Можно ли приносить в школу планшет

Обновлено: 04.07.2024

Купил ребенку ученику 2 класса общеобразовательной школы планшетный компьютер. Отсканировал учебники и загрузил их на планшет. Отправил ребенка в школу с планшетом вместо многотонных книг на бумажном носителе. Администрация школы сопротивляется, ссылаясь на документ под названием "Правила внутреннего распорядка обучающихся. ". В нем есть такой пункт под номером 5.6:

"Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими устройствами, не относящимися к учебному процессу. Следует отключить и убрать все технические устройства (плееры, наушники, игровые приставки и пр.), перевести мобильный телефон в тихий режим и убрать его со стола."

Есть ли у меня шанс обосновать свою точку зрения, в которой планшетный компьютер моего ребенка с загруженными в него книгами НЕ является "другими устройствами, не относящимися к учебному процессу". Что планшет - это устройство, непосредственно относящееся к учебному процессу, а потому может быть разрешено на уроках.

Или все-таки придется мириться с тем, что ученики вынуждены будут таскать книги на бумажных носителях в 21-ом веке?

Просьба разобрать этот вопрос.

Запрещая пользоваться специальным планшетом, администрация школы противоречит действующим в школе правилам, так как вы верно отметили эту формулировку о том, что нельзя использовать только устройства, не относящиеся к учебному процессу. У вас ситуация иная, так как планшет специально приспособлен для учебного процесса.

Если администрация не идет на контакт, безосновательно отказывая, то следует обращаться в вышестоящую организацию, то есть в городское управление образования.

Можете обратиться через онлайн-приемную

Есть ли у меня шанс обосновать свою точку зрения, в которой планшетный компьютер моего ребенка с загруженными в него книгами НЕ является «другими устройствами, не относящимися к учебному процессу». Что планшет — это устройство, непосредственно относящееся к учебному процессу, а потому может быть разрешено на уроках.

Александр

Здравствуйте. На самом деле тут главное это тот факт, что в планшете есть учебники, что позволяет сделать вывод о том, что планшет все-таки относится к учебному процессу, будучи фактически электронным учебником. Другое дело, что помимо учебников в этом планшете есть и другие приложения, которые могут мешать учебному процессу.

Представляется, что в Вашем случае есть смысл, обращаясь к тому же пункту правил, написать заявление, указывая в нем на наличие в планшете учебников и просить пояснить позицию школы в письменной форме.

При наличии письменного ответа можно будет его обжаловать в департамент образования Вашего города.

В данном случае либо школе следует конкретизировать внутреннее положение локального акта, подготовленного в соответствии со ст. 30 Закона «Об образовании», например, с тем, чтобы дозволить использование планшетов, не имеющих помимо учебников никаких других не относящихся к учебному процессу программ или материалов, либо оставив все в прежнем виде, допускать использование планшетов при наличии в них учебных материалов без каких-либо ограничений. В действующем варианте такого ограничения нет, в связи с чем использование планшета при таких обстоятельствах считаю правомерным.

Александр, добрый день! П. 5.6 Правил говорит о запрете использования технических устройств, не относящихся к учебному процессу. Если организация уроков в данном учебном заведении не предполагает использование планшетов, то формально в этом случае будет иметь место нарушение правил учебного заведения хотя конечно тут момент спорный. Но также необходимо учитывать, что сканирование учебников это по существу нарушение авторских прав (ст. 1270 ГК РФ), изготовление электронных копий (один из способов использования произведения) без согласия правообладателя возможно только в определенных случаях, указанных в ст. 1275 ГК РФ поэтому при обжаловании отказа администрации школы нужно понимать что данный вопрос может возникнуть

Статья 1273 Гражданского кодекса разрешает мне факсимильное воспроизведение книг для личного пользования.

как раз наоборот

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения,за исключением:

4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания;

Александр, добрый день.

Есть ли у меня шанс обосновать свою точку зрения, в которой планшетный компьютер моего ребенка с загруженными в него книгами НЕ является «другими устройствами, не относящимися к учебному процессу».

Нет, планшет здесь подходит под понятие других устройств, а с учетом весьма вольного толкоания правил школы в свою пользу договорится с директором будет нереально.

Тут нет адекватного и надлежащего правового регулирования, закон оставляет это на усмотрение конкретной школы.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об образовании»:

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Между тем, планшет может относится к учебному процессу, поскольку способствует информатизации и оптимизации учебного процесса отдельного ребенка.

На Вашем месте я бы обратился в местное министерство образования за официальными разъяснениями (но не с жалобой) о возможности использования учебников в электронных средствах на уроке.

Однако логика о том что помимо учебников планшете могут быть и другие приложения реально отвлекающие ученика, тоже имеет место быть, поскольку учитель не видит что именно делает ученик на уроке, а для школьников думаю действительно больше искушение поиграть лишний раз вместо того что бы открыть учебник.

Либо обратится не в местное а в головное министерство образования за разъяснением.

Сегодня купили старшему сыну планшет (пошёл в 3 класс) . И тут у нас с женой возник спор, "можно ли брать его в школу". Я категорически против этого. Жени настаивает, чтоб брал, объясняя это те что на переменах все дети сидят и играют а наш будет как лох один.
Хочу поднять этот вопрос на предстоящем родительском собрании о запрете таких гаджетов. Считаю что дети должны общаться нормально.
Как вы думаете по этому поводу ?

В третьем классе-рановато. Могут отнять, разбить и тд. Но дети сейчас продвинутые, поэтому лучше телефон с собой давать.

Ну вообще я с вашей женой не согласен! Ребёнок должен учится! А технику ( телефоны, планшеты. ) запрещено носить в школу.

На счет общения согласен дети должны общаться и развиваться. Но и планшет вроде как брать в школу не под запретом в принципе, нет ничего плохого если ребенок берет в школу средство связи (тут главное что бы не потерял или отняли)

да, но если у ребёнка его украдут, администрация школы не несет ответственность за украденные материальные ценности в школе.

Сама знаю такое. моя подруга имела новый планшет и принесла его в школу, но получила не восторги и восхищения, а одни проблемы ( вызовы к директору, разговоры с учителями и многое другое.) А самое главное, что после этого она потеряла этот планшет, а кто должен за этим прибирать родители. поэтому я против того, чтобы дети носили планшеты в школу.

Если это не нарушает правила внутреннего распорядка учебной организации и не нарушает учебного процесса обучающийся вправе пользоваться данными средствами..
И вообще с 1 января 2015 года в России издаются только учебники, для которых есть электронная версия. У учеников и учителей теперь стоит выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания. То есть, исходя из буквы закона, использовать электронную версию учебника или на бумажном носителе - это право ученика. В классе, где учится внучка, практически нет учебников. Дети общаются и учатся замечательно!

В январе 2021 года начали действовать новые "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В них совершенно новый раздел, связанный с цифровой образовательной средой, с дистанционным обучением, использованием мобильных телефонов. Есть ли нормы использования компьютеров при очном и дистанционном обучении? На этот вопрос партнера "Российской газеты" - главного редактора сетевого издания Ulus media Ньургуйааны Стручковой из Якутска в ходе "горячей линии" ответила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Ирина Брагина.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Ирина Брагина: Согласно новым санитарным правилам, дети 1-2 класса должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут. А старшеклассники - 35 минут. Прописаны также технические требования к электронным устройствам. Так, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука - не менее 39,6 см, для планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. Есть важное уточнение.

Если ребенок во время просмотра учебного фильма, программы должен что-то законспектировать в тетради, то, согласно санитарным нормам, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, а для 5-9-х классов - 15 минут. При этом экран гаджета должен находиться от ребенка на расстоянии не менее 50 сантиметров. По санитарным правилам, планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов. Наушники можно использовать непрерывно не более часа, и громкость - не более 60% от максимальной.

Родителям важно помнить, что во время дистанционного обучения, где используются электронные устройства, занятия должны заканчиваться не позднее 18:00. А продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Между уроками должна быть перемена, которая позволяет переключиться на какую-то активную деятельность и дать возможность восстановиться. Должен быть и перерыв на обед, если это вторая смена.

Роспотребнадзором разработаны рекомендации для взрослых и детей по вопросам организации режима дня, рабочего места на дистанционном обучении, дезинфекции ЭСО, здорового образа жизни и другие, которые размещены на официальном сайте Роспотребнадзора.

Полную версию "горячей линии" читайте в ближайшем выпуске "Российской газеты".



Добрый день, Виталий. В каждой школе для учителя предусмотрен учебный план, согласно которого учитель объясняет школьную программу для учеников. Планшет является техническим средством, который не предусмотрен для работы на уроке. В данном случае использование планшета учеником - на усмотрение учителя.


Здравствуйте Виталий, по существу заданного Вами вопроса могу пояснить следующее: на сегодняшний день в нескольких школах по России в плане эксперимента уже существует такая практика и вместо обычных учебников школьники уже занимаются по планшетам. Согласно ФЗ «Об образовании», с 1 января 2015 года в России можно издавать только учебники, для которых есть электронная версия. Значит получается, что с этого момента у учеников есть право выбора, что носить на уроки: гору бумажных учебников или их электронную версию. А до этого момента необходимо руководствоваться уставом учебного заведения, если в уставе Вашей школы нет прямого запрета на ношение электронных учебников, значит ни учитель, ни завуч, ни директор, не имеют права запрещать использование планшетов вместо учебников. Как то так.

С 1 января 2015 года в России издаются только учебники, для которых есть электронная версия. Это требует вступивший в силу закон об образовании. У учеников и учителей теперь стоит выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания. То есть, исходя из буквы закона, использовать электронную версию учебника или на бумажном носителе - это право ученика.


В настоящее время использовать планшет, как учебник можно только в порядке эксперимента, проводимого МинОбрНауки в рамках программы "Электронный учебник". Суть этой программы заключается в разработке приложения, позволяющего загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон учебные программы, пособия, учебники и даже дневники.

Сейчас такой эксперимент проводится в некоторых школах Москвы и Подмосковья в сотрудничесвте с Роснано, курирующим разработку такого приложения.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использоание же в школе планшета вместо учебника (в качестве читалки для электронных копий учебников) может столкнуться с проблемой распространения авторских прав на данные учебники.

Действующее законодательсвто сейчас обязательно требует получения письменного разрешения на использоавние авторских прав на литературные произведения (исключительное право на произведение) в рамках ст. 1233 ГК РФ.

Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1255, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение и без его согласия никто не может использовать его произведения.

Поэтому придется либо приобретать отдельно электронные версии каждого учебника самостоятельно родителями детей, либо заключать догвор по отдельному приложению, позволяющему осуществлять доступ к учебной базе МинОбрНауки, которое заключит индивидуальные договора с каждым автором учебников.

Здравствуйте! Ответ на вопрос может или нет содержится в Уставе школы или в отдельном локальном акте (инструкции, положения и пр.). Запросите Устав школы, если он не размещен на сайте школы и если в Уставе и пр. документах такого запрета нет, то ученик может использовать планшет. Если Вам откажут, то пишите жалобу в Департамент образования. До обращения в Департамент можете затребовать письменный ответ у руководства школы с разъяснением регламента по режиму использования в школе электронных устройств и цифровой техники с ссылками на нормативные акты школы.

Здравствуйте. Ученик может пользоваться плпншетом вместо учебников. Конечно, не на контрольных и экзаменах, на которых нельзя пользоваться никакими учебниками. Администрация школы знает, на основании каких законов это разрешено. Препятствий в пользовании планшетами не должног быть. Если запрещают, то обратитесь с жалобой в управление образования вашего района или города.

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

Читайте ещё:

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

Читайте также: