Компьютерная игра где для достижения успеха надо смотреть на много ходов вперед

Обновлено: 04.07.2024

Свобода действий в играх на сегодняшний день является огромным плюсом для проектов. Подобные игры с открытым миром очень часто получают высокие оценки игроков по сравнению с обычными линейными проектами, где игрок только может следовать указаниям сюжета. Открытый мир так же дает возможность игроку, глубже окунутся в сюжет и разузнать о мире и его особенностях. В открытом мире игрок может идти куда захочет и делать почти все, что ему вздумается в рамках игрового процесса, что радует множество геймеров.

В сегодняшней подборке мы вновь возвращаемся к играм с открытым миром, где вы сможете увидеть 10 отличных проектов. Все представленные игры являются выбором автора и не имеют отношения к рекламе. Так же большинство игр представленных в данном списке имеют очень высокие оценки критиков и положительные отзывы игроков, но так же есть и проекты которые имеют средние оценки, но предоставляют игрокам неплохие открытые миры.

Just Cause 2

Вторая часть приключенческого экшена Just Cause 3 зашла многим игрокам в отличие от последующих частей. События игры разворачиваются спустя несколько лет с момента окончания предыдущей части. Агент ЦРУ Рико Родригес отправляется в островную республику Панау, где бразды правления взял некий диктатор Малыш Панай. Главному герою предстоит вновь устроить революцию в маленьком государстве и свергнуть тирана и его правительство. Игроку дается полная свобода действий на территории более 1000 квадратных километров, где основная его задача крушить правительственные войска и уничтожать объекты, дающие преимущества диктатору.

Fallout 3

Перед тем как на Земле случился тотальный трындец, многие люди сумели спасти свои жизни, укрывшись в надежных убежищах под землей. В этих небольших поселениях выросло уже несколько поколений людей и наш герой один из них. Жизнь в убежище была безмятежна до того момента как отец главного героя решил покинуть родное подземелье хлопнув дверью. Такое событие вызвало огромный переполох среди жителей убежища 101, и местный смотритель решил отыграться на нашем герое из-за ухода отца. Теперь юноши из убежища 101 нужно покинуть родной дом, в поисках отца ,отправившись на поверхность где бушует радиация, мутанты, рейдеры и другие опасности.

Assassin’s Creed II

Пожалуй, данная игра является самой любимой у многих поклонников серии Assassin’s Creed. Релиз игры состоялся 17 ноября 2009 года, а ее рейтинг на Metacritic равен 91 из 100. Вторая часть серии поведает игрокам историю флорентийского аристократа Эцио Аудиторе да Фиренце, а сами действия развернутся с 1476 по 1499 год в Италии. По ходу сюжета главный герой встретится с несколькими историческими персонажами, которые очень неплохо воссозданы в игре. В реальном же времени идет продолжения сюжета про Дезмонда и кампанию “Абстерго”. По сравнению с первой частью игры, Assassin’s Creed 2 приобрел много нового в плане геймплея и теперь игроку доступно намного больше пространства для исследования, добавлены разные мини задания, персонаж теперь может плавать и нырять, а поединки с противниками стали более зрелищными.

Kingdom Come: Deliverance

Весьма неплохой экшен с элементами RPG в открытом мире, который правда имеет ряд недостатков. События игры перенесут игрока в средневековье, а точнее в начало XV века на территорию королевства Богемия. Главным героем игры станет простой сын местного кузнеца по имени Индро. В то время на территории королевства было весьма неспокойно, король Вацлав IV был похищен своим братом Сигизмундом, который в свою очередь отправил на покорение Богемии войска наемников. На пути вражеских захватчиков оказалась деревня главного героя и в результате штурма семья Индро погибает, а ему самому удалось сбежать. Последующие события рассказывают, как Индро пытается стать искусным воином и отомстить за смерть своих близких. Мир игры насыщен пейзажами и событиями, а боевая система порадовала многих игроков. Из самых явных минусов игры можно выделить скверную оптимизацию и местами туповатых NPC.

Far Cry New Dawn

Данная игра является спин-офф серии Far Cry и продолжает сюжетные события Far Cry 5. Действия игры разворачиваются округе Хоуп штата Монтана, спустя 17 лет с момента ядерной катастрофы, которая полностью изменила мир. Выжившие люди пытаются вновь создать цивилизованное общество, но безжалостные рейдеры придерживаются другой точки зрения и терроризируют мирных жителей. Как и в Far Cry 5 игроку предстоит защитить жителей и дать отпор рейдерам. Что касается мира игры, то он как нестранно стал более ярким и раскрасился некие розовые тона. Игроки очень тепло приняли New Dawn, и на данный момент игра имеет положительные отзывы в отличие от оригинальной игры.

Monster Hunter World

По сюжету игры раз в десять лет древние монстры пересекают море и попадают в Новый свет. Чтобы изучить данное явление, было принято снарядить экспедицию по поиску и изучению этих созданий. Игроку отводится роль охотника, которому предстоит выслеживать, ловить и убивать древних монстров. Игра является пятой частью серии и дает игроку возможность окунуться в красивый открытый мир без всяческих экранов загрузки. В Monster Hunter World представлено огромное количество разных существ отличающихся друг от друга, а чтобы изловить их потребуется использовать разные тактики, оружие и ловушки. В целом игра получилась не плохая, но некоторые игроки жалуются на неудобное управление, посредственную оптимизацию и баги приводящие к вылету игры.

The Elder Scrolls IV: Oblivion

О данной игре уже было сказано довольно много и огромное количество любителей action/RPG считают ее лучшей в своем роде. События игры происходят в Сиродиле, центральной провинции Тамриэля. Сюжет игры начинает развивать в местной темнице, где томится наш герой за неизвестное преступление. Судьба сложилась так, что в камере, где главный герой отбывает наказание, имеется секретный ход из замка, по которому император Уриэль Септим VII пытается выбраться в сопровождении своих телохранителей. Дело в том, что на императорскую семью совершено ряд нападений так называемым культом Мифического Рассвета и уже убито трое сыновей императора. В общем, нашему герою разрешают попытаться выбраться из замка через подземный ход со всеми, но убийцы настегают императора. Перед смертью император передает так называемый Амулет Королей нашему герою и поручает ему отнести его Джоффри, грандмастеру Клинков. Игроку предстоит исследовать огромный открытый мир населенный разными существами и жителями. Исследуйте пещеры и таинственные развалины. Изучайте магию и искусства сражения. Окунитесь в потрясающую историю с множеством неплохих ответвлений.

Wasteland 2

Saints Row: The Third

Третья часть весьма успешной и местами абсурдной игры в жанре экшен от третьего лица. Сюжет продолжает повествовать историю банды " Святые 3-й улицы ", которые уже давно подмяли под себя город Стилуотер и устремились в бизнес. Но безмятежные дни длились не долго, и Святые привлекли внимание международной криминальной организации под названием "Синдикат". Не сумев противостоять могущественно криминальной машине Синдиката, Святые были вынуждены ретироваться и уйти в подполье для того чтобы собрать все силы и дать отпор захватчикам. Многие игроки считают третью часть игры лучшей в серии.

Mafia: The City of Lost Heaven

Первая Мафия, безусловно, является легендарной игрой, которую многие игроки заездили до дыр. События игры разворачиваются в Америке начала 30-ых годов, во времена "Великой депрессии" и сухого закона. Именно те годы для США являются расцветом мафии в стране. Сюжет игры завязан вокруг таксиста Томми Анджело, который был обычным таксистом и любил свою работу, но случайное знакомство с двумя гангстерами кардинально меняет его жизнь. Именно с этого момента Томми начинает свою криминальную карьеру, где ему предстоит стать членом мафиозной семьи и выполнять разные незаконные деяния. Игрока ожидает большой по меркам тех годов открытый мир с погонями на автомобилях, перестрелками, ограблениями, контрабандой и убийствами.


Мы наконец-то довыкладывали книгу «Играй на победу» известного киберспортсмена и гейм-дизайнера Дэвида Сирлина. Ниже — выжимка самого интересного из третьей части и ссылки на полные главы (очень много букв).

В этой части: про стили игроков (найдите себя), про оптимальное поведение на турнирах, и про то, какие навыки нужны, чтобы стать №1 в игре. Плюс что делать в том маловероятном случае, когда вы уже мировой чемпион.

Ветвления выбора и мгновенное предсказание

Мастерство игрока — это умение предсказывать ходы оппонента. Например, различать блеф и правду как в покере; представлять направление развития стратегии врага в Старкрафте; чувствовать ситуации, когда враг собирается использовать конкретный приём в файтинге. С точки зрения гейм-дизайнера это выглядит как необходимость заложить в игру возможности появления «направлений развития», чтобы игроки вносили в игру свои стили. А ещё иногда предсказание действий противника даёт преимущество новичку против профессионала.

Почему? Потому что профессионал привыкает, что все игроки его уровня делают определённую контратаку на какую-то ситуацию — а новичок не будет её делать просто по незнанию, что может дать ему неожиданное преимущество. В отличной книге «Дневник киллера» главный герой носил с собой три боевые гранаты и один муляж. Муляж он бросал последним и просто заходил в комнату, пока все вжимались в шкафы. Но один гангстер был настолько необучен, что вместо броска в укрытие начал стрелять в ответ…

Так у игры появляются критические точки — моменты, когда определяется исход партии. Например, в Старкрафте — меткий пси-шторм по большой армии, когда внимание противника отвлечено на инцидент в другой части карты. Или точка выбора в MTG, когда разыгрывается главная комбинация-связка. Или же шахматный ход, который даёт хорошее преимущество для дальнейшей реализации. В общем, думаю, вы сами прекрасно чувствуете такие моменты.

Хорошая новость в том, что даже в быстрых файтингах реакция — не главное. Главное — умение распознавать такие моменты и принимать решения заранее. И системорегистрация, когда вы ищете какой-то шаблон в действиях противника. Например, в покере кто-то может характерно отводить глаза от карт на секунду в момент сбора сильной комбинации.

Опять же, для примера, в том же реальном фехтовании системорегистрация очень важна. Самый грубый пример — новичок после связки из двух горизонтальных ударов может почти всегда делать колющий с шагом. Знание этого факта позволяет вам не ловить «на реакцию» момент колющего с последующей контратакой, а «закэшировать» блок с контрударом ещё в момент начала выполнения второго горизонтального удара противника. Суть фехтовальных тренировок — выработка до автоматизма основных шаблонов движений И при этом попытки отвязаться от любых побочных закономерностей, возникающих при такой автоматизации.

Вот что пишет Дэвид про реакцию в 1/60 на серию ударов после тренировок игрока:

Это два единственных случая, когда я вообще могу выполнить удар сверху… Если я нападаю на вас и делаю несколько ударов, вам, собственно, не надо в них всматриваться. Но вам известно, что обычно после этого я выполняю огненный удар. Вы полностью к нему готовы, и вам заранее ясно, что скоро придется принимать решение о блокировке верхнего или нижнего удара. Ага, вот и огненный удар, точно по графику. Теперь вы знаете, что сейчас я получил первый шанс выполнить удар сверху. Для выполнения всех моих целей существует только две возможности. Ваши мысли не блуждают среди тысячи вариантов, с которыми придется столкнуться. Вы полностью сосредоточены на единственном приближающемся моменте. Вы его ждете. Вы отсеиваете всю лишнюю информацию с экрана.… Единственное, что вам нужно увидеть — как начнется удар сверху.… Именно так опытный игрок видит эту шестидесятую долю секунды, когда он полностью сосредоточен на моменте и способен отбросить все, кроме единственной нужной подсказки.

И ещё одно. Если вы делаете не то, что было бы лучшим в текущей ситуации, и противник это видит, он начинает думать. А в тот момент, пока он думает, можно провести стандартный приём, который в обычной ситуации — не будь он обескуражен — не сработал бы.

Типы игроков

Самое «вкусное» для меня в опыте Дэвида — это описание метагеймовых особенностей. Дело в том, что все мета-сообщества игроков очень похожи, и, научившись побеждать в одном, можно смело переносить опыт с незначительными изменениями на другое. Начнём с типов игроков.

Первый тип — черепаха, концентрация на защите.

Во время турнирных боев я славлюсь своим терпением и склонностью раздражать соперников, Ортиз поднял эти приемы на совершенно новую высоту. Он играет в практически безрисковую игру, и довольствуется тем, что кое-как добивается небольшого преимущества в очках жизни по сравнению с соперником. Затем он, без всякого стеснения, «убегает» до конца матча. (Что не позволяет сопернику его ударить, а когда время закончится, то по правилам игры победа присуждается тому, у кого больше очков жизни). Его бесконечное терпение выводит из себя даже самых серьезных соперников, по мере того, как они все больше и больше отчаиваются хотя бы выровнять счет, время подходит к концу.
«Говорят, мои шахматные партии должны быть более интересными. Я мог бы играть интереснее — и при этом проигрывать.»
Тигран Петросян

В GameDev надо учитывать, что если защита даёт преимущество, то игра будет позиционной — то есть не очень зрелищной. На крупных турнирах по шахматам оба игрока финала часто не делают рискованных ходов, а ждут, пока второй ошибётся — это приводит к огромному количеству ничейных партий, что резко снижает интерес зрителей.

Следующий тип — агрессор. Это быстрые, импульсивные игроки, которые очень зрелищно играют. При этом агрессия вовсе не означает атаку. Она означает массу действий, захватывающих внимание противника. Чаще всего агрессия бывает вызовом на контратаку, которую-то и ждёт игрок.

Некоторые из самых блестящих ходов Маршалла на первый взгляд напоминали опечатки.

Агрессор — самый хороший тип для зрелищности игры: много действий, много результатов. По моим ощущениям, чем младше аудитория — тем более этот стиль влияет на субъективные ощущения от игры. Если агрессивно играть оптимально — игра нравится.

Третий тип — одержимые. Это те, кто достигает совершенства в одном стиле игры, и старается его придерживаться. Вот прекрасное описание этого типа:

Яновский питал склонность к слонам, и его соперники об этом знали. Он уверенно разрабатывал многочисленные направления игры и позиции на доске, в которых использовались сильные стороны его излюбленных фигур. Участь игрока, одержимого определенной гранью игры — знать этот аспект лучше остальных, даже лучше сильнейших игроков мира — но лишиться чего-то другого, оказавшись вне своей стихии. Соперники Яновского научились предлагать ему ситуации, которые позволяли тому сохранить своих драгоценных слонов в обмен на потерю других важных фигур. Долгие годы американские шахматисты называли двух слонов «два Яна».

Хорошей идеей будет давать возможность игрокам глубоко развивать определённые ветки либо внутри игры (RPG), либо на уровне кривой обучения. Это используется в играх на время типа гонок — азиатские перфекционисты показывают класс.

Четвёртый тип — змеи. Это те, кто используют массу внеигровых методик, чтобы действовать на игровые состояния. Помните, как Остап Бендер в Васюках жаловался на то, что гроссмейстер заимел вредную привычку курить дешёвый дурно пахнущий табак? Это из той же оперы.

Змеи очень хороши для форумов вокруг игры, они рождают флейм и движуху.

Пятый стиль игры — аналитический или сбалансированный. Это отсутствие привязанности в стиле, когда каждое решение диктуется конкретной ситуацией. Со стороны выглядит как достаточно простая игра.

И последний — стиль зверя. Это очень рискованные приёмы, которые всегда срабатывают, потому что игрок знает, что будет отвечать на них противник. Основа стиля — умение «читать» оппонента и предсказывать его действия, то есть обращение к той самой глубокой вариативности направлений игры. Напомню, что есть способ баланса игры, когда проигрывающий имеет возможность использовать более рискованные приёмы или стратегии (раз уж он всё равно проигрывает) с шансом добиться большого результата. В данном случае игрок имеет возможность минимизировать «плохую» вероятность, зная, что будет делать оппонент — что сразу увеличивает эффективность его игры в несколько раз. Это не блеф и не рандом, это психология и расчёт. Помните ПО, которое обучает нейросеть искать закономерности в вашей игре в камень-ножницы-бумагу? Через 100 партий софт играет заметно лучше вас, потому что нашел закономерности, которые вы даже не осознаёте. Вернуть вероятность обратно к классической 1/3 на победу можно только введя в свои действия истинный рандом.

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Виртуальные трофеи уже давно стали неотъемлемой частью видеоигр. Многим игрокам настолько нравится получать ачивки, что игры они проходят исключительно ради них и даже не обращают внимание на особенности проекта. Желание доказать другим, что ты круче в той или иной игре, переполняет геймеров, и они готовы часами сидеть, чтобы получить желаемый трофей. Разработчики, естественно, в курсе этого необычного пристрастия и регулярно добавляют в свои проекты безумные достижения, для получения которых приходится тратить сотни часов.

Сегодня мы разберем самые сложные ачивки в играх, которые получают лишь единицы геймеров.

Mortal Kombat 9

Топ 10 самых безумных достижений в играх

В Mortal Kombat 2011 года выпуска есть достижение, после которого вы точно сможете считать себя лучшим в этой игре. Ачивку «Мое кунг-фу сильнее» можно получить, если провести 100 боев, в конце каждого сделать 100 фаталити, параллельно применить 150 X-Ray атак и не забыть пролить 10 000 литров крови. Это нужно сделать за всех персонажей в игре, а их, на минуточку, 28!

Помимо этого, для получения достижения нужно еще и отыграть целые сутки за каждого из доступных бойцов. Если посчитать, сколько это все займет времени, то в среднем получается примерно 670 часов непрерывных боев в Mortal Kombat 9. После такого сумасшедшего забега вы не только докажите всем, что ваше кунг-фу круче, а еще и установите мировой рекорд по усидчивости.

Gears of War 3

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Не удивляйтесь тому, что в названии этого достижения фигурирует цифра 3. Дело в том, что в предыдущих частях трофеи с точно таким же названиями тоже были. Разница лишь в том, что именно в Gears of War 3 его сложнее всего получить. Чтобы открыть ачивку, необходимо набить максимальный уровень и заполучить 65 ониксовых медалей.

Каждая ониксовая медаль в игре – это, по сути, отдельное достижение. Причем не из тех, что просто так дают после попадания в следующую локацию или при получении нового оружия. Например, в Gears of War 3, чтобы заполучить трофей «Серьезный противник 3.0», вам предстоит пройти 240 миссий в одиночной кампании ни разу не умерев, победить в 3000 матчей в сетевом режиме, там же воскресить напарников 1200 раз и убить 6000 противников. Это только малая часть из того, что придется сделать в игре.

5 способов, которыми игры вызывают зависимость
Разбираем уловки разработчиков, которыми они специально вызывают привыкание к своему проекту у игроков.

Rock Band 2

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Если вы думаете, что название этого виртуального трофея просто шутка, то очень сильно ошибаетесь. Для получения ачивки вам необходимо сыграть практически все песни из игры, которые объединили под названием «Бесконечный сет-лист 2». На получение трофея в среднем уйдет 6 часов, но проблема в том, что вам вообще нельзя отходить от монитора.

Достижение не засчитывается, если вы решили сделать паузу. Также можно забыть про ачивку, если геймпад внезапно разрядился. Только непрерывная игра, только хардкор! К счастью, играть все песни из этого сумасшедшего плейлиста можно хотя бы на любом инструменте. Тем не менее это одно из самых безумных достижений в играх, во время которого вы не только проверяете свое мастерство в Rock Band 2, но еще и прочность мочевого пузыря. Перед началом забега рекомендуем вообще отказаться от жидкого.

Limbo

Топ 10 самых безумных достижений в играх

На первый взгляд – это очень простой трофей, ведь вам всего лишь нужно пройти игру, умерев максимум 5 раз. Тем не менее люди, которые не знакомы с Limbo, понятия не имеют, что на смерти здесь заточен весь геймплей. Вы путешествуете по черно-белым уровням, постоянно попадаете в неприятности и умираете. Затем учитесь на своих ошибках, поднимаетесь и двигаетесь дальше.

Чтобы получить это достижение, придется несколько раз пройти Limbo и зазубрить расположение всех ловушек наизусть. Если в школе вы сдавали стихотворения на двойки, то этот трофей точно не для вас, но ради интереса можете попробовать его получить.

War of the Worlds

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Это достижение может вызвать кучу проблем из-за того, что сама по себе игра War of the Worlds дико сложная. Причем это не делает ее увлекательной или затягивающей, сложность здесь реализована криво, что вызывает только дикое раздражение. Именно из-за нее проект быстро провалился в продажах и заработал очень низкие оценки от всех авторитетных игровых ресурсов.

Трофей «Я Артур Кларк» вы получите только если полностью пройдете War of the Worlds. Тем не менее это настолько сложная задача, что с момента релиза игры только через пару лет первому геймеру удалось его получить. Если у вас стальные нервы и в вашей коллекции трофеев не хватает только этого, то вас ждет «потрясающее» путешествие в мир агонии и страданий.

Total War: Rome 2

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Фишка серии Total War в том, что, несмотря на ее название, вы можете проходить игру как вам захочется. При желании есть возможность вообще не воевать и выполнить все задачи в кампании, опираясь исключительно на дипломатию. Тем не менее разработчикам, похоже, не нравятся пацифисты и они специально добавили ачивку «Это Total War!», чтобы напомнить игрокам, зачем они вообще запустили их проект.

Чтобы получить трофей, вам нужно объявлять войну каждому государству в кампании, которое встретится на пути. При этом постоянно воевать, воевать и еще раз воевать, пока всех не уничтожите. Суть ачивки в том, чтобы завершить кампанию, будучи главным агрессором на карте, а это уж поверьте не так-то просто. Вам предстоит постоянно жонглировать своими отрядами и стараться отбиваться от противников со всех сторон. При этом если захватывать территории других государств, то в скором времени у вас будет настолько много земли, что воевать с ней будет крайне сложно.

Max Payne 3

Топ 10 самых безумных достижений в играх

В целом ачивки в Max Payne 3 достаточно простые и большинство легко взять после первого прохождения игры, даже особо не делая на этом акцент. Тем не менее среди них есть одно достижение, которое выдают только самым стойким. Чтобы получить ачивку «Тени бросили на меня» необходимо полностью пройти игру за небольшой отрезок времени. При этом нельзя умирать и сохраняться. То есть вам придется совершить сумасшедший забег, да еще и уложиться в отведенное для этого время.

На первом прохождении взять этот трофей у вас гарантировано не получится. Люди, которые его получали, предварительно готовились к этому долгое время. Им приходилось проходить Max Payne 3 по 2-3 раза, да еще и попутно изучать уровни, чтобы находить самые короткие пути выхода. Только так можно получить эту ачивку и утереть нос сумасшедшим разработчикам, которые додумались сделать такое достижение.

Civilization 5

В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Dead Rising

Топ 10 самых безумных достижений в играх

После того как вы полностью пройдете Dead Rising, в игре станет доступен «Бесконечный режим». Именно здесь вы можете отточить свои навыки выживания, забыв о сюжете проекта и выполнении каких-либо заданий. При этом крошить толпы живых мертвецов предстоит с одним условием. Здоровье главного героя будет постоянно уменьшаться. В среднем за 1 минуту 40 секунд у вас отнимается одна единица здоровья.

Чтобы не уехать вперед ногами, необходимо бегать по локации и собирать аптечки или еду. Нужно делать все возможное, чтобы не погибнуть. Достижение «7 дней жизни» заключается в том, что вам в таких условиях необходимо прожить целых 14 часов реального времени! К постоянному уменьшению запаса здоровья не забудьте добавить ораву врагов, которая непрерывно преследует главного героя и постоянно хочет его укусить. Так что для получения заветного трофея предстоит использовать все свои навыки выживания или умереть.

World of Guns: Gun Disassembly

Топ 10 самых безумных достижений в играх

Завершает нашу подборку игра World of Guns: Gun Disassembly, которая, скорее всего, вам неизвестна, но ей удалось стать популярной среди охотников за виртуальными трофеями. Именно здесь есть одна из самых сложнейших ачивок, которую получают единицы геймеров. Сама по себе игра – это симулятор сборки оружия. Здесь сотни пушек, которые можно собирать словно конструктор LEGO.

На этом наш топ сумасшедших трофеев, ради которых необходимо пролить десятки литров пота и потратить тысячи нервных клеток, подошел к концу. Пишите в комментариях, насколько для вас важны ачивки и тратите ли вы вообще время на их получение. Не забывайте похвастаться, если вам удалось получить один из трофеев нашего топа.

Развитие персонажа в играх давно стало делом обыденным: мы качаем характеристики, открываем навыки и превращаем слабенького хлюпика в настоящую машину разрушения. В этой статье мы хотим погрузиться в глубины ролевых систем, разобрать самые интересные из них и рассказать о том, почему в одних играх прокачка работает, а в других – нет.

Но сначала расскажем, что такое ролевая система. Это свод правил, определяющих способность персонажа совершать те или иные действия. Другими словами, ролевая система отвечает за все, что умеет герой игры – от возможности убедить собеседника до сил, достаточных, чтобы разделаться с драконом.

Ролевые системы пришли в видеоигры из настольных игр, и чаще всего используются в проектах жанра RPG – что очевидно. Впрочем, они также могут встречаться и в других жанрах – например, шутерах: в таком случае на геймплей влияет не только скилл игрока, но и развитие протагониста в рамках системы прокачки.


Существует несколько разных ролевых систем, но в большинстве своем они сводятся к общим характерным чертам.

  • Герой всегда имеет набор базовых характеристик – силу, выносливость, ловкость, интеллект, харизму и так далее.
  • Он принадлежит к определенному классу, который влияет на игровой стиль – воин, лучник, маг, вор, паладин, жрец и так далее.
  • В рамках своего класса персонаж набирает опыт, растет в уровнях и продвигается по древу прокачки, на ветвях которого находятся пассивные и активные умения.

В сложных системах к этим чертам прибавляются другие, количество их зависит от фантазии разработчиков. Например, на способности героя может влиять его происхождение, классы могут содержать подклассы, а прокачка персонажа может продвигаться по нескольким не зависящим друг от друга древам.

Распространенные ролевые системы

Очень многие игры с прокачкой персонажа позаимствовали ролевую систему из настольных игр. Самой «богатой» в этом плане стала система Dungeons & Dragons, которая отправляет геймеров в фэнтезийные миры, где есть не только подземелья и драконы, но также орки, эльфы, волшебники, друиды, демоны и многие другие атрибуты сеттинга.

D&D содержит множество редакций, но правила в общих чертах схожи: так, персонажи относятся к определенной расе и классу, имеют заданные в начале игры характеристики, развиваются в пределах своего класса, а вероятность выполнения того или иного действия определяется броском виртуальных кубиков: от выпавшего значения зависит, завершится действие успехом или провалом.


На базе этой ролевой системы выполнено множество игр: Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Planescape: Torment, Icewind Dale, Dungeons & Dragons Online, Sword Coast Legends, а вдохновлены ею еще больше проектов – например, в Dragon Age Origins и Star Wars: Knights of the Old Republic четко прослеживается влияние D&D.

От Dungeons & Dragons откололись некоторые системы. Самой успешной стала Pathfinder, на базе которой вышла CRPG Pathfinder: Kingmaker от российской студии Owlcat Games. Правила системы напоминают таковые в D&D, но в деталях есть множество отличий, вроде улучшенного баланса.

Shadowrun – еще одна настольная ролевая система, на основе которой были созданы видеоигры. Здесь фэнтези переплетается с киберпанком, и в одном мире сосуществуют орки-хакеры, маги-нетраннеры, управляющие дронами эльфы и прочие плоды смешения сеттингов. Игры серии Shadowrun пользуются успехом у поклонников необычных миров.


Система Cyberpunk 2020 также посвящена киберпанку, но на этот раз без фэнтези. Тут персонажи не ограничены классовыми рамками и могут развиваться в любом направлении. Эта ролевая система ляжет в основу ролевого экшена Cyberpunk 2077 от студии CD Projekt RED.


Если предыдущие ролевые системы были основаны на настольных играх, то S.P.E.C.I.A.L. создана специально для компьютерных игр. Здесь используются четыре ключевых механики: основные характеристики персонажа (сила, восприятие, интеллект и так далее), производные характеристики (опирающиеся на основные – сопротивляемость к урону, инициативность и другие), навыки (стрельба, взлом, медицина и так далее), перки (специальные особенности героя).

Система S.P.E.C.I.A.L. хорошо знакома поклонникам постапокалиптических игр, ведь на ней выполнены все части серии Fallout, начиная от самой первой и заканчивая Fallout 4 и Fallout 76. За годы своего развития она претерпела немало изменений, но ее основы остались прежними.


Вышеупомянутые ролевые системы – лишь верхушка айсберга тех возможностей прокачки, что предлагают видеоигры.

Некоторые разработчики придумывают еще более сложные структуры, в которых непосвященный игрок может запутаться или, что еще хуже, испортить себе приключение, неправильно прокачав героя. Особенно «весело» обнаружить это на десятом часу прохождения.

Другие игроделы, напротив, упрощают развитие персонажей. Тут все зависит от того, на какую аудиторию рассчитан проект: хардкорным геймерам интересно копаться в хитросплетениях навыков и проверять влияние характеристик на игровой процесс, казуальным же игрокам хочется уделить основное внимание процессу убийства монстров, а не прокачке. Нельзя однозначно сказать, что лучше – глубокое развитие или поверхностное: каждому свое.


А вот что однозначно хуже – так это слабо сбалансированные ролевые системы. Наверняка вы, играя в проекты жанра RPG, задавались вопросом, почему одни игры затягивают в себя с головой, а в других приходится заставлять себя двигаться вперед.

Чтобы сделать игру интересной, необходимо тщательно поработать над балансом ее механик. В том числе ролевых: сделать все классы одинаково полезными, не допустить, чтобы прокачка была слишком быстрой, превращая героев в полубогов, или очень медленной, вынуждая игроков гриндить.

Разработчики могут потратить тысячи человеко-часов и довести ролевую систему до совершенства. Примером хороших игр с прокачкой служат Gothic, где развитие персонажа сложное, но логичное и справедливое; Dragon Age: Origins, где перед геймерами открывается широкий спектр выбора персонажей; Divinity: Original Sin, где способности героев активно взаимодействуют с окружением.


С другой стороны, слабо отлаженная прокачка может испортить хорошую игру. В списке таких проектов расположились, например, The Elder Scrolls IV: Oblivion, где автолевелинг делает развитие бессмысленным; The Witcher 3: Wild Hunt, где для большинства игроков внушительная часть умений оказывается бесполезной; Sacred 3, где RPG-составляющая оказалась сильно упрощенной и урезанной в сравнении с предыдущими частями серии.

игры с прокачкой персонажа

Path of Exile


Отличительная черта системы развития персонажа в дьяблоиде Path of Exile – разветвленное древо с сотнями пассивных и активных навыков, которое позволяет создать по-настоящему уникальный билд и проверить его в действии в мрачном, жутком фэнтезийном мире.

The Elder Scrolls V Skyrim


В Skyrim вы прокачиваете то, что используете. Часто машете мечом? Развивается навык владения одноручным оружием. Много времени проводите крадучись? Навык скрытности станет лучше. Кастуете много заклинаний? У вас все шансы стать сильным магом. Таким образом, у вашего персонажа не будет бесполезных способностей.

Prey (2017)


Как и любая игра направления immersive sim, Prey открывает множество путей развития героя. Здесь он может стать продвинутым техником и переманить системы безопасности космической станции на свою сторону, изучить умения инопланетных гостей или же комбинировать оба подхода.

Серия Gothic


Серия Star Wars: Knights of the Old Republic


Дилогия KotOR выполнена на базе модифицированной ролевой системы D&D, совмещает пошаговый и реалтайм бой, а также позволяет балансировать между Светлой и Темной сторонами Силы, выбрать путь джедая или ситха, и перекроить баланс сил во вселенной.

Серия Mass Effect


Спасая галактику в трилогии Mass Effect, важно не забывать прокачивать протагониста. Несмотря на научно-фантастический сеттинг, в играх серии нашлось место и аналогу магии, поэтому будут довольны все: и те, кто любит пострелять, и те, кто предпочитает полагаться на духовные силы. Еще интереснее то, что происходит вне сражений: здесь можно выбрать пути героя и злодея, вдохновлять союзников пламенными речами или же подчинить своей железной воле.

Серия Baldur’s Gate


В играх серии Baldur’s Gate, основанных на D&D, вас ждет огромное количество ролевых механик, где влияние на персонажей будет оказывать все, что угодно – от их физических характеристик до харизмы лидера отряда, взаимоотношений членов группы и надетых предметов снаряжения.

Серия Fallout


Упомянутая выше система S.P.E.C.I.A.L. позволяет вдоволь повеселиться при создании протагониста и отыгрыше роли. Вы можете создать тупого силача, который не сможет даже нормально поговорить с NPC, или хилого умника, взламывающего сложнейшие компьютеры одним лишь взглядом. Вы можете влиять на судьбы персонажей, поселений и целого мира, действуя в соответствии со своими нормами морали (здесь никто не заставляет вас быть добряком). Если хотите полной свободы, закройте глаза на устаревшую картинку и поиграйте в Fallout 2.

Серия Deus Ex


Deus Ex, как и Prey, принадлежит к направлению immersive sim, и дает возможность развивать героя в любом направлении: напичкать боевыми аугментациями, положиться на хакерские умения, сосредоточиться на взломе и скрытном проникновении. Некоторые игры серии можно пройти, никого не убивая – уже этот факт демонстрирует впечатляющее богатство системы прокачки.

World of Warcraft


Нельзя назвать прокачку персонажей в World of Warcraft уникальной. Но тем не менее ролевая система здесь полна возможностей, а большой выбор рас, классов и профессий позволяет игрокам выбрать то направление, которое соответствует их стилю игры. И не стоит забывать об удивительной синергии классов, благодаря которой ни один игрок не почувствует себя лишним во время массовых баталий.

Lineage 2


У Lineage 2 ситуация аналогичная WoW – здесь используется ролевая система, привычная для MMORPG. Тем не менее она хорошо сбалансирована, предлагает игрокам постоянно расти и развиваться, и не наскучивает даже на высоких уровнях – напротив, по достижении определенного «потолка» прокачка становится существенно интереснее за счет появления новых профессий и более увлекательных квестов.

Disco Elysium


Disco Elysium – необычная RPG от эстонской студии ZA/UM, где используется не менее необычная ролевая система: все действия персонажа прогоняются через проверку характеристик и навыков, модификаторы от надетых предметов и известной информации, и еще множество параметров. Звучит сложно, но на деле очень интересно и погружает в игровой процесс с головой.

На этом наш список игр с прокачкой персонажа не заканчивается. Предлагаем вам дополнить его в комментариях – наверняка мы упустили игру, которую вы считаете лучшей по части ролевой системы. Дайте знать об этом, и мы обязательно дополним эту статью!

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Читайте также: