Компьютерные телекоммуникации как технологическая основа дистанционного образования

Обновлено: 04.07.2024

Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.

Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.

Что такое технология дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:

  1. Передача учащемуся учебных материалов
  2. Обеспечение возможности самостоятельного обучения
  3. Тестирование учащегося и контроль его знаний
  4. Получение обратной связи от преподавателя

Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.

Какими бывают технологии дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:

  • способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
  • способ связи между учеником и преподавателем
  • интерактивность уроков
  • наличие или отсутствие индивидуального подхода к студенту
  • обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного
  • способ контроля усвоения знаний
  • и другие

На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:

Кейс-технология

ТВ-технология

Сетевая технология

У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.

Перспективы развития технологий дистанционного обучения

За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.

К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.

С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.

Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.

В качестве послесловия

Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.

В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.

Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.

В настоящее время технологической основой современного дистанционного образования являются преимущественно компьютерные телекоммуникации. Компьютерные телекоммуникации достигли в нашей стране значительного уровня развития и стали органичной частью системы дистанционного образования. Необходимость использования компьютерных телекоммуникаций очевидна и не нуждается в доказательствах.

Для организации системы дистанционного образования нет необходимости создавать особые учебные компьютерные сети, поскольку можно пользоваться уже существующими, в частности, глобальной компьютерной сетью Интернет и теми сервисами, которые предоставляют входящие в ее состав серверы. Однако необходимо тщательно продумать вопросы их содержательного использования и методического обеспечения.

Любой целостный курс дистанционного образования должен включать в себя пропедевтическую компоненту, знакомящую с компьютерными телекоммуникациями и сервисами Интернет. Прежде всего, самому преподавателю, проводящему занятия дистанционным способом, следует знать, какие сервисы могут использоваться для доставки учебных материалов, проведения занятий, общения с обучающимися, организации проектной деятельности и т.п.

Пропедевтический компонент дистанционного курса должен включать в себя изложение темы «Сервис World-Wide Web». Рекомендуется следующая последовательность изложения учебного материала. Вначале рассматриваются основные элементы окна и возможности программы-обозревателя (например, Microsoft Интернет Explorer). Обязательно должны быть рассмотрены такие вопросы, как ввод адреса в адресной строке (для начинающих это может оказаться достаточно сложным), навигация по сайту, использование папки Избранное и Журнала. Затем следует приступить к изложению приемов сохранения информации, в частности, сохранение фрагмента текста и рисунка с помощью буфера обмена, сохранение рисунка в виде отдельного файла, сохранение Web-страницы полностью и в виде текстового файла. При изложении приемов сохранения информации рекомендуется знакомить обучающихся с Web-ресурсами Интернет, в том числе, образовательными. Таким образом, параллельно будет достигаться еще одна дидактическая цель – получение знаний об интересных образовательных ресурсах Интернет.

World-Wide Web в дистанционном образовании может использоваться:

- в качестве основной формы представления учебных материалов;

- для предоставления обучающимся необходимого в учебном процессе программного обеспечения (FTP-архивы с Web-интерфейсом);

- для организации общения обучающихся с преподавателями и между собой с помощью электронной почты (бесплатные почтовые серверы, имеющие Web-интерфейс);

- для организации общения обучающихся с преподавателями и между собой в режиме on-line (учебные форумы и чаты на Web-сайтах).

Необходимо также изучение темы «Электронная почта». Вначале следует рассказать о преимуществах и недостатках электронной почты. Если у обучающихся имеются начальные знания в области электронной почты, является желательным, чтобы о преимуществах и недостатках электронной почты они рассказали сами. Затем обучающиеся должны уяснить различия между режимами on-line и off-line. В качестве клиентской почтовой программы может использоваться программа Microsoft Outlook Express.

При переходе к дистанционному обучению электронная почта может использоваться для организации обратной связи, общения обучающегося с преподавателем (консультантом) и другими обучающимися, для получения учебных материалов и отсылки выполненных заданий. Кроме того, многие из существующих учебных телекоммуникационных проектов полностью основаны на использовании электронной почты.

Учебное значение электронной почты состоит в том, что она:

- стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;

- повышает интерес обучающихся к учебному курсу;

- расширяет коммуникативную практику обучающихся, помогает в совершенствовании письменной речи;

- делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных обучающихся и тех, которые получены по электронной почте.

Изучение пропедевтического курса будет неполным без изложения темы «Телеконференции». Несмотря на то, что в настоящее время телеконференции постепенно теряют свою популярность, у них остается еще достаточно приверженцев. Основным моментом при работе с телеконференциями является создание учетной записи для работы с телеконференциями в программе Microsoft Outlook Express.

Помимо телеконференций, входящих в глобальную иерархию, могут создаваться учебные телеконференции, круг участников которых ограничивается группами дистанционного обучения. Такие телеконференции используются для организации дискуссий и общения обучающихся в ходе дистанционного обучения. Они являются дистанционным аналогом семинарских занятий.

При изучении темы «FTP-сервис» обучающиеся узнают, для чего используется FTP-сервис – для получения файлов (звуковых, графических, видеороликов, программного обеспечения) из FTP-архивов и для передачи файлов на удаленные компьютеры. В дистанционном образовании FTP-сервис может использоваться для получения обучающимися необходимого программного обеспечения и учебных материалов (в частности, учебных аудиозаписей и видеороликов). Также FTP-сервис может использоваться для размещения Web-сайтов на сервере в тех случаях, когда выполнение учебных заданий это предполагает.

Тема «NetMeeting, ICQ, чат» предполагает знакомство с on-line сервисами, использующимися в основном для общения в Интернет.

Microsoft Net Meeting и аналогичные ей программы обладают большими возможностями при организации дистанционного обучения. Во-первых, они могут использоваться для чтения лекций и проведения практических занятий, близких по форме к традиционным (модель расширения) в тех случаях, когда это необходимо. Подобные программы позволяют организовать виртуальный урок, в точности повторяющий традиционный, однако расширяющий аудиторию обучающихся количественно и пространственно. Например, так может проходить изложение самого пропедевтического курса. При работе с данной программой преподаватель обладает некоторыми возможностями, позволяющими контролировать работу обучающихся на компьютерах. Также программа Microsoft Net Meeting может использоваться:

- для совместной работы с общими приложениями и общим рабочим столом;

- для создания и представления графических изображений;

- для получения дистанционной помощи преподавателя или системного администратора в случае возникающих проблем;

- для совместного изучения учебного материала (презентации или любой из программ) одновременно всеми обучающимися;

- для получения консультации у преподавателя в любой из допустимых форм взаимодействия – текстовой, звуковой или видео;

- для организации общения и взаимодействия между обучающимися;

- для передачи файлов, содержащих программное обеспечение, учебный материал или задания.

При традиционном обучении преподаватель может использовать при изложении материала текст, графику, анимацию, видео- и аудиозаписи. Обучающиеся выполняют задания на доске или индивидуально, за своим столом. При выполнении заданий они могут взаимодействовать с остальными обучающимися, могут дать понять преподавателю, что они хотят задать вопрос.

Как известно, общение в чатах является сейчас одной из любимых форм проведения досуга современной молодежи. Однако опыт проведения занятий показывает, что в отличие от студентов и школьников, взрослые обучающиеся не проявляют особого интереса к чатам, отдавая предпочтение скорее NetMeeting и ICQ. Объяснением этого является то, что завсегдатаями общедоступных чатов, как правило, являются подростки, общение с которыми взрослым попросту не интересно.

Тем не менее, в дистанционном образовании возможно создание чатов для проведения сетевых дискуссий по заданной теме. Также чаты могут использоваться для организации общения обучающихся с преподавателем и между собой.

Рогова Н.Н., Найденова О.В.

ПРИМЕНЕНИЕ Дистанционных технологий

в обучении студентов

Эволюция образовательных стандартов предполагает значительное увеличение времени на самостоятельную работу студентов в учебном процессе. В связи с этим перед преподавателем встают непростые задачи: контроль и руководство самостоятельной работы студентов, повышение ее эффективности и, как следствие, уровня обученности студентов. Одним из эффективных решений в настоящее время является организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционных станционных технологий. Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии студента и преподавателя. Основу дистанционного обучения составляет комплексное применение кейсовой, сетевой и телекоммуникационной технологий. Все они открывают богатые возможности для решения задач по организации самостоятельной работы студентов.

В настоящее время под дистанционным обучением понимают разные виды деятельности. Прежде всего, это обучение, при котором участники образовательного процесса удалены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии. Тем самым, нельзя смешивать заочное обучение с дистанционным, так как при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и студентом, но и студентами между собой, независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения (в сетях или на диске). Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций.

Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычном обучении:

усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для студентов из любого населённого пункта, имеющего телесвязь;

получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения студента. Возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих. Широкие экспертные возможности оценки творческих достижений.

Создание курсов дистанционного обучения возможно в разных оболочках. Одно из наиболее интересных является оболочка Moodle.

Moodle - система создания и управления курсами – свободно распространяемое (не требующее лицензии) программное обеспечение. Moodle разработан на основе педагогических принципов социального конструктивизма и позволяет построить эффективный дистанционный образовательный процесс.

Преимущества оболочки: во-первых, материал может быть представлен в любом виде - картинка, видео, аудио, текст, можно разрабатывать учебно-методические материалы – рабочие тетради, лекции, практические занятия, уроки, тесты; во-вторых, Moodle позволяет создавать сложные интегрированные курсы по различным дисциплинам; в-третьих, оболочка позволяет так скомпоновать курсы, чтобы обучаемые могли их использовать без контакта с преподавателем реальном времени.

Система Moodle включает себя большое количество инструментов, позволяющих создать «сообщество обучаемых». Это сообщество необходимо для того, чтобы сделать обучение интересным.

Инструменты, позволяющие педагогу организовать работу «сообщество обучаемых»:

Варьируя сочетания различных элементов курса, педагог организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий – словарь, объединяющий ключевые термины, употребленные в курсе. В виде глоссария в курсе можно организовать также персоналий. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для учащихся. Когда ученики участвуют в пополнении содержания курса, ищут новую информацию, пытаются строить определения, это позволяет им чувствовать себя ответственным автором курса. Глоссарий -один из способов фундаментально улучшить их опыт исследовательской самостоятельной работы. Когда учащиеся имеют возможность высказывать свои идеи по курсу в доступном месте. Инструмент «Глоссарий» также включает в себя возможность комментирования и оценивания статей, как сетевым преподавателям, так и учащимся.

Семинар позволяет организовать полноценное семинарское занятие, определить роли участников, задать структуру обсуждения проблемы. Студенты могут размещать свои работы в Семинаре, участвовать в обсуждении и разрабатывать критерии оценивания работ.

Редактор Wiki, встроенный в систему Moodle также позволяет организовать совместную работу обучаемых. Пользователи могут работать вместе над редактированием одной страницы, обновлением и изменением содержания. Содержимое обычно никогда не удаляется и может быть восстановлено. В организации исследовательской деятельности учащегося данный инструмент можно использовать для создания индивидуальных и коллективных работ. Редактор, встроенный в этот инструмент, позволяет вставлять в текст статьи, таблицы, рисунки и формулы. При коллективной работе полезна функция История, при помощи которой можно отследить вклад каждого участника в создании статьи.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Выполнение задания - это вид деятельности ученика, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата. Учитель может прокомментировать работу ученика, вернуть файл на доработку.

Тесты позволяет учителю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)

Вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом.

Пользуясь перечисленными инструментами можно разработать несколько схем организации работы студентов. Например, в курсе может присутствовать задание с типом ответа "Ответ - вне сайта". В этом случае работа может строиться следующим образом: студенты читают задание, выполняют какие-то подготовительные действия и в назначенное время в чате проходит собеседование с преподавателем, по результатам которого он выставляет оценку.

Процесс обучения с помощью средств дистанционных технологий позволяет активизировать самостоятельную работу студента с организационным дополнительным методически выстроенным материалом.

Дистанционное обучение прочно связывается с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанционного обучения являются компьютерные обучающие программы. Однако наибольшие перспективы с точки зрения развития дистанционных образовательных технологий имеют компьютерные телекоммуникационные сети.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: в бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Несмотря на то что Россия занимает сейчас 37-е место в мире по уровню телефонизации ( являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране ), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе. Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из глубинки, где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio - общение) - это в широком смысле все средства дистанционной передачи информации, такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс, телефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные телекоммуникации.

Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Компьютерные телекоммуникации (или просто «телекоммуникации» в узком значении этого слова ) - это средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой ( другие ) при помощи модемов и телефонной сети. Первые попытки создания компьютерных сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом около двадцати лет назад.

Сегодня за рубежом, и особенно в США, учреждения образования пользуются услугами различных коммерческих и общественных сетей. Представляется, что любые попытки построения архитектуры образовательной компьютерной сети в нашей стране без учета этого опыта будут не вполне успешны.

Отечественный и зарубежный опыт создания таких сетей показывает, что образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения. На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях.

Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с

минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы.

Учебное значение электронной почты состоит в том, что она :

-стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;

- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;

-расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи ;

- делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.

От обычной почты электронную отличают три особенности:

подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы, делает процесс подготовки более творческим и быстрым;

отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;

быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов.

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канада, Великобритания и т.д.).

Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого спектра образовательных задач, например:

- в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения (например, в British Open University при изучении курса «Введение в информационные технологии»);

- в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения (New Jersey Institute of Technology и NewYork Institute of Technology (США));

-в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование (Connected Education и NovaUniversity(США), Deakin University (Австралия), Tele-Universite du Quebec (Канада));

- в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму обучения по отдельным курсам (Ontario Institute for Studies in Education);

-в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента являться одной из форм об щения с преподавателем или методистом

(University of Guelph (Канада), Lancaster University (Великобри тания);

- в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов высших учебных заве дений (например, Kidnet);

при проведении социальных программ, связанных с образованием (например, National Telecomputing Network, Big SkyTelegraph (США)).

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы

E-mail, телеконференции через E-mail

Печатные материалы, почтовые серверы

Таблица 3

Набор технологий для ДО-2. On-line доступ, компьютерные учебники и печатные материалы (больше возможностей: становится массоводоступным сейчас и в ближайшей перспективе)

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

E-mail, телеконференции через E-mail и On-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

При этом необходимо отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи "студент-преподаватель". Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:

· относительно дешевы в эксплуатации (особенно с учетом скидок для образовательных учреждений);

· уже достаточно широко распространены в России.

Таблица 4

Набор технологий для ДО-3. Видеоконференции с обратной связью, on-line доступ, компьютерные учебники(лучший вариант, но требует капитальных вложений - спутники, линии связи и пр.)

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Одно- и двунаправленные ТВ-передачи, печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

Видео и голосовая обратная связь при ТВ-передаче лекций, видеоконференции через спутниковое ТВ или Internet, телеконференции через E-mail и on-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть компьютерных сетей Internet, которая включает сотни тысяч компьютеров и обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом. Internet включает компьютерные сети, взаимно увязанные протоколами связи TCP/IP и группой стандартов взаимосвязи открытых систем (OSI). Физической базой системы являются мультипротокольные технологии на магистральных каналах, связывающих опорные сегменты. Internet активно используется зарубежными университетами и высшими учебными заведениями в образовательных целях. Система создана и функционирует в результате полномасштабного сотрудничества многих частных, общественных, правительственных и промышленных (отраслевых и фирменных) компьютерных сетей, взаимодействующих таким образом, что постоянно поддерживается целостная коммуникационная инфраструктура.

В Российской Федерации действуют несколько общедоступных компьютерных сетей, предоставляющих возможность IP соединения с Internet, в том числе EUnet/Relcom, Glasnet, FREEnet, Runnet и др.

Основные информационные услуги, доступные конечным пользователям в метасети Internet, следующие:

· служба обьявлений и предложений;

· служба извещений и академических новостей;

· дистанционный доступ к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;

· дистанционный доступ к файлам, в том числе открытый (анонимный) доступ;

· удаленный доступ к базам данных;

· доступ к распределенным базам знаний, экспертным системам;

· удаленный ввод заданий на компьютерную обработку;

· дистанционное использование вычислительных ресурсов;

· кооперирование работ по научной тематике, координация работ коллегиальных рабочих групп;

· совместные публикации соавторов из различных стран, электронные издания, электронный перевод;

· дистанционная регистрация участников и обслуживание международных конференций;

· совещания и телеконференции в диалоге, периодические электронные семинары, обмен мультимедиа информацией;

· обмен компьютеризированными университетскими программами, курсами лекций и обучающими системами по избранным направлениям.

Internet является эффективной, доступной и недорогой базой для развертывания системы ДО. При ее использовании открываются следующие основные возможности в области ДО.

1. Рассылка материалов для обучаемых по технологии ДО с использованием электронной почты, передача им компьютерных обучающих курсов.

2. Обратная связь обучаемых с преподавателем по электронной почте: передача вопросов, результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ.

3. Проведение в диалоге обсуждения учебного материала, опроса обучаемых, экзаменов.

4. Доступ к информационным архивам и библиотечным системам учебных заведений мировой системы образования с возможностями получать практически неограниченную информацию по учебному и научному направлению.

5. Использование гипертекстовых обучающих курсов, доступных по сети.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят:

· Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

· Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.

Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.

· Комбинировать различные специальности
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придает процессу обучения целостность и личностную направленность.

· Комбинировать различные формы образования
Согласно пункту 1 статьи 10 закона РФ «Об образовании» «с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
- в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного образования, самообразования, экстерната».
Законом РФ «Об образовании» допускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет
- сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы
- разработать индивидуальный план занятий, сроки обучения и т.д.

· Придать учебным курсам и программам гибкость
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.

· Улучшить восприятие учебного материала
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:
- наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видео-фрагменты;
- ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;
- программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;
- модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся

· Повысить качество образования
Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.

· Совмещать работу и обучение

Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.

· Сделать образование непрерывным
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя таким образом круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

При организации дистанционного обучения возможны разные методы работы учебных заведений.

Методы работы учебных заведений:

  • однометодная работа (учебное заведение реализует только дистанционное обучение);
  • двухметодная работа (учебное заведение реализует обычное (традиционное) + дистанционное обучение, данные формы обучения являются относительно независимыми и не смешиваются при подготовке обучающихся);
  • смешанная работа (главным образом учебное заведение использует метод дистанционного обучения, в то время как обычное аудиторное преподавание будет вестись по дисциплинам, включающим компоненты экспериментальной и лабораторной работы)

В настоящее время рассматривают четыре основные модели дистанционного обучения.

Модель 1. Обучение по типу экстерната

Система обучения предназначена для тех, кто не может учиться очно. Обучаемые получают задания, учебные материалы. Они работают с ними самостоятельно, а затем сдают экзамены и зачеты по основным дисциплинам.





Модель 2. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования

Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Обладая очень сильным профессорско-преподавательским составом, традиционные университета обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов ДО.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:

· печатные программы учебные и методические пособия;

· аудио и видеокассеты;

· CD -диски с электронными учебниками.

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно необходима существенная переподготовка преподавателей.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений

Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Основу дистанционного обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. За проведение телеконференций, в которых одновременно могут принимать участие сотни студентов, преподаватель-тьютор получает сумму во много раз большую, чем за проведение занятий «лицом к лицу».

Читайте также: