Могут ли у компьютера быть осознанные мысли эмоции чувственные восприятия аналогичные человеческим

Обновлено: 02.07.2024

Компьютерные технологии проникли в жизнь общества во всех его плоскостях, помогая человечеству в развитии, однако, в то же время, неся ряд угроз. Ярким примером этого является разработка новой формы разума, а именно - искусственного интеллекта. Но на сегодня человек - умнейшее существо на земле. Создавая технику, он облегчает себе жизнь. Техника умножает блага жизни. Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство. Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения, переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека.
Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности.
Компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет ему соперничать с человеческим разумом. Насколько точно искусственный интеллект соответствует естественному, "думает" ли компьютер, имеет ли сознание, проявит ли однажды креативность?
Цель проекта: выяснить: может ли компьютер иметь самосознание.
Гипотеза: у компьютера могут быть осознанные мысли, эмоции и чувственные восприятия, аналогичные человеческим.
Объект исследования: информационные, мыслительные и эмоциональные процессы в компьютере
Задачи проекта:
1. Используя учебную и научно-популярную литературу, журналы, ресурсы интернета ознакомиться с информационными, мыслительными и эмоциональными процессами и особенностями их протекания в природе, компьютере, организме человека.
2. С помощью анализа научных фактов опровергнуть или доказать, что новые сложные и быстродействующие компьютеры смогут воспроизвести все аспекты сознающей личности.
3. Сделать выводы.
Методы исследования: нами были применены методы анализа и синтеза при изучении литературы, методы научного сравнения.
Структура исследования: робота состоит из теоретической и практической части, выводов, словаря терминов и списка используемой литературы. Общий объём 19 страница.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 глава. Понятие искусственного интеллекта
Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект тесно связан с двумя отраслями науки: Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии.
Нейротехнологии — это любые технологии, которые оказывают фундаментальное влияние на то, как люди понимают мозг и различные аспекты сознания, мыслительной деятельности, высших психических функций.
Если оперировать научными терминами, то ИИ - это наука и технология создания машин, интеллектуальных компьютерных программ, которые способны выполнять творческие функции, традиционно считают противовесом человеку.
Хотя большинство людей понимают это так: искусственный интеллект - это робот или программа, которая может заменить человека в любой деятельности. То есть ИИ может нарисовать картину, поддержать разговор с человеком, выполнить задачи, требующие креативности, индивидуальности, интуиции и другие.
Сильный искусственный интеллект — гипотеза в философии искусственного интеллекта, согласно которой некоторые формы искусственного интеллекта могут действительно обосновывать и решать проблемы. Теория сильного искусственного интеллекта предполагает, что компьютеры могут приобрести способность мыслить и осознавать себя, хотя и не обязательно их мыслительный процесс будет подобен человеческому.
Предлагалось много определений интеллекта, но на настоящий момент нет определения, которое бы удовлетворило всех. Тем не менее, среди исследователей искусственного интеллекта есть общая договоренность о том, что Сильный ИИ обладает следующими свойствами:
- Принятие решений, использование стратегий, решение головоломок и действия в условиях неопределенности;
- Представление знаний, включая общее представление о реальности;
- Планирование;
- Обучение;
-Общение на естественном языке;
- И объединение всех этих способностей для достижения общих целей.
Существуют и другие аспекты интеллекта человека, которые также лежат в основе создания Сильного искусственного интеллекта:
Сознание: Быть восприимчивым к окружению;
Самосознание: Осознавать себя как отдельную личность, в частности, понимать собственные мысли;
Ни одно из этих свойств не является необходимым для создания сильного искусственного интеллекта. Например, неизвестно, необходимо ли воспринимать машине окружающую среду в той же мере, как человеку. Также неизвестно, являются ли эти навыки достаточными для создания интеллекта: если будет создана машина с устройством, которое сможет эмулировать нейронную структуру, подобную мозгу, получит ли она возможность формировать представление о знаниях или пользоваться человеческой речью.
Обобщая научные понятия, можно считать, что искусственный интеллект (ИИ) - способность автоматических систем формализовать и проявлять свойства, ассоциируемые с поведением человека. Разработка искусственного интеллекта связана с такими науками как психология, нейрофизиология, математика и информационные технологии

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

.
II глава. Примеры и направления развития искусственного интеллекта
Искусственный интеллект - очень молодая область исследований, основанная в 1943 американскими нейрофизиологами Уорреном Мак-Каллоком и Уолтером Питтс, которые разработали первую «нейтронную» модель на основе теории деятельности головного мозга человека. В 1950 году английским математиком Тьюринг был сформирован первое определение искусственного интелекту.1956 год считается годом официального признания искусственного интеллекта научной областью исследований. На сегодняшний день искусственный интеллект остается одним из самых перспективных и нераскрытых направлений развития информационных управляющих систем и технологий.
В состав понятий искусственного интеллекта сегодня относят:
1) Символьное моделирование мыслительных процессов; цель - создание машины, которая принимает задачу и выдает ее решение. Предусматривается выполнение искусственным интеллектом таких задач, как доказательство теорем, принятия решений, планирования, прогнозирования.
2) Работа с природными языками - в рамках этого направления предусмотрено такую ​​обработку естественного языка, результатом которой будет способность искусственного интеллекта получать знания самостоятельно, через чтение текста, существует в интернете. Некоторые прямые применения: информационный поиск, машинный перевод.
3) Представление и использование информации - объединяет задачи получения знаний по простой информации, их систематизацию и дальнейшее использование
4) Машинное обучение - проблема этого направления закладывается в процессе самостоятельного обучения системы. К этой области входит распознавание символов, рукописного текста, языка, анализ текстов. Также сюда входит компьютерное зрение [1].
5) Биологическое моделирование ИИ - отличается от общего понимания ИИ. Считается что феномены человеческого поведения, способность к обучению, адаптация является следствием именно биологической структуры и особенностей ее функционирования. К этому направлению относятся нейронные сети - используются для решения нечетких задач (распознавание геометрических фигур), - генетический алгоритм - алгоритм, который может стать более эффективным, использовав лучшие характеристики других алгоритмов.
6) Роботехники и ИИ тесно связаны из-за того, что работам нужна интеллектуальность, чтобы манипулировать объектами, выполнять навигацию и планировать движение.
7) Машинное творчество - природа человеческого творчества изучена еще меньше, чем интеллект. Тем не менее, эта область существует, и здесь возникают задачи написания компьютером музыки, литературных произведений и тому подобное.
Ярким примером применения ИИ является разработанный рядом компаний, в том числе Google, Mercedes-Benz, Хонда самоуправляемого автомобиля, который оборудован системами беспилотного управления, GPS навигаторами, сверхмощными камерами и сенсорами, которые позволяют: переключаться в автономный режим, распознавать дорожную разметку, определять свои местонахождение , прокладывать маршрут, отыскивать свободное место и парковаться.
В 2011 году Штат Невада США принял закон, возможность использования самоуправляемых авто, а компания Google начала продвигать законы о водительских прав для самоуправляемых авто. Разработчики уверяют - в 2030 году самоуправляемый автомобиль выйдет в серийное производство. В общем, робототехника и искусственный интеллект часто ассоциируются друг с другом. Интеграцию этих двух наук, создания интеллектуальных роботов, можно считать еще одним.
ASIMO умеет бить по футбольному мячу, имитировать язык жестов, а также вести естественную жестикуляцию;
Da Vinci (Робот да Винчи) - широко используется медицине, в частности, при хирургическом лечении;
Kistmet - робот который способен выражать эмоцию и мимику похожую человеческие;
Toyota Partner Robot - скрипач - робот играющий на скрипке, каждая из его рук руководствуется массой программ благодаря чему его руки обладают сходством с человеческими силой и точностью движений.
NAO — это автономный программируемый человекоподобный робот, разработанный компанией Aldebaran.
ASIMO (Advanced Step in Innovative MObility) — робот-андроид. Создан корпорацией Хонда, в Центре Фундаментальных Технических Исследований Вако (Япония).
Робот-пылесос — пылесос, оснащённый искусственным интеллектом и предназначенный для автоматической уборки помещений.
Современные «интеллектуальные машины» способны имитировать отдельные интеллектуальные функции человека и даже отдельные психические процессы, но они не способны к самообучению, не могут понимать человеческую речь, вступать с человеком в осмысленный диалог, не способны творчески решать проблемы.
Искусственный интеллект продемонстрировал себя в экспертной системе Ватсон- это система способна понимать человеческую речь (английский) и отвечать на широкий спектр вопросов. В 1997 году впервые чемпион мира по шахматам среди компьютеров победил чемпиона среди людей - Гарри Каспарова Компьютеры стали регулярно обыгрывать чемпионов мира по шахматам и лучших шахматистов мира. Приложение к iPhone - компания Apple разработала виртуальное приложение Cortana, который способен осуществлять голосовой поиск, управлять письмами и календарями, а также предугадывать потребности владельца телефона и самостоятельно напоминать или предлагать собственные решения. Примером использования искусственного интеллекта в медицине является разработанный японскими специалистами роботизированный экзоскелет Cyberdyne, который может считывать импульсы головного мозга и передавать их искусственным конечностям, которые начинают двигаться

Авторы научно-фантастических произведений нередко пытаются решить проблему старения и смерти, развивая идею о том, что человек - это, в сущности, сложная машина. Типичный эпизод: врач с помощью техников сканирует голову умирающего Сэмюэла Джонса используя "цереброскоп", чрезвычайно чувствительный прибор, точнейшим образом регистрирующий все синаптические связи нейронов мозга. Затем ЭВМ преобразует полученные данные в компьютерную программу, которая во всех деталях моделирует внутреннюю деятельность этого конкретного мозга. Как только эта программа запускается на соответствующем компьютере, мистер Джонс как бы возвращается к жизни, с помощью машины. "Я избежал смерти!"- объявляет компьютер через электронный звуковой генератор. Оглядывая комнату с помощью стереоскопической телекамеры, компьютеризированный мистер Джонс кажется несколько смущенным своим новым воплощением. Однако, при беседе со старыми друзьями, "он" проявляет все без исключения характерные особенности настоящего мистера Джонса. Итак, в этом рассказе мистер Джонс продолжает жить в виде компьютера. Единственное чего он теперь боится и пытается предотвратить - как бы кто не стер его из компьюторной памяти. Сюжет выглядит фантастическим, и тем не менее многие выдающиеся мыслители современной науки относятся к лежащему в его основе принципу с полной серьезностью. По сути дела, подавляющее большинство естествоиспытателуй, абсолютно убеждены, что живое существо является не чем иным, как сложнейшей машиной, состоящей из молекулярных компонент. В философии и психологии подобное предположение ведет к неизбежному выводу о том, что мышление является не более чем биофизической функцией мозга. В соответствии с данной точкой зрения все понятия, которые обычно характеризуют человеческую личность (сознание, восприятие, цель, разум), могут быть целиком и полностью определены на механистическом языке. Параллельно с подобными рассуждениями ведутся беспочвенные спекуляции по поводу создания машин, которые могли бы воплощать в себе свойства личности. Однако дело не ограничивается пустыми измышлениями. Появление компьютеров нового поколения породило области научных исследований, направленных на практическое создание подобных машин. В рамках науки об искусственном интеллекте, или "инженерии мышления", ученые развивают идею о том, что достаточно сложный и быстродействующий компьютер сможет воспроизвести все аспекты сознающей личности. Из брошюры Массачусетского Технологического Института, написанной в 1979 году, мы узнаем, например, о том, что "инженерия мышления" предполагает новый подход к проблеме мышления и интеллекта, "совершенно отличный от принятого в философии и психологии подход, согласно которому специалисты "инженерии мышления" стараются создать разум" (в машине) /1/. Настоящая глава посвящена изучению вопроса о том, способна ли машина обрести собственное сознательное "я", которое воспринимало бы себя как наблюдатель и созидатель. В качестве основного тезиса я выдвигаю положение о том, что хотя компьютеры в принципе способны воспроизводить сложные последовательности действий, сравнимые с поведением человека, они в то же время неспособны обрести самосознание, если только в действие не вступают некоторве высшие законы, неизвестные современной науке. Как ни странно, мы сможем сформулировать весьма серьезные аргументы в пользу нашего основного тезиса, основываясь на тех самых принципах, на которых строится наука об искусственном интеллекте. Что же касается компьютеров, то наиболее разумный вывод, к которому мы можем прийти рассмотрев эти аргументы, состоит в том, что компьютер не может обладать созна- нием. Эти концепции, будучи применены к "машине" человеческого мозга, свидетельствуют в пользу немеханистического понимания сознающего "я".

Как работает компьютер

Продолжая наше исследование, рассмотрим некий гипотетический компьютер, который обладает интеллектом и самосознанием на человеческом уровне. Совершенно необязательно, чтобы компьютер дублировал мышление конкретного человека, например, мистера Джонса из нашего рассказа, хотя такую возможность также было бы интересно рассмотреть. Предположим для простоты, что у компьютера могут быть осознанные мысли, эмоции и чувственные восприятия, аналогичные человеческим. Для начала вкратце ознакомимся с внутренней организацией нашего "разумного" компьютера. Поскольку он принадлежит к числу цифровых ЭВМ, то у него есть хранилище информации (так называемая "память"), центральный процессор (ЦП), а также различные устройства для обмена информацией с внешним миром. Память является пассивным промежуточным звеном: она служит для хранения больших объемов информации в форме чисел. Типичную компьютерную память можно представить себе в виде ряда пронумерованных ячеек, каждая из которых содержит в себе число. Некоторые из ячеек содержат закодированные в цифровом виде команды, определяющие программу действий компьютера. Другие ячейки содержат самые разнообразные данные, а остальные - промежуточные результаты вычислений. Физически эти числа могут быть представлены в памяти машины в виде зарядов крохотных конденсаторов, распределения намагниченности маленьких магнитов, а также многими другими способами. Активные операции выполняются центральным процесором компьютера. ЦП способен выполнять определенное количество простейших операций над символами. Обычно такие операции включают в себя следующие шаги: первым делом из определенной области памяти ("адреса") извлекается закодированная команда, соответствующая операции, которую нужно выполнить. Если это необходимо для данной операции, из памяти могут быть извлечены также и дополнительные данные. Затем выполняется сама операция. Она может включать в себя считывание чисел с внешнего устройства и запись их в память ("ввод"), либо передача числа из памяти во внешнее устройство ("вывод"). Может происходить преобразование чисел в соответствии с каким-либо простым правилом, либо перемещение их из одной ячейки в другую. Любая операция завершается указанием адреса памяти, по которому следует искать очередную команду. Работа компьютера представляет собой повторение подобного рода шагов одного за другим и ничего более. Конкретные операции, которые нужно выполнить, задаются при помощи закодированных команд, хранящихся в пассивной памяти. Задачей ЦП является лишь их последовательное выполнение. Как и память, процессор может быть построен на основе самых разнообразных элементов от миниатюрных полупроводниковых переходов до электромеханических реле. Функционирование ЦП определяется не физическим устройством компонентов, а лишь логической схемой их соединения. Проще всего работу компьютера можно объяснить на следующем наглядном примере. На рис. 1 представлена программа команд для вычисления квадратного корня /2/. Тринадцать пронумерованных команд соответствуют списку закодированных инструкций, содержащихся в памяти компьютера. Для ясности мы приводим их на русском языке. Мы имеем также пять пронумерованных ячеек (с первой по пятую), соответствующих областям памяти, в которых содержатся данные и промежуточные операции вычисления. Начнем моделировать работу компьютера, поместив число, например, 9, в клетку (1). Затем последовательно выполним все команды. Выполнив последнию в клетке (2), мы обнаружим квадратный корень исходного числа. В реальном компьютере все эти команды выполняются процессором. Они служат примером элементарных операций, выполняемых современными компьютерами (хотя, и не соответствуют в полной мере операциям какого-либо конкретного компьютера




Рис. 1 Компьютерная программа вычисления квадратного корня. Для имитации работы компьютера поместим число в клетку 1 и выполним инструкции, начиная с первой. После завершения 13-й инструкции в клетке 2 окажется корень исходного числа, окргленный до ближайшего меньшего целого. Описанный выше метод извлечения корня может показаться громоздким и непонятным, однако именно так работает компьютер. Практическая применимость ЭВМ на самом деле основана на том факте, что любая схема вычислений может быть представлена в виде списка простых инструкций типа использованных в нашем примере. Данное утверждение высказывалось многими математиками в 30-х и 40-х годах и носит общепринятое название "тезис Черча" /3/. Это утверждение подразумевает, что, по крайней мере, в принципе, любая схема операций над символами, допускающая точное определение, может быть выполнена современным цифровым компьютером. Теперь перейдем к рассмотрению нашего гипотетического "разумного" компьютера. Представители науки об искусственном интеллекте утверждают, что поведение человека может быть полностью описано с помощью сложной схемы символьных операций . В соответствии с тезисом Черча такая схема может быть сведена к программе команд, аналогичных тем, которые мы рассматривали в нашем примере. Единственная разница состоит в том, что подобная программа оказалась бы гораздо длиннее и сложнее и могла бы содержать миллионы команд. Разумеется, до сих пор никто даже и близко не подошел к задаче формального символьного описания человеческого поведения. Тем не менее, предположим, что такое описание может быть осуществлено и выражено в виде компьютерной программы. Предположим, что некий компьютер выполняет такую сверхсложную программу и посмотрим, что мы можем узнать о состояниях "сознания" машины, При выполнении программы ЦП в каждый момент времени выполняет одну инструкцию, а миллионы прочих инструкций остаются пассивны содержимым "памяти". Интуиция подсказывает нам, что вряд ли подобное "пассивное содержимое" может иметь хоть что-нибудь общее с сознанием. Где же, в каком именно месте, обретается сознание компьютера? ЦП в каждый отдельный момент времени занят выполнением простой операции типа "копировать содержимое ячейки номер 1687002 в ячейку 9994563". Каким образом все это можно сопоставить с сознательным восприятием мыслей и чувств?

Фото: Alexander Koerner / Getty Images

Об эксперте: Марина Чурикова, Lead Research Scientist в Neurodata Lab.

Эмоции — это комплексный психофизиологический ответ организма на события, происходящие в нашей жизни. Чтобы понять, можно ли научить нейросети эмоциям, вначале нужно разобраться с тем, что мы сами понимаем под эмоциями и как мы их переживаем.

Обычно переживание какой-либо эмоции включает в себя:

  • некоторое внутреннее состояние, которое в обиходе и называется «эмоцией» (когда человеку грустно, страшно, или он испытывает радость);
  • сопутствующие ему физиологические реакции (комплекс процессов, которые происходят в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, и эндокринной системах организма);
  • внешние проявления (изменения мимики, движений, жестов, интонации)

Можно ли научить ИИ испытывать что-то похожее?

Сможет ли нечто, не обладающее биологическим телом, когда-нибудь что-нибудь «испытывать» — сложный вопрос, на который мы пока не знаем ответа (хотя такой вариант довольно занимательно описан в рассказе Терри Биссона «Они сделаны из мяса» и фильме «Из машины»).

На данный момент мы можем научить ИИ лишь распознавать человеческие эмоции опосредованно через внешние проявления и реакции человеческого тела и демонстрировать (но не ощущать) сопереживание и эмпатию. Для того чтобы этого достичь, нужно последовательно пройти три этапа:

  1. нужно научить нейросеть распознавать эмоции собеседника-человека, чтобы сориентироваться в ситуации;
  2. затем научить ее синтезировать соответствующий ситуации ответ;
  3. научить ее выдавать этот ответ в форме правильной эмоциональной реакции.

Ладно, как это сделать?

Первый этап — распознавание эмоций человека — ИИ уже неплохо освоил. Самые простые методы распознавания эмоций основаны на анализе взаимного расположения разных мимических сегментов лица. Сюда относится, например «система кодирования лицевых движений» (FACS) Пола Экмана, которая была положена в основу сериала «Обмани меня». Такая система может работать и без участия нейросетей: по сути, она выделяет ключевые точки на лице, затем по этим точкам распознает определенные области лица и их смещения.

Фото:The Emotional Intelligence Academy

В современной науке подход Экмана признан устаревшим и подвергается критике, одна из причин которой — то, что его методика опирается на движения лицевых сегментов, которые далеко не всегда соответствуют определенной эмоции. Поскольку переживание эмоций может сопровождаться изменениями не только в мимике, но также в физиологии и поведении, то сейчас наиболее точным считается мультимодальное распознавание эмоций. Этот метод предлагает анализировать не расположение отдельных областей лица (например, поднялись брови вверх или сошлись у переносицы), а все лицо целиком на протяжении какого-то времени, ведь переживание любой эмоции имеет свою длительность и фазы. Кроме того, мультимодальный подход также включает анализ жестов, речи и интонации человека и его физиологических параметров.


Собрать все составляющие такой системы довольно сложно, но ученые достигли очень высокого уровня точности: например, сейчас мы располагаем алгоритмами, которые определяют частоту пульса и дыхания человека по видео, а ведь еще недавно это казалось фантастикой. Также на текущий момент мы уже можем неплохо распознавать интонацию, тембр и эмоциональную окрашенность голоса по аудиопотоку, что может использоваться, например, в разработке голосового помощника, где видеопоток недоступен.

Второй этап — синтез эмоционального ответа, то есть расчет того, какую реакцию ИИ должен выдать в ответ на какие-то человеческие эмоции. Синтез зависит не только от того, какую эмоцию ИИ распознал на первом этапе, но и от контекста происходящего — то есть, от ситуации, в которой находится человек, который взаимодействует с ИИ. Контекст играет важную роль в человеческом общении: мы воспринимаем всю ситуацию целиком, и сами интерпретируем эмоции собеседника не только в зависимости от выражения его лица, но и исходя из нашего жизненного опыта и того, как мы понимаем его состояние и слова. Например, если вы стоите в пробке, у вас текут слезы и вы задыхаетесь, то ИИ-помощник может интерпретировать выражение вашего лица и частоту дыхания как «грусть» и подготовить ответ, который должен вас утешить. На самом же деле у вас аллергия на пыльцу, вы забыли таблетки дома и ситуация приводит вас в ярость. Вам нужно не утешение, а адрес ближайшей аптеки, причем озвученный тоном, который не разозлит вас еще больше.

У нейросети «понимание» контекста может осуществляться через анализ окружающих предметов, собеседника, места и прочих доступных видимых параметров, но человеческим жизненным опытом ИИ не обладает. Для ИИ «опыт» — это все те данные, на которых он обучался, он ограничен ими и не может выйти за их пределы.

При синтезе эмоционального ответа нейросеть сможет выбрать его только из тех вариантов, которые ей показали при обучении. Люди же обладают уникальным жизненным опытом, который накапливают всю жизнь, отчего наши эмоции отличаются гибкостью и адаптацией к меняющемуся миру вокруг нас. Кроме того, огромная часть нашей коммуникации обусловлена обществом и культурой: мы проводим много времени на работе, в транспорте и общественных местах, где внешнее выражение эмоций ограничено определенными правилами поведения. Вдобавок наши эмоции могут быть спонтанными и во многом зависят от индивидуальных личностных черт, темперамента, особенностей нервной системы. Даже если представить, что ИИ сможет постоянно дообучаться, будет очень сложно записать и оцифровать все это многообразие реакций и контекстов. В данный момент сложно представить себе нейросетевой алгоритм, способный на такую гибкость.


Кроме того, есть и культурные особенности — например, у ряда культур существуют специальные понятия и знаковые системы для описания эмоций и состояний, которые отсутствуют в английском или русском языке. Это тоже добавляет сложности обучению эмпатичной нейросети.

И, наконец, третий этап — генерация ответа эмоциональным ИИ. Она должна быть достаточно точной и плавной, чтобы человек воспринимал это как естественный процесс и не ощущал, что общается с автоответчиком. Тогда алгоритму нужно воссоздать внешнее выражение эмоций — как минимум, сгенерировать эмоциональное лицо на изображении или видео с сопутствующими жестами и естественной интонацией ответа. Если же ИИ воплощен в механическом роботе, то, возможно, придется дополнительно поработать над пластичностью мимики его лица, плавными и естественными движениями конечностей и туловища (но не настолько, чтобы сделать его полностью антропоморфным, ведь такие объекты вызывают у нас дискомфорт). Вдобавок, вся эта реакция — лицо, мимика, движения и речь — должна генерироваться так же быстро, как это происходит в обычной беседе между людьми.


И все-таки, хотя бы в теории такое возможно?

Некоторые футурологи, например Рэй Курцвейл, считают, что искусственный интеллект будет развиваться по экспоненте, поскольку он создается на основе уже существующих технологий. И что, скорее всего, мы еще при жизни сможем застать появление по-настоящему сильного общего ИИ, способного, в том числе, осознавать себя и возможно даже испытывать эмоции. Однако его появление может создать неожиданную проблему: ИИ может не только достичь человеческого уровня интеллекта, но и сильно превзойти его за очень короткий срок. В результате мы как вид можем оказаться в положении, когда нам придется сосуществовать с чем-то, чьи расчеты, намерения, эмоции и мотивы будут слишком сложны для нашего понимания.

Произойдет ли все так, как предсказывает Курцвейл? Сможет ли ИИ в самом деле переживать эмоции? И будут ли они так уж отличаться от наших? Посмотрим.

Полностью разделить эти два элемента практически невозможно, т.к. в психике они работают, как правило, вместе.

Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие - эмоциональное, чувственное.

Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.

1. Рациональное - сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается логическое или рациональное мышление.

Рациональное мышление основано на логике вещей. Рациональное - оно без времени, описывает объекты (физические и духовные), использует их для мышления, но не обладает этими «объектами-образами», т.к. они не насыщены энергетической составляющей, эмоциями.

Логическое мышление может решать любые задачи в будущем или прошлом. Оно всегда мыслит о другом времени, не о настоящем, потому что, с точки зрения логики, нет смысла думать о настоящем моменте. Эмоциям это не нужно, эмоция всегда сосредоточена в «здесь и сейчас». Рациональность, в свою очередь, как бы вытаскивает нас из настоящего момента. И если человек предпочитает «рацио» эмоциям, то он редко находится в настоящем, не может почувствовать реальность жизни. А эмоция - это способ возврата в одно реально существующее время – настоящее.

Логическая информация всегда скользит по поверхности реальности и не может проникнуть в суть вещей. Именно чувства отображают истину вещей и явлений. Потому что чувства - это более серьезный и глубинный инструмент понимания, осознания и ориентации в этой реальности. Чем более человек чувственно развит, тем лучше он понимает реальность. Но также имеют значение и определенные, не «мусорные», чувства высокого иерархического уровня (присутствия в настоящем, меры, баланса, полноты жизни, мистичности жизни, бесконечности и др.).

Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски. Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать рациональное мышление в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.

Чем больше рациональное мышление лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность. Ей важны только определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности. Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика - это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной. Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.

Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение. Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.

Рациональное мышление похоже на наёмника, ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает. Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир. Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.

«Рацио» всегда работает на определённую цель, а не на качество. Что закажешь, то оно тебе и выдаст. Оно идёт узкой тропинкой, в отличие от чувств. «Рацио» не может захватить большой объем информации одновременно. Когда достигаешь результатов мышления, появляется убежденность в своей правоте из-за наличия логических доказательств сделанного умозаключения. Это как бы ловушка логики, которая не учитывает нашу внутреннюю субъективную реальность, чувственную часть нашей личности.

Одно из свойств рациональности - это страх потери, неизвестности, неопределенности, незавершенности, неподконтрольности. Эти типы страхов чаще встречаются у рациональных людей, нежели у интуитивных, т.к. в мире «рацио» все должно быть четким, понятным, логичным, контролируемым.

Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.

Бороться с рациональной составляющей - значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить абстрактное мышление в виду его неполноценности.

2. Эмоции и чувства - это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.

Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.

Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.

Иными словами, если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня. К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но в своей жизни он не сможет их исполнить. Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.

Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.

Взаимодействие логики и чувств.

Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.

Страдания, как и радость, - это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.

Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит - рационализации. Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент. Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.

Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком - чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии. Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.

Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.

Читайте также: