Можно ли писать лекции на ноутбуке

Обновлено: 03.07.2024

Ещё совсем недавно ведение конспектов было непосредственной обязанностью каждого студента. Умение быстро, аккуратно и разборчиво писать ценилось не менее, а может, даже и более, чем аналитический ум или хорошая память. Потом появились ноутбуки, смартфоны, планшеты, и необходимость в ведении конспекта вроде бы отпала. Действительно, зачем плодить эти смешные каракули на бумаге, когда у тебя имеется доступ ко всем знаниям мира?

Однако не всё так просто. В бочке мёда современных образовательных технологий скрывается и большая ложка дёгтя. И чем дальше, тем её вкус становится ощутимее. Например, недавнее канадское исследование говорит о том, что в тех учебных заведениях, где перестали использовать бумагу и ручки, знания учащихся стали гораздо ниже.

В процессе эксперимента были проведены две одинаковые лекции. Слушатели первой активно использовали ноутбуки и получали дополнительные задания по поиску в интернете связанной с предметом информации. На второй лекции учащиеся использовали только ручки и тетрадки для записи основных тезисов.

Студенты, использующие ноутбуки и работающие в режиме многозадачности, показали на 11% более низкие результаты, и их оценки изменились с B+ на B-.

Но ещё более интересные результаты были получены в смешанном классе, одна часть учащихся которого использовала ноутбуки, а другая — традиционные конспекты. В этом случае успеваемость учеников с тетрадками снизилась на целых 17%! Выходит, ноутбуки не только не помогают своим владельцам, но и мешают окружающим?

Солидарны с канадскими исследователями и их коллеги из Принстонского университета. В их эксперименте проверялось запоминание материала студентами, использующими для конспектирования ноутбуки, и тех, кто обходится без них. Хотя в первом случае учащиеся, как правило, записывали быстрее, в памяти у них оставалось гораздо меньше.

Независимо от того, когда проводилось тестирование — сразу после занятия или через неделю, студенты, делающие записи от руки, справлялись с заданием гораздо лучше.

Учёные объясняют это тем, что при наборе текста на ноутбуке студент совершает, в общем-то, механическую работу, выполняя, по сути, роль машинистки. В то время как его однокурсники с карандашом в руках имеют гораздо больше пространства для творчества и абстракции. Они могут делать зарисовки, добавлять комментарии на полях, вводить свою собственную систему обозначений и так далее. Таким образом, в то время как у одних работают в основном пальцы, у других в процесс конспектирования включены и мозги.

Эти и другие подобные исследования показывают примерно одинаковые результаты. Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает удивления распространяющаяся среди преподавателей тенденция к запрету использования ноутбуков и планшетов на своих лекциях.

Закройте ноутбуки и возьмите ручки!

Именно такую фразу произносит в начале каждой своей лекции Марк Бауэрляйн (Mark Bauerlein), профессор Университета Эмори, автор книги «Самое тупое поколение: как цифровая эпоха ставит под угрозу наше будущее». По его мнению, запись лекций от руки является гораздо более трудоёмким процессом, поэтому студентам приходится более глубоко анализировать материал и записывать только то, что действительно важно и необходимо. В своей статье он призывает своих коллег по мере возможности запрещать студентам использование ноутбуков и планшетов во время лекций.

Да, это идёт вразрез с общей тенденцией на повсеместное внедрение высоких технологий в процесс обучения и выглядит несколько консервативно. Да, некоторые студенты будут негодовать, потому что это может быть медленно и трудно. Но в результате это поможет им получить более глубокие знания и легче сдавать экзамены.

А как вы относитесь к подобным запретам? Помогают, по вашему мнению, цифровые гаджеты в учёбе или мешают?


Сегодня огромное количество людей используют различные гаджеты и у большинства есть не только смартфоны (т.е. изначально устройства связи), но и планшетные компьютеры. Однако мало кто стремится полностью применять эти устройства таким образом, чтобы они решали обиходные задач. Я один из тех людей, который использует электронные устройства в процессе обучения. Сначала – в далеком нынче 2010 году – это был портативный ноутбук с графическим планшетом, сегодня это 11-дюймовый планшет Samsung серии ATIV, а также сыгравшая в обучении немалую роль Nokia Lumia. Под катом моя история эволюции использования электронных устройств в процессе обучения, приправленная личными впечатлениями от девайсов, и, надеюсь, содержащая ответ на вопрос «Почему Microsoft?».

Эпоха нетбука

История, как я уже упомянул, началась в 2010 году. Будучи человеком, который легко принимает новое и всегда все стремится автоматизировать, я стал думать над тем, как перенести в электронный вид свою учебу. Учился я тогда в Московском Государственном Университете Приборостроения и Информатики, на вечернем факультете, кафедра приборостроения. Когда мне достался портативный 10-ти дюймовый ноутбук (тогда появилось определение «нетбук») Acer, я сразу же решил найти ему применение в обиходе и записывать с помощью него лекции. Надо сказать, что с самосознанием у меня тогда были либо большие проблемы, либо их не было совсем, но в частности меня абсолютно не смущали взгляды одногруппников и препода, после того как доставал на паре ноут и начинал в нем ковыряться (представляю себе сейчас, как они мысленно крутили пальцем у виска). Почему-то даже не могу вспомнить, громко ли у него стучала клавиатура, настолько, видимо, меня это не колебало. Несмотря на то, что много лекций возможно было «набить» на клавиатуре, была крайняя необходимость в свободном рукописном вводе, чтобы быстро рисовать графики, писать формулы, делать рисунки-скетчи. Я быстро осознал, что рисовать мышкой сложно, долго и уродливо, и стал думать, как сделать свободный ввод комфортнее. Решение вылилось в покупку дешевенького графического планшета «Trust», который размером был близко к нетбуку и влезал с ним в одну сумку. На сцепке этих устройств я просидел около семестра.



Для записи лекций использовал OneNote, поставляемый с MS Office. Это было безальтернативное решение. Тут тебе и текст, и рисунки, таблицы, рукописный ввод, и все по вкладочкам, по разделам, по книжечкам, в общем, владей и будь счастлив. Думаю, никто не сомневается в полезности и крайней удобности OneNote как инструмента ведения записей. Однако и проблемы во всей этой системе оставались…

Скриншоты лекций на нетбуке с графическим планшетом





Во-первых, зарядка. Почти все аудитории были снабжены розетками, но не всегда они были в удобном месте. Часто они были только со стороны доски, и протягивать провод через первые парты, так что он мешал преподавателю было явно не комильфо. Заряда батарей этого чуда инженерной мысли хватало только часа на два с половиной, что не дотягивало даже до двух пар. Естественно, были ухищрения для растяжения заряда, такие как отключение по горячей кнопке экрана, когда преподаватель переходил в свободную речь, уменьшение яркости, отключение сервисов, WiFi. Но все равно раздражало.

Второй проблемой оставался рукописный ввод. Несмотря на то, что графический планшет работал исправно, все же была огромная разница между тем, что ты пытался рисовать/писать и тем, что выходило на экране. Когда письмо не вылетает у тебя из-под руки и ориентируешься только на взаиморасположение элементов, то выходит весьма и весьма кривенько. В процессе письма приходилось смотреть на экран, и одновременно контролировать границы планшета и соразмерять масштаб того что пишешь и экранный вывод (поле планшета по размеру отличалось от экрана). Мозг такую схему конвертировал неохотно, формулы уезжали либо вверх, либо вниз, и прямые линии становились волнистыми. В какой-то момент я научился поворачивать планшет определенным углом, что б писанина выходила более-менее ровной, по меньшей мере шла горизонтально. Но все равно оставалось ощущение колхоза, костылей… Решение искалось.

Какое-то время для решения этой проблемы я рассматривал телефон. Тогда у меня был смартфон Samsung с его родной ОС Bada, резистивным экраном и стилусом. «Нет, ну правда же», — думал я, — «неужели никто не догадался написать программку, что б можно было рисовать на экране телефона, а он, соединившись по Bluetooth с компьютером, отправлял туда изображения, и все это заменяло бы рукописный ввод?» Пути решения этой проблемы рассматривались и так, и сяк, искалась хотя бы просто программа для рукописных записей, что б «строчить» на ноуте, писать на смарте, а потом уже дома делать слияния этих документов, расставляя в нужные места изображения. Но это было давно… Это была еще Bada, и никаких таких программ для рукописного ввода не было, не помню даже, был ли вообще тогда магазин приложений для Bada. Так и эдак прокручивая эту мысль в голове, масштабируя ее, уперся, наконец, в то, что нужен нормальный такой заменитель тетради, с тачскрином и возможностью вбивать текст. Таковым в 2011 году мог быть только Apple iPad. Я долго прикидывал стоит ли его брать, и решит ли он те задачи, которые передо мной стояли, и, рассмотрев все за и против, я решил взять его. Была выбрана младшая модель, поскольку особенно большого объема памяти мне было не нужно, GPRS и GPS тоже не нужны – не люблю возиться с несколькими симками, да и зачем? Ведь есть смартфон с Bluetooth, который, соединившись с планшетом, должен был, по моему разумению, раздавать ему интернет. Навигатор я использовать собирался, но тогда у меня был внешний GPS приемник, который по плану тоже должен был подключаться по Bluetooth. В качестве пера был взят noname стилус с резиновым кончиком на конце, толщиной с подушечку мизинца (по-моему, миллиметров 8 в диаметре).

Эпоха iPad

Наступил долгожданный миг, планшет был приобретен, привезен домой, и… Я сразу же пожалел о покупке. С моим телефоном, равно как и с навигатором, он по Bluetooth не соединялся, файлами не обменивался, без тунца работать отказывался, файлового менеджера нет… Это было не передаваемое ощущение, что по цене ноутбука я приобрел фоторамку с тачскрином. Смятение по поводу покупки сохранялось в течение двух дней, покуда выявлялись все новые и новые вещи, которых не может делать iPad. В течении этого времени шел упорный поиск костылей, чтобы заставить работать этот гаджет так ка мне нужно. В конце концов, ряд задач был решен. Телефон был сменен на Samsung Galaxy Gio, который раздавал интернет по WiFi, для внешнего навигатора нашлась программа из Cydia, равно как и файловый менеджер и установщик взломанных программ. Я плохо понимал, почему я, будь я рядовым потребителем, должен был бы довольствоваться этим обрубком, а как нерядовой — должен теперь искать костыли и затычки для этого… мобильного браузера.

Программой для записи лекций была выбрана UPad. Эта программа обладает оптимальным набором для ведения лекций – тетрадочки, записи, категоризация, выбор линовки (я выбрал такую линовку, где были большие клетки, которые делились еще на четыре клеточки более светлой линовкой), и кроме того – экспорт в pdf и отправка в облако. Однако, наиболее полезной функцией для лекций была проекция увеличенного участка страницы в область в нижней части экрана. Т.е. по странице «плавала» выделенная прямоугольная область (размеры области регулируются, я всегда использовал размер в две маленькие клетки в высоту), а внизу страницы эта область отображалась в увеличенном виде. Именно в этой увеличенной области можно было размашисто писать моим стилусом, а все написанное красиво «укладывалось» на странице в две клетки. Когда дописываешь до конца области, увеличенный участок автоматически передвигался вправо, и переходил на новую строку при достижении края экрана. Имея стилус в восемь миллиметров в диаметре просто – без увеличения – писать на экране было невозможно, тогда бы одна формула на одну только страницу и помещалась. А так, с увеличением, вся моя писанина вставала в стройный рядочек.







Текст в Upad можно было начинать набивать в любом месте листа, примерно так же как это реализовано в OneNote, в регулируемом по размеру и расположению блоке. Шрифт, цвет, размер, разумеется, менялись.

Не знаю, хорошо или плохо, но в Upad было разбиение на страницы. Сами страницы были по размеру экрана. Частенько, конечно, брала досада, когда, разогнавшись печатать в длинном текстовом блоке, приходилось завершать его, чтобы перелистнуть страницу. Хотя для чтения и восприятия разбиение особых проблем не составляло.



Заполучив от DAGI достаточную точность письма, я начал отказываться от режима увеличения при рукописном вводе, т.е. действительно, наконец, стал использовать iPad как интерактивную тетрадь. В какой-то момент вышло обновление UPad, которое разрушило именование ранее сделанных записей, да и скорость его работы перестала радовать. Поскольку режим увеличения, так удачно реализованный в UPad, больше не был нужен я решил подыскать новую программу, пошустрей и поудобней.

Выбор остановил на программе NoteShelf, и эта программа, как и стилус DAGI, осталась до конца эпохи iPad. В целом, эта NoteShelf застала почти незначительный период моего обучения в МГУПИ (что-то около семестра), и в основном она работала уже в следующем году – на моей годовой программе переподготовки в МИРБИСе. Но здесь было уже не инженерное образование с формулами и графиками, а экономика и менеджерство (что-то вроде мини-MBA), т.е. предметы, требующие в основном текста (ну и может табличек там).

Скриншоты лекций на iPad в программе Noteshelf





Период перед Lumia

Galaxy Gio раздражал меня страшно. После него я поклялся себе больше никогда не брать Samsung. Передо мной опять стоял сакраментальный вопрос, почему я, человек, который на шестисот-мегагерцовых машинах когда-то ставил сервера, сегодня, держа в руках шестисот-мегагерцовый девайс (как заявлено), не могу без тормозов пролистать список контактов? Борьба с Андроидом шла упорно, ставились какие-то твики, хаки, плагины, в конце концов вообще левая хакерская прошивка (что-то там с синим роботом, уж не помню, как называется). Кроме этого, для Андроидоводов того времени (и для меня среди них) был типичен следующий диалог:

-Сколько держит зарядка на твоей мобиле?
— А с включенным интернетом или без?
— Короче достал.

В один момент подруга продавала iPhone 4 и я решил его купить. Наконец-то у меня в руках шустрый телефон! Наконец-то книга контактов листается без лагов! Все плавненько и чинно, красиво, с рюшечками и фентифлюшечками. Как только я заполучил iPhone, обнаружил, что у меня резко возросла социальная активность. Благодаря постоянно включенному интернету и Пушам я получал мессаги мгновенно из всех возможных источников – Skype, VK, WhatsApp, почта. Однако, спустившись с небес на землю, обнаружил, что не нахожу каких-то настроек, каких-то насущных для меня вещей, хотя не может быть, что бы их не было! Приходилось мне (начальнику ИТ отдела, ага), чувствуя себя отсталым старпёром, звонить этой девочке и спрашивать, как же там настроить какую-то настройку и где там находится что-то, что вообще говоря должно было находится не там, где было в итоге обнаружено. Ответ всегда оказывался какой-то простой, как ответ на шутейную головоломку, очевидный после того, как ты его узнал. В результате iPhone получился в моих руках эдакой головоломкой, в которой ты наверняка знаешь, что ответ где-то есть, только сначала нужно угадать логику создателей – как же они реализовали это «легко, просто и очевидно», которое включает вот ту нужную мне штуку? А, новые прошивки делали iPhone все тормозней и тормозней. Однако iPhone прожил у меня около полутора лет.

Как-то раз, очередной раз придя в спортзал, я, засекая по iPhone время до подхода, не удержал его в своих дрожащих после гантелей ручонках и как в замедленном кино наблюдал его полет. Ощущение, что он летел настолько плашмя, что разница наклона поверхности телефона и пола в момент соприкосновения была нулевой. Подняв его, я обнаружил паутину трещин. «Ну, ок, — сказал себе, — куплю такой же. Сколько он там стоит? Тыщ восемь?». Но он, оказалось, стоит не восемь и не десять, а все тринадцать или четырнадцать. «Ну, ок,- сказал я себе, — значит надо пятый покупать, сколько он там стоит? Восемнадцать? Ок… Стоп. Это пять-Цэ стоит восемнадцать, а пять-Эс? Сколько? ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ?». Да нет, конечно, за такой функционал я не собираюсь столько платить. Рюшечки — хорошо, но для меня куда как важнее широкие возможности и фантазерство.

Стал я снова смотреть на Андроиндные девайсы, выбирая что-то, что особо выбора не имело. Перед глазами снова поплыли твики и хаки, которые придется поставить, чтобы заставить работать Андроид нормально. Глубоко вздохнув, я в какой-то момент смирился с этим. Но где-то на границе сознания пищал тонкий голосок «Ты же хотел попробовать…».

До сих пор конспектирование остается одним из основных способов работы с текстом и звучащей речью в университете и колледже.

Конспекты с записями лекций позволяют оперативно и системно запоминать услышанную информацию и быстро воспроизводить нужные детали при необходимости.
Конспекты монографий, научных статей и определенных глав из учебника, сделанные от руки, задействуют моторную память (кстати, одну из самых долговечных) и способствуют осмыслению только что прочитанного.
Напечатанный на компьютере текст-конспект удобен для его дальнейшего использования в электронно-цифровой среде.

Так или иначе, пусть даже в какой-то обновленной и осовремененной форме (например, в электронном формате), но конспекты как вид обязательной университетской повинности работы останутся.

Поэтому не удивительно, что и ЛаЛаЛань писала о конспектах и их подготовке.

  • Хотите попробовать новый формат ведения конспекта, узнать больше о майндмэп, или ментальных картах, навести порядок в тетради?
  • Находитесь в поисках новых сервисов и электронных инструментов, которые помогают с написанием текстов, их переводом, с вычислением результатов по формулам?

Сегодня разбираемся именно с конспектами и с работой с текстом. Как ее, эту работу, которой не избежать, можно упростить, ускорить, автоматизировать?

В новой статье ЛаЛаЛани — 6 онлайн-сервисов и мобильных приложений, которые помогут в этом.


Преобразовать речь в текст

Голосовой блокнот Speechpad позволяет преобразовывать звучащую речь в текст. Это онлайн-сервис, который работает со звуком с микрофона и ранее записанными файлами (можно попробовать его применить даже для видеороликов с YouTube).

Как пользоваться сервисом при записи звука с микрофона в реальном времени? Выберите «Включить запись» (поле ввода находится ниже, опуститесь в конец страницы с помощью полосы прокрутки), разрешите использование микрофона — и можно начинать работать.

Сервис бесплатный, но несовершенный. Так, свою роль играет особенность русского языка, в котором звучание не совпадает с написанием, поэтому какие-то звуки и их скопления могут быть распознаны некорректно. Лучше всего диктовать не в очень быстром темпе, гиперболизируя произносимое и сближая его с написанием, например, говорить [корова] вместо [кΛро`въ] (звучит как «карова»).

Еще одна тонкость связана со знаками препинания. Некоторые из них можно произносить, чтобы они появились в письменном тексте, но иногда программа пишет «запятая», а иногда ставит «,». Нужно приноровиться.

Во всем остальном это неплохой сервис для преобразования речи в текст, но будьте готовы к последующей вычитке и корректуре.

Похожая по своему функционалу программа SpeechTexter представлена в формате мобильного приложения, а не онлайн-сервиса, что, возможно, делает ее использование более удобным в аудитории на лекции.

Это диктофон, обладающий возможностью быстро переводить звучащий текст в написанный. В основе программы — те же технологии распознавания речи, что используют и в Google Assistant.
Приложение позволяет загрузить языковые пакеты для более чем
60 языков (русский там тоже есть), а также работать без подключения к Интернету.


Можно сделать шрифт чуть более небрежным, напоминающим ваш стиль письма, настроив параметры приложения. Меняйте шрифт, кегль и наклон текста, уменьшайте или увеличивайте расстояние между словами и строками, меняйте цвет и стиль начертания.

Интерфейс сервиса очень прост и понятен: два поля, в поле слева вводите печатный текст, в поле справа получаете конвертированный текст. «Рукописный» текст далее сохраняется в формате .jpg, что позволяет распечатывать фото, накладывая его на тетрадный лист.
Кое-где сервис даже оставляет помарки при конвертации, чтобы создать максимально естественный эффект.


Но будьте осторожны: ходят слухи, что нераспознаваемые символы программа заменяет не на ◻, а на интерпретированное изображение, связанное с мужской физиологией. Не знаем, так ли это, но обязательно перечитайте свои конспекты перед сдачей (тем более что не лишним будет повторить важные детали перед экзаменом или зачетом).

Разумеется, обе эти программы позволяют в быстром темпе выполнить большой объем работы по написанию конспектов, но при ближайшем рассмотрении все равно заметно отличие рукотворного письма от машинного: например, отсутствуют следы нажима ручки и пр. Так что если вы знаете, что лектор или семинарист будет вчитываться в ваши работы, то, возможно, стоит их написать самому от руки.

Сделать свои конспекты системными (и красивыми)

Сервис содержит более 20 профессиональных типов графиков и разработанные профессиональными дизайнерами шаблоны, которые упростят вашу работу.

Конспекты, созданные с помощью функционала конструктора, могут стать готовым вложением для вашей презентации или отчета, а для создания красивой и понятной картинки не нужно обладать профессиональными компетенциями графического дизайнера.

Читать и писать конспекты в одной программе

Функционал «читалки» среди прочих возможностей предлагает создание конспектов по изучаемой литературе в том же окне. Эти конспекты сохраняются и легко доступны в личном кабинете пользователя. В той же «читалке» текст можно выделять цветом, цитировать и автоматически выгружать библиографическую запись, необходимую, например, для списка литературы в реферате или ВКР.

Евгения Костарева

А вот про ноуты на парах, давайте продолжим.

Схемы рисовать можно и на листочках, а потом вносить в бук посредством сканера=)))) раз и всё=)

Конечно я рассуждаю со своей точки зрения. Для меня было крайне неудобно тоскать кучу тетрадей, а когда меняли пары, писать в разных тетрадках.. в результате отпадало желание писать лекции.

неоспоримый плюс, ен спорю. Обмен лекциями=)) Я иду на эту пару, а ты на ту, а потом скинем друг другу инфу. Главное проблема почерка отпадает=)))

Про интернет. Wifi в ургу всё равно нет, так что по сетке общаться никто не будет. хотя есть вариант мобильника. но и так кому надо сидят с ними и играют=)))

для первого курса это вообще не актуально т.к. их в аудитории толпа всегда=), а вот скажем на спецкурсах, семинарах с ноутом куда удобнее, чем с кипой распечаток и ксерокопий книжек и выписками. Пока найдёшь, пара закочится=)

а вот таблицы и эссе всё больше преподавателей принимают на имэил, от чего удобнее всем=)

Александр Палкин

Женя, не таскай кучу тетрадей. Таскай одну. Со сменными листочками. Очень удобно. И плевать на изменения в расписании. ;-)

И где на всех розеток взять? ибо аккумуляторов хватает на 2,5 часа. Да и ноуты далеко не у всех.

А вот конспекты по монографиям как раз прикольно делать на компе. )))

Николай Красовский

Ноута может хватить и не на две пары. Главное экономко использовать батареи, либо садить поближе к розеткам))

Если уж на парах заряжают сотовые, то против ноутбуков никто не будет..

Тем более некоторые преподаватели агитируют использовать на семинарах ноутбуки.

Екатерина Тимофеева

ЗЫ: а так бы в принципе я была только за, но это как то малёк утопично выглядит))

Олег Шаклеин

Абсолютно согласен с Катей, либо проще попросить лекции у преподавателей, либо же будет ходить на лекции несколько человек - зачем всем набирать, а если будет толпа - то стучать, как и писать, будут единицы, за это (электронные лекции), кстати, я бы брал деньги и продавал. Подумайте еще также - какая бы у тебя сумасшедшая скорость набора ни была, ты все равно, вероятно, не поспеешь за потоком мыслей того же Степаненко и Чевтаева, и не будешь же записывать отвлеченные мысли преподавателей - вроде Л.А. Фофановой, в общем я думаю предложение пока не пройдет. Увы

Ру Рафиков

Анатолий Курлаев

ёмаё, а кто тут препятствует то. кто сказал хоть слово о том что надо запрещать ноутбуки на парах? По-моему если подытожить вышесказанное суть получается примерно следущая: пусть кто хочет тот таскает с собой ноутбук на пары, но запрещать или наоборот, поощерять, - это личное дело преподавателя, который ведёт эту пару. Тут высказались не консерваторы, а люди с аргументированным мнением, по которому в ближайшие годы ноутбук массово не приживётся на парах, и предпринимать централизованные меры по поводу продвижения этого новшества нецелесообразно.
Имхо бумага рано или поздно не потеряет свою привлекательность, а лишь уступит свои позиции. Когда это будет - в том то и дело, что рано или поздно) учиться к тому времени мы уж точно закончим))

Андрей Ильин

Знаете, еще три года назад А.И. Романчук предложила приносить с собой ноутбуки на семинары. и разрешила ими пользоваться как угодно, но только не читать с ксерокопий.

С т.з. хранения информации: пример недельной давности - приходит ко мне брат (он занимается живой музыкой, поет вообщем). Говорит у меня не включается ноутбук (причем новый)? Я улыбаюсь и говорю: "Как он у тебя не включается?". Серия вопросов. Различные попытки запустить операционку. Привели к единственному - использование диска рикавери (т.е практически переустановка). Результат потеря солидной части данных (он грустно назвал слово "минусовки", которых он лишился так необходимых для творчества и работы).

Читайте также: