Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса оивт в школу

Обновлено: 07.07.2024

7. Компьютерная грамотность учащихся. Элементы социальной информатики и информационная деятельность человека в курсе информатики старшей школы.

1. Образование в России имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан. Выделяют три основные группы общих целей школьного образования: образовательные и развивающие цели; практические цели; воспитательные цели.

Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе:

1) дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики;

2) вооружить учащихся базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе;

3) способствовать формированию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации и т.д.);

4) овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Усвоение знаний из области информатики призвано существенно влиять на общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей, настойчивости, целеустремленности, трудолюбия.

Практическая цель школьного курса информатики заключается в том, чтобы вооружить учащихся теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы (обучение работе на компьютере и использованию средств НИТ, знакомство с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ и информатикой). Наряду с производственной стороной дела практические цели обучения информатике предусматривают также «бытовой» аспект – готовить молодых людей к грамотному использованию компьютера и других средств ИКТ в быту, в повседневной жизни.

Воспитательная цель школьного курса информатики заключается в формировании основ научного мировоззрения. Вклад школьного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки, лежащих в основе строения современной научной картины мира: веществе, энергии и информации. Кроме того, при изучении информатики на качественно новом уровне формируется культура умственного труда, а также умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом его выполнения.

Общие цели школьного образования в области информатики, при наложении на реальную учебную сферу трансформируются в конкретные цели обучения. Формирование конкретных целей школьного предмета информатики должно основываться на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положения среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития. На формирование конкретных целей обучения школьным предметам оказывает влияние также развитие самой парадигмы образования, формирование и стабилизация подходов к стандартам общего среднего образования.

Стратегической целью введения в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники", являлось ". всестороннее и глубокое овладение молодежью вычислительной техникой" . В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике в средних учебных заведениях уже в первой программе курса ОИВТ (1985г.) была объявлена компьютерная грамотность (КГ) учащихся. Выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание КГ школьников:

1) практические навыки обращения с ЭВМ (умение подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, овладеть клавиатурой, уметь вводить числа и переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу, навыки работы с текстовым редактором, графическим редактором, электронными таблицами, различными игровыми программами и т.д.);

2) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов; основы программирования на одном из языков программирования;

3) принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов (здесь выделяются две основные составляющие: структура ПК и функции его основных устройств; физические основы и принципы действия основных элементов компьютера);

4) применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека (школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительных работ в курсе математики, физики, химии; анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ; для исследования функций в курсе алгебры; построения и анализа математических моделей, физических, химических, биологических и других явлений и процессов; в курсе географии, истории и ряда других гуманитарных предметов компьютер может использоваться школьниками как информационная система, банк данных, справочник и т.д.).

Сокращенно четырехкомпонентная структура компью терной грамотности может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики. Если начнет доминировать компонент общение, то курс становится пользовательским. При доминирующей компоненте программирование цели курса сведутся к подготовке программистов и т.д.

2. Элементы социальной информатики и информационная деятельность человека в курсе информатики старшей школы.

В курсе информатики старшей школы учащиеся знакомятся с понятием информационного общества, информационной культуры, а также изучают вопросы, связанные с правовой охраной программ и данных, защитой информации. Остановимся кратко на основных положениях (по материалам учебника «Информатика и ИТ 10-11» Н.Угринович ).

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В качестве критериев развитости информационного общества выделяют три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего ИКТ в своей повседневной деятельности.

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает. Для того чтобы в ней ориентироваться необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области ИКТ, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Выделяют следующие основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе:

ü владение офисными ИТ;

ü умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации;

ü первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР);

ü навыки использования электронных таблиц;

ü умение создавать БД, а также вести в них поиск данных;

ü использование средств визуального объектно-ориентированного программирования для создания приложений (например, можно создать приложение, которое автоматизирует процесс заполнения многочисленных квитанций оплаты за квартиру);

ü владение коммуникативной культурой, т.е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию в Интернете и т.д.;

ü знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.

В рамках изучения темы «Правовая охрана программ и данных» учащиеся знакомятся с классификацией программ по их юридическому статусу: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. При изучении правовой охраны информации учащиеся также знакомятся с: 1) Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и БД», который вступил в силу в 1992 году; 2) вопросом об авторском праве на программный продукт; 3) Законом РФ «Об электронно-цифровой подписи», который был принят в 2002 году.

В рамках изучения темы «Защита информации» рассматривается:

Ø Защита доступа к компьютеру:

¨ использование биометрических систем авторизации и идентификации пользователей (системы распознавания речи, системы идентификации по отпечаткам пальцев, системы идентификации по радужной оболочке глаза и т.д.).

Ø Защита программ от нелегального копирования и использования:

¨ программное обеспечение распространяется фирмам-производителям в форме дистрибутивов на CD - ROM , каждый из которых имеет свой серийный номер;

¨ на CD - ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена;

¨ защита от нелегального использования программ может быть реализована с помощью аппаратного ключа, который присоединяется обычно к параллельному порту компьютера. При установке программа обращается к параллельному порту компьютера и запрашивает секретный код; если аппаратный ключ к компьютеру не присоединен, то защищаемая программа прекращает свою установку.

Ø Защита данных на дисках:

¨ Каждый диск, папка и файл компьютера может быть защищен от несанкционированного доступа. С этой целью для них могут быть установлены права доступа (полный, только чтение, по паролю), причем права могут быть различными для различных пользователей.

¨ Использование RAID -массивов («избыточных массивов независимых дисков»). При записи информации она дублируется и сохраняется на нескольких дисках одновременно, поэтому при выходе из строя одного из дисков данные не теряются.

Стратегической целью введения в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники», как об этом было объявлено в первой программе введенного в школу нового учебного курса [32], являлось «. всестороннее и глубокое овладение молодежью вычислительной техникой», что рассматривалось как важный фактор ускорения научно-технического прогресса в стране.

Объяснением этому служило наметившееся к тому времени широкое распространение персональных ЭВМ в различных сферах деятельности людей, приведшее к лавинообразному росту числа пользователей, работающих в режиме непосредственного контакта с компьютером.

Основная цель курса «Основы информатики и вычислительной техники» (см. пояснительную записку к упомянутой выше учебной программе) состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники. Предполагалось, что введение курса ОИВТ создаст предпосылки для изучения ряда естественно-научных предметов на качественно ином уровне, поскольку возможность применения учащимися ЭВМ на уроках должна существенно повысить наглядность обучения; моделирование на ЭВМ сложных объектов и процессов сделает усвоение учебного материала более доступным, значительно расширит познавательные возможности школьников, существенно активизирует их самостоятельную учебную деятельность.

В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике в средних учебных заведениях уже в первой программе курса ОИВТ была объявлена компьютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» и сразу же встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе [32, с. 8], однако, в более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе [11]; здесь выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотности школьников [11, с. 8):

• понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования;

• практические навыки обращения с ЭВМ;

• принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

• применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом

Ниже приведено ставшее впоследствии достаточно устойчивым наполнение понятия «компьютерная грамотность», которое сложилось в толкованиях специалистов и педагогов вскоре после появления первой программы курса ОИВТ, пробных учебных пособий для учащихся и методических руководств для учителей [5, 8, 17, 27, 28 и др.].

1. Умение «общаться» с компьютером. Общение с ПК на «пользовательском уровне» — это в основном умение подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа и переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу. Сюда же могут быть отнесены и навыки работы с простейшими сервисными программами, такими как редактор текстов, графический редактор, электронная таблица, разнообразные игровые программы, а также работа с компьютером в режиме диалога (в частности обучающего, в том числе и за пределами курса информатики). Примечательно, что по своему характеру эти знания, умения и навыки могут быть доступны младшим школьникам и даже дошкольникам.

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования Для ЭВМ должно входить в систему общего образования.

Процесс этот может быть постепенным и растянутым во времени. Начальные навыки составления самостоятельных программ, включающие организацию ветвлений и циклов, основываются на компонентах алгоритмической культуры, которые могут быть сформированы на простых и наглядных «допрограммистских» средствах. В старших звеньях обучения возможно ознакомление с расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся (см. подраздел 1.1) путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, на жаргоне информатиков — общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе. Эта естественная преемственная связь понятия КГ с понятием АК явно подчеркивалась и в пояснительной записке к программе нового курса, одна из задач которого объявлялась как «систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы» (см. [32, с. 5]), и в адресованных учителю методических рекомендациях, определявших в качестве первой методической задачи курса ОИВТ задачу «завершить формирование ведущих компонентов алгоритмической культуры школьников как основы формирования компьютерной грамотности» [12, с. 3]. Обозначим для наглядности этот эволюционный переход формулой:

несколькими различными языками программирования (по меньшей мере, в условиях углубленного изучения предмета). На этом уровне, однако, не столько важен выбор языка, на котором будут написаны программы, сколько прочность фундаментальных знаний, необходимых для разработки лежащих в их основе алгоритмов.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

а) структура ПК и функции егб основных устройств;

б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера.

Этот компонент имеет важнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися. Изначально считалось, что «сведения об этом, включаемые в курс информатики, должны иметь прикладной характер, быть ориентированы прежде всего на потребности пользователя, помогать ему оценить возможности отдельной машины или сравнить различные компьютеры. Это не исключает, конечно, того, что в курсе физики могут подробно рассматриваться различные физические явления, лежащие в основе функционирования ЭВМ, а в курсе математики или в фундаментальных разделах курса информатики — наиболее общие и абстрактные положения, относящиеся к принципам ее работы» [5].

4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач по возможности охватывала все основные сферы применения ЭВМ. Школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительных работ в курсах математики, физики, химии, анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ, исследования функций в курсе алгебры, построения и анализа математических моделей, физических, химических, биологических и других явлений и процессов. В курсе географии, истории и ряда других гуманитарных предметов персональная ЭВМ может использоваться школьниками как информационная система, банк данных, автоматизированный справочник.

Зародившись на первом этапе введения предмета в школу, понятие КГ по сей день активно «работает» в методической литературе. Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики. Если, к примеру, начнет доминировать компонент общение, то курс становится преимущественно пользовательским, нацеленным, в частности, на освоение компьютерных технологий. При доминирующей компоненте программирование цели курса сведутся к подготовке программистов и т.д.

История создания компьютера в нашей стране берет начало в 40-50 годы XX века. Прорывом в обеспечении разработки электронно-вычислительной машины (далее ЭВМ), создании компьютера для нашей страны послужило принятие партийно-правительственного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». 1985 год стал годом начала компьютеризации учебных заведений и информатизации образовательного процесса, что отвечало интересам развития общества. У начала процесса информатизации образования стояли великие ученые академики А.П. Ершов, Е.П. Велихов, Н.Н. Красовский, В.А. Мельников, основавшие теорию информатизации образования; главы отрасли  Ф.И. Перегудов, В.Н. Афанасьев, М.Р. Леонтьева, А.Ю. Уваров, которым удалось установить главные направления развития информатизации в России на годы вперед. В начале 1985 года в школах был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Данное решение является одной из основных задач школьной реформы «вооружение обучающихся знаниями и навыками работы на электронно-вычислительной технике, обширное использование компьютеров в процессе обучения». Введение в школьный курс предмета информатики было принято на основании постановления съезда партийно- правительственного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 , как возможность обучения компьютерной грамотности, подготовки к практической работе, труду в информационном мире молодого поколения. Традиционное определение слова грамотность до последних лет относилась к умению читать и писать.

С.И. Ожегов дает следующее трактование слова «Грамотный»

1) умение читать и писать, а так же умение писать грамматически правильно,

2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой либо области,

3) выполнение без ошибок, со знанием дела.

Современное общество под компьютерной грамотностью подразумевает умение пользоваться персональным компьютером. Академиком А.П. Ершовым было дано свое толкование понятия «компьютерная грамотность» следующими определениями:

1) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов,

2) основы программирования на одном из языков программирования,

3) практические навыки общения с персональным компьютером,

1) принцип работы и устройства персонального компьютера и его основных составляющих элементов,

1) использование и значимость компьютеров в процессе обучения, производстве и других отраслях человеческой деятельности.

В 1987г. одно из учебных пособий по информатике, трактовала понятия «компьютерная грамотность» не столько из технических соображений, сколько из дидактических и определяло, как умение читать и писать, считать и рисовать, поиск информации и умение работать на персональном компьютере. Следующей ступенью освоение компьютерной грамотности связано с умением искать, накапливать, анализировать в персональном компьютере разного рода информации: в виде таблиц, рисунков, чертежей и разного вида описаний. Оформление данных в виде текстов, таблиц, графических объектов и умение передавать их, используя компьютерную сеть, находить и получать их из разных источников, классифицировать, снова преобразовывать и использовать в решении разного рода задач.

На сегодняшний день формирование компьютерной грамотности начинается на начальной ступени обучения. В образовательных стандартах, по которым обучаются учащиеся 1-4 классов школы, установлено, что при

изучении всех предметов необходимо формировать навыки пользования персональным компьютером для жизни и работы в современном мире. Обучающиеся научатся использовать компьютерные технологии, которые объединяют в себе текстовую информацию, наглядно-графические изображения, цифровые данные, аудиозаписи, видеоматериалы, ссылки и базы данных для передачи их устно, так и распространяя данные, используя Интернет. Учащиеся знакомятся с информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ), осваивают безопасные и эргономичные принципы работы на ИКТ, понимают возможности использования различных средств ИКТ в процессе обучения. При использовании ИКТ учащиеся получат основные навыки работы с информацией: обработка, поиск, научатся внедрять разные виды информации в компьютер: текст, аудиозаписи, видеозаписи, цифровые данные, создавать, редактировать, форматировать, сохранять, передавать.

Тенденция изучения информатики и информационных технологий соответствуют действующим стандартам. Согласно действующему стандарту среднего (полного) общего образования обучение информатике и информационным технологиям в начальной школе направлено на достижение целей:

 формирование способностей ориентироваться в разного вида информации,

 овладение знаниями, являющимися основой информационной культуры,

 формирование образного и логического мышления,

 овладение навыками пользования компьютерными технологиями для работы с информацией в процессе обучения и повседневной жизни,

 воспитание и развитие заинтересованности к информационно- коммуникативной деятельности,

 привитие бережного отношения к техническим устройствам и общепринятым нормам работы с информацией.

Обучение компьютерной грамотности развивается в трех направлениях:

Работа с информацией . Передача, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Работа на компьютере. Правила поведения, правила работы за ПК, первичный инструктаж по технике безопасности. Компьютер, основные устройства персонального компьютера и их назначение. Умения работать с наглядно представленными на экране информационными объектами с применением мыши и клавиатуры. Работа с простыми информационными объектами: текст, звук, таблица, изображение. Цифровое фото и видео изображение в учебной деятельности. Набор текстов, конструирование изображений.

По окончанию изучения информатики и информационных технологий учащиеся должны знать и уметь:

 знать назначение основных устройств для ввода, вывода и обработки информации компьютера,

 знать и применять на практике правила безопасного поведения и правила гигиены при работе с персональным компьютером,

 умение четко выполнять инструкции для решения учебных задач,

 уметь работать с текстовыми и графическими данными, представленными на компьютере.

После прохождения вводного курса компьютерной грамотности в рамках предмета информатики ученик уже должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 применять доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач,

 применять компьютерные технологии для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видеозаписей в папках с данными, созданных самим учеником.

Преподавание информатики в рамках среднего образования определено в стандартах среднего (полного) общего образования и направлено на достижение следующих целей:

 овладение системой базовых знаний, отображающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, социальных, биологических и технических системах,

 овладение умениями использовать, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, но, теперь используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов,

 наиболее активное развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и передовых средств ИКТ при изучении различных учебных предметов,

 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

 получение опыта применения информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе творческой деятельности.

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

1) основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий,

2) предназначение и формы информационных моделей, характеризующие реальные объекты и процессы,

3) предназначение и функции операционных систем,

 оперировать разными видами информационных объектов с применением компьютера, сопоставлять полученные результаты с реальными объектами,

 различать и характеризовать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах,

 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования,

 оценивать достоверность информации, сравнивать разнообразные источники,

 применять наглядности в учебных работах с применением информационно-коммуникативных технологий,

 знать и использовать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации в процессе применения средств ИКТ.

Вторая ступень образования позволяет использовать перечисленные выше приобретённые теоретические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 успешного использования информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности,

 ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами,

 автоматизации коммуникационной деятельности,

 соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией,

 успешного формирования индивидуального информационного пространства.

Все эти знания и умения формируют компьютерную грамотность, как составную часть информационной культуры личности. Сегодня в связи с увеличением темпа развития процессов информатизации общества, системой образования ставится новая цель – формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Курс общеобразовательной школы, целями и задачами которого является обеспечение компьютерной грамотности учащихся, сегодня имеет следующие характеристики:

1) компьютерная грамотность обеспечивается изучением комплекса учебных предметов. Поэтому при разработке содержания курса «компьютерная грамотность» учитываются функции и вклад в компьютерную грамотность других предметов,

2) курс основ информатики и вычислительной техники, ставший главной составляющей общего среднего образования, решает задачи подготовки учащихся к практической деятельности, умственному развитию, формированию научного мировоззрения, воспитанию учащихся и др. Соответственно образовательный характер предмета требует доступности содержательной части для всех школьников, учащихся профессионального технического училища и техникумов, т.к. компьютеры используются почти во всех сферах жизнедеятельности человека,

3) имеет межпредметные связи,

4) наука информатика считается «молодой» стороной научного знания, поэтому имеется немало вопросов относительно вопросов, составляющих ее предмета, а также удельного веса каждого из этих вопросов в содержании этой науки,

5) курс школьной информатики как основы данной отрасли знаний отражает ту инвариантную часть этой науки, которая содержится в самом определении предмета информатики,

6) как любой другой школьный предмет «основы информатики» не только знакомит учащихся с вопросами, изучаемыми данной наукой, но и формирует определенную совокупность практических умений и навыков,

7) школьники знакомятся с важными областями применения вычислительного оборудования в производстве, как станки, управляющиеся при помощи программы, бытовые и полупромышленные машины с встроенными микропроцессорами, автоматизацией рабочих мест в офисах.

Соответственно у школьников формируются представления об автоматизированной системе управления и автоматизации проектирования, использования персонального компьютера в науке, медицине и образовании.

Из описания курса информатики в общеобразовательной школе заметно, что главной целью обучения компьютерной грамотности школьников считается формирование и развитие у них общеучебных, общедеятельных умений и навыков, которые являются универсальными и необходимыми для обучения по многим школьным предметам.

Авторы Л.Л. Босова, П.Р. Егоров, А.П. Ершов, Е.В. Князева, Н.В. Макарова, Н.В. Матвеева выделяют следующие общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения предмета информатики:

Учебно-технологические . Они обеспечивается образовательной линией “Прикладные технологии”.

Учебно-информационные . Развитие умений данной группы подразумевает формирование навыков поиска информации для выполнения заданий с применением учебной литературы, энциклопедий, справочников доступных в открытом доступе информационного и интернет пространства, выполнение сохранения частичной информации об окружающей действительности и о самом себе с применением инструментария информационно-коммуникативных технологий.

Учебно-организационные . Формирование таких умений достигается в период выполнения самостоятельных работ и создания индивидуального или группового проекта, когда важно суметь рационально распланировать работу и целесообразно разграничить время для выполнения единичных этапов, но и суметь организовать себя, корректировать собственную деятельность в соответствии с замыслом.

Учебно-коммуникативные . Формирование умений данной группы подразумевает адекватное применение коммуникативных речевых средств, для решения определенных коммуникативных задач, выстраивать монологическое высказывание, обладать диалогической формой коммуникаций, применяя средства и инструментарий информационно-коммуникативных технологий.

Есть множество тем, при изучении которых возможны дискуссии и обсуждения, например: «Что такое информация», «Место информатики в процессе познания человека», «Информационные услуги Интернета», и тд.

Учебно-интеллектуальные . Формирование этих умений происходит в процессе изучения всех тем образовательной линии.

Таким образом, в процессе изучения курса информатики у учащихся формируется собственный багаж знаний по предмету, приобретают сопутствующие данные о правилах и нормах этического и морального аспектов информационной деятельности с юридической, экономической и нравственной стороны, вырабатываются и образовываются межпредметные знания и умения,

профессионализм учащихся, социальный опыт, что способствует социализации учащихся.


В содержании образования всегда выделяют три компоненты: воспитание, обучение, развитие. При этом обучение занимает центральное положение. Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом – как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. На отбор содержания школьного курса информатики влияют две группы основных факторов, которые находятся между собой в диалектическом противоречии:
  1. Научность и практичность.
  2. Доступность и общеобразовательность.
Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой – быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во многом противоречивых требований является достаточно сложной задачей.

Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

Понятие "педагогическая технология" в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения информатике

Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики и ИКТ.

Образовательная и развивающая цели обучения информатике в школе - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представление о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.


Изучение школьного курса информатики призвано также вооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе. Усвоение знаний из области информатики, как и приобретение соответствующих умений и навыков призвано также существенно повлиять на формирование таких черт личности, как общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей.

Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учеников, то есть вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы. Это означает, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информатики, которые развивают ум и обогащают внутренний мир ребенка, но и быть практически ориентированным - учить школьника работе на компьютере и использования средств новых информационных технологий.

С целью профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ПК и информатикой, а также различными приложениями, изучаемых в школе наук, опирающихся на использование ПК. Наряду с производственной стороной дела практические цели обучения информатике предусматривают также и «бытовой» аспект - подготавливать молодых людей к грамотному использованию компьютерной техники и других средств информационных и коммуникационных технологий в быту, в повседневной жизни.

Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается, прежде всего, мировоззренческим воздействием на ученика, предоставляющем осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. Вклад школьного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием представления об информации как одно из трех основных понятий науки: вещества, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира. Кроме того, при изучении информатики на качественном уровне формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческие характеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критично соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

Изучение информатики, в частности, построение алгоритмов и программ, их реализация на компьютере, требующие от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логической и развитого воображения, должны способствовать развитию таких качеств личности, как настойчивость и целенаправленность, творческая активность и самостоятельность, ответственность и трудолюбие, дисциплина и критичность мышления, способности аргументировать свои взгляды и убеждения. Школьный предмет информатики, как никакой другой, предъявляет особый стандарт требований к четкости и лаконичности мышления и действий, так как точность мышления, изложения и написание - это важнейший компонент работы с компьютером.


Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатике не могут быть достигнуты изолированно друг от друга, они крепко связаны. Нельзя получить воспитательный эффект предмета информатики, не обеспечив получение школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, прикладные стороны содержания обучения.

Проектирование конкретных целей школьного предмета информатики должно основываться, прежде всего, на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положение среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития.

В соответствии с общими целями обучения методика обучения информатике ставит перед собой следующие основные задачи:
  • определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы;
  • разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей;
  • рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Алгоритмическая культура как исходная цель преподавания информатики

Ученые‐методисты обратили внимание на большое общеобразовательное влияние ЭВМ и программирования, как новой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе программирования лежит понятие алгоритмизации, рассматриваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая деятельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Представления учащихся об алгоритмах, алгоритмических процессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно математики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические представления, умения и навыки стали получать самостоятельное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритмической культуры учащихся. Основными компонентами алгоритмической культуры являются:
  • понятие алгоритма и его свойств;
  • понятие языка описания алгоритма;
  • уровень формализации описания;
  • принцип дискретности (пошаговости) описания;
  • принципы построения алгоритмов: блочности, ветвления, цикличности;
  • выполнение (обоснование) алгоритма;
  • организация данных.
В 80-е годы в качестве конкретной цели обучения информатике в школе была объявлена компьютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности достаточно быстро стало одним из новых понятий дидактики. Постепенно выделили следующие компоненты, определяющие содержание компьютерной грамотности школьников:
  • понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания, понятие о программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;
  • основы программирования на одном из языков;
  • практические навыки обращения с ЭВМ;
  • принцип действия и устройство ЭВМ;
  • применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.


Компьютерная грамотность (КГ) является расширением понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся путем добавления некоторых "машинных" компонентов. Поэтому ставилась задача завершить формирование алгоритмической культуры как основы формирования компьютерной грамотности, что можно представить схемой: АК → КГ.
В компонентах компьютерной грамотности учащихся можно выделить следующее содержание:
  1. Умение работать на компьютере.
  2. Умение составлять программы для ЭВМ.
  3. Представления об устройстве и принципах действия ЭВМ.
  4. Представление о применении и роли компьютеров на производстве и других отраслях деятельности человека, а также о социальных последствиях компьютеризации.


Компоненты компьютерной грамотности можно представить четырьмя ключевыми словами: общение, программирование, устройство, применение. Если в обучении школьников делать акцент на каком-либо одном компоненте, это приведет к изменениям в достижении конечных целей преподавания информатики. Например, если доминирует компонент общение, то курс информатики становится преимущественно пользовательским и нацеленным на освоение компьютерных технологий. Если акцент делается на программировании, то цели курса сведутся к подготовке программистов.

Информационная культура как современная цель преподавания школьного курса информатики

Первая программа курса ОИВТ 1985 года достаточно быстро была дополнена понятием "информационная культура учащихся". Требования этой версии программы, взятые в минимальном объеме, ставили задачу достижения первого уровня - компьютерной грамотности, а взятые в максимальном объеме – воспитание информационной культуры учащихся. Содержание информационной культуры (ИК) было образовано путем некоторого расширения прежних компонентов компьютерной грамотности и добавления новых. Эта эволюция целей образования школьников в области информатики представлена на схеме: АК → КГ → ИК → ?


Как видно из схемы, в конце цепочки целей поставлен знак вопроса, что объясняется динамизмом целей образования, необходимостью соответствовать современному уровню развития науки и практики. Например, сейчас возникла потребность включения в содержание понятия информационной культуры представлений об информационно‐коммуникационных технологиях, владение которыми становится обязательным элементом общей культуры современного человека.

Читайте также: