Компьютерные мошенники куда обращаться

Обновлено: 04.07.2024

Легкий заработок в интернете, сайты с бесплатной музыкой, финансовые пирамиды, онлайн-казино, красотки с сайта знакомств, Айфоны в полцены — почти всегда это мошенничество. Кто-то хочет вытащить у вас деньги под невинным предлогом.

В интернете жулики используют те же приемы, что и в жизни: играют на жадности и страхе. Только цель мошенничества — не наличные деньги, а данные банковских карт и электронных счетов. Когда мошенник получает их, он может снять ваши деньги, перевести через несколько счетов и обналичить — и его вряд ли кто-то поймает.

Чтобы попасться на мошенников, не нужно специально искать злачные места интернета. Мошенники могут найти вас в соцсетях, написать вам письмо и даже написать в Скайпе. Постепенно на вас начнут давить, торопить, заставлять принимать необдуманные решения. Поддались эмоциям и потеряли бдительность — стали жертвой мошенничества.

Как не стать жертвой мошенников в интернете

Чтобы избежать знакомства с мошенниками, следуйте правилам.

Не ищите легкую наживу. Быстрого заработка интернете не существует. Только мошенники обещают озолотить вас за неделю без усилий. Объявление с фразой «заработок в интернете без вложений» значит, что вас осторожно заманивают в финансовую пирамиду или мошенническую сеть. Таких в интернете много, и есть даже курсы, которые обучают новичков создавать в интернете филиалы мошеннических сетей.

Не верьте друзьям на слово. Мошенники часто взламывают аккаунты и мессенджеры, чтобы прикинуться вашим другом и выманить деньги. Узнать мошенников можно по необычному поведению: ваш друг неожиданно оказался на даче, без денег, у него изменился телефон, появились какие-то новые неожиданные обстоятельства. Иногда мошенника выдает то, что он забыл правила русской языка.

Придумайте сильный пароль. В качестве пароля от интернет-банка поставьте любой набор цифр, букв, смайликов и знаков препинания. Лучшие пароли придумывают коты, когда ходят по клавиатуре. Проще восстановить пароль, чем вернуть украденные деньги.

Научитесь использовать VPN. Если за сетью кафе или аэропорта следит жулик, то ваши пароли, интимные фото и переписка на сайте знакомств находятся под угрозой. Мошенник может осторожно выкачать из компьютера компромат, а потом начнет вас шантажировать. Чтобы он не смог узнать ваши тайны, всегда используйте VPN в незнакомых местах.

Что делать, если стал жертвой интернет-мошенников?

Если вы подозреваете, что стали жертвой мошенников, немедленно позвоните в банк и заблокируйте карту. После этого сообщите о мошенниках — даже в том случае, если никаких сомнительных операций еще не произошло, а вы просто сообщили номер своей карты неизвестно кому. Лучше быть параноиком, чем без денег.

Разные банки по-разному реагируют на вопросы мошенничества. Где-то можно написать в интернет-чате или позвонить по телефону кол-центра, где-то придется ехать в банк и писать заявление.

Куда сообщить о мошенниках?

Чтобы поймать преступников по горячему следу, лучше сразу обратиться в ближайшее отделение полиции по месту жительства. Чем быстрее вы сообщите о преступлении, тем больше шансов наказать мошенников. Но если вы боитесь потратить время и ничего не добиться, то хотя бы отправьте электронное обращение в управление «К» МВД России.

Если у мошенников есть сайт, то наказать их еще проще. Можно сразу сообщить о вредоносном сайте, чтобы его заблокировали. Даже если преступников не получится поймать, вы сохраните деньги других пользователей.

Куда сообщить о вредоносном сайте:

Куда сообщить о мошенниках:

  • Обращайтесь в полицию с заявлением о мошенничестве. Через приложение МВД можно узнать адрес ближайшего отделения и быстро с ним связаться.

Можно ли вернуть деньги от интернет-мошенников

Вернуть украденные деньги можно. По закону «О национальной платежной системе» банк должен вернуть деньги, если клиент сообщил об интернет-мошенниках в течение суток. После обращения банк заблокирует счет и начнет проводить проверку. На расследование по закону у него есть 30 дней.

Хотя ситуация выглядит оптимистичной, фактически вернуть приличную сумму денег почти невозможно. Если мошенники взломали интернет-банк или другую банковскую систему, — то есть проблема была на стороне банка, — то деньги, скорее всего, вернут. Но если вы сами сообщили преступникам номер карты, пин-код или пароль из смс, то банк перекинет всю вину на вас и может ничего не вернуть.

Иногда банк может пойти навстречу постоянному клиенту и вернуть небольшую сумму денег, даже если он сам сообщил данные мошенникам. Но на такое не стоит рассчитывать постоянно.

Как определить мошенников?

В интернете много способов обмануть вас, но все они так или иначе будут включать личное общение с мошенником и ввод данных вашей карты. Вам могут предложить поучаствовать в конкурсе, выручить друга, пройти проверку безопасности и что угодно еще, что придумают мошенники. Но в конечном итоге вас попросят сообщить номер карты или код из смс. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Узнать мошенников можно по манере общения и интересу к данным вашей карты.

Если мошенник определит вашу фамилию и телефон, то наверняка попытается вас развести на панику. Например, мнимый сотрудник банка звонит вам и сообщает об ужасной ошибке: с вашей карты случайно списали крупную сумму. Чтобы все было в порядке, ему нужно узнать данные вашей карты и код из смс, чтобы эту операцию отменить.

Распознать мошенника просто:

  • Интернет-мошенник создает панику или ажиотаж.
  • Мошенник просит сообщить ему ваши данные.
  • Мошенник представляется банком, другом или кем-то известным и заслуживающим доверия.

Помните

Сотрудник банка никогда не попросит раскрыть ваши данные.

Поэтому не вступайте в диалог с мошенником , а срочно сообщите в банк о странном звонке. В банке определят звонившего и примут меры, чтобы звонки прекратились, а мошенник отправился под суд.

К наиболее частым способам обмана относят:

Мошенники постоянно придумывают новые способы обмана, поэтому нужно быть бдительными, перепроверять информацию в достоверных источниках, не хранить в почте или где-то еще в интернете паролей от электронных кошельков или личных кабинетов банков.

Кража денег с карты и электронного кошелька

Чаще всего мошенники используют специальные компьютерные программы-шпионы, которые перехватывают информацию о логинах и паролях, личные данные и используют ее для опустошения электронных кошельков и банковских карт.

Некоторые неосторожные граждане хранят логины и пароли в своем электронном почтовом ящике, в профиле соцсети или на облачном хранилище. Даже начинающие хакеры легко могут получить к ним доступ.

Вирус, блокирующий работу компьютера

Несколько лет назад это был очень распространенный способ мошенничества и многие пользователи с ним столкнулись. Суть способа заключается в том, что вирус, проникнув на компьютер с ненадежного источника, «завешивал» экран ноутбука или компьютера.

Как правило, пользователь видел надпись подобную «Вы нарушили законодательство о распространении в сети Интернет сведений, представляющих угрозу». Здесь же могла присутствовать ссылка на несуществующую статью несуществующего закона и требование оплатить штраф в сумме, например, 3 000 рублей.

Разблокировать такое окно было невозможно, перезагрузить или выключить компьютер – тоже. Помогала полная переустановка операционной системы. Но если на устройстве была важная информация, многие платили мошенникам. Сейчас иногда такой способ используют начинающие хакеры, но значительно реже, чем раньше.

Фишинг

Их цель – получить ваши личные данные:

Юридическая консультация. Гарантия результата. Звоните 👇 .
  • номер карты, срок ее действия и CVV-код;
  • паспортные данные;
  • логины и пароли;
  • информацию с личных страниц.

Главный признак фишинга – требование совершить какое-то действие прямо сейчас. Например, вы получили уведомление о налоговой задолженности. Если ее не оплатить немедленно, к вам через 30 минут приедут судебные приставы описывать имущество.

Взлом аккаунтов

Многие пользователи социальных сетей уже привыкли к постоянным взломам и перестали обращать внимание на липовые просьбы дать взаймы до понедельника. Но доверчивых людей все еще достаточно, поэтому мошенники продолжают использовать этот способ.

В них могут встречаться требования о немедленном подтверждении действия в личном кабинете или уведомления о том, что кто-то прямо сейчас пытается снять деньги с вашего счета. Для предотвращения мошеннических действий у вас запрашивают кодовое слово, CVV-код и другую личную информацию.

Первые действия, когда вы поняли, что стали жертвой интернет-мошенников

В таком случае необходимо обращаться в правоохранительные органы – полицию или прокуратуру. Полиция в 10-дневный срок рассмотрит заявление и возбудит уголовное дело или откажет в возбуждении. Прокуратура примет заявление к производству, но перенаправит его в полицию для проведения проверки.

Второй шаг – заявить в банк о мошеннических действиях с вашими счетами. Кредитное учреждение несет ответственность за хранение денег своих клиентов по закону, поэтому они обязаны подключить свою службу безопасности, чтобы провести проверку и вернуть ваши деньги.

Что делать с картой, кошельком, банком, доступами, чтобы снизить финансовые потери

Если информация с данными карты попала в руки мошенников, нужно позвонить в банк и заблокировать пластик. Вам будет перевыпущена карта с новыми данными. При этом снять деньги со счета вы сможете только лично в отделении банка при предъявлении паспорта.

Все логины и пароли, ставшие известными преступникам, следует сменить. Чем сложнее пароль, тем труднее мошенникам им завладеть. Некоторые используют специальные программы – генераторы паролей. Подобрать комбинацию, которую составит программа, не сможет ни один хакер.

При взломе аккаунтов и профилей необходимо сменить доступы к ним. По-хорошему, пароли к соцсетям следует менять не реже, чем раз в полгода.

Куда и как обращаться, чтобы заявить о мошенничестве

В нашей стране расследованием преступлений занимаются полиция и прокуратура.

Органы, в которые можно обратиться

Работу с гражданами ведут территориальные подразделения полиции. Здесь примут заявление, проведут опрос, составят протокол и в течение 10 дней примут решение о возбуждении или отказе в возбуждении дела.

Всю информацию о преступлениях, связанных с интернет-технологиями, подразделения полиции направляют в отдел К МВД РФ. Там ее обрабатывают и используют в работе специалисты по кибербезопасности.

Следственный комитет прокуратуры принимает жалобы от населения и проводит проверки, привлекая к участию в них соответствующие службы и ведомства.

Способы обращения, что нужно от заявителя

Заявление в полицию гражданин может подать только лично. Сейчас можно заполнить форму обращения и на портале Госуслуг, но при этом вас пригласят для проведения опроса в подразделение полиции по месту жительства.

К заявлению потерпевший прикладывает:

В зависимости от использованного способа мошенничества могут потребоваться дополнительные документы.

Как отслеживать статус обращения

Если заявление в полицию было подано через ЕПГУ, все изменения его статуса будут отражаться в личном кабинете. При личном обращении контролировать ход исполнения потерпевший может только по телефону дежурной части или при визите в отделение полиции.

Очень часто на Пикабу появляются посты с информацией о мошенничестве в интернете. Но ещё ни одного поста не было, где на подобный сайт была отправлена жалоба или предприняты какие-либо действия, чтобы приостановить деятельность мошенников. В этом посте собраны несколько организаций с контактными данными, куда нужно отправлять жалобу вместо Пикабу.

Интернет-мошенничество (фишинг / распространение вредоносного ПО / фарминг)

Самыми распространёнными видами интернет-мошенничества являются:

1. Фишинг. Цель — получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (взлом и кража паролей, кража номеров банковских карт и других платежных реквизитов).

2. Распространение вредоносного ПО. Распространение программ для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации.

3. Фарминг. Процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный IP-адрес. Для этого может использоваться навигационная структура (файл hosts, система доменных имен (DNS)).

Если вы стали жертвой интернет-мошенничества или обнаружили ресурс соответствующего характера, рекомендуем вам обратиться с заявлением в правоохранительные органы, либо в уполномоченную организацию Координационного центра национального домена сети Интернет.

RU-CERT — российский центр реагирования на компьютерные инциденты, основная задача которого — снижение уровня угроз информационной безопасности для пользователей российского сегмента сети Интернет. RU-CERT входит в состав международных объединений CSIRT/CERT-центров FIRST, Trusted Introducer. Является официальной контактной стороной этих объединений в Российской Федерации. В область компетенции организации входит противодействие использованию доменных имён в целях фишинга и несанкционированного доступа в информационные системы третьих лиц.

APWG Anti Phishing Working Group

APWG является коалицией для глобальных мер реагирования на киберпреступления в рамках всей промышленности, правительственных и правоохранительных органов. ICANN — член этой организации и ссылается на неё при необходимости подачи жалобы о фишинге.

ICPEN International Consumer Protection and Enforcement Network

ICPEN — организация в составе органов по защите прав потребителей из более чем 50 стран. Её цель — поощрение глобального сотрудничества между правоохранительными органами.

Читайте также: