На какие виды можно разделить компьютерные технологии

Обновлено: 06.07.2024

Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Результатом процесса информатизации общества является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение к социальному прогрессу определяется степенью компьютеризации и информатизации общества, которые развиваются стремительными темпами, охватывая все сферы человеческой деятельности от отдыха и забав до глобальных научных исследований.

Информатизация общества — это повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и на потребность в увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Информатизация обеспечивает не только рост экономических показателей, развитие народного хозяйства, но и получение новых научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня. Успех в этом вопросе возможен при наличии программы создания информационной инфраструктуры — структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации, которая предоставляет им возможность использования современных информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.

Обмен информацией, ее обработка и хранение — одна из важнейших задач, которую решает человечество. Информатизация общества привела к фундаментальным изменениям в занятости, организационных структурах и стиле жизни людей. Наступила эра информационного общества.

Информационное общество — это общество, где использование информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации и т.п.

Материально-техническая основа информационного общества — различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Можно выделить следующие характерные черты информационного общества:

1. Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека.

2. Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

3. В основу общества заложены автоматизированные процессы: генерация, хранение, обработка и использование знаний, — сформировано единство всей человеческой цивилизации.

4. Разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом.

Однако перечисленные черты информационного общества порождают следующие проблемы:

проблему адаптации людей в новой информационной среде;

проблему отбора качественной и достоверной информации;

увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий;

возрастание влияния на общество средств массовой информации;

нарушение частной жизни организаций и людей;

В информационном обществе необходимым качеством специалиста любого профиля становится высокий уровень информационной культуры, под которым понимается умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные информационные и коммуникационные технологии, технические средства и методы. Информационная культура связана с социальной природой человека, является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

· в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до компьютера и компьютерных сетей);

· в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются разнообразные программные продукты;

· в умении извлекать информацию из различных источников как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, и эффективно ее использовать;

· во владении основами аналитической переработки информации;

· в умении работать с различной информацией;

· в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

Как недостаток роста объема информации можно назвать информационный голод ввиду невозможности вовремя найти и получить в необходимом объеме требуемую информацию.

Согласно закону А. А. Харкевича, информация растет пропорционально квадрату национального дохода страны. Потоки информации растут по экспоненте, и неизбежно наступает информационный барьер, когда сложность задач обработки информационных потоков превышает человеческие возможности. Человек, являясь основным носителем прогресса, сдерживает его движение, будучи уже не в состоянии воспринять и переработать весь объем информации, необходимой для принятия своевременного решения.

На помощь ему пришли вычислительные машины, методика применения которых постоянно совершенствуется. И лишь компьютеризация позволяет осуществлять обработку информации в нужном объеме. Компьютеризация – это массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения.

Успех компьютеризации может быть обеспечен при высоком качестве техники, программных средств и хорошо организованном сервисе обслуживания. Ежегодно растут требования к высокой технической культуре и компьютерной грамотности людей, поэтому в комплекс наиболее необходимых знаний, кроме историко-культурных, включают и компьютерную грамотность.

Технологии, ориентированные на получение, обработку, хранение и распространение (передачу) информации получили название информационных технологий. Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности. В своем развитии они прошли несколько этапов, которые условно можно назвать так: ручной (хранение и передача информации с помощью письменности), механический (книгопечатание), электрический (электрическая машинка, ксерокс), электронный, или компьютерный. Говоря об истории развития информационных технологий, не следует забывать и о развитии важного ее элемента – коммуникации (связи). В отличие от любой инженерной технологии информационные технологии позволяют интегрировать различные виды технологий, а информация, которую они обрабатывают в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.

Компьютерные информационные технологии и их классификация

Компьютерная информационная технология (КИТ) — это система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной и коммуникационной техники.

Для современных КИТ характерны:

- диалоговый режим решения задачи с широкими возможностями для пользователя;

- сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

- безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители;

- возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;

- возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

- использование пакетов прикладных программа (ППП) для решения различных задач предметной области;

- оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

- поиск и подготовку данных, обмен данными, оформление результатов;

- использование различных устройств ввода/вывода информации;

- привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта;

- широкое применение средств мультимедиа;

- и многое другое.

Анализ рынка информационных систем и составляющих компонентов позволяет распределить КИТ на два класса: базовые и прикладные. Причем граница этого деления является условной.

Базовые КИТ — технологии, обеспечивающие решение отдельных компонент функциональных задач, а также служащие основой для формирования прикладных технологий информатизации, включают в себя:

1. Современную микроэлектронную базу средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

2. Перспективные вычислительные средства (компьютеры нетрадиционной архитектуры, нейрокомпьютеры);

3. Технологии организации вычислительного процесса.

Можно привести следующие примеры базовых технологий:

технологии операционных систем, непосредственно управляющие работой средств вычислительной техники;

технологии архитектуры клиент/сервер, реализуемые в корпоративных сетях для коллективного доступа к информационным ресурсам вычислительных систем;

технологии многопроцессорной обработки, позволяющие наращивать мощность ЭВМ за счет расширения их вычислительной структуры;

технологии нейровычислений, реализующие отдельные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей;

технологии автоматизации проектирования (CASE-технологии), осуществляющие разработку информационных систем, не используя для этих целей языков программирования;

телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие в сетях на основе единых стандартов;

технологии Intranet и Internet;

технологии аналого-цифровых преобразований, позволяющие преобразовывать данные из цифровой формы в аналоговый вид, что позволяет производить их компьютерную обработку;

технологии распознавания образов и синтеза речи, автоматизирующие процесс распознавания объектов реального мира;

технологии создания и распространения информации на компакт-дисках;

технологии резервирования и восстановления информации;

технологии человеко-машинного интерфейса, обеспечивающие унификацию взаимодействия человека и ЭВМ;

Прикладные КИТ — технологии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т.е. комплексное решение функциональной задачи. Они реализуют типовые процедуры обработки информации в конкретной предметной области.


Сложно представить 21 век без техники. Это время настоящего расцвета самых смелых задумок от электроавтомобилей до полетов на Марс, производство и осуществление которых стало возможно только за счет использования современных компьютерных технологий.

основные средства компьютерных технологий

Что собой представляют эти технологии?

Данные технологии представляют собой набор научных достижений в области электроники и программирования, позволяющий реализовывать задачи, которые в предыдущие века казались фантастикой.

Современные компьютерные технологии значительно упрощают любую деятельность от расчета математических уравнений до производства телевизоров в технологической сфере и посадки злаковых культур в сельскохозяйственной отрасли.

Наглядно демонстрируют влияние новых технологий на жизнедеятельность человека изменения в образовательной сфере. Сфера получения знаний к тому же является одной из самых важных для человечества вообще. Чем она эффективнее функционирует, тем дальше цивилизация продвигается не только в техническом, но и в культурно-нравственном развитии.

Технологии и образование

В процесс педагогического образования, может быть, не так давно, но точно довольно активно внедряются инновационные технологии компьютерных сетей. Хотя сам факт их внедрения, поиска новых средств обучения вызывает острые споры среди специалистов данной сферы.

Изменение активности учащихся при применении технологий

Нюанс обучения состоит в том, что оно требует от ученика определенной степени активности, без которой образовательный процесс невозможен. Естественно, степень этой активности у всех разная. Одни ученики интересуются данным предметом, другие – нет.

Активными считаются те методы обучения, с помощью которых субъекты могут наиболее легко и быстро усвоить необходимый материал или освоить навыки. При этом важно, чтобы шел процесс сознательного воспитания необходимых способностей в учащихся.

Обычно выделяют два метода повышения активности:

  1. Внедрение новых и более действенных средств обучения.
  2. Повышение интенсивности умственной работы за счет рационализации времени, выделенного на освоение знаний и навыков.

По мнению многих специалистов, именно технологии компьютерных сетей (следовательно, первый метод повышения активности) являются наиболее эффективными и аналогов пока не имеют.

компьютерные сети технологии

Программная база данных технологий и ее эффективность

Регулярно выпускаются компьютерные обучающие программы, которые значительно упрощают и в то же время оптимизируют процесс изучения информации, повышая его эффективность. Они являются большим подспорьем не только для преподавателей, но и для учеников, студентов.

Такой эффект достигается за счет выполнения быстрых автоматических расчетов, удобного формата хранения и сортировки информации и визуализации образовательного процесса. Теперь получение знаний – это не просто запись цифр и букв в тетрадь, а наглядная деятельность, за которой интересно следить.

Таким образом, именно средства компьютерных технологий, внедренные в образовательный процесс, оказывают большое влияние на контрольно-оценочные факторы учебной деятельности, способствуют вовлеченности учащихся в данный процесс.

Не имеет значения, идет ли речь о школьниках, студентах техникумов и училищ или студентах высших образовательных учреждений.

Проблемы применения технологий в образовании

Важно заметить, что, несмотря на высокую эффективность данных технологий в образовательной сфере, они не изменяют традиции, установившиеся за годы функционирования этой отрасли. Компьютерные технологии лишь дополняют их. Со временем им предстоит стать их частью, ведь технологии обязательно войдут в основу образовательного процесса.

При этом для разработчиков компьютерных программ, нацеленных на обучение школьников и студентов, от этого легче не становится, ведь перед ними стоит множество проблем, начиная от невозможности абсолютного использования компьютерных технологий на уроке до сложности составления образовательных задач.

При всем стремлении к совершенству компьютеры все равно остаются машинами, которые выполняют шаблонную работу, а обучение – творческий процесс. Эту составляющую как раз и обеспечивает преподаватель. К тому же многое решает индивидуальный подход к обучающимся, ведь все люди разные и определенного шаблона поведения для каждого нет.

Таким образом, компьютерные технологии еще долго не станут универсальным средством получения образования для миллионов людей, роль преподавателя по-прежнему остается решающей, а компьютеров – вспомогательной. Хорошо это или плохо – каждый решает сам, но это факт.

современные компьютерные технологии

Как решить эти проблемы?

Сразу стоит понять, что полностью заменить преподавателя компьютерной образовательной технологией не удастся, поэтому вышеописанные проблемы получится устранить лишь частично. Что именно необходимо сделать хотя бы для этого?

Во-первых, определить приоритетные направления в образовании, где компьютеры смогут упростить работу преподавателей, оптимизировав их время. Например, заполнение журналов, составление и проверка тестов – как минимум эти виды деятельности можно отдать на откуп компьютерам.

Во-вторых, при оптимизации категорически запрещено забывать о качестве образовательного процесса. Например, можно составить тесты для проверки знаний и из года в год давать ученикам одинаковые варианты, на которые спустя время будут известны ответы, и никто ничего не будет учить, а можно хотя бы генерировать эти тесты случайным образом, меняя местами вопросы и изменяя численные данные.

Особенно важно уделить значительное внимание обучению преподавателей работе с современными компьютерными технологиями.

Обучение преподавателей

Чтобы преподаватели комфортно работали с новыми технологиями, которые внедряются в образовательный процесс, следует проводить для них обучение, а именно:

  • выпускать бумажные пособия;
  • устраивать семинары и тренинги;
  • снимать обучающие видео с наглядными примерами и т. д.

К тому же в стране давно работают центры по профессиональной подготовке специалистов по тем или иным направлениям. В один из них можно обратиться.

Виды обучающих систем в образовании

К основным средствам компьютерных технологий в образовании относятся следующие образовательные системы (далее ОС):

  1. Автоматизированная ОС. Она представляет собой человеко-машинную систему, которая используется с целью управления познавательной деятельностью. К автоматизированным ОС, например, относятся электронные учебники по различным дисциплинам.
  2. Экспертно-обучающая ОС. Особенность данной ОС состоит в том, что она способна подстраиваться под уровень знаний ученика или студента в процессе обучения, оценивая его познавательный потенциал и объем знаний, который он усвоил в результате занятия.

Все программные средства, направленные на осуществление образовательной деятельности, создаются с помощью авторских инструментальных сред. К ним относятся различные программы, в которых можно моделировать физические процессы, управлять объектами или составлять алгоритмы решения.

Примерами таких сред служат:

  • NI Multisim;
  • AutoCAD;
  • MATLAB.

На самом деле подобных программ огромное количество.

использование компьютерных технологий на уроке

Технологии в сфере управления

Разумеется, компьютерные технологии в образовательной деятельности – не единственная область использования данного научного достижения. Как было сказано выше, они применяются повсеместно. В частности, широко применяются в управленческой среде и в работе с кадрами.

Зачем в управлении технологии?

Применение современных компьютерных технологий в данной отрасли обусловлено повышением эффективности работы управляющего персонала. Что подразумевает под собой повышение эффективности? Например:

  • оптимизация времени, выделяемого на работу со специалистами;
  • упрощение документооборота (работа с каждым сотрудником подразумевает оформление специально для него значительной документальной базы);
  • повышение эффективности передачи информации (своевременное и четкое донесение любых данных – один из факторов успешного функционирования любой организации).

Правда, внедрение данных технологий требует внесения серьезных изменений в деятельность всей отрасли. В частности, это касается:

  • структуры менеджмента;
  • регламентов и документов, на основании которых осуществляется управление персоналом;
  • потенциала специалистов;
  • системы ведения учета документов;

Это имеет отношение и к системе передачи информации. Все их связывает технология компьютерного управления.

компьютерная образовательная технология

Информационный ресурс и технологии

Особое внимание при внедрении современных технологий в сферу менеджмента стоит уделить работе с информацией. Чтобы понять, почему это действительно так важно, лучше привести пример.

Сначала стоит рассмотреть ситуацию в контексте, когда роль технологий в управлении незначительная. Владелец огромной компании с большим количеством филиалов в разных регионах страны или даже мира отдал распоряжение о внедрении нового принципа производства продукции.

Эта информация через довольно долгое время (пусть интернета не существует) дойдет до руководителей филиалов, те передадут ее начальникам на местах так же спустя некоторое время, и только тогда процесс внедрения запустится. Кто знает, сколько времени будет потрачено на одно только донесение информации? День? Неделя?

Что, если эти же данные необходимо донести при наличии современных технологий? Тогда время оповещения персонала сократится в разы. С помощью интернета и других средств связи информация из Москвы в Берлин, а из Берлина в Сингапур передается даже не за часы, а за минуты, секунды.

Чем быстрее подчиненные будут знать свою новую задачу, тем быстрее она начнет реализовываться. Время – деньги. В этом и состоит очевидный плюс внедрения новых технологий в систему передачи информации между сотрудниками.

средства компьютерных технологий

Примеры внедрения технологий

Самый очевидный пример повышения эффективности управленческой деятельности – ее автоматизация. Например, назначение ответственных за выполнение той или иной задачи, исходя из конкретных параметров эффективности сотрудника, автоматическое генерирование необходимых к выполнению задач и т. д.

Правда, в данном случае ситуация аналогична той, что описана в образовательной сфере. Машина пока не может полностью заменить человека. Безусловно, где-то полностью автоматизированный подход, может, и имеет место, но в большом количестве ситуаций по-прежнему требуется непосредственное участие руководителя, ведь только грамотный управленец знает положительные и отрицательные стороны своих подчиненных, их шаблоны поведения в различных ситуациях. Так анализировать людей компьютеры пока не научились.

Управление персоналом и организация работы объектов по-прежнему остается творческим и индивидуальным процессом, предназначенным для человека, который технологии могут облегчить, но полностью заменить в нем людей они не в состоянии.

Выполнять рутинные операции (сортировка документов, например) компьютеры, конечно, могут, но осуществлять стратегическое управление им не под силу.

Роль технологий в других областях

Далее будут приведены примеры использования компьютерных технологий в различных областях жизни:

  1. Сельское хозяйство. Благодаря компьютерному моделированию местности и спутниковому наблюдению за объектами, производители сельхозпродукции могут не только выбирать наиболее выгодные места для посадки, но и производить ее с высокой точностью (ровные боровки, например), что значительно упрощает обслуживание территории (обработка специальными растворами или окучивание).
  2. Экономика. С помощью современных технологий и мощностей, которые они обеспечивают, экономисты могут производить сложные расчеты, моделируя, например, «поведение» экономик стран на годы вперед с большой точностью, и на основе этих данных строить правильную модель развития.
  3. Спорт. Достижения науки, невозможные без компьютерных технологий, позволяют составлять наиболее эффективные программы тренировок спортсменов, благодаря чему последние добиваются высоких результатов.
  4. Энергетика. Считывание сигналов со специально запрограммированных датчиков позволяет специалистам вовремя узнавать, какой объект требует ремонта, замены или модернизации. Это не только улучшает экономические показатели функционирования энергетических предприятий, но и значительно уменьшает риск возникновения аварийной ситуации, что, несомненно, является очень важным в данной сфере.

Такие примеры можно привести буквально в каждой сфере жизнедеятельности человека, ведь 21 век – век технологий.

технология компьютерного управления

Какой вывод можно сделать из приведенной выше информации о применении компьютерных технологий?

Информационные технологии, безусловно, со временем станут неотъемлемой частью жизни людей. Они уже применяются во всех сферах: от сельского хозяйства до экономики. Процесс технологизации общества начался.

Правда, использование компьютерных технологий пока возможно в ограниченном объеме, так как никакие, даже самые современные машины, и программное обеспечение, и искусственный интеллект неспособны заменить профессионала своего дела. Хотя рутинные задачи уже можно автоматизировать и избавить от их выполнения людей.

Это касается использования компьютерных технологий в управлении, в образовании, в производственной сфере и т. д.

Классификацию информационных технологий можно осуществлять по сферам их применения. Выделяют экономические, в т.ч. бухгалтерские, правовые, офисные, кадровые, маркетинговые и другие информационные системы, системы автоматизированного проектирования (САПР) и управления различными процессами, например, производственно-технологические или производственно-технические (АСУ ТП), а также комплексные, корпоративные и интегрированные информационные системы.

По уровню управления информационные технологии делят на: стратегического, тактического и оперативного характера.

По сферам применения информационные технологии укрупнено можно разделить на информационные технологии, связанные с выполнением деловых, производственных, научно-исследовательских и научно-технических, социальных, учебных, культурно-досуговых и иных информационных процессов. При этом осуществляется обслуживание предметных областей, отражающих: финансовую и правовую деятельность; математические и иные вычисления, статистику, налоговую и страховую деятельность, обучение, культурный досуг и другие.

По функционирующей информации в различных отраслях в информационных технологиях выделяют: государственную, юридическую (законодательную), финансовую (экономическую), производственную, научно-техническую, используемую в различных областях знания, учебную, социальную, культурную, развлекательную и другие. При этом, например, финансовая информация подразделяется на: бухгалтерскую, банковскую, налоговую и иную.


2. Применение информационных технологий

Выделим наиболее важные направления применения информационных технологий:

1. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).

2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.

3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.

5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль: ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности; способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.

6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.

7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.

В каких бы направлениях не применялись информационные технологии, они практически всегда связаны с обработкой информации.

Каждый из вас хотя бы раз слышал об IT, и некоторые даже мечтают найти работу в этой сфере, считая ее подходящей только для людей со сверхспособностями.

Плата

Сокращение ИТ образовано от такого словосочетания, как информационные технологии. В этой статье я расскажу, что это такое, с какой целью используется, какие виды бывают.

Информационные технологии — это.

Информационные технологии — это процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации и методы реализации таких процессов.

Большинство людей приравнивают понятие к компьютерным технологиям, потому что с их помощью ИТ стали развиваться быстрее.

Несмотря на то, что концепция информационных технологий считается тождественным понятиям компьютер (это что?) и компьютерная сеть, использование концепции IT саму по себе нельзя ограничивать только компьютерами.

Информационные технологии состоят из таких компонентов, как:

  1. программные средства — прикладные и системные;
  2. организационно-методическое обеспечение;
  3. технические средства ИТ.

Что такое средства IT

Средства информационных технологий — это разновидности компьютерной техники, с помощью которых ищется, обрабатывается и передается информация.

Они нужны для того, чтобы ускорить и облегчить выполнение ряда задач.

Средства IT бывают трех видов:

  1. вычислительные — автоматизированные устройства для сбора и обработки информации;
  2. организационные — разные виды оборудования для выполнения технических задач;
  3. коммуникационные — техника: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, планшеты и прочие приборы.

Среднестатистический человек в повседневной жизни использует только коммуникационные средства. Вычислительные и организационные устройства предназначены для решения важных задач специалистами в сфере IT.

Этапы развития информационных технологий

Считается, что информационные технологии начали развиваться после появления компьютеров. Но на самом деле их история уходит далеко в прошлое вплоть до первобытных времен, когда люди делились данными с помощью наскальных рисунков.

Рассмотрим основные этапы развития информационных технологий:

    Ручные ИТ (с античных времен до второй половины XIX века). Главными инструментами информационных технологий в то время были ручное перо, книга, чернильница.

Взаимодействие между людьми проходило путем отправки писем, а главной его целью являлось донесение информации (это что?) до адресата таким образом, чтобы он понял, что ему хотели сообщить.

График

Персонализируются АСУ, автоматизируется бытовая техника, средства связи и оргтехника, развиваются локальные и глобальные компьютерные сети. Человечество все больше задействовано в развитии IT, появляются новые профессии, связанные с отраслью.

Классификация (виды) информационных технологий

В настоящее время существует несколько признаков, по которым происходит классификация информационных технологий.

  1. способ реализации в АИС (автоматизированных информационных системах);
  2. степень охвата задач управления;
  3. классы технологических операций;
  4. тип пользовательского интерфейса (все, что мы видим на экране компьютера, планшета, смартфона);
  5. варианты использования сетей электронно-вычислительных машин;
  6. предметная область;
  7. и другие.

Пройдемся подробнее по большинству из указанных выше признаков.

Классификация по способу реализации ИТ

По способу реализации информационные системы можно поделить на следующие виды:

  1. Традиционные. Существовали до того, как компьютерные технологии стали популярными. Их главной задачей было снижение трудоемкости пользователей и помощь с реализацией сложных задач.
  2. Современные. Главная задача — обеспечить эффективное управление в режиме реального времени.

Классификация по степени охвата задач управления

Говоря о степени охвата задач управления, можно выделить несколько видов IT:

  1. электронную обработку данных;
  2. автоматизацию функций управления;
  3. поддержку принятия решений;
  4. электронный офис;
  5. экспертную поддержку.

Классификация по видам выполняемых технических операций

ИТ делятся на такие виды, как:

  1. работа с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами;
  2. системы управления базами данных;
  3. гипертекстовые и мультимедийные системы (в частности, компьютерная графика).

Виды ИТ по типу пользовательского интерфейса

Вот несколько видов информационных технологий согласно этой классификации:

  1. пакетная — исключает влияние пользователей на обработку данных в автоматическом режиме;
  2. диалоговая — дает возможность пользователю взаимодействовать с информационными ресурсами практически без ограничений;
  3. сетевая — предоставляет средства доступа к распределенным информационным и вычислительным ресурсам;
  4. интегрированная — объединение различных типов ИТ в единую систему.

Классификация по обслуживаемым предметным областям

Согласно обслуживаемым предметным областям, информационные технологии имеют разную классификацию. Это настолько большой вид, что для его полного описания нужно создать целую статью.

Клавиатура

Например, только в экономике можно выделить бухгалтерский учет, страховую, налоговую деятельность и многое другое.

Применение IT в повседневной жизни

Мы уже поговорили о таких понятиях, как информационные технологии, и узнали, для чего они необходимы. Каждый из нас сталкивается с IT в повседневной жизни: они делают нашу жизнь проще и веселее.

Информационные системы и технологии обычно применяются для следующих целей:

  1. развлечения: просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, компьютерные игры;
  2. получение доступа к информации, просмотр новостей, получение данных;
  3. общение в социальных сетях, мессенджерах (это как?), чатах, по электронной почте (это как?) и по сотовому телефону;
  4. обучение: вебинары (это что?), справочники, онлайн-уроки, учебники в электронном формате;
  5. обработка информации: графические редакторы, программы для расчета данных, создания программного обеспечения, обработки звука, видео и так далее.

Вот и все, дорогие друзья. Я попытался простыми словами раскрыть понятие информационных технологий, объяснить, что это такое и для чего необходимо.

По традиции в конце статьи прикрепляю видео по теме:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Сейчас, благодаря информационным технологиям создаются новые индустрии, хоть те же компьютерные игры, информационные порталы, всякие развлечения. Ну а айтишники с программистами без работы в этом веке точно не останутся.

Читайте также: