Можно ли детям с сдвг играть в компьютерные игры

Обновлено: 06.07.2024

Я совершенно не согласна с этим распространённым мнением.

Насколько вреден компьютер, можно ли его использовать как средство «торговли» и получения от сына желательных результатов?

По нашему опыту, не вреден, а полезен. Благодаря обучающим компьютерным играм мой сын научился читать, хотя в традиционном варианте обучения с этим были большие проблемы, очень неплохо печатать, одновременно освоил основы физики, биологии (начальная школа). В конце начальной школы я научила его основам HTML, это сильно помогло в поступлении в хорошую частную школу (помимо документов требовалось предоставить какой-то проект, самостоятельно сделанный ребёнком). Примерно тогда же он познакомился в интернете с ребятами, собравшимся вокруг очень интересной игры, начал сам писать небольшие дополнительные программы для неё. Со многими из них он продолжает общаться и сейчас, обсуждают программирование, графику, оборудование, дают друг другу советы по разным проектам. Хотя он и играл иногда в игры вроде Mech Warrior и т.п., они оставались скорее поводом пообщаться с друзьями. Постепенно ему стало интереснее узнавать как делаются игры, чем собственно играть. С переходом в старшую школу он стал участвовать в соревнованиях по строительству программируемых роботов, кроме того, помогает учителям и администратору сети в школе, по необходимости чинит компьютеры в школе и для друзей, на каникулах собирает игровые машины для знакомых. Последнее вполне могло бы стать источником небольшого заработка, но только на каникулах, во время школьного года слишком много других занятий. На мой взгляд, имеет смысл не ограничивать пользование компьютером, а направлять в нужное русло.

Ему очень трудно писать. Любое письменное задание повергает его в отчаяние

Это не собственно нежелание учиться (пока), а реальные трудности, связанные с письмом (IMHO). Но если пытаться бороться с ними методом переписывания контрольных и запирания в классе, то через какое-то время можно отбить интерес к учёбе и подавить желание что-либо делать в школе. Проверяли ли Вашего сына на наличие дисграфии? Эта тема затрагивалась прежде на форуме, наверняка кто-то уже искал специалистов, занимающихся ею.

Что же касается агрессии и компьютерных игр, мне кажется, там связь другая: игры играют роль предохранительного клапана и позволяют без ущерба для реальной жизни выбросить излишек агрессии. Наверное, бывают люди, которым такого клапана мало, агрессии у них больше, чем может нейтрализоваться через воображаемые побоища. Но причина скорее в них самих, а не в играх.

Мне ОЧЕНЬ нравится совет anon

не ограничивать пользование компьютером, а направлять в нужное русло

Это мы пытаемся (с трудом, т.к. раньше именно это было в наибольшей степени на папе!) Только тут-то и дает себя знать СДВГ сущность - любая трудность и необходимость сконцентрироваться на мало-мальски трудном задании отталкивает сына и заставляет бросить все и искать другое дело - попроще - стрелялки-догонялки. Может это способ для него укрыться от свалившихся трудностей? А может способ существования - "легкий характер" - типичное проявление СДВГ?
Больше всего боюсь возникающего у себя негативного отношения к сыну из-за всего этого. С собой надо справляться.
СПАСИБО



По данным Американской академии педиатрии, 8,5% детей в возрасте от 8 до 18 лет страдают расстройствами, связанными с интернет-играми. Чаще всего у юных геймеров диагностируют СДВГ или депрессию.

Почему эти явления связаны?

У учёных нет данных о том, что видеоигры вызывают СДВГ. Однако есть тревожная статистика: чем больше дети играют, тем чаще проявляются симптомы этого расстройства.

В июле команда ученых из Калифорнии сообщила неутешительный прогноз для подростков, зависимых от гаджетов: по данным экспертов, у них риск развития СДВГ повышен в 2 раза. Особенно опасными оказались видеочаты и компьютерные игры.

Когда игра становится опасной?



Согласно исследованиям, пристрастие к играм становится проблемой тогда, когда ребёнок начинает посвящать им больше 9 часов в неделю. Однако это намного меньше, чем фактическая современная норма. Профессор психологии Жана Ванге в 2016 году подсчитал: 10% американских восьмиклассников проводят перед экранами не меньше 40 часов в неделю. Это почти 6 часов в день.

Однако психиатр Куроши Дини, автор книги «Видеоигры и зависимость: руководство для родителей», утверждает, что время здесь – не главное. Гораздо важнее, насколько хорошо ребёнок справляется со своими ежедневными делами. «Если он успевает все, я не обращаю внимание на количество часов (проведённых за компьютером)», – говорит Дини.

Почему дети с СДВГ страдают именно от игровой зависимости?

У пациентов с таким диагнозом есть склонность к крайностям: их внимание либо рассеяно, либо «гипер-сфокусировано» на одном предмете. А игры работают как «костыли для внимания». Звуки, освещение, спецэффекты, музыка – всё это заставляет концентрироваться.

Однако игры не решают проблем с внимательностью в обычной жизни: об этом говорит исследование сингапурских учёных. Люди, страдающие тяжелыми формами зависимости, становятся еще более импульсивными и менее внимательными. Получается замкнутый круг.

Учёные также предполагают, что люди с СДВГ занимаются «самолечением» с помощью игр. Они вызывают всплески вещества, отвечающего за удовольствие – дофамина. А препараты, повышающие уровень дофамина, помогают сократить время, проведённое за игрой.

А есть ли плюсы у видеоигр?



Да, и они не такие уж маленькие. Исследования показывают, что видеоигры развивают пространственное мышление не хуже, чем специальные курсы для старшеклассников. А это важно для детей, которые хотят связать жизнь с архитектурой, техникой, инженерией и ещё многими-многими областями.

Ещё один плюс – это развитие навыков работы с другими людьми. В онлайн-играх часто собираются целые команды, которым приходится постоянно общаться и учиться слаженно работать. Но тут есть и минус: другие подростки могут жестоко раскритиковать вашего ребёнка за «боевую» неудачу и вселить неуверенность в себе.

Могут ли видеоигры вызвать настоящую зависимость?

Всемирная организация здравоохранения добавила «игровое расстройство» в список Международной Классификации Болезней (DSM-5). Фактически, компьютерные игры приравняли к алкоголю, никотину и азартным играм. Однако в примечании указано, что эта тема требует дальнейшего изучения.

Случай, произошедший в Южной Корее в 2010 году, подпитывает опасения специалистов. Супружеская пара признала себя виновной в непреднамеренном убийстве: их трёхмесячная дочь умерла от голода, в то время как родители каждый день по 12 часов подряд играли в интернет-кафе. Рядом с телом полиция нашла бутылочку для молока, покрытую плесенью.

Сейчас учёные продолжают обсуждать тему зависимости от видеоигр. Однако доказательств тому, что это настоящая болезнь, уже собрано немало.

Исследование 2011 года показало, что у геймеров, как и у азартных игроков, меняется структура мозга. Кроме того, по подсчётам учёных из Германии и Канаде, больше 25% подростков после игр с виртуальными монетами, переходят к настоящим деньгам.

Как понять, что у ребёнка зависимость?



Вот симптомы, которые на это указывают:

  1. У него нарушен режим дня из-за игр;
  2. Все остальные интересы отошли на второй план (включая общение с близкими);
  3. Подросток не может контролировать время, проведённое за компьютером. Он играет даже тогда, когда это грозит проблемами в учёбе или ссорами с семьёй;
  4. Если ему запретить играть, появляется синдром отмены: нервные срывы, депрессия, паника:
  5. Он пытается сократить время, которое тратит на игры, но у него не получается;
  6. Ребёнок ощущает эйфорию во время игры. Он говорит, что «сбегает» в неё от реального мира;
  7. Подросток обманывает и специально преуменьшает время, проведённое перед экраном;
  8. В последнее время он без причины набрал или потерял в весе. Могут появиться боли в спине, голове и запястьях.

Если эти симптомы вам знакомы, ребёнка нужно показать врачу.

Что в итоге?

Предположение, что видеоигры вызывают СДВГ, не доказано. Но они могут усугубить уже имеющееся расстройства: пациенты могут неосознанно использовать видеоигры, чтобы лучше справляться с проблемой. Однако в конечном итоге это не просто решит проблему, а усугубит её и вызовет зависимость.

О том, почему Всемирная организация здравоохранения включила пристрастие к играм в Международную Классификацию Болезней, подробней рассказываем в статье «ВОЗ признала зависимость от компьютерных игр болезнью».


По данным Американской академии педиатрии, 8,5% детей в возрасте от 8 до 18 лет страдают расстройствами, связанными с интернет-играми. Чаще всего у юных геймеров диагностируют СДВГ или депрессию.

Почему эти явления связаны? У учёных нет данных о том, что видеоигры вызывают СДВГ. Однако есть тревожная статистика: чем больше дети играют, тем чаще проявляются симптомы этого расстройства. В июле команда ученых из Калифорнии сообщила неутешительный прогноз для подростков, зависимых от гаджетов: по данным экспертов, у них риск развития СДВГ повышен в 2 раза. Особенно опасными оказались видеочаты и компьютерные игры.


Когда игра становится опасной? Согласно исследованиям, пристрастие к играм становится проблемой тогда, когда ребёнок начинает посвящать им больше 9 часов в неделю. Однако это намного меньше, чем фактическая современная норма. Профессор психологии Жана Ванге в 2016 году подсчитал: 10% американских восьмиклассников проводят перед экранами не меньше 40 часов в неделю. Это почти 6 часов в день.

Однако психиатр Куроши Дини, автор книги «Видеоигры и зависимость: руководство для родителей», утверждает, что время здесь – не главное. Гораздо важнее, насколько хорошо ребёнок справляется со своими ежедневными делами. «Если он успевает все, я не обращаю внимание на количество часов (проведённых за компьютером)», – говорит Дини.

Почему дети с СДВГ страдают именно от игровой зависимости? У пациентов с таким диагнозом есть склонность к крайностям: их внимание либо рассеяно, либо «гипер-сфокусировано» на одном предмете. А игры работают как «костыли для внимания». Звуки, освещение, спецэффекты, музыка – всё это заставляет концентрироваться.

Однако игры не решают проблем с внимательностью в обычной жизни: об этом говорит исследование сингапурских учёных. Люди, страдающие тяжелыми формами зависимости, становятся еще более импульсивными и менее внимательными. Получается замкнутый круг.

Учёные также предполагают, что люди с СДВГ занимаются «самолечением» с помощью игр. Они вызывают всплески вещества, отвечающего за удовольствие – дофамина. А препараты, повышающие уровень дофамина, помогают сократить время, проведённое за игрой.


А есть ли плюсы у видеоигр? Да, и они не такие уж маленькие. Исследования показывают, что видеоигры развивают пространственное мышление не хуже, чем специальные курсы для старшеклассников. А это важно для детей, которые хотят связать жизнь с архитектурой, техникой, инженерией и ещё многими-многими областями.

Ещё один плюс – это развитие навыков работы с другими людьми. В онлайн-играх часто собираются целые команды, которым приходится постоянно общаться и учиться слаженно работать. Но тут есть и минус: другие подростки могут жестоко раскритиковать вашего ребёнка за «боевую» неудачу и вселить неуверенность в себе.

Могут ли видеоигры вызвать настоящую зависимость? Всемирная организация здравоохранения добавила «игровое расстройство» в список Международной Классификации Болезней (DSM-5). Фактически, компьютерные игры приравняли к алкоголю, никотину и азартным играм. Однако в примечании указано, что эта тема требует дальнейшего изучения. Случай, произошедший в Южной Корее в 2010 году, подпитывает опасения специалистов. Супружеская пара признала себя виновной в непреднамеренном убийстве: их трёхмесячная дочь умерла от голода, в то время как родители каждый день по 12 часов подряд играли в интернет-кафе. Рядом с телом полиция нашла бутылочку для молока, покрытую плесенью.

Сейчас учёные продолжают обсуждать тему зависимости от видеоигр. Однако доказательств тому, что это настоящая болезнь, уже собрано немало. Исследование 2011 года показало, что у геймеров, как и у азартных игроков, меняется структура мозга. Кроме того, по подсчётам учёных из Германии и Канаде, больше 25% подростков после игр с виртуальными монетами, переходят к настоящим деньгам.


Как понять, что у ребёнка зависимость? Вот симптомы, которые на это указывают:

  1. У него нарушен режим дня из-за игр;
  2. Все остальные интересы отошли на второй план (включая общение с близкими);
  3. Подросток не может контролировать время, проведённое за компьютером. Он играет даже тогда, когда это грозит проблемами в учёбе или ссорами с семьёй;
  4. Если ему запретить играть, появляется синдром отмены: нервные срывы, депрессия, паника;
  5. Он пытается сократить время, которое тратит на игры, но у него не получается;
  6. Ребёнок ощущает эйфорию во время игры. Он говорит, что «сбегает» в неё от реального мира;
  7. Подросток обманывает и специально преуменьшает время, проведённое перед экраном;
  8. В последнее время он без причины набрал или потерял в весе. Могут появиться боли в спине, голове и запястьях.

Что в итоге? Предположение, что видеоигры вызывают СДВГ, не доказано. Но они могут усугубить уже имеющееся расстройства: пациенты могут неосознанно использовать видеоигры, чтобы лучше справляться с проблемой. Однако в конечном итоге это не просто решит проблему, а усугубит её и вызовет зависимость.

Видеоигры и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: научные факты

Сегодня мы исключим из уравнения расплывчатые и эмоциональные формулировки «одна мама сказала», всецело обратившись к научным рекомендациям.

Что же говорят научные исследования о влиянии видеоигр на гиперактивных детей?

Вопрос заключается в том, что чрезмерное время перед экраном становится потенциально опасным для здоровья детей в целом, и не только при СДВГ.

Американская академия педиатрии ссылается на исследования, согласно которым до 8,5% молодежи в возрасте от 8 до 18 лет соответствуют критериям игрового расстройства (IGD), или по-простому — игромании.

На фоне избыточного сидения перед компьютерами и смартфонами некоторые родители и специалисты отмечают усугубление картины СДВГ.

Но есть и обратные мнения о том, что компьютерные игры в малых дозах полезны.

Психиатр Перри Реншоу из Университета штата Юта (США) изучает игроманию на протяжении 15 лет. Врач считает, что у зависимых геймеров чаще развивается приобретенный СДВГ и депрессия, а лечение этих состояний может сокращать потребность в экране. Но как?

Вызывают ли видеоигры синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Нет никаких научных доказательств того, что компьютерные игры вызывают СДВГ, однако у часто играющих детей симптомы могут развиваться с отсрочкой. Даже если у ребенка нет диагноза, пристрастие к играм в сочетании с другими тревожными симптомами — это повод обратиться к специалисту.

Согласно опросу, проведенному в 2016 году ЦКЗ США, у 9% проживающих в Америке детей от 2 до 17 лет диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности. 60% детей с СДВГ получают медикаментозную терапию, и почти такой же процент имеет сопутствующие психоэмоциональные проблемы.

В июле 2018 года «Журнал Американской медицинской ассоциации» (JAMA) сообщал: подростки, которые очень много времени проводят за цифровыми гаджетами, вдвое чаще ровесников демонстрируют симптомы СДВГ в будущем.

«Это исследование вызывает озабоченность врачей по поводу того, может ли распространение высокопроизводительных цифровых технологий ударить по новому поколение молодежи, подверженной риску развития СДВГ», - сказал профессор превентивной медицины и психологии Адам Левенталь.

Где безопасный лимит компьютерных игр?

Когда дети проводят столько времени перед экраном, нашему поколению сложно подсчитать, где находится «разумная» или «безопасная» грань дозволенного. Тем более, что даже врачи и ученые не пришли к единому знаменателю.

Большинство исследований показывают: видеоигры продолжительностью более девяти часов в неделю ассоциируются с негативными последствиями для детского здоровья. Согласитесь, это намного меньше сегодняшней нормы ученика средних классов.

Исследования некоммерческого общества Common Sense Media разделили подростков на группы на основе их цифровых предпочтений. Оказалось, что среднестатистические американские геймеры играют около двух с половиной часов в день.

Несложно подсчитать: это на 95% выше утвержденного исследованиями лимита.

Около 10% восьмиклассников заявили, что проводят в игровой вселенной как минимум 40 часов еженедельно. Это почти шесть часов в день! А где родители?

Родители обычно находятся в неведении. По словам клинического психолога Лайзы Строман из Скоттсдейла, большинство родителей ее пациентов догадываются о паре часов в день, но откровенный разговор с чадом выявляет все 6-8 часов. Но специалисты обращают внимание на качественный, а не на количественный аспект проблемы. Не так важно, сколько времени ребенок сидит перед экраном. Гораздо важнее, в какой мере нарушается его повседневная жизнь и обязанности.

Доктор Куруш Дини, публицист и признанный эксперт в вопросах игромании, не считает нужным ограничивать ребенка с СДВГ, если игра для него — единственное утешение, источник самоуважения и внутреннего спокойствия.

Родители могут замечать: единственное, на чем способен сосредоточиться их маленький «гипер» более двух часов — это видеоигры. Если игра оказывает на него явно благотворное воздействие, вопрос лишения компьютера не так однозначен.

Что ищут дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в видеоиграх?

Видеоигры вознаграждают кратковременные всплески внимания и могут способствовать сосредоточенности и собранности ребенка. При СДВГ внимание имеет тенденции к крайностям — оно то полностью рассредоточенное, то гиперфокусированное при избыточной стимуляции.

В ходе недавнего исследования с участием сингапурских детей ученые пришли к заключению, что игры все-таки не помогают невнимательным пациентам. На самом деле, зависимые игроманы становятся более импульсивными и невнимательными, чем до пагубной привычки.

«Постоянное мерцание световых и звуковых эффектов игры может действовать как «костыли для внимания». Яркие спецэффекты поддерживают ваше присутствие, но после возвращения в реальную жизнь — например, в школьный класс. без саундтреков или лампочек — мозг не может сосредоточиться», - заявляет доктор Джентиле, руководитель сингапурского проекта.

Есть и другой аспект — компьютерные игры как источник самоуважения. Когда виртуальный мир сулит ребенку победы и возвышение, это безумно притягательно. Особенно для «гипера», не имеющего особых успехов в реальном общении.

По мнению Джентиле и его коллег, синдром дефицита внимания углубляет игровую зависимость, образуя с этим состоянием нечто вроде порочного цикла. Игра есть передышка и убежище, которое некоторые дети не желают покидать. При СДВГ эта тяга усугубляется, у ребенка возникают проблемы с организацией времени. Как и во многих психологических вопросах, врачи и ученые пытаются объяснить зависимость по-разному, в том числе с позиции эволюции и биохимии.

СДВГ мог возникнуть из-за «устаревших» генов, которые в прошлом служили преимуществом. Быть быстрым и внимательным к знакам опасности со всех сторон — такими качествами должен обладать хороший геймер, чтобы проходить игры. Такие качества нужны были хорошему сторожу и охотнику.

Другая теория заключается в том, что ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности лечит себя через видеоигры, доставляя мозгу удовольствие — всплески медиатора дофамина.

Риталин — в западной психиатрии один из классических препаратов против СДВГ — действует таким же образом, повышая концентрацию дофамина в головном мозге. Ряд исследований показывает, что риталин уменьшает игровую зависимость. Кроме того, СДВГ реже встречается в зонах высокой поясности, где воздух содержит меньше кислорода, и люди, естественно, вырабатывают больше дофамина.

Недавнее исследование выявило, что в горном штате Юта данный синдром диагностируют на 50% реже по сравнению со штатами на уровне моря.

Польза видеоигр для здоровья детского мозга

По мнению ученых, некоторые компьютерные игры, в особенности жестокие «шутеры» от первого лица, могут улучшить пространственные навыки и реакцию ребенка. Один мета-анализ выявил, что эффективность видеоигр в развитии пространственных навыков превышает эффективность школьных и университетских предметов, которые предназначены для развития этих навыков.

Польза видеоигр для здоровья детского мозга

Таким образом, игра может помочь ребенку преуспеть в науке и технике.

Некоторые мегапопулярные игры (например, World of Tanks) включают команды реальных игроков, которые сталкиваются в онлайн-сражении. Такие командные игры способны улучшить коммуникативные навыки детей с СДВГ и учат их взаимодействовать с другими людьми, хотя бы на экране.

«Негативным моментом онлайн-игр является чат, который бывает весьма несдержанным и оскорбительным. Я не думаю, то родители захотят регистрировать ребенка, чтобы другие дети выражали свое мнение о нем последними словами и подчеркивали его поражение», - отмечает доктор Строман.

Доставляет ли видеоигра при СДВГ настоящее удовольствие?

По мнению психолога Реншоу Хитлайн (США), мнения медицинского сообщества по поводу компьютера расходятся. От тяжелой наркомании или даже варианта СДВГ до просто экстремального поведения некоторых людей — таков спектр мнений сегодняшних светил психологии и психиатрии.

Как уж нам, простым родителям, определить степень риска экрана?

Тем не менее Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) недавно добавила игровое расстройство в обновленную классификацию болезней.

Идея о том, что видеогра может вызвать зависимость (как алкоголь или никотин) была официально признана в современном руководстве по психиатрическим расстройствам DSM-5, куда включены также азартные игры. Но в приложении к DSM-5 авторы определили игровое расстройство как требующее большего изучения.

В Азии недавно произошел трагический случай, который обострил общественную обеспокоенность неконтролируемой игровой зависимостью у взрослых.

Пара из Южной Кореи признала себя виновной в убийстве по небрежности, когда крошечная дочка умерла от недоедания. В это время горе-родители просиживали по десять часов в интернет-кафе за виртуальными сражениями Prius Online.

Между тем, корейские власти сделали хоть какие-то законодательные шаги по ограничению игромании среди детей. Так, с 2011 году корейцы до 16 лет не могут играть с 0:00 до 6:00, если их родители не сделают особый запрос снять это ограничение. В противном случае — наказание для родителей.

Хотя тема видеоигр и наркомании продолжает обсуждаться, определенные доказательства «наркотической зависимости» от компьютера уже получены. Изучение мозга 14-летних игроманов показало, что объем серого вещества в определенной части мозга у них увеличен. Точно такая же картина наблюдается у наркозависимых людей. Вот и параллель с химической зависимостью.

Ученые из Канады и Германии также установили: более 25% подростков, которые играют в азартные игры с бутафорскими деньгами, вскоре переходят к аналогичным играм с использованием реальных дензнаков. Иногда родительских.

Что делать при игровой зависимости и СДВГ?

В развитых странах применяется масса специальных диагностических инструментов, которые позволяют оценить степень вовлечения ребенка в виртуальный мир. Помимо обращения за квалифицированной помощью, важно соблюдать осторожность и тактичность в диалоге с ребенком, а также вовремя выявлять тревожные симптомы.

Возможные признаки технической зависимости:

• ребенок тратит все больше времени перед экраном
• ребенок не проявляет интереса и усердия в других сферах
• чувствует эйфорию и возбуждение во время игр
• жаждет игры и говорит только о ней
• пренебрегает живыми людьми

Кроме того, чувство вины, стыда или беспокойства в отношении игр — это признаки того, что виртуальная активность вышла из-под контроля. Отсюда недалеко до физических симптомов, которые могут возникать в результате перенапряжения некоторых групп мышц, неправильной осанки, недостатка движения или даже игнорирования физиологических потребностей (питания).

Возможные физические симптомы:

• набор или потеря веса
• гипо- и авитаминозы
• частые простудные болезни
• нарушение роста и развития
• искривление позвоночника
• синдром запястного канала
• нарушение зрения
• головные боли
• боль в спине

1. Может ли он выключить компьютер в любой момент, когда нужно?
2. Использует ли он виртуальный мир как убежище от мира реального?

Если ответ на первый «Нет», а на второй «Да», вам определенно нужна помощь специалистов, занимающихся СДВГ и зависимостями.

Основные методы лечения таких детей сегодня заключаются в когнитивной поведенческой терапии, реже — в приеме медикаментов.

Но главное — это вы, любящие и внимательные родители.

Ваше понимание и контроль сотворят чудо.

Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик

Влияние компьютерных игр на здоровье детей и подростков. Часть 2

Влияние социальных сетей на психическое и физическое здоровье

Часто читают
Как перестать играть в Доту, если ты алкоголик


Как избавиться от компьютерной игровой зависимости
Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как лечить?

Завершаем цикл статей о влиянии видеоигр на здоровье молодого поколения рассказом о взаимосвязи чрезмерного увлечения компьютерными играми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), формирования совести и самооценки.

Содержание статьи

Видеоигры и СДВГ

Число детей, которым трудно удерживать свое внимание на определенных вещах, возросло. Некоторым из них ставят диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Даже если в семье не было случаев заболевания, диагноз могут поставить, хотя медицине оно считается генетическим.

Если так, почему СДВГ диагностируется в здоровых семьях и лечится лекарственными препаратами? Есть основания полагать, что это связано с неконтролируемым доступом детей к видеоиграм. Компьютерные игры интерактивны, что определяет уровень их влияния на ребенка, который в них играет. Чем чаще и продолжительнее взаимодействие, тем сильнее воздействие.

Механика шутеров (стрелялок) работает так, что игрок должен всегда быть в движении, обследовать опасную территорию и быстро реагировать, устраняя оппонентов. Детей с СДВГ, как правило, привлекают такие игры, потому, что их мозг может отлично справляться с подобными задачами.

Поскольку игры способны приковывать к себе внимание, позволяя таким детям оставаться сосредоточенными, они могут стать для них своего рода стимулятором.

Проблема в том, что у здоровых детей могут наблюдаться симптомы, схожие с СДВГ, когда они просто играют в видеоигры, игнорируя другие сферы развития.

Они могут испытывать такие же трудности с концентрацией внимания, а также начать совершать импульсивные поступки.

Симптомы СДВГ:

  • трудности концентрации;
  • частое отвлечение от занятий;
  • отсутствие внимания к деталям;
  • перепады настроения;
  • забывчивость;
  • дети плохо слушают собеседника и быстро забывают то, что услышали.

Гиперактивность проявляется в том, что трудно усидеть на месте, они часто ерзают, чешутся, смотрят по сторонам, слишком много говорят, бегают, перебивают, им трудно соблюдать тишину и спокойствие.

В случае подозрения на наличие проблемы у ребёнка, не оставляйте вопрос без внимания.

Будьте бдительны и не упускайте рёбенка из-под контроля, особенно в том, что касается его взаимодействия с компьютерными играми.

Любовь и формирование совести

Совесть естественным образом формируется из любви, заботы и привязанности к другим людям. Примерно 96% людей хочет быть привязанными к кому-либо, любить и быть любимыми. Дети хотят, чтобы их научили правильной модели поведения, которая позволит вписаться в культурную норму и избежать угрызений совести.

Ребенок нуждается в семье, где он будет чувствовать защиту, в которой его будут любить. Если безопасности нет, он будет искать ее на стороне. Ребенок или подросток, испытывающий недостаток эмоциональной безопасности, защищенности и любви, может найти спасение в онлайн-играх или социальных сетях.

Интернет-сообщества заменят собой реальных друзей и встречи. Компьютерные игры возьмут на себя практически все внимание, чем “снимут” боль и переживания по поводу слабой эмоциональной окраски реальной жизни.

Интернет и видеоигры трудно назвать хорошей альтернативой тому, на основании чего должна формироваться совесть и другие моральные убеждения. Дети хуже развиваются без привязанности к воспитателю, если отсутствует пример для подражания.

Мы можем чувствовать себя счастливыми (гармонично) благодаря нашим отношениям. Если у человека нет привязанностей, он будет чаще страдать.

Людям нужна привязанность, которая существует в реальном времени, в реальной близости к другим людям. Нужно видеть, слышать, осязать и обонять; обнимать и прикасаться; чувствовать любовь того, кого мы любим.

Существует взаимосвязь между частотой депрессии и количеством времени, проводимого онлайн.

При всем желании кибер-сообщество не сможет дать всего этого, потому что его члены обычно не контактируют между собой лично.

Уверенность в себе, самооценка и социальные навыки

Почему дети, играющие в компьютерные онлайн-игры, спустя некоторое время начинают вести себя высокомерно даже по отношению к своим близким? Причина в самооценке. Многие геймеры считают, что ведут себя так, как заслужили. Самооценка, которой они пользуются, является прямым результатом их реальных усилий и полученных виртуальных достижений.

Вопрос в том, насколько стабильна и устойчива эта самооценка.

Дают ли виртуальные заслуги и несуществующие титулы поводы для гордости за пределами компьютерного стола? Будет ли работать заработанная стараниями репутация на человека, который больше не играет? Даст ли это достаточную уверенность в себе, чтобы подросток смог достойно принять условия взрослой жизни и продолжать развиваться в новом социальном статусе?

Практика показала, что самооценка заядлых геймеров чрезвычайно хрупка.

Часто игроки, которые успешны и, порой, известны в определенных кругах, не уверены в своих способностях и навыках быть успешными в реальной жизни. Даже опытные игроки, заслужившие признание в игровых комьюнити (сообществах), не чувствуют особой поддержки в реальном мире перед реальными людьми, с которыми им приходится взаимодействовать.

Если дети будут продолжать прятаться за экраном компьютера или смартфона, не заходя дальше безопасного виртуального мира, их самооценка никогда не станет по-настоящему прочной.

Читайте также: