Можно ли работать за компьютером в грязной одежде

Обновлено: 06.07.2024

Говорить, что гаджеты напрямую увеличивают риск близорукости, неправильно.

Но работа за компьютером может спровоцировать другие проблемы: сухость глаз и цифровое перенапряжение глаз, или синдром компьютерного зрения.

Есть ли связь у гаджетов и близорукости

Когда кто-то говорит, что из-за компьютера садится зрение, он часто подразумевает, что у человека развивается или усугубляется близорукость — состояние, когда человек хорошо видит вблизи и плохо вдали.

Это не вполне корректно, потому что близорукость — мультифакторное заболевание, при которой глазное яблоко формируется вытянутым, из-за чего неправильно фокусирует свет на сетчатке. Работа за компьютером на размер глаза никак не влияет.

Глазное яблоко у людей с нормальным зрением ровно такой длины, чтобы фокусировать свет на сетчатке. У людей с близорукостью: свет фокусируется за сетчаткой, так что изображение вдали получается размытым

Некоторые исследователи считают, что в наши дни близорукость стала встречаться чаще, потому что дети и взрослые гораздо чаще концентрируются на предметах, которые находятся вблизи, вроде экрана или книги, и реже — на предметах, которые находятся вдали, вроде линии горизонта или деревьев. По их мнению, из-за этого уменьшается способность видеть предметы на расстоянии.

С этой точки зрения, гаджеты действительно могут оказаться фактором, способствующим ухудшению зрения. Но это пока только гипотеза. До тех пор, пока не будет доказано, что привычка пользоваться компьютером или смартфонами уменьшает способность различать предметы вдали, говорить, что мониторы ухудшают зрение, неправильно.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Как работа за компьютером может навредить глазам

Долгая работа за компьютером может навредить глазам косвенно — провоцируя цифровое перенапряжение глаз, или синдром компьютерного зрения. Время от времени с этой проблемой сталкивается больше половины пользователей компьютеров, смартфонов, электронных книг и телевизоров.

По данным Американской ассоциации оптометристов, цифровое перенапряжение глаз возникает у тех, кто дольше трех часов без перерыва использует электронные устройства.

Что такое синдром компьютерного зрения — журнал «Здоровье и безопасность на рабочем месте»

Самые частые симптомы цифрового перенапряжения:

  • дискомфорт, сухость или жжение в глазах;
  • помутнение зрения или задваивание изображения;
  • головная боль;
  • боль в шее и плечах.

Синдром компьютерного зрения возникает сразу по нескольким причинам. Считается, что гаджеты утомляют глаза за счет плохого контраста между изображением и фоном, бликов, отражений и свечения компьютерного экрана. Все это заставляет пристально вглядываться в экран и в итоге вызывает перенапряжение.

Но дело не только в экранах. Перенапряжению способствует длительная неподвижность и врожденные проблемы со зрением, из-за которых человек слишком близко наклоняется или, наоборот, слишком далеко отодвигается от экрана. Из-за этого жертва цифрового перенапряжения часами сидит перед экраном с неправильной осанкой. В итоге мышцы шеи перенапрягаются, а кровоснабжение ухудшается — неудивительно, что голова и шея начинают болеть.

Сухость и жжение в глазах могут быть связаны с тем, что увлеченные работой за компьютером люди моргают реже, чем моргали бы, например, во время прогулки или за едой. В итоге поверхность глаза хуже увлажняется и быстрее высыхает, провоцируя неприятные ощущения. Если с проблемой ничего не делать, сильная сухость глаз может привести к воспалению или повреждению роговицы — это увеличивает риск глазных инфекций.

Влияние долгого использования компьютера на сухость глаз — журнал «Офтальмология»PDF, 181 КБ

Как избежать проблем со зрением при работе за компьютером

Американские исследователи из Университета Северной Каролины советуют исключить факторы, которые приводят к проблеме со зрением при работе за компьютером.

Если носите очки, раз в два-три года проверяйте зрение. У некоторых людей с возрастом зрение понемногу ухудшается. Из-за этого человек с близорукостью или дальнозоркостью может, сам того не замечая, наклоняться или отклоняться от экрана. Хотя мог бы просто сменить очки.

Делайте перерывы. Один из популярных способов дать отдых глазам в США называют «методом 20—20—20 ». Каждые 20 минут работы нужно делать 20-секундный перерыв, чтобы посмотреть на что-нибудь на расстоянии 20 футов — это примерно шесть метров. На таком расстоянии находятся деревья или дома за окном квартиры или офиса.

После двух часов работы нужно делать перерыв побольше — как минимум на 15 минут. Моргать тоже стоит почаще. Отслеживать это тяжело, поэтому имеет смысл вспомнить о том, что нужно поморгать, хотя бы в перерыв.

Если сохнут глаза, используйте искусственные слезы. Если выбираете капли в первый раз, имеет смысл начать с недорогих с хорошим составом — например, с «Дефислеза».

Если они не подойдут, попробуйте « Вид-комод » с повидоном или « Хило-комод » с гиалуронатом натрия. Если не поможет, обратитесь к офтальмологу. При серьезной сухости глаз подбор капель лучше доверить врачу.

Отрегулируйте положение монитора. Экран рабочего компьютера должен находиться примерно в полуметре от лица и на 15—20° ниже уровня глаз, то есть примерно на 10—12 см . Рабочий стол лучше поставить так, чтобы свет из окна или от светильников падал сбоку, — так экран меньше бликует.

Следите за влажностью воздуха. Это особенно актуально для людей, которые работают в кондиционированном помещении. Кондиционеры сушат воздух, так что и глаза могут сильнее сохнуть.

Чтобы воздух был более влажным, во время 15-минутного перерыва имеет смысл выключать кондиционер и открывать окно. А еще можно установить рядом с рабочим местом увлажнитель воздуха.

Что же до компьютерных очков, то при цифровом перенапряжении глаз особого смысла в них нет. Большинство из них предназначены для фильтрации синего света от гаджетов. Сам по себе синий свет вреда глазам не причиняет. Но может помешать уснуть, потому что подавляет выработку гормона сна — мелатонина.

Поэтому надевать очки имеет смысл разве что тем, кто планирует работать допоздна, а потом сразу нырнуть в постель. Всем остальным компьютерные очки не нужны.

Современный компьютер сам по себе не столь опасен, как и любой другой сложный бытовой прибор (например, телевизор или микроволновая печь). Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья человека, связанные с его применением в повседневной бытовой жизни или производственной деятельности.

К каким именно хроническим заболеваниям может привести пренебрежение пользователями ПК по выполнению санитарно-гигиенических правил работы с компьютером?

Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно

выделяют пять основных групп, так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами

провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК.

К ним относятся:

1) заболевания органов зрения;

2) заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставов

и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);

3) заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой);

4)заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);

5) нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).

Основной причиной развития «компьютерных» заболеваний являются не технические средства, а их неграмотная эксплуатация, сопряженная с нарушением гигиенических правил и норм, знание которых становится все более актуальным для пользователей персональных компьютеров.

Компьютер, как и всякое любое иное техническое устройство, использующее для своей работы электроэнергию, преобразует ее в различные излучения–электромагнитное, ионизирующее, тепловое и т.д.

Какие же объективные физические воздействия может оказать компьютер на окружающую среду рабочего места и оператора, не связанные непосредственно с деятельностью последнего?

Проектировщики и производители компьютеров, а также ученые - гигиенисты традиционно выделяют множество факторов способных в случае чрезвычайной интенсивности проявления создать окружающую среду рабочей зоны компьютера неблагоприятной для здоровья пользователя, а при комбинированном воздействии–даже агрессивной.

Наиболее ранними клиническими проявлениями последствий воздействия электромагнитного излучения на человека являются функциональные

нарушения со стороны нервной системы, проявляющиеся, прежде всего, в виде вегетативных дисфункций неврастенического и астенического синдрома. Лица, длительное время находившиеся в зоне излучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций.

Абсолютно все компьютеры являются источниками повышенного уровня шума.

Повышение уровня прямой и отраженной блесткости экрана, а также его

ослепленности, пульсации светового потока, неравномерность распределения яркости в поле зрения и повышенная яркость светового изображения также являются факторами негативного воздействия на организм человека.

Основным нормативным документом, определяющим гигиенические требования к организации труда на компьютере, являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Все гигиенические требования к организации труда с применением компьютеров условно можно разделить на три группы:

1) требования к помещениям, где организована и осуществляется подобная трудовая или учебная деятельность;

2) требования к оборудованию индивидуального рабочего или учебного места;

3) требования к организации труда или учебного процесса с использованием компьютерной техники.

Каждое производственное или учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное–

естественное и искусственное – освещение. Поэтому не допускается размещение рабочих мест, оборудованных компьютерами, в подвальных помещениях, а в образовательных учреждениях всех видов - еще и на цокольных этажах (в полуподвалах), причем высота потолков в компьютерных аудиториях или классах должна быть не менее 4 м, а сами они не должны располагаться вблизи помещений, в которых «уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения» (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.п.).

Все подобные производственные помещения и учебные классы должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Для отделки интерьера производственных и учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества.

Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых

пользователи работают с компьютерами: оптимальная температура нормативно должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с.

Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных классах должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность в пределах 55-62%.

В целях поддержания микроклимата в пределах, установленных санитарными нормами, в учебных классах, в которых расположены компьютеры, ежедневно должна проводиться влажная уборка и заправка увлажнителей воздуха.

В течение учебного дня – регулярно осуществлять аэрацию: соответствующие помещения перед началом и после каждого часа учебных занятий должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

Помимо гигиенических требований к микроклимату Правила содержат также предельно допустимые уровни шума компьютерной техники на рабочих местах пользователей. В частности, согласно им во всех учебных помещениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 ДБА, в офисных и производственных помещениях, где работа с компьютером не является основной, 60 ДБА.

Сегодня на первый план в качестве источников возникновения у пользователей ПК различного рода хронических заболеваний, которые мы называем псевдо «компьютерными», выходят статические нагрузки на организм человека вследствие малоподвижного характера работы, а также развивающихся на этом фоне гипокинезии (недостатка движения), гиподинамии (недостатка физической нагрузки) и гиповолемии (нарушения перераспределения крови).

Поэтому современные требования к организации режима труда и отдыха пользователей компьютеров призваны защитить человека не от машины, а от самого себя, от функциональных стереотипов поведения, способных стать причиной возникновения целого комплекса заболеваний.

Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) у всех категорий работников, чья трудовая деятельность связана с работой с компьютером, существуют некоторые гигиенические требования к организации режима труда и отдыха таких людей.

В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва, устанавливаемого федеральным законодательством о труде, «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы».

10 важнейших гигиенических требований при работе с компьютером

1. Расположите компьютер или его монитор к окну боком, чтобы свет на него падал слева.

2. При организации и оборудовании рабочего места приобретайте мебель в соответствии с ростом пользователя компьютера.

3. Ежедневно перед началом работы обязательно убирайте пыль на рабочем месте.

4. Перед началом и по окончании работы, а также в обеденный перерыв проводите аэрацию (проветривание) помещения, где работает компьютер.

5. Ежедневно проводите влажную уборку в помещении, где работает компьютер.

6. При непрерывной работе с компьютером каждые 2 часа делайте перерыв на 15 минут для отдыха и выполнения комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.

7. Следите за соотношением освещенности экрана монитора компьютера и окружающего пространства, оно не должно быть меньше, чем 5 : 1.

8. При работе с компьютером расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 600-700 мм, но не менее 500 мм.

9. Следите за осанкой: спина должны быть прямая, руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.

6. В кабинете информатики строго запрещается:
а) При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключите аппаратуру и сообщить об этом преподавателю
б) Находиться во время перемены в компьютерном классе без разрешения преподавателя +
в) Оба варианта верны

7. Можно ли трогать разъёмы соединительных кабелей:
а) Можно всегда
б) Можно при выключенном питании
в) Нельзя ни в коем случае +

8. В кабинете информатики строго запрещается:
а) Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры +
б) При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключите аппаратуру и сообщить об этом преподавателю
в) Оба варианта верны

10. Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые:
а) 45 минут
б) 25 минут +
в) 1 час

11. Как нужно сидеть за компьютером:
а) Чтобы линия взора приходилась на центр дисплея +
б) Как лучше видно
в) Не имеет значения

12. Ученик при работе за компьютером должен:
а) Периодически разбирать системный блок
б) Обращаться бережно с техникой +
в) Сильно бить по клавишам клавиатуры

14. Ученик при работе за компьютером должен:
а) Периодически разбирать системный блок
б) Сильно бить по клавишам клавиатуры
в) Сообщать учителю о неисправностях техники +

15. Что делать если не работает клавиатура или мышка:
а) Сообщить учителю +
б) Нажимать на кнопки сильнее
в) Перезагрузить компьютер

16. Ученик не имеет права в кабинете информатики:
а) Пользоваться интерактивной указкой при ответах у доски
б) Пользоваться преподавательским компьютером +
в) Начинать работу по указанию учителя

17. Можно ли включать компьютеры без разрешения учителя:
а) Да. Когда хочется поиграть
б) Да. Когда нужно выполнить задание
в) Нет +

18. Ученик не имеет права в кабинете информатики:
а) Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор
б) Пить чай-кофе на рабочем месте +
в) Начинать работу по указанию учителя

19. Как нужно сидеть на стульях:
а) Как удобно
б) Как хочется
в) Соблюдая правильную осанку, не сутулясь и наклоняясь +

20. При появлении запаха гари нужно:
а) Не обращать внимания
б) Прекратить работу, немедленно сообщить преподавателю +
в) Быстро выбежать из кабинета

21. Можно ли бегать по кабинету:
а) Нет +
б) Да. Если от кого-то убегать
в) Да. На переменах

22. Как нужно заходить в компьютерный класс:
а) Можно хоть на ушах, если на то моя воля
б) Спокойно, не вбегая и не нарушая порядка +
в) Как угодно, главное на двух ногах

23. Покидать кабинет без разрешения учителя:
а) Нужно
б) Можно
в) Нельзя +

24. Когда можно входить в кабинет компьютерного класса:
а) Когда мне захочется
б) Когда разрешит учитель +
в) Когда закончился урок

25. Если компьютер не включается, необходимо:
а) Самостоятельно проверить питание
б) Включить питание
в) Сообщить об этом учителю +

26. Занимать место за компьютером можно:
а) Если за компьютером никого нет
б) Если разрешил учитель +
в) Если есть свободные места

27. Когда занимать место за компьютером:
а) Когда разрешит учитель +
б) В самом начале урока
в) До начала урока

28. Можно ли работать за компьютером грязными руками:
а) Да
б) По желанию
в) Нет +

29. Можно ли работать за компьютером в грязной одежде:
а) Нет +
б) Да
в) По желанию

30. Можно ли работать за компьютером, если плохо себя чувствуешь:
а) Да
б) Нет +
в) По желанию


Что разрешается ученику в кабинете информатики только с позволения учителя?

1) сдвигать с места монитор и системный блок;

2) передвигаться по кабинету во время урока;

3) отключать и подключать устройства к компьютеру;

4) класть что-либо на клавиатуру.

Задание № 3

Где вам разрешается ставить сумки, пакеты, вещи?

1) возле входа в кабинет на специально отведённый для этого стол;

2) возле своего рабочего места;

3) на подоконник.

Задание № 4

Что необходимо сделать перед началом работы?

1) переобуться, пройти на рабочее место, включить компьютер и дожидаться указаний учителя;

2) оставить сумки, вещи на специально отведенное место, снять обувь или надеть бахилы, пройти на своё рабочее место, выключить сотовый, проверить комплектность ПК, расписаться в журнале учета работы пользователей за компьютером.

Задание № 5

Какие компьютерные программы можно запускать во время урока?

2) только те, которые вам разрешил запустить учитель во время урока;

3) только те, которые изучали раньше.

Задание № 6

Можно ли ученикам разговаривать в кабинете информатики во время урока?

2) можно, но очень тихо, чтобы не отвлекать других учеников;

Задание № 7

При появлении запаха гари или странного звука необходимо

1) продолжить работу за компьютером;

2) сообщить об этом учителю;

3) немедленно покинуть класс.

Задание № 8

Как следует нажимать на клавиши?

1) с усилием и ударом;

Задание № 9

Разрешается ли приносить в класс продукты питания и напитки?

1) да, только в том случае, если сильно хочется, есть или пить

Задание № 10

Разрешается ли включать или подключать какое-либо оборудование в кабинете информатики без разрешения учителя?

Задание № 11

Что нужно сделать по окончании работы за компьютером?

1) привести в порядок рабочее место, закрыть окна всех программ, задвинуть кресло, сдать учителю все материалы, при необходимости выключить компьютер;

2) расписаться в журнале учета работы пользователей за компьютером;

3) покинуть кабинет;

4) выключить компьютер.

Задание № 12

Обязательно ли нужно расписываться в журнале учета работы пользователей за компьютером перед началом работы?

Задание № 13

Разрешается ли что-либо трогать на столе учителя без разрешения?

Задание № 14

Ваши действия при пожаре

1) прекратить работу, под руководством учителя покинуть кабинет;

2) немедленно покинуть компьютерный класс;

3) выключить компьютер и покинуть здание;

4) вызвать пожарную охрану.

Задание № 15

Разрешается ли касаться экрана монитора?

Задание № 16

Что не запрещается в кабинете информатики?

1) работать двум ученикам за одним компьютером;

2) вставать со своих рабочих мест во время работы, чтобы поприветствовать учителя;

3) громко разговаривать, отвлекать других учеников;

4) отключать и подключать устройства к компьютеру.

Задание № 17

Какому максимальному количеству учеников разрешается работать за одним компьютером?

Задание № 18

Что не запрещено делать в кабинете?

1) пройти в кабинет без обуви;

2) работать с влажными или грязными руками;

3) отключать и подключать кабели, трогать соединительные разъёмы проводов;

4) бегать, прыгать.

Задание № 19

Разрешено ли входить в класс в грязной обуви и верхней одежде?

Задание № 20

Разрешается ли вам отвлекать других учеников, громко разговаривать в классе?

Читайте также: