Компьютер как система 4 класс матвеева конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

развивающие: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся, развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3мин.)

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Применение знаний и умений в новой ситуации (15мин.)

Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок.(5мин.)

элементы технологии критического мышления;

элементы личностно-ориентированного обучения;

практическая работа на компьютере;

работа с электронным учебником (тест)

Время реализации урока

Компьютер, мультимедийный проектор.

презентация для ведения урока;

электронный учебник «Азы информатики» Роботландия А.А.Дуванов

различные устройства компьютеров

Подготовка кабинета для проведения урока:

1) размещение электронного учебника и документа MS Word «Собери компьютер» на компьютерах учащихся;

2) подготовка презентации, технических средств для проведения презентации урока.

Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 239 с.: ил.

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса/ Ч.1/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 79 с.: ил.

-Сегодня, ребята, мы с вами не просто в кабинете информатики, сегодня вы находитесь в компьютерной лаборатории. А кто из вас мне скажет, что такое компьютерная лаборатория. - Ответы детей. (Это место, где исследуют компьютер, собирают его, проверяют, ставят эксперименты).

- Хорошо, и если мы сегодня в лаборатории, то вы не просто ученики, а кто. лаборанты.

- Как вы думаете, чем занимаются лаборанты? ……………

- А чем мы с вами будем заниматься.

- Итак, сегодня на уроке мы лаборанты, которые должны напомнить друг другу из чего состоит компьютер, для чего он нам вообще нужен. Мы с вами сегодня готовимся к контрольному эксперименту, который пройдет на следующем уроке. И от того насколько плодотворно мы будем работать сегодня, зависит итог контрольного эксперимента на следующем уроке.

Перед вами карта лаборанта, напишите свою фамилию, имя и класс. На уроке вы буде работать с этой картой.

Лаборанты, очень много работают, и свои исследования и разработки записывают. Правильно писать очень важно для лаборанта, и я сейчас проверю вашу грамотность.

Задание №1 (Слайд 2)


Вставьте пропущенные буквы. Работа с взаимопроверкой.

1. ПРИНТ_Р, 2.МОН_ТОР, 3. ПРЦ_ССОР, 4. КЛАВИ_ТУРА, 5. Ж_СТКИЙ ДИСК, 6. М_КР_ФОН, 7. ФЛ_ШКА, 8. МЫШ_, 9. К_ЛОНКИ, 10. СКАН_Р.

- Сегодня век современных информационных технологий, ни один человек не может обойтись без компьютера. Компьютер является нашим надежным другом и помощником. И современные профессии предполагают, что человек должен уметь работать за компьютером.

3. Обобщение и систематизация знаний: воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- Какие профессии связанные с компьютером вы можете назвать?<

Программист, бухгалтер, летчик: и многие другие

- Где может использоваться компьютер?<

При создании мультфильма, рекламного ролика;

Для управления автомобилем, космическим кораблем:.;

Для проведения обследования на приеме у врача;

-Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать, или поиграть? <

Компьютер не может действовать самостоятельно, без участия человека

- Скажите, пожалуйста, как вы используете компьютер? Что вы делаете на компьютере?

Смотрим мультфильмы, рисуем, играем, выходим в Интернет

Вот видите как важно сейчас иметь компьютер, поэтому наша лаборатория не сидит без работы. К нам поступила заявка, нам надо собрать компьютер и немного рассказать о нём..

Ребята, напомните мне, что такое компьютер?

Компьютер - электронная машина, предназначенная для обработки и хранения информации.

Но прежде, чем собрать компьютер, давайте вспомним, из каких частей он состоит.

Задание №2 (Слайд 3)

Посмотрите, у вас у каждого на подставке для клавиатуры есть номер, разделитесь на группы по этим номерам. 1 группы, 2группа, 3группа.

- Я раздаю вам конверты, в них устройства компьютера.

Группа №1 собирает «Устройства хранения».

Группа №2 собирает «Устройства вывода».

Группа №3 собирает «Устройства ввода».

-Собрали, молодцы, а теперь переверните картинки и составьте слово. (Слайд проверка: устройства вывода (монитор, колонки, наушники, принтер - ВРАЧ); устройства ввода (клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, мышь - ЮРИСТ); устройства хранения (жёсткий диск, лазерный диск, магнитная дискета, флешка, оперативная память, карта памяти - КАССИР )).

- Ребята, почему такие слова получились?

- Это профессии: врач, кассир, юрист, в которых используют компьютер.

- Лаборанты группы №1 подойдите к столу и покажите ваши устройства.

- Лаборанты группа №2 подойдите к столу и покажите свои устройства.

- Лаборанты группа № 3 подойдите и покажите устройства, молодцы.

- Отмечаем в карте «Лаборанта».

- Я посмотрела, как вы работаете в группе, теперь работаем самостоятельно. Задание №3, перед вами кластер, вы его должны заполнить, используя только устройства из задания №1. Будьте внимательны, в кластер записываете не названия самого устройства, а только его порядковый номер. Проверяем.

- Молодцы. Мы повторили, из каких частей состоит компьютер, и можем собрать его. Но прежде чем приступить к работе за компьютером, сделаем гимнастику для глаз.

Мы работали, трудились
И маленько притомились.
Нужно сделать повороты
В лево, в право развороты.
Вправо смотрим и моргнем
Влево смотрим и моргнем.
Повторим еще разочек
От работы отдохнем.
Вверх посмотрим и моргнем
Вниз посмотрим и моргнем.
Повторим мы упражненье
Смотрим в тех же направленьях.

Ручку мы в руках держали,
Наши пальчики устали
Нужно пальчикам встряхнуться
Шевельнуться, разомкнуться.
Отдохнули мы, размялись
И к работе возвращаясь,
Не забудем про осанку
И дистанцию с экраном.

- Лаборанты, вы не забыли, что нам надо собрать компьютер, начинаем работать.

Задание №4. «Собрать компьютер» прил.3(Слайд 5, Слайд 6)



- Откройте на рабочем столе документ «КОМПЬЮТЕР».

Работа за компьютером « Собираем компьютер». Один ребёнок делает упражнения за учительским компьютером. Опрос детей, из каких устройств состоит их собранный ПК, отмечаем в карте лаборанта. (прил.3).

- Предлагаю Вам описать свои компьютеры, или устройства, которые вы использовали с помощью Синквейна. Работаем по карте.

(Дети читают стихотворения, все отмечают в Карте «Лаборанта»)

Получает, обрабатывает, передаёт

Он всегда тебе поможет.

Работает, помогает, управляет,

Вот, где радость для ребёнка

- В лаборатории не только проверяют устройства, собирают, исследуют, но и проходят тестирование.

Перед вами электронный учебник, откройте урок №2, зачётный класс, и приступайте к выполнению.

Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика . 4 класс. ФГОС.

Урок 5. Компьютер.

- развитие любознательности и логического мышления;

- учить отбирать нужную информацию в имеющемся источнике;

- сформировать представление о компьютере, как о сложной системе, его устройствах и программах;

- развивать знания о видах данных, обрабатываемых компьютером;

- формировать понятие «Главное»;

- формировать умение работать в группах и индивидуально;

- воспитывать информационную культуру..

Материал ведения урока

УУД на этапах урока

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Запись домашнего задания.

§ 5 Т. №1 с. 29 – 33 № 4, 5, 6, 9

Работа с дневниками

Работа с презентацией.

- Какими отношениями связана планета Земля с другими объектами во Вселенной?

-Назови отношения, которыми могут быть связаны люди. Приведи пример из своей жизни;

-Приведи примеры симметричных и несимметричных отношений из своего опыта.

Ответы на вопросы:

- симметричными отношениями, потому что все планеты притягиваются друг к другу;

- семейные отношения, дружеские, деловые. Приводят примеры.

- Приводят примеры, в том числе, используя опорные картинки на слайде.

Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях

Читают задания, рассказывают, как выполняли.

Объяснение темы + просмотр мультимедийных ресурсов + самостоятельная работа с учебником+ работа с интерактивной доской

- Человек в мире информации.

Человек на протяжении всей своей истории наблюдал, запоминал, передавал информацию, которую он получал из окружающего мира. Сегодня можно сказать, что мы живем в «океане» информации.

- Давайте вспомним, из каких устройств состоит компьютер?

- Какие данные может обрабатывать компьютер?

-Рассмотри схему. Запомни, какими бывают данные?

- Что компьютеру необходимо для работы с данными? Узнай об этом в учебнике на с. 42- 43

- Вы прочитали учебник и получили информацию, а сейчас давайте заполним схему, в которой отразим то, что вы запомнили и объясним;

-Чтобы лучше запомнить выполним упражнение: соедини стрелками по смыслу.

- смотрят мультимедийный ресурс;

- компьютер, смотрят мультимедийный ресурс;

- перечисляют устно, смотрят мультимедийный ресурс;

- звуковые, мультимедийные, текстовые, числовые, графические;

Работают с учебником;

- на интерактивной доске записывают названия программ и объясняют их назначение;

- выбирают виды программ и соединяют стрелками

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- развитие навыков работы с экранными объектами

- развитие логического мышления и внимания;

- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формулирование темы и целей урока.

- Мы весь урок говорим о компьютере, о том, из чего он состоит , какие данные обрабатывает и что ему нужно для работы. Какой вывод мы сделаем, поговорив об этом?

- Как бы вы назвали тему нашего урока?

- По твоему мнению ты достиг своей цели? Проверь в учебнике на с. 40.

- компьютер – это сложный инструмент для работы которого нужны устройства, программы и данные;

- «Компьютер как система»;

- мы должны повторить все, что знаем о компьютере. Читают цели в учебнике и пересказывают устно. Высказывают свое мнение.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности



2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока "Компьютер как система"


Согласитесь, ребята, что компьютер – это вещь хорошая и полезная, если им пользоваться в меру, конечно. Я знаю некоторых мальчиков и девочек, которые сидят аж по несколько часов, не отрываясь от монитора. Так делать нельзя. Я думаю, вы это помните. Ведь мы уже изучали с вами и как нужно правильно сидеть за компьютером, и как часто нужно делать перерывы – каждые пять минут.


И упражнения разные тоже рассматривали.

Ну а сегодня давайте вспомним, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем ему нужны компьютерные программы и какими они бывают.

Компьютер – это электронное устройство, созданное руками человека. У компьютера много разных функций, то есть он может удовлетворять разные информационные потребности человека. Ведь человеку необходимы сведения о том, что происходит сейчас в окружающем его мире. Эти сведения могут пригодиться ему для принятия решений и совершения каких-либо действий. Мы можем смело утверждать, что компьютер – это искусственный источник информации.

Компьютер предназначен для получения, обработки, хранения и передачи данных.

Но сначала данные нужно ввести в память компьютера. А уж только после этого

их можно хранить, обрабатывать, выводить на экран или распечатывать на бумаге.

Для ввода, вывода, хранения и обработки данных существуют специальные устройства.

К устройствам ввода данных относятся: клавиатура, микрофон, сканер.

К устройствам хранения данных относятся: внутренняя и внешняя память.

Процессор относится к устройствам обработки данных.


Монитор, принтер, колонки, наушники – это устройства вывода.

Ну а компьютерная мышь позволяет управлять экранными объектами.

Одни устройства мы видим: вот монитор, клавиатура, это мышь, это колонки, сканер, принтер, микрофон с наушниками. Другие устройства нам не видны, так как они расположены внутри системного блока. Например, внутренняя память и процессор.

Но если системный блок разобрать, то и память, и процессор увидеть можно. Но делать этого не стоит. Разбирать системный блок должен специалист и только при необходимости.

Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.


Есть устройства, которые можно подключать к компьютеру при необходимости. Они расширяют его возможности. Например, принтер выводит на печать различные изображения и тексты. А сканер позволяет вводить в память компьютера рисунки, числа и тексты. Ещё дополнительными и вспомогательными устройствами могут быть звуковые колонки, микрофон, веб-камера и другие устройства.

Ребята, посмотрите на наш стол. Как вы думаете, можно ли это назвать компьютером? Нет. В данный момент это просто отдельные устройства, которые стоят рядом друг с другом на столе. Компьютер – это взаимосвязанные между собой устройства, то есть подсоединённые друг к другу с помощью проводной или беспроводной связи. Каждое устройство выполняет свою функцию. Но все устройства вместе составляют целое. Поэтому компьютер – это система.


Ведь системой называется целое, которое состоит из частей, связанных друг с другом.

Если у системы убрать какую-нибудь часть, то она уже не сможет выполнять своё назначение.


Да-а-а, в данном случае у нас точно не получится ни почитать, ни посмотреть.

В принципе, любое техническое устройство представляет собой систему из взаимосвязанных частей (деталей). Будь то самолёт, велосипед, пылесос. Каждая деталь в любом техническом устройстве выполняет своё назначение. Например, руль в велосипеде изменяет направление движения. Шасси самолёта обеспечивают его стоянку и передвижение по аэродрому.


Запомните, ребята, что компьютер – это система, где каждое устройство выполняет свою функцию. И все устройства важны.

Все процессы, связанные с обработкой данных в компьютере, были бы невозможны без программ. Программа – это не устройство, как процессор, клавиатура. Программа представляет собой набор команд, которые написаны на специальном языке – языке программирования. Программы называют программным обеспечением компьютера.

Без них невозможно было бы даже фильм посмотреть.

Программа – это совокупность команд-инструкций на языке программирования, описывающих порядок действий с данными.

В памяти компьютера находятся разные программы, ведь как мы помним, данные бывают разные: текстовые, графические, числовые и звуковые.


Компьютерные программы делятся на: системные, инструментальные и прикладные.

Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.

Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.

Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создания рисунков, текстов, таблиц и так далее.

Для создания текстов и дальнейшей работы с ними предназначены текстовые редакторы.

С помощью графических редакторов создаются и обрабатываются графические объекты.

Музыкальные произведения можно создавать и обрабатывать с помощью музыкальных редакторов.

Числовые данные обрабатывают электронные таблицы и программный калькулятор.

А создают такие компьютерные программы, конечно, люди.

Ну вот, ребята, на сегодня и всё. Осталось выделить главные моменты из нашего урока.

Компьютер выполняет различные действия с данными: ввод, вывод, обработку, хранение.

Компьютер – это система, так как он состоит из взаимосвязанных устройств.

Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.

Информатика в настоящее время – это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

В процессе изучения информатики учащиеся целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на занятии информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.

Следует отметить, что занятия информатики в начальной школе вносят значимый вклад в формирование и развитие информационного ком­понента универсальных учебных действий, форми­рование которых является одним из приоритетов начально­го общего образования. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

На нашем занятии учащиеся учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, ак­тивный способ отношений между объектами. Видеть отно­шения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы сис­темного мышления, столь необходимого в современной жиз­ни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Данное занятие проводилось в объединении «Информатика».

Тема занятия: Компьютер как система.

Возраст детей: 9-10 лет (4 класс).

Тип занятия: занятие открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Ведущая образовательная область : познание

При планировании данного занятия учитывались возрастные особенности детей: активность, быстрая готовность включаться в разные виды деятельности, эмоциональное восприятие услышанного, интерес ко всему яркому, новому. Взаимоотношения с детьми выстраиваются на основе диалога.

Применялись следующие методы:

Данные методы и приёмы позволили вызвать активный интерес у детей, желание активно участвовать в образовательном процессе.

Для организации образовательной деятельности используются разнообразные материалы, в частности мультимедийная презентация, интересные ребусы и задания, средства ЭОР, физкультурная пауза в видео формате. Также на данном занятии проводится своеобразный исторический экскурс в мир ЭВМ: истории его создания и составляющих частей. Все это превращает наших учащихся в исследователей компьютерного мира.

В процессе деятельности учащиеся активно отвечают на вопросы об устройстве компьютера и его составных частях, учатся сотрудничеству друг с другом в групповой работе, самостоятельно работают на компьютере, отвечая на кроссворды, учатся формулировать вывод; высказывают своё мнение, используя собственный опыт, выражают свое настроение.


Цель урока: формирование представления учащихся о компьютере как о системе.
Задачи:
Обучающие: Вспомнить, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем нужны компьютерные программы и какие они бывают. Научиться описывать компьютер как универсальный инструмент для работы человека с информацией (данными);
Развивающие: развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить для решения проблем;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к технике.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Проверка готовности к уроку, доклад дежурного

Проверяют готовность к уроку

Мотивация учебной деятельности

Тема урока – «Компьютер» (Приложение1, слайд 1). Мы с вами уже изучили эту тему в 3 классе, а сегодня повторим и узнаем много нового по данной теме.

Запись темы в рабочей тетради.

Я предлагаю вам вспомнить основные термины и понятия.

– Дайте определение понятию компьютер (слайд 2).

Отвечают на вопросы, вспоминают определения:

– Компьютер – это инструмент для обработки, хранения и передачи данных.

– Что мы относим к устройствам ввода (слайд 3),

– Что мы относим к устройствам вывода (слайд 4),

– Что мы относим к устройствам хранения (слайд 5),

– Что мы относим к устройству обработки данных (слайд 6),

– Что мы относим к устройству управления экранными объектами (слайд 6),

Т. о. мы можем сказать, что компьютер – система взаимосвязанных частей.

– клавиатура, микрофон, сканер

– монитор, колонки, принтер, наушники.

– память внутренняя, память внешняя.

Изучение нового материала

Достаточно ли нам только устройств для работы компьютера? Компьютер обрабатывает данные с помощью программ (слайд 7).

Программы делятся на: системные, инструментальные, прикладные (слайд 7). Системные обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком. Инструментальные предназначены для создания новых программ. Прикладные служат для решения задач пользователя: создания текстов, рисунков, таблиц и т.д.

Дети слушают и отвечают.

- Чтобы компьютер мог работать ему недостаточно только устройств.

Дети выполняют физминутку

Читаем раздел «САМОЕ ГЛАВНОЕ» и отвечаем на вопросы раздела «ЗНАТЬ» (слайд 8)

1) Какие действия с информацией выполняет компьютер?

2) Какие устройства позволяют компьютеру выполнять действия с информацией?

3) Что такое данные?

4) Какие действия с текстом можно осуществлять с помощью программы «текстовый редактор»?

Ученики работают самостоятельно с учебником и отвечают на вопросы

1) Ответ: Компьютер выполняет с информацией следующие действия: ввод, вывод, обработку, передачу, хранение.

2) Ответ: Компьютеру позволяют выполнять действия с информацией устройства ввода (клавиатура, микрофон, сканер), устройства вывода (монитор, принтер, колонки, наушники), устройства хранения информации (память внутренняя и внешняя), устройства обработки (процессор).

3) Ответ: Данные – это закодированная информация.

4) Ответ: С помощью программы «текстовый редактор» с текстом можно осуществлять действия: удалить, копировать, переместить, изменить размер шрифта, изменить цвет шрифта, выровнять текст, вставить текст или рисунок и другие.

5) Какие действия с рисунком можно осуществлять с помощью графического редактора?

5) Ответ: С помощью графического редактора с рисунком можно осуществлять следующие действия: создать изображение, удалить весь рисунок или его часть, копировать, переместить, изменить размеры рисунка, закрасить (залить краской) замкнутую часть и другие.

7

А теперь выполним упражнения за компьютерами. (Приложение 2 Диск_Матвеева_4) Заходим: Мой компьютер –> Диск Z -> Задания ->4 класс->Электронное пособие->1-5.htm->Уметь

Упражнение 1. Помести в рамку верные фразы. Компьютер помогает человеку выполнять следующие действия:

Упражнение 2. Помести в рамку объекты, обеспечивающие ввод информации.

Упражнение 3. Помести в рамку объекты, обеспечивающие вывод информации.

Садятся за компьютеры выполняют задания

1) Ответ: рисовать; набирать текст; вычислять; посылать электронные письма; хранить электронные документы.

2) Ответ: Клавиатура, сканер, микрофон.

3) Ответ: Монитор, принтер, колонки, наушники

Упражнение 4. Помести в рамку объекты, обеспечивающие обработку информации.

Упражнение 5. Помести в рамку прикладные программы.

Упражнение 6. Помести в рамку системные программы.

4) Ответ: Процессор.

5) Ответ: Программный калькулятор, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор.

Читайте также: