Компьютерные или новые информационные технологии

Обновлено: 03.07.2024

Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь.

Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке – веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится: скорость передачи и получения новой информации,

умение быстрого анализа, переработка полученного материала.

Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.

На современном этапе в связи со стратегией модернизации образования основными моментами современной школы являются качество, эффективность и доступность.

Модернизация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Данные факторы прежде всего зависят от педагога и его про фессионализма. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения , построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Таким образом, можно выделить следующие требования к школе будущего:

- Школа должна развить творческий потенциал каждого ученика, т.е. осуществлять личностный подход в процессе обучения.

- Школа должна научить ученика учиться. Научить работать с информацией.

- И учителя и ученики должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.

Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Информационная технология- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования техниче ских средств , которые включают компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей .

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные средства обучения - называются интерактивными, они обладают способностью: "откликаться" на действия ученика и учителя,

"вступать" с ними в диалог.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции:

- досуговой (игровой) среды

Компьютерный урок –
любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

Интенсивность использования компьютера:

- 0% времени урока – обыкновенный урок,

- частичное использование – компьютерный урок,

- 100% времени урока – по существу, урока нет, есть компьютерное обучение.

Внедрение в процесс обучения школьников информационных технологий обеспечивает

- доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения,

- придает ему логический и поисковый характер,

- решает проблемы поиска путей и средств

Информационные технологии способствуют:

активизации познавательного интереса учащихся,

развития их творческих способностей,

стимуляции умственной деятельности,

организации индивидуального обучения,

удовлетворение образовательных потребностей.

Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.

Типы компьютерных технологий:

- Технология компьютерной демонстрации - учебная информация об изучаемом объекте.

- Технология компьютерного моделирования – совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей. Моделирование - представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы.

Математическое моделирование - метод исследования процессов и явлений на их математических моделях.

Технология использования программированных учебных сред . Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Работа в мобильном компьютерном классе. На каждом компьютере установлена программа-тренажер . Например: Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила.

Незаменима на уроках закрепления и контроля технология компьютерного тестирования. В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения.

Технология проектного обучения уже давно заняла свое место в системе преподавания многих учителей и не является новой. Тем не менее преимущества ее очевидны: работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Я тоже использую проектные технологии, но обязательно с поддержкой ИКТ. Выходным продуктом любого такого проекта должен быть цифровой образовательный ресурс, который можно потом использовать любому участнику образовательного процесса.

Формы организации электронного обучения:

Готовые электронные пособия

Энциклопедии на компакт-дисках

Информационно-обучающие программы. В настоящее время в России сформирован рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках по различным предметам. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

Программы - библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.

Программы-репетиторы - ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).

Задачники - программы , позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи.

Презентации

Повышают интерес к уроку;

Можно использовать в течение всего урока или фрагментарно;

Компактный материал урока;

тесты, самостоятельные работы, обобщение и систематизация знаний;

построений, видеофрагменты и анимации.

Подготовка презентаций - творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя. Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени.

Энциклопедии на компакт-дисках.

В этих дисках не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия

Компьютерные учебники

Учебники, задачники, справочники, энциклопедии;

Различные программы построений;

Видеофрагменты и анимации экспериментов и опытов;

Виртуальные лабораторные, практические работы ;

Тесты, самостоятельные работы;

Обобщение и систематизация материала к подготовке к аттестации

Электронная интерактивная доска - современное цифровое устройство

Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Они становятся активными пользователями компьютерной техники: конструируют модели концепций, оценивают свою подготовленность и качество работы. В процессе выполнения задания ученик может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику доказательства.

При помощи Интернет возможна дистанционная форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Старшеклассники изучают историю на основе дистанционного мультимедийного учебно-методического комплекса - компьютера "История Отечества.1882-1917 гг.". Электронная почта позволяет проводить консультирование учащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.

У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, истории и МХК.

Применяя информационные технологии учитель не должен забывать о технике безопасности при работе с компьютером.

Положительные стороны ИКТ:

Учебный материал содержится в объеме превышающем возможности традиционных видов учебной литературы;

Возможность организации индивидуальной работы, используется технология уровневой дифференциации, использование дополнительных мотивационных рычагов;

Содержится большой иллюстративный материал;

Способствует более углубленному изучению предмета;

повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;

приобретение умения познавать закономерности предметных областей и окружающей среды интеграционно, о всей взаимосвязи и зависимости;

возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними о всей взаимосвязи и зависимости;

Отрицательные стороны ИКТ:

сведение к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»

отвлечение внимания школьника в процессе обучения в связи с колоссальными объемами информации;

снижение эффективности обучения и воспитания школьников вследствие использование информационных ресурсов,

формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.;

негативное влияние чрезмерного и неоправданного использования средств информатизации на здоровье всех участников образовательного процесса.

Профессиональный учитель – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт.

Организация инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.

Шаповал И.О. Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов

Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. - 1997 - № 2. С. 47-50.

Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.

Костяев А. Е. Современному учителю современные информационные технологии [Текст] / А. Е. Костяев // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 250-251

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

ВложениеРазмер
kompyuternye_novye_informatsionnye_tehnologii_obucheniya._g.k.selevko.docx 22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Г.К.Селевко)

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества».

Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокий (порой профессиональный), чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным программам.

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления - программирование и Интернет-технологии.

Безусловно, и то и другое будет модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi-tech технологий, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества. В начале XXI века информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания новых информационных технологий:

Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

индивидуальное информационное пространство;

средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

средство подготовки текстов, их хранения;

графопостроитель, графический редактор;

вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

программировании, обучении компьютера заданным процессам;

создании программных продуктов;

применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

компьютерных игр по сети;

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

знание современных операционных систем и владение их основными командами;

знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

владение хотя бы одним текстовым редактором;

первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.

Появление новых идей и замыслов.

Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


статья "Компьютерные (новые информационные) технологии обучения на уроках биологии"

В статье я рассказываю об информационно-коммуникативных технологиях и их использовании на уроках биологии.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Теоретическое описание образовательной технологии.


Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Компьютерные технология".


Компьютерные (новые ин-формационные) технологии обучения

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Компьютерные технология".


В настоящее время в связи с глобальным переходом человечества к информационному обществу информационные технологии стали очень активно использоваться во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Информационные технологии внедряются во все образовательные дисциплины школы и профессиональных заведений. Что же такое информационные технологии в образовании, каковы их назначение и структура?

Для начала определим понятие технологий. В большом экономическом словаре дается следующее определение данного термина: «технология – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления» [2, с.730]. В случае информационных технологий речь идет только о преобразовании информации.

Наряду с понятием «информационные технологии» в педагогической литературе встречается целый ряд таких схожих понятий как «компьютерные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии». Все эти понятия зачастую используются как синонимы, однако между ними существуют принципиальные отличия, которые мы далее рассмотрим.

В различных учебниках по информатике и информационным технологиям [5; 7; 9–11] даются различные определения понятию «информационные технологии». Обобщая эти определения можно сформулировать наиболее полное понятие информационных технологий. Информационные технологии – это совокупность методов и средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий все информационные процессы, осуществляемые в интересах пользователя. К информационным процессам относятся получение, сбор, передача, обработка, накопление, хранение, представление и использование информации.

Информационные технологии используются человечеством с момента своего появления, но само понятие «информационные технологии» появилось относительно недавно (в 80-х гг. XX века) почти одновременно с понятиями «компьютерные технологии». К информационным технологиям относятся все способы обработки данных и знаний, это и разговор, и телевидение, и печатная машинка, и компьютер и т.д. С такой позиции любая технология или методика обучения является информационной, т.к. обучение есть процесс передачи информации.

Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной вычислительной («компьютерной») техники.

Что же касается понятий «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии», то во многих исследованиях, например [6; 8; 12], данные понятия используются, чтобы подчеркнуть использование именно современных средств компьютерной техники для организации информационных процессов. То есть эти понятия аналогичны понятию «компьютерные технологии». Стоит заметить, что понятие «новые информационные технологии» встречаются в педагогической литературе уже второй десяток лет, и их определение как «новые» уже устарела. Поэтому логичнее использовать все-таки понятие «современные информационные технологии», которые характеризуют современный этап развития общества.

Еще одним понятием, которое используется в современной литературе, является понятие «информационно-коммуникационные технологии». Данное понятие является более узким по отношению к понятию «информационные технологии» и может быть определено как часть информационных технологий, организующих связь и доступ к информационным ресурсам во всех сферах деятельности. Зачастую предполагается, что данная технология реализуется на основе локальных и глобальных компьютерных сетей, и, таким образом, является частным случаем компьютерных технологий.

Таким образом, можно систематизировать эти понятия с помощью схемы, представленной на рис. 1. Понятие «информационные технологии» является наиболее общим. Понятия «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии» (СИТ) есть ни что иное как «компьютерные технологии», т.к. на данном этапе развития общества все новые информационные технологии, так или иначе, связаны с компьютерной техникой. Эти понятия являются частными по отношению к понятию «информационные технологии». Понятие «информационно-коммуникационные технологии» на сегодняшний день, входят в объем понятия «компьютерных технологий», т.к. в качестве технических средств ее реализации выступает компьютерная техника. Хотя в более широком смысле информационно-коммуникационные технологии могут быть и не компьютерными.

Применительно к образованию целесообразнее всего использовать понятие «компьютерные технологии» или «современные информационные технологии». На основе анализа исследования в области использования новых информационных технологий в образовании [1; 3; 4; 6; 8; 12], можно сформулировать наиболее полное определение новых информационных технологии обучения. Современные информационные технологии обучения (СИТО) – это совокупность методов и средств организации процесса обучения, реализуемых с помощью компьютерных технологий.


Рис. 1. Соотношение понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «современные информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии»

В качестве базовых средств СИТО выступают программное и техническое обеспечение компьютеров и компьютерных сетей, а в качестве базовых методов – методы обучения и воспитания (рис. 2).


Рис. 2. Базовые методы и средства НИТО

Основу для реализации СИТО составляют персональные компьютеры и сервера, т.е. техническое обеспечение. Кроме того, к техническим средствам современных информационных технологий относятся организационная техника (принтеры, сканеры, ксероксы и т.д.), активное (сетевые платы, концентраторы, маршрутизаторы и т.д.) и пассивное (кабели) сетевые оборудования. Для естественнонаучных образовательных дисциплин характерно также использование измерительных комплексов, необходимых для проведения различных экспериментов и опытов на базе ЭВМ.

Программные средства СИТО можно разделить на три большие группы: базовые, прикладные и инструментарии. Базовые – это операционные системы и сервисные программы, такие как антивирусные программы, архиваторы, утилиты, драйвера и т.д. К прикладным программным средствам относятся все программы для решения различных классов задач (текстовые, табличные, графические процессоры, программы моделирования и проектирования, системы управления базами данных, мультимедиа-редакторы и т.д.). Инструментарии – это программные комплексы, реализующие разработку, отладку и внедрение программного обеспечения, т.е. программы для создания других программ (Delphi, С++ Builder, Visual Studio и др.).

Если техническое обеспечение и совокупность программ являются основой информационных технологий в любых сферах деятельности, то для образования характерно и обязательно использование наряду с ними еще и методического обеспечения. Главная задача методического обеспечения – наиболее эффективная организация образовательного процесса на основе современных информационных технологий. Базой для использования уже готовых компьютерных технологий в обучении являются методические комплексы для проведения занятий по тем или иным дисциплинам. Эти методические комплексы должны опираться на федеральные государственные образовательные стандарты и другие государственные постановления, а также учебно-методические комплексы по дисциплинам и не противоречить им. Данный компонент является основой для грамотного и эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения. Так как хаотичное не обоснованное использование современных информационных технологий в обучении не только не приведет к формированию у учащихся компетенций, но и может отрицательно сказаться на качестве обучения.

Можно выделить два направления в процессе обучения, в которых компьютерные технологии реализуют свои функции: собственно изучение компьютерных технологий и использование компьютерных технологий в предметных областях [1, с. 23]. Первое направление реализуется при изучении предмета «Информатика» и других схожих дисциплинах, например, информационные технологии, программирование, организация компьютерных сетей и т.д. Второе же направление более широкое и может быть реализовано на любых дисциплинах как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. В связи с информатизацией и компьютеризацией общества изучение самих компьютерных технологий является обязательным базисом при обучении любым специальностям. Поэтому дисциплина «Информатика» является обязательной для всех направлений профессионального обучения. Но для формирования современного информационно грамотного специалиста наиболее значимым является его обучение использованию всех достижений новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Поэтому особенно важно использовать компьютерные технологии при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Проведя анализ литературы по использованию современных информационных технологий в процессе обучения [9; 4; 12], можно составить следующую их классификацию:

1. Технологии обработки информации (текстовой, числовой, графической, видео и звуковой)

2. Технология баз данных для сбора, хранения, систематизации и обработки информации.

3. Мультимедиа-технологии (электронные энциклопедии, словари, учебники, переводчики; обучающие программы и развивающие компьютерные игры).

4. Сетевые (телекоммуникационные) технологии (получение информации и размещение информации в Интранет и Интернет, дистанционное обучение).

5. Геоинформационные технологии (электронные географические карты).

6. Технология компьютерного моделирования (проведение экспериментов с готовыми компьютерными моделями объектов, процессов и явлений; создание компьютерных моделей; работа с компьютерными тренажерами).

7. Технологии компьютерного эксперимента (использование компьютера для снятия экспериментальных данных и управления приборами, использование компьютерных измерительных комплексов).

8. Технология компьютерного контроля.

Все перечисленные выше технологии в комплексе или по отдельности могут использоваться в процессе обучения фактически любым дисциплинам. На лекционных занятиях для представления материала, как правило, используются мультимедиа-технологии. На лабораторных и практических занятиях часто используются технологии обработки информации, технологии компьютерного моделирования и компьютерного эксперимента. Для хранения, систематизации и обработки учебного материала широко используются технологии баз данных. Для организации самостоятельной работы учащихся и дистанционного обучения широко используются телекоммуникационные технологии. Для проверки знаний – технология компьютерного контроля.

1. Бахтиярова Л.Н. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности: На примере бизнес-планирования.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бахтиярова Людмила Николаевна.– Нижний Новгород, 2002.– 218 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.– издание 2-е переработанное и дополненное.– М.: Книжный мир, 2006.– 860 с.

3. Вознесенская Н.В. Обучение физики студентов технических вузов с использованием современных компьютерных технологий.– дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Наталья Владимировна Вознесенская. –Саранск, 2006.– 220 с.

4. Гончарова Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Гончарова Наталья Александровна.– Орел, 2008.– 214 с.

5. Домрачев С.А. Информатика: учеб. пособие для вузов / С. А. Домрачев, Харьков В.П.– Рн/Д:Феникс, 2004.– 224с.

6. Иванов А.Ф. Новые информационные технологии в подготовке инженеров-нефтяников.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Иванов Алексей Федорович.– Казань, 2000.– 185 с.

7. Каймин В.А. Информатика: учебник для студ. вузов / В. А. Каймин.– М.: ИНФРА-М, 2008.– 283 с.

8. Куликов В.П. Информационные технологии в профессиональной подготовке инженеров по направлению "Информатика и вычислительная техника": На примере обучения графическим дисциплинам.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.02, 13.00.08 / Куликов Виктор Павлович.– М., 2004.– 218 с.

9. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование.– Глазов: ГГПИ, 2006.– 64 с.

10. Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннер.– 4-е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 848 с.

11. Советов Б.Я. Информационные технологии : учебник для вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский.– 2-е изд., стер.– М.: Высш. шк., 2005.– 263 с.

12. Хузина С.А. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Хузина Светлана Александровна.– Екатеренбург, 1997.– 191 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые информационные технологии (по Г.К.Селевко) - это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио,кино, видео).

Просмотр содержимого документа
«Новые информационные технологии»

Новые информационные технологии

Новые информационные технологии (по Г.К.Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как технологического процесса составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества».

Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Еще позже стала доступна в учреждениях дополнительного образования всемирная информационная сеть – Интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации.

Естественно, интерес школьников и педагогов к сети огромен. Причин тому много: и уже упомянутая легкость общения со сверстниками и коллегами, и удивительная простота поиска информации и документации для написания программ, и многое другое. Раньше для освоения того или иного языка программирования порой приходилось заказывать книги по почте и неделями ждать посылки. Сейчас же получить доступ к электронному варианту практически любого компьютерного издания можно несколькими щелчками мыши. Так, например, каждый учащийся может опубликовать в сети свою собственную страничку (собственный информационный ресурс), которая тут же становится доступной миллионам пользователей Сети. Кроме того, Интернет предоставил возможность многим детям общаться, обучаться по программам учреждений дополнительного образования дистанционно – через Сеть.

Стало ясно, что Интернет – технологии, (не пользовательские, а профессиональные) – новое направление, которому более нельзя не уделять внимание. И опять встал вопрос о методике, и вновь события развивались по вышеописанному сценарию – учить создавать информацию в Сети пришли профессионалы, и результат был замечательный. Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением, и уж никак не менее значимым (и даже более популярным), чем традиционное направление программирования. Однако, не стоит думать, что Интернет и разработка программного обеспечения – вещи сугубо далекие друг от друга. Время диктует свое – эпоха «поделок» и простеньких страниц в Сети прошла. Современный сетевой информационный ресурс – это сложный программный комплекс, динамически формирующий страницы по запросам пользователей, работающий с корпоративными базами данных. В действительности наблюдается определенная интеграция, взаимосвязь этих двух направлений.

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления – программирование и Интернет-технологии.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

Обучение – это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуниукций);

индивидуальное информационное пространство;

средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

средство подготовки текстов, их хранение;

графопостроитель, графический редактор;

вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

программировании, обучении компьютера заданным процессам;

создании программных продуктов;

применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернет.

Досуговая среда организуется с помощью:

компьютерных игр по сети;

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

знание современных операционных систем и владение их основными командами;

знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Windows, их расширения) и владение их функциями;

владение хотя бы одним текстовым редактором;

первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Интернет:

переписка – разговор со сверстниками из всех частей мира;

привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

необходимо активизировать детей;

вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

подвести эту деятельность к творчеству;

предоставить воспитанникам больше самостоятельности;

развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;

постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им, как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.

Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволил В.В.Гузееву выявить три группы проблем:

освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;

внедрение технологии в практику;

подготовка детей к работе в условиях новой технологии.

Ведь известно, что если педагогическое новшество противоречит духу учреждения и прежнему стилю работы, то оно будет чуждым и не приживется. Необходимо, чтобы педагог осознал необходимость изменений, начал поиск причин несоответствия имеющегося стиля своей работы и результатов деятельности ребенка.

Наилучшим образом образовательная технология осваивается в том учреждении, где имеется поддержка творчески работающих педагогов администрацией. «Как всякое новое, гуманистически ориентированная педагогика прочно закрепляется только командным способом внедрения, - отмечает О.С.Газман – Он позволяет удерживать новый образец деятельности для всех за счет групповой солидарности, организационной и методической поддержки». Эту мысль развивают В.В.Гузеев и А.С.Сиденко: «Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать, что жизнь мгновенно улучшится лишь от того, что кто-то заговорил про что-то новое».

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблем с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой должны быть решены следующие задачи:

мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей;

предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей;

формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе;

формирование умений проектировать учебное занятие в соответствии с концепцией осваиваемой технологии;

выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии;

Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:

Читайте также: