Компьютерная музыка и аранжировка что сдавать

Обновлено: 06.07.2024

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

Дополнительные вступительные испытания творческой направленности проводятся в письменной или устной форме, форме прослушивания, просмотра, собеседования или иной, определяемой ежегодными правилами приема высшего учебного заведения.

Творческие испытания (в зависимости от профиля обучения): исполнение сольной программы на фортепиано, экзамен по теории музыки (сольфеджио и гармония), музыкальной литературе, написание эссе, сочинение вариации на заданную тему, коллоквиум.

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру. Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень). Бакалавр по направлению подготовки «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Аранжировщик | Арт-менеджер | Артист академического хора, ансамбля | Артист народного хора, ансамбля | Звукооператор | Искусствовед | Композитор | Композитор электронной музыки | Концертмейстер | Музыкальный журналист | Музыкальный критик | Музыкальный редактор | Музыковед | Пианист | Преподаватель игры на инструменте | Продюсер | Хормейстер (дирижер хора) | Этномузыковед

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.


В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты дополнительно изучают вокальный ансамбль, историю и теорию русской духовной музыки, чтение и дешифровку средневековых нотаций, дирижирование и чтение хоровых партитур, репертуар в области древнерусского певческого искусства.

Студенты дополнительно изучают теорию музыки (сольфеджио, гармонию, полифонию, музыкальную форму), музыкальную акустику, хоровую аранжировку, инструментоведение, инструментовку и сочинение.

Студенты дополнительно изучают менеджмент, основы маркетинга, экономику культуры, финансы и кредит, бухгалтерский учёт и налогообложение, экономику и менеджмент СМИ, управление персоналом.

Студенты дополнительно изучают историю искусства (изобразительного, театрального, кино и архитектуры), музыкальную журналистику, музыкальную критику, драматургию и редактирование музыкальных программ в СМИ, стилистику и литературное редактирование, основы риторики.

Студенты дополнительно изучают музыкальную педагогику в общеобразовательных школах и детских школах искусств, исполнительство на музыкальном инструменте, электронные музыкальные инструменты, дирижирование и хоровой класс.

Студенты дополнительно изучают методологию музыкознания, рекламу, менеджмент и маркетинг в рекламе, теорию перевода, авторское право, основы либреттистики и стихосложения, стилистику и литературное редактирование, современные СМИ.

Студенты дополнительно изучаютметодологию музыкознания, источниковедение и текстологию музыки, сольфеджио, гармонию и полифонию, музыкальную форму, основы лекторского мастерства, музыкально-издательское дело, инструментоведение и инструментовку, чтение партитур и народное музыкальное творчество.

Студенты дополнительно изучают историю фольклористики и этномузыкологии, теорию музыкального фольклора, особенности народной хореографии, народного инструментального исполнительства, основы обрядовой практики, песенный репертуар из образцов музыкального фольклора различных региональных певческих традиций.

  • Участвовать в качестве ведущего в концертных программах
  • Формировать репертуар для артистов и творческих коллективов
  • Преподавать ритмику, игру на музыкальном инструменте, хоровое исполнительство, электронную музыку и аранжировку и другие предметы в области культур и искусства в общеобразовательных школах, музыкальных школах, школах искусств, музыкальных и педагогических колледжах и вузах
  • Работать с авторами будущих номеров: композиторами, аранжировщиками, инсценировщиками, либреттистами и поэтами
  • Организовывать и проводить творческие мероприятия, а именно: концерты, фестивали, конкурсы, мастер-классы, юбилейные мероприятия, авторские вечера
  • Руководить творческими коллективами древнерусского певческого искусства и фольклорного искусства, детскими хоровыми коллективами
  • Составлять хоровые партитуры на основе сольных вокальных произведений (с сопровождением) различных эпох, стилей
  • Сочинять оригинальные музыкальные произведения различных жанров
  • Создавать аранжировки музыкальных текстов
  • Осуществлять монтаж и редактирование созданной звукозаписи
  • Исполнять произведения и программы древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества
  • Проводить репетиции с творческими коллективами
  • Обрабатывать музыкальный материал для радио-, кино- и телепередач
  • Консультировать организаторов творческих проектов по вопросам музыкального искусства, помогать в составлении репертуарных планов, программ фестивалей, творческих конкурсов
  • Формировать и поддерживать положительный имидж театра и коллектива, проводить пресс-конференции и другие PR-акции
  • Подготавливать информационные материалы о достижениях и планах творческого коллектива, автора-создателя произведения искусства для СМИ
  • Освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства в газетах, журналах, информагентствах, на телевидении и радио, в Интернет-СМИ
  • Редактировать музыкальные программы на радио и ТВ, литературные тексты по тематике музыкального искусства и культуры в издательствах, редакциях специализированных журналов и газет, разделы и колонки культуры в изданиях общего профиля
  • Составлять музыкально-рекламные и промоматериалы, размещать их в СМИ
  • Выполнять переводы музыкальной литературы (в том числе рекламного характера) на иностранные языки

Виды практик зависят от профиля обучения. Для «Музыковедения» предусмотрены лекторская и архивно-библиографическая практики, для «Музыкальной журналистики и редакторской деятельности в СМИ» – редакторская и журналистская, для «Этномузыкологии» – фольклорно-этнографическая и исполнительская, для «Древнерусского певческого искусства» – архивно-библиографическая и исполнительская, для «Музыкальной педагогики» – исполнительская, для «Компьютерной музыки и аранжировки» – творческая, для «Менеджерского музыкального искусства» – менеджерская, для «Музыкальной рекламы» – рекламная и практика перевода и редактуры текста. Практики проходят в библиотеках, театрах, филармониях, концертных залах, теле-, видеостудиях, редакциях газет, журналов, кино- и телеорганизаций, творческих коллективах. Кроме того, для всех профилей предусмотрена обязательная педагогическая практика, которая может проходить в музыкальных школах, музыкальных классах общеобразовательных школ, домах творчества и школах искусств, музыкальных колледжах и вузах.

53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство: Компьютерная музыка
и аранжировка

Требования к вступительным испытаниям 2022

Творческое испытание –
показ собственных произведений

Абитуриенты должны представить свои сочинения (одно или несколько): инструментальную пьесу как минимум малой формы для сольного инструмента или ансамбля, произведение для голоса с сопровождением (романс, песню), сочинение для хора.

Ноты сочинения (сочинений) должны быть аккуратно оформлены в виде партитуры или клавира. Желателен набор в нотном редакторе; рукописные материалы, если таковые будут показаны, должны быть разборчиво написаны.

Предложенное абитуриентом сочинение должно быть озвучено самим автором или представлено в записи.

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант) и устный ответ (пение с листа, слуховой и гармонический анализ).

  1. Одноголосный диктант в форме периода (8–10 тактов) в простом или сложном размере. Время выполнения – 25 минут.
  1. Пение с листа одноголосной мелодии в простом или сложном размере. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин «Сольфеджио», вып.2. М., 1973, №№ 47, 176.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями) и гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  3. Гармонический анализ небольшого произведения или завершенного фрагмента с определением структуры, тонального плана, каденций, гармонических функций, приемов развития. Примерная сложность: П. Чайковский. «Времена года», «Октябрь» (начальный период).

Собеседование выявляет уровень общекультурной подготовки, осведомленность в области общехудожественных процессов. Необходимо также проявить умение ориентироваться в современном искусстве, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и культуры. Приветствуется интерес к творческой и технической стороне будущей специальности (например, представление о типах аппаратного и программного обеспечения для музыкантов, навыки его использования).

Поступающий должен исполнить одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора на фортепиано или любом другом инструменте.

Программа обучения - Компьютерная музыка и аранжировка

Компьютерная музыка и аранжировка в учебных заведениях

ВШМ РС (Я) (институт) им. В.А. Босикова

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство . Искусство концертного исполнительства . Музыкально-театральное искусство

РАМ им. Гнесиных

Музыкальное искусство эстрады . Музыкально-инструментальное искусство . Вокальное искусство . Искусство народного пения . Дирижирование . Музыкознание и музыкально-прикладное искусство . Искусство концертного исполнительства . Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором . Музыкальная звукорежиссура . Музыковедение . Композиция . Продюсерство

УГК

Музыкально-инструментальное искусство . Вокальное искусство . Дирижирование . Музыкознание и музыкально-прикладное искусство . Искусство концертного исполнительства . Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором . Музыкальная звукорежиссура . Музыкально-театральное искусство . Музыковедение . Композиция

ЧГИК

Документоведение и архивоведение . Культурология . Народная художественная культура . Социально-культурная деятельность . Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия . Режиссура театрализованных представлений и праздников . Библиотечно-информационная деятельность . Хореографическое искусство . Музыкальное искусство эстрады . Музыкально-инструментальное искусство . Искусство народного пения . Дирижирование . Музыкознание и музыкально-прикладное искусство . Дизайн . Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы . Искусство концертного исполнительства . Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором . Музыкально-театральное искусство

информационные, аналитические, критические, учебные, методические и методологические материалы по музыкальной медиакультуре

Приложение к Электронному научному журналу "Медиамузыка"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В учебном процессе ДМШ (ДШИ) существует разрыв между практикой современного музыкального искусства, новыми музыкальными устремлениями молодёжи и традиционным образованием и эстетическим воспитанием. Детское музыкальное творчество и образование на сегодняшний день базируется, прежде всего, на классическом искусстве, тогда как современный мир предъявляет всё новые требования к молодому музыканту (компьютеризация музыкального процесса, развитие новых цифровых технологий, музыкальные мультимедиа и пр.). Даже на средней и высшей ступенях обучения музыки в России проблеме современных тенденций практически стало уделяться внимание лишь в последнее время. А в детском образовании и, соответственно, в детском творчестве этого крайне не хватает до сих пор.

Российская система детского музыкального образования ныне сталкивается с такими принципиально новыми проблемами, без своевременного разрешения которых дальнейшее развитие музыкальной культуры в нашей стране становится просто немыслимым. И, прежде всего, необходимо организовать серьёзную пропаганду современного искусства, прививать учащимся навыки как аналитического музыкального мышления, так и практического воплощения своего творческого замысла, погрузить детское образование и творчество в сферу современного существования музыки и фантастических возможностей информационных мультимедийных технологий, обеспечить помощь и содействие талантливым ученикам в их профессиональном и творческом продвижении. Для современного музыканта, композитора, звукоинженера и мультимедийщика владение навыками работы с компьютером является совершенно необходимым условием успешной деятельности.

В настоящей образовательной программе представлен новый подход к развитию у детей, обучающихся на отделении компьютерной музыки, творческого воображения и освоению ими необходимых специальных музыкальных знаний, связанных с оркестровкой, аранжировкой, их историей, их богатейшими творческими и художественно-выразительными и возможностями, а также к приобретению учащимися навыков их применения в современной музыкальной практике, включая компьютерную музыку. Подход, основанный на законах музыкальной акустики и принципах развивающего обучения, всестороннем использовании художественного опыта лучших российских и зарубежных оркестраторов и аранжировщиков, новейшего компьютерного инструментария, цифровых программ и технологий, и, конечно, новых действенных рычагов формирования творческой личности. Этим подходом определяется и особая актуальность, и педагогическая необходимость данной образовательной программы.

Программа призвана решить следующие задачи:

  • превратить учебную деятельность в деятельность творческую и привлекательную как для ученика, так и для педагога;
  • развить творческое воображение и творческие музыкальные способности детей;
  • реализовать раннюю творческую и профессиональную ориентацию детей и подростков;
  • ввести принципы развивающего обучения в музыкальную педагогику;
  • разработать и осуществить комплексный проект обновления музыкального образования с помощью современных цифровых информационных технологий;
  • обеспечить знание детьми основных приёмов аранжировки, привить умение творчески использовать компьютерную технику, научить элементарным навыкам практической работы в области звукорежиссуры, видеомонтажа и создания мультимедийных проектов.

Сроки реализации образовательной программы: 3 года. Обучение осуществляется в три этапа, которые, в соответствии с образовательной программой, полностью совпадают с тремя годами обучения. Занятия проводятся в форме индивидуальных уроков. Время проведения уроков 1 час в неделю на одного ученика на первом году обучения, 2 часа на втором и третьем.

В результате осуществления настоящей образовательной программы учащиеся приобретают знание специфики и особенностей основных музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического (эстрадного, джазового) оркестра (ансамбля), техники их применения в художественных целях. Кроме того, результаты связаны с освоением истории стилей, основ аранжировки, наработке навыков работы с техникой (использование мультимедийной аппаратуры для реализации поставленных творческих задач). Поэтому большое значение для курса аранжировки имеет прослушивание музыкальных примеров и просмотр видео, которым на уроках отводится много времени.

Следует отметить, что индивидуальный подход к каждому ученику определяется в процессе работы. Каждый ребёнок в процессе обучения проявляет свои личные склонности: либо к композиции, либо к программному обеспечению и глубокому освоению мультимедийных приложений (в том числе и комбинированным аудио- и видеоредакторам), либо к звукорежиссуре, либо к аранжировке известных произведений и созданию, к примеру, слайд-шоу и видеоклипов. В зависимости от своего желания и возможностей ученики выпускного класса готовят соответствующие творческие экзаменационные работы. К концу данного трёхгодичного курса все выпускники обладают готовностью к дальнейшему освоению профессиональных основ деятельности композитора, аранжировщика, звукорежиссёра или специалиста музыкальных мультимедиа.

Имея в виду перспективы профессионального роста в области компьютерной музыки, можно заметить, что сегодня в данной области открываются всё новые и новые возможности. В образовательной сфере стало заметно устремление учреждений профессионального образования в области музыки, театра, кино, радио и телевидения, к введению у себя соответствующих специализаций. Назрела необходимость высококачественной и расширенной подготовки профессионалов — аранжировщиков, звукотехников и мультимедиа-специалистов на уровне динамично меняющихся творческих потребностей современной музыкально-художественной культуры. Между тем, следует понимать, что и в тех случаях, когда после прохождения курса обучения в отделе компьютерной музыки молодой человек не желает или не может позволить себе получить профессиональное образование, у него надолго остаются те базовые знания, умения, навыки, которые он всегда может применить на практике, самостоятельно занимаясь на компьютере. Такой человек не прекратит своего художественно-эстетического, творческого развития, как обычно бывает тогда, когда это общение сводится к обычному прослушиванию очередной порции музыки или просмотру видеоролика.

Область мультимедийного компьютера больше других способна оставить человеку возможность постоянно заниматься в своей жизни искусством — в бытовом ли и личностном плане самовыражения или в плане музыкально-предпринимательской творческой самодеятельности. И чем больше людей получат эту возможность, тем больше мы сможем надеяться на продолжение их духовно-эстетического роста и совершенствования.

Что отличает людей, прошедших данный курс и являющихся в какой-то степени профессионалами, от обычных пользователей синтезаторов с заложенными шаблонами и авто-аккомпанементом? — Их отличает возможность личностного творчества, ни на что и ни на кого не похожего, так как в силу своих знаний и навыков творческого мышления они не пользуются исключительно шаблонными путями и средствами, им раскрыты тайны звука (его программирования) и его творческой интеграции в мультимедийную работу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Работа с контроллерами MIDI. Треки.
  2. Цифровая звукозапись с помощью звуковой карты ПК и MIDI-клавиатуры.
  3. Работа с подключением микрофона.
  4. Микширование и панорамирование MIDI-треков. Нотатор. PIANO-ROLL.
  5. Компрессия и шумоподавление. Громкость звука.
  6. Использование звуковых эффектов: дилэй, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация.
  7. Использование виртуальных и внешних синтезаторов.
  8. Работа с огибающими амплитуды и модуляции. Звукоинженерия.
  9. Управление параметрами звука по MIDI. Тембр. Длительность. Звуковысотность. Динамика. Артикуляция.
  10. Работа с MIDI-синтезатором и его коммутация с компьютером.
  11. Редактирование в режимах: партитуры, ударных, клавиатуры, списка.
  12. Работа с партиями и треками. Оркестровая фактура.
  13. Работа с разными типами файлов. Конвертация.
  14. Создание и программирование фрагментов для партии ударных в различных стилях.
  15. Функции квантизации. Метроном.
  16. Объединение и разделение партий.
  17. Использование сгруппированных треков.
  18. Запись изменения темпа и силы звучания.
  19. Использование MIDI-микшера.
  20. Работа с глобальными операциями (вставка, вырезка, разъединение, копирование).
  21. Основы владения программным микшерным пультом, эквалайзером и другими встроенными средствами.
  22. Планирование и реализация основных параметров и деталей аранжировки конкретного произведения. Музыкальная форма.
  23. Основы владения мультимедиа-программами, создание слайд-шоу и видеоклипов.

Основной обучающей программой выступает BAND IN A BOX, получившая общее признание среди простых компьютерных программ для аранжировки. Для того, кто хоть раз пробовал работать с этой программой в качестве обучения, сразу становятся понятны все её преимущества. Это — демонстрация стилистики и жанров (от классики и фолка — до джаза и техно), инструментовка и классические приёмы аккомпанемента и аранжировки в любом жанре и стиле, современная система гармонического буквенно-цифрового обозначения аккордов, отличный стиль печати и т. д. Кроме того, в ней можно сразу создать простой, но звучащий набросок-план будущей аранжировки, подобрать стиль, ритм, темп, гармонию. Затем, как некую первооснову, всё это можно экспортировать в MIDI-формат и работать уже в более мощном редакторе (SONAR, CUBASE). В дальнейшем имеется возможность экспортировать этот материал в профессиональный синтезатор (здесь будет рассмотрен ROLAND FA-06) и уже в нём поработать со звуками и эффектами. Затем уже идет работа в видеоредакторе, может быть создан музыкальный видеоролик (слайд-шоу).

Читайте также: