Компьютерная грамотность виды информации

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров.

Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа. Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации.

Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими - они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной.

А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

К компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

  • - Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой;
  • - Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами;
  • - Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека;
  • - Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи;
  • - Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют.

Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.

Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.

О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования. [2] В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т.е. умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». [12, с. 41] Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с . базами данных, . наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры». [5, с. 71] Н.М. [10] И.А.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.

На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:

Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач помощью с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [14]

Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами и т.д. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

По профессиональному признаку можно выделить большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

С использованием вычислительной техники связано всё большее количество профессий, но характер этого использования в разных профессиях различный - от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими - они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной. А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.

Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.

Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Как ранее было сказано, человек имеет дело со многими видами информации. Рассмотрим, какую информацию компьютер, по сравнения с человеком, не может принять, поэтому, обработать, хранить и выдавать.

- Так, ввести в компьютер запах розы, вкус яблока или мягкость плюшевой игрушки - нельзя никак.

Ранее говорилось, что компьютер это электронная машина, а значит, он работает с сигналами. Поэтому компьютер может работать только с той информацией, которую можно представить в виде сигнала. Если бы можно было представить вкус, запах в виде сигнала, то компьютер ног бы работать и с такой информацией, но делать этого пока не научились.

Надо отметить, что хорошо превращается в сигналы то, что мы видим. Для этой цели используют специальные электронные устройства: видеокамеры, цифровые фотоаппараты, сканеры.

Давно научились превращать в сигналы то, что мы слышим. Делают это с помощью микрофона.

Очень трудно превращать в сигналы то, что человек чувствует с помощью обоняния, осязания и вкуса. Ученые ещё не нашли таких способов. Значит, компьютеры с такой информацией работать, пока, не могут.

Вывод:

Компьютер может, работать только с той информацией, которую мы видим и слышим.

Пять видов компьютерной информации

Современные компьютеры могут работать с пятью видами информации:

1. Числовой информацией (числа);

2. Текстовой информацией (буквы, слова, предложения, тексты);

3. Графической информацией (картинки, рисунки, чертежи);

4. Звуковой информацией (музыка, речь, звуки);

5. Видеоинформацией (видеофильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Все эти пять видов информации вместе называют одним словом: - мультимедиа.

Если компьютер может работать со всеми этими пятью видами информации, то его называют мультимедийным.

Если компьютерная программа использует все эти виды информации, то её называют мультимедийной.

Числовая информация

Для передачи информации на большое расстояние по проводам сто лет начал человек изобрел телеграф. Нашелся способ превращения чисел и букв в сигналы - специальная телеграфная азбука (Азбука Морзе). Короткий сигнал «точка». Длинный сигнал - «тире».

Для компьютеров азбука Морзе не пригодна, так как очень неудобно разбираться с тем, какой сигнал длинный, а какой короткий. Придумали более простые сигналы: если есть сигнал, то это единица. Если нет - нолик. Осталось научиться представлять числа в виде единиц и ноликов. Компьютер делает гак:

2 – 10 (ноль - один)

3 – 11 (один - один)

4 – 100 (один - ноль - ноль)

5 – 101 (один - ноль - один)

6 – 110 (один - один - ноль)

7 – 111 (один - один - один)

8 – 1000 (один - ноль - ноль - ноль)

9 – 1001 (один - ноль - ноль - один)

10 – 1010 (один - ноль - один - ноль)

Если необходимо перевести число 1999 в сигналы (двоичный код) то компьютер сам способен перевести его.

Минимальное число представления информации - (ноль и один) – называют битами. Группа из восьми битов - байтами. Их четырех - полубайт.

В один байт можно записать число от 0 до 255. Для записи числа 1998 необходимо воспользоваться вторым байтом.

В двух байтах можно записать число - от 0 до 65535.

В трех - от 0 до 16 миллионов.

Текстовая информация

Каждой букве присваивается числовой номер. Например - букве «А» число 1, а букве «Б» - 2. Надо сказать, что прописные и заглавные буквы имеют разное число. В том числе, русский алфавит и латинский имеют свою кодировку. Для того чтобы различные компьютеры понимали друг - друга ученые выработали единый стандарт представления букв числами и назвали его «Кодировкой символов» «КОИ» (Рис. 1.1.1).


Рис. 1.1.1. Кодировка символов

Превратив буквы в числа, компьютер превращает числа в сигналы, и записывает их битами, из которых собираются байты:

А - 192- 11000000

Б - 193 - 11000001

В - 194- 11000010

Д - 196 – 11000100 и так далее.

Графическая информация

Компьютеры могут работать с графической информацией. Это могут быть рисунки или фотографии. Для того чтобы картинка могла храниться и обрабатываться в компьютере, ей превращают в сигналы. Такое превращение называют оцифровкой (Рис. 1.1.2).

Для оцифровки графической информации служат специальные цифровые фотокамеры или специальные устройства – сканеры.


Рис. 1.1.2 Пример оцифровки рисунка

Цифровая камера работает, как обычный фотоаппарат, только изображение не попадает на фотопленку, а «запоминается» в электронной памяти такого «фотоаппарата». Потом такой аппарат подключают к компьютеру и по проводу передают сигналы, которыми зашифровано изображение.

Если картинка сделана на бумаге, то для того, чтобы превратить её в сигналы, используют сканеры. Картинку кладут в сканер. Сканер просматривает каждую точку этой картинки и передает в компьютер числа (байты), которыми зашифрован цвет каждой точки. Например:

Черная точка: 0, 0, 0;

Белая точка: 255, 255, 255;

Коричневая точка:153, 102, 51;

Светло-серая точка: 160, 160, 160;

Темно-серая точка: 80, 80, 80.

У каждого цвета свой шифр (его называют цветовым кодом).

Если каждый цвет передавать тремя байтами, то можно зашифровать более 16 миллионов цветов. Это гораздо больше, чем может различить человеческий глаз, но для компьютера это не предел.

Звуковая информация

Звук, музыка и человеческая речь поступает в компьютер в виде сигналов и тоже оцифровывается (Рис. 1.1.3. Рис. 1.1.4.), то есть превращается в числа, а потом - в байты и биты. Компьютер их хранит, обрабатывает и может воспроизвести (проиграть музыку или произнести слово).


Для того чтобы ввести звуковую информацию в компьютер, к нему подключают микрофон или соединяют с другими электронными музыкальными устройствами, например, с магнитофоном или проигрывателем. Если в компьютере есть специальная, звуковая плата, то он может обрабатывать звуковую информации и воспроизводить человеческую речь, музыку и звуки.


Видеоинформация

Современные компьютеры могут работать с видеоинформацией. Они могут записывать и воспроизводить видеофильмы, мультфильмы и кинофильмы. Как и все прочие виды информации, видеоинформация тоже превращается в сигналы и записывается в виде битов и байтов. Происходит это точно так же, как и с картинками - разница лишь в том, что таких «картинок» надо обрабатывать очень много.

Фильмы состоят из кадров. Каждый кадр - эго как бы отдельная картинка. Чтобы изображение на экране, выглядело «живой» и двигалось, кадры должны сменять друг друга с большой скоростью - 25 кадров в секунду. Если компьютер мощный и быстрый, то он может 25 раз в секунду обрабатывать в своей памяти новую картинку и показывать её на экране.

Сигналы для записи видеоизображений компьютер получает от видеокамеры. Как и все другие виды информации, он преобразует эти сигналы в биты и байты и записывает их в свою память.

Выводится видеоизображение на экран компьютерного монитора. При этом вместе с изображением может выводиться и звук.

Вопросы для повторения

1. Понятие: информация и информатика.

2. Воздействие средств информации на органы чувств человека.

3. Виды компьютерной информации. Дать их понятие и способы представления в ПК.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление

1.1. Информация, её свойства и виды

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Наряду с такими понятиями, как «вещество» и «энергия», понятие «информация» определяет основу современной научной картины мира. Строгое и однозначное определение этому термину дать невозможно.

Можно выделить некоторые особенности информации, подчёркивающие её принципиальное отличие от вещества и энергии:

по отношению к информации неприменим закон сохранения (информация может внезапно, «ниоткуда» возникнуть в воображении человека;
человек может её забыть, утратив навсегда и невозвратно);
информация не расходуется при её использовании;
информация может быть передана от одного человека к другому, при этом её количество у первого человека не уменьшится;
ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей её частей.

Согласно одной из философских концепций (её называют атрибутивной), информация является свойством (атрибутом) всего сущего: информация возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к которым приводит воздействие одних объектов на другие.

Согласно так называемой функциональной философской концепции, информация связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы. Иначе говоря, информация является атрибутом, присущим только живой природе.

С точки зрения антропоцентрической философской концепции информация существует лишь в человеческом сознании и информационная деятельность присуща только человеку.

Подумайте, как соотносятся между собой три приведённые выше философские концепции. К какой из них ближе понимание термина «информация» с точки зрения обыденных житейских представлений?

Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность и др.

Информация объективна, если она не зависит от свойств источника информации. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, т. к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).

Возможна ли ситуация, когда информация абсолютно не зависит от свойств источника информации?

Информация достоверна, если она отражает реальное положение дел, в частности не вступает в противоречие с уже имеющейся информацией, признаваемой в качестве достоверной. При этом не исключается, что с появлением новой информации та или иная информация может перестать быть достоверной.

Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Информация избыточна, если для решения достаточно только части данной информации.

Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна именно в данный момент времени.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Информация релевантна, если она соответствует нуждам (запросам) потребителя.

Важно понимать, что теми или иными свойствами информация обладает только в некоторый промежуток времени, т. е. свойства информации имеют относительный по времени характер.

Приведите известные вам из истории примеры, когда информация, считавшаяся достоверной, становилась недостоверной в связи с появлением новой информации.

В зависимости от выбираемого основания классификации можно выделять разные виды информации. Некоторые из возможных вариантов классификаций представлены на рисунке 1.1.


Рис. 1.1. Виды информации

1.2. Информационная культура и информационная грамотность

В материалах ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) отмечается всеобъемлющий характер понятия информации: информация — «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».

Важная и всё возрастающая роль информации в современном мире требует от человека наличия информационной культуры, включающей в себя:

понимание закономерностей протекания информационных процессов;
умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
умение представлять информацию в разных формах;
умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий;
умение применять полученную информацию для принятия решений;
соблюдение этических норм и правил при использовании информации.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.

Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:

правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;
выработки стратегии эффективного поиска информации;
организации и реорганизации информации;
интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией;
соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.

Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

На рисунке 1.2 изображена международная эмблема информационной грамотности.


Рис. 1.2. Международная эмблема информационной грамотности

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

1.3. Этапы работы с информацией

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов:

1) стартовый этап;
2) этап поиска информации;
3) этап осмысления полученной информации;
4) этап рефлексии.

На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и чётко сформулировать информационную потребность.

Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

Различают:

• медийные источники информации (интернет-издания, газеты, журналы, телевидение, радио);
• специализированные источники информации (научные труды, аналитические статьи, сайты определённых компаний и др.);
• живые источники информации (люди, компетентные в том или ином вопросе).

Желательно иметь несколько надёжных источников информации по интересующему вас вопросу. Если все они предоставляют схожие сведения, то вероятность того, что найденная информация достоверна, существенно повышается.

Многие годы человеку для получения образования было достаточно заучить и уметь воспроизвести некоторую фиксированную сумму знаний. В наше время потоки информации лавинообразно возрастают. Для успешной профессиональной деятельности требуется постоянное обновление знаний и продолжение образования в течение всей жизни. Сегодня на первый план выдвигается требование творческого освоения информации, предполагающее её осмысление, оценку и создание на этой основе новой информации.

На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, её соотнесение с собственным опытом человека.

На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.

На этапе осмысления информации большую роль играет умение правильно ставить вопросы. Можно выделить шесть групп вопросов, постановка которых позволяет эффективно извлекать необходимую информацию.

3. Интерпретационные, или выясняющие причины, вопросы, начинающиеся, как правило, со слова «почему».


Рис. 1.3. Ромашка Блума

На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.

1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:

+ знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.

Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.

Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:

Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.

Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.


Рис. 1.4. Пример кластера

Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:

• глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
• самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.

5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.

На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».

Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.


Рис. 1.5. Пример денотатного графа

1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.

2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).

3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.

4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких вето- чек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.

6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.

7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.

На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».


Рис. 1.6. Пример интеллект-карты

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов: стартовый этап, этап поиска информации, этап осмысления полученной информации, этап рефлексии.

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

Вопросы и задания

5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:

1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;
2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;
3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;
4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;
5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.

6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.

7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.

8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.

9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Оглавление

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

Читайте также: