Компьютерная безопасность или прикладная информатика

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.

Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.

Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ.
Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).

Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.

Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.

Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.

В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников :) Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.

  • Слабая техническая оснащенность. Не в каждом ВУЗе вам покажут настоящий сервер или мощный коммутатор.
  • Преподавательский состав. Стареет и теряет квалификацию. Специалистов из отрасли мало. Кто будет читать курс по ERP за зарплату 12000 руб.?
  • Учебные пособия. Не знаю как было у вас, но у нас все книжки были только советских времен.
  • Английский язык. Как правило, слабый и не имеющий отношения к ИТ.
  • Контроль. Государство работу ВУЗа контролирует слабо. Аттестация ВУЗов неэффективна и коррумпирована.
  • Информационное обеспечение хромает. Кем ты станешь, какие дисциплины будут преподаваться, чем занимается выпускающая кафедра — многие узнают только к третьему курсу, когда уже поздно что-то менять.

Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать :) Текст для среднестатистического абитуриента/студента.

  • Не поступайте в непрофильный ВУЗ.
  • Не поступайте на абы какую специальность.
  • Поступайте на аккредитованную специальность.
  • Не поступайте на вечернее, заочное и дистанционное образование — чаще всего это туфта. Во всяком случае, точно хуже дневного.
  • Настороженно относитесь к негосударственным ВУЗам. Пока лучше поступать в государственный.
  • Постарайтесь разузнать о кафедре, на которую поступаете. Но тут все равно не угадаешь: в моем ВУЗе две специальности с самым большим конкурсом учили из рук вон плохо, а среднячок — вполне достойно.
  • 230100 Информатика и вычислительная техника — сисадмин, сетевик, программист
  • 230400 Информационные системы и технологии — аналитик, проектировщик ИС
  • 230700 Прикладная информатика — аналитик, проектировщик ИС
  • 231000 Программная инженерия — тестировщик, программист, проектировщик ПО
  • 231300 Прикладная математика — программист
  • 010200 Математика и компьютерные науки
  • 010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии — программист, проектировщик ПО (?)
  • 010400 Прикладная математика и информатика — программист
  • 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем — программист
  • 080500 Бизнес-информатика — аналитик, менеджер
  • 090301 Компьютерная безопасность — безопасник
  • 09030* Информационная безопасность… — безопасник
  • 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
  • 220400 Управление в технических системах
  • 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
  • 221000 Мехатроника и робототехника
  • 221700 Стандартизация и метрология

Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.

  • Не расслабляйтесь первые два курса.
  • После второго курса постарайтесь найти подработку по специальности, не мешающую учебе. Нагрузка не больше, чем полставки. Можно устроиться на кафедру, тогда возможны некоторые плюшки.
  • Самостоятельно повышайте квалификацию. Изучайте языки, технологии. Можно пойти на курсы, но тогда надо четко понимать, зачем они вам, есть ли у вас требуемая предварительная подготовка — иначе вы потратите время и деньги зря.
  • Следите за конференциями, вебинарами, курсами. Многие из них для студентов бесплатны.
  • Если образовалось «окно», не надо просиживать его в кафе: в институте есть читальный зал, а в нем — периодика. Читайте отраслевые журналы: «Открытые системы», «Системный администратор» и т.п.
  • Если есть возможность стажировки, постарайтесь на нее попасть. Балдеть летом 2,5 месяца — непозволительная роскошь.
  • Учите английский язык. Поставьте цель получить доп. высшее образование по языку или сертификат типа FCE.
  • Старайтесь творчески подходить к решаемым задачам. Например, в курсовом проекте по программированию добавьте от себя дополнительные функциональные возможности — это будет интересно вам и обеспечит хорошее отношение преподавателя к вашей работе.
  • Напишите «приличный» диплом. Постарайтесь, чтобы это была реальная разработка, а не растекание мыслею по древу. Еще лучше, если вы ее внедрите на предприятии и подпишите акт о внедрении.

По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).

Напомню, что у нас можно получить высшее образование по трем направлениям и одной специальности: Компьютерная безопасность; Информационная безопасность; Прикладная математика и информатика, Математика и компьютерные науки .

Итак, что из перечисленного выбрать и как действовать?

1. Определиться, что вам ближе , чем хочется заниматься, насколько специализированную подготовку вам хочется.

2. Если вы планируете связать свое будущее с защитой информации, разработкой защищенных систем и сетей, информационной безопасностью в организациях любого уровня - целесообразно указать в заявлении о приеме следующие три образовательные программы нашего факультета:

  • Компьютерная безопасность;
  • Информационная безопасность;
  • Прикладная математика и информатика.

Думаю, насчет первых двух понятно, почему. Почему третьей мы рекомендуем именно ПМИ: во-первых, если желание заниматься безопасностью непреодолимо сильное, то внутри одного факультета переводиться с направления на направление легче, чем между разными факультетами и/или вузами. Во-вторых, именно у нас на факультете именно для студентов ПМИ есть в учебном плане такой предмет, как "Компьютерная безопасность" (изучается, кстати, по выбору студента целый год на 4-м курсе бакалавриата), во-вторых, есть такие спецкурсы, как " Кодирование информации" и "Алгоритмы кодирования"; в-третьих, на направлении ПМИ работает много преподавателей с кафедры, выпускающей специалистов по КБ и бакалавров по ИБ, в-четвертых, именно студенты ПМИ у нас на факультете достаточно часто защищают ВКР на темы, посвященные разработке защищенных систем, шифрованию и защите данных, криптографии и криптопротоколам.

3. Если вы хотите связать свое будущее с аналитикой (любого уровня - от финансовой и бизнес аналитики до работы с биг дата и блокчейн), большими данными, машинным обучением, изучить работы интернета вещей и умных домов, то логично будет указать в заявлении 2 наши образовательные программы:

  • Прикладная математика и информатика
  • Математика и компьютерные науки

4. Если вы хотите заниматься программированием и разработкой , то имеет смысл расставить приоритеты следующим образом:

  • Прикладная математика и информатика;
  • Математика и компьютерные науки;
  • КБ или ИБ - и там и там есть большой блок программистских курсов, зависит от того, что вам ближе - учиться 4 года и стать бакалавром или за 5.5 лет получить диплом специалиста.

Все перечисленные образовательные программы (проще говоря, вообще все на нашем факультете) содержат много программистских дисциплин . Вот, к примеру, что изучают бакалавры ПМИ: Языки и методы программирования; Основы программирования; Практикум по основам программирования; Практикум по языкам и методам программирования; Языки и методы программирования; Основы информатики; Архитектура компьютеров; Программирование на языке Python; Практикум по языкам и методам программирования; Практикум по информатике; Практикум по объектно-ориентированному программированию; Операционные системы; Базы данных, Компьютерная графика, Web-программирование; Пакеты прикладных математических программ; Программирование в системе Oracle; Системы контроля версий; Функциональное программирование; Вычислительные алгоритмы; Визуальные системы; Интерфейсы графической разработки. Полный перечень - вот в этой статье: 01.03.02 Будущие бакалавры МКН имеют возможность изучить следующие предметы: Основы программирования, Практикум по основам программирования, Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных, Методы трансляции, Практикум по методам трансляции; Операционные системы и оболочки, Базы данных, Линейное программирование и геометрия выпуклых множеств; Основы хранения и управления информацией; Компьютерные сети, курс CCNA. Часть 1 и Часть 2 (Кстати, классный курс от сетевой академии Cisco); Информационные технологии, Web-программирование, Сплайны в вычислительной математике. Полный перечень - вот в этой статье: 02.03.01 Предметы ИБ и КБ не буду перечислять, вы легко можете найти их вот в этих статьях: 10.03.01 Компьютерная безопасность .

В наши дни в обществе и политике, вооруженных силах и силовых структурах, бизнесе и экономике компьютерная и информационная безопасность является критически важной областью знаний. Задача образовательных программ по информационной безопасности – подготовить современных специалистов, владеющих всеми необходимыми инструментами для обеспечения безопасности информации и информационных систем.
Образовательная программа по информационной безопасности дает возможность выпускникам работать с криптографическими системами, системами контроля и управления доступом и иными техническими средствами защиты, учит организовывать обеспечение безопасности информационных систем, работать с нормативно-правовой документацией и т.д.

Для приобретения знаний, важных для работы в столь обширной сфере деятельности, бакалавры направления " Информационная безопасность " получат широкий спектр научно-практических знаний о компьютерных, автоматизированных, информационных и телекоммуникационных системах.

Давайте посмотрим, чему вы сможете научиться, если станете студентом этого направления. Рассмотрим детально по всем четырем годам обучения на основе учебного плана для поступающих в 2019 году. Как и прежде, я напоминаю, что все перечисленное имеет отношение исключительно к месту моей работы, и в каждом вузе есть спецкурсы, определяемые профилем подготовки внутри направления и самим вузом. Обязательно читайте учебный план на сайте выбранного вами вуза !

Теперь переходим к анализу учебного плана.

Вот предметы за 1-й курс : История, Иностранный язык, Экономика, Математический анализ, Алгебра, Геометрия, Информатика, Основы информационной безопасности, Языки программирования, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Русский язык и культура речи, Документоведение, Теория чисел, Физика.

Большинство предметов, как несложно заметить, совпадает с набором предметов на первом курсе ПМИ , и МКН , однако есть и специфика: "Основы ИБ" и "Документоведение" - это уже спецподготовка к основам будущей профессии.

Вот 2-й курс. Здесь есть:

1. Общие для всех студентов предметы: Иностранный язык, Философия, Языки программирования, Дискретная математика, Операционные системы, Правоведение, Психология, Прикладная физическая культура, Теория чисел, Физика, Основы управленческой деятельности, Аппаратные средства вычислительной техники, Электротехника.

2. Ознакомительная практика.

3. Предметы по выбору студента из двух альтернатив. Приведу их все.

  • "Параллельное программирование" или "Создание сервисов"
  • "Теория функций комплексной переменной" или "Топология"
  • "Линейная алгебра" или "Линейные операторы в конечномерных пространствах"
  • "Теория кодирования" или "Алгебраические методы в кодировании"

Как несложно заметить, ярко выраженная специализация начинается для студентов уже со второго курса.

Перейдем к 3-му курсу . Здесь учебный план состоит из следующих разделов:

1. Общие для всех предметы: Теория информации, Программно-аппаратные средства защиты информации, Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Методы программирования, Электроника и схемотехника, Теория вероятностей и математическая статистика, Прикладная физическая культура, Математическая логика и теория алгоритмов, Системы управления базами данных, Сети и системы передачи информации, Компьютерные сети, Безопасность операционных систем.

2. Научно-исследовательская работа

3. Проектно-технологическая практика

4. Предмет на выбор студента: "Основы JavaScript" или "Разработка web-приложений в среде ASP. Net"

Дальше 4-й курс, которым завершается обучение по программе бакалавриата . Практически полностью состоит из спецдисциплин:

1. Общие для всех студентов предметы: Криптографические методы защиты информации, Техническая защита информации, Основы управления информационной безопасностью, Информационные технологии, Техническое противодействие компьютерной разведке, Сети и системы передачи информации, Безопасность систем баз данных, Безопасность компьютерных сетей, Комплексная защита объектов информатизации, Криптографические протоколы, Методы оценки безопасности компьютерных систем, Администрирование средств защиты информации в компьютерных системах и сетях.

2. Две практики - "Эксплуатационная практика" и "Преддипломная практика"

3. Факультативы: "Технологии многомерного анализа данных" и "Дополнительные вопросы защищенности компьютерных систем"

Про особенности образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров " Информационная безопасность ", " Прикладная математика и информатика " и " Математика и компьютерные науки " были статьи пару дней назад. Настало время рассказать про специалитет - "Компьютерную безопасность". Как и прежде, я напоминаю, что все перечисленное имеет отношение исключительно к месту моей работы, и в каждом вузе есть спецкурсы, определяемые профилем подготовки внутри направления и самим вузом. Обязательно читайте учебный план на сайте выбранного вами вуза !

Вот предметы за 1-й курс : История, Иностранный язык, Экономика, Математический анализ, Алгебра, Геометрия, Информатика, Физика, Введение в теорию множеств и логическую символику , Языки программирования, Введение в специальность, Физическая культура и спорт, Русский язык и культура речи, Экология.

Большинство предметов, как несложно заметить, совпадает с набором предметов на первом курсе и ИБ , и ПМИ , и МКН .

Вот 2-й курс. Здесь есть:

1. Общие для всех студентов предметы: Иностранный язык, Математический анализ, Физика, Дискретная математика, Дифференциальные уравнения, Линейная алгебра, Языки программирования, Электроника и схемотехника, Избранные вопросы алгебры, Теория чисел, Алгебраическая алгоритмика, Социология, Прикладная физическая культура.

2. Ознакомительная практика.

3. Предметы по выбору студента из двух альтернатив.

  • "Основы командообразования" или "История математики"
  • "Комбинаторика" или "Теория графов"

Перейдем к 3-му курсу . Здесь учебный план состоит из следующих разделов:

1. Общие для всех предметы: Философия, Теория вероятностей и математическая статистика, Математическая логика и теория алгоритмов, Дискретная математика, Теория информации, Методы программирования, Операционные системы, Электроника и схемотехника, Сети и системы передачи информации, Алгебраическая алгоритмика, Прикладная физическая культура.

2. Научно-исследовательская работа

3. Предметы на выбор студента из предложенных альтернатив:

  • "Теория кодирования, сжатия и восстановления информации" или "Аппаратные средства вычислительной техники"
  • "Теория функций комплексной переменной" или "Топология".

1. Общие для всех студентов предметы: Защита в операционных системах, Основы построения защищенных компьютерных сетей, Компьютерные сети, Психология, Правоведение, Системы управления базами данных, Сети и системы передачи информации, Основы информационной безопасности, Теоретико-числовые методы в криптографии, Криптографические методы защиты информации, Модели безопасности компьютерных систем, Теория псевдослучайных генераторов, Аппаратные средства вычислительной техники.

2. Дисциплины по выбору:

  • "Общая алгебра" или "Алгебраические структуры"
  • "Разработка web-приложений в среде ASP. Net" или "Основы JavaScript "
  • "Вероятностные алгоритмы" или "Статистическое моделирование"

3. Факультативный курс: "Дополнительные вопросы защищенности компьютерных систем"

4. Научно-исследовательская работа.

1. Общие для всех студентов предметы: Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Криптографические протоколы, Безопасность жизнедеятельности, Теория алгоритмов, Модели безопасности компьютерных систем, Методы алгебраической геометрии в криптографии, Сложность вычислений, Теория автоматов, Техническая защита информации, Криптографические алгоритмы, Основы построения защищенных баз данных, Защита программ и данных, Компьютерные сети, Основы управленческой деятельности.

2. Дисциплины по выбору: "Математические методы защиты банковской информации" или "Информационная безопасность электронного бизнеса".

3. Факультативный курс: "Технологии многомерного анализа данных".

4. Две практики - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности" и "Научно-исследовательская работа".

6-й курс , вернее, полгода, посвящены преддипломной практике и подготовке к итоговой аттестации.

Все сказанное выше - это рассказ о месте моей работы, разумеется, в части спецкурсов в разных вузах могут быть (и будут!) расхождения, ибо профили внутри одного направления бывают разные. Но надеюсь, что после прочтения данной статьи у вас появилось понимание, чему вас будут учить.

Что касается будущей работы, то тут очень легко - в любой организации, где есть информация, есть и потребность в специалистах по обеспечению этой безопасности. По традиции - пишите в комментарии или ЛС, если есть вопросы. Выбирайте дело по душе, развивайтесь в любимой профессии и удачного вам поступления в вуз мечты !

Читайте также: