Компьютер выступает как объект изучения средство обучения и инструмент верно ли это утверждение

Обновлено: 04.07.2024

Использование компьютера как средства обучения младших школьников.

Михайлова Татьяна Викторовна ( mikhailowa . tanya 2013@ yandex . ru )

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

(МАОУ СОШ №3), г. Нурлат, республика Татарстан

Каждый исторический этап развития общества накладывает свой отпечаток на формы и методы организации обучения. Современный этап характеризуется процессами информатизации общества. Основная характерная черта всех форм образовательной деятельности на современном этапе – это массовое распространение современных информационных и коммуникативных технологий. Подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации одна из задач современной школы.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Наиболее часто в своей работе использую ИТ для разработки методических (разработки уроков, методических рекомендаций) и дидактических (иллюстративный, занимательный материал, карточки – задания и т.д.) материалов, организации интеллектуальных игр и викторин. Необходимым в моей практике для меня является разработка в Word электронного материала с элементами конструирования и классификации: Составь схему, собери картинку, Что чему соответствует и т.д. работа с таким дидактическим материалом является для младшего школьника своеобразной игрой. Повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко приобретается и способствует развитию координации движений руки ребенка. В своей практике использую тестирование как один из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.

Табличный процессор Excel является мощным инструментальным средством. Предоставляющим современному учителю широкие перспективы в плане повышения эффективности учебного процесса, контроля качества обучения. Возможности Excel в обработке текстовой и числовой информации позволяют разрабатывать на его базе различные дидактические материалы с автоматической проверкой введенных данных и визуализацией результатов их обработки в виде графиков и диаграмм: тесты, кроссворды, ребусы, аналитико-справочные таблицы и т.д. Разработка ребусов в Excel предполагает творческую деятельность учителя, активизирует его ум, смекалку. Умелое использование данного рода дидактического материала на уроке значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, снимает напряжение во время занятий, активизирует мыслительную деятельность.

Для разработки демонстрационного материала использую возможности программного средства для создания презентаций PowerPoint . PowerPoint позволяет размещать на слайдах не только рисунки, отсканированные фотографии, но и видеоролики, звуковое сопровождение. Анимационные возможности PowerPoint делают демонстрацию отобранного текстового и графического материала наиболее яркой и запоминающейся.

Программы пакета Microsoft Office можно использовать в начальной школе при изучении всех предметов на уроках изложения нового материала, обобщения и систематизации, комбинированных уроках для организации информационно-учебной, учебно-игровой и самостоятельной деятельности. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который оживляют урок. Материал может быть разным: обычная иллюстрация, использование анимации в слайдах, мультимедиа – панорама. Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (викторины, ребусы, загадки).

Продуктивность таких уроков очень высокая. Компьютер является мощным стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной проверке. Благодаря компьютеру в короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Большую помощь в подготовке и проведении уроков по предметам мне оказывает мультимедийный диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Информатика 1-4 кл», информационный сайт www . viki . rdf . ru . Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширят спектр предъявляемой информации, но и активирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Многочисленными исследованиями в области психологии доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15% , визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов. Также на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Использование интерактивной доски улучшает концентрацию внимания учащихся. Быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения у учителя есть возможность дать каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Ученики легко запоминают и усваивают действия учителя в процессе демонстрации чего-нибудь на мониторе или электронной доске. Они визуально осваивают многие операции способы деятельности с экранными объектами. Часто ребенку достаточно один раз посмотреть, «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит необходимые действия.

Нельзя забывать и о здоровьесбережении, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки.

Хотелось бы отметить, что лишь использование компьютера как средства обучения по-

могает учащимся из разряда наблюдателей за процессом обучения перейти в разряд участника учебной деятельности. Именно это способствует формированию ключевых компетентностей и повышению качества знаний учащихся. С появлением компьютерных сетей и других аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен быстрый доступ к мировым информационным ресурсам, музеям, библиотекам и т.д.

Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач и быть моим ученикам дипломантами, призерами дистанционных интеллектуальных олимпиад, конкурсов.

1.Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После, 2007. — № 7.

4. Могилева В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учёт в работе с компьютером / В. Н. Могилева. — М.: Академия, 2007. — 272 с.

5.Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном

процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 71 с.


Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.

Диапазон использования компьютера в учебно - воспитательном процессе очень велик: от развития личностных особенностей ребенка до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий, можно выделить следующие:

Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”.

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т. е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Основы информатики и вычислительной техники”, так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п. ).

Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно - игровые) среды.

Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого - педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, т. е. способствует формированию учебной деятельности.

Применения компьютера в школе

Во - первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7 - 9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

Во - вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе.

В - третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Компьютер позволяет:

усилить мотивацию ребенка к обучению. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление задач по степени трудности, поощрение правильных решений, позитивно сказывается на мотивации.

кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

компьютер позволяет существенно изменить способы управления игровой и учебной деятельностью ребенка, погружая его в определенную игровую ситуацию, давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с иллюстрациями, графиками и т. д.

Одна из главных целей - развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей с помощью персонального компьютера позволяет использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с раннего возраста. Существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения ребенка. Такие программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей.

Основная цель занятий - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения, по мнению многих специалистов, является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций.

Психологи и педагоги все более склоняются к пониманию широких возможностей персонального компьютера в развитии творческих способностей детей.

«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).

Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

· Компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

· Изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

· Изучение на базе компьютера - использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

· Обучение на базе компьютера - всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

· Оценивание с помощью компьютера - передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

· Компьютерные коммуникации - программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.

2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

1. Microsoft Word - это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

2. Microsoft Excel - это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

3. Microsoft Access - программа, предназначенная для формирования баз данных.

4. Microsoft Publisher - программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

5. Paint - программа для рисования.

6. Microsoft PowerPoint - программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

§ источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

§ наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

§ индивидуальное информационное пространство;

§ средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

§ средство подготовки текстов, их хранения;

§ графопостроитель, графический редактор;

§ вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

§ программировании, обучении компьютера заданным процессам;

§ создании программных продуктов;

§ применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

§ компьютерных игр по сети;

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

§ Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

§ Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

§ Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

§ Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Средства обучения. Компьютер как средство обучения.

Средства обучения - это составная часть метода обучения.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения, это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется:задачами урока или занятия, содержанием учебного материала, применяемыми методами обучения, предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1.Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3.Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на учащихся:

визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

аудиальные:музыкальный центр, радио;

аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);

графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);

звуковая(магнитофонная запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Но в то же время надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

Виды средств обучения и их характеристика.

I.Вербальные средства обучения:

остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

главный инструмент общения, передача знаний.

II.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

наглядность должна быть эстетически выполнена;

наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;

для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;

во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся;

при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;

количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III. Технические средства обучения:

ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобрело широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Появились мультимедийные проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Классная доска тоже претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

административный (для директора, завуча и учителей)

Дляучеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

различные графики для оценки успеваемости;

информирование о расписании и заменах уроков;

родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);

легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

контроль над получением всей информации родителями;

возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;

построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;

простая обратная связь с родителями учащихся.

Для успешного использования ТСО необходимо решить некоторые вопросы:

- тщательный отбор содержания обучения в соответствии с возможностями КСО;

- прогноз воздействия ТСО на мышление учащихся;

- грамотный выбор способов сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.

Поэтому не следует абсолютизировать компьютерные средства обучения. Надо помнить, что сама по себе передача информации не несет в себе передачу опыта, знаний, эмоций и культуры, поэтому компьютерные технологии являются хоть и очень эффективными, но, все же, вспомогательными в процессе обучения.

Можно сформулировать цели использования ТСО:

- реализация социального заказа в связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией всего общества;

- повышение качества обучения за счет использования ТСО;

- углубление межпредметных связей за счет использования компьютера при создании, хранении и обработки материала;

- развитие и подготовка обучаемого к продуктивной деятельности;

- формирование умений принятия оптимальных решений в сложных условиях;

- формирование информационной культуры;

- умение осуществлять обработку полученной информации;

- развитие конструктивного мышления благодаря работе с компьютером;

- развитие творческого мышления.

Определяются и основные направления внедрения компьютерных средств обучения:

- средство организации интеллектуальных игр;

- средство распространения методического опыта;

- средство контроля и мониторинга;

- средство, совершенствующее весь процесс обучения в целом.

Возможности ТСО для учащихся:

- адаптация к интеллектуальным возможностям учащегося;

- гибкость всего процесса обучения;

- определение причин ошибок.

Для учителей компьютерные технические средства обучения дают возможность:

- ограничить область информационных потребностей учащихся;

- выделить основную и полезную информацию;

- создание динамических изображений;

- звуковое и видео сопровождение материала;

- облегчение контроля знаний учащихся;

- определить проблему обучения легко и быстро;

- моделировать действия учащихся;

- обеспечение работы в он–лайн режиме;

- обеспечение дифференцированного обучения;

- обеспечение дистанционного обучения;

Проведя такой анализ ТСО, можно сделать следующие выводы:

- использование компьютера открывает огромные возможности для развития процесса обучения, в том числе самостоятельного;

- появляется возможность углубленного самоконтроля;

- проведение телемостов и дистанционного обучения;

- участие в сетевых конкурсах и проектах;

- дистанционное общение со сверстниками – для учащихся и с коллегами – для учителей;

- консультации с высококвалифицированными специалистами из любой точки мира;

- доступ к мировым общекультурным и общенаучным ценностям;

- доступ к виртуальным библиотекам.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, роль уроков с использованием технических КСО возрастает, а, значит, обостряется значимость проблемы изучения компьютерных средств обучения как инструмента для обучения различным дисциплинам.

Читайте также: