Компьютерная аудиометрия для детей как проводится

Обновлено: 04.07.2024

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы - речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй - тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО - обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную - 60-100 м.

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении - она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия - это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма - это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия - это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) - графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком - прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:


Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а - на частоте продукта искажения, б - задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше - в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).


Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).


Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) 4.


Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V - пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость - понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота - полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость - возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).


Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость - возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).


Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость - возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).


Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости 8 на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует - 26-40 дБ, II ст. - 4155 дБ, III ст. - 56-70 дБ, IV ст. - 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

Аудиометрия — это диагностическая процедура, в ходе которой врач сурдолог определяет уровень остроты слуха пациента. Устанавливается индивидуальная чувствительность уха к звуковым волнам разной частоты.

Аудиометрия: что это такое и как проводится - фото

Существует три варианта аудиометрии:

  • Тональная;
  • Речевая;
  • Компьютерная.
Аудиометрия – безболезненное, безвредное, информативное исследование состояния слуха взрослого или ребенка. Проводится с помощью специального оборудования.
  • Отсутствие противопоказаний;
  • Возможность проводить процедуру в любом возрасте, даже у новорожденных;
  • Точные результаты при самых острых клинических картинах;
  • Отсутствие необходимости в медикаментозных препаратах; Полная безболезненность.

Показания к аудиометрии

Сделать аудиометрию нужно при:

  • Отитах;
  • Травмах уха и всей головы;
  • Врожденной или приобретенной тугоухости;
  • Отосклерозе.

Проводится тестирование и для контроля лечения, а также во время подбора слухового аппарата.

Как проходит аудиометрия

Предварительной подготовки проведение аудиометрии не требует. Пациент приходит в клинику сам в оговоренное время. Определение дефектов слуха проводится при помощи аудиометра — электроакустического медицинского аппарата. Он подает в подключенные наушники звуковые сигналы разной частоты и громкости для определения порогов слышимости. Результаты фиксируются моментально в процессе работы с пациентом. Длительность процедуры – 30-35 минут. На основе полученных данных ставится диагноз и назначается лечение.

Для каждого варианта аудиометрии используется отдельный прибор — речевой или тональный. Современные аппараты могут совмещать в себе обе функции.

Тональная аудиометрия

Для проверки слуха на тональном аудиометре пациента приводят в звукоизолированное помещение и надевают наушники, подключенные к аппарату. Под управлением врача аппарат подает сигналы в наушники. Если пациент их слышит, он нажимает кнопку, если нет — бездействует.

В начале исследования проверяется правое ухо, после него левое. Поэтапное тестирование дает картину состояния каждого уха, и если они работают по-разному, врач узнает об этом во время приема.

Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить дефекты работы внутреннего, среднего и наружного уха. Для этого на голову пациента крепится костный вибратор. Он улавливает малейшие вибрации тканей и дает информацию о том, какой именно отдел не воспринимает звуки.

Речевая аудиометрия

Цель этого теста – в получении графика разборчивости речи на родном языке пациента. Речь человека записывается в высоком качестве и транслируется в наушники с различной громкостью и частотой. Важно, чтобы группы слов в одной записи были однородными фонетически, произносились с одном громкостью и соответствовали ритмико-динамической структуре родного языка пациента. В среднем одна запись содержит 50 слов. Сила передачи звука регулируется аттенюатором.

Алгоритм речевого тестирования включает в себя три этапа, которые отображаются на графике в виде контрольных точек. На первом этапе получают точку интенсивности звука, при которой пациент слышит звуки, не разбирая их.

Вторая точка — информация об интенсивности речи, при которой пациент различает примерно половину всех слов. Третья точка определяет, при какой интенсивности речи человека сможет различить ее полностью (90-100% слов).

Компьютерная аудиометрия

Эта методика наиболее эффективна и точна. Чаще всего она применяется для определения остроты слуха у детей раннего возраста, в том числе и новорожденных. Фиксирование результатов не требует никакого участия со стороны пациента и проводится во время сна. У взрослых данный метод тоже применим, но их тестируют в состоянии бодрствования.

На голове пациента закрепляются компактные электроды, подключенные к аппарату. Тестовые звуки представляют собой щелчки. Когда они воспринимаются или не воспринимаются слухом, электроды регистрируют возникающие при этом реакции и рефлексы. Эти данные проходят обработку в компьютерной программе, выводятся на монитор и распечатываются в виде графика с пятью пиковыми точками по аналогии со строением слухового канала. Все импульсы регистрируются на всей его протяженности. В отличие от других типов аудиометрии, при этом методе регистрация данных идет одновременно с обоих ушей.

Данный метод аудиометрии позволяет выявить:

  • Тугоухость;
  • Рассеянный склероз;
  • Аномалии ствола мозга (инфаркты, новообразования, воспаления и пр.);
  • Невриному слухового нерва.

Аудиограмма и ее расшифровка

Результат выводится в виде аудиограммы — подробного графика, наглядно показывающего пороги слышимости пациента. В целом метод можно считать субъективным, так как результаты искажаются из-за посторонних звуков, отвлекающих моментов, общего состояния организма пациента и даже артериального давления.

Определяется уровень слуха путем измерения воздушной и костной проводимости. Воздушная — это непосредственно сам слух, а костная — так называемый запас внутреннего слуха, когда звук не проходит через ухо. Черепные кости воспринимают звук, проходящий снаружи к внутреннему уху. При патологии наружного или среднего уха вибрации звука достигают улитки только путем костной проводимости.

На аудиограмме обозначены два графика разных цветов, один для правого уха, другой для левого. Воздушная проводимость обозначена сплошной линией, костная — пунктирной. Уровни интенсивности представлены в виде вертикали, интенсивность слуха в виде горизонтальной линии.

Детская аудиометрия

Второе название тестирования – игровая аудиометрия. Этот метод применяется для диагностики детей, которым трудно усидеть на одном месте и выполнять указания врача. В основе проверки лежит вырабатывание у ребенка условного рефлекса, базирующегося на основных движениях. В ходе текста врач сурдолог стимулирует проявление этих рефлексов при помощи простых действий: зажигании лампочки, нажатия кнопки, перекладывании мелких предметов и прочего. Ребенок должен делать это в тот момент, когда он слышит определенный звук. Процесс схож с пороговой аудиометрией, когда прослушивание начинается с минимальной интенсивности и заканчивается максимально необходимой.

Запишитесь к отоларинголога бесплатно

Внимание! Данная статья размещена исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не является научным материалом или медицинским советом и не может служить заменой очной консультации с профессиональным врачом. За диагностикой, постановкой диагноза и назначением лечения обращайтесь к квалифицированным врачам!

Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?

Методы детской аудиометрии

  • Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
  • Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
  • ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
  • Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
  • Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
  • Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.

Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.

Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии

Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.

Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.

На фото – сурдопедагог учит ребенка реагировать на звук

Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты

Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии

  • Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
  • Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
  • Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
  • Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
  • Процедуру проводят поочередно для каждого уха.

На фото – врач проводит игровую аудиометрию дошкольника

В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки

Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.

Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.

Начни лечение сейчас!

Хочу проверить слух и вызвать специалиста по подбору слуховых аппаратов на дом.Тональная пороговая аудиометрия - самый распространённый (и простой) метод первичной диагностики уровня слуха. Вместе с ней обычно проводят импедансометрию.

Другие услуги


Диагностика слуха с первого года жизни


Слухопротезирование

Индивидуальный подбор и настройка слуховых аппаратов по потребностям каждого пациента. Улучшение разборчивости речи.


Какие слуховые аппараты выбрать для детей

Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте о новых акциях и предложенях первыми!

Аудиометрия детям

Аудиометрия — это метод диагностики слуха. Своевременное обследование позволяет уже на ранних стадиях выявить снижение слуха у ребенка.

Для чего нужно аудиологическое исследование детям?

Существует несколько причин нарушений слуха у детей: наследственные (тугоухость передается по наследству), врожденные (результат перенесенных заболеваний матери во время беременности или осложненных родов) и приобретенные (последствия травм, инфекций и других заболеваний).

Современное оборудование дает возможность проводить аудиометрию детям с самого рождения. Чем раньше будет выявлена проблема, тем быстрее будет начата коррекция слуха при помощи слуховых аппаратов или других средств реабилитации и тем выше ее эффективность. Ранняя коррекция тугоухости обеспечит ребенку комфортное взаимодействие со сверстниками и социальную адаптацию.

Показания к проведению аудиометрии

травмы головы в височной области

перенесенные заболевания среднего уха

гипоксия во период внутриутробного развития

длительный прием лекарств, которые могут оказать повреждающее действие на слух

головокружение и нарушение координации

Противопоказаний к проведению аудиометрии у детей нет. Специалист определит, какой метод диагностики подходит для конкретного случая.

Методы проведения процедуры

Игровая аудиометрия (дети от 3-х лет). Специалисты центра Акустик используют игровую форму тестирования, в ходе которой дети выполняют определенное игровое действие в ответ на услышанный в наушниках звуковой сигнал.

Тональная пороговая аудиометрия субъективная (классическая). Исследование проводится детям старшего возраста для выявления типа и степени тугоухости (дети от 6-ти лет).

ОАЭ - отоакустическая эмиссия.Безболезненный и эффективный метод оценки присутствия или отсутствия тугоухости. Для регистрации акустической эмиссии в слуховой проход вводят специализированный зонд, в корпусе которого находятся миниатюрные телефон и микрофон. В ответ на звуковые сигналы пассивно регистрируется ответ (реакция) волосковых клеток. Если ответа нет, слух нарушен. Метод используется, как скрининговые, а также в для дифдиагностики различных заболеваний.

Подготовка к исследованию

Перед проведением игровой аудиометрии требуется предварительная подготовка ребенка. Этим может заниматься сурдопедагог или родители.

Для выработки условно-рефлекторной реакции малыша учат поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит звук. Для этого используют игрушки или картинки.

Детей от 3 до 7 лет готовят при помощи игры — взрослые производят звук в процессе игры, ребенок в ответ на это должен выполнить определенное действие. Игровые занятия нужно проводить 2-3 раза в день не более 5 минут каждое.

Исследования КСВП и ASSR проводится ребенку в состоянии сна. Достоверный результат можно получить только при глубоком и спокойном сне. Перед проведением исследования родителям рекомендуют отказаться или ограничить время сна ребенка, чтобы к моменту исследования малыш мог спокойно уснуть самостоятельно. Детям, которые не могут уснуть во время исследования назначают медикаментозный сон.

Способ проведения аудиометрии

Для проведения тональной пороговой игровой аудиометрии используют специальное оборудование - аудиометр, классический или детский. Различные по тональности сигналы подаются в наушники, надетые на ребенка. Диагностика проводится в игровой форме: когда ребенок слышит звук, он выполняет игровое действие, которое выучил при подготовке к процедуре. Аудиометрию проводят отдельно для каждого уха.

Процедуру проводит детский сурдолог-отоларинголог. Результатом исследования является аудиограмма - график, показывающий пороги слухового восприятия на разных частотах. Расшифровка графика поможет определить степень тугоухости и ее тип. Специалист дает рекомендации для дальнейшего лечения — это может быть медикаментозная коррекция или подбор слухового аппарата.

Сделать аудиометрию ребенку с 3 лет в Москве можно в Центре коррекции слуха “Акустик”, прием ведут детские врачи-сурдологи с опытом работы более 10 лет. Процедура проходит в комфортной для ребенка обстановке, она безболезненна и проста для маленького пациента. Узнать все подробности проведения процедуры аудиометрии и записаться на прием к врачу можно по телефону или через форму обратной связи на сайте.

Читайте также: