Компьютерный и информационный дискурс принцип элизы

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зеленовская А.В.

В статье рассматривается понятие « дискурс » и различные подходы к определению его разновидностей, таких как « компьютерный дискурс », « интернет-дискурс », « виртуальный дискурс ».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зеленовская А.В.

Интернет-дискурс как уникальная жанрообразующая среда Компьютерно-опосредованная коммуникация или электронный дискурс? к определению основного понятия в лингвистическом изучении Интернета Специфика эвфемизации в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале английского языка) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Понятия «Компьютерный дискурс» «Интернет-дискурс», «Виртуальный дискурс»»

ПОНЯТИЯ «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИСКУРС» «ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС», «ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС»

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассматривается понятие «дискурс» и различные подходы к определению его разновидностей, таких как «компьютерный дискурс», «интернет-дискурс», «виртуальный дискурс».

Ключевые слова: дискурс, компьютерный дискурс, интернет-дискурс, виртуальный дискурс.

В настоящее время компьютерные и Интернет технологии занимают все более значимое место в жизни современного человека. Однако Интернет -нечто большее, чем просто суперсовременная технология, ускоряющая распространение информации. Благодаря Интернету существенно расширилась как межличностная, так и социально значимая коммуникация. Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.

Преподаватель кафедры Делового иностранного языка.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

и имеет два значения. С одной стороны, это целенаправленная и контекстно связанная форма обмена мыслями, сведениями, идеями между двумя или более сторонами и преимущественно в процессе человеческого общения. С другой - специальные программные средства, делающие возможным такой вид общения [10, с. 394].Этот вид коммуникации осуществляется с помощью электронных средств связи, которые становятся доступными благодаря различным видам сервиса в интернете. Однако следует заметить, что термин компьютерно-опосредованная коммуникация используется двояко, обозначая как функциональную разновидность языка, так и особую коммуникативную среду. В отечественных исследованиях чаще встречается такие термины, как «виртуальный дискурс», «компьютерный дискурс» и «интернетдискурс».

Изучение этого понятия имеет довольно длительную историю. Термин «дискурс» очень часто встречается в современных научных работах и статьях. Впервые этот термин встречается в работе американского лингвиста Зел-лига Харриса в 1952 году, но до сих пор данная категория допускает множество научных трактовок. Американский ученый-лингвист Т Ван Дейк понимает дискурс «как специфическую форму использования языка и как специфическую форму социальной ситуации» [4, с. 345]. Кубрякова Е.С., российский лингвист, отмечает, что «под дискурсом следует иметь в виду именно когнитивный процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения, текст же является конечным результатом процесса речевой деятельности, выливающимся в определенную законченную (и зафиксированную) форму [6, с. 164]. Олешков М.Ю. в своей докторской диссертации, посвящённой системному моделированию институционального дискурса, даёт более подробное определение: «Дискурс (интенционально обусловленная реализация текста в речевой ситуации) - семиотический процесс совокупной коммуникативной деятельности взаимодействующих сторон в рамках коммуникативной ситуации, текущая речевая деятельность, обслуживающая коммуникативную сферу, и возникающие в результате этой деятельности и реализуемые в семиотическом пространстве с помощью вербальных и невербальных знаков тексты, имеющие определённую структуру, жанровые особенности и прецедентный тезаурус» [9, с. 12].

Таким образом, дискурс -это текст, погружённый в ситуацию реального общения. Мы можем употреблять этот термин, описывая интернет-коммуникацию, так как в данном случае рассматривается текст в ситуации общения, но в виртуальной реальности.

Лутовинова О.В. предложила следующее разграничение понятий «виртуальный дискурс», «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс». «Термины «компьютерный дискурс» и «электронный дискурс» являются синонимичными и обозначают текст, погруженный в ситуацию общения

Общие вопросы языкознания

посредством электронных средств связи, а точнее по средством компьютера. «Интернет-дискурс» предполагает общение в Глобальной сети. Виртуальный же дискурс подразумевает не только изменившийся канал связи, но и специфические особенности, накладываемые виртуальной реальностью» [7, с. 10].

Бурное развитие средств, обеспечивающих каналы передачи информации, определило новый тип дискурса - компьютерный дискурс. Российских лингвист Е.Н. Галичкина выделила следующие признаки компьютерного дискурса: 1) электронный сигнал становится каналом общения; 2) виртуальность; 3) дистантность в пространстве и во времени; 4) опосредован-ность (так как осуществляется с помощью технического средства); 5) высокая степень проницаемости; 6) наличие гипертекста; 7) креолизованность компьютерных текстов в целом, включающая в себя буквенные,образно-зрительные и образно-слуховые компоненты; 8) статусное равноправие участников; 9) передача эмоций, мимики и чувств с помощью «смайликов»; 10) объединение различных типов дискурса; 11) специфическая компьютерная этика [3, с. 15].

Компьютерный дискурс предполагает общение не только между людьми посредством Интернета, но и общение человека с компьютером. Тем не менее, понятие «компьютерный дискурс» можно трактовать двояко. С одной позиции, это любое общение в компьютерных сетях, общение с использованием особого рода электронных сигналов коммуникации [8, с. 286]. С другой стороны, компьютерный дискурс можно определить, как общение только на темы, связанные с компьютерами.

Интернет-дискурс представляет собой процесс создания текста в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, целенаправленное социальное действие, включающее взаимодействие людей [5, с. 59]. Интернет-дискурс отличается, прежде всего, по каналу коммуникации - в отличие от устного и письменного - только через сеть Интернет. Кроме того, это глобальный способ коммуникации, объединяющий в единое сообщество наибольшее количество участников [13, с. 42-58].

Таким образом, можно сказать, что среди исследователей до сих пор нет единого подхода к определению дискурса, связанного с Интернетом. Иссле-

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

дователи выделяют «виртуальный дискурс», «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс». Являясь одним из типов электронного дискурса, интернет-дискурс обладает его чертами, а также имеет собственные особенности. Он представляет собой динамично развивающийся лингвистический феномен, частью которого является интернет-текст, опосредованный через сеть Интернет. Кроме того, это глобальный способ коммуникации, объединяющий в единое сообщество наибольшее количество участников (пользователей сети).

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 136-137.

2. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / пер. с англ. и нем. - Волгоград: Перемена, 1997. - 15 с.

3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дисс. . канд. филол. наук / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 15 с.

4. Дейк Т. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 345 с.

5. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве / И.Н. Загоруйко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. -Вып. 3. - 59 с.

6. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. -М.: Рос. Гуманит. Ун-т, 1995. - 164 с.

7. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дисс. . докт. филол. наук / О.В. Лутинова. -Волгоград, 2009. - С. 10-11.

8. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / ГМ. Маклюэн. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. -286 с.

9. Олешков М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дисс. . докт. филол. наук / М.Ю. Олешкова. - Нижний Тагил, 2007. - 12 с.

10. Розина И.Н. Интернет-сообщество специалистов в области коммуникации // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании:современное состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. - С. 392-399.

Общие вопросы языкознания

12. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) / Г.Г. Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград: Перемена, 2000. - 39 с.

13. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: дисс. . канд. филол. наук / Ф.И. Смирнов. - Ярославль, 2004. - С. 42-58.

МОНОЛИНГВИСТИЧЕСКИИ ЭФФЕКТ ИМ. Ф.С. УБАЕВОИ (ЧАСТЬ 1)

© Сайфуллаева Р.Р.* *, Сайфуллаев Ш.Р.*

Национальный университета Узбекистана, Республика Узбекистан, г. Ташкент ОАО «Петр Великий», г. Санкт-Петербург

Данная работа, посвященная научному открытию, является результатом наших междисциплинарных научных исследований и относится к стыку сразу нескольких областей познания о человеке и обществе, а именно: филологии и психологии, биологии и эволюции, а точнее, в области филологии - языкознания - к разделу синтаксиса любого разговорного языка, в области биологии - к разделу микробиология растущего головного мозга ребенка, в области психологии - к разделам интеллектуального развития мышления человека, а также и воспитания и образования ребенка с ранних лет, и в области эволюции - к разделу генезиса членораздельной речи и истокам происхождения разговорных языков.

Ключевые слова: научное открытие, филология, языкознание, лингвистика, психолингвистика, родной язык и нации, синтаксис и монолингвы, развитие, интеллект.

* Профессор Национального университета Узбекистана, доктор филологических наук, Г ранд-доктор психологии, академик Европейской Академии Естественных Наук.

* Президент ОАО «Петр Великий», Действительный Государственный советник, Действительный член Союза научных и инженерных обществ и Европейской Академии Естественных Наук, профессор.

Читайте также: