Настройка азимута головки кассетной деки на компьютере

Обновлено: 03.07.2024

В дополнение ко всему вышесказанному, привожу практический метод установки ТОЧНОГО азимута головок, заимствованный из опыта работы с Open Reel Machines. От других он отличается тем, что не требует использования специальной измерительной ленты.

1. Предварительную регулировку азимута ГВ производят по фонограмме.

2. На чистую ленту записывают сигнал частотой 10 или 15 кГц. Уровень записи должен быть максимально возможным, при котором обеспечивается форма сигнала без видимых искажений.

3. Ленту переворачивают основой к головке и замечают первоначальное положение шлица регулировочного винта ГВ. Далее, при воспроизведении следует установить такой азимут ГВ, который обеспечивает максимальный уровень сигнала в каждом канале (на милливольтметре, подключенном к линейному выходу). Если имеется осциллограф, то лучше подключить его вместо милливольтметра, используя метод настройки азимута по форме эллипса, описанный выше Раулем. При этом добиваются превращения эллипса в прямую линию, заметив на какой угол повернут шлиц регулировочного винта. Далее, необходимо повернуть этот винт назад на половину замеченного угла.

4. Повторяют весь процесс настройки с п. 2 еще раз и поступают так до тех пор, пока при прямом и обратном воспроизведении, сделанной каждый раз заново записи, отпадает необходимость в повороте регулировочного винта.

5. Если на вашей деке установлены физически раздельные головки записи и воспроизведения, то вся процедура настройки несколько усложняется. При этом, перед каждой записью (п.2) необходимо установить азимут ГЗ соответствующий азимуту ГВ, используя описанные выше методы. Затем эту запись выполняют еще раз, чтобы азимут записанного сигнала был постоянным, и переходят к п. 3.

6. В последнюю очередь регулируют положение стирающей головки. При этом на ленту предварительно записывают сигнал частотой 3150 Гц с максимальным уровнем. Затем стирают эту запись, отключив генератор НЧ, и установив регулятор записи в минимальное положение. Далее определяют положение стирающей головки, при котором стертый сигнал имеет минимальное значение на линейном выходе. В большинстве случаев ГС достаточно установить на слух.

Да, хорошая механика - основа для кассетника (. Как впрочем и для всего остального как ни странно. Даже дня усилителя!) Но вот насколько эффективно можно "держаться" азимута при проигрывании даже одной и той же кассеты на одном и том же мафоне? Я сомневаюсь, что это эффективно. Факторов масса - Пэдро их перечислил. Неужели вы думаете, что стабильность свойств того же ролика одинакова даже в течение одного часа? Конечно же нет!
Т.е. ленту мотает поперек бошки как дерьмо в проуби если взять масштаб, сопоставимый с шириной зазора или с величиной домена. Ту да же втягиваются пылинки, ворсинки и всякий разный срач - и так просто и статикой. Представили? Положим теперь, что у нас все хоккей, зазор ГЗ строго параллелен зазору ГВ и перпедикулярно все краю ленты, как у татар. Теперь поехали писать, мотает. Какова рвероятность, что "моталово" при записи совпадет с "моталово" при воспроизведении? А если много раз? Правильно, НУЛЮ она равна! Набирается некая статистическая среняя величина, разброс которой должен уложиться в некий допуск, обуславливающий приемлемую картину фазовой разножопицы каналов.
Из этого следует выводы:
- что "утонченность" механики деки хороша до определенного предела;
- что за азимутом надо следить в динамике;
- что как ты не старайся, а все равно как рыба об лед;

Кстати, в Наках с автоматическим кручением азимута применяется система настройки именно по разбегу фаз. А вот вопросы которые меня мучат давно уж:
1) Как лучше - настаривать азимут ГЗ под ГВ или наоборот? В 1-м и 2-м поколении НАКов крутилась ГЗ, в третьем - ГВ. Правда в 3-м и на один направляющий больше.
2) Неужто азимут у НАКов 1-2 поколений как-то отличается от общепринятого? У меня 682-я машина, у отца 482-я, а также маю и другие машинки и что-то я не заметил особых отличий. Метода кручения может разная (см. выше), но результат один должен быть, как в Африке.

Если большинство фирменных кассет, не смотря на чистку, звучат глухо, то вы можете попробовать самостоятельно подстроить азимут головки. Всё, что для этого нужно – это маленькая крестовая отвёртка, которой нужно подрегулировать один из винтов, которыми закреплена головка.

Найдите кассету, которая гарантированно была записана на промышленном оборудовании. Идеально подойдет кассета К-3ЛИТ-1-Ч-4.
Если у вашего магнитофона снимается накладка кассетоприёмника, то снимите её, вставьте кассету и закройте кассетоприёмник, если же нет, то осторожно вставьте кассету внутрь помимо кассетоприёмника и прижмите её по центру большим пальцем (в этом случае рекомендуется использовать кассету, которую не слишком жалко, т.к. при случайном ослаблении прижима или незначительном перекосе кассеты возможно зажёвывание ленты).
Нажмите на воспроизведение.
Если головки вашего магнитофона находятся внизу, то винт, регулирующий азимут, находится слева от головки, если наверху – то справа.
Медленно поворачивайте винт сначала в одну сторону, затем в другую, не более чем на один оборот. Найдите положение при котором звучание наиболее отчётливо.
Если вы регулируете азимут впервые, то винт закреплён лаком, который легко ломается при первом повороте. Для точной профессиональной настройки азимута можно использовать специальную тестовую кассету с записью высокочастотного сигнала 15-18 кГц (продаются на аукционах) и осциллограф.

магнитная головка азимут

Установите тест-кассету для регулировки азимута (К-3ЛИТ-1-Ч-4) в карман кассетоприемника и нажмите кнопку «PLAУ».

На осциллографе вы должны будете увидеть фигуру Лиссажу, используйте регулировки осциллографа, чтобы добиться одинаковой амплитуды обоих сигналов.

На экране осциллографа должна появиться картинка, приведенная на рис.

С помощью регулировочных винтов азимута добейтесь правильной картинки на экране осциллографа (прямая линия под углом 45 ).

азимут

НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Примечание: по мере увеличения частоты сигнала регулировка становится все более точной. На высоких частотах линии добиться практически невозможно. Добейтесь максимально возможного результата.

Нажмите «STOP» и вытащите тест-кассету.

Измерение и настройка азимута (профессионально)

Азимут
Азимут, это угол между дорожкой (которая всегда параллельна ленте) и прямоугольным зазором электромагнита. Скажем, одев лыжи и устремившись классикой, мы держимся колеи, чтобы каждая лыжа катилась сама без надобности в "рулевом управлении". В этом случае достигается высокая скорость движения лыжника. Если пытаться поворачивать лыжу на какой-то угол, то это будет не только задерживать движение но и разрушать лыжню. Вот примерно так и со звукозаписью. Записывающая головка создала тоненькую "магнитную лыжню" на обе лыжи, поэтому вращая электромагнитной головкой при воспроизведении нам необходимо попасть в колею, чтобы обеспечить звучание с максимальным качеством.

Поддержание азимута магнитной головки в точно выставленном положении является, наверное, самой сложной задачей в записи на ленту.
Для энтузиаста подобной записи эта проблема одна из самых важных.

Определение механического азимутального угла
Все сигналы записываются на магнитное покрытие ленты магнитным потоком, параллельно ее продольной оси. Обычно допустимое отклонение механического азимутального угла составляет ± 300 микрорадиан (т.е. ± 1 угловую минуту).

Более типичным способом оценки азимутальной ошибки является угол сдвига электрических фаз между внешними (находящимися ближе к краю ленты) каналами многодорожечного магнитофона (в случае кассетного магнитофона таких каналов всего 2 – левый и правый). Сдвиг фаз зависит не только от ошибки установки азимутального угла механически, но также и от ширины ленты, скорости ее движения, а также частоты, используемой для измерения.

Методы абсолютного измерения азимута
В разные времена предлагались различные схемы измерения абсолютного механического отклонения азимута головок магнитофонов. К сожалению, мне не известна ни одна из них, которая бы не содержала собственные источники ошибок. Как часто бывает при записи на пленку, «другой» механической системы (т.е. внешней по отношению к магнитофону), которая была бы более чувствительна или более точна, чем сам магнитофон, попросту не существует! В большинстве случаев «альтернативные» системы характеризуются еще более низкой чувствительностью и погрешностью измерений, чем магнитофон!

Наиболее надежной схемой является измерение сдвига электрических фаз с переворотом магнитной ленты рабочим слоем вовнутрь и воспроизведением сигнала с обратной стороны. Таким образом, ошибка в азимуте переворачивается на 180 градусов.

Источники ошибок
Будем исходить из того, что азимут измеряется путем измерения фазового сдвига или по временной задержке между двумя (обычно крайними) каналами магнитофона. При этом необходимо быть уверенным, что фазовые характеристики головок и усилителей идентичны. Обычно это так и есть, но лучше удостовериться. Воспользуемся индуктивной петлей и подведем магнитный поток к головке воспроизведения. Будем следить за тем, чтобы каналы оставались в фазе по всей длине исследуемого частотного диапазона. Поскольку эта система является минимально-фазовой, любые отклонения в частотной характеристике каналов (даже за пределами слышимого диапазона частот) найдут свое отражение в фазовой характеристике слышимого диапазона. Даже различия в резонансной емкости головки и демпфирующем резисторе могут вносить вполне измеряемые фазовые ошибки, которые, правда, очень малы по сравнению с механическими.

В любом ЛПМ существует несколько различных источников механических огрешностей, которые оказывают влияние на движение ленты (точнее, его непостоянство) и, тем самым, приводят к искажению азимутальных установок. К ним относятся:

• Различия по высоте в укладке пленки на катушках и/или различия по высоте размещения самих катушек и/или различия в толщине краев ленты – все это может приводить к тому, что лента будет подаваться к магнитным головкам на разной высоте (в поперечном направлении), и, следовательно под различными углами по отношению к зазорам головки.
• Ошибки в установке «зенита» как головок, так и направляющих, которые приводят к отклонению движения ленты от прямого направления, которое в свою очередь зависит от натяжения ленты и ее «податливости», и, следовательно, азимутальной ошибки, которая изменяется в зависимости от натяжения ленты у поверхности головок.
• Ошибка в «азимуте» ведущего вала ЛПМ, который втягивает ленту на или стягивает с головки, изменяя таким образом угол между головкой и лентой.
• Отполированный ведущий вал, который позволяет прижимному резиновому («пассивному») ролику направлять ленту, особенно в том случае, если ось ролика не саморегулируема и не точно параллельна ведущему валу. А если ширина ролика превышает ширину ленты, так что ведущий вал приводит в движение ролик, который в свою очередь цепляется за обратную сторону ленты и протягивает ее, то этот эффект становится очень похож на предыдущий, в котором «азимутальную» ошибку нес в себе ведущий вал.
• Обе вышеприведенных ошибки (азимутальная ошибка самого ведущего вала и прижимного ролика) могут «работать» в противоположных направлениях, так что при одном натяжении ленты лента будет «сползать» с ведущего вала (выдавливаться наружу), а при другом – выдавливаться внутрь .
• При переворачивании ленты (рабочим слоем вниз) различия в коэффициенте трения рабочего слоя и основы могут приводить к различиям в направлении движения ленты.

Наконец, эффект, который наблюдается на всех лентах без исключения. Записываем на отрезке ленты тестовый сигнал, затем разрезаем его на две половинки. Очевидно, азимут на обеих кусочках одинаков, как и должно быть. Один из кусочков убираем в шкаф, а другим пользуемся на регулярной основе для проверки/легкой коррекции азимутов в деках. По прошествии месяца или двух сравниваем «азимуты» на ленте пользованной и отложенной, и обнаруживаем, что они существенно различаются (точных значений, увы, под рукой нет).

Совершенно непонятно, каким образом лента изменяется, но этот опыт прекрасно повторяем. Это означает, что постоянное использование одной и той же мастер-ленты для установки азимута не гарантирует его постоянства! Это также означает, что, если при сравнении «азимута» (понятно, что речь идет об азимуте, который устанавливается с помощью ленты, а не об азимуте самой кассеты – это нонсенс) новой калибровочной ленты с «азимутом» попользованной обнаруживается разница, то возможны два варианта: либо они были по-разному записаны (в заводских условиях тоже возможны различия), либо на старой кассете из-за слишком частого ее использования «азимут» попросту «уплыл в сторону» от первоначального.

Измерение фазового сдвига
Электронно-лучевой метод

Электронно-лучевая трубка (тот же двухлучевой осциллограф, например) хорошо подходит для определения фазового сдвига между двумя напряжениями одной и той же частоты. Таким образом, если одно напряжение подать на горизонтальные отклоняющие электроды, а другое – на вертикальные, то в результате на экране можно будет наблюдать эллипс, форма которого зависит от относительной фазы и амплитуды этих двух напряжений.
Разность фаз φ для двух волн дается формулой:

где А – это Y-координата наивысшей точки эллипса, а В –координата точки пересечения эллипса оси Y (понятно, X=0). Для случая, когда эллипс превращается в окружность (что соответствует разности фаз 90 градусов) A=B. Для случая, когда эллипс стягивается в прямую линию (что соответствует разности фаз 0 или 180 градусов) наклоненную к осям под углом 45 градусов, B=0).
------------------------------------------------------------------------

Для абсолютно точного выставления глубины посадки ГВ применяется специальная лента с сигналом 1К, который записан МЕЖДУ обычными дорожками. Т.е. идеалом является достижение такого положения ГВ по глубине, когда 1К НЕ СЛЫШНО ни в одном канале.
Для выставления азимута используется, понятно, лента либо с 10К, либо с 15К.
Без этого высшего качества записи не добиться никак.

В дополнение ко всему вышесказанному, привожу практический метод установки ТОЧНОГО азимута головок.

1. Предварительную регулировку азимута ГВ производят по фонограмме.

2. На чистую ленту записывают сигнал частотой 10 или 15 кГц. Уровень записи должен быть максимально возможным, при котором обеспечивается форма сигнала без видимых искажений.

3. Ленту переворачивают основой к головке и замечают первоначальное положение шлица регулировочного винта ГВ. Далее, при воспроизведении следует установить такой азимут ГВ, который обеспечивает максимальный уровень сигнала в каждом канале (на милливольтметре, подключенном к линейному выходу). Если имеется осциллограф, то лучше подключить его вместо милливольтметра, используя метод настройки азимута по форме эллипса, описанный выше. При этом добиваются превращения эллипса в прямую линию, заметив на какой угол повернут шлиц регулировочного винта. Далее, необходимо повернуть этот винт назад на половину замеченного угла.

4. Повторяют весь процесс настройки с п. 2 еще раз и поступают так до тех пор, пока при прямом и обратном воспроизведении, сделанной каждый раз заново записи, отпадает необходимость в повороте регулировочного винта.

5. Если на вашей деке установлены физически раздельные головки записи и воспроизведения, то вся процедура настройки несколько усложняется. При этом, перед каждой записью (п.2) необходимо установить азимут ГЗ соответствующий азимуту ГВ, используя описанные выше методы. Затем эту запись выполняют еще раз, чтобы азимут записанного сигнала был постоянным, и переходят к п. 3.

6. В последнюю очередь регулируют положение стирающей головки. При этом на ленту предварительно записывают сигнал частотой 3150 Гц с максимальным уровнем. Затем стирают эту запись, отключив генератор НЧ, и установив регулятор записи в минимальное положение. Далее определяют положение стирающей головки, при котором стертый сигнал имеет минимальное значение на линейном выходе. В большинстве случаев ГС достаточно установить на слух.

магнитная измерительная лента

Я вам расскажу, как мы в радиомастерской настраивали кассетные магнитофоны .
Про тест ленту
Для кассетников тест-лента уровня была двух типов:
намагниченностью 185 и 250 nWb и частотой 400 или 315 Гц.
Соответственно на лин выходе выставляли 500 или 775mV
Лента для установки скорости и контроля девиации частотой 3250 Гц ( или 3125Гц, точно не помню)
Лента ЧВН ( частота, высота, наклон ) представляет собой запись пачек разных частот. Мы её звали штаны - по похожести на осциллографе.
Были разные вариации: ленты с записью частот и немецкий девичий голос нам говорил какую частоту мы слушаем. И т.д.
Что нам потребуется для настройки:
1. Тест-лента.
2. Стрелочный милливольтиетр с децибельной шкалой.
3. Генератор Низко Частотный. с db- децибельным переключателем уровня.
4. Осциллограф

стрелочній вольтметр

генератор сигнала

осцилограф

Хочу сказать, что без тест ленты уровня настроить магнитофон невозможно.
Это краеугольный камень всей работы - эталон!
Я имею ввиду профессиональную настройку.
Будем считать, что маг полностью отремонтирован.
Настройка воспроизведения.
Ставим тест-ленту уровня и выставляем на линейном выходе 775mV ( 500mV )
Индикаторы ставим на ноль.
Далее ставим частотную ленту и регулируем АЧХ.

лента для настройки АЧХ

К 3ЛИТ1.Ч 4

Осцилограммы на линейном выходе кассетного магнитофона.


Канал воспроизведения настроен.

Теперь запись.
Для записи надо хорошую, новую ленту. Для кассетников мы использовали АМПЕКС C-90 Type-I
Маг настроенный на эту ленту записывал хорошо на все ленты.
Пишем уровень 400Гц с уровнем близким к номинальному.

Теперь надо поймать такой момент:
Ток подмагничивания ставим на минимум и пишем увеличивая его.
Уровень записи растёт ( лента промагничивается ) и, когда он достигнет максимума
увеличить подмагничивание, так что бы уровень записи упал на 2db.
Теперь настраиваем уровень записи, чтобы на линейном выходе было 775mV ( 500mV )
Индикаторы - это для клиента . Мы смотрим на милливольтметр и осцил.
Уровень записи настроен.
Теперь падаем на 20db вниз и пишем частоту 1кГц.
Генератор переключаем на 10кГц и выравниваем АЧХ канала записи.
Подстраиваем запись на максимальной частоте 12кГц - 14кГц ( кассетник )
Тут имеется маленькая тонкость:
Можно выровнять уровень на максимальной частоте подмагничиванием,
а можно и корректировкой АЧХ канала записи.
Руководствоваться надо следующим:
Если уровень маленький, а канал записи выдаёт на пределе, то лучше уменьшить подмагничивание.
Если верха задраны, то уменьшить подъём в канале записи.
Вообще надо стремится к тому, что бы головка работала, а не выкручивать потенцы и катушки канала воспроизведения/записи.
Нельзя задирать высокие при записи - максимум на 1 - 1.5db.
В противном случае запись звучит плохо - дёшево
Эту настройку надо повторить на все типы лент.


Всем привет! обращаюсь к знатокам ! нужна информация по настройке головки со сквозным каналом! знаю, что просто так, без приборов и калибровочной ленты это дело не айс, но что поделать-нет у нас специалистов в городе ! а проблема возникла при записи- одна сторона кассеты пишет хуже-предполагаю лента лежит не ровно к плоскости головок ! на схеме мной нарисованной(не судите строго) подскажите, какой винт за что отвечает! раньше настраивал-давно это было-все позабыл!:-)



Комментарии 42


Здравствуйте вы решили проблему по настройке головы ?, у меня на акае gx-75 вот какая фигня, при записи кассеты подтирает один какнал другой стороны, получается одну сторону записал и начинаешь записывать другую сторону так начинает стирать ту сторону что записал до этого, скажите в чём причина если сталкивались заранее благодарю


Привет! У тебя просто навсего сбит азимут на головке! Нужна точная настройка ! Мне делал Александр Городилов из Озёрска, я ему деку отправлял!


Спасибо, а наклон и высота головы может влиять, вроде как азимут по частотам ну по звучанию влияет, да азимут крутили но не думаю что на столько он влияет


У тебя происходит стирание записи, значит головка стоит стоит как бы повернута в одну сторону, это и есть если я не ошибаюсь азимут! Короче один фиг нужна тестовая кассета! На слух очень трудно все выставить! Да и вообще полностью проверить лентопротяжный тракт! У тебя два тонвала?!


Да два, согласен что без кассет трудно что то настроить, но щас такое время что мастерские а тем более по такому только в столице ) и то раз два и обчёлся, вот приходится делать самому (


Ну тогда да, самому! Попробуй настраивать в режиме записи !


Понял буду тестить (







у меня нет таких проблем как на видео! да и лентопротяги разные! поменял только Идлер ! механика вообще отличная-это Акай! когда брали в 86 году.друзья хапали техниксы, айвы, соньки… все померли ! а мой живет!


Чем одна сторона кассеты отличается от другой? И при чем тут настройка положения головки?



блин-я даже и не знаю.:-(( не знаток в этом! но почему то одна сторона лучше пишет -в чем причина вот вопрос ! может лента ?! хотя максвел хром-лента в идеале ! без единой деформации . причина конечна может и в другом-ролики прижимные или ещё что там ! у нас в городе нет мастеров.:-((( а до Москвы далеко.:-(( была бы возможность-отправил бы аппарат на профилактику !был один адрес -из Новосибирска чувак занимается дистанционным ремонтом-но потерял контакты :-( может у Вас кто так берется ?! :-)


Дистанционный это с пересылом?
Попробу одну кассету какую не жалко переделать в настроечную под зеркало. Само зеркало сделай из диска от винчестера.




Дистанционный это с пересылом?
Попробу одну кассету какую не жалко переделать в настроечную под зеркало. Само зеркало сделай из диска от винчестера.


Кассету достаточно разобрать, ну и деку желательно.



Спасибо за ролики, но это бы автору поста. Я подобным начал заниматься еще в 88 году примерно…



ролики то я посмотрел, а что толку ! конкретно ни чего не сказано! настройка головки дело тонкое- просто так визуально хрен что сделаешь! лентопротяг у меня отличный-ленту не тянет.не жует! а вот сама башка похоже сбилась, воспроизводит нормально, запись нет! нужны приборы, тестовую кассету!


Если воспроизводит нормально, а пишет не той же головой не ахти, я бы начал с проверки подмагничивания.



а где она находится эта проверка тока подмагничивания! вот бы знать-у нас город не большой и спецов по винтажным декам нет :-(((




интересная статейка! спасибо! оставил в закладках!




интересная статейка! спасибо! оставил в закладках!


интересная статейка! спасибо! оставил в закладках!

самый интересный момент на форуме, возможно это их болячка




интересная статейка! спасибо! оставил в закладках!

Проблема с записью решена?)



пока нет!нормал пишет на ура! один в один! хром капризничает!, вчера выставил азимут-теперь по каналам ровно идет! пришли ролики, пасики, идлер буду в выходные менять, а там посмотрим! все равно не могу понять, че ему хром стал не нравиться! :-)) к спецу бы его хорошему, да нет у нас их! кстати, как то сохранял я адрес, но потерял, из вашего города спец по декам занимается ремонтом с пересылом! но увы-пропукал данные!


блин-я даже и не знаю.:-(( не знаток в этом! но почему то одна сторона лучше пишет -в чем причина вот вопрос ! может лента ?! хотя максвел хром-лента в идеале ! без единой деформации . причина конечна может и в другом-ролики прижимные или ещё что там ! у нас в городе нет мастеров.:-((( а до Москвы далеко.:-(( была бы возможность-отправил бы аппарат на профилактику !был один адрес -из Новосибирска чувак занимается дистанционным ремонтом-но потерял контакты :-( может у Вас кто так берется ?! :-)

Сколько разных кассет показывают такой результат? на какой стороне запись хуже? У кассеты самым несимметричным по сторонам А и В может быть прижим.

Дано: проигрыватель VPI Scout Junior с тонармом 9" Yoke и звукоснимателем Grado Reference Platinum. Выставляем азимут по приборам (шаблон от Analog Reneissance + пузырьковый уровень).



Ставим тестовую пластинку Cartridge Man, и делаем замеры с помощью соответствующей дорожки. Получаем, что правый канал звучит громче левого примерно на 0,7 дб.


Открываем мануал Фозгометра, например, и читаем: "Если показание для правого канала выше, чем для левого, обычно требуется повернуть головку вместе с держателем по часовой стрелке, глядя спереди".

Делаю все как положено, кручу по часовой. Лучше не становится. Возвращаю азимут в исходное положение, и просто ради интереса поворачиваю на несколько градусов ПРОТИВ часовой. Делаю замеры - и о чудо! - каналы практически идентичны по уровню!

Но в результате мы имеем сильно наклоненную влево голову, что ясно видно на фото. Честно говоря, ставить такое на винил страшновато: все-таки, нагрузка должна распределяться равномерно.


1) Отчего может возникать такое странное явление? Сразу скажу, каналы у меня не перепутаны, проверил тем же тестовым диском. Почему левый канал звучит громче при наклоне картриджа влево (т.е. против часовой)?

2) Допустимо ли эксплуатировать картридж с таким перекосом азимута, если приборные значения приходят в норму только так? Не вредит ли это пластинкам и игле?

3) И еще один вопрос, с азимутом не связанный. Не так давно один пользователь жаловался на недостаток басов с винила. Так вот у меня проблема четко противоположная: баса у меня ПЕРЕБОР! Причем именно с винила, в цифровом тракте такого нет.

Заранее спасибо за уделенное мне время.

Ответы

А вы вопрос с антискейтом решили? Баланс от него зависит . Думаю, что выставить азимут нужно геометрически (ваш первый вариант) и смотреть на сколько корректно работает антискейт.

Антискейтинг на моем тонарме реализован скруткой проводов. Это такое ноу-хау VPI.
Сейчас стоит вот так. Но закручивание проводков на балансе каналов не отражается. Проверено.


Не могу сказать на сколько это правильно. Я бы попытался отрегулировать его (антискейт) путем формирования дуги из проводов и визуально определяя получаемое усилие на гладкой поверхности (как вариант, в подвешенном в 0 состоянии). К сожалению, более точно описать процесс не могу, опытном путем.

Именно так я и делал. Вывешивал тонарм в 0, и согласно инструкции с форума техподдержки VPI, добивался того, чтобы дуга "слегка отодвигала тонарм от центра". Ничего точнее тут не предусмотрено, увы.

очень сомневаюсь что скруткой этих тонюсеньких проводов можно как то настроить антискейтинг. только если вывесить тонарм в нулевой балланс. то ещё можно как то заставить его двигаться скруткой, но, имея прижим полтора-два грамма. ну это смешно просто.

Разделяю Ваши сомнения. Но вот ответ с официального сайта техподдержки VPI:
That’s right, the loop of the Tonearm is your anti skating mechanism. Clockwise rotation of the lemo plug will increase the antiskating force, the opposite will decrease it.If you will float the Tonearm (VTF =0 - be careful,with your cartridge - watch the VPI video first) an indication that the antiskating is about right, is that your Tonearm slowly will return towards the arm rest.

вобщем типический маркетинг в коем американцы преуспели: вроде прекрасный аппарат, ка бы не досадная мелочь, которая как заноза в заднице должна постоянно напоминать пользователю о необходимости покупки полной версии за в десятеро больше денег. собственно я бы колхозил антискейтинг сам: леса, скоба и грузик.

Действительно, антискей сделать не сложно, я тоже сам делал по вашему "рецепту" с леской, скобой и грузиком. Там вылезет проблема, что кабель нынешний всё же буде мешать и нужно как-то решить с ним вопрос, как минимум - чтобы не было скрутки, в идеале - замена. Поэтому самый простой путь видится - замена тонарма.

А может, если уж говорить о замене - то подойти чуть более радикально, и заменить целиком проигрыватель на VPI Scout 2? Антискейт там уже точно имеется штатный, с леской и грузом.
Смущают там меня только 2 вопроса: 1) тонарм одноопорный (на игле), поэтому вообще непонятно, как выставлять азимут, и 2) в описании сказано: Опора тонарма изготовлена из стали и имеет резьбу для кольца, которое необходимо для регулировки VTA (вертикального контроля угла).

То есть резьба есть, а самого кольца для "VTA on the Fly" - получается, нет? Очень уж заколебало в моем нынешнем Scout Jr. лазить все время с отверткой под корпус для регулировки VTA.

Не смогу вам помочь в этом вопросе - опыта маловато. Но одноопорный тонарм, на мой взгляд, не очень удачное решение - довольно капризный к настройке.

"Это такое ноу-хау VPI." - 😲

Да-да. Я и сам был удивлен поначалу.

В физике есть подобные явления. Кода что-то происходит противоположно ожидаемому. Например, метод контрруления на мотоцикле. Может поможет пониманию эта статья?


нет такого явления в механике тонарма, влияние центробежных сил на винилокрутах — миф

азимут по геометрии, а антискейтинг на слух: почему одно не заменит другого

На предпоследнем фото игла стоит вертикально. Или так кажется из-за малого увеличения?

Азимут выставляется только и исключительно по геометрии. Иначе можно получить равные параметры в дБ, но запил пластинок, ускоренный износ иглы и другие искажения, связанные с не корректным следованием иглы канавке.

В принципе бюджетные Градо никогда особой точностью не отличались, даже ходил слух, что в среднем сегменте все "деревяшки" одинаковы, а делят их на модели по тому, насколько точной головка получилась по параметрам. Думаю это не совсем так, но некая доля размышлений тут возникает. По своему опыту я точно знаю, что допуски у разных производителей могут различаться - у одних такое откровенный брак, у других - сойдет. Головки с деревянными корпусами, даже очень дорогие, не совсем точной геометрией иногда грешат. И не только по азимуту, но и по положению головки в корпусе. Но к тонарму то мы крепим корпус. В случае чего приходится вносить коррективы в настройки.

Баса много или мало может быть по самым разным причинам, начиная от собственных свойств стола, головки, тонарма, корректора, и заканчивая полученной резонансной частотой, общей емкостью вместе с кабелем от головки до тонарма, сочетания выхода корректора с усилителем или предусилителем.

Виктор, спасибо. Почитал паспорт своей головки. Разбаланс каналов заявлен 0.5 дБ. Получается, все в допуске?

Получается что почти да. Вот только я бы подумал о замене головки, если честно.

Я тоже подумываю о замене на Grado Reference Sonata. А Вы что посоветуете?

Я бы не стал больше есть кактус. Производитель к этому проигрывателю прилагает Ortofon 2M разных версий (я бы тут не дальше Blue заходил, и вообще я именно к этой линейке неоднозначно отношусь в плане звука) или Quintet Red, если корректор позволяет. Из недорогих, но приличных по звуку ММ головок мне Sumiko Pearl нравится, но вот тут вопрос сочетания - именно такой связки пока не слышал, хотя головка весьма пристойная. Shelter 201 можно было бы попробовать, если найдете.

Спасибо, но Ortofon 2M звучал ужасно даже по сравнению с Grado. Беда какая-то.
А если что-то подороже или MC? Мой корректор Grado PH-1 вроде позволяет работать с МС-головками.

Ortofon 2M звучал ужасно даже по сравнению с Grado

Ortofon 2M black?

2M Red, которым производитель комплектует.

Разница с 2M Black, очевидно, по звуку большая?

2M Red очень простенькая головка. Совсем. Надежная, добротная и недорогая. От нее сложно ожидать чего-то выдающегося. 2M Black по звуку намного интереснее, детальнее, быстрее и точнее, но она острая. Часто эта головка - выбор в своем бюджете тех, кто металл на виниле слушает. Вот там да, хорошо может раскрыться. Но я не помню, чтобы вы металл слушали. Поэтому Квинтеты, которые MC вероятно более интересны - возможно даже не младший Red, а Blue. Их, кстати, тоже производитель рекомендует. А это показательно - американская солидарность у VPI и Grado была сильной и многолетней, но все-таки что-то перевесило, и уверен, что не только бизнес-составляющая.

Пожалуй возьму к черному мм еще черный квинтет для певчего бабья

вставлю свои 5 коп. Имею две тестовые пластинки - 1. Hi-Fi News Analogue Test LP, 2. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP. На обеих есть трек настройки азимута. много лет настраиваю по ним и ес-но сравниваю. У меня было много картриджей, и очень редко, когда настройки совпадали. В основном на винтажных картриджах. И убедился, как и автор, что если настраивать по первой пластинке, делая уровень одинаковым, то голова так же стоит криво. Поэтому я всегда настраиваю по второй пластинке. Проверяя потом настройку по первой, и всегда разница каналов в уровнях 0.5-1 дб.

Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP по ощущениям более стабильно отпрессованы. Физически качественнее. Hi-Fi News Analogue Test LP у меня в виде расходного материала, уже не первая и не вторая и даже не треться (много настроек и тестов), так вот, когда распечатываю новую - проверяю, какова она сама по себе. Хотя такого разбаланса я ни разу не наблюдал.

Настраивать же азимут нужно исключительно по геометрии, при помощи а вот проверять можно разными способами, если эти способы достоверны. Намерить можно много чего, вопрос, как это соотносится с реальностью.

Виктор, спасибо за помощь. И еще вопрос напоследок. Пользуетесь ли Вы DR FEICKERT NG HIGH PRECISION ALIGNMENT TOOL, и если доводилось, то в чем вкратце ее преимущества перед прочими шаблонами?

Использую и такой тоже. Качественно сделан, надежен, удобен. Но в принципе это вещь для профессионального применения, когда настраивать нужно много, а шаблон много раз собирать-разбирать и возить с собой. Плюс у шаблона есть возможность четко зафиксировать при настройке расстояние pivot to spindle, если конечно тонарм позволяет. Если не совсем позволяет есть дополнительные способы фиксации, но в целом это удобно, а шаблоны, которые сделаны по принципу "направьте эту стрелочку на тонарм" меня не устраивают по точности в принципе.

Но надо понимать, что универсального шаблона на все случаи жизни нет, нужно уметь сориентироваться, когда какой подходит, а когда нет. Поэтому инструментов у меня много, есть и покупные, есть и сделанные на заказ по моим чертежам.

Виктор, а вот какое любопытное видео я нарыл. Читал про софт Adjust+ от Dr. Feickert, как раз для приборной настройки азимута. Интересная деталь: после всех замеров программка делает расчет идеального азимута для данного конкретного картриджа. И он может отличаться от строгого перпендикуляра! А как же тогда с порчей пластинок и иглы?

Там много нюансов. Во первых есть ориентир на то, что настраиваются качественные, достаточно точные головки. Во вторых есть разные профили игл, и они не одинаково ведут себя в канавке. Есть разные по податливости головки. Плюс подвижная система у головок тоже разная. Ведь если у вас искривленная пластинка - игла не обязательно сразу срезает с нее стружку на каждом изгибе. Хотя. Она это делает конечно, но в зависимости от параметров - по разному. В ряде случаев этим эффектом почти что можно пренебречь.

Или одноопорные тонармы - они что, всегда идеально следуют азимуту? Вообще то нет, как раз их способность чуть-чуть подстраиваться (т.е. именно следовать, а не стоять строго на позиции) при усилии меньшем, чем прижимная сила и делают смысл существования одноопорников оправданным. Одноопорники тоже бывают разные, задемпфированные и незадемпфированные ведут себя не одинаково.

В целом, вопросы вы задаете весьма тонкие и не простые. Но у меня есть свое отношение к процессу. Игла должна максимально хорошо соотноситься с канавкой. Если разброс слишком велик у головки - это проблемы головки и ее нужно менять. Это весьма упрощенно, но смысл понятен. Кстати, разброс ведь бывает не только "механической" природы, но и обусловленный другими особенностями конструкции. Но все равно менять. Коррекция - лучше всего когда поканальная отстройка есть на уровне фонокорректора. Правда таких аппаратов не много.

Виктор, большое спасибо за Ваше время и ответы. Вы здорово помогаете разобраться.
Я Вас понимаю. Наиболее правильно, чтобы игла и канавка максимально совпадали. Как раз в этой связи вопрос про одноопорный тонарм. Намаявшись со своим VPI Scout Jr, я прихожу к мысли, что нужен другой тонарм. И в этой связи смотрю на VPI Scout II. Он как раз с одноопорным тонармом (и разумеется, с "нормальным" уже антискейтингом). Виктор, у меня вопрос: какие подводные камни есть у этого одноопорника? Доводилось ли Вам тестировать его?
И еще вопрос: хочу приобрести шаблон Dr. Feickert, меня убедила Ваша фраза насчет погрешностей всех этих "направьте стрелочку". Позволит ли мой тонарм сейчас зафиксировать данный шаблон нужным образом? Фото прилагаю.


опять-называется деньги на ветер. этот шаблон нужен тем, кто например. устанавливает другой тонарм. у которого может быть другое монтажное расстояние, ну и ес-но другая эф. длина. а на вертушках, у которых штатный тонарм он и не нужен. ну а шаблон можно распечатать для каждого тонарма индивидуально

Конечно, им он еще нужнее. Но я с Вами не совсем согласен. Dr. Feickert помогает правильно расположить контрольные точки, как раз за счет фиксированной установки на центр опоры тонарма. В остальных же шаблонах читаем: "направьте осевую линию шаблона так, чтобы она смотрела ровно на середину опоры тонарма. " И так далее. Направил, начал двигать тонарм и картридж, чуток двинул диском. А тут миллиметр имеет огромное значение.
Мне, например, до сих пор так и не добиться, чтобы "высокие" не ухудшались ближе к яблоку. Грешу либо на антискейт, либо на неточную настройку картриджа.

Нет, в такой тонарм упереться не во что. Можно, конечно, выклеить точку из изоленты, подогнать, зафиксировать диск клинышком типа резинового шпателя, но это не идеальный вариант. У VPI свои металлические шаблоны, которые весьма неплохо фиксируются угловым вырезом в основание тонарма. По крайней мере с моделям постарше такой шаблон идет в комплекте и он вполне подходит для настройки.

Тонармы VPI так или иначе знакомы все, кроме самого нового старшего, который я только на выставке рассмотрел и пощупал, но настраивать пока не приходилось. Кстати, этот новый штатный не одноопорник, а классической поворотной конструкции тонарм.

VPI Scout II - вот там привычных их недемпфированный одноопорный тонарм. Настроек формально там достаточно, но строится он достаточно муторно, в том числе и по причине точно таких же выходных проводов и всего прочего. В пользовании же нужно приноровиться так аккуратно опускать тонарм на пластинку, чтобы он не очень то в начале проигрывания колебался по азимуту. На мой взгляд это все не очень удобно, и одноопорники я точно предпочту с вязкостным демпфированием. Хотя приноровиться к вертушке VPI Scout II можно, да и звучать она может не плохо в рамках своего собственного фирменного стиля.

А на Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP - уровень одинаковый у Вас выходит? При правильной геометрии.

там немного по другому. где то читал что как то взаимопроникновение каналов. но заодно можно и узнать разделение каналов своей головы

И, кстати, фазгометр вроде работает только со второй тестовой пластинкой, указанной у меня. И адоб аудишн имеет такой же принцип настройки азимута как и фазгометр

Именно поэтому я и не купил Фозгометр. Использую Sound Forge

И он может отличаться от строгого перпендикуляра! А как же тогда с порчей пластинок и иглы?

думается не всегда игла правильно закреплена в кантилевере

А кантилевер - в картридже. Увы. Особенно "ручные сборки" типа Grado грешат этим.
Всяких перфекционистов (вроде меня) такие вещи и способны довести до невроза) То ли дело цифра. Включил - и вперед)

да и меня тоже. взял проигрыватель. в тонарме нет регулировки азимута. вот и попробуй подбери нужной толщины прокладку, что бы правильно отрегулировать азимут

В большинстве случаев это и не требуется. Хороший тонарм и хорошая точно сделанная головка дают точную настройку сами по себе.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Читайте также: