Консультация для родителей компьютерные игры в детском возрасте польза или вред

Обновлено: 02.07.2024

Консультация для родителей

« Компьютерные игры в дошкольном возрасте: польза или вред?»


Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.

Наверное, больше всего это проблема для родителей. С их точки зрения проблем несколько:

Не вредно ли для здоровья?

Что там он (она) делает в Интернете?

Многих родителей волнует вопрос: можно ли детям играть в компьютерные игры и, если можно, сколько времени и в какие?

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику пальцев рук, визуальное восприятие объектов, логическое мышление, память, внимание, зрительно – моторную координацию.

Компьютерные игры учат детей мыслить аналитически в любой ситуации, классифицировать и обобщат, добиваться свой цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть и другая сторона медали.

Нельзя забывать о золотой середине, о норме.

Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения.

Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Таким образом, время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером, пагубно будет влиять на его зрение. Но не все дети способны сами себя контролировать. В таком случае можно использовать специальные программы, которые будут напоминать ребенку о времени и при необходимости выключать компьютер.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос:

Как выбрать игру для ребенка?

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:

• на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;

• проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;

• достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;

• посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;

• важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;

• для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;

• хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;

• длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;

• в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Как познакомить ребенка с игрой?

Первый раз вы играете вместе с ребенком, по ходу игры объясняете, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, тем более ему нужна ваша помощь, особенно там, где нет звуковой подсказки.

Если в игре герои сказок или мультфильмов, желательно познакомиться с ними заранее.

Также нужно объяснить ребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему; какую роль выполняют знаки на экране (просто количество очков, количество жизней и пр.)

Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам – он будет рад совместным успехам.

Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. А для того, что бы компьютер стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

Цель: просвещение родителей по теме “ Компьютер и дошкольник”.

Задачи консультирования:

1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.

2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.

Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.

Воспитатель до консультации проводит анкетирование родителей.

АНКЕТА для родителей:

1. Есть ли у Вас компьютер дома?

2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?

• смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;

• занимается по специальным детским развивающим программам;

• ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.

3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?

• Стараюсь, но не всегда получается.

4. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?

• компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);

• ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;

• нет положительных моментов в использовании компьютера.

5. Что Вы можете сказать про себя.

• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;

• Активный пользователь Интернет;

Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?

Компьютерные игры могут навредить?

Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни.

Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.

Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками».

Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»?

Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.

Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.

Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх.

Развивающие игры нужны!

Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.

С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:

мыслить логически и включать рассудочную деятельность

запоминать достаточно большие объемы информации

развивать мелкую моторику рук и глаз

развивать образное мышление

быть собранным и внимательным в нужные моменты

развивать пространственное мышление

Почему опасно кушать перед компьютером

Кушать за компьютером вредно для здоровья не только потому, что человек не контролирует процесс поглощения пищи.

Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т. е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.

Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.

Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.

Определите дозу компьютеризации

А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.

Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.

Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.

Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.

Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.

Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!

«Малыши и гаджеты: польза или вред?» Консультация для родителей Консультация для родителей "Малыши и гаджеты: польза или вред?" Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры — польза или вред?» "Компьютерные игры: польза или вред?"В наш век технического прогресса все меняется. Изменился темп жизни, интересы и предпочтения, увлечения.

Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» «Ребёнок и компьютер. Вред и польза» В наше время компьютеры так глубоко.

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка»

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.

Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» МУЛЬТФИЛЬМЫ. ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА? Мультики… Чаще всего первыми «картинками» в голове каждого человека будут добрые воспоминания о беззаботном.

Проект «Чипсы — вред или польза» для учащихся 3–4 классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа №1 им. Люлякина И. М.» Районный конкурс.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что.

Компьютерные игры в детском возрасте Наталья Свирко Компьютерные игры в детском возрасте. Автор статьи : Наталья Свирко Воспитатель МБДОУ № 81, г. Прокопьевск 2018 год. В настоящее.

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим своих родителей, бабушек и дедушек. Даже двухлетние малыши активно пользуются планшетами и компьютерами. Дети словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Они самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.

Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.

ВложениеРазмер
Консультация для родителей Компьютерные игры: польза или вред? 26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Компьютерные игры: польза или вред?

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим своих родителей, бабушек и дедушек. Даже двухлетние малыши активно пользуются планшетами и компьютерами. Дети словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Они самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.

Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Можно много говорить о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учёбе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе учёные забили тревогу по поводу вреда виртуального пространства.

Данная проблема широко изучается иностранными психологами. В нашей стране дело обстоит немного иначе. Зачастую родители безмятежно относятся к тому, что их ребёнок часами посиживает у монитора. Он занят делом и не мешает родителям. Разве это плохо?

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей. Их неокрепшая психика за считанные дни пдвергается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.

  1. Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.
  2. Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.
  3. Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для игрока представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
  4. Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Уважаемы родители, негативного влияния компьютера можно избежать, и даже сделать полезным, если правильно подбирать игры и организовывать работу за компьютером. Для этого давайте разберёмся, какие «полезные» игры существуют и подходят для детей дошкольного возраста.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребёнок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.

Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребёнка. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.

С помощью развивающих компьютерных игр ребёнок учится:

  • мыслить логически и включать рассудочную деятельность;
  • запоминать достаточно большие объёмы информации;
  • развивать мелкую моторику рук и глаз;
  • развивать образное мышление;
  • быть собранным и внимательным в нужные моменты;
  • развивать пространственное мышление.
  1. Обучающие игры.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы.

Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребёнок ожидал, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций.

Именно поэтому прямая обязанность взрослых – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные стрелялки» определённое количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

И так, в заключении можно сделать вывод, что компьютерные игры, популярность которых сильно возросла в последнее время, подобны медали, которая имеет две стороны. Одна сторона — это положительные последствия игр, такие как рост творческого потенциала и укрепление умственных возможностей, а другая — формирование у человека привычки вести замкнутый образ жизни, а также возникновение поведенческих и нравственных отклонений. Во многом вред или пользу получит ребенок от общения с компьютером, зависит от правильной организации – это и есть главная задача родителей.

Памятка для родителей

«Правила организации занятий за компьютером»

•Главная задача родителей — контролировать время, которое ребёнок сидит за компьютером.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

— в 3–4 года ребёнок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

— в 5–6 лет – от 20 до 35 минут;

— в 7–8 лет – от 40 до 60 минут.

• Усаживать ребёнка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

• Вечером следует вообще ограничивать работу ребёнка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

• Каждые 20 минут ваш ребёнок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удалённый от него, по меньшей мере, на 20 метров, 10 секунд.

• Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500.

• Источник света должен быть дневным и находиться слева от монитора.

• Следует соблюдать правильную осанку, спина и ноги ребёнка должны иметь опору.

• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учёбы или работы.

• Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

• Через 10-15 минут работы на компьютере необходимо сделать зарядку для глаз.

Если родители смогут подойти к обучению ребёнка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!

Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.

Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь. Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.

Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх. Развивающие игры нужны!

Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте. С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:

- запоминать достаточно большие объемы информации;

- развивать мелкую моторику рук и глаз;

- развивать образное мышление;

- быть собранным и внимательным в нужные моменты;

- развивать пространственное мышление.

Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.

Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики. Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.

Чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей:

- не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день;

- не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном;

- проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.

Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики.

Реальность такова, что компьютерные игры стали частью современного детства. Одни из них могут помочь в развитии способностей, другие негативно повлиять на психику и нравственное развитие детей. Существуют еще разнообразные игровые программы для малышей, обучающие письму и счету, языкам и т. д. Они безусловны полезны, и их можно использовать. Кроме того, создано множество интересных логических игр, которые помогают развивать мышление и память.

Но большинство компьютерных игр не способствуют обучению и носят не созидательный, а агрессивный характер. Как правило, в них для прохождения на следующий уровень требуется либо убивать (червячков, монстров, людей, армии), либо разрушать (ящики, технику, постройки, города, государства, планеты). Как такая игра может повлиять на поведение ребенка в реальной жизни? Самый простой ответ, который первым приходит на ум, для психолога вовсе не так очевиден. И тем не менее начнем именно с него.
Наиболее интересными, но и опасными для детей являются ролевые игры (RPG ), или «игры от первого лица». Ребенок, играющий в игру такого рода, погружается в происходящее на экране. Он выступает в роли конкретного или воображаемого компьютерного персонажа. По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно такте игры способны быстрее остальных компьютерных игр вызвать устойчивую психологическую зависимость. Только в RPG можно пронаблюдать разделение на «Я виртуальное» и «Я реальное». В игровой роли ребенок реализует то, что в реальном мире для него недостижимо. Неоднозначность начинается со слова «реализует».
С одной стороны, действия в виртуальном мире могут быть впоследствии спроецированы в мир реальный. Дети начинают использовать реплики, имеющие остро негативные оттенки: «видел, как я ему голову отстрелил?», «бей всех на первом этаже, а я на втором», «мочи их всех!», «зомби съедят тебя!». Если в игровом мире действие становится привычным, оно может стать шаблоном поведения.

Роль взрослого в такой ситуации – стать для своего маленького ребенка фильтром, который защитит его от вредных, продуктов этой индустрии. На что нужно обращать внимание?

ü соответствие игровой программы возрасту и способностями вашего ребенка;

ü выбирать для ребенка такие игры, в которых выполнение одного этапа или задания не занимает больше 5-7 минут. Это позволит закончить игру, не превышая лимита времени, который вы устанавливаете для безопасного непрерывного общения ребенка с компьютером;

Ваши меры по ограничению продолжительности общения ребенка и компьютера могут вызывать конфликты и ссоры. Родители должны не наказывать, а убеждать.

Советы по профилактике игровой компьютерной зависимости:

1. Договоритесь с ребенком о максимальной продолжительности игры.

2. Контролируйте процесс сами или воспользуйтесь специальными программами контроля времени.

3. Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.

4. С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.

5. Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьютеру.

Гимнастика глаз

Специальная гимнастика для глаз выполняется после того, как ребенок закончил занятия на компьютере. Она включает несложные упражнения, которые необходимо делать в течении 2-3 минут.

«Моргание»

Закрыв глаза, медленно сосчитать до 5. Открыть глаза, быстро поморгать. Повторить 3 раза.

«В разные стороны»

Медленно двигать глазами из позиции «прямо перед собой» в указанных направлениях, возвращая каждый раз взгляд в положение «прямо». Голова при этом должна оставаться неподвижной. Прямо- вверх, прямо -вниз, прямо -вправо, прямо- влево.

Читайте также: