Моно или стерео что лучше для ноутбука

Обновлено: 04.07.2024

В самом начале у меня на канале появились рецензии на многоканальные миксы. И в них, раздавая оценки направо и налево, я оперировал терминами, которые, возможно, не всем понятны. Вот они:

1) Баланс.

2) Статика.

3) Динамика.

Видимо, настал нужный момент, чтобы объяснить моим читателям суть каждого из этих критериев. Возможно, в ходе их обсуждения появятся ещё и другие.

Сейчас я ставлю первым номером и считаю главным баланс . С него и начну.

1 – Зачем мне эта многоканальная музыка, если у меня всего два уха?

Ответ: Да, у меня тоже, представьте себе, два. И уши ловят звуки, поступающие из разных направлений (не только двух). Вот, как здесь показано на картинке 1.

Если вы с этой аксиомой согласны, то перейдём ко второму вопросу.

2 – Давайте определимся, сколько ушей достаточно и чего мы пытаемся достичь, когда слушаем музыку?

Ответ: Для наилучшего восприятия музыки требуется сбалансированное, равномерное звуковое окружение, как по громкости, так и по направленности, чёткой локализации музыкальных инструментов ото всюду. Поэтому лучшей картинкой для доказательства, станет вот эта голова, парящая в облаке звука.

Голова в облаке звука – максимальное аудио погружение. Голова в облаке звука – максимальное аудио погружение.

Она иллюстрирует нашу задачу – погружение в сбалансированный звук . И поняв, к чему мы стремимся, переходим к технической части: чем этого достичь.

3 - Разве для двух ушей недостаточно двух звуковых каналов - стерео (2.0)?

Ответ: Вопросом на вопрос отвечать не принято, но я попробую. А где находится Ваша стереосистема? У большинства меломанов дома. К примеру, вот так:

Меломан, расслабившись, получает удовольствие от стереозвука.))) Как вы думаете, чем он занят и где его голова и уши? – Где угодно, только не в звуковом «облаке». Меломан, расслабившись, получает удовольствие от стереозвука.))) Как вы думаете, чем он занят и где его голова и уши? – Где угодно, только не в звуковом «облаке».

И часто случается, что любитель музыки, насмотревшись глупых советов из рекламных брошюр, устанавливает дома вот такую «крутую систему» со стереобазой в 1 метр, после чего задаётся вопросом №1. Совершенно бесполезная и бестолковая инсталляция!

Ещё один тип слушателя – киноман. Часто его домашняя система выглядит так:

Средний канал для диалогов, видимо. Ну, что же, результат может быть чуть лучше, чем у тех, что показаны выше. Ведь наш герой сидит уже в центре, а значит, он уже кое-что понимает в аудио. Средний канал для диалогов, видимо. Ну, что же, результат может быть чуть лучше, чем у тех, что показаны выше. Ведь наш герой сидит уже в центре, а значит, он уже кое-что понимает в аудио.

Но и эта схема не работает. А почему? А потому что любители стерео преувеличивают возможности звуковой волны . И опять же, насмотревшись вот таких «хитрых» картинок от отпетых маркетологов.

Волшебство звуковых хитрозакрученных волн вслед за синими стрелками. Волшебство звуковых хитрозакрученных волн вслед за синими стрелками.

Стереофонисты наивно полагают, что если в системе аж целых 2 источника звука , то звуковые волны под их гипнотическим взглядом могут магическим образом, делая турбулентные завихрения, огибать углы комнаты, прецизионно отражаясь от стен, показывать точную локализацию инструментов в любой стерео-записи. И, конечно, в любом случае и при любой геометрии помещения, погружать слушателя в звуковое облако из картинки №2. Вуа-ля!

Если этого по мнению гипнотизёров не происходит ( а оно не происходит в 99,99 случаях из 100, если честно ), то они пускаются во все тяжкие. На местном китайском рынке покупаются непременно персидские ковры для стен и пола. Кабеля с медью в шесть девяток 99.9999, как же без них? Система водружается на брендовые шипы за 100500 денег. Мастера самообмана соревнуются друг с другом долгие годы и пока на то хватает денег: у кого колонки/проигрыватели/усилители пузатее/выше/ниже/толще/тоньше. Дороже . Все эти кудесники тугого кошелька, гарри-поттеры с волшебными и непременно золотыми палочками живут в мире, выдуманном для них магнатами аудио-бизнеса. Всем уютно на этой ярмарке тщеславия, меряясь своими достоинствами. А проблемы со звуком никак не решаются , хоть ты тресни! Вот печалька-то. А почему?

Как учат нас умные физики: проблема всегда решается только на другом уровне. А на этом задан изначально ущербный формат - стерео , который в принципе не решает проблем. Он их только создаёт. Ибо требуются невыполнимые условия, начиная от комнаты с супер-пупер аудио-характеристиками, до проводов в сетях 220 В. Естественно, поведя меломанов по ложному пути, музыкальная индустрия предлагает решения. Точно такие же, ложные и, обязательно, дорогие .

4 – С чего это стерео стало ущербным форматом? Ведь стерео – это так «естественно», так «натурально»! Вона, на концерте всё как «натурально» звучит.

Ответ: Признаемся себе честно, на концертах с живым звуком всё ещё хуже - мы слышим моно. Конечно, источники звука расположены на сцене, а также на стенах, если это не самое убогое, что только можно представить – стадион. То есть звук поступает в наши уши через «естественную» реверберацию, отражаясь от стен. А стены в персидских коврах, конечно… Ню-ню… А сам слушатель где? Да где попало, куда смог достать свой билет, куда его прижала толпа. И что он слышит? Стерео? Так и моно тоже даёт реверберации от стен! И опять самообман, опять ложные предпосылки.

На концерте так натурально, так стереофонично с «точной локализацией инструментов». Простите, на каком вы там ряду сидите? На концерте так натурально, так стереофонично с «точной локализацией инструментов». Простите, на каком вы там ряду сидите?

5 – Да что же, чёрт побери, не так со стерео?

Ответ: «Не так» начинается в самом начале, в студии, уже на стадии микса. Или это ещё называют сведением/микшированием 24 каналов (иногда 48 каналов «мастер ленты») в два стереоканала (2.0). Для экономии и в угоду навязанной стерео-парадигме, инженер пытается уместить все 24 (48) инструмента в два канала так, чтобы их АЧХ и громкость не мешали друг другу. Это очень тонкая работа, кропотливая, достижимая только с помощью разного рода компромиссов. В любом случае остаются обиженные и обделённые вниманием инструменты, коих и пришлось «загасить», «задушить», в той или иной степени. Ибо всем там тесно и трудно «выжить» в двух каналах.

Стерео-тупик выглядит именно так: на сцене много героев пляшут с бубнами, и каждый норовит стать главным. Но в этой борьбе выживут единицы. Стерео-тупик выглядит именно так: на сцене много героев пляшут с бубнами, и каждый норовит стать главным. Но в этой борьбе выживут единицы.

6 – Если стерео – это тупик, то где же выход?

Ответ: А выход подсказывает сама природа со множественностью прямых, неотражённых источников звука вокруг головы слушателя. Разве не так? Не это ли мы называем натуральностью? Резкий скачок в решении этой технической задачи даёт сведение условных 24/48 инструментов не в два канала, а от четырёх и больше: 5, 7, 9, 11 и так далее. Пока только так получается окружить наши головы и уши звуковым облаком и полем:

Принципиальное решение проблемы и выход из стерео-тупика. Принципиальное решение проблемы и выход из стерео-тупика.

Допустим, показанная на схеме 7-канальная схема позволяет разнести и точно локализовать инструменты вокруг слушателя.

Стандартная аудио 5.1-система тоже неплохо справляется с задачей, поставленной в пункте №2. Стандартная аудио 5.1-система тоже неплохо справляется с задачей, поставленной в пункте №2.

Да, она тоже стоит каких-то денег, но поверьте, их потребуется в разы меньше тех, что крутятся на ярмарке тщеславия.

Решение всегда находится за пределами возникшей проблемы. Решение всегда находится за пределами возникшей проблемы.

7 – Так всё-таки, что там с балансом?

Ответ: После усвоения основ, переходим к главной теме статьи – балансу . Как следует из пункта №2, абсолютный аудиокайф возникает только при равномерном погружении в звуковую нирвану. К сожалению, ещё не все звукорежиссёры понимают эту аксиому, «пляшут» по старинке, от ущербных кино/стерео-традиций. В итоге нам предлагаются вот такие многоканальные ремиксы, см. ниже на картинке.

Лепящих такие многоканальные ремиксы, я называю киношниками. Что есть хорошо для фильмов, не есть хорошо для музыки. Лепящих такие многоканальные ремиксы, я называю киношниками. Что есть хорошо для фильмов, не есть хорошо для музыки.

Обратите внимание на то, как окружает синий тор – звуковое поле, слушателя: явный дисбаланс во всей «красе», в сторону фронтальной панорамы. Он напрочь разрушает эффект погружения. По своей сути, это чуть улучшенное стерео. Ну, а что такое стерео, мы уже знаем. См. пункты 3, 4 и 5.

8 – Тогда каким должен быть баланс?

Ответ: Чётко выверенным, с равномерным звучанием и фронтов, и тылов, как по их громкости, так и по заполнению действующими инструментами. Вот иллюстрация:

Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.

Моно или стерео какой формат лучше при записи музыки

Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.

Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.

Что такое моно

Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.

Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.

Сигнал в моно

Сигнал в моно. Изображение: TuneCore

Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

Сигнал в стерео

Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

Когда использовать дорожки в стерео?

Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.

Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.

Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.

При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.

Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.

При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.

При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.

Сведение музыки в моно

При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.

Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.

Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.

Сведение музыки в моно

Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.

Моносовместимость

Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.

Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.

При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.

Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.

Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.

Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:

  • Слишком большое количество стереотреков;
  • Плагины расширения стереополя;
  • Слишком большое количество реверберации или дилэя;
  • Фазовые проблемы между микрофонами.

Моно или стерео

Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.

Моно и стерео - что это такое и отличия

Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.

Определение понятий

Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.

Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.

Сравнение

Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.

Также может быть интересно: CVV/CVC код — что это такое, зачем нужен и где на карте

Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.

В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.

Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.

Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.

Также может быть интересно: Фотостарение — что это такое?

Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.

Выводы

Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.

Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.

Определение

Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео, или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнительная таблица

mono-vs-stereo.jpg

Разница между рыбами и акулами

Следующая статья

Разница между телескопом и микроскопом

Что лучше стерео или моно звук?

Что лучше и почему?» Для новичков ответ кажется очевидным, стерео всегда звучит лучше моно. Два канала лучше одного. К тому же, стерео микрофон стоит дороже, значит и должен давать более качественный результат. … Есть ряд причин, почему существуют и активно используются оба типа микрофонов.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

Сигнал в стерео

Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

история

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.


Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Многоканальный объемный звук

Многоканальный звук, также известный как объемный звук, создается по крайней мере четырьмя или семью независимыми аудиоканалами или динамиками, расположенными перед и позади слушателя, которые окружают слушателя звуком. Многоканальный звук можно прослушивать на музыкальных DVD-дисках, DVD-фильмах и некоторых компакт-дисках.

Многоканальное звучание началось в 1970-х годах с введения квадрофонического звука, также известного как Quad. Многоканальный звук также известен как 5.1, 6.1 или 7.1 канальный звук.

Совместимость

Что такое стерео динамик?

Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. …

Как правильно называется штекер от наушников?

Как называется штекер для наушников Разъём TRS (аббревиатура от англ. … Именно так на самом деле называется привычный нам джек наушников. В более простом виде на английском языке он называется Jack.

Чем отличается AUX от Jack?

Итак, проясним — jack 3.5 — это штекер, AUX — это порт под такой штекер.

Как сделать звук моно?

Для включения монозвука нужно перейти в панель Параметры → Специальные возможности → Звук, а затем перевести в положение в положение «Вкл.» переключатель «Включить монозвук». Изменения применяются автоматически.

Читайте также: