовности к уроку, доклад дежурного
Проверяют готовность к уроку
Мотивация учебной деятельности
Тема урока – «Компьютер» (Приложение1, слайд 1). Мы с вами уже изучили эту тему в 3 классе, а сегодня повторим и узнаем много нового по данной теме.
Запись темы в рабочей тетради.
Я предлагаю вам вспомнить основные термины и понятия.
– Дайте определение понятию компьютер (слайд 2).
Отвечают на вопросы, вспоминают определения:
– Компьютер – это инструмент для обработки, хранения и передачи данных.
– Что мы относим к устройствам ввода (слайд 3),
– Что мы относим к устройствам вывода (слайд 4),
– Что мы относим к устройствам хранения (слайд 5),
– Что мы относим к устройству обработки данных (слайд 6),
– Что мы относим к устройству управления экранными объектами (слайд 6),
Т. о. мы можем сказать, что компьютер – система взаимосвязанных частей.
– клавиатура, микрофон, сканер
– монитор, колонки, принтер, наушники.
– память внутренняя, память внешняя.
Изучение нового материала
Достаточно ли нам только устройств для работы компьютера? Компьютер обрабатывает данные с помощью программ (слайд 7).
Программы делятся на: системные, инструментальные, прикладные (слайд 7). Системные обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком. Инструментальные предназначены для создания новых программ. Прикладные служат для решения задач пользователя: создания текстов, рисунков, таблиц и т.д.
Дети слушают и отвечают.
- Чтобы компьютер мог работать ему недостаточно только устройств.
Дети выполняют физминутку
Читаем раздел «САМОЕ ГЛАВНОЕ» и отвечаем на вопросы раздела «ЗНАТЬ» (слайд 8)
1) Какие действия с информацией выполняет компьютер?
2) Какие устройства позволяют компьютеру выполнять действия с информацией?
3) Что такое данные?
4) Какие действия с текстом можно осуществлять с помощью программы «текстовый редактор»?
Ученики работают самостоятельно с учебником и отвечают на вопросы
1) Ответ: Компьютер выполняет с информацией следующие действия: ввод, вывод, обработку, передачу, хранение.
2) Ответ: Компьютеру позволяют выполнять действия с информацией устройства ввода (клавиатура, микрофон, сканер), устройства вывода (монитор, принтер, колонки, наушники), устройства хранения информации (память внутренняя и внешняя), устройства обработки (процессор).
3) Ответ: Данные – это закодированная информация.
4) Ответ: С помощью программы «текстовый редактор» с текстом можно осуществлять действия: удалить, копировать, переместить, изменить размер шрифта, изменить цвет шрифта, выровнять текст, вставить текст или рисунок и другие.
5) Какие действия с рисунком можно осуществлять с помощью графического редактора?
5) Ответ: С помощью графического редактора с рисунком можно осуществлять следующие действия: создать изображение, удалить весь рисунок или его часть, копировать, переместить, изменить размеры рисунка, закрасить (залить краской) замкнутую часть и другие.
7
А теперь выполним упражнения за компьютерами. (Приложение 2 Диск_Матвеева_4) Заходим: Мой компьютер –> Диск Z -> Задания ->4 класс->Электронное пособие->1-5.htm->Уметь
Упражнение 1. Помести в рамку верные фразы. Компьютер помогает человеку выполнять следующие действия:
Упражнение 2. Помести в рамку объекты, обеспечивающие ввод информации.
Упражнение 3. Помести в рамку объекты, обеспечивающие вывод информации.
Садятся за компьютеры выполняют задания
1) Ответ: рисовать; набирать текст; вычислять; посылать электронные письма; хранить электронные документы.
2) Ответ: Клавиатура, сканер, микрофон.
3) Ответ: Монитор, принтер, колонки, наушники
Упражнение 4. Помести в рамку объекты, обеспечивающие обработку информации.
Упражнение 5. Помести в рамку прикладные программы.
Упражнение 6. Помести в рамку системные программы.
4) Ответ: Процессор.
5) Ответ: Программный калькулятор, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор.
Читайте также: