Компьютеры появились во второй половине 20 века проблема текста

Обновлено: 04.07.2024

«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни»
Цицерон
Люди интересуются прошлым, всегда интересовались им. Одни из чистого любопытства к великим деятелям и их деяниям (пусть ужасным, но великим), другие же ищут исторические параллели, пытаются предсказать будущее, (ведь «История любит повторяться» - Фукидид), и это «один из её недостатков» (Клэренс Дэрроу) , так или иначе – история преследует нас, одни процессы вытекают из других.

Двадцатый век! - ты явил себя во всём величии ужаса и прогресса одновременно. Ты ушёл назад от человечности, продемонстрировав миру жестокость войн и нечеловеческих идей, и в то же время ты подтолкнул человечество к новому витку развития! Противоречивый, на редкость тяжёлый – ты бушевал огнями атомных бомб и космическими разработками! Ещё живы свидетели твоей жестокости и твоего милосердия.

Для любой социальной группы знание прошлого, чётко выраженная точка зрения к истории и процессам её становится одной из опор самоидентификации и выражения интересов, помогает ориентироваться в социальной пространстве.

Все исторические события настоящего – прямые проводники определяющих факторов прошлого. Моя цель – доказать это на примере исторических процессов второй половины века, определивших нашу современность. К сожалению, в одно из противоречий и сложность истории входит тот факт, что анализировать ранние события не позволяет малый объём информации, а недавние события – слишком большая субъективность свидетелей. В интернете, в книгах и учебниках, в дневниках очевидцев того или иного достаточно крупного события двадцатого века (как, например, сталинские репрессии), расходятся и цифры, и имена деятелей, и события…

Это большая проблема. Приходится быть объективнее и строже, чем обычно. Приходится осторожно подбирать информацию.

Цель ясна! Определяем последовательность действий – для начала необходимо проанализировать значимые исторические события второй половины двадцатого века, затем вспомнить, что последовало за ними, как и почему они стали связующим звеном к современности, подвести итоги.

Основные исторически процессы второй половины 20-го века 1951-2000:
1.начало атомной эры: ядерное оружие, атомная энергия;
2. Биполярный мир, Холодная война;
3. Деколонизация;
4. Демократия;
5. Научно-техническая революция;
6. Общество потребления;
7. Космический прорыв:
8. Развитие транспорта; реактивная гражданская авиация;
9. Создание Европейского союза;
10. Развитие информационных и коммуникационных технологий.

Итак, перед нами тринадцать исторических процессов, явленных второй половиной двадцатого века и определивших мир современности. Разберём, как повлиял каждый из них.

Начало атомной эры.
Хотя, ещё в конце девятнадцатого столетия было совершено открытие радиоактивности некоторых элементов, а первый ядерный реактор заработал в первой половине двадцатого века, но во второй ядерное оружие совершенствовалось, продолжало развиваться. Открывались ядерные полигоны в СССР и в США, монополия США на ядерное оружие уходила, испытания становились всё более масштабными…

И в октябре 1961 года СССР провёл испытания самого мощного термоядерного заряда в истории.

Напряжение в таких условиях между странами послевоенного устройства, раздела мира между двумя державами не могло не расти. С целью ограничения наращивания вооружений и уменьшения угрозы случайного применения был выработан ряд соглашений, оформленных в виде договоров с 1972 года по 2010.

Вывод прост. Процесс, начавшийся в девятнадцатом столетии, набравший масштаб во второй половине двадцатого века, всё ещё отражается в нашей реальности. Число стран, обладающих ядерным оружием, увеличивается, увеличивается и число договорённостей о ненападении, разоружении и сдерживании ядерного удара.

Биполярный мир, Холодная война
Биполярный мир – идеологическое, экономическое напряжение. Холодная война – противодействие между двумя сложившимися блоками в период с 1946 года до конца 1980-х между государствами, центрами которых стали на противоборствующих сторонах США и СССР.

21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры: демократии, мира и единства.

Оценки этого периода и процесса столь различны, столь противоречивы, что вывод сделать очень и очень сложно. Однако в число современных последствий противодействия можно назвать: ослабление международной напряжённости, перспективы интеграции в мировое хозяйство для России, разблокирование целого ряда локальных конфликтов, потеря для России традиционных союзников, нарушение мировой стабильности, снижение обороноспособности стран бывшего Союза.

Деколонизация
Деколонизация – процесс предоставления независимости и полного суверенитета доминионам, колониям, протекторатам.

Большая часть стран, вышедших из-под власти других государств получила название Стран Третьего мира, большая часть из них, главным образом в Африке, не смогла стать успешным государством.

В современных реалиях процесс деколонизации явился истоком внутринациональных конфликтов, роста коррупции. Также ряд развитых стран по-прежнему имеет уже неофициальное, но всё ещё значимое политическое и финансовое влияние на страны Третьего мира.

Демократия.
Демократия – политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным голосом всех участников на исход процесса.

Во второй половине двадцатого века в ряде стран был отменён имущественный, расовый или половой ограничитель для допуска людей к политическим действиям, например, к выборам). Всеобщее избирательное право в развитых демократических системах редко когда может похвастать своим «долголетием».

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов является самым большим за всю историю. Несмотря же на её развитие, демократия является предметом дискуссий по сей день, обсуждаются допустимые пределы демократии, защита меньшинств, распространения демократических принципов, предполагают частичное ограничение стран-участников Международных Организаций уровня ООН, ЕС и ОБСЕ, чтобы международное общество не могло оказывать давление
.
Демократия развилась необычайно со второй половины двадцатого века до наших дней, но сейчас это может пойти и во вред. Права человека, гражданина – это, конечно, и гуманно, и прекрасно, но в данный момент борьба за равенство всех и перед всеми может дойти до абсурда. Я не имею в виду сейчас появление в фильмах о средневековой России персонажей-афро-американцев, я имею в виду, что сейчас, согласно наблюдениям по миру, преимущественно закон идёт на стороне раннее угнетаемых рас и меньшинств. Справедливо ли это? Никогда.

Научно-техническая революция.
Научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил, скачок в структуре и динамике производительных сил. Она началась в середине двадцатого века, на основе превращения науки в ведущий фактор производства, именно тогда зародились главные направления современного производства: автоматизация производства, создание и применение конструкционных материалов. Робототехника…

Последствия пришли в современность. Пришли с безработицей, автоматизацией производства и сокращением финансирования на расходы производства. И плохо, и хорошо…и противоречиво, противоречиво, как сама история, как сама жизнь!

Общество потребления.
Общество потребления – понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления возникло с бурным развитием капитализма, сопровождаемое техническим развитием и социальными изменениями, размыванием классовой структуры.

Современные исторические процессы, связанные с развивающимся во второй половине двадцатого века обществом потребления: вещизм, «эпидемия чрезмерного труда», замена духовных ценностей материальными.

Космический прорыв.
Космический прорыв…человечество грезило небом! Совсем немного стран на сегодняшний день, способных отправлять корабли и средства в космос, требуется ещё и технический, и умственный ресурс. Ресурс человеческий и материальный…на 2009 год пилотируемые космические полёты выполняются в России, раннее – СССР с 1961, США, КНР.

Но всё, что есть сейчас в разработках, всё, что сейчас производится для космических полётов, явилось ещё во второй половине двадцатого века, с испытаниями, с провалами и удачами. Впрочем, ещё в нацистской Германии существовали свои проекты о полётах в космос.

В будущем же развитие предполагается и альянсом Европы, и США, и Индией.

Развитие транспорта.
Транспорт…с ростом численности, с ростом необходимости перегрузок ресурсов из одной части мира в другую требуется и развитие дорог, путей.
Количество дорог и видов скоростного, а главное – экологичного транспорта растёт с каждым годом. Эти процессы начались ещё во второй половине двадцатого века и продолжаются сейчас.

Создание Европейского союза
Европейский союз – это объединение стран Европы для политического и экономического взаимодействия. Европейский союз был создан в 1992 году. Последствия такого интеграционного исторического процесса есть и сейчас, они определяют мировую экономику с помощью: общего рынка, Шенгенской зоны, общей политики безопасности, , благотворительности, балансировке мира, еврозоны, паритету покупательной способности.

Развитие информационных технологий.
Информационные технологии – процессы, методы поиска, сборы и хранения информации, также использования её и передачи. Информационные способности начали развиваться с 1960-х годов с появлением первых Информационных Систем…
И не может остановиться до сих пор, изменяясь, увеличиваясь в объёме, в своём экспоненциальном росте. Глобальный потенциал продолжает увеличиваться и удваиваться каждые 34-40 месяцев.

Но идёт это историческое явление именно со второй половины двадцатого века, с прорыва технологий…

Итак, не были названы многие явления двадцатого века, определившее современное общество: международный терроризм, применение противозачаточных таблеток и антидепрессантов, сдвиг в культуре, развитие, развитие…по всем сторонам человеческих возможностей идёт это развитие!

И современному человеку, собирающему последствия всех исторических процессов информационно-кибернетической, прогрессивно-медицинской направленности недавних процессов, так сложно существовать в настоящем. История любит повторяться, ведь её не слушают! Но, история, повторяя свои действия, идёт скорее не по кругу, а по спирали. События те же, но времена, но окружение…

Оно меняется, да! Но люди связаны со своим прошлым. Исторические процессы, явленные второй половиной двадцатого века, подтолкнули к нашей действительности, сплели историю современности.

«История – это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися»(Э. Бёрк)

Домашка по русскому: делаем сами!

Найти проблему. (1) Компьютеры появились во второй половине XX века. (2) Сначала словом «компьютер» называли вычислительные устройства, выполнявшие самые примитивные интеллектуальные функции. (З) Потом этим словом стали называть вообще всякие устройства, имеющие дело с информацией и имитацией интеллектуальных операций с нею, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. (4) Успех их был умопомрачительным, беспрецедентным. (5) В течение жизни двух-трех поколений они покорили человечество. (6) Они стали всесильными божествами нашего Глобального человейника. (7) Личные компьютеры, в которые мы «записываем» информацию о нашей индивидуальной жизни, в шутку называют исповедальниками. (8) А всерьез их считают материализацией нашей духовной жизни, наших бестелесных душ. (9) 0ни прошли три этапа в своем развитии: печатания пальцами, диктовки голосом и думания про себя. (Ю) Появились даже такие исповедальники, которые записывают сны и неосознанные мозговые процессы, то есть подсознание. (11) Уже в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие пользоваться исповедальниками на любом расстоянии от них. (12) Точно так же в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие получить справку по любому вопросу из глобальной информационной сети. (13) Современный человек уже немыслим без таких универсальных информаторов, как и без исповедальников. (14) Считается, что благодаря таким универсальным информаторам мы носим с собой (именно с собой, а не в себе! ) все богатства познания, накопленного человечеством за всю прошлую историю, — стали сверхлюдьми. (15) Но это ничуть не препятствует тому, что подавляющее большинство таких сверхлюдей является дураками и невеждами. (АЛ. Зиновьев)

Суть в том, что человек уже не может жить без компьютеров, а потому и отупевает, если сказать грубо. Вся суть в предложении 15.

Многие века люди передавали знания из поколение в поколение сначала в устной форме, а затем и в письменной. Сегодня мы пришли к тому, что отдельно взятый человек не может овладеть всем багажом знаний, накомпленным более чем за 5-тысячную историю существования человечества. Однако наши знания позволили создать такие устройства, которые по существу являются хранилищем всей мудрости нашей цивилизации. Проблема заключается в том, что люди привыкли к возможности практически моментального доступа к любой информации, будь то рецепт пирога с яблоками или способ решения логарифмического неравенства. Всё это стало также близко и доступно, как солнце или воздух. Более того, многие уже просто не представляют жизни без этого. Всё это привело к тому, что люди банально обленились и не стремятся понимать и запоминать то, что когда-то наши прадеды знали наизусть. Зачем учить письмо Татьяны Онегину, если можно найти его в интернете и тут же процитировать, а потом сразу забыть? Когда-нибудь это приведет (и даже уже приводит!) к оскуднению духовных знаний человека и овладению лишь теми знаниями, которые необходимы нам в повседневной жизни. Вот и получается, что не за горами тот день, когда кроме как о способах приготовления жареного картофеля или сплетнях о бабе Мане людям и поговорить будет не о чем.

Некоторое время назад меня попросили рассказать или дать ссылки на историю развития IT-разработки, в которой была бы видна внутренняя логика развития, а не просто факты и события. Казалось бы, об этом должны быть книги или обзорные курсы, ведь логика развития IT-разработки в значительной мере овеществлена в логике развития языков программирования, и только в последние лет двадцать к этому добавилась логика развития фреймворков, платформ и концептуальных подходов к проектированию. Но я не нашел хороших источников.

История оказалась интереснее, чем я ее себе представлял. Мне было интересно ее писать и, надеюсь, вам будет интересно ее читать. При этом в статье наверняка осталось много моих собственных интерпретаций, которые не будут совпадать с вашими представлениями, и я буду рад обсудить различия.

Первоначально компьютеры создавались для решения вычислительных задач. Они были исполнительным механизмом вместо человека и просто реализовывали вычисления на конечном рабочем месте.

Что интересно – массовые вычисления выполнялись задолго до компьютеров. Еще в конце 18 века во Франции была построена система, при которой большой коллектив людей разного уровня квалификации, в основном – владеющих только простыми действиями, вычисляли таблицы математических функций с высокой точностью – это было нужно для решения инженерных задач. Потом это система развивалась, и в 20 веке существовали большие счетные бюро, обеспечивающие нужды инженеров и конструкторов во многих отраслях промышленности – строительство, судостроение, авиация, военные и так далее. Но эту историю я рассказывать не готов, хотя и слышал ее в одной из Лекций Петра Щедровицкого по СРТ.

В любом случае, в конце был человек-счетчик, снабженный тем или иным арифмометром. Их-то и хотели заменить компьютером, задача была «сделать то же самое, но без человека как вычислителя».

Для разработки алгоритмов программ использовались Блок-схемы – визуальное графическое представление, показывающее последовательные шаги, циклы и ветвления алгоритма. Статья вики Flowchart говорит, что они были разработаны для представления алгоритмов еще в 1920-х, а 1940-х были использованы фон Нейманом для проектирования компьютерных программ: «Douglas Hartree in 1949 explained that Herman Goldstine and John von Neumann had developed a flowchart (originally, diagram) to plan computer programs». Таким образом, блок-схемы старше компьютеров.

Первые программы писали непосредственно в машинных кодах – командах процессору, который их обрабатывал. Коды отражали конкретную архитектуру машины и развивались вместе с ней. Команда в машинных кодах «прибита гвоздями» к конкретному месту в памяти, где размещается она и ее данные, и эта привязка – наиболее жесткая. Когда ты объединяешь несколько программ для совместной работы, и оказывается, что они занимают одно и то же место в памяти, то одну из них надо переместить. Желательно, без переписывания и проверки ошибок, которые при этом возникают.

Эти задачи решали аппаратно: через команды вызова процедур, регистры для стековой организации памяти и базовых адресов и так далее. А в 1949 появилось программное решение – ассемблер. В нем команды записываются символически с мнемоникой, а не цифрами, программы можно вызывать одну из другой, вместо адресов данных указываются имена переменных и т.п. Это понемногу развивалось и совершенствовалось.

Ассемблер привязывался к конкретной машине и ее архитектуре, и это – проблема: при появлении новых, более совершенных компьютеров наработанные программы перенести было невозможно. В 1954-1957 был разработан Fortran (IBM) – первый язык, отвязанный от железа конкретной ЭВМ.

Но это побочный, хотя и очень полезный эффект. Главная задача, которая была решена, – это то, что программы на Фортране можно достаточно комфортно переносить между компьютерами. Там есть сложности с различной точностью вычислений и объемами памяти, но по сравнению с ассемблером это значительный шаг вперед: созданное не пропадает с устареванием компьютера.

На Фортране написано громадное количество библиотек, реализующих различные вычисления, он живет, развивается и используется до сих пор. Отметим, что обобщение часто решаемых задач и реализация их в виде процедур, параметры которых задают вариативность реализации алгоритма и позволяют одну и ту же процедуру использовать в разных задачах, и формирование из этих процедур библиотек, которые полностью закрывают потребности какого-либо класса задач, родилось именно тогда. Это дало начало процедурной парадигме программирования.

При выделении процедур очень важна удачная параметризация. Например, при численном решении уравнений каким-либо методом возникает проблема с особыми точками и краевыми эффектами, для которых существуют вариации алгоритмов. И от того, какие вариации будут предусмотрены, зависит область применения процедуры. Фортран в этом смысле беден: в процедуру нельзя передать ссылку на другую процедуру для обработки особых ситуаций, нельзя добавить при доработке библиотеки параметры по умолчанию – все это появилось гораздо позднее, в продвинутых диалектах языка. Сейчас такие задачи решать легче, но удачное обобщение и параметризация по-прежнему остаются частью слабоформализованного искусства программирования.

Lisp дал начало функциональной парадигме программирования и декларативному подходу. Из этих подходов позднее выросли декларативные языки логического вывода Planner (1969), Prolog (1973) и другие, и функциональные языки Schema (1975), Haskell (1990) и Clojure (2007).

Фортран обеспечил разработку программ для чисто вычислительных задач, закрыв потребности самого главного заказчика – военных, а заодно и других инженеров-проектировщиков. Однако, у бизнеса были и другие задачи. А главное, они были у самих программистов, они не слишком хотели писать компиляторы и системное обеспечение на ассемблере. А для этого нужна работа со структурами данных, а не просто с числами, и развитая работа с текстами и файлами.

Как и сейчас, программисты не слишком хотели разбираться в бизнес-задачах, поэтому решили придумать универсальное решение – разработать универсальный алгоритмический язык. И сделать это силами всего международного сообщества. Так начал появляться язык Алгол, Algorithmic Language. История рассказана в русской и английской статьях, она прекрасна. Была недельная конференция в 1958, на которой создали стандарт языка, не слишком подумав про реализацию, и сформировали комитет по доработке IFIP. Этот комитет два года делал стандарт приемлемым для реализации, и в результате выпустил стандарт Algol-60.

Я, кстати, в институте обучался именно на Алголе Курочкина на БЭСМ-6, который наш преподаватель любил за чистоту и полную реализацию первоначального стандарта, в отличие от более поздней реализации Алгола-68.

Долгая работа над универсальным языком Алгол и полуживой первый стандарт вызвали альтернативную ветвь развития языка для разработки бизнес-приложений, которым стал Cobol. История описана в вики, инициатива была академическая, но реализация спонсирована военными из министерства обороны. Разрабатывала стандарт очень компактная рабочая группа, в которую входили производители компьютеров и заказчики. Поэтому получилось очень быстро: первая конференция, на которой высказана идея и получена поддержка была в мае 1959, к декабрю согласован стандарт Cobol-1960, а уже в августе 1960 показан первый работающий компилятор.

На Коболе наработаны большие библиотеки приложений и поэтому он местами используется до сих пор и даже развивается… Такая долгая жизнь Cobol при его многочисленных недостатках непонятна и печалит сторонников «правильных» подходов к разработке, начиная со структурного программирования, появившегося в конце 60-х. Википедия приводит цитату Дейкстры «Использование Кобола калечит ум. Его преподавание, следовательно, должно рассматриваться как уголовное преступление».

Но Кобол был ориентирован на бизнес-приложения, а программистам по-прежнему надо было писать компиляторы и системный софт. Дефицит языка общего назначения привел к появлению в 1964 году языка PL/I, его разработал IBM для своих компьютеров.

И в заключении интересно отметить язык BASIC. Он появился в 1964 как сокращенный диалект «для непрограммистов», который дает представление о работе компьютера на низком уровне для вычислительных задач, такой урезанный Fortran. Но его реальный расцвет пришелся на 1970-е, когда появились слабые компьютеры, для которых традиционные языки оказывались слишком тяжелыми, создать компиляторы было невозможно.

Параллельно с этим развивалась функциональная парадигма, о которой я уже говорил раньше, описывая язык Lisp. В основе функциональной парадигмы лежит некоторый математический аппарат, у ее применения есть своя ниша в части обработки тестов, графов и больших объемов данных. Этот математический аппарат позволяет очень эффективно распараллеливать вычисления, а это востребовано.

Работа над Алголом и дальнейшее развитие привели к формированию концепции структурного программирования (по-русски и по-английски). Авторы – Дейкстра и Вирт, идея – ясность логики выполнения алгоритма из кода программы, отсутствие необходимости в дополнительной документации в виде блок-схем. Начало отсчитывают от статьи Дейкстры 1968 года.

Логическим завершением этапа эволюции подходов к разработке софта, начатой Алголом и продолженной другими языками, надо считать работу Николаса Вирта «Алгоритмы + Структуры данных = Программы» (1976), которая фиксирует следующий после алгоритмики Кнута этап развития концепций разработки софта.

В 1974, с развитием обработки больших объемов данных, появилась модель реляционных баз данных и язык SQL, реализующий реляционную парадигму программирования. В ее основу лег специальный раздел математики – реляционная алгебра. Что интересно, реляционную алгебру необходимо понимать для реализации движков СУБД, но вот для использования SQL, включая построения сложных запросов, понимание реляционной алгебры вовсе не является необходимым, гораздо проще это объяснять другим образом. К этому я еще вернусь в следующих статьях.

Есть мнение, что во второй половине 1960-х зародился ООП, объектно-ориентированный подход. Однако, статья вики допускает много трактовок. В Алголе объектов (в современном смысле) точно не было, в 1967 скандинавы сделали язык Симула с замечательными концептами, но не слишком хорошей реализацией. Smalltalk с акторной моделью, который авторы статьи также отнесли к ООП, на мой взгляд, представляет собой отдельную ветвь развития. Так что я бы рассматривал все это как предысторию ООП, а историю отсчитывал с языка С++ (1979-1985) (история).

На рубеже 80-х появился не только ООП вместе с языком C++, произошло еще одно принципиальное событие – появились персональные компьютеры. И это принципиально изменило задачи, стоящие перед IT-разработкой. Главное изменение состояло не в том, что появились компьютеры для домашнего использования, и потребовался софт для работы на них: текстовые и графические редакторы, компиляторы и средства разработки, базы данных и игры – это все так или иначе перенесли с больших компьютеров. Вопрос был в оптимизации и адаптации под ограниченные ресурсы. Главное изменение в том, что персоналки сделали компьютеры доступными небольшим компаниям, и потребовались системы автоматизации бизнес-процессов, которые сильно отличаются в разных компаниях, и типовую систему сделать сложно. И как раз эту задачу помог решить ООП. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Я там занимался системным программированием, это было интересно. Одним из результатов был многопользовательский интерактивный текстовый редактор, который в одном процессе обслуживал до 8 пользователей, редактирующих свои файлы с подключенных терминалов. Потому что на уровне ОС было ограничение на 15 пользовательских процессов, из которых только 6 интерактивных с пользователями, а подключенных терминалов было много больше. Там было много интересных задач: эмуляция потоков и обработка прерываний, управление памятью и так далее. Аналогичные системы были, но ресурсоемкие и с проблемами в эргономике. Поэтому когда редактор написали, то его быстро внедрили и он завоевал популярность, а я ощутил, что такое сопровождение системы, которая иногда сбоит и падает, теряя или портя пользовательские файлы. Несколько лет все это жило, а потом пришли персоналки, и я с большим интересом окунулся в мир разработки на C++.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) на тОрте 3) просвЕрлит

2) премИровать 4) шАсси

А2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) И упало КАМЕННОЕ сердце на мою ещё живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревян­ного зодчества к КАМЕННОМУ.

3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изны­вал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пылесошу 3) несколько яблок

2) свыше четырех тысяч метров 4) обгрызанный.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Отогнав акул далеко в море,

1) спасателей уже ничто не волновало.

2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4) жителей посёлка ожидала другая напасть.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Никола­евич Островский.

2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знако­мы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»

Прочитайте текст и выполните задания А6 – А11.

.(1). (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (З)Новые храмы теперь освещались есте­ственным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были за­стеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству реко­мендовал защищать растения весной от плохой погоды с по­мощью листового стекла. (6). римляне додумались до теплицы!

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) В I в. до н. э. новые стеклодувные мастерские возникли в отдалённых римских провинциях.

2) Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.

3) Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I в. н. э.

4) Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый пе­сок из Египта.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) дол­жно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) В отличие от него 3) И ещё

2) Поэтому 4) Следовательно

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматиче­ской основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) это открытие (предложение 2)

2) освещались стёкла (предложение 3)

3) окна были застеклены (предложение 4)

4) додумались (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложе­ния текста.

1) сложноподчинённое 3) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное 4) простое, осложнённое

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАСТЕКЛЕНЫ из четвёртого (4) предложения текста.

2) страдательное причастие

4) действительное причастие.

А11. Какое слово в третьем (3) предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?

1) естественный 3)прозрачный

2) льющийся 4)мозаичный

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом…гать, д…кумент, безотл…гательный

2) изл…жение, д…рижировать, д..лёкая

3) в…новатый, пов..р, вбл..зи

4) акв…рельный, з..ря, ук..ротить

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый

2) пр…градить, пр…страстный, пр. .следователь

3) не…правданный, п…становка, под…зрение

4) без..сходный, под..грать, по..грать

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет­ся буква И?

1) выдел..шь главное, знач..мый для нас

2) овца щипл. т траву, движ…мый чувством

3) погас..м свечи, неопису…мая радость

4) увид..шь друга, непромока…мый плащ

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква И?

А. прицел…вающийся В. понаде…вшись

Б. засушл…вый Г. щавел…вый

1) А, Б, Г 2) А, Б 3) В, Г 4) А, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Нужная книга (не)прочитана.

2) Клементьев ушел, (не)ответив на наши вопросы.

3) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и поги­бает.

4) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Никола­евны.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда ко­сые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суро­вой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять за­пятые?

Слова (1) образованные от географических названий (2) до­вольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1) 2, 3 3) 2, 4 2)1,2,4 4)1,3,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять за­пятые?

Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все ка­жутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каж­дый чувствует себя великим.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот ка­нонады.

2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и чита­ли вслух.

3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.

4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит лю­дям.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскры­вает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время того, о чём говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёл­ку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1,3 2)2,3 3) 3, 4 4) 1,2,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом?

1) Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

2) Стали, в состав которых входит 0,25 % углерода, хорошо свариваются.

3) После обнародования программы СОИ вся мощь нашей промышленности была направлена на создание ору­жия, которое могло противостоять атаке из космоса.

4) Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, ко­торые уже находятся на пенсии.

А27. Прочитайте текст.

Компьютеры появились во второй половине XX века. Сна­чала словом «компьютер» называли счётные устройства, выпол­нявшие самые примитивные вычислительные операции, а по­том — вообще всякие устройства, имеющие дело с информаци­ей и имитацией интеллектуальных операций, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. Успех этих уст­ройств был беспрецедентным: в течение жизни двух-трёх поко­лений они покорили человечество.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Компьютеры, появившиеся во второй половине XX века, поначалу выполняли самые примитивные вычислитель­ные операции.

2) Компьютеры, то есть устройства, выполняющие различ­ные операции с информацией и имитацией интеллекту­альных функций, в течение жизни двух-трёх поколений стали необходимыми для людей.

3) Всякие устройства, имеющие дело с информацией и ими­тацией интеллектуальных операций с нею, называются в настоящее время компьютерами.

4) Успех интеллектуально-информационных устройств, то есть компьютеров, был беспрецедентным: в наши дни лю­ди не могут обойтись без компьютеров.

Прочитайте текст и выполните задания А29—А31; В1В8; С1.

(1)0ставляя пока в стороне все материальные выгоды, кото­рые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изуче­ния наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (З)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то ест иметь своё действительно своим, — идеал образованного чело века. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали нас в личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» еще' более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реально Й действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишения ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые ра­боты и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жа­ру, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

(По А.Ф. Лосеву)

А29. В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?

Читайте также: