Могут ли женщины участвовать в соревнованиях по компьютерному спорту среди мужчин

Обновлено: 07.07.2024

Международный олимпийский комитет (МОК) опубликовал новую концепцию "справедливости, интеграции и недискриминации на основе гендерной идентичности и половых различий". Согласно документу, "ни один спортсмен не может быть исключён из соревнований на основании его трансгендерной идентичности или половых различий". А далее, мол, пусть решает каждая национальная федерация – кого считать мальчиком, а кого девочкой. По общей оценке экспертов, такой "ход" способен полностью закрыть тему женского спорта.

Новые олимпийские нормы вступят в силу сразу после Игр-2022, которые состоятся в Пекине в феврале следующего года ещё по прежним правилам. Международный олимпийский комитет заявил, что теперь "трансженщинам" – то есть биологическим мужчинам, которые "идентифицируют" себя женщинами, не придётся снижать уровень тестостерона в крови ниже 10 наномолей на литр, как было в предыдущих директивах МОК.

В остальном декларация МОК полна откровенного словоблудия. Так, в ней говорится, что внедрение новых принципов должно происходить в рамках "комплексного подхода, основанного на уважении международных прав человека, убедительных доказательствах и консультациях со спортсменами". При этом чиновники комитета советуют "соблюдать меры предосторожности, чтобы не нанести вред здоровью и благополучию спортсменов".

"Баба с яйцами"

Такую, скажем мягко, пургу "специалисты" МОК, по их признанию, разрабатывали десять лет, "проведя консультации более чем с 250 спортсменами и представителями мира спорта". В результате – каждая национальная федерация по конкретным видам спорта будет разрабатывать свои правила "полового распределения". То есть первичные половые признаки перестают быть "железным" аргументом женской или мужской лиг.

Из критериев исключается и такое вещество, как тестостерон – основной половой гормон, который синтезируется из холестерина клетками семенников у мужчин и лишь в небольших количествах - яичниками у женщин. Он обуславливает агрессию, темперамент и выносливость при физических нагрузках. Поэтому искусственное повышение его в крови всегда справедливо считалось допингом.

Более того, неоднократно возникали "разборки" с теми биологическими женщинами, у которых вследствие природных отклонений уровень тестостерона приближался к мужскому. Так, двукратная олимпийская чемпионка по бегу из Южной Африки Кастер Семеня, внешне неотличимая от мужика, с огромным уровнем тестостерона, просто не оставляла шансов своим соперницам на дорожке.

Расследование Международной ассоциации легкоатлетических федераций выявило отсутствие у спортсменки матки и яичников и, наоборот, присутствие в организме мужских яичек. То есть Кастер Семеня – женщина наполовину: своеобразный сбой природы. В итоге вердикт Спортивного арбитражного суда фактически закрыл Семене возможность участвовать в женских легкоатлетических соревнованиях. По новым же правилам МОК он теоретически может быть пересмотрен.

Также теперь может не волноваться и мужеподобная Кристин Мбома из Намибии, выигравшая серебряную медаль Олимпиады в Токио в беге на дистанции 200 метров. Уровень тестостерона в её организме тоже запредельно высок для женщины.

Хочешь победить? Запишись "девочкой"

Но такие случаи, действительно, "особая статья" – их немного. А вот так называемые "трансгендеры", то есть мужики, внешне переделавшие себя в баб, а то и не переделывавшие, а просто так себя "идентифицировавшие", теперь могут запросто ломануться в женский спорт. А если они ещё и профессиональные спортсмены, то имеют все шансы заткнуть за пояс настоящих женщин в любом "силовом" виде спорта. Ведь давно доказано, что мужчины имеют огромное преимущество перед женщинами в большинстве видов спорта. Например, в скорости бега на длинные дистанции это преимущество исчисляется в 10-12% , а в силе удара в боксе – до 150%. Аналогичны показатели и для всех видов тяжёлой атлетики.

Так уж устроила природа. Причём дело не только в тестостероне, а в самом строении скелета, мускулатуры. Но по новым рекомендациям МОК уже не трансгендерам или интерсексам, как вышеупомянутая Семеня, придётся доказывать в судах, что у них нет преимуществ благодаря мужскому телу, а женщинам-спортсменкам убеждать, что нечестно соревноваться с мужиками в женском обличии.

В общем, большой привет феминисткам: за что боролись, на то напоролись. Следуя логике моковцев, почему бы не поставить под сомнение возрастные группы в спорте? Если, например, 30-летний дядя "самоидентифицирует" себя как 15-летнего подростка? А ещё, допустим, и "чувствует" себя девушкой. Долой дискриминацию, даёшь олимпийские медали!

Характерно, что при провозглашении общей "половой толерантности" дискриминируемым оказывается именно женский спорт. Ведь вряд ли кому-то из женщин-трансгендеров – то есть решивших, что они мужчины, – придёт в голову идти соревноваться в мужские спортивные лиги!

А примеры псевдоженщин типа "штангистки" из Новой Зеландии Лорел Хаббард (Гэвина Хаббарда), соревновавшейся со "слабым полом" на минувшей Олимпиаде в Токио (правда, неудачно) могут стать массовыми. И массово "удачными". Обратные случаи практически исключены. Нашумевшая как "первый трансгендер" и завоевавшая олимпийскую медаль в Токио канадская футболистка Ребекка Куинн только собирается "переделаться" в мужика, а пока выступает как женщина в женской же футбольной команде.

Кстати, представитель пресс-службы МОК, который озвучивал новые принципы, впал в ступор после вопроса журналиста – будут ли отстраняться от Олимпиад национальные федерации, не принявшие предложенных правил игры?

Вопрос отнюдь не праздный. Как и в случае с унизительным лишением национального флага и гимна, олимпийцам России предстоит сделать выбор: а стоит ли участвовать в таких игрищах, где принципы "чистого спорта" а ля Пьер де Кубертен давно остались в прошлом? А в настоящем – коммерческая гонка, политический балаган и цирк с переодеваниями? Если избрать главной целью участие во что бы то ни стало, то, очевидно, придётся дать "партийное задание" ряду спортсменов, назвавшись девушками, усилить собой профильные женские лиги. Стыдно? А что делать: Родина требует медалей!

Игры сумасшедших

На "историческое" решение Международного олимпийского комитета в наших СМИ уже появились отклики известных людей. Так, бывший главный тренер женской сборной России по гандболу Евгений Трефилов аттестовал новую концепцию МОК как "глупость и тупость".

У нас есть соревнования для людей с ограниченными возможностями. В чём проблема создать такие же соревнования для трансгендеров? Пусть там мучаются, и не надо смешить людей,

Депутат Госдумы, олимпийская чемпионка-конькобежка Светлана Журова также считает, что для трансгендеров должны быть отдельные соревнования, что, впрочем, станет возможным, если таковых окажется "много". При предложенных правилах "самоопределения" трансгендеров в олимпийском спорте, по её словам, "может начаться хаос". Другой парламентарий Виталий Милонов назвал участие трансгендеров в соревнованиях "крахом мирового спорта":

Людям с острыми психическими заболеваниями участвовать в Играх нельзя. Возможно, МОК стоит задуматься о создании специальных Олимпийских игр для сумасшедших.

А сенатор Алексей Пушков и вовсе предсказал скорое уничтожение олимпийского движения.

Что с того?

В этой пренеприятной истории есть один парадоксальный нюанс. А именно: нет худа без добра. Большой спорт, давно утративший смысл развития физической культуры народа, демонстрации силы и красоты нации на международной арене, превратился в бизнес-лавочку и кормушку для чиновников.

По крайней мере для традиционной России и русского народа все эти позорные Олимпиады без национальных символов, но бок о бок с извращенцами, стали токсичным действом. Поэтому нынешний удар МОК по женскому спорту может быть во благо. Не лучше ли нашим женщинам начать стремиться не к медалям в силовых видах спорта, а к созданию семьи, деторождению, профессиональным успехам в других сферах? А если "спорт превыше всего" – то, пожалуйста, получайте хитрых мальчико-девочек и соревнуйтесь с ними. Бесам на потеху.

2.2.1. Условия допуска участников к соревнованиям, а также перечень предоставляемых организатору документов устанавливаются Положением (Регламентом) о соревнованиях.

2.2.2. В зависимости от требований Положения допуск спортсменов может быть ограничен возрастом, уровнем спортивной квалификации и т.д. К участию в соревнованиях спортсмены допускаются Решением комиссии по допуску.

2.2.3. Спортсмены должны быть официально заявлены для участия в соревновании на основании предварительной и окончательной заявок в соответствии с Положением (Регламентом) о соревнованиях (п. 7.2.1, Приложение N 1).

2.2.4. Основанием для допуска спортсмена к соревнованиям по медицинским заключениям является заявка на участие в соревнованиях с отметкой "Допущен" напротив каждой фамилии спортсмена, заверенная подписью врача и его личной печатью. Заявка на участие в соревнованиях подписывается врачом с расшифровкой фамилии, имени, отчества (при наличии) и заверяется печатью медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.

2.2.5. В комиссию по допуску кроме оригинала заявки на участие в соревновании должны быть представлены для проверки следующие документы:

- паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность;

- полис обязательного медицинского страхования и полис страхования жизни и здоровья от несчастных случаев (оригиналы).

2.2.6. Положением (Регламентом) о проведении соревнования могут устанавливаться и иные документы, необходимые для представления в комиссию по допуску.

2.2.7. Положением (Регламентом) о проведении соревнований муниципального статуса, соревнований физкультурно-спортивных и других организаций, может быть установлен иной порядок допуска к соревнованиям с представлением только лишь документов, указанных в Положении (Регламенте).

2.2.8. Допуск спортсменов к участию в соревнованиях осуществляется на основании заявки на участие в соревнованиях в рамках действующих квот, установленных Положением (Регламентом) о соревнованиях, если Положение (Регламент) соответствующего соревнования не устанавливает иной порядок допуска спортсмена для участия в таком соревновании.

2.2.9. К участию в соревнованиях допускаются лица, выполняющие нормативы ГТО, за исключением лиц, которые по состоянию здоровья не допускаются к сдаче нормативов.

Би «Axx» Ся

Би «Axx» Ся

Dota 2

Dota 2

Тут много цифр и графиков.

Девушка, добившаяся серьезных успехов в киберспорте или компьютерных играх, – сейчас это аномалия. Китаянка Би «Axx» Ся, попавшая в закрытые квалификации на мейджор по Dota 2, стала инфоповодом на уровне киберспортивного чуда. Приезд женских команд по CS:GO на международные чемпионаты обязательно заканчивается гудением в социальных сетях или даже оскорблениями. Когда на GrandMasters по Hearthstone победу одержала девушка Сяомен «VKLiooon» Ли, вокруг только и говорили, что ей повезло.

Почему так? Неужели девушкам от природы не суждено также добивать крипов, как Miracle, или раздавать хэдшоты не хуже Симпла?

Этой проблемой увлечены не только обычные геймеры и зрители, но и психологи и социологи по всему миру. Я изучила около 50 научных работ (из них около 20 – действительно помогли), чтобы найти ответы, почему женщинам так тяжело дается киберспортивный путь:

• девушек в играх действительно так мало?

• существуют ли отличия в работе мозга, которые не позволяют девушкам добиваться успехов?

• как стереотипы отражаются на психологии девушек-игроков?

• игры про войну и убийства – не для девушек?

Внимание: данные всех исследований приводят средние результаты для конкретной выборки. Это не значит, что характеристики относятся к каждой девушке-игроку.

Для женских команд проведут турнир по CS:GO на 100 тысяч долларов. Многим это не понравилось

Да, девушек в играх не так много, как кажется

Различные агентства и ассоциации с удовольствием приводят цифры и рассказывают, как растет количество женщин, увлекающихся видеоиграми. Entertainment Software Association в 2018 году поделилась ошеломляющей статистикой: 45% геймеров в США – женщины! Исследования финансового конгломерата Barclays спрогнозировали, что именно из кармана девушек поступит треть прибыли игровой индустрии в Великобритании. Получается, что каждый третий игрок в мире должен оказаться представительницей прекрасного пола?


Все не так просто. Цифры в исследованиях красивые, но не слишком показательные. Например, неизвестно, как именно проводились опросы респондентов и кого именно причисляли к геймерам. В этом списке вполне могли оказаться женщины, которые в прошлом году на работе запускали Косынку, когда в офисе пропал интернет.

В 2017 году Quantic Foundry провела более глубокое и осмысленное исследование. В их опросе приняли участие более 270 тыс. геймеров – и только 18,9% из них оказались женщинами. Опрашиваемых попросили указать до 9 любимых игр, чтобы составить рейтинг популярности жанров. И здесь вскрылся главный нюанс: большинство девушек, увлекающихся видеоиграми, любят казуальщину по типу «три в ряд», симулятора фермы или просто головоломок. Но их все равно (и вполне справедливо) причисляют к геймерам. В MOBA оказалось всего 10% игроков женского пола, в шутерах, а уж тем более спортивных симуляторах – еще меньше. Это значит, что в киберспортивных играх не каждый третий игрок окажется девушкой, а в лучшем случае каждый десятый.


Подобные результаты ученые получали и раньше. В 2015 году Рабиндра Ратан из Университета Мичигана и Дмитрий Уильямс из Университета Южной Каролины опубликовали свое исследование, посвященное женской аудитории League of Legends. При поддержке Riot они провели опрос более 18 тысяч игроков американского сервера. И только чуть больше 4% из них оказались девушками.

Как правильно мансить в Доте? Девушка из китайских квал идеально развела врага

Здесь в дело вступает простая математика и пропорции. И среди женщин, и среди мужчин есть талантливые игроки. Допустим, каждый десятый из них имеет достаточный скилл, чтобы попасть на профессиональную сцену. Только парни лучших будут выбирать из 90 человек, а девушки – всего из 10.


Почему же тогда в каждой второй или третьей команде не играет скилловая девушка? Здесь в игру вступает психология.

Да, девушкам сложнее даются игры. Но все не так просто

Пространственное мышление – та область, в которой в среднем женщины действительно отстают от мужчин. Ученые и исследователи не раз проводили эксперименты и доказывали, что даже в паре близнецов с задачами на пространственное мышление лучше справляются мальчишки, чем девчонки. Почему так получилось, пока официально не доказано. Кто-то считает эту разницу врожденной и сводит все к гормонам, кто-то – полученной с течением истории. Мол, мужчине с древних времен нужно было бродить по лесам, охотиться и строить планы атак, а женщине хватало уютного домашнего очага, тут не разгуляешься.

Но какой бы ни была причина этой разницы, она сильно влияет на то, с каким успехом начинают свой путь женщины и мужчины в экшен-играх. Ведь каждая из них предполагает именно пространственное мышление: передвижение по карте, предсказание действий соперника, планирование и многое другое.

Теорию о том, что женщинам сложнее на старте даются компьютерные игры, подтвердили исследователи из Флориды, изучавшие проблемы пространственного мышления. Они пригласили 50 участников до 30 лет (31 из них – женщины) и предложили поиграть в простую игру под названием Space Fortress. Она скорее напоминает тренажер, в котором игрок управляет небольшим самолетом, стреляет по вражеской базе и уворачивается от мин. Если не контролировать передвижение самолета стрелками, то он просто врежется в стену. Задача в этой игре максимально простая – набрать как можно больше очков.

Девушка-стример выбила PSG.LGD. Она вторая девушка в истории в закрытом отборе на мейджор

Участникам предложили сыграть 15 сессий по 2 часа. Каждую сессию они запускали игру 36 раз на 3 минуты и записывали не только результаты, но и движение самолета в игровом пространстве. Первичные результаты никого не удивили: в среднем женщины на старте действительно играли значительно хуже, чем их коллеги-мужчины. Но к последней сессии успевали подтягиваться практически до среднего уровня мужчин.


Однако интересней оказался следующий этап исследования. Ученые решили посмотреть, как справлялись с задачей самые умелые женщины. Оказалось, что они начинали с уровня самых слабых мужчин, а потом показывали результаты, почти равные лучшим представителям сильного пола.

К подобным выводам пришли и Ратан и Уильямс в упомянутом исследовании игроков League of Legends. Они сравнили рейтинг мужчин и женщин, которые провели в игре одинаковое количество матчей – и разница в скилле оказалась незначительной.

Да, девушкам действительно сложнее даются пространственные игры на старте. Но со временем они показывают куда более серьезный прогресс, а значит вполне способны добраться до мужского уровня исполнения. Только для этого нужно действительно приложить усилия и потратить время. Но и это работает далеко не всегда.

«Это лучший способ ответить тем, кто сомневался во мне». Мейджор по Hearthstone впервые выиграла девушка

Да, девушки играют не только ради соревнований

Сколько, как и зачем играют в видеоигры женщины – одна из излюбленных тем исследователей. И если с обычными мобилками и казуальными браузерными игрушками вопросов не возникает (тут женщины давно заняли лидирующие позиции среди пользователей согласно всем опросам), то жанры посерьезней вызывают споры и разночтения.

Все тот же Дмитрий Уильямс в 2009 году вместе с коллегами из университетов Монреаля и Дэлавера исследовал геймерские привычки пользователей, играющих в MMO EverQuest II. За два дня в опросе при поддержке издателей поучаствовали больше 7 тысяч игроков, в том числе 1 406 женщин. Оказалось, что девушки проводят в этой игре больше времени, чем мужчины! Причем разница в среднем составила от 4 и больше часов в неделю. И чем выше был рейтинг, тем больше оказывался разрыв между мужским и женским полом: девушки, входящие в топ-10 игроков, тратили на MMO уже на 8 часов больше своих коллег сильного пола . При этом женщины имеют тенденцию недооценивать количество времени, проводимое за компьютером: во время опроса они указывали в среднем на три часа меньше игрового времени в неделю, чем это было на самом деле.


А вот результаты исследования в League of Legends такую же теорию не подтвердили. Там игроки-мужчины в среднем наиграли 347 матчей, а девушки – только 275, причем независимо от ранга.

Но даже если девушки сидят перед монитором больше, чем мужчины, это еще не делает их хардкорными геймерами в привычном понимании. Все дело в том, что именно мотивирует их зависать перед экраном. Все тех же игроков в EQ II попросили по шкале от 1 до 5 оценить важность для них достижений и социализации в игре. Вполне ожидаемо для исследователей женщины намного выше оценили возможность общения (в том числе со своим романтическим партнером), чем ачивки или победы.

Подробнее вопросами мотивации среди геймеров в 2018 году занялась Quantic Foundry. Более 350 тыс. игроков заполнили небольшую анкету, в которой отметили, насколько для них важны сразу 12 видов мотивации: от доминирования над соперником до красивых скинов. Кроме того, исследователи попросили отметить, к какой категории игрок может отнести себя: играет ли он казуально, регулярно, но не серьезно, или действительно хардкорно.

Самые интересные результаты ученые получили, когда изучили данные женщин и мужчин-хардкорных игроков (то есть тех, кто играет серьезно или на соревновательном уровне). Для мужчин важными оказались конкуренция, соревнования и впечатления. А вот женщины массово выделили для себя категорию кастомизации (т.е. выражения себя). Как утверждают исследователи, для девушек-геймеров серьезная игра – это возможность выполнить все внутриигровые задачи, оставить свой личный след в истории игры и даже создание предметов искусства. Совсем далеко от того, что в обществе принято считать хардкорным «геймингом высоких достижений».


Получается, что женщины готовы уделять видеоиграм достаточное количество времени, чтобы достичь достойных результатов. Но вот в среднем своей целью они видят далеко не соревновательную среду, а повсеместное саморазвитие и самосовершенствование. А конкуренцию они готовы оставить мужчинам.

Девушка 1,5 года играла в доту на тачпаде, а сейчас разрывает пабы на Инвокере. Мы с ней поговорили

Да, девушки действительно боятся стереотипов. И не только девушки

Сколько в мире существует стереотипов о девушках-геймерах? Им не место в киберспорте, они от природы не так талантливы, а на больших турнирах им и вовсе нечего делать. И если вы считаете, что от таких разговоров легко отмахнуться и не обращать внимания, то научные исследования готовы с вами поспорить.

В психологии и социологии существует понятие «угроза подтверждения стереотипа». Это те случаи, когда человек боится подтвердить сложившееся мнение, нервничает из-за этого, совершает ошибки и, в конечном итоге, ведет себя ровно также, как это и предполагается стереотипом. Этот феномен давно изучен и подтвержден наукой. Например, исследование 1999 года показало, как белые мужчины хуже справлялись с решением математических задач, если считали, что им нужно обойти азиата.



Другой тип эксперимента в том же 2016 году провели в Бредском университете прикладных наук. Ученые привлекли к исследованию 87 участниц от 18 до 38 лет, которые проводят за играми до 35 часов в неделю. Им предстояло пройти небольшой опрос, а затем сыграть в Super Puzzle Platformer HD. Перед запуском игры участницам показывали таблицу лидеров, куда они и должны были попасть по результатам эксперимента, и просили оценить свои возможности. Вот тут и заключалась разница.

Первой группе показывали таблицу, в которой на лидирующих позициях находили игроки с мужскими никами и аватарами (то есть девушки считали, что соревнуются с парнями). Другой группе показывали список лидеров, состоящий из женщин. Контрольная группа видела таблицу с нейтральными никнеймами.

И снова стереотипы оказались сильнее. Девушки, которые видели перед запуском игры таблицы с мужскими именами, ниже всего оценивали свои возможности и показали самые слабые результаты . А вот те участницы, которые видели перед собой пример успешных женщин, даже улучшили счет по сравнению с контрольной группой и куда больше верили в себя.


Подобных экспериментов в научном мире прошло множество. И подавляющее большинство исследователей пришло к выводу, что дело не столько в скилле женщин-геймеров или природных талантах, сколько в навязанных стереотипах и страхе их подтвердить. И чем больше девушка вовлечена в сообщество и нацелена на результат, тем сильнее на нее оказывает влияние негативное общественного мнения. Да и примеров для подражания, которые могли бы мотивировать киберспортсменок тоже практически не наблюдается. Так что вырваться из этого замкнутого круга удается только самым психологически стойким девушкам-игрокам.

В Азии сильно развита женская дота. Все благодаря одной девушке

Да, игры про войну и насилие – это не всегда для девушек

В далеком 2008 году в Университете Висконсина исследователи пригласили для эксперимента 73 студента (37 мужчин и 36 женщин), которые раньше не играли в шутеры. Надели им датчики и манжеты для измерения давления и пульса – и заставили их играть в DOOM в течение 30 минут.

Первичный результат уже не удивителен: мужчины с игровыми задачами справились куда лучше, чем женщины (мы все еще помним про пространственное мышление). А вот физические показатели отчасти продемонстрировали причину таких итогов. У мужчин во время игры повышался пульс (особенно если играть нужно было со звуком), а у женщин – кровяное давление. Ученые это связали с тем, что парням понравилась игра, завязанная на убийстве и насилии, а саундтрек с криками и воплями только подстегнул интерес. А вот повышенное давление у женщин указывает на стресс, который вызван игрой про убийства и жестокость, объясняют исследователи.


«Попытка избежать жестоких игр – это способ организма защититься от стресса, так что девушки стараются таким образом защитить свое здоровье», – объясняют авторы исследования.

Склонность мужчин к играм про насилие и убийства ученые легко объясняют психологическими особенностями. В 2015 году Тило Хартман из Университета Амстердама вместе с коллегами наглядно продемонстрировал зависимость характерных психологических черт и увлеченностью жестокими видеоиграми.

Исследователи опросили 444 студента из Потсдама и Цюриха, чтобы узнать их игровые предпочтения и отношение к насилию. После заполнения анкеты участникам показали трейлер Battlefield: Bad Company 2, в котором содержатся актуальные сцены геймплея. А затем спросили, испытывали ли участники чувство вины или жалости и насколько получили удовольствие от просмотра.

Социальный опрос подтвердил прежние исследования: девушки чаще проявляли эмпатию, а парни были склонны к тому, чтобы оправдывать насилие. И на трейлер они отреагировали соответствующе: парней игра заинтересовала, а вот девушки чаще утверждали, что чувствовали бы себя виноватыми на месте главного персонажа. Некоторые из них даже отказались досматривать трейлер или запускать его вообще.


Причин такому поведению и реакции масса: тут и влияние тестостерона, и культурные аспекты, и воспитание. Но суть остается одна: множество исследований доказывают, что не всякой девушке по душе придется игра про необходимость уничтожить, раскромсать или застрелить. А значит изначально женщин, тяготеющим к жанрам FPS или даже MOBA, будет меньше, чем мужчин.

Но не стоит думать, что все эти причуды психологии, социологии и работы мозга закрывают путь женщинам в киберспорт. Результаты всех исследований – это средняя температура по больнице. А значит, всегда найдутся талантливые девушки, которые развили свое пространственное мышление, не боятся стереотипов и играют не чтобы исследовать, а чтобы побеждать. Просто найти их среди массы игроков оказывается куда сложнее, чем кажется изначально.

1. Какими качествами надо обладать киберспортсмену?

Киберспорт является спортом без оговорок. Для достижения успеха в нем нужна долгая и упорная работа. Необходим план тренировок и отдыха, жесткое соблюдение режима дня, общефизические нагрузки, выстроенная система питания, работа с тренером и многие другие аспекты, которые присущи всем видам спорта. Спортсмены, которые достигают высоких результатов, отличаются высокой эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и самоконтролем.

2. Есть ли ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья?

Участвовать в соревнованиях по компьютерному спорту разрешено с 14 лет. Ограничений по полу нет. Мы позиционируем наш вид спорта как инклюзивный: в наших соревнованиях зачастую принимают участие люди с особенностями по здоровью, и это не мешает им выступать на равных.

3. Сколько лет в среднем киберспортсменам?

В целом наш спорт — это спорт молодых, так как в большинстве дисциплин требуется отменная реакция. Однако есть и исключения, например российский спортсмен Антон Синьгов (выступает под никнеймом Cooller) — ему 34 года. А самые младшие — участники Всероссийской интеллектуально-киберспортивной школьной лиги, спортсменам от 14 лет.

4. Какие навыки необходимы для занятий киберспортом?

Зависит от конкретной дисциплины. Аналогично легкой атлетике, которая включает в себя и метание ядра, и бег, и гимнастику, в киберспорте есть «соревновательные головоломки», есть «технические симуляторы», есть «боевая арена», есть «файтинги» — все они требуют разных навыков. Есть механические навыки — управление движением объекта, прицеливание, контроль многих объектов, выполнение сложных комбинаций действий. Есть интеллектуальные: менеджмент ресурсов, тактика и расположение объектов, решение абстрактных задач, принятие решения в условиях нехватки времени или информации.

5. Проверяют ли киберспортсменов на допинг?

На компьютерный спорт распространяются те же самые требования по соблюдению антидопинговых правил, что и на остальные виды спорта. Проверка возможна как перед соревнованиями, так и во внесоревновательный период. Санкции в случае нарушения антидопингового законодательства также едины для всех видов спорта.

6. Какие соревнования федерального масштаба проводятся в России ?

Чемпионат России по компьютерному спорту , Кубок России по компьютерному спорту, Всероссийская киберспортивная студенческая лига (почти 400 учебных заведений, более 7 тыс. участников в сезоне 2020–2021 гг.), Всероссийская интеллектуально-киберспортивная школьная лига. Кроме того, Российский футбольный союз (РФС) совместно с ФКС России проводит Кубок России и чемпионат РФС по интерактивному футболу.

ФКС России выстраивает карьерную лестницу для киберспортсменов: мы проводим массовые соревнования, и уже на этом этапе даем возможность не только показать результаты и быть замеченным скаутами спортивных клубов, но и выиграть деньги.

7. Как попасть в киберспортивную сборную?

Следует разделять понятия «сборная» и «команда». Например, если мы говорим про сборную России , то, согласно Закону о спорте (329-ФЗ) и действующим подзаконным актам, список кандидатов в сборную формируется по итогам крупных соревнований по соответствующему виду спорта. В компьютерном спорте это чемпионат России и Кубок России . Для попадания в список кандидатов нужно занять место в топ-3 или топ-4 (в зависимости от конкретного соревнования) и выполнить ряд дополнительных требований для оформления спортивного разряда.

А если мы говорим про команду, например по Dota 2, то здесь уже все решает менеджмент. Принципиально это не отличается от любого другого вида спорта, скажем футбола. Есть сборные страны, а есть клубы или команды: «Спартак», «Зенит», ЦСКА и так далее. В киберспорте — Virtus Pro, Natus Vincere, Gambit Esports.

8. Можно ли назвать киберспорт не только интересным, но и полезным?

Да, именно через занятия киберспортом школьники и студенты получают навыки и компетенции, которые помогут им в жизни, в том числе и в учебе. Готовясь выступать на соревнованиях по дисциплинам «боевая арена» или «стратегия реального времени», они развивают стратегическое мышление и скорость реакции, в любых командных дисциплинах — командное взаимодействие и лидерские качества, в «соревновательных головоломках» — то же стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию.

Конечно, как в любом спорте, в киберспорте закаляется воля к победе, умение признавать и прорабатывать свои ошибки, с уважением относиться к соперникам и учиться у них. Формируется большая усидчивость, повышенная внимательность, школьный материал усваивается легче и быстрее.

9. Как киберспорт связан с национальными проектами?

Киберспорт находится на стыке многих национальных проектов. Например, как и нацпроект «Демография», мы пропагандируем необходимость регулярного занятия физической активностью среди киберспортивного сообщества. Многие профессиональные спортсмены неоднократно говорили о том, что добились высоких результатов в спорте в том числе благодаря занятиям физкультурой. И мы активно поддерживаем этот тезис, транслируя его на нашу аудиторию. Для нас важно донести эту мысль не только до профессионального сообщества, но и до общества в целом. Мы сами активно участвуем во многих проектах, связанных с физической активностью. Это, например, забеги, тренировки на свежем воздухе. Помимо этого в рамках проведения финала чемпионата России по компьютерному спорту мы интегрировали проект «Спорт — норма жизни» в общую повестку.

Мы содействуем развитию образовательных проектов в области киберспорта и создаем программы совместно с ведущими вузами России . Сейчас есть запрос на подготовку кадров для киберспортивной индустрии — тренеров, судей, комментаторов, менеджеров команд. Например, мы подписали соглашение о сотрудничестве с Поволжской государственной академией физической культуры, спорта и туризма, в начале апреля там закончилась образовательная программа «Карьера и бизнес в киберспорте», разработанная совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ .

К тому же наш вид спорта — это не просто зрелищные состязания на экране компьютера или смартфона, а в первую очередь возможность коммуницировать с многомиллионной аудиторией, используя самые инновационные технологии. Киберспорт — это будущее цифровой отрасли. Учитывая, что сейчас в обществе и государстве назрел большой запрос на цифровизацию многих сфер жизни, киберспортивный сегмент может стать хорошим примером и подспорьем для реализации подобных инициатив.

В пандемию коронавируса в 2020 году ФКС, обладая глубокой экспертизой в цифровизации процессов, смогла не только оперативно перевести крупнейшие мероприятия, включая чемпионат России по компьютерному спорту , в дистанционный формат, но и консультировать федерации классических видов спорта по этому вопросу.

10. Как планируется развивать направление киберспорта в масштабах России ?

Мы намерены расширять географическое присутствие (на данный момент действует 72 региональных отделения ФКС), утвердить федеральные стандарты спортивной подготовки по компьютерному спорту — это даст возможность массового открытия спортивных секций в масштабе страны.

Разумеется, мы продолжим активную коммуникацию с нашим сообществом — будем рассказывать, как правильно обустроить рабочее место с выполнением всех условий техники безопасности, на каком расстоянии должен быть монитор, какую «подушечку» положить под руку, как правильно делать зарядку для глаз, как сочетаются периоды релаксации и многое другое.

А еще в планах — проводить в России финалы крупных международных соревнований.

Читайте также: