Компьютерный дизайн для школьников что это

Обновлено: 07.07.2024

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид изделия или предмета.

Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и многого-многого другого.

Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертеж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Проектирование каждого объекта предполагает учет многих сторон, например технологии упаковки объекта, условий доставки на транспорте, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда и т. д.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

Данная программа включает комплекс этих вопросов. Главное – учащиеся- 9 класса должны как можно глубже изучить основы дизайна.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;

- дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно – творческой конструкторской деятельности человека;

- ознакомить с основными методами художественного проектирования;

- ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

- повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;

- сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей – проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

Весь курс делится на беседы (лекции) и практические работы и рассчитан на 1 час в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ – все зависит от темы задания и задач всего курса. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, глина, обрезки досок, фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.

Время на беседы, практические задания учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки школьников и т. п. Следует только иметь в виду, что на практические задания должно отводится подавляющее количество учебных часов (не менее всего времени).

Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует, как можно чаще организовывать экскурсии на заводы, в конструкторское бюро, проектные мастерские, к памятникам архитектуры, на предприятия русских народных промыслов, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.

Изучая предметы художественно- эстетического цикла, желательно как можно чаще приглашать в школу для встреч с учащимися художников- дизайнеров, конструкторов, искусствоведов. Организовывать фотовыставки изделий дизайна, вечера- лекции, вечера - беседы, посвященные проблемам дизайна.

Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.

Содержание предмета

Бес еды

Дизайн – что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно – прикладное искусство и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании.

Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Формообразующие, функциональные требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы предметов. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.

Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа. Основные правила выполнения технического рисунка и чертежа.

Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции – фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Основные категории композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания.

Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.

Выразительные средства в художественном конструировании на различных его этапах.

Особенности проектирования отдельных вещей.

Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, помещений, школы-интерната, учебных комнат, рекреаций, выставок, спортивного зала, школьных учебных мастерских и т. п.

История зарождения и развития дизайна в России.

Система основ композиции в технике – категории, свойства и качества, закономерности и средства композиции, приемы и методы работы над композицией. Форма – формообразование – композиция.

Стиль и мода в художественном конструировании.

Современные проблемы дизайна в России и за рубежом.

Практические рабо ты

Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна, предметов быта, архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий и т. п., средств передвижения (паровоз, легковые и грузовые автомашины).

Выполнение композиций нарукавных знаков, дорожно-сигнальных знаков, школьных эмблем, эмблем класса, кружка (индивидуальные и коллективные работы).

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) изделий, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.)

Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.)

Изготовление эскизов светильников для детских игровых комнат, предметов оформления кабинета изобразительного искусства.

Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту.

Создание росписи современной посуды.

Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) – уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома, школы.

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов).

Разработка проектов сувениров.

Тематическое планирование программы "Основы дизайна"

I четверть 9 часов

Возникновение дизайна. ДПИ и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне.

Общие понятия и представления о форме.

Величина формы, ее размеры, положение в пространстве.

Геометрическая основа строения формы предметов.

Практическая работа № 1

"Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна".

Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Шрифт – выразительное средство художественного проекта.

Практическая работа № 2

"Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета)".

II четверть 7 часов

Основные правила выполнения технического рисунка и чертежа.

Практическая работа № 3 "Выполнение эскиза школьной эмблемы".

Понятие о композиции в дизайне.

Основные средства композиции. Виды композиции.

Основные категории композиции.

Практическая работа № 4 "Выполнение построения композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и ассиметрия формы, пластичность".

Практическая работа №5 "Цвет и цветовые сочетания".

III четверть 10 часов

Выполнение эскиза игрушки, состоящей из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов т. п.)

Практическая работа № 6 "Конструирование игрушки по выполненному эскизу".

Выполнение эскиза оформления кабинета изобразительного искусства

Практическая работа № 7 "Изготовление эскиза и фрагмента оформления для кабинета изобразительного искусства"

Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту.

Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект)

Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.

Выразительные средства в художественном конструировании на различных его этапах.

Особенности проектирования отдельных вещей.

Практическая работа № 8 "Конструирование современных казачьих костюмов (эскизы, макеты, раскраска)".

IV четверть 9 часов

Выполнение шрифтовых композиций

Разработка эскиза росписи мебели для игровой комнаты детского сада.

Разработка эскиза росписи современной посуды. Разработка проектов сувениров.

Особенности проектирования среды.

Практическая работа № 9 "Проектирование элементов благоустройства внешней среды – уголки озеленения во дворе дома, школы".

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов).

Разработка эскизов оформления книги.

Практическая работа № 10 "Проект оформления дизайна книги".

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» Задачи. Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов. Познакомить с одеждой и головными уборами индейцев. Показать способ создания головного.

Дополнительная образовательная программа «Основы православия» I. Пояснительная записка 1. Направленность образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Основы православия» имеет.

Фотоотчет с выставки ландшафтного дизайна

Фотоотчет с выставки ландшафтного дизайна Уже традиционно, в 8 раз, в Михайловском саду в Санкт-Петербурге, с 5 по 14 июня проходит фестиваль "Императорские сады России", в этом.

Организованная учебная деятельность с применением развивающих игр В. В. Воскобовича «Лисичка с квадратом» Организованная учебная деятельность с применением развивающих игр В. В. Воскобовича. Образовательные области : познание, коммуникация,.

Рабочая программа кружка «Школа дизайна» I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Лего-гимнастика для ума» Пояснительная записка Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего.

Рабочая учебная программа по экологии. Региональный компонент. Средняя группа Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы. Задачи: 1. Воспитывать.

Технология детского дизайна. Подарок маме.

Технология детского дизайна. Подарок маме. Самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Как говорится в стихотворении : «Подарок маме покупать не станем, сделаем сами.

Учебная рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет «Волшебная кисточка» Пояснительная записка Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный.

Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называется компьютерной графикой.

В нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством. Учащиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства.

Ни одна компьютерная технология не развивалась так стремительно, как компьютерная графика. Для каждой области дизайна сегодня существуют специализированные графические приложения, позволяющие разработать все что угодно, начиная от простейшей визитки и кончая дизайном автомобиля или коттеджа. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, создатели рекламы, логотипов, модельеры тканей и одежды, дизайнеры оформления помещений, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа, Web дизайнеры, авторы мультимедиа-презентаций.

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и множество любителей. Для этих целей можно обойтись собственными силами и доступными программными средствами, которые имеются в гимназии.

Умение работать в графических редакторах занимает особое место в педагогической деятельности.

Дети в большой охотой «рисуют» в Paint, а затем и в более сложных редакторах.

Графические редакторы – одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, способствующими к самостоятельному творчеству. Обучающиеся приобретают навыки выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим идеям.

Настоящая программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н. Угринович, Л. Босова; «Искусство компьютерной графики для школьников» Подосениной Т. А.

Программа дополнительного образования «Компьютерный дизайн» разработана для занятий учащихся в кружке «Компьютерный художник» - это творческое объединение учащихся по интересам.

Предмет Информатика и ИКТ изучается на базовом уровне, и дает необходимые теоретические знания, оставляя недостаточное количество часов на практические занятия (так как процесс создания рисунков - творческий, занимающий много времени), количество часов для качественного освоения графических редакторов недостаточно.

В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и гимназии. Создание рисунков в графических редакторах и мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о своих работах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.

Направление программы: формирование общей и проектной культуры учащихся в процессе работы с современными мультимедийными программами и средствами.

По содержанию деятельности: образовательная, развивающая память, мышление, художественно-творческие способности детей.

Программа включает четыре раздела художественно – графических программ: Paint, GIMP, PowerPoint, Mikrosoft Office.

Задания разработаны таким образом, что дети начинают овладевать знаниями работы в графических программах от более простых к более сложным, постоянно закрепляя полученную информацию во время уроков и дома. Это дает возможность детям лучше запомнить и безболезненно переходить к более сложным программам. Таким образом, каждое последующее задание составлено так, что дети должны применять умения, полученные ранее, закрепляя художественные приемы и знания. В конце каждого изученного раздела делается итоговая работа которая показывает чему научился ребенок за определенный период. При создании данной программы были учтены возрастные особенности учащихся. На занятиях дети получают практические навыки работы с компьютером и графическими программами. Курс «Компьютерный дизайн» включает теоретические беседы и практические занятия. В процессе выполнения учащимися творческих работ, дети выполняют задания, включающие в себя сбор материала (иллюстрации, фотографии и т.п.). Теоретическая часть урока сопровождается показом наглядных пособий: рекламных буклетов, визиток, и другой печатной продукции с которой дети сталкиваются в повседневной жизни.

Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства.

Программа «Компьютерный дизайн» дает возможность при использовании информационных технологий создать настоящее художественное произведение.

Цель: Зажечь в детях творческую искорку, научить владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовить учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

  • Знакомство детей с основными видами компьютерной графики.
  • Приобретение навыков создавать и обрабатывать рисунки с использованием графических редакторов.
  • Включение учащихся в практическую деятельность
  • Развитие мотивации к сбору информации
  • Формирование потребности в саморазвитии
  • Формирование активной жизненной позиции
  • Развитие культуры общения,
  • Развитие мотивации личности к познанию
  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность .
  • Развитие чувства прекрасного.
  • Развитие творческой деятельности, и возможности использовать знания, полученные при работе с техникой в новых видах деятельности.
  • Развитие у учащихся навыков критического мышления.
  • Раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира.
  • Привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению.
  • Развитие эмоциональной сферы, чувства души.

Решение задач предполагает:

  • знакомство с графическими редакторами Paint, GIMP, PowerPoint, Mikrosoft Office.
  • использование графических примитивов;
  • разработка эскизов;
  • рисование рисунков с помощью графических редакторов Paint;
  • обработка рисунков с помощью графического редактора GIMP;
  • помощь в постановке целей презентации;
  • проработку плана презентации, её логической схемы;
  • стилевое решение презентации;
  • дизайн слайдов презентации;
  • озвучивание презентации;
  • сборку презентации.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей – учащиеся начального общего, основного общего образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 68 часов

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

В конце обучения – конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий.

Условия для реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. Программа PAINT, GIMP, Miсrosoft Office, PowerPoint
  3. Возможность выхода в Интернет.
  4. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером как инструментом обработки графики.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
  • индивидуальной – самостоятельная работа учащихся с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

  • организационный момент (2 мин);
  • разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин);
  • физкультминутка (3 мин);
  • работа за компьютером, выполнение практических заданий (20 мин);
  • подведение итогов занятия (10 мин).
  • текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
  • периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
  • итоговый (выставка творческих работ).

Дети, освоив все правила использования графических редакторов способны создать несколько компьютерных рисунков и составить компьютерную презентацию для представления своих работ.

К концу обучения учащиеся должны:

  • Интерфейс PAINT, GIMP , Miсrosoft Office , MS PowerPoint.
  • Настройки эффектов анимации.
  • Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука..

Уметь: Создавать изображения в графических редакторах и мультимедиа, презентацию.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» имеет техническую направленность и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования детей. Программа формирует представление о компьютерной графике, как динамично развивающейся области информационных технологий.

ВложениеРазмер
programma_komp_gr_i_web-diz_-_2017.docx 250.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т

Приказ № 307 от 09. 06.2017г.

На заседании методсовета

от «24» мая 2017 г.

«Компьютерная графика и Web-дизайн»

Возраст обучающихся 11-16 лет

Срок реализации программы -2 года

Егорова Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

Ижевск, 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» имеет техническую направленность и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования детей. Программа формирует представление о компьютерной графике, как динамично развивающейся области информационных технологий.

При составлении программы «Компьютерная графика и Web-дизайн» была рассмотрена различная литература: образовательные программы и учебники по информатике и ИКТ различных авторов: Н. Д. Угриновича , Н. В. Макаровой, учебники Босовой Л.Л., Босовой А.Ю., Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шестаковой Л.В. Полякова К.Ю. (Полякова К.Ю. Программа по информатике для 5-11 кл.), «Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода» Материалы к учебно-методическому пособию / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 104 с., Системно-информационная концепция. СПб., был учтен опыт педагогов дополнительного образования городов Ставрополя, Кемерово, Ижевска и собственный опыт.

В связи с бурным развитием информационных технологий появляется потребность повышения информационной культуры человека. В повседневной жизни человек имеет дело с разными видами графической информации: рисунками, схемами, диаграммами, графиками, фотографиями и пр.

Компьютерная графика, анимация, Web-дизайн – это наиболее распространенные, перспективные и быстро развивающиеся сферы информационных технологий. Компьютерная графика стала одним из самых увлекательных занятий и для школьников. В процессе работы с компьютерной графикой у обучающихся формируются базовые навыки работы в графических редакторах, рациональные приемы получения изображений; одновременно изучаются средства, с помощью которых создаются эти изображения. Кроме того, осваиваются базовые приемы работы с векторными и растровыми фрагментами как совместно, так и по отдельности. В процессе обучения обучающиеся приобретают знания о видах компьютерной графики, технологиях работы с фотоизображениями и т. п.

Таким образом, дети, занимающиеся компьютерной графикой, активно расширяют свой кругозор, приобретают навыки работы с различного рода изображениями, развивают и тренируют восприятие, формируют исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения.

Знакомство с возможностями графических редакторов повышает мотивацию обучающихся к изучению информатики и информационно - коммуникационных технологий в целом, успешно дополняет процесс формирования навыков работы на компьютере, способствует навыку составления эффективных алгоритмов и их последовательного осуществления.

Отдельный важный аспект программы состоит в формировании у обучающихся понимания того, что информационные технологии могут являться средством для решения задач в других предметных областях, что программное обеспечение, по сути, является инструментом, эффективность использования которого зависит от уровня владения навыками работы в нем.

Знания, умения и способы работы с компьютерной графикой и конструирования веб-сайтов, являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций школьников. Умение представить информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетенции обучающихся.

Новизна программы и отличительная особенность.

Данная программа не ограничивается какой-то одной областью информационных технологий, а представляет собой переплетение общих знаний о способах создания и обработки изображений, анимации, flash-технологиях, трехмерном моделировании, сайтостроении, дизайне.

Программа состоит из самостоятельных модулей: « Обработка и создание изображений в графическом редакторе Photoshop » (здесь и далее условно-бесплатная версия), « Основы создания Flash-фильмов », «Трехмерное моделирование» , « Основы сайтостроения и web-дизайна », а так же « Создание стереоизображений» и «Современные технологии обработки изображений» для второго года обучения .

Отличительная особенность данной программы заключается в индивидуализации и дифференциации обучения. Программа предоставляет обучающимся возможность выбора индивидуального образовательного маршрута (модуля), исходя из их индивидуальных склонностей, возможностей и образовательных потребностей. А так же программа предусматривает индивидуальный подход к каждому обучающемуся через отслеживание динамики его личностного развития (освоение информационных технологий и выполнение творческих работ).

Уровень сложности – базовый.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей через создание ими уникальных проектных работ. В процессе изучения программы формируются, развиваются и совершенствуются практические навыки работы на компьютере, что необходимо для успешности любого современного человека. Работа с компьютерной графикой значительно развивает образное и пространственное мышление, вкус и основы дизайнерских навыков, воспитывает внимательность и аккуратность.

Программа дополнительного образования «Компьютерная графика и Web-дизайн» рассчитана на детей среднего возраста 11-14 лет, имеющих мотивацию изучению новых информационных технологий.

В группе собираются дети разных возрастов и с разным уровнем знаний, жизненным опытом, но с одинаковым интересом к компьютерной графике и web-дизайну. Обучение по программе предполагает начальные навыки владения компьютером: умение работать в операционной системе Windows, работать с файлами и папками, набирать текст в текстовых редакторах, создавать и обрабатывать изображения и графическом редакторе Paint.

Сроки освоения программы.

Программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» рассчитана 2 года обучения.

Каждый год является отдельным этапом. Обучающийся может поступить на любой год обучения, если его знания и умения соответствуют требованиям программы.

Программа предусматривает возможность включения в образовательный процесс в начале любого блока программы, в связи с этим учебные группы комплектуются с учетом интересов и степени подготовленности детей, возможен разновозрастный состав обучающихся.

Занятия проводятся в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 2.4.4.1251-033172-14 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических нормативов» два раза в неделю: 11-14 лет – 2 по 40 мин.

Часовой объем программы:

Программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение двух учебных лет в объеме 144 часа в год (4 часа в неделю).

Программа реализуется в очной или очно-дистанционной форме обучения.

Формы организации занятий.

Формой организации деятельности обучающихся является групповая работа. Методами обучения, в основе которых лежит способ организации занятия, являются частично-поисковые, исследовательские методы обучения, а так же работа по алгоритму, составленному обучающимся самостоятельно или с помощью педагога.

Используются разнообразные методы проведения занятий: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, лекция, практическая работа на ПК, практическая работа, самостоятельная работа, познавательные, ролевые и информационные игры, творческие работы, контрольные задания, защита проектов, а так же участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах, выходы на экскурсии в IT-компании города.

Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Познавательное и творческое развитие ребенка в процессе изучения основ двухмерной и трехмерной графики, анимации, web-дизайна с использованием компьютерных технологий.

  1. Формирование представлений об основных понятиях компьютерной графики, овладение практическими навыками работы в Adobe Photoshop и Macromedia Flash, навыками трехмерного моделирования, проектирования и создания сайтов;
  2. Развитие творческого, пространственного мышления, художественного вкуса, интереса к дизайну для самореализации в различных видах деятельности.
  3. Повышение уровня общительности и уверенности в себе, повышение самостоятельности при выполнении проектных работ.

Планируемые результаты I года обучения:

Обучающиеся будут знать:

- типы графических файлов, их свойства и отличие,

- растровые и векторные изображения,

- виды цветовых моделей

- понятие двухмерной и трехмерной графики.

Обучающиеся будут уметь:

  • создавать, редактировать, ретушировать изображения, применять фильтры, работать со слоями в Adobe Photoshop;
  • создавать векторные изображения и анимацию в Macromedia Flash;
  • создавать трехмерные проекты жилых помещений с помощью специальных программ.
  • проектировать и создавать сайты с использованием основных HTML-тегов.
  • Развились навыки составления композиций, творческого подхода в решении поставленных задач;
  • Сформировалась мотивация к дальнейшему изучению и использованию графических программ;
  • Повысились информационная и полиграфическая культуры обучающихся.
  • Повысился уровня общительности и уверенности в себе;
  • умеет организованно заниматься в коллективе;
  • Сформировались такие качества как терпение, аккуратность, самостоятельность при выполнении работ.

Планируемые результаты II года обучения:

Обучающиеся будут уметь:

  • подготавливать иллюстраций для размещения в Интернет и создания анимации в Adobe Image Ready;
  • создавать псевдотрехмерные изображения и анаглиф, создавать стереоизображения.
  • обрабатывать изображения с помощью современных технологий ;
  • создавать видеомонтажа;
  • создавать трехмерные модели;
  • создавать сайты с помощью CMS Joomla;

Обучающиеся будут знать:

  • принципы работы Интернета, системы управления сайтами.
  • Развились навыки составления композиций, творческого подхода в решении поставленных задач;
  • Развилось пространственное мышление и воображение;
  • Сформировалась мотивация к дальнейшему изучению и использованию графических программ;
  • Развились навыки презентации проектов.
  • Повысилась мотивация к проектной деятельности.
  • повысился уровня общительности и уверенности в себе;
  • умеет организованно заниматься в коллективе;
  • сформировалась мотивация к самосовершенствованию в области информационных технологий.

Способы определения результативности обучения.

На выявление предметных результатов:

Определение уровня информационной компетентности обучающихся по программе осуществляется по 4 блокам, разделам и темам.

Конкретный результат каждого занятия – это графические файлы, анимация или web-страница. Текущая оценка знаний и умений обучающихся проводится непосредственно во время наблюдения за детьми в процессе работы, при выполнении ими практических, творческих заданий, проектных работ.

Усвоение теоретической части программы проверяется с помощью тестов и контрольных работ. Каждое контрольное практическое задание оценивается определенным количеством баллов (Приложение 1):

  • «высокий уровень» - от 4 до 5 баллов,
  • «средний уровень» - от 2,6 до 3,9 баллов,
  • «низкий уровень» – от 1 до 2,5 баллов.

Итоговая оценка уровня информационной компетентности проводится через выполнение итогового задания, требующего применения разнообразных умений и навыков, приобретенных обучающимся за время его обучения по данной программе. Промежуточная и итоговая аттестация реализуется в форме защиты проекта Web-сайта.

На выявление метапредметных результатов:

Развитие творческих способностей отслеживается через творческие проектные работы по разработке информационного продукта, а так же через диагностику развития метапредметных результатов с помощью «Психолого-педагогическая карты оценки развития метапредметных результатов обучающихся». (Приложение 2)

На выявление личностных результатов:

Развитие личностного развития обучающегося отслеживается через анкетирование и диагностику личностного развития ребенка с помощью «Психолого-педагогической карты оценки личностного развития обучающегося» (Приложение 3).

Дизайн (англ. design - инженер-конструктор) - замысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция. Высококачественный дизайн - это творчество + профессионализм. Вышеуказанные качества, конечно же, приходят с опытом работы в сфере дизайна, а вот раскрыть талант, проявить фантазию поможет курс "Компьютерный дизайн ".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" создана на основании примерной программы по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) МО РФ.

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" - комплексная, модифицированная. Направленность данной программы - научно-техническая. Программа предназначена для детей 10 - 14 лет. Занятия направлены на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей средствами и методами информатики и ИКТ.

Актуальность

Актуальность создания программы обусловлена тем, что в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Новизна

Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.

Педагогическая целесообразность

Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем.

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха.
  2. Творчество: реализация творческих задач через использование активных методов и форм работы.
  3. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка к самостоятельным.
  4. Опора на внутреннюю мотивацию: эмоциональное вовлечение обучающегося в творческий процесс.
  5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной образовательной программы является то, что она ориентирована на тех детей, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики, опирается на элементарное владение учащимися компьютером, расширяет имеющиеся знания, углубляет их, создаёт условия для дифференциации и индивидуализации обучения. Интегрированное предъявление знаний из разных областей способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

Цель программы

Цель программы состоит в создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Задачи данной образовательной программы

1 год обучения

  • освоение системы знаний
  • о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для создания, редактирования на экране графических изображений, презентаций,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании рисунков,
  • об основных приемах и принципах композиции, дизайна в графике;
  • овладение умениями использования компьютера
  • при работе с графическими объектами,
  • для создания рисунков с использованием приемов композиции, дизайна в графике;
  • при создании презентаций.
  • развитие графических навыков,
  • развитие умения организации собственной учебной деятельности,
  • развитие потребности в самостоятельной работе,
  • развитие элементов системного мышления,
  • развития умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  • воспитывать исполнительность,
  • воспитывать умение оценивать работы сверстников; самооценка,
  • воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

2 год обучения

  • освоение системы знаний
  • о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для восстановления фотографий и обработки цифровых изображений,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании композитных изображений,
  • об основных приемах и принципах восстановления черно - белых и цветных фотографий.
  • развитие познавательных способностей,
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей,
  • развитие элементов системного мышления,
  • развитие коммуникативных качеств.
  • воспитание информационной культуры,
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • формирование установки на позитивную социальную деятельность,
  • формирование стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Сроки реализации данной образовательной программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Возраст детей 10 - 14 лет.

Методы и формы решения поставленных задач

Форма занятий - групповая. Режим занятий следующий: 1-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год, 2-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год. Всего 152 часа за 2 года. Наполняемость группы - 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Занятия комбинированные: состоят из теоретической и практической частей. Так как программа ориентирована на большой объем практических работ с использованием ЭВМ (до 65% учебного времени) по всем темам, занятия включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривания помещения, перемены, перерывы, во время которых выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.

  1. Демонстрационная - работу на ЭВМ выполняет учитель, а учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
  2. Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны учителя.

Для выполнения творческих работ используется технология проектов.

Ожидаемые результаты

  • назначение и основы применения компьютерной графики;
  • специальную терминологию;
  • принцип работы графического редактора;
  • простейшие методы создания и редактирования графических изображений с помощью программы;
  • понятие композиции, дизайна в графике;
  • назначение и возможности программы создания презентаций;
  • способы создания презентаций с помощью шаблонов;
  • что можно делать с текстом;
  • что можно делать с графическим изображением;
  • способы управления анимацией.
  • запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения;
  • сохранять и загружать изображения;
  • выполнять операции над фрагментами;
  • выполнять надписи на изображении;
  • решать типовые задачи обработки графической информации;
  • самостоятельно создать и редактировать графические открытки;
  • создавать и редактировать презентации, используя программу MS PowerPoint.
  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • назначение и возможности программы Adobe Photoshop;
  • методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • основы работы с текстом; способы эффектного оформления фотографий;
  • приемы восстановления фотографий с помощью программы Adobe Photoshop;
  • приемы создания многослойных документов, фотомонтажей, коллажей.
  • создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения;
  • выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения;
  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • выполнять операции со слоями; создавать многослойные документы; создавать фотомонтажи, коллажи;
  • применять к тексту различные эффекты;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
  • выполнять тоновую коррекцию фотографий; выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии;
  • создавать фотомонтажи, коллажи.

Способы определения результативности

Управление программой: после изучения каждого раздела программы выполняются творческие задания по заданной или свободной теме, проводится занятие - "вернисаж" работ обучающихся. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, представление которого происходит на итоговых занятиях. Лучшие работы направляются на различные конкурсы по информатике.

Учебно-тематический план

Название темы Количество часов
общее теория практика
1 год
1 Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе 30 11,5 18,5
2 Модуль 2. Создание презентаций 42 12 30
Повторение. Резерв 4 1,5 2,5
2 год
3 Модуль 3. Фотомастер 66 21 45
4 Повторение. Резерв 10 5 5
Всего за 2 года 152 51 101

Содержание образовательной программы дополнительного образования "Компьютерный дизайн"

Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе (30 часов)

Содержание материала. Основные характеристики графического редактора. Знакомство с графическим интерфейсом. Сохранение рисунка. Открытие файла с нужным рисунком. Выбор цвета. Рисование. Создание рисунков с помощью карандаша. Изменение масштаба рисунка. Графические примитивы и их использование при создании графических изображений. Выбор фона. Использование алгоритмов в среде графического редактора. Приемы работы с повторяющимися объектами. Работа с фрагментами рисунка. Поворот рисунка, растяжение, сжатие, наклон объекта. Работа с текстом. Понятие композиции, дизайна в графике. Придание объема, тени, светотени объектам. Изображение объектов в перспективе.

Модуль 2. Создание презентаций (42 часа)

Содержание материала. Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Что можно делать с текстом. Что можно делать с графическим изображением. Анимация объектов. Управление анимацией. Эффекты анимации. Установка длительности показа слайдов. Рисование в PowerPoint. Автофигуры. Масштабирование изображения. Дизайн слайда. Вставка звука. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка изображения. Подготовка и представление презентаций на выбранную тему.

Модуль 3. Фотомастер (66 часов)

Содержание материала. Знакомство с программой Adobe Photoshop. Работа с файлами. Создание фона. Теория цвета. Цветовые модели. Цветовые режимы. Изменение фона рисунка. Кисть, определенная пользователем. Изменение масштаба. Инструменты выделения и перемещения. Работа с областями. Инструменты рисования. Приемы рисования: имитация различных средств. Инструмент Ластик. Слои. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Цифровое рисование. Рисование кривых произвольной формы. Основы работы с текстом. Формирование символов и абзацев, "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Применение фильтров. Эффектное оформление фотографии. Создание композитных изображений. Восстановление черно - белых фотографий. Восстановление цветных фотографий. Печать изображений. Передача изображения Photoshop в программу PowerPoint. Программа Adobe Photoshop и Web. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Коллаж.

Модуль 4. Повторение (14 часов)

Содержание: повторение проводится в конце изучения каждого модуля, в начале второго года обучения по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса.

Методическое и программное обеспечение

Методические рекомендации по проведению практических работ. Дидактическое обеспечение: тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, занимательные задания, игровые задания, система упражнений для глаз.

Программные средства: операционная система Windows, офисное приложение, включающее программу разработки презентаций, растровый графический редактор PhotoShop / операционная система Linux, свободно распространяемое программное обеспечение ("близнецы" необходимых программных продуктов). Босова Л.Л., Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2007.

Читайте также: