Назначение компьютера для учителя начальных классов

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы. Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и школьное образование. Это обращает нас к поиску путей формирования учебной деятельности в условиях компьютеризации образования.

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Почему именно компьютер я решила привлечь в качестве союзника и помощника? Попробую объяснить свой выбор.

Во-первых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.

Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта.

В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.

В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.

И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.

А что об этом думают сами дети? Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Багров Дмитрий «Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картины из жизни животных, растений.»

Биккинин Тимур «Мы узнаем много нового, что может нам пригодиться в дальнейшей жизни»

Мазитов Алмаз «Компьютер позволяет нам получать много информации и этим повышает наш интеллект и умственное развитие»

Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаются взрослые, сидя за компьютером.

При использовании ИКТ в начальной школе, я применяю следующие составляющие учебной деятельности:

Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы.

Отработка конкретного алгоритма(формулы, свойства,) для создания определённого навыка. Для этого используются тренажёры.

Самостоятельная работа на ПК, направленная на усвоение материала, а также на обеспечение контроля усвоения разделов определённой темы.

Контролирующая деятельность. Для этого используются тесты – предлагаемые тесты могут быть как обычные, так и матричные.

Исследовательская или творческая деятельность – обобщающие задания на ПК по определённой теме.

Но удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию.

Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:

ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

обсудить просмотренный материал с классом;

совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;

выполнить некоторые задания в группах или парах.

Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности, правил поведения в школе или столовой, если показать детям их выступления на концертах и уроках.

При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала (например, с использованием электронных учебных пособий для начальной школы «Математика и конструирование», «Дракоша и занимательная геометрия», «Считай и побеждай») можно компьютер использовать как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10-15 минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 2-3 учащихся. Таким образом можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного. На уроках русского языка – используя программу «Фраза». На уроках математики – с помощью электронного пособия «Математика и конструирование». Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что:

детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету;

каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял;

обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;

материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика;

сочетается контроль и самоконтроль;

появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика;

неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.

Таким образом, использование компьютера в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то основная задача, стоящая перед учителем, заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.

Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я могу запомнить.
Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».

Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощнико в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
  • усилить мотивацию учения;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
  • приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

  • компьютерный класс;
  • один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
  • компьютер в библиотеке школы;
  • один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;
  • компьютер у учащегося дома.

Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

Компьютер в библиотеке школы

Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

Один – пять компьютеров в рабочей зоне класса

Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

Компьютер у учащегося дома

В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы – медиатека.

Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК ?

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • компьютеры могут помочь там, где учитель “не может разорваться” (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

На уроках, в том числе и литературном чтении, в зависимости от его целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

  • презентации
  • информационные Интернет – сайты
  • информационные ресурсы на дисках

2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  • печатный иллюстративный материал.

3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся

  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской деятельности учащихся:

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;
  • интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном .

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло.


Статья по теме "Использование документ – камеры в работе учителя"

Статья по теме "Использование документ – камеры в работе учителя".


Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки рабо.


Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на ШМО учителей начальных классов.

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов»

Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения у.

Опыт широкого внедрения в российских школах среды электронного обучения "1 ученик: 1 компьютер" связан с использованием модели "мобильного класса на базе подвижной тележки". В нашу школу поступили мобильные классы в начале 2011-2012 учебного года.

  • Познакомить с устройством и назначением Classmate PC
  • Дать первоначальные умения работы в нескольких программах Classmate PC
  • Способствовать развитию информационно-коммуникативных компетентностей


Мобильный класс представляет собой комплект ноутбуков для учителя и учащихся, оснащенных модулями беспроводной связи. Ноутбуки хранятся в ячейках тележки, которая служит также средством транспортировки, рабочим столом учителя и единым для всех ноутбуков зарядным устройством. В комплекте также поступили для каждого ученика персональные флешки - носители, в котором имеется разнообразная тема для проектов, исследовательской работы и т.д. (Показать составные части нетбука)


Очевидно, имея в школе несколько таких мобильных комплектов и развернутую на территории всего образовательного учреждения беспроводную локальную сеть Wi-Fi, можно проводить уроки в разных учебных аудиториях, перемещая оборудование туда, где оно необходимо в данный момент. При этом также реализуется еще одно, дополнительное удобство - полная свобода учащихся при работе с ноутбуками в ходе урока. Например, ученик может прямо со своим ноутбуком подойти к учителю, чтобы показать ему результаты своей работы, после чего учитель при желании может вывести эти результаты на интерактивную доску для всего класса и прокомментировать их, либо пригласить к доске кого-либо из учеников.


Classmate PC - персональный мобильный компьютер, разработанный на основе технологии Intel, призванный помочь школьникам и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Школа, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер - это школа, в которой изменяется система взаимодействия учащихся и учителей друг с другом и между собой, а значит, изменяются формы и методы организации учебного процесса.

Технические особенности Classmate PC позволяют подключать к нему разнообразные цифровые устройства, что позволит организовать познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учеников яркой, интересной, насыщенной. Постоянное использование в процессе обучения учащихся личных мобильных ноутбуков приведет к формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся, которым придается огромное значение в современном обществе.

На каких уроках мы используем Classmate PC и какими программами пользуемся?

Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника 1-4" (русский язык, математика, окружающий мир)

  • Универсальное пособие для изучения основных предметов начальной школы
  • Более 3000 заданий разного уровня сложности по разным темам
  • Раздел с развивающими играми для тренировки мышления, внимания, памяти
  • Сохранение статистических результатов, ведение рейтингов учащихся
  • Режим организации работы двоих учеников за одним компьютером
  • Звуковые и письменные инструкции и подсказки для учеников
  • Методическое руководство для учителя
  • Возможность работы по локальной сети

Обучающая программа-тренажёр по русскому языку "Фраза" (начальная школа)


Развивающая программа для младших школьников "Фантазёры. Волшебный конструктор" (изобразительное искусство, технология)


Целью программно-методического комплекса "Фантазеры. Волшебный конструктор" является внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в свободной, игровой детской деятельности или организованной деятельности под руководством взрослого.

1Программа состоит из пяти интерактивных мастерских (Сказки природы; Цветочная фантазия; Строитель - Архитектор; Художник; Театр из бумаги) каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок может фантазировать и воплощать, задумывать и создавать.

Лаконичность, четкость и доступность подачи материала (минимально достаточное количество элементов, цветов, эффектов, клавиш), наряду с многоплановостью и вариативностью содержания делают программу уникальным многофункциональным продуктом для развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, креативных способностей ребенка.? Этот новый информационный продукт, направленный на соединение современных технологий с классическими формами развития и обучения детей, формирует целостное восприятие мира: виртуального и реального. Обучение ребенка происходит в едином замкнутом цикле: создание замысла - творческое решение на компьютере в среде программы - воплощение своими руками (сочинил, вылепил, сконструировал, склеил, показал спектакль).

ПМК "Фантазеры. Волшебный конструктор" включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательных учреждений, куда включены подробные рекомендации по использованию программы при работе с интерактивной доской, в сетевом компьютерном классе, примеры уроков и занятий, также описаны критерии оценки эффективности использования программы, предложены таблицы соответствия содержания программы образовательным программам дошкольного, младшего школьного и дополнительного образования.

Обучающая программа - тренажёр решения заданий "Отличник" (математика и русский язык)


1Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются - это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".

Русский язык 1-4 класс имеет 14 видов орфограмм

Математика разделяется на примеры (28 видов + самостоятельный выбор шаблонов), задачи (26 видов), уравнения (9 видов). На примере одного блока примеров на табличное умножение и деление вы увидите, что работа оценивается, указываются ошибки (как исправление учителя), видно время выполненной работы, статистика решённых примеров, при каждой ошибке появляется правило.

Программно-методический комплекс "Мир информатики" (начальная школа)


Программный комплекс "Мир информатики" рассчитана на использование в начальном звене в курсе информационной подготовки, которая будет продолжаться на последующих ступенях образования.

Комплекс направлен на реализацию следующих целей обучения информатике:

развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;

формирование представление о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе и ценностного отношения к ним;

выработку стабильных навыков получения и обработки информации, ориентированной на запросы личностного развития;

развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среды деятельности;

пропедевтику дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

  • в учебном классе во время урока под руководством учителя;
  • в домашних условиях при выполнении домашнего задания под контролем родителей;
  • в домашний и классных условиях при самостоятельных занятиях с компьютером и проведения досуга.

Программа Pen Input Method.

Программа позволяет конвертировать ваш естественный рукоп исный текст в цифровой в режиме реального времени и пользоваться самым высоким показателем точности распознавания на рынке. Кроме того, приложение также содержит калькулятор модуль, который позволяет решению математических уравнений преобразования символов и цифр и дает результат в реальном времени. Также эта программа используется как сигнальная доска

Программа ArtRagt, Paint.

ArtRage - программа графический редактор. Программа ArtRage достаточно неординарна: она имитирует рисование на обычной бумаге привычными инструментами. Во всем дизайне чувствуется реализм.

Лист, на котором рисуешь, легко поворачивается, приближается и удаляется. Из инструментов можно выбрать карандаш, кисть, фломастер, пастель и много других. Присутствует регулировка давления, прилагаемое при рисовании каким-либо инструментом, например, кистью или карандашом. При рисовании панели автоматически убираются, не мешая закончить линию.

Для начинающих пользователей есть функция загрузки фонового изображения с последующим рисованием на нем. Существуют две версии этой программы: платная и бесплатная (с ограниченным набором опций). Данную программу можно порекомендовать не только взрослым пользователям, но и для обучения детей основам рисования на компьютере. В новой версии исправлены ошибки импорта/экспорта рисунков.



Электронный дневник- это сервис, позволяющий родителям оперативно быть в курсе успеваемости ребёнка.

В сервис входит:

1. Ежедневная рассылка SMS на мобильный телефон родителей оценок и замечаний, полученных ребёнком в школе

2. Круглосуточный доступ к порталу "Непрерывное образование"?

3. Просмотр домашних заданий и расписания уроков?

4. Просмотр оценок за любой период по любому из предметов?

5. Подсчёт среднего балла успеваемости?

6. Статистика ребёнка по предметам, по классу, параллели?

7. Учёт активности ребёнка?

8. Информация классного руководителя о собраниях, мероприятиях и т.п.?

Все школы-участницы проекта отмечают, что реализация модели обучения "1 ученик: 1 компьютер" позволяет достичь его основной цели - внедрение информационных технологий в систему начального образования, когда каждый ученик получает возможность индивидуально работать за персональным компьютером.

Педагоги получают возможность творчески реализовать новые технологии обучения в рамках концепции современного образования "1 ученик: 1 компьютер". Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному учителю приобрести новые профессиональные компетенции, что повышает его педагогическую культуру.

Родители учащихся отмечают у детей существенный сдвиг в повышении мотивации к обучению, повышение интереса к изучению новых информационных технологий и расширению своего образовательного пространства с получением школьных нетбуков Classmate PC на базе процессоров Intel. У родителей учащихся также значительно повышается уверенность в том, что в школе созданы все условия для получения школьниками образования качественно нового уровня.

Учащиеся совершенствуют навыки и коллективной (в парах), и индивидуальной работы. Повышается активность учащихся на уроке. Обучение на школьных нетбуках Classmate PC на базе процессоров Intel проходит систематически, и дети уже свободно находят новую тему и с удовольствием выполняют задания. При работе в групповом чате с радостью делятся своим настроением и новыми знаниями друг с другом. При этом удобнее становится проведение централизованного обучения и оценки знаний учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Компьютер помощник учителю»

Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира.

Актуальность применения ИКТ 2-3

Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании. 4

Практическое применение 5-7

Использованная литература 9

создание положительных эмоциональных ситуаций;

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

2. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.

Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.

Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.

Изменение форм и методов учебной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

3. Практическое применение.

Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:

На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?

Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?

Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?

Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?

На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время.

Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствии с темой урока.

Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе PowerPoint.

Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

Оформление слайдов, анимация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)

Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)

Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

учитывать возрастные особенности и интересы детей,

контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),

чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы (не должен быть быстрым, навязанным),

исключать всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:

Я учу детей по учебнику Н.Я Дмитриева «Окружающий мир». В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету. В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира. Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной. Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир”. С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы. Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни. Физминутка не исключение в интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Так, например, в качестве физминутки может быть использована игра "Испорченный телефон", которая, в первую очередь, направлена на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимает статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такая игра при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение. Пример фразы: Почва - это верхний плодородный слой земной коры. Таким образом, мы видим, что использование тематических физминуток на уроках окружающего мира не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения

Повысить объём выполняемой на уроке работы

Усовершенствовать контроль знаний

Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

Формировать навыки исследовательской деятельности

Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 2 года составляет 100%.. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал;

работать с различными источниками информации;

обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;

научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

В заключение хочется сказать одно: мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников.

5. Методическая литература

1. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

2. Научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. - №2.

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.

4. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.

5. Материалы открытых Интернет-источников.

6. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.

8. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.

9. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.

Читайте также: