Настройка винилового проигрывателя с помощью компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Предлагаю к вашему вниманию семь простых правил по настройке проигрывателей виниловых пластинок, соблюдая которые вы сможете извлекать из них максимум производительности и качество звука. И мне кажется, что любой поклонник аналогового звука обязан знать все тонкости настройки проигрывателей винила.

1. Установка картриджа в тонарме

Возможно для вас, наиболее кропотливой частью процесса будет являться соединение картриджа с тонармом. Ведь данное действие требует немалой осторожности, чтобы не согнуть консоль или иглу картриджа (это часть картриджа, которая соприкасается с виниловой пластинкой).

Правильная установка и выравнивание имеют решающее значение для уменьшения искажений, ошибок отслеживания и звука в целом.

С помощью предлагаемого оборудования установите картридж в корпус головки тонарма, а если у него имеется съемная оболочка, то устанавливайте картридж со снятой оболочкой - это уменьшит вероятность повреждения и уменьшит нагрузку на точки поворота тонарма.

Вы также можете использовать другой материал для точной настройки звука проигрывателя, но не забывайте, что такое действие может значительно повлиять на картридж и точку резонанса тонарма, что в целом приведет к изменению качества звука.

Не забудьте проверить совместимость картриджа и тонарма перед установкой. Вам необходимо найти общую массу вашего картриджа и тонарма и соответствие картриджа, чтобы обеспечить правильную работу.

Соблюдайте осторожность и внимательность в момент подключения проводов тонарма, так как данное соединение можно легко повредить или сломать. И естественно, после подключения необходимо убедиться в надежности соединения, потому что слабый контакт скорее всего вызовет фон, шум и искажения.

В инструкции от производителя должна быть указанна цветовая кодировка и порядок подключения проводов картриджа:

Правый канал: Красный " + " , Зеленый " - ".

2. Регулировка вертикальной силы слежения VTF

VTF — это сила или давление, которые картридж оказывает на виниловую пластинку. Его необходимо установить правильно, чтобы обеспечить надлежащее скольжение подвески картриджа.

Если пренебрежете данным требованием, то это приведет, с большой вероятностью, к уменьшению динамического диапазона звука. Перед регулировкой отбалансируйте тонарм при помощи прилагаемого балансира, а далее начинай его перемещать во внутрь или наружу, для получения желаемого усилия.

Начинать всегда необходимо с веса, рекомендованного заводом изготовителем, а далее понемногу подстраивайте, до достижения максимально положительного эффекта. Задумайтесь о приобретении цифрового датчика силы, довольно очень полезная вещь для точной настройки.

3. Выравнивание по плоскости проигрывателя виниловых пластинок

Проигрыватель пластинок должен располагаться на ровной, твердой и устойчивой поверхности, что в свою очередь, избавит от обратной связи (вибрации окружающей среды и музыки), которая достигая картриджа отрицательно повлияет на звук.

Выравнивание проигрывателя по уровню минимизирует влияние силы тяжести на скорость вращения "блина" и смещения тонарма.

4. Транспортир тонарма для правильного выравнивания картриджа

Для уменьшения искажений в звуке при работе картриджа с тангенциальным тонармом необходима правильная настройка смещения и выравнивания. Если вы сделаете все правильно, то поверхностный шум и канавка будут значительно уменьшены и тогда появится в звуке больше динамики, и пространства.

Для достижения максимального качества звучания правильная геометрия картриджа имеет основополагающее значение, определяется она эффективной длиной плеча - это расстояние между шпинделем диска и точкой поворота тонарма и его вылет.

Как правило, многие производители проигрывателей комплектуют свои устройства шаблоном для настрой, если такового нет, то его можно приобрести отдельно.

Не забудьте перепроверить VTF, так как он может измениться из-за регулировки картриджа.

5. Регулировка картриджа по азимуту

Азимут — это горизонтальный угол иглы, если смотреть спереди, относительно поверхности виниловой пластинки.

Если не произвести установку картриджа по азимуту, то электрический выход от его генераторов будет неравным, то есть, это приведет к дисбалансу каналов со смещением звуковой сцены в ту или иную сторону.

Стоит обратить внимание на то, что не все тонармы позволяют производить регулировку по азимуту (к примеру, тонармы от Rega).

Самым простым способом регулировки картриджа по азимуту заключается в визуальной оценке на сколько он параллелен виниловой пластинки и если он отклоняется в какую либо сторону, то произвести его выравнивание.

Но проводя такую процедуру невозможно будет учесть производственные допуски, которые могут негативно повлиять на баланс каналов.

Более продвинутый и надежный способ регулировки картриджа по азимуту

Для этого вам понадобится тестовая запись с дискретным (правым и левым) тестовым сигналом, а также с внешним или нулевым тестовым сигналом, например, Ultimate Analogue Test LP (AAPT / Analogue Productions).

Еще вам понадобится фозгометр, для определения одинакового выхода с обоих каналов и также вы можете проверить правильный баланс с нулевым тестовым сигналом, при измерение которого не должно быть выхода (так как оба канала должны быть отключены).

Не забудьте перед использованием правильно откалибровать фозгометр (смотрите инструкцию к устройству), иначе, вы скорее всего получите неверные результаты, а так же еще раз перепроверьте VTF, так как от может измениться после проведенных выше указанных действий.

6. Вертикальная настройка "VTA"

VTA - это вертикальная настройка иглы картриджа, если смотреть сбоку по отношению к виниловой пластинке. Данный параметр можно настроить путем повышения или понижения базы тонарма, но опять же, не все тонармы предполагают настройку VTA (к примеру, тонармы Rega).

Идея заключается в том, чтобы установить угол кантилевера относительно поверхности записи, чтобы он был близок к исходной головке. Как и во всех других параметрах, вы должны иметь в виду, что понижение или повышение тонарма изменит физическое взаимодействие между картриджем и записью, равно как и изменение звука.

Встречаются случаи когда производитель картриджа умышленно наклоняет консоль примерно на 22 градуса к горизонтали, в таком случае установите трубки рычага параллельно поверхности записи должна в соответствие с этим наклоном.

К сожалению, не всегда консоли имеют изначально правильный наклон по отношению к записи, что приводит к неправильной настройке трубки рычага. В добавок к этому, не все записи имеют одинаковый наклон, что в свою очередь приводит к изменению VTA от записи к записи.

Настройка VTA - это компромисс между различными настройками и лучше устанавливать ту, которая более звучит для вашего уха. Если у вас возникнет желание поэкспериментировать с различными настройками VTA, то запомните, что слишком высокая установка VTA приведет к усилению высоких частот и даст яркий окрас звучанию, а слишком низкая установка приведет усилению низких частот. Однако, правильная настройка уменьшит поверхностный шум и паз, а музыка станет сбалансированной.

Опять же перепроверьте все преведущие настройки, дабы убедиться, что они не сбились.

Favorite

В закладки

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя

После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.


Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:


Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.


Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

  1. Положите зеркало на планшайбу.
  2. Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
  3. Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.


Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.



Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).


3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

  1. Установите антискейт на отметки 0 (поворотное горизонтальное колесо с делениями у основания тонарма).
  2. Опустите тонарм и с помощью грузиков отрегулируйте его в положение «свободного полета». Головка звукоснимателя при это должна быть параллельна деке проигрывателя, не поднимаясь вверх и не опускаясь вниз.
  3. На регулирующем кольце у основания грузиков (вертикальное кольцо) установите значение 0.
  4. Поставьте тонарм на держатель.
  5. На регулирующем кольце, поворачивая его по часовой стрелке, установите значение, соответствующее паспортным характеристикам звукоснимателя.

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.



По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.


Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

1. Установите пластинку и подведите тонарм.

2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.


4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.

Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

(19 голосов, общий рейтинг: 4.58 из 5)

Favorite

В закладки

Отстройка картриджа «на слух» — это, конечно, хорошо, но все мы стремимся поверить гармонию алгеброй. Наткнулся в сети на этот чудо-софт AnalogMagic, по описанию — ну просто сексуальная революция: прям таки все отстроить можно, и выдохнуть. Но цена не из дешевых, плюс к тому ребята настойчиво предлагают приобрести свой (?) шаблон SMARTractor, и конкретную звуковую карту Art Phono Plus для корректной работы.

Вопросы у меня такие:

1) Имел ли кто-то возможность настраивать картридж с помощью данного софта, и каковы ощущения — от процесса и результата?

2) Строго ли необходимы шаблон и карта, которые рекомендует производитель, или встроенная звуковая карта и шаблон Tracking Wizard c Ebay сгодятся?

Спасибо за ответы!

Ответы

Ну дык берите, в чем проблема. И будет вам щастие.

Вот и проверите. И поделитесь опытом.

Зачем же спрашивать?

Простите, а Вы читали мои вопросы перед тем, как отвечать?

вы все ищите какие то волшебные средства, которые сделают за вас всю работу.

Господи, да откуда Вы это берете?! ))
Не надо делать за меня "всю работу"! Я ищу способ нормально отстроить картридж, чтобы убрать искажения в последней трети пластинки. А Вы вместо того, чтобы вникнуть и дать полезный совет, начинаете ругаться. У Вас настроение плохое?
Да, я вот такой настырный новичок. Пытаюсь разобраться. Не всем же повезло родиться в московской семье аудиофилов-винильщиков. Приходится самому копать. Помогли бы лучше.

Из ваших вопросов. Думаете если возьмете супер дорогой шаблон и все будет супер? Мой вариант шаблона вы отвергли. Хотя им пользуются не побоюсь сказать миллионы любителей винила. Это не я его придумал. Вот это и удивляет. Не надо искать то чего нет. Настройки проще простого. По шаблону выставить угол захода, геометрию пути иглы. Антискейтинг можно по гладышу. Но если нужно ну очень тончайшая настройка, то по тестовой пластинке. Ну и VTA. Для начала при настройке тонарм сделать параллельно пластинке. Ну или поверхность шелла(лучше) если она ровная. Ну а потом VTA на слух. Тем боле что слух у вас есть. Ну про такие настройки как уровень стола, подбор правильной ёмкости если голова ММ, или нагрузки если МС. Ну это уже по умолчанию, так сказать. Про это не говорю. Всё. Что вы там ещё все ищите и ищите, непонятно!

Да, сори. Забыл про прижим В настройках. Надо добавить в мой текст. А то как то получилось.

Да сделано это все! Результат только не впечатляет. Последние треки у яблока играют как радио.
Шаблон Ваш мне распечатать негде. Но и толку с того мало: оверхэнг у VPI указан 17.7, генератор Хофмана выдает 16.2. У меня и по шаблону Шона 16.2, и по родному VPI примерно так же. И что дальше? Сделать вид, что все пучком, и продолжать удивляться, почему не играет как надо? Методом исключения же надо идти.
Поэтому заказал на ebay. Геометрия там по размерам производителя, практически совпадает с Лофгреном B. Вот гляньте, прилагаю фото.
Насчет антискейтинга. По Вашей рекомендации, записал с низким уровнем, напрямую без фонокорректора. Посмотрите? Звук тут
И не наезжайте Вы, ради Бога. Слушаю я советы, слушаю. Но пока что-то не очень работает.


вы думаете только у вас это не работает?! я уже где то говорил. ползаешь ползаешь вокруг вертака часами. настраиваешь, перепроверяешь. а звука то нет. вот и сидишь и голову ломаешь-ну что ещё нужно то.

)) Ну а зачем на меня-то весь негатив выливать, дружище? )) Выходит, мы с Вами в одной лодке. Я вот тоже ползаю, ползаю. То с одного края, то с другого пытаюсь понять. Отсюда и вопросы мои назойливые.

я вам говорил. не используйте последний трек. не нужно. в принципе неплохо. на третем треке искажения в правом канале. надо добавить антискейтинг

Ну это я так уже, для полноты картины записал. Ок, прибавлю антискейт, спасибо.


и вот обратите внимание на неровность одной стороны. края должны быть ровные. отчего это я пока не знаю. может от азимута. не скажу.

Я тут подумал: чего это я все на словах. Вот записал первый и последний трек с одной стороны. Послушайте пожалуйста. Может, я и впрямь загоняюсь? Но на мой взгляд, шипящие очень плохи в последнем треке.
тест тут


вот мой тест на трекинг от 40 до 100 микрон на новой голове. только получил. тестирую


в будущем, когда добьетесь определенных успехов в настройках, смотрите на тестовые треки, что бы расстояние от центральной линии вверх-вниз было одинаковое. и так в каждом канале. уровень левого и правого каналов может быть разный. но это должно быть одинаково. по моему это называется DS Offset. т.е. смещение.

боюсь что в этом я не помощник. я например не понимаю что такое искажения. я не знаю как они должны звучать и что я должен услышать.

интересно, а как вы прибавляете? скруткой проводов тонарма?

Ну а как еще-то? Там блин вариантов немного)) Причем эту скрутку можно только кратно ПОЛНЫМ оборотам добавлять (на 360 коннектор). Система конечно ниппель (как мы говорили в детстве).

Ну как это. Искажения в крайней трети как раз и проявляются с неправильных "свистящих-шипящих", и общем обеднении звуковой картины. Грубо говоря, когда вместо "с" Вы слышите "ф".

А как же Вы тогда настраиваете свой тонарм и картридж, если не слышите искажений? Только "по приборам"?

а может это зависит от прижима или VTA? было как то у меня такое. искал причину. давно было. не помню уже.

А как же Вы тогда настраиваете свой тонарм и картридж, если не слышите искажений? Только "по приборам"?

да. сначала по приборам. потом прослушиваю. на тональный баланс, как звучат инструменты. а вот Ф и С как то не бросалось в уши.

Ну да и слушаю женский вокал. Как звучит.

VTA и прижим работали бы на всей пластинке.
А вот насчет приборов - видите, Вы тоже им больше доверяете, чем слуху. Я почему про AnalogMagik и спрашивал в начале. Вот почитайте про них например тут

спасибо, буду знать

У меня была возможность попробовать. Сложилось впечатление, что это скорее для того, чтобы обладатель дорогого и хорошо отстроенного сетапа поставил все эти чудеса и убедился, что все хорошо. Довольно погладил бы себя по пузику и пошел бы выбирать новый картридж в коллекцию. На практике же не очень нужно. Если использовать такие вещи в профессиональном плане то они могут хорошо окупаться и быстро. Если мне было бы нужно - купил бы без вопросов. Но именно в профессиональной практике - я не сторонник устраивать представления при настройке, а для других целей (опять же оговорюсь, лично мне) эти вещи не нужны. В каких-то отдельных случаях снять сигнал на компактную TC Electronic Konnekt 6 бывает нужно, но хватает обычной тестовой пластинки и свободно распространяемой программы Audacity. Но это в редких случаях, чаще понятно что и почему становится и без таких приемов.

Виктор, я Вам завидую белой завистью: столько Вы этих вертушек видели, столько отслушали. Конечно, Вам и на слух нетрудно. Но тут другая история: вот вроде все хорошо со звуком, а проблему "последней трети" решить не удается. И уже голову сломал от советчиков: то ли дело в настройках (2 шаблона сменил, заказал третий), а другие говорят: ну что ты хочешь парень, у тебя ж простая вертушка начального уровня, вот потрать еще тыщ 500 - тогда поговорим. Хочется отделить мух от котлет: где проблемы уровня аппарата, а где настройки некорректные. Чтобы сказать себе: я сделал все, что мог. Искажения - это плохой аппарат, либо дефекты конкретного винила.

Иначе, не будучи уверенным, можно сомневаться бесконечно. Поэтому и ищу приличный инструментарий.
И это не перфекционизм. Просто любовь к винилу и желание знать наверняка.

Какая у вас сейчас вертушка? Помню, какая была, но не помню, поменяли, или нет?

Вертушку пока не менял, VPI Scout Jr. Собираюсь поменять картридж на Grado Reference Master (сейчас Reference Platinum 1). Но думаю, это имеет смысл делать только когда, когда пойму, как отстраивать все "по максимуму". Начинал я с шаблона Вальтера Шона, потом купил железный "одноточечный" VPI (в комплекте не было). Кручу картридж, цифрую с разными настройками, сравниваю. Фейкерта по Вашему совету отмел. Сейчас заказал картонный Tracking Wizard у Александра с Украины (на ebay) - он строит с помощью vinylengine по геометрии производителя. Хочу разобраться в теме досконально, затянуло меня.
Очень многие пишут: "что вы, винил звучит гораздо лучше цифры, если это не так - значит, у вас плохо с настройками". А у меня не так. Цифру слушаю через Roon без всякого раздражения. А к концу пластинки прямо физически ощущаю искажения, еле терплю. Сколько раз перестраивал - не перечесть. Знать бы, как оно ДОЛЖНО быть? Но кто ж покажет. Ищу какую-то точку отсчета.

Возможно, Вы были правы когда-то, и мне следовало взять Clearaudio Concept с самого начала. Правда, не уверен, что это было бы решением всех проблем)
Возможно, дело в том, что я всю жизнь со звуком работаю, на радио. Поэтому слышу всякие нюансы, на которые другим пофиг.

это как с радугой на dlp проекторах и плазмой

для кого-то она критична, для кого-то нет

у пластинки всегда будет похуже качество дорожки возле центра (по физическим причинам), но виниловодов это мало смущает

вам на первой дорожке хоть нравится как пластинки звучат?

если просто хорошо т.е. без щенячьих восторгов, рекомендую оцифровать с максимальным разрешением какие-то редкие издания (с перенастройкой иглы для начального и околояблочного участка) и оставить виниловую тему

иначе это будет мукой - все время пребывать в ожидании какого-то косяка от механических капризов виниловой системы

Первые две трети пластинки звучат отлично.
А муки, я надеюсь, кончатся тогда, когда уйдут сомнения: а все ли Я сделал правильно? А не накосячил ли Я с настройками? Логично ведь это отсечь, а потом уже сказать: да, лучше этот тонарм не настроишь, а косяки звука - это пластинка запилена, или тонарм менять надо на более дорогой.
А винил я вряд ли брошу: это ведь наркотик, сами знаете)


попробуйте понять меня правильно. чем тонарм VPI отличается от любого другого? Да ничем абсолютно. только своей политикой , отличающейся от мировой. Попробуйте эти настройки. они на 0.5мм короче, но для вашего тонарма как раз.

А. Ну тогда понятно.
Вы кнопку IEC видимо нажимали? Потому что у меня он по умолчанию вот так строил:

То-то я и гляжу, у меня не сходится оверхэнг.

да. и по этим параметрам делают тонармы мировые производители

Очень приятно видеть, как тщательно вы разбираетесь нюансах и осваиваете тему.

Если позволите, выскажу свое отношение к происходящему. Из имеющейся вертушки и головки вы выжали более-менее все, что можно. Вероятно в какой-то мере можно решить проблему, если не только следовать правилам, но и понимать, куда и как от них можно отступать в индивидуальных случаях. Или сыграть немного по другим правилам, ведь не только по одному Baerwald. Но только именно "вероятно в какой-то мере".

И на мой взгляд, вы имеющуюся вертушку переросли. И по тому, что вам требуется от настроек и по тому, что нужно от звука. Я не вижу смысла более вкладываться в инструменты под имеющийся аппарат, или в головки для него. А по списку основных задач и пожеланий - смотреть вам в сторону 12 дюймов. Лично у меня уже много лет только длинные тонармы, и отказываться от них нет никаких причин. Чего и вам советую.

Виктор, спасибо. Если позволите, два вопроса:

1) Посоветуйте пожалуйста что-нибудь. Я имею в виду модель вертушки. Хотя бы в пределах 200-250 т.р. Стоит ли продолжать с VPI, или лучше сменить производителя и как следствие - подход?

2) Где можно найти Вас в Сети, чтобы иногда задавать вопросы в личку? Обещаю не надоедать по пустякам.

Послушал треки, выложенные Дмитрием. На мой взгляд, он не "загоняется", свистящие звуки (например, звук "С") на последнем треке действительно искажены, слушать такое тяжело, такого быть не должно. Тем более, что наверняка он сравнивал эту же запись с цифровой копией, где таких искажений нет.

Какой совет в данной ситуации можно дать Дмитрию?

Насколько реально договориться с экспертом по винилу и пригласить его к себе домой для проведения диагностики и устранения проблемы? Возможно, проблему удастся решить настройками имеющегося оборудования, если нет, эксперт может дать рекомендации по покупке, например, более подходящего картриджа, или, если случай тяжелый, другого тонарма или даже стола?

Конечно, услуги эксперта не бесплатны. Но, как мне кажется, это лучше, чем покупать наугад другой картридж или другое дорогостоящее оборудование или ПО (типа AnalogMagik, о котором был задан вопрос), т.к. не факт, что они решат проблему, а деньги уже будут потрачены.

Здравствуйте, Сергей!
Прежде всего, большое Вам спасибо за советы, которые Вы мне давали ранее, в других темах. Многое из сказанного Вами "доходит" до меня только сейчас. Видимо, нужно было поднабить собственных шишек.

Теперь насчет эксперта. Мне абсолютно не жаль никаких денег, чтобы пригласить эксперта. Проблема состоит лишь в том, что я живу в маленьком городе (Псков), где таковых попросту нет. Каждый тыкается лбом в стену собственных ошибок, и опытным путем что-то пытается выстроить. Круг виниловодов довольно узок, а экспертов-"теоретиков" вообще нет в наших краях.
Именно отсутствием живых доступных специалистов объясняются мои постоянные вопросы на здешнем форуме. Мне попросту негде их больше задать.

Интересно, насколько реально Вам попробовать пригласить к себе Виктора Горбатова? Виктор сам время от времени пишет, что занимается настройкой виниловых систем. Вроде бы по договоренности с заказчиком он выезжает в другие города (например, читал на другом ресурсе, что где-то в конце 2019 или в начале 2020 года Виктор выезжал аж во Владивосток и помогал там клиенту отстроить ему виниловую систему). Псков - это не Владивосток, это гораздо ближе.

Конечно, это только мое предположение и ничего нельзя решать за Виктора. У Виктора могут быть другие планы, он может быть плотно загружен другими проектами и т.п. Тем более, что выше Виктор вынес свое резюме на основе имеющихся данных и высказал свое отношение к происходящему.

В случае, если выезд эксперта на место неосуществим, можно попробовать поискать другие способы решения проблемы.

Выше Виктор писал:

"Вероятно в какой-то мере можно решить проблему, если не только следовать правилам, но и понимать, куда и как от них можно отступать в индивидуальных случаях. Или сыграть немного по другим правилам, ведь не только по одному Baerwald. Но только именно "вероятно в какой-то мере"."

А что если, руководствуясь написанным Виктором выше, сыграть немного по другим правилам? Я предложил бы попробовать такой вариант: не меняя вынос картриджа, попробовать развернуть его вокруг своей оси вовнутрь на слух ближе к центру пластинки (возможно, кристалл не совсем корректно установлен в держателе). Но только не совсем чуть-чуть, не на "пол-шишечки", а как следует (опять же на Ваше усмотрение). Послушать последнюю треть пластинки (можно даже записать трек в Audacity, тем более, что софт у Вас уже настроен). Что в этом случае изменится (на слух)? Станут ли меньше (или больше) искажения в шипящих/свистящих звуках? Появятся ли другие возможные искажения? Потом попробовать развернуть картридж вокруг своей оси примерно на ту же величину, но в другую сторону (наружу пластинки). Тоже послушать и как вариант записать в Audacity. Для экспериментов можно выбрать менее ценную пластинку (хотя, мне кажется, от одного прослушивания с одновременной записью трека в Audacity любая пластинка пострадать не должна).

А дальше посмотреть, что изменилось? Помогло или нет? Если нет, тогда искать другие варианты.

Также форумчанин @alex64 предположили попробовать изменить величину VTA или прижимную силу. Это тоже можно попробовать. Но тут смущает одно - почему искажения в шипящих/свистящих появляются (или усиливаются) только на последней трети пластинки? Ведь величина VTA (и прижимная сила), а также азимут не меняется с изменением радиуса пластинки? Меняется только угол захода иглы и возможно, величина антискейтинга (но антискейтинг - величина условно-постоянная, скорее даже непостоянная, и вроде бы были какие-то данные, что она также может изменяться в зависимости от радиуса пластинки и от других факторов, например, преобладания в записи в той либо иной области пластинки высоких/низких частот)?

Если это не сработает, то можно предложить такой вариант - если не боитесь рискнуть, то выслать кому-нибудь из форумчан (например, мне :)) свой картридж Grado для проверки наличия искажений в другой системе/на другом тонарме, а взамен чтобы Вам выслали на пробу другой картридж примерно той же стоимости, желательно другого производителя (т.к. у Вас это уже второй картридж Grado, а та же самая проблема была и на первом картридже). У меня, например, на одной из вертушек (AVID Ingenium) установлен 12-дюймовый тонарм SME M2-12. Можно послушать, будут ли указанные искажения на 12-дюймовом тонарме.

Также форумчанин @alex64 предположили попробовать изменить величину VTA или прижимную силу. Это тоже можно попробовать. Но тут смущает одно - почему искажения в шипящих/свистящих появляются (или усиливаются) только на последней трети пластинки? Ведь величина VTA (и прижимная сила), а также азимут не меняется с изменением радиуса пластинки? Меняется только угол захода иглы и возможно, величина антискейтинга (но антискейтинг - величина условно-постоянная, скорее даже непостоянная, и вроде бы были какие-то данные, что она также может изменяться в зависимости от радиуса пластинки и от других факторов, например, преобладания в записи в той либо иной области пластинки высоких/низких частот)?

да вот тоже голову ломаю. что может быть. лучше конечно взять другой картридж и проверить на нем. ну и перенастроить по другому шаблону, что бы исключить этот вариант. антискейтинг тоже можно исключить. тут в принципе нормально.


Всё новое – это хорошо забытое старое. Как нельзя лучше это утверждение касается виниловых проигрывателей. Хотя, постойте, LP-проигрыватели не были забыты, а лишь временно теряли свою популярность, а сейчас снова восстанавливают утраченные позиции.

Проигрыватель виниловых пластинок и прост и сложен одновременно – это стоит понимать и принимать все те приятные «мучения», которые предстоит пережить до того, как первая пластинка начнёт вращаться под иглой головки звукоснимателя. Несмотря на простоту конструкции типичного проигрывателя, он представляет собой сложную электромеханическую систему, каждый из элементов которой должен быть идеально подобран по отношению к остальным – это является первым этапом приятных «мучений». Вторым этапом является настройка проигрывателя. Именно на этапе настройки проигрывателя ваша система может либо начать превосходить Ваши ожидания, либо перестать оправдывать их. Качественная настройка проигрывателя требует не только теоретических знаний, но и практического опыта, без которого все усилия могут быть напрасны. Учитывая множество всевозможных настроек и массы вариантов их сочетания между собой, появляется слишком много возможностей сделать что-либо не так, как требуется. При настройке проигрывателя в первую очередь стоит полагаться на рекомендации производителя, именно ему виднее, при каких настройках его творение зазвучит так, как планировалось при его разработке. Еcли Вы покупаете свой первый проигрыватель и ранее никогда не сталкивались с настройкой «вертушки», то не стоит рваться вперёд и бить себя кулаком в грудь, лучше в этот раз довериться специалисту салона. Этот шаг будет очень целесообразен, так как в большинстве случаев гарантирует качественную настройку и звучание, а также экономит Ваши средства на приобретение весов, тестовых пластинок, шаблонов и прочих аксессуаров, без которых настройка весьма непроста или невозможна вовсе. Тем не менее, даже начинающему слушателю винила будет полезно знать теоретические основы настройки проигрывателя для того, чтобы встать на этот путь и со временем достигнуть совершенства. К тому же, эти знания помогут немного поэкспериментировать со звучанием, а также позволят, в некоторых случаях, подстроить проигрыватель при смене головки или его переносе в другое место. Процесс настройки очень разнообразен и может отличаться в зависимости от конструкции проигрывателя, тонарма или головки (следует опираться на рекомендации производителя). Тем не менее, можно выделить основные операции, без которых обойтись не получится, именно их мы и опишем. Это базовая основа настройки LP-проигрывателя, та самая основа, от которой следует отталкиваться и совершенствовать свои навыки.

  1. Первым этапом настройки проигрывателя является его идеальное горизонтальное положение. Вооружившись высокоточным уровнем необходимо отрегулировать ножки проигрывателя таким образом, чтобы стол и диск проигрывателя находились в идеальном горизонтальном положении. Идеальная горизонтальность расположения стола проигрывателя должна быть перепроверена не только в продольном, но и в поперечном направлении. Даже незначительные перекосы шасси проигрывателя способны негативно отразиться на его работе и звучании. Перекос шасси способен создавать хоть и незначительную, но дополнительную нагрузку на иглу звукоснимателя, а у некоторых моделей тонармов могут возникать небольшие проблемы с точным «приземлением» иглы в желаемое место пластинки между треками. Могут возникать и иные проблемы, вместо описания которых я очередной раз скажу – выставляете шасси проигрывателя по уровню и не ищите оправданий для того, чтобы этого не делать.

Горизонталь стола проигрывателя

2. Итак, проигрыватель стоит, теперь устанавливаем тонарм. Тонарм устанавливается на специальную площадку. У разных проигрывателей эта площадка может меть разную конструкцию. У одних она подразумевает единственный вариант крепления (без возможности передвижения основания тонарма относительно площадки), у других площадка позволяет двигать основание тонарма вперёд и назад. Вне зависимости от того, какой вариант площадки у Вас, на данном этапе ставим тонарм, не задумываясь о его положении (это мы будем делать чуть позднее). При установке тонарма пользуйтесь инструкцией производителя, так как именно она содержит информацию «что, куда сунуть» и «что, где и как закрепить».

Площадка тонарма

3. Настало время установить головку звукоснимателя. Головку крепим к тонарму при помощи входящих в комплект винтов, для чего в головке и шелле тонарма предусмотрены отверстия. Внимание! На данном этапе головку крепим, но крепёжные винты не затягиваем на максимум, так как скоро мы будет корректировать установку головки, для чего вновь ослабим винты. Головка звукоснимателя соединяется с тонармом при помощи 4-х небольших проводков, одной стороной одевающихся на штырьки тонарма, другим концом на аналогичные штырьки, имеющиеся у головки. Для того, чтобы не запутаться, какой провод куда подключать, все контакты на головке и тонарме обозначены разными цветами. Достаточно просто соединить одинаковые контакты между собой, и всё готово. Очень важно, чтобы на протяжении всех этих процессов, с головки не снимался защитный колпачок, предохраняющий иглу, а сама игла не дотрагивалась до каких-либо поверхностей.

Коммутация звукоснимателя

4. Тонарм стоит, звукосниматель установлен и подключен к тонарму. Теперь пора произвести предварительную установку прижимной силы звукоснимателя. Ещё раз акцентируем, что установка прижимной силы является предварительной, так как окончательную установку прижимной силы картриджа мы будем устанавливать в самом конце. Очень Важно не пропустить этот этап, потому что в следующих пунктах настройки постоянно требуется опускать иглу звукоснимателя на пластинку, и если прижимная сила будет слишком большая, то есть опасность повреждения головки. Вначале, придерживая тонарм, отрегулируйте противовес тонарма так, чтобы он уравновешивал обе части тонарма относительно опоры. Затем немного сместите груз в сторону опоры для создания незначительной прижимной силы и измерьте результат при помощи весов. Как правило, в паспорте к звукоснимателю указывается диапазон допустимой прижимной силы (например, от 0,75г до 1,75г), а также рекомендуемое её значение. Теперь, «поиграв» с противовесом и весами, отрегулируйте прижимную силу максимально близко к рекомендуемому значению в паспорте головки. Закончив это упражнение, откладываем весы в сторону, но не убираем, они ещё понадобятся.

Прижимная сила

5. Для обеспечения минимальной погрешности считывания звуковой информации требуется обеспечить строгое соответствие перемещения иглы звукоснимателя по поверхности пластинки от её внешнего края к внутреннему по строго определённой траектории. В подавляющем числе случаев эта настройка выполняется при помощи шаблона (иногда его называют транспортиром (англ. alignment protractor)), входящего в комплект поставки тонарма (или проигрывателя). Шаблоны, идущие в комплекте с проигрывателем или тонармом, зачастую, адаптированы для именно этого устройства и существенно облегчают настройку. Если же шаблона нет или он утерян, можно воспользоваться универсальным шаблоном, который можно встретить в любом салоне Hi-Fi аппаратуры. Закрепив шаблон на шпинделе проигрывателя, опускаем иглу звукоснимателя в обозначенное на шаблоне место, и при помощи продольных и поперечных линий оцениваем правильность положения тонарма и головки. Если всё правильно, то продольные линии шаблона должны идти строго параллельно тонарму (или боковым поверхностям шелла (в зависимости от вида шаблона)). Если же параллельность не идеальная, то требуется подстроить положение тонарма. Как правило, есть 2 варианта подстройки, и каждый производитель сам определяет, какой именно предоставить своему пользователю. Первый вариант: головка звукоснимателя крепится в единственно возможном положении на шелле тонарма, но есть возможность продольного перемещения тонарма относительно установочной площадки. Второй вариант: нет возможности перемещения тонарма по площадке, но есть возможность движения звукоснимателя вдоль специальных продольных отверстий шелла. Стоит отметить, что некоторые проигрыватели могут не иметь таких настроек вовсе, но это скорее плохо, чем хорошо. Когда расстояние подкорректировано и линии на шаблоне стали в строгую параллель с трубкой тонарма (или боковыми поверхностями шелла) при нахождении иглы в правильной точке шаблона, приступаем к проверке угла установки головки. Существуют и иные способы настройки этого параметра, так например транспортиры для тонармов SME ltd (например модель 309) представляют собой контур тонарма, который в случае правильной настройки полностью совпадает с очертаниями тонарма при взгляде на тонарм сверху. В каждом конкретном случае придётся ориентироваться по ситуации в зависимости от того, какой шаблон будет у вас в руках.

Вылет тонарма

Вылет тонарма

6. Горизонтальный угол коррекции – именно его мы будем сейчас проверять. Горизонтальный угол коррекции минимизирует погрешность слежения, ту самую, которая возникает из-за того, что головка в процессе проигрывания пластинки движется по радиусу. Горизонтальный угол коррекции равен 25 градусам и образуется одним из двух способов: либо головка ставится прямо, а на указанный угол изгибается трубка тонарма, либо тонарм прямой, но головка в шелле крепится под указанным углом.

Горизонтальный угол коррекции

Горизонтальный угол коррекции

Оба варианта изначально продумываются производителем и, казалось бы, ошибки быть не может, но человеческий фактор есть везде. Для проверки точности этого угла используется тот же шаблон (транспортир), который мы использовали в предыдущем пункте. Обратите внимание, что рядом с местом для установки иглы на шаблон имеются несколько параллельных друг другу линий, расположенных перпендикулярно трубке тонарма. Для проверки нам необходимо использовать тонкую палочку или иголку (может быть в комплекте), которая за центр крепится на «лоб» головки при помощи маленького кусочка скотча (например). После этого опускаем иголку в отведённое для неё место на поверхности транспортира и смотрим, идеально ли параллельна наша закреплённая иголка линиям на шаблоне. Если всё идеально параллельно, то манёвр удался, если есть небольшое отклонение, то ослабьте немного крепёжные винты головки и попробуйте повернуть её в нужную сторону. Как правило, хватает долей миллиметра (в некоторых конструкциях шелла эта регулировка вовсе может быть недоступна). На некоторых шаблонах (транспортирах) положение головки звукоснимателя проверяется не при помощи палочки на «лбу» головки, а по совпадению или параллельности боковых поверхностей головки линиям на шаблоне. Таким образом опять придётся ориентироваться по ситуации и имеющемуся шаблону.

Горизонтальный угол коррекции

7. Теперь настало время заняться регулировкой вертикального угла воспроизведения. Если в предыдущем пункте мы проверяли отклонение положения головки вправо или влево от нормы, то сейчас речь пойдёт об отклонении иглы вперёд или назад. Этот угол настраивается при помощи приподнимания или опускания основания тонарма относительно головки, опирающейся на поверхность виниловой пластинки. Чем выше поднимается основание тонарма, тем больше плоскость иглы «заваливается» назад относительно направления движения. Соответственно, чем больше опускаем основание, тем больше «заваливание» плоскости вперёд. Стоит сразу отметить, что нет точного и единого мнения, в какую сторону и насколько стоит «заваливать» иглу, и стоит ли вообще делать это, улучшит ли это итоговое звучание. Тем не менее, за основу настройки этого параметра принято брать идеально параллельное положение оси трубки тонарма относительно поверхности пластинки во время её проигрывания, при этом нижняя плоскость головки так же должна быть параллельной поверхности винила. Очень важно для настройки использовать реальную пластинку, а не опускать иглу на диск проигрывателя. Это очень важно, так как пластинка имеет свою толщину, которая при настройки параллельности оси тонарма сыграет большую роль, ведь приподнимая головку относительно основания тонарма на величину равную толщине пластинки, мы на такую же толщину должны приподнимать и основание тонарма.

Горизонталь тонарма

8. Азимут – ещё одна настройка, требующая острого зрения и твёрдой руки. Настройка азимута представляет собой определение и исправление возможного крена головки звукоснимателя (иглы) вправо или влево относительно параллельного положения к поверхности пластинки. При правильной настройке азимута, ось иглы звукоснимателя перпендикулярна поверхности пластинки и не отклоняется вправо или влево относительно направления движения.

Азимут

Азимут

Для проверки азимута рекомендуется поставить иглу на небольшое зеркало и присмотреться к отражению, если при взгляде в «лоб» головки отражение кантеливера (иглодержателя) будет идеально ровным продолжением самого кантеливера, то азимут идеален. Таким же образом можно ориентироваться на отражение корпуса самой головки. Если же между кантеливером и его отражением (или же отражением корпуса головки звукоснимателя) угол будет отличаться от величины в 180 градусов, то есть проблема, которую надо устранить.

Проверка азимута

Также для определения погрешности азимута можно использовать прозрачные шаблоны.


Для устранения проблемы требуется устранить «завал» головки, для чего можно использовать специальные шайбы или иные прокладки, вставляемые между нижней частью шелла и верхней частью головки. Вставляя их с одной из сторон, корректируем положение головки и исправляем азимут. Таким образом, вертикальный угол воспроизведения (рассмотренный в предыдущем пункте) отвечает за отсутствие излишнего «заваливания» иглы вперёд или назад относительно направления движения, а азимут борется с отклонением положения иглы вправо или влево от строгого перпендикуляра.

9. Настало время настройки компенсатора скатывающей силы. Во время вращения пластинки на иглу звукоснимателя действуют разные силы, препятствующие качественному и равномерному считыванию звуковой информации. Это можно сравнить с поездкой на вращающейся карусели или резким поворотом при езде на автомобиле. В обоих случаях мы явно ощущаем силы, пытающиеся выкинуть нас в направлении внешнего радиуса поворота. Подобные силы пытаются выбросить иглу из звуковой дорожки, выбросить не получатся, но получается существенно сместить баланс прижимных сил, действующих в отношении левой и правой сторон звуковой канавки. Таким образом, одна из сторон канавки (один из каналов, левый или правый) подвергается большему воздействию, чем вторая. Это приводит не только к разности уровня громкости звучания левого и правого каналов, но и непропорционально изнашивает одну из сторон канавки виниловой пластинки. Для устранения этой проблемы используется компенсатор скатывающей силы. Компенсатор может быть выполнен как в виде подвешенного на леске груза, так и в виде пружинного устройства, встроенного в тонарм и имеющего регулирующую ручку снаружи. При выставлении уровня силы компенсации стоит опираться на рекомендации производителя, но ещё лучше на свои уши и тестовую пластинку. На пластинке находим трек – одинаковый сигнал для левого и правого каналов в виде звучания конкретной частоты. Включаем и слушаем. Чем равномернее звуковое поле и звук ближе к центру между акустическими системами – тем качественнее настроена компенсация скатывающей силы. Если звук в одном из каналов громче, чем во втором, значит компенсация настроена неверно. При сверх точных настройках используют чистый синусоидальный сигнал и осциллограф – тут уже нет шансов для ошибки.

10. Проделав операции, описанные в предыдущих пунктах, проигрыватель можно считать формально настроенными, теперь остаётся тонкая настройка на слух. Для более точной настройки проигрывателей на слух есть два параметра, «играя с которыми», можно менять характер звучания и тональный баланс. Этими параметрами являются: прижимная сила головки и вертикальный угол воспроизведения. На старте нашего эксперимента по тонкой настройке проигрывателя на слух, прижимная сила головки установлена на уровне, рекомендуемом производителем звукоснимателя, а ось тонарма и головки строго параллельны поверхности диска и пластинки. Начинать тонкую подстройку проигрывателя на слух стоит с прижимной силы. Всё просто, в пределах, обозначенных производителем звукоснимателя, постепенно отклоняемся в сторону от рекомендуемого среднего значения прижимной силы сначала в одну сторону, а потом в противоположную, и после каждого небольшого изменения слушаем музыку (желательно одну и ту же пластинку) и отмечаем произошедшие изменения. Как только звучание начинает казаться Вам самым оптимальным по всем параметрам, прекращаем манипуляции и оставляем то значение прижимной силы, которое позволило Вам услышать наиболее интересное для себя звучание. Таким же образом начинаем действовать с высотой тонарма, отвечающей за вертикальный угол воспроизведения. Постепенно приподнимаем и опускаем основание тонарма относительно среднего его положения, параллельного поверхности пластинки. Как только чувствуете, что после очередной манипуляции с высотой тонарма звучание стало для Вас более интересным, закрепляем выбранную высоту и заканчиваем настройку.

Предложенные пункты по настройке проигрывателя являются базовыми для большинства проигрывателей и тонармов, тем не менее некоторые из них могут отсутствовать у конкретной модели «вертушки» или тонарма, а, иногда, напротив, могут появляться дополнительные параметры настройки, связанные с конструкцией устройства. Так или иначе, наиболее правильно будет полагаться на рекомендации производителя.

Читайте также: