Компьютерный инженер где учиться

Обновлено: 02.07.2024

Каждый год около двухсот студентов приходят в Высшую школу экономики учиться на программных инженеров. За четыре года в бакалавриате кто-то сходит с дистанции, но те, кто добираются до финиша, становятся универсальными IT-специалистами, которые знают всю кухню создания проектов изнутри: от написания кода и дизайна до юридических тонкостей и ГОСТов. Руководитель программы Валерий Шилов и студенты Программной инженерии рассказывают о том, как устроена подготовка специалистов, которые могут все.

От программирования, до патентного права

«Когда я поступала, я не знала, что такое программная инженерия — шла на программу с самым красивым названием и с самым высоким проходным баллом в России (в 2018 проходной балл здесь был 296)», — рассказывает бывшая студентка департамента Екатерина Береснева, которая сейчас учится там же в магистратуре и сама преподает.

Студентов, которые до конца не понимают, что скрывается за внушительным названием, на первый курс приходит немало. «Родители школьников спрашивают меня: “Что такое программная инженерия? Это программирование?”. В том числе и программирование, но программный инженер занимается далеко не только им. Он занимается всеми стадиями производства продукта», — объясняет академический руководитель программы Валерий Шилов.

Программный инженер совмещает в себе множество функций, и поэтому в учебный план включают не только математику и разработку

«Работа с требованиями заказчика, тестирование продукта, работа с документацией, экономика, принципы управления программными проектами. Студентов учат, как организовывать взаимодействие, как налаживать связи, как выстраивать отношения между разными группам и людьми в них, — по словам Валерия Шилова, программа отвечает запросам современности. — Мы стремимся к тому, чтобы у нас было больше преподавателей, работающих в индустрии».

Фольклор инженеров

Расслабиться при таком количестве разных дисциплин едва ли получится.

«На первом курсе сложно было научиться потреблять информацию в таких объемах, — рассказывает Мария Горденко, которая продолжает учиться программной инженерии в магистратуре. — Программирование я знала очень плохо, но на факультете его преподают практически с нуля, и все можно подтянуть. Для этого, правда, нужно много работать самому, а если человек трудиться не хочет, он просто не сможет продолжать обучение. У нас на курсе были и те, кто изначально умел программировать, но я не уверена, что им в этом плане повезло: пока читают базовый курс, они расслабляются, и им потом трудно снова набрать темп».

Если недостаточно серьезно отнестись к подготовке, то есть шансы попасть в список на отчисление. «Не все выдерживают нагрузки. У нас сейчас был экзамен по программированию, из ста восьмидесяти человек сто отправились на пересдачу», — уточняет Екатерина.

О том, как непросто приходится во время сессии, студенты снимали короткометражки, самодельные триллеры с кадрами лекций и эпические детективы в стиле «Ангелов и демонов» Дэна Брауна.

Это не считая коллажей и стихов о страхе перед неотвратимым — экзаменами:

Что получится, если все пережить

Вакансии на должность программного инженера встречаются редко, но это вопрос терминологии. Программные инженеры могут выбрать любое направление в IT, которые им понравилось, могут заниматься менеджментом, программированием, дизайном, и тем, и другим и третьим вместе или уйти в computer science.

Наши выпускники становятся мощными руководителями проектов, которые не просто выросли из кодировщиков, а понимают все стадии развития проекта

Екатерина Береснева и Мария Горденко остались в науке. Например, Мария ищет метод решения задачи китайского почтальона. Цель задачи — пройти по всем улицам в городе по максимально короткому маршруту, чтобы не проходить по одному и тому же месту по несколько раз. Такие расчеты, например, пригодились бы снегоуборочным машинам, чтобы они не чистили уже очищенные улицы, а скорее отправлялись к нетронутым завалам. Но пока, несмотря на то, что маршрут рассчитывают компьютеры, их решение отклоняется от оптимального на 10-20 процентов.

«Мы пытаемся сократить этот разрыв, и отчасти нам это удалось», — уточнила Мария. В свободное от науки и преподавания время она работает аналитиком в Москва-Сити. Впервые работать в таком качестве она попробовала во время учебной практики в S7, и ей понравилось.

«Программный инженер — это и аналитик в том числе, — объясняет Мария. — Но, как правило, выпускники становятся программистами с разными компетенциями, что особенно хорошо для Agile-команд, где каждый должен обладать компетенциями другого».

Выпускники работают в очень разных сферах. Одни занимаются сложным программированием с тяжелой математикой, другие стали проджект-менеджерами, кто-то системным архитектором, кто-то занимается разработкой в бекенде, кто-то во фронтенде — люди, которые знают и умеют если не все, то очень многое, нужны в каждом большом проекте.

В 2018 году учебная программа получила аккредитацию ABET — самой авторитетной в мире профессиональной организации, занимающейся оценкой качества программ в области инженерных наук и компьютерных технологий. Так что, выпускники стали обладать еще большими преимуществами для международных компаний. Диплом, одобренный организацией, которая собирает лучшие образовательные программы компьютерных и инженерных технологий, — это знак качества подготовки молодого специалиста, не требующий дополнительного подтверждения.

«Хотя я осталась преподавать, меня пытаются заманить в коммерческие проекты, — признается Екатерина. — И не на начальную позицию Junior, а сразу на Middle, а это сразу зарплата около двухсот тысяч рублей в месяц. После выпуска можно идти куда угодно. Можно даже на третьем курсе прийти в компанию на Junior-позицию, и тебя возьмут. И не потому, что у тебя корочка ВШЭ, а потому что к третьему курсу ты уже знаешь, как все работает, и умеешь работать сам. Главное — получить эти знания и не отлынивать от процесса».

Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?

Большинство советских институтов стали университетами, т.к. это увеличивает госфинансирование, однако сохранили для узнаваемости старые аббревиатуры.

Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?

Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.

Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.

Россия или зарубеж?

Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».

Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.

У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.

Дальше мы будем говорить только про российские реалии.

Выбираем вуз

В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.

Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.

Изучаем рейтинги вузов

Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.

Международные

Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.

Российские

Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.

Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.

Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.

Исследование IBS

► Таблица: зарплата выпускников Московских технических вузов В таблице приведена доля трудоустроенных и средний размер выплат сразу после окончания вуза.
Образовательная организация Доля трудоустройства, %* Средняя заработная плата, ₽**
Московский авиационный институт 80 57 693
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана 85 66 722
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 90 80 325
Московский государственный университет пищевых производств 75 42 963
Московский технический университет связи и информатики 80 60 165
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) 75 50 792
Московский технический университет связи и информатики 75 52 629
Московский физико-технический институт (государственный университет) 100 104 450
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 80 51 450
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 85 66 476
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» 85 56 219
Национальный исследовательский университет «МЭИ» 75 58 332
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 85 65 532
* — для очной формы (дневное), первое высшее; ** — выпускников 2015 года в 2016 году

Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.

Вариант: «сильный» вуз

Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:

  • высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
  • мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
  • налаживание полезных связей со способными ребятами;
  • привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
  • если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
  • сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
  • придется много ботать, иначе легко вылететь.

Вариант: «обычный» вуз

Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.

Почему вузы вешают лапшу на уши?

Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.

В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.

Сомнительные варианты

Какое образование меньше котируется?

  • заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
  • не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
  • целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
  • филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
  • не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
  • коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.

Слияния вузов

Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.

При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.

Специальности

Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».

С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.

С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.

В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.

Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.

К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.

Специалитет или бакалавриат?

Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.

Стану ли я востребованным специалистом после диплома?

Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.

Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.

Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.

Учебная программа предусматривает следующие обязательные предметные циклы: гуманитарный, социально-экономический, математический, естественно-научный, а также непосредственно профессиональный, в котором собраны дисциплины по введению в программную инженерию, объектно-ориентированному программированию (ООП), вычислительным системам, проектированию баз данных, защите информации и разработкам приложений для некоторых наиболее известных пакетов программ.

Диплом бакалавра по направлению «Программная инженерия» позволяет выпускнику заниматься разработкой программных продуктов и созданием программного обеспечения, необходимого для их полноценного функционирования. В обязанности инженера входит контроль всех этапов процесса - от планирования и согласования с заказчиком до инсталляции и ввода в эксплуатацию, поэтому его профессиональная деятельность часто включает в себя несколько видов работ: проектно-аналитическую, программистскую, управляющую, консультационную и т. д.

Профили обучения: разработка программно-информационных систем, технология разработки и сопровождения программного продукта, инструментальные средства эффективной разработки программного продукта

Вузов

Проходной балл

Бюджетных мест

С какими ЕГЭ можно поступить

Вузы по специальности

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ входит в тройку самых крупных вузов России, имеет 4 региональных кампуса (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми), а также лицей для учеников 10-11 классов в Москве. Основные направления обучения — экономика и управление, гуманитарные, естественные, социальные и технические науки. Фирменный набор студента «Вышки» — академический год из 4 модулей, экзамены только в письменной форме, рейтинговая система оценки знаний.

Вуз в рейтингах

Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2021 года было оценено более 1300 вузов из 158 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%). Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по 51 направлению.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Университет Баумана готовит инженеров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, всего здесь открыто более 100 программ. Вуз занимает лидирующее место в Ассоциации технических университетов России. Студенты привлекаются к реальной исследовательской работе, многие из них выбирают научно-исследовательское будущее и продолжают обучение в аспирантуре. Бауманский университет — учредитель фонда «Сколково».

Вуз в рейтингах

Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2021 года было оценено более 1300 вузов из 158 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%). Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по 51 направлению.

Национальный исследовательский университет ИТМО

Университет ИТМО — один из ведущих вузов России в области информационных и фотонных технологий, получивший в 2009 году статус национального исследовательского университета. С 2013 года Университет ИТМО — участник программы “Проект 5-100”. Это дает университету возможность обеспечить самые комфортные условия для работы российских и зарубежных студентов и преподавателей, создать уникальную среду для развития науки и образования.

Вуз в рейтингах

Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2021 года было оценено более 1300 вузов из 158 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%). Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по 51 направлению.

Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

МИРЭА — Российский технологический университет

Один из ведущих технических университетов России, готовит специалистов для быстро развивающихся наукоемких отраслей науки и техники. Основные направления обучения: электроника, радиотехнические и телекоммуникационные системы, приборостроение и кибернетика, химические технологии. Образовательные программы МИРЭА сертифицированы по российским и международным стандартам. В вузе есть собственная лаборатория Big Data и искусственного интеллекта.

Вуз в рейтингах

Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2021 года было оценено более 1300 вузов из 158 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%). Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по 51 направлению.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Томский государственный университет с первого дня существования был призван утверждать идеалы науки, образования и культуры на огромной территории Азиатской части страны. Приоритетными целями университета являются: служение интересам России, способствование развитию ее интеллектуального потенциала путем производства новых знаний и опережающей подготовки научно-педагогической, управленческой и культурной элиты общества.

Вуз в рейтингах

Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.

Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2021 года было оценено более 1300 вузов из 158 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%). Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по 51 направлению.

Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.

Поступление по олимпиаде

Олимпиада школьников «Шаг в будущее»

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»

Профессии

Программист

Программист — человек, который строит алгоритмы работы электронных устройств: от компьютеров до космических спутников. Программирование принято условно делить на две категории: системное (оно включает в себя, например, написание программ для драйверов оборудования), и прикладное (создание сайтов, приложений, ПО и т. д.). Помимо знания нескольких языков программирования, хороший специалист должен быть собранным, внимательным и креативным, а также владеть английским языком. Профессия предполагает постоянное самообразование: поколения продуктов циклически устаревают, иногда сменяя друг друга каждый год. Если программист не совершенствует себя, его профессионализм быстро перестанет быть ценным. Но есть и обратная сторона: рост отрасли приводит к тому, что спрос на хороших сотрудников превышает предложение. Вот почему стереотип о высоких зарплатах программистов небезоснователен. Выпускники престижных вузов нередко получают хорошие предложения о работе за рубежом, и многие могут работать удаленно.

Программист PHP

Программисты РНР занимаются созданием сайтов, приложений и интерфейсов программ. Это дефицитная специальность, и спрос на хороших специалистов превышает предложение, стимулируя рост зарплат программистов. Такая ситуация ожидается и последующие годы. Несомненным плюсом программирования как профессии является и то, что в ряде случаев работодатель не требует постоянного присутствия в офисе, чем и пользуются многие РНР-программисты, работая из дома или даже из других стран.

Программист 1С

Программист 1С. Описание профессии

1С-программист занимается разработкой программы 1С: Предприятие, предназначенной для ведения бухгалтерии и делопроизводства на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Программист 1С. Виды деятельности:

  • настройка и поддержка программного обеспечения 1С разных версий;
  • произведение администрирования типовых конфигураций на базе 1С;
  • произведение разработки и администрирования нетиповых конфигураций 1С;
  • тестирование на предмет ошибок, ликвидация недочетов

Места работы:

  • фирмы, специализирующиеся на разработке и установке программного обеспечения 1С;
  • организации, предусматиривающие штатную единицу 1С-программиста

Профессиональные навыки:

  • наличие технического образования;
  • понимание системы бухгалтерского учета, основ и принципов ведения бухгалтерии;
  • умение настраивать и перерабатывать 1С под требования ведения учета в конкретной организации

Дополнительные особенности:

Обучиться 1С-программированию можно на специальных курсах, имея при этом базовое техническое образование. Желающим работать 1С-программистом необходимо иметь в виду, что заниматься данным программным обеспечением они смогут только на территории Российской Федерации, т.к. за рубежом действует иная система бухгалтерского учета. Программисты 1С могут сделать карьеру, заняв должности специалист 1С или администратора 1С.

Компьютерные инженеры (инженеры-информатики) разрабатывают компьютерные системы для сложных технических задач всех видов. Они создают компьютерные сети и обеспечивают их бесперебойную работу, программируют технические приложения или внедряют информационные системы для организации коммуникации и передачи данных.

Обязанности Компьютерного Инженера

Компьютерные инженеры разрабатывают системы автоматизации и связи. Они программируют, оптимизируют и контролируют автоматизированные промышленные процессы и разрабатывают индивидуальные решения, которые недоступны на рынке в необходимой форме. Компьютерные инженеры настраивают сети и серверы компаний, следят за ними и администрируют их как системные администраторы, организуют коммуникации и потоки данных или разрабатывают базы данных. В области программного обеспечения они разрабатывают, например, операционные системы или адаптируют операционные системы к соответствующим корпоративным организационным структурам. Они также отвечают за анализ, контроль и мониторинг этих систем. Кроме того, компьютерные инженеры помогают заказчикам в выборе и адаптации аппаратных и программных систем, установке их на местах и обучению пользователей.

Где работают Компьютерные Инженеры

Компьютерные инженеры находят работу, например:

  • в компаниях, которые занимаются производством, обслуживанием и распространением компьютерных систем и систем автоматизации;
  • в компаниях в электротехнической промышленности или механической и автомобильной технике.

Зарплата Компьютерного Инженера

Уровень зарплаты, которую получают Компьютерные Инженеры в Германии составляет

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Компьютерного Инженера в подробностях

В чем суть профессии Компьютерный Инженер?

Компьютерные инженеры (инженеры-информатики) разрабатывают компьютерные системы для сложных технических задач всех видов. Они создают компьютерные сети и обеспечивают их бесперебойную работу, программируют технические приложения или внедряют информационные системы для организации коммуникации и передачи данных.

Разработка аппаратного и программного обеспечения

Компьютерные инженеры разрабатывают аппаратное и программное обеспечение для технических систем, а также разрабатывают пользовательские интерфейсы. В дополнение к компьютерным системам и системам управления технологическими процессами они проектируют и разрабатывают, например, бортовые компьютерные и управляющие системы транспортных средств или мобильных роботов. Они не ограничиваются концепцией аналоговых и цифровых схем, но также программируют микропроцессоры в соответствии с требованиями заказчика. Компьютерные инженеры участвуют в разработке так называемой прошивки. Её можно найти, например, в устройствах бытовой электроники, таких как цифровые камеры или проигрыватели DVD. Кроме того, они отвечают за программное обеспечение управления машинами, установками или измерительными системами, например, для систем управления цифровыми сетевыми линиями.

Несколько областей деятельности компьютерных инженеров

Компьютерные инженеры индивидуально адаптируют системы к соответствующим условиям производства или организационным структурам компаний. Если, например, размеры автомобильных дверей, кованных управляемыми компьютерами машинами, отклоняются от спецификаций у изготовителя автомобиля, инженерные специалисты обнаруживают ошибку в CAM и исправляют её. Обучение и советы пользователей также являются частью их зоны ответственности. Кроме того, компьютерные инженеры планируют, например, базы данных, организовывают управление базами данных или наращивают мощности передачи данных и компьютерных сетей, в том числе с учетом аспектов управления безопасностью и производительностью, а также вопросов сетевых интерфейсов.

Подборка бесплатных и платных онлайн-курсов для начинающих сетевых инженеров с нуля и продвинутых.

1 место. Курс «Факультет Сетевой инженер» — GeekBrains


Инженер по сетевым коммуникациям проектирует корпоративные сети: объединяет компьютеры и серверы, обновляет программы, отвечает за безопасность данных, устраняет аварии. Без работы сетевого инженера не получится автоматизировать работу банков, больниц, заводов, аэропортов.

Кому подойдет курс:

  • Новичкам
    Вас ждёт много практики: вы освоите сетевые технологии с нуля и начнёте карьеру на уровне опытного junior-инженера.
  • Системным администраторам
    Расширите компетенции и сможете работать на должности сетевого инженера или администратора.
  • Специалистам техподдержки
    Начнёте специализироваться на сетевых технологиях, сможете сменить профессию и повысить доход.

Программа обучения:

Подготовительные видеокурсы
Их необязательно проходить, но они помогут лучше погрузиться в обучение.

  • Как учиться эффективно. Видеокурс от методистов GeekUniversity
  • Основы языка Python.
  • Рабочая станция на Linux
  • Видеокурс: настройка инфраструктуры
  • Сетевые технологии.
  • Основы коммутации
  • Основы маршрутизации
  • Работа и анализ TCP-приложений.
  • Сетевая безопасность
  • Архитектура и масштабирование сетей.
  • Основы Python для сетевого инженера
  • Автоматизация сетевой инфраструктуры.

Вы получите диплом о профессиональной переподготовке и электронный сертификат, которые можно добавить в портфолио и показать работодателю.

2 место. Курс «Сетевой инженер» — Нетология


Кому подойдёт этот курс:

  • Новичкам
    Освоите IT-профессию без навыков программирования. После обучения сможете начать карьеру в IT с должности младшего сетевого инженера
  • Специалистам технической поддержки
    Углубите знания сетевых технологий, получите недостающий практический опыт для освоения профессии сетевого инженера и повышения собственного дохода
  • Системным администраторам
    Сможете повысить доход, углубить экспертизу в работе с корпоративными сетями или освоить профессию сетевого инженера.

Чему вы научитесь:

  1. Настраивать коммутаторы и маршрутизаторы
  2. Проектировать безопасные корпоративные сети
  3. Находить и устранять проблемы в сетях
  4. Собирать и анализировать сетевой трафик
  5. Устанавливать системы мониторинга сетевого оборудования
  6. Использовать методы обеспечения качества обслуживания.

Курс ориентирован на практику
Вы выполните 32 лабораторных работы — все они основаны на реальных задачах сетевого инженера. Большое количество релевантных проектов в портфолио даст вам преимущество при трудоустройстве.

Дипломный проект
В конце курса вы создадите распределённую сеть для компании: спроектируете архитектуру корпоративной сети, настроите её элементы и протестируете работоспособность. Отдельно настроите инструменты для мониторинга сети, разграничения доступов, сбора и контроля конфигураций.

Программа курса:

После обучения вы можете получить свидетельство Нетологии и диплом о профессиональной переподготовке.

Читайте также: