Компьютерная зависимость актуальность проблемы

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами .

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости.

Задачи исследования:

Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости, об основных особенностях и потребностях подросткового и юношеского возраста.

Подготовить инструментарий для проведения опроса и диагностического обследования подростков.

Проанализировать полученные данные, сопоставить возрастными потребностями респондентов и сформулировать выводы.

Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся 6 – 10 классов.

Предмет исследования : наличие компьютерной зависимости среди подростков и юношей.

Гипотеза: В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией испытывают наибольшую потребность в общении, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение», и находят для себя выход в «общение с компьютером».

Методы исследования :

I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов

II социологические: анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Глава I. Проблема компьютерной зависимости

В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI". В нашей пока, к сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания на государственном уровне.

1.2. Причины зависимости.

Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Как видим, все указанные причины так или иначе связаны с нарушением общения в подростковом и юношеском возрасте.

1.3. Симптомы компьютерной зависимости . Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире и уже смело приравнивают ее к таким видам зависимости как алкоголизм, курение, наркомания, по той причине, что у всех этих видов зависимости сходны факторы возникновения и сложность и многослойность лечения (отказа от пагубой привычки). И лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).

У тех и других теряется контроль над предметом зависимости, увеличивается доза (у наркомана) и продлевается время нахождения за компьютером (более 10 часов),

теряется контроль над своей жизнью,

мышление становится «туннельным», т.е. мысль доминирует над сознанием (где взять наркотик, как побыстрей добраться до компьютера).

Отрицание проблемы и отказ от помощи;

Ощущение пустоты в реальном мире

Проблемы с учебой

Пренебрежение близкими и лицами противоположного пола

Расстройство сна или изменение его режима

При невозможности употребить (отсутствие доступа к компьютеру), поведение становится агрессивным.

Глава II. Практическая часть исследования.

2.1 Социологический опрос учащихся 6-10 классов ГБ O У № 477 г. Санкт-Петербург . Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. В опросе участвовало 196 респондентов: 96 мальчиков и 100 девочек. Опрос учащихся состоял из 2-х этапов.

Первый этап практического исследования был ориентирован на определение общего интереса к компьютеру и играм, и проводился по анкете, самостоятельно разработанной учащимися (приложение 1):

Как часто ты работаешь на компьютере?

(у меня нет компьютера)

Цель твоей работы:

Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере? Что привлекает тебя в игре на компьютере? Кто чаще всего контролирует твое нахождение за компьютером? никто

я сам себя контролирую

Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

просишь родителей продлить время игры (доплачиваешь деньги и играешь снова)

Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

Часто ли ты тратишь реальные деньги в процессе игры? Вывод: Проблема является актуальной и для нашей школы, потому по данным проведенного нами исследования лишь 1% учащихся не имеет домашнего компьютера (но при этом имеют доступ к интернету и играм из мобильного устройства), что говорит об активном применении компьютерных технологий учащимися, обучающимися в нашей школе.

49% выборов учащихся садятся за компьютер с целью получения полезной информации и обучения, а 90% выбирают компьютер для общения, игры и развлечений.

57% детей испытывают подъем настроения при «работе» за компьютером, что является одним из начальных симптомов зависимых состояний, и еще 12% полностью погружаются в игру, отключаясь от реальности, что является одним из ярких показателей зависимости.

36% респондентов часто или частично забывают об обязанностях, отдавая приоритет интернету и играм.

Для всех опрошенных уход в мир компьютера и интернета связан с психологическими сложностями и не умением справляться с ними.

60% опрошенных учащихся предоставлены сами себе длительное время, что говорит о нарушенной связи ребенок-родитель в семье.

Для 38% участников опроса игра может длиться бесконечное количество времени, т.е теряется контроль за происходящим.

Основная масса учащихся знает о вредном воздействии компьютера на здоровье и психологическое состояние человека.

76% учащихся проигрывают реальные деньги.

Второй этап работы был направлен на непосредственное выявление интернет-зависимости у учащихся 6-10 классов. Для той цели был использован опросник, направленный на выявление интернет-зависимости С.А. Кулакова (2004 г.), (приложение 2).

Результат оказался следующим. Основная масса школьников 180 человек не проявляет сверхценного отношения к компьютеру. Только 16 человек обследованных попали в категорию риска:

У 14 (7%) человек из 196 обследованных учащихся выявлены ярко выраженные симптомы зависимости.

У 2 (1%) человек зафиксировано уже зависимое состояние от компьютера. На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь плачевна. Но если посмотреть на неё под другим углом, то как бы вы отнеслись к пребыванию в школе 14 человек наркозависимых или подростков, больных алкоголизмом? Не правда ли, отношение уже меняется?

Таким образом, мы можем увидеть, что компьютер и связанные с ним процессы взаимодействия учащихся нашей школы оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье, иногда даже не контролируемое родителями.

Эта работа помогла выявить группу подростков, работа с которыми продолжилась на следующем этапе исследования.

2.3. Третиий этап практического исследования был направлен на установление зависимости между показателем интроверсии-экстраверсии и выявленной склонностью к зависимости у учащихся группы риска. (16 человек).

Для этого был использован опросник Айзенка (приложение 3).

Итоги диагностического обследования показали, что 13 из 16 учащихся имеют повышенную потребность в общении, о чем свидетельствуют показатели принадлежности к шкале экстраверсии.

По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

2.2. Пути решения проблемы.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы интернет и игры не являлись заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости - потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

Список литературы

Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.

Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г

Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г

Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г

Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.

Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.

Альманах психологических тестов. – М., 1996.

Британские дети страдают «компьютерной зависимостью». – Интернет.

Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.

Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.

Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

Репьева И. Космическая ось акильпа, или как избежать ловушек компьютерных игр // Учительская газета. – 2002 – №47 – с.16.

Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой собкультуре. // Первое сентября. – 2002 – №8 – с.2.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с этим несомненно положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика».

Актуальность исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. К сожалению, в силу ещё пока личностной незрелости, больше всего подвержены этому недугу именно подростки.

ВложениеРазмер
proekt.docx 43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема компьютерной зависимости у подростков

Нащинец Янина, ученицы 9 класса

Руководитель: Мильшина Оксана Владимировна,

педагог-психолог I квалификационной категории,

МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе

Глава I. Проблема компьютерной зависимости……………. ………..…………………………4-8

1.1. История проблемы…..………………………. 4

1.3. Симптомы компьютерной зависимости……………………………………. 5

Глава II Практические исследования……………………………………………………………9-12.

2.1.Результаты социологического исследования………………. ………………………….9-10

2.2.Пути решения данной проблемы……………………………………………………. 11-12

Список использованной литературы….………………………………………………………….14

Приложение 1 (анкета)

Приложение 2 (анкета)

Приложение 3 (анкета)

Актуальность. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами .

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости.

  • Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости, об основных особенностях и потребностях подросткового и юношеского возраста.
  • Подготовить инструментарий для проведения опроса и диагностического обследования подростков.
  • Провести опрос.
  • Проанализировать полученные данные, сопоставить возрастными потребностями респондентов и сформулировать выводы.
  • Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся 6 – 10 классов.

Предмет исследования : наличие компьютерной зависимости среди подростков и юношей.

Гипотеза: В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией испытывают наибольшую потребность в общении, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение», и находят для себя выход в «общение с компьютером».

I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов

II социологические: анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Глава I. Проблема компьютерной зависимости

В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI". В нашей пока, к сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания на государственном уровне.

1.2. Причины зависимости.

  • Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  • Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Как видим, все указанные причины так или иначе связаны с нарушением общения в подростковом и юношеском возрасте.

1.3. Симптомы компьютерной зависимости . Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире и уже смело приравнивают ее к таким видам зависимости как алкоголизм, курение, наркомания, по той причине, что у всех этих видов зависимости сходны факторы возникновения и сложность и многослойность лечения (отказа от пагубой привычки). И лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).

  • У тех и других теряется контроль над предметом зависимости, увеличивается доза (у наркомана) и продлевается время нахождения за компьютером (более 10 часов),
  • теряется контроль над своей жизнью,
  • мышление становится «туннельным», т.е. мысль доминирует над сознанием (где взять наркотик, как побыстрей добраться до компьютера).
  • Отрицание проблемы и отказ от помощи;
  • Ощущение пустоты в реальном мире
  • Проблемы с учебой
  • Пренебрежение близкими и лицами противоположного пола
  • Расстройство сна или изменение его режима
  • При невозможности употребить (отсутствие доступа к компьютеру), поведение становится агрессивным.

Глава II. Практическая часть исследования.

2.1 Социологический опрос учащихся 6-10 классов МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе. Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. В опросе участвовало 196 респондентов: 96 мальчиков и 100 девочек. Опрос учащихся состоял из 2-х этапов.

Первый этап практического исследования был ориентирован на определение общего интереса к компьютеру и играм, и проводился по анкете, самостоятельно разработанной учащимися (приложение 1):

Как часто ты работаешь на компьютере?

все свободное время

больше половины свободного времени

меньше половины свободного времени

(у меня нет компьютера)

Цель твоей работы:

полезная информация для учебы и(или) работы

информация развлекательного характера

Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

отключение» от реального мира

Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

Что привлекает тебя в игре на компьютере?

отсутствие ответственности за происходящее

наличие собственного внутреннего мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними

возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером

один из способов расслабиться

Кто чаще всего контролирует твое нахождение за компьютером?

я сам себя контролирую

Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

встаешь и уходишь

раздражен, но вынужден прервать игру

просишь родителей продлить время игры (доплачиваешь деньги и играешь снова)

Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

слышал, но не верю

знаю, но сомневаюсь

Часто ли ты тратишь реальные деньги в процессе игры?

Вывод: Проблема является актуальной и для нашей школы, потому по данным проведенного нами исследования лишь 1% учащихся не имеет домашнего компьютера (но при этом имеют доступ к интернету и играм из мобильного устройства), что говорит об активном применении компьютерных технологий учащимися, обучающимися в нашей школе.

49% выборов учащихся садятся за компьютер с целью получения полезной информации и обучения, а 90% выбирают компьютер для общения, игры и развлечений.

57% детей испытывают подъем настроения при «работе» за компьютером, что является одним из начальных симптомов зависимых состояний, и еще 12% полностью погружаются в игру, отключаясь от реальности, что является одним из ярких показателей зависимости.

36% респондентов часто или частично забывают об обязанностях, отдавая приоритет интернету и играм.

Для всех опрошенных уход в мир компьютера и интернета связан с психологическими сложностями и не умением справляться с ними.

60% опрошенных учащихся предоставлены сами себе длительное время, что говорит о нарушенной связи ребенок-родитель в семье.

Для 38% участников опроса игра может длиться бесконечное количество времени, т.е теряется контроль за происходящим.

Основная масса учащихся знает о вредном воздействии компьютера на здоровье и психологическое состояние человека.

76% учащихся проигрывают реальные деньги.

Второй этап работы был направлен на непосредственное выявление интернет-зависимости у учащихся 6-10 классов. Для той цели был использован опросник, направленный на выявление интернет-зависимости С.А. Кулакова (2004 г.), (приложение 2).

Результат оказался следующим. Основная масса школьников 180 человек не проявляет сверхценного отношения к компьютеру. Только 16 человек обследованных попали в категорию риска:

У 14 (7%) человек из 196 обследованных учащихся выявлены ярко выраженные симптомы зависимости.

У 2 (1%) человек зафиксировано уже зависимое состояние от компьютера. На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь плачевна. Но если посмотреть на неё под другим углом, то как бы вы отнеслись к пребыванию в школе 14 человек наркозависимых или подростков, больных алкоголизмом? Не правда ли, отношение уже меняется?

Таким образом, мы можем увидеть, что компьютер и связанные с ним процессы взаимодействия учащихся нашей школы оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье, иногда даже не контролируемое родителями.

Эта работа помогла выявить группу подростков, работа с которыми продолжилась на следующем этапе исследования.

2.3. Третиий этап практического исследования был направлен на установление зависимости между показателем интроверсии-экстраверсии и выявленной склонностью к зависимости у учащихся группы риска. (16 человек).

Для этого был использован опросник Айзенка (приложение 3).

Итоги диагностического обследования показали, что 13 из 16 учащихся имеют повышенную потребность в общении, о чем свидетельствуют показатели принадлежности к шкале экстраверсии.

По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

2.2. Пути решения проблемы.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы интернет и игры не являлись заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости - потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

  1. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
  2. Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г
  3. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
  4. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г
  5. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.
  6. Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.
  7. Альманах психологических тестов. – М., 1996.
  8. Британские дети страдают «компьютерной зависимостью». – Интернет.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.
  10. Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  13. Репьева И. Космическая ось акильпа, или как избежать ловушек компьютерных игр // Учительская газета. – 2002 – №47 – с.16.
  14. Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой собкультуре. // Первое сентября. – 2002 – №8 – с.2.

Анкета на выявление общего отношения к компьютеру

1. Возраст ___________Пол: м , ж.

2. Как часто ты работаешь на компьютере?

А) все свободное время;

Б) больше половины свободного времени;

В) меньше половины свободного времени;

Г) другое ____________________________.

3. Цель твоей работы:

А) компьютерные игры;

Б) полезная информация для учебы и(или) работы;

В) полезная информация развлекательного характера;

Д) другое __________________________________________________.

4. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

Б) подъем настроения;

В) «отключение» от реального мира;

Г) другое __________________________________________________.

5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

6. Что привлекает тебя в игре на компьютере?

А) отсутствие ответственности за происходящее;

В) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними;

Г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером;

Д) другое __________________________________________________.

7. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

В) другое __________________________________________________.

8. Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

А) встаешь и уходишь;

Б) раздражен, но вынужден прервать игру;

В) доплачиваешь деньги и играешь снова.

9. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

А) слышал, но не верю;

Б) знаю, но сомневаюсь;

Анкета социологического опроса

по вопросу изучения отношения к компьютеру и Интернету

Зуева Елена Николаевна

2.1. Понятие «компьютерная зависимость». Виды компьютерной зависимости ……………………………………………. …………… 5-6 стр.

2.2. Развитие компьютерной зависимости у подростков . ….7-11 стр.

2.3. Способы борьбы с компьютерной зависимостью ………….12 стр .

III. Исследование «Компьютерная зависимость подростков» ..13-15 стр.

3.1. Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования. ………………………………….……..13-14 стр.

3.2 Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков ……………………………………….15 стр.

За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Врачей, ученых и простых пользователей Интернет проблема глобальнойинтернетизации заботит уже не первый год.

Всемирная паутина ежегодно завлекает в свои сети миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую нам информацию мы можем получить, не отходя от экрана своего монитора. [1] [1]

С одной стороны компьютер оказывает не такое пагубное влияние на организм как алкоголь или наркомания, но с другой стороны постоянное времяпровождение за компьютером приводит к негативным последствиям. Большое количество подростков предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и 18 часов иэто уже проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.

Актуальность темы: проблема компьютерной зависимости подростков приобретает особую значимость с развитием компьютерных технологийи это приобретает особую актуальность.

В связи с этим была определена цель проекта : привлечение

внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

  • ознакомиться с литературой по данной теме;
  • получить целостное представление о компьютерной зависимости;
  • составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости;
  • провести анкетирование среди одноклассников на выявление компьютерной зависимости.

Объект исследования – обучающиеся 9 класса МБОУ «Агибаловская СШ»

Предмет исследования: проблема компьютерной зависимости у обучающихся подросткового возраста.

  • Теоретические (изучение литературы)
  • Экспериментальные (наблюдение, тестирование)
  • Эмпирические (количественный и качественный анализ данных исследования)

Гипотеза: мы предположили, что в нашей школе среди моих одноклассников есть ряд ребят, относящихся к группе риска интернет – зависимости.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, классным руководителям и родителям «компьютеро» зависимых детей.

II . Основная часть

2.1. Понятие «компьютерная зависимость». Виды компьютерной зависимости

В современном обществе компьютер– незаменимая составляющая жизни человека. Не смотря на то что, компьютер значительно облегчил жизнь, человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование компьютерной зависимости.

Этот термин был заимствован из лексикона врачей-психиатров, на основании того, что у многих людей, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости.

Компьютерная зависимость - болезнь не менее серьезная, чем наркомания или алкоголизм. Здесь действуют похожие механизмы.

Для многих зависимых людей, а особенно подростков, уход в виртуальную среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью,испытывают трудности в выражении своих эмоций, не могут наладить контакты с близкими и сверстниками, что вызывает у них дискомфорт.Поэтому они и ищут более безопасный способ взаимодействия со средой, в данном случае, через компьютер,онслужит средством самозащиты: здесь не бывает плохого настроения, не возникает чувства боли, никто не унизит и не обидит.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

2.2. Развитие компьютерной зависимости у подростков

Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет - зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой [3] . [4]

Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Виртуальный мир привязывает подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими его людьми. В результате у некоторых подростков отмечается снижение уровня эмоционального интеллекта, жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов и трудности в социальной адаптации. При этом, очень часто умственный коэффициент у таких детей, выше.

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Вначале компьютер компенсирует общение, но потом окружение становится неважным. Подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.

Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». На волнующие вопросы подростки все чаще начинают искать ответы в сети, ведь там все, для всех и обо всем. [4] . [4]

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков.

1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг

Признаки компьютерной зависимости

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера
  • При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике
  • Падение успеваемости
  • Появление проблем в общении, частые конфликты
  • Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить несколько стадий формирования данной зависимости.

Стадия легкой увлеченности.

После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое ксвоего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень [5] . [2]

2.3. Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека — его родственники, друзья. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем — на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.

У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.

Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).

Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.

Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.

Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.

III. Исследование «Компьютерная зависимость подростков»

3.1. Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования.

Существует специальный психологический тест, созданный Кимберли-Янг и позволяющий научным путем выявить интернет – зависимого человека.

Нами было проведено исследование среди обучающихся 9-х классов МБОУ«АгибаловскаяСШ». Мы провели тестирование с 10-ю обучающимися: это связано с тем, что после 9 класса многие мои одноклассники уйдут во «взрослую» жизнь, а навык продуктивного и активного живого общения с окружающими людьми должен быть развит на высоком уровне. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации ребятам, для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.

Из проведённого нами исследования особенностей интернет-зависимости среди учащихся моего класса, можно сформулировать следующие выводы:

1. Данные теста-опросника К. Янг [6] (см. приложение №1) на определение интернет-зависимости помог выявить обучающихсяс высоким уровнем интернет-зависимости 10%. Использование интернета вызывает значительные проблемы в их жизни. Им требуется срочная помощь психотерапевта.

Со средним уровнем 20%,уних есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если они не обратят на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.

С низким уровнем 70%, они мудрые пользователи интернета. Могут путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, можно сказать, что 10% респондентов находится в опасном положении, а 20% обучающиесянаходятся в «группе риска».

2. В нашем исследовании принимало участие 3-е юношей и 7-ь девушек (см. приложение №2). Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши.

Видимо, это связано с тем, что женщины являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами.

3. Среди моих одноклассников, которые приняли участиев исследование:

3-е обучающихся учатся на три/четыре(см приложение №3).

Анализ уровня интернет-зависимостипоказал, что успеваемость влияет на уровень интернет-зависимости обучающихся. Чем меньше времени подросток проводит в сети, тем больше возможности заниматься дополнительно по предметам и уделять в свободное времявнимание на развитие образования.

4. С помощью теста мы выявили обучающихся с низким, средним и высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Мы сравнили полученные результаты с выявленным уровнем интернет-зависимости. Сравнительный анализ показал, что обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей не зависят от влияния «сети», а вот обучающиеся с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей показали высокий уровень интернет-зависимости(см. приложение №4). Обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А обучающиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.

3.2 Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков:

1) Заведите хобби или увлечение, занимайтесь спортом, музыкой.

2) Посмотрите фильм, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.

3) Пополните запас ваших знаний. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.

4) Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет.

5) Запланируйте семейный вечер. Вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение.

6) Установите лимит времени работы вашего компьютера. Выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нем.

Читайте также: