Мать истерит когда я включаю компьютер

Обновлено: 03.07.2024

Мультики, ролики на YouTube, обучающие приложения, видеоигры – все это безусловно очень нравится детям и дает возможность выдохнуть родителям, но вред телефона для детей – это не миф. Чем старше становится малыш, тем больше возникает вопросов:

чем опасны гаджеты?

сколько сыну или дочке можно находиться перед экраном без вреда для здоровья?

стоит ли вообще разрешать или лучше запретить?

что делать, если при выключении гаджета малыш устраивает истерику?

есть ли связь между психами ребенка и гаджетами?

Все чаще мы становимся свидетелями таких ситуаций:

подростки сидят за столиком в кафе, у каждого в руке гаджет, за час они не проронили ни слова;

мама на почте дала 2-летнему малышу смартфон, при попытке забрать телефон у карапуза началась истерика.

РЕБЕНОК ПОСТОЯННО В ТЕЛЕФОНЕ

Эра интернета подарила нам потрясающие возможности, но вместе с ними в нашу жизнь пришли такие понятия, как кибербуллинг, троллинг, хейтерство, секстинг, виртуальная дружба и любовь, киберсуицид, интернет-зависимость, цифровое слабоумие, синдром отмены, синдром фантомного звука и многое другое. Вот несколько фактов о влиянии гаджетов для детей.

Факт 1. У детей происходит изменение высших психических функций: памяти, восприятия, внимания, мышления, речи. Например, дети запоминают не содержание, а путь к искомой информации. Клиповое мышление приводит к тому, что в памяти остаются лишь обрывистые поверхностные знания, утрачивается способность к аналитическому мышлению, выражение мысли сводится к очень тезисному изложению.

Факт 2. Семи детям из десяти родители разрешают использовать гаджеты в спальне. Но мальчики и девочки часто теряются во времени, когда сидят в соцсетях или играют. В итоге дети 6-12 лет спят значительно меньше, чем нужно их организму, что приводит к низким оценкам в школе и плохому самочувствию.

«Я Ася, мне 11 лет. Обычно, когда мама просит меня перестать сидеть за компьютером и заняться другими делами, я ей отвечаю: «Ну еще 10 минут…». Но потом эти 10 минут затягиваются на часы. Я понимаю, что так неправильно, но ничего не могу с этим поделать. Из-за этого я все время поздно ложусь спать, не успеваю выполнять домашние дела, мама меня ругает»

Факт 3. Изобилие гаджетов "убивает" самостоятельную игру. Вместо фантазии и воображения бурным цветом расцветает инфантилизм и потребительство: меня должны развлекать, потому что я не могу занять себя сам.

Факт 4. Злоупотребление гаджетами провоцирует ухудшение здоровья. Здравствуйте, проблемы со зрением, сколиоз, ожирение и т.д. Без комментариев.

Факт 5. Данные «на поверхности». К четырем школьникам из 100 можно зайти в гости, потому что они оставляют в соцсетях даже адрес. Дети готовы делиться с незнакомцами в сети информацией о регистрационных данных, хронике личных событий, образом жизни, материальным положением, физическими характеристиками. Все это может привести к тому, что дети станут жертвами преступников.

«Здравствуйте, я - мама 9-летней девочки. Она вместе с подружкой познакомилась в ВКонтакте с женщиной, которая представилась фотографом и предложила им стать моделями. Когда дома никого не было, она связалась с ними по Skype и предложила позировать без одежды. Я узнала об этом слишком поздно. Сейчас эта женщина шантажирует мою дочь, принуждает позировать снова, угрожая выложить фотографии в Сеть»

Факт 6. Контентный риск. Дети в сети не защищены от порнографии, сцен насилия, пугающего контента, информации о наркотических веществах, самоубийствах, оправдании противоправного поведения, отрицании семейных ценностей, азартных играх. Благодаря такому контенту возникают:

новые образцы опасного поведения,

новые формы социального поощрения искаженных представлений о мире,

девальвация традиционных ценностей,

формирование нездорового интереса и увлечённости,

Факт 7. Интернет-зависимость. Ключевые симптомы: потеря контроля, синдром отмены, замена реальности. Малыши устраивают истерику, когда мама выключает мультик. Дети школьного возраста психуют, ведут себя агрессивно или, наоборот, подавлено.

ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ

Что это такое? Это нарушения мозговой деятельности, которое влечет за собой:

Самыми продвинутыми пользователями гаджетов считаются дети и подростки Южной Кореи. На каждого из них приходится 5-10 устройств. И проблему цифрового слабоумия там стали изучать еще 12 лет назад.

Какие симптомы влияния гаджетов на детей выделяют исследователи? Схожие с деменцией, а именно:

отвлеченность от реальности,

снижение уровня коммуникабельности,

Кроме этого страдает двигательная активность, дети не бегают, не играют в спортивные игры, не хотят трудиться. Из-за этого падает иммунитет, растет количество детей больных ожирением и сахарным диабетом.

ДЕТИ БЕЗ ГАДЖЕТОВ

Когда понимаешь, насколько опасен интернет и гаджеты, хочется просто взять и закрыть детям вход в этот виртуальный мир. Но не все так просто!

Во-первых, такой запрет на практике нереализуем. Невозможно спрятаться от современных реалий. Это все равно, что пытаться удерживать мяч под водой руками - постоянное напряжение.

Во-вторых, интернет – часть мира детей. Ребенок лишенный этого будет ощущать себя белой вороной среди сверстников.

Отсюда напрашивается здравый вывод, нужна золотая середина. Но не избежать ошибок довольно тяжело…

Хотите узнать, не допускаете ли вы роковые ошибки в цифровом воспитании сына или дочки? Пройдите бесплатный тест «Дети и гаджеты»

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ГАДЖЕТОВ

Почему многие родители теряются в ситуации с гаджетами? Казалось бы, взял и забрал телефон, запретил играть или смотреть мультики на планшете. Многих родителей останавливает от этого шага понимание, что дальше последует истерика с громкими воплями и дрыганьем ногами или обида, или агрессия.

ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ ОТ ГАДЖЕТОВ, ИЛИ ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ИСТЕРИКИ?

Это связано с особенностями работы детской психики, особенно в маленьком возрасте. Игры и мультики приносят детям удовольствие. И при этом, чтобы получить эти эмоции, малышам совсем не нужно прикладывать усилия.

Вспомните себя. Вот вы смотрите комедию, хохочите в свое удовольствие, степень расслабленности 10 из 10. И тут надо нажать на паузу и пойти приготовить ужин. Сколько усилий вам придется приложить? При этом у вас зрелая нервная система, и вы четко осознаете, что, зачем и почему делаете и какие последствия будут, если вы этого не сделаете.

У малышей причинно-следственная связь еще плохо развита. Маленькая принцесса или шаловливый егоза живут здесь и сейчас. Им не хватает навыков самоконтроля и понимания долгосрочной перспективы, почему вдруг нельзя смотреть мультики 2 часа подряд.

Кроме этого происходит перевозбуждение нервной системы. Каждая мама знает, в каком состоянии находится малыш после мультфильмов.

Еще один момент – это ваши границы и правила. Как часто на просьбу вашего мальчика или девочки: «Мамочка, ну, пожалуйста, ну, еще один мультик, ну, разреши, ну, пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста!» - вы отвечаете «ДА».

Достаточно пару раз дать утвердительный ответ, и это входит у малыша в привычку. Он знает, что может получить больше. Раз может, значит будет этого добиваться любыми способами. Если просьба не сработала, в ход идет истерика. И этот метод у многих детей срабатывает на ура. Чтобы избежать воплей, мамы идут на поводу.

Подробнее о причинах истерик и о том, как их избежать, читайте в статье «Детские истерики: норма или нет?». Я приготовила для вас пошаговый алгоритм и полезные советы.

Если ребенок зависим от телефона, то внедрение базовых правил поможет вам уменьшить время, проведенное чадом перед экраном..

Об алгоритме безопасного использования гаджетов, рекомендациях по таймингу и полезных играх по возрастам вы можете прочитать в статье “Ребенок постоянно в телефоне. Что делать?”

Делюсь кратким алгоритмом, как реагировать на детские истерики, которые следуют после вашего “НЕТ”.

1. Проговорите чувства сына или дочки: «Да, я понимаю, что ты очень хотел посмотреть еще один мультик про фиксиков и очень расстроился».

2. Выдерживайте эмоции наследника. Не надо ожидать, что случится чудо, и ребенок сразу успокоится и скажет: «Да, мам, я все понял. Нет, так нет». Когда вы рядом, когда вы спокойно реагируете на истерику, то всем своим поведением как бы говорите чаду: «Все нормально. Ты справишься».

3. Держите границы. Если вы сказали нет, то это значит нет. Будьте последовательны и настойчивы. Если сегодня вы скажете нет, а завтра поддадитесь уговорам сына или дочки, то только усугубите ситуацию. И в следующий раз ребенок будет истерить еще сильнее, чтобы добиться своего.

4. Помогайте малышу двигаться дальше к следующему шагу, чтобы выйти из ситуации. Скажите, например, положи пульт, встань с дивана, пойдем в другую комнату и т.д.

5. Переключите ребенка, чтобы сменить эмоцию. Например, начните следующее действие, поиграйте в игру, почитайте любимую книжку и т.д.

Цифровое воспитание – это неотъемлемая часть в воспитании детей. Однако, правила, описанные в этой статье, будут работать только в том случае, если вы сами будете их придерживаться. Если кухня – это «зона вне гаджетов», то мама и папа должны подавать пример. Если у вас с утра до вечера включен телевизор, а папа сразу после работы пропадает за компьютерной игрой, то дети будут глухи ко всем вашим правилам и увещеваниям. Личный пример работает лучше всего.

Не ожидайте волшебства. Вашему сыну или дочке потребуется время, чтобы перестроиться. Будьте последовательны, и все получится!

Чтобы помочь вам сформировать у детей здоровую культуру обращения с гаджетами, я разработала мастер-класс «Дети и гаджеты». Это пошаговый план, благодаря которому вы разберетесь с тем, как организовать экранное время детей без истерик и нервотрепок.

какие существуют гигиенические нормы экранного времени по возрастам;

что такое базовые правила безопасности в сети: контент, поведение, общение;

как говорить с детьми о гаджетах и безопасности в сети;

как вводить новые правила и ограничения в ходе использования гаджетами;

как контролировать поведение ребенка в сети и не потерять его доверие.

что делать, если ребенок устраивает истерики, когда вы выключаете мультики;

как реагировать на вранье и просмотр запрещенного контента при использовании гаджетов.

Истерики у детей Одна из причин бесконтрольный просмотр ТВ и игры в гаджеты

У нас у всех было детство и все мы все родом из детства. Только вот наше детство и детство наших детей очень сильно отличаются и главное отличие - это современные технолигии получения информации в том числе и обраховательной. Конечно мы помним, что у нас были мультфильмы и они являются неотъемлемой частью нашего детства и дества наших детей. Полученная зрительная информация формирует миропредставления ребенка, расширяет кругозор, дает пищу мышлению и фантазии. Другими словами, мультипликация – это эффективное подспорье в воспитании ребенка. Главная задача нас родителей — не переборщить с этим методом, тщательно отфильтровывая и отбирая продукты и время для просмотра. Многочисленные исследования показывают, что ребенку вообще противопоказано смореть ТВ до 3-х лет. Родители часто приходят на консультации и жалуются на истерики у детей младшего дошкольго возраста, и в подавляющем большинстве случаев причина - ребенок смотрит современные мультфильмы и "сидит" в гаджетах с младенчества, а все это не рассчитано на его возраст и психику. "Малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном" (c). И это мнение подтверждается всеми исследователями и Всемирной Организацией Здравоохранения.

Последствия частого и бесконтрольного просмотра современных мультиков приводит к серьезным проблемам со здоровьем и психикой (перегрузкой центральной нервной системы, которая в дальнейшем очень незаметно и постепенно приводит к гиперактивности ребенка, синдрому дефицита внимания, отставанию в развитии речи и другим серьезным нарушениям) в дошкольный и школьный период, и как правило влечет множество проблем в период полового созревания далее переходящих во взрослую жизнь. Кто из родителей пожелает своим детям стать неудачниками в жизни? Ответ очевиден - никто. Тогда не перегружайте своих детей мильтиками просто потому, что это удобно нам взрослым. Удобно не убирать игрушки, оттирать краски и пластин со стола или пола, удобно потому что с ребенком не нужно заниматься пока он смотрит в экран, а в это время мы можем "отдохнуть". Конечно это удобно и даже очень! Только вот результат этого удобства крайне печален, и в последствии отдыхвать совсем не будем времени, об этом далее.

Если ребенок до 2-х, 3-х лет смотрит мультики и ТВ программы, играет в гаджеты больше 15 минут в день, это уже серьезный повод для бесспокойства или другими словами трагедия уже наступила. Аргументы вроде "ребенка невозможно накормить без мультиков", "мы просто не можем жить без телевизора", "расрешенный возраст к просмотрю 0+", "мы живем в современном мире, где все используют различные гаджеты" и др НЕ принимаются. Поверьте, можно найти массу альтернативных способов, которые заменят просмотр мультиков и гаджеты - попробуйте предложить различные игрушки, карандаши, пальчиковые краски, пазлы, кубики, разрешите ребенку есть руками (если ему менее 2-х лет, так он быстрее начнет самостоятельно пользоваться приборами) . И Вы увидете, что ваш малыш сможет заинтересоваться любопытном миром игр и позабыть о ТВ и гаджетах, сможет с интересом и удовольствием относится к приему пищи и реальному контакту с другими детьми и взрослыми.

Если ребенок "нервничает", что ему не разрешают смотреть ТВ или играть в гаджет, сразу же предлагайте ему альтернативу, в виде разных видов общения со взрослыми (прогулка, рисование, игры, чтение, лепка, создание аппликаций из цветной бумаги и картона, игры в пальчиковый театр и т.д.).

Часто встречающиеся последствия бесконтрольный просмотр ТВ и игры в гаджеты с младенчества:

  • Отставание в развитии речи. Именно речь определяет успех любой деятельности чеповека в обществе и социуме! С помощью речи человек может совершить прогресс (красивая и убедительная речь большинства политиков), употребление в речи простых и бранных слов - к деградации. Без речи не выразишь свою мысль, не аргументируешь свое мнение, не договоришься и не задашь вопросы. Речь развивается только в живом общении с людьми. Когда ребенок смотрит видео, он увлечен постоянно сменяющимися картинками и не слышит текста. Это доказано в многочисленных экспериментах. В последние десятилетия количество детей с серьезными нарушениями речи возросло более чем в шесть раз! Малышу нужно общение с мамой в творческой деятельности – лепке, игре, рисовании, труде, на прогулке и дома! И экран никогда не сможет заменить этого общения.
  • Внутренняя пустота и постоянная потребность в новых "гиперстимуляциях" ввиде новых картинок, игр, мультиков с экрана, еды будут особы остры в самом начале в детстве, во взрослой жизни - различного рода наслаждения полученные легким способом, такие как еда (отсюда переедание и проблемы излишнего веса), курение, алкоголь, частые половые связи с разными партнерами и тд., что также не будет способствовать настоящему успеху на уровне здоровья, психоческом и социальном уровне.
  • Гиперактивность, неспособность сосредоточиться, невозможность воспринимать информацию на слух, синдром дефицита внимания, рассеянность.
  • Отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры с игрушками, слушать сказки, конструировать сказочные города, рисовать, творчески открывать мир и брать инициативу в свои руки. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана. Ведь намного проще нажать кнопку и пассивно ждать, чтобы тебя развлекали, чем самому активно действовать. Но в жизни побеждают только активные люди! Не уверены? Прочитайте книгу "Берись и делай" Ричарда Брэнсона, и Вы поймете что даже к миллионерам успех приходит не просто так. Ждать бесполезно, надо действовать! А ребенок, сидящий у экрана, привыкает не действовать, а ждать.
  • ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! После просмотра мультиков и фильмов со сценами агрессии повышается агрессивность детей. Это научно доказано психологами.


Безусловно для каждого возраста ребенка есть свои рекомендации психологов, неврологов, офтальмологов и ВОЗ. Вот общие, которые помогут вам понять где вы находитесь сейчас:

0) Начните с себя и позаботьтесь о том, чтобы ТВ не было в вашей жизни и жизни семьи или хотябы время, выделенное для сна и семейных трапез, было "священным", а значит без гаджетов и просмотра ТВ.

1) Дети трех – семи лет, максимальное время просмотра ТВ и игры в гаджеты для них не более 30 минут в день. Более длительный просмотр небезопасен для здоровья и психики!

2) Освещение комнаты, поза влияет на нагрузку глаз и их утомляемость при просмотре и игре в гаджеты. Важно чтобы комната была хорошо освещена и ребенок находился в положении сидя.

3) Не обращайте внимение на рекомендованный возраст 0+, как правило все мультики длятся более 10 минут, так как это выгодно корпорациям их создающих, чтобы обеспечить хороший прокат и получить больше прибыли и тд. Почти отсутствует контроль в данной сфере. Исключения есть и основную его долю состоятавляет мультипликация Союзмультфильма.

Итак, если рассмотреть и проанализировать отдельные продукты мультипликации, то самыми рекомендованными и желательными к просмотру является достояние уникальной советской анимации, здесь есть из чего выбирать. Преимущества бесспорны:

  • средняя продолжительность около 10 мин – ребенок не успевает "перегрузиться" информацией;
  • картинка не слишком динамична – тем самым внимание акцентируется на главных деталях;
  • яркие, колоритные образы;
  • озвучивание уникальными голосами;
  • сюжеты, близкие менталитету;
  • каждый мультик – клубок морально-этических перипетий, распутывание нитей которого формирует мировоззрение ребенка.

Пример описания мультфильма «ТИГРЁНОК НА ПОДСОЛНУХЕ» (1982 г., по мотивам одноимённой сказки Юрия Коваля.)

Сюжет:
Маленький уссурийский тигрёнок по имени Амба, спасаясь от лютой стужи в сугробе, нашёл проросшее семечко подсолнуха и согрел его. На следующее утро над тайгой вырос огромный подсолнух, а в самом его центре, укрывшись лепестками, спал тигрёнок. Так и остался Амба жить на подсолнухе. С наступлением осени подули сильные ветра, и подсолнух упал на землю. Тигрёнок забрался под цветок и уснул. А через некоторое время проросли семечки этого подсолнуха, вокруг тигрёнка выросло множество огромных цветов, и на них устроили себе дома разные звери.

Мораль:
- мультфильм заинтересовывает миром природы и животных.

Возрастной рейтинг: 3+

Сюжет:
На далеком Севере мама-медведица учит своего малыша делать берлогу, а затем рассказывает удивительную сказку о печальной рыбе Солнце, которая не может увернуться от острых зубов акулы. Мама укладывает мишку спать и ласково поет ему колыбельную.

На следующий день мама с сыном видят поселение людей. На вопрос Умки, кто такие люди, медведица отвечает, что это особенные медведи, которые пахнут дымом, ходят на задних лапах и могут снимать с себя шкуру. Позже медведица учит сына правильно ловить рыбу. Она говорит ему прикрыть нос, поскольку он черный, выделяется на фоне белого снега и выдает медвежонка.

Вскоре мишка знакомится с маленьким мальчиком-ненцем, но он пахнет молоком, а не дымом, как рассказывала мама. А еще у него нет хвоста и когтей на лапах. Между ребенком и Умкой завязывается дружба. Вскоре люди решают двигаться дальше, увозя мальчика прочь от того места, где живет медвежонок. Умка опечален, уговаривает маму путешествовать на льдине, и они отправляются в далекое странствование. Друзья скучают друг по другу.

Мораль:
- мультфильм изображает родительски-детские отношения, где родитель с нежностью и добротой заботится о ребенке и учит его,
- изображена дружба,
- мультфильм заинтересовывает природой Севера.

Возрастной рейтинг: 5+

Обратить внимание:
- изображена семья только с одним родителем,
- медвежонок заводит дружбу с человеком втайне от матери и в один момент обманывает её, чтобы отвлечь её внимание.

Любите своих детей и проводите больше времени с ними. Желаю счастья и здоровья Вам и Вашим семьям!

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".


Что посоветуете?

В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.

Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.

Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты — это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.

Что нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:

— Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет — не давать телефон больше чем на час, для школьников — время может дойти до 2 часов. И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.

— Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.

— Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы — главный пример для детей.

— Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом. Настольные игры и конструкторы подойдут меньше — это и в интернете можно поделать.

— Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений, которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.

— И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д. ».



Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.

Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:

Дети 0−7




«У меня правило — телефон — это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону — не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».

«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди. Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать — то отдавать. иначе потом больше не получат. (никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».

«Телефон и планшет и компьютер и… — это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной. Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».

«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать. С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее. Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».

«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник — другое дело. Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему. Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».

Дети 7−12




«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно.

у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка)
я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».

«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».

«Вот на какой форум не приду — везде и у всех одна проблема — как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».

«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».

«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».

Дети 12+




«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».

«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон — это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета — да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».

«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».

«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала — там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».

«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку — ее просто все бесило. Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь — пройдет».

Читайте также: