Компьютер убьет какой это троп

Обновлено: 02.07.2024

Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.

Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.

Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.

Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.

От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.

"Где роща ржуща ружей ржет".

«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».

Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.

«Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза»

Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.

«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».

Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.

Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).

Кто был ничем, тот станет всем.

Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.

Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)

Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.

1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.

2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».

Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:

Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.

Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.

Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).

От лат. inversio - перестановка.

Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.

Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».

Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.

Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.

Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.

Примеры каламбура в литературе:

В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)

И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)

Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)

Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)

Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.

При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.

Все флаги в гости будут к нам.

(здесь флаги замещают страны).

Я три тарелки съел.

(здесь тарелка замещает кушанье).

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Смотри, ей весело грустить

Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.

Что, дремучий лес,

Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?

Осторожно ветер
Из калитки вышел,

Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…

Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.

«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).

Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».

Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.

Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)

Многословие, употребление логически излишних слов.

Примеры плеоназма в быту:

В мае месяце (достаточно сказать: в мае).

Местный абориген (достаточно сказать: абориген).

Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).

Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).

В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.

Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.

Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.

Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.

Русь! куда же несешься ты?

Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.

то жизнь моя пропела – провыла –

Прогудела - как осенний прибой –

И проплакала сама над собой.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.

заря, утро – символы молодости, начала жизни;

ночь – символ смерти, конца жизни;

снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.

Родной очаг (вместо «родной дом»).

Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).

«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)

(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).

Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.

Автомобильные шины – это шины для автомобиля.

Мы объединились воедино.

Троп - это выражение либо слово, употребленное автором в переносном, иносказательном смысле. Благодаря употреблению троп автор дает описываемому предмету или процессу яркую характеристику, которая вызывает у читателя определенные ассоциации и, как следствие, более острую эмоциональную реакцию.

метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.

Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».

Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.

Пример восходящей градации:

Не жалею, не зову, не плачу…

В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет.

Пример нисходящей градации:

Ему обещает полмира, А Францию только себе.

Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.

Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).

Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).

Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.

бархатная кожа, хрустальный звон.

Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. " (Н. В.Гоголь).

(1)Я не боюсь, что люди перестанут читать или, тем более, писать. (2)В одной Америке 8 миллионов блогеров истерически строчат заметы на полях своей нехитрой жизни. (3)Не верю я и в полную ликвидацию книги, ибо не могу себе представить ничего более удобного: дёшево, сердито и без батареек.

(4)Более того, я не вижу трагедии и в том, что электронная книга вскоре оторвётся от бумажного оригинала и начнёт самостоятельную жизнь на экране каждого компьютера. (5)Вспомним, что литература, причём лучшая — от фольклора до Гомера, умела обходиться не только без книг, но даже без письменности. (6)Поэтому во всех грядущих переменах меня, собственно, страшит не столько смерть книги, сколько её последствия — будущая судьба самого чтения.

(7)Хотя культурный космос и кажется столь же необъятным, как обыкновенный, измерить можно и тот, и другой. (8)Если астрономы способны подсчитать размеры Вселенной, то архивисты знают, сколько информации мы накопили за всю нашу историю, начиная с шумерских табличек и кончая «Ночным дозором». (9)А именно: 32 миллиона книг, 750 миллионов статей, 25 миллионов песен, три миллиона телепередач, а также — 100 миллиардов сетевых страниц. (10)Сегодня всё это могло бы разместиться в скромном амбаре, размером с сельскую библиотеку. (11)Но скоро все знания мира влезут в один iPod. (12)И тогда великий демократический переворот сделает каждого из нас хозяином второго — оцифрованного — мира. (13)Вопрос в том, что мы будем с ним делать?

(14)В этой перспективе меня страшит, что компьютер убьёт не столько книгу, сколько её идею. (15)Оставшиеся без переплёта страницы вовсе не обязательно читать все и читать подряд.

(16)Гигантская разница между обычным и компьютерным чтением в том, что второе позволяет нам узнать лишь то, что нужно. (17)Монитор — слуга, вышколенный дворецкий, лаконично отвечающий на заданные вопросы. (18)Книга — учитель, наставник: она отвечает и на те вопросы, которые мы ей не догадались задать.

(19)Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплёт. (20)Однако он-то и создаёт композицию, иерархию, дисциплину, другими словами — цивилизацию. (21)Ею мы охотно жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. (22)Сегодня в нашем напуганном вернувшимся варварством XXI веке выяснилось, что культура и есть цивилизация. (23)Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок. (24)Важно не «что», а что за чем идёт.

(25)Чтобы усвоить этот урок, надо преодолеть детское искушение бунтом и спокойно предаться традиции. (26)Книга учит, как её читать, закон — как жить, Бог — как умирать, некролог — как хоронить.

(По А. Генису)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Одна из актуальных проблем современного индустриального общества — сохранение книги как культурно-исторического феномена — получает в тексте А. Гениса новое освещение. Широкое использование такого тропа, как (А) _____ («компьютер убьёт» в предложении 14, «монитор — слуга, вышколенный дворецкий» в предложении 17, «книга — учитель, наставник» в предложении 18 и др.), позволяет автору ярко и образно показать отношение к книге и её современному сопернику — компьютеру, а синтаксический приём (Б) _____ (предложения 17–18) подчёркивает их специфику. Выражению авторской позиции способствуют и другие средства изобразительности: (В) ______ (предложения 3, 9, 20) и (Г) ______ (предложение 13)».

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Основные виды тропов в русском языке

Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Таблица тропов с примерами

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.
  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;
  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).
  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.
  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.
  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:

Партер и кресла – всё кипит (А.С.Пушкин).

Метонимические выражения очень распространены в разговорной речи.

Сравнение – ещё один художественный приём, который основан на уподоблении одного явления другому. При этом в сравнительных оборотах употребляются сравнительные союзы как, словно, как будто и другие.
Задание 1.Спишите предложения, подчёркивая сравнительные обороты как обстоятельства. Обратите внимание на то, что сравнительные обороты выделяются с обеих сторон запятыми.

Задание 2. Выразительно прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

3.Сделайте вывод о роли имён существительных в создании сравнительных оборотов.

1.Я волновался, как кипяток в закрытой кастрюле (А.Грин).2. Нежная и тихая печаль странной дружбы ласкала его душу, как отдалённая музыка (А.Грин). 3. Лишь тогда тяжёлая тревога в трёх сердцах растаяла, как сон (Н.Заболоцкий). 4. Полюбил я мир и вечность, как родительский очаг (С.Есенин). 5.Только лёгкая грусть, словно дымкой, обволакивала его сердце (М.Шолохов).
Карточка 1

1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Родина

Люблю дымок СП..лённой жнивы.

В степи н..чующий обо..

А на х..лме средь жёлтой нивы

Ч..ту б..леющих берёз.

(С) отрадой, многим незн..комой,

Я вижу полное гумно,

Избу, п..крытую соломой,

(С) р..зными ставнями окно;

И в праз..ник, вечером р..систым,

См..треть до (пол)ночи готов

На пляску с топ..ньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

2.Определите, с какими орфографическими правилами связано написание слов с пропущенными буквами. Подберите и запишите по два слова на каждое правило.

3.Найдите в тексте устаревшие слова. Какой частью речи они являются? Выпишите эти слова. Устно объясните их значение. К каждому слову найдите слово-синоним.

4.Попробуйте объяснить, почему в этом тексте употреблены устаревшие слова.

5.Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните его название.

6.Выучите стихотворение наизусть.
Карточка 2

1.Прочитайте отрывки из стихотворения А.Пушкина. Как обращается к морю поэт? Прочитайте каждый отрывок несколько раз, интонацией выделяя слова-обращения. Как на письме должны выделяться обращения? Каких знаков препинания не хватает в этих текстах?

***
Прощай же море. Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.
***

Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня ты вынес океан?

(А.Пушкин)
2. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Ещё раз прочитайте каждое предложение. Следите за правильностью и выразительностью интонации предложений с обращениями.

3.Какой частью речи выражено обращение в этих отрывках? Можно ли эти слова назвать синонимами?

1.Использование имён существительных в переносном значении для создания метафор, сравнений.

2.Существительные-синонимы и существительные-антонимы в художественных текстах.

3.Имена существительные в роли художественного обращения.

Прочитайте текст и выполните задание В8.

(1)Я не боюсь, что люди перестанут читать или, тем более, писать. (2)В одной Америке 8 миллионов блогеров истерически строчат заметы на полях своей нехитрой жизни. (3)Не верю я и в полную ликвидацию книги, ибо не могу себе представить ничего более удобного: дёшево, сердито и без батареек.

(4) Более того, я не вижу трагедии в том, что электронная книга вскоре оторвётся от бумажного оригинала и начнёт самостоятельную жизнь на экране каждого компьютера. (5)Вспомним, что литература, причём лучшая – от фольклора до Гомера, умела обходиться не только без книг, но даже без письменности. (6) Поэтому во всех грядущих переменах меня, собственно, страшит не столько смерть книги, сколько её последствия – будущая судьба самого чтения.

(7) Хотя культурный космос и кажется столь же необъятным, как обыкновенный, измерить можно и тот, и другой. ( 8) Если астрономы способны подсчитать размеры Вселенной, то архивисты знают, сколько информации мы накопили за всю нашу историю, начиная с шумерских табличек и кончая «Ночным дозором». (9)А именно: 32 миллиона книг, 750 миллионов статей, 25 миллионов песен, три миллиона телепередач, а также – 100 миллиардов сетевых страниц. (10) Сегодня всё это могло бы разместиться в скромном амбаре, размером с сельскую библиотеку. (11) Но скоро все знания мира влезут в один iPod. (12) И тогда великий демократический переворот сделает каждого из нас хозяином второго – оцифрованного – мира. (13)Вопрос о том, что мы будем с ним делать?

(14)В этой перспективе меня страшит, что компьютер убьёт не столько книгу, сколько её идею. (15)Оставшиеся без переплёта страницы вовсе не обязательно читать все и читать подряд.

(16) Гигантская разница между обычным и компьютерным чтением в том, что второе позволяет нам узнать лишь то, что нужно. (17) Монитор – слуга, вышколенный дворецкий, лаконично отвечающий на заданные вопросы. (18)Книга – учитель, наставник: она отвечает и на те вопросы, которые мы ей не догадались задать.

(19)Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплёт. (20)Однако он-то и создаёт композицию, иерархию, дисциплину, другими словами – цивилизацию. (21)Ею мы охотно жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. (22)Сегодня в нашем напуганном вернувшимся варварством 21 века выяснилось, что культура и есть цивилизация. (23)Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок. (24)Важно не «что», а что за чем идёт.

(25) Чтобы усвоить этот урок, надо преодолеть детское искушение бунтом и спокойно предаться традиции. (26)Книга учит, как её читать, закон – как жить, Бог – как умирать, некролог – как хоронить.

Генис Александр Александрович (род. в 1953), русский американский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий. Окончил филологический факультет Латвийского университета. В 1977 году эмигрировал в США. Более двадцати лет работает на Радио «Свобода». Плодотворно сотрудничает с русскоязычными СМИ России и Америки: «Радио Культура», телеканал «Культура», работал в эмигантской газете «Новый американец», которую издавал Сергей Довлатов.
В8.

«Одна из актуальных проблем современного индустриального общества – сохранение книги как культурно-исторического феномена – получает в тексте А.Гениса новое освещение. Широкое использование такого тропа, как …………………………………. («компьютер убьёт», «монитор – слуга, вышколенный дворецкий», «книга – учитель, наставник» и др.), позволяет автору показать ярко и образно отношение к книге и её современному сопернику – компьютеру, а такое синтаксическое средство, как …………………………..(предложение 17-18), подчёркивает их специфику. Выражению авторской позиции способствуют и такие средства выразительности, как ………………………………(предложения 4,9,20) и …………………………….(предложение 13)».
Список терминов:

9)ряды однородных членов
Ответы: 1,8,9,3
Употребление имени прилагательного.

1.Выразительно прочитайте стихотворение. Какова его основная мысль? Объясните, почему здесь много имён прилагательных. Какую роль они выполняют в тексте?

Ищу слова певучие,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

(В.Выркин)
2.Выпишите из текста сложное прилагательное, объясните его значение, разберите по составу. Определите способ образования этого прилагательного.

3.Выпишите из стихотворения имена прилагательные, строение которых соответствует схеме : корень, суффикс –уч-(-юч-), окончание –ий. От какой части речи образованы эти слова? Объясните, в каком значении они употреблены в тексте.
Карточка 2.

1.Установите, в каких морфемах пропущены буквы. Спишите стихотворение, вставляя нужные буквы и обозначая корни во всех словах.

Воздух ж..вительный, воздух см..листый

Свет не сл..пит, уп..ительный, чистый,

У..кой тр..пинкой к гр..нитам прибрежным

Нежу пр..стором, суровым и нежным,

Сосны недвижны на остр..ве, словно

Тихие волны л..печут любовно

2.Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какя картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описатьпейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены? Какие слова передают (точно и образно) состояние природы и настроение героя? Определите, какие из слов употреблены в переносном значении.

3.Выпишите 5-6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.
Карточка 3.

1.Выпишите имена прилагательные из каждого отрывка из рассказа И.Тургенева «Бежин луг». Подсчитайте, какой процент составляют имена прилагательные в этих отрывках от общего количества слов. Для какой изобразительной цели употреблены имена прилагательные?
1….волосы были всклокочены, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.

1.Вспомните, что вы знаете об эпитетах. Для какой цели они употребляются в художественных текстах?

2.Прочитайте текст. Что нового вы узнали об эпитетах?

Результатом многолетнего изучения труда учёных явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы К.С.Горбачевич и Е.П.Кабло). В нём отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов.

Словарь наглядно показывает, что есть такие имена существительные, которые имеют огромное количество эпитетов. Так, например, слово музыка имеет 280 эпитетов: божественная, лёгкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, гордая, возвышенная, беззаботная, грациозная, гармоничная …
Эпитет – одно из изобразительных средств – определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.). Постоянные эпитеты народной поэзии – «синее море», «чистое поле». Есть украшающие эпитеты, ироничные, нелестные.

Эти знания пригодятся при выполнении задания А10!
Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени превратились в существительные, так как перестали обозначать признак, а стали называть предмет: часовой, столовая, ванная, закусочная, жаркое, пирожное, парикмахерская, кладовая, прачечная, вселенная, запятая, набережная, мостовая и др. Такие существительные могут образовывать словосочетания по схеме прил.+сущ.(сущ. –гл. слово): новая столовая, удобная кладовая, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т.п.

Многие слова в современном русском языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении «Больной выздоравливал» слово «больной» - существительное. А в предложении «Больной мальчик выздоравливал» ( мальчик – какой? больной) – имя прилагательное.

Определите, какую часть прочитанного текста иллюстрирует отрывок из стихотворения. Как вы понимаете его основную мысль? Согласны ли вы с ней?

Записал народ в свою книгу книг,

Справедливость во всём любя:

-Глупый больше требует от других,

Мудрый – от самого себя.

1.Какой частю речи являются слова богатый, бедный, учёный, румяный, бледный, хороший, вредный, золотой, медный?

2. Выразительно прочитайте текст. Докажите, что в нём имена прилагательные употреблены в качестве имён существительных. Как при этом меняется лексическое значение слов?
Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой – полушку медную.

(М.Цветаева)
3.Ещё раз прочитайте текст. Докажите, что особую выразительность ему придаёт приём противопоставления антонимов.

4.Научитесь выразительно читать текст, соблюдая паузы, правильный темп чтения, верную расстановку логического ударения.
Употребление глагола.

В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 % всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола (наклонениями, временами и др.)

1.Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

2.Прочитайте вслух записанный текст. Определите, прямое и переносное значение каких глаголов остроумно использовал В.Маяковский.

На вечере встречи с поэтом раздалась реплика из зала Маяковский ваши стихи не волнуют не греют не заражают. В.Маяковский ответил Мои стихи не море не песка и не чума .
Карточка 2.

1.Установите, в прямом или переносном значении употребляется глагол выкраивать?

2.Составьте и запишите два предложения, употребив глагол выкраивать в прямом и переносном значении.

На дворе весна, грачи прилетели. Но тут уж не до прогулок, потому что времени мало: приходится выкраивать часок. Не ножницами, конечно, но всё равно трудно (В.Инбер).
Карточка 3.

1.Вспомните, что называется художественным олицетворением. Докажите, что этот приём использован в данном тексте.

Под лучами зари,

Полыхают рябины

И горят снегири.

2.Попробуйте сформулировать прямое и переносное значение глаголов полыхать и гореть. Проверьте себя по толковому словарю.

1.Выпишите из каждого предложения слова-синонимы. Дополните каждый ряд синонимов 1-2 примерами.

1.Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать» (А.Герцен). 2. Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А.Чехов). 3.Клевета и ложь – не одно и то же (Пословица). 4.А у Ули глаза были большие, тёмно-карие, - не глаза, а очи (А.Фадеев). 5.Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 6. Им она не прекословит, не перечат ей они (А.Пушкин).7. Между тем царица злая, процаревну вспоминая, не могла простиь её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась (А.Пушкин) 8. Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеху, никогда не лгал для лжи (А.Твардовский).

2. Рассмотрите записанные вами синонимы. Приведите примеры слов, которые употребляются в книжной речи. Какие слова используются в разговорной речи?

Читайте также: