Не начнется ли деградация людей если мы научим компьютер думать за нас

Обновлено: 28.04.2024

На одно из педагогически ежегодных сборищ (форум) регионального масштаба я попала случайно, было это в доковидную эпоху. Регион, прямо скажем, не самый богатый и довольно отдалённый от благ Садового кольца. Посему молодые педагоги и их наставники жили в бывшем пионерском лагере, построенном в 60-х годах прошлого века и бесконечно реставрируемом согласно нормам Санпина. Тема была заявлена примерно в следующем духе: «Цифровизация — наше всё. Будущее образования без технологий немыслимо. Все (а особенно молодёжь) должны срочно осваивать методики квестов, перевёрнутого обучения и прочих точек роста»

И вот в один из дней форума мы сидим на гнутых стульчиках в одной из педагогических контор областного центра «Точке роста», изукрашенной за федеральный счёт белыми диванами и метровыми логотипами, и внимаем мужчине в строгом костюме, одному из тех, кто приложил руку к разработке ФГОСов.

Аудитория — молодые педагоги из разных, в основном, небогатых регионов и немножко педагогов — наставников (несколько крепких и бодрых тётенек). Оратор вдохновенно поведал следующее благоговейно внимающей ему публике:

1. Современные дети рождаются с телефонами в руках и другим средствам взаимодействия с внешним миром не доверяют.
2. Больше нескольких минут концентрировать внимание на любой информации эти дети не могут. Клиповое мышление, говоря по-народному. Учитель должен принять это!
3. Технологии проникают везде и всюду, изменяя привычный образ жизни школы кардинально и безоговорочно.

Исходя из этого срочно и обязательно нужно:
1.Всех немедленно обучить суперсовременным образовательным технологиям. Ставка, конечно же, на молодёжь, ибо пожилые Марьванны все-таки из прошлой эпохи!

2. Мы (в смысле педагоги) должны «подстроиться» под детей. Заговорить с ними на одном языке и потом уже «повести» за собой.

3.Учителя должны активно занимать интернет — пространство (блоги, сети, мессенджеры).


Чиновник очень хорошо умел говорить. У молодёжи через пять минут горели глаза, наставники взгрустнули, понимая свою некоторую отсталость. И в самом деле: мир меняется, технологии наступают, телефон наше всё, и молодые педагоги должны беспременно осваивать новые методики.

После этого мероприятия нас погрузили в автобусы и увезли обратно в лагерь. Временный вечерний быт лагерной жизни потёк своим чередом. Столовая, посещение туалетов (уличные с чашей, пардон за подробность, Генуя) и освежительные гигиенические процедуры на ночь в общей бане. Заснуть мы не смогли сразу, так как готовились к следующему мероприятию — мастер — классам. Хотелось не ударить в грязь лицом перед коллегами.

Наступил следующий день. Группы жаждущих поделиться опытом притулились кто где. Мой мастер класс, посвященной технологии продуктивного чтения, следовал за выступлением девочек — литераторш из Ленинградской области. Очень бойкие, очень самоуверенные — это и хорошо. Не может хороший учитель быть излишне зажат и чрезмерно робок. Я обрадовалась коллегам, и во время своего выступления попробовала к ним обратиться. К моему изумлению, молодые учительницы не понимали, что значит Золотой и Серебряный век русской литературы. Только что бойко выступавшие, они просто молчали. Меня поддержали марьванны моего не очень юного возраста. Математички, биологички, иностранки знали и поэтов Серебряного века, и даже слышали про Наума Коржавина.

После этого у нас с коллегами зрелого возраста произошла стихийная неформальная дискуссия, в результате которой мы коллективно пришли к следующему:

1. Каменный топор, паровой двигатель и компьютер — это просто инструменты. Не стоит делать из них фетиш. Если учитель не знает досконально свой предмет и не имеет широкого кругозора, квесты и перевёрнутое обучение этого заменить не могут.

2. Педагог, обладающий знаниями, опытом и мозгами, но недостаточно владеющий компьютером, может научиться. Быстрее научиться пользоваться интерактивной доской, чем наработать знания по предмету. Знания — важнее!

3. Интернет — это безграничные возможности. Это доступ ко всем достижениям человеческой культуры: книгам, музеям, любым шедеврам гениальной мысли. Но Вася Пупкин из глубинки и семьи, состоящей в списках местного СОПа, не с того не сего вдруг не кинется припадать к этим источникам. Если терпеливая Марьванна не будет ему совать из урока в урок простой бумажный учебник, он и читать не выучится. Есть возможности, а есть желания.

4.Если абсолютно подстраиваться под интересы детей, не предъявлять им и родителям разумные и твёрдые требования, ничего хорошего из этого не выйдет.

5. Технологии не должны бежать впереди здравого смысла и суровой реальности. Давайте сначала проведём во все школы скоростной интернет, укомплектуем штаты профессионалами, которые не будут из последних сил тянуть лямку двух ставок, а потом повсеместно насаждать цифровизацию!

Я считаю, что проведение учительского межрегионального форума, посвященного внедрению интернет-технологий и цифровизации в образовании, на базе детского лагеря, построенного в 60-х годах, очень символично и характерно для современности! А вы?

Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал.

История болезни: от 80-х годов до современности

Начавшаяся в 1980-х годах массовая компьютеризация привела к появлению людей, которые стали уделять ПК куда больше времени, чем того требовали работа или отдых. Взрослые и дети стали много времени проводить за играми, и до появления Интернета и гаджетов именно игровая компьютерная зависимость (не путать с зависимостью от азартных игр) была наиболее распространена. Ситуация усугубилась с развитием глобальной паутины в середине 90-х — форумы и чаты всё чаще стали заменять реальное общение, а также стало набирать популярность бесцельное брожение по сети (интернет-сёрфинг).

Ещё большее погружение в виртуальный омут принесли миру 2000-е — время активного развития социальных сетей и гаджетов, которое продолжается и до сих пор. Если раньше уткнувшийся в телефон человек вызывал сочувственную улыбку у окружающих, сегодня «гаджетоманов» в городах едва ли не больше, чем тех, кто не зависит от своего «виртуального друга». Появился даже специальный термин — «гаджет-зависимость», подчёркивающий пристрастие человека к мобильным устройствам, от которых ему тяжело оторваться, а печальнее всего то, что более половины гаджетоманов — это дети и подростки.

Несмотря на то, что официальное признание проблема цифровой зависимости получила только в последние годы (до начала 2010-х всерьёз рассматривали только пристрастие к азартным играм), некоторые психологи забили тревогу уже давно: ещё в середине 1990-х годов американка Кимберли Янг обратила внимание соотечественников, а затем и всего мира, на киберзависимых людей (термин самой Янг), а в 1995 году она основала в Пенсильвании Центр интернет-зависимости.

Признаки и опасность виртуальной зависимости

Сильнейшими маркерами этого психического расстройства являются три поведенческих особенности, которые чаще всего встречаются вместе:

  • Постепенное увеличение «дозы», то есть времени, проводимого за компьютером или гаджетом.

2. Изменение формы поведения, когда виртуальная реальность начинает подменять собой активность в реальной жизни.

3. Ухудшение эмоционального состояния без интернета, что Янг назвала «синдромом отмены».

Согласитесь, картина весьма похожа на другой вид зависимости — наркотическую. В жизни наркомана точно так же всё, кроме наркотиков, становится неважным, и он чувствует себя хорошо только после очередной дозы. Также и у тех, и у других зависимых наблюдаются изменения ритма жизни, ограничение круга общения, небрежное отношение к себе и своим обязанностям (но только если это не является «естественной» привычкой, то есть не было замечено ещё до плотного знакомства человека с виртуальным миром).

Всё это ведёт к деградации личности: снижаются умственные способности, реальные цели в жизни подменяются виртуальными, ухудшается психическое и физическое здоровье. Вместо реальных встреч в моду входят виртуальные вечеринки, когда люди собираются в видеочатах, стремление к романтическим отношениями и свиданиям заменяются на пристрастие к порнографии, причём этим страдают не только одинокие люди, но и семейные мужчины и женщины. Живое общение вытеснили переписки в мессенджерах и соцсетях, а личные встречи уже воспринимаются многими как подвиг. Словом, осталось дождаться появления соответствующей технологии — и сюжет фильма «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом может обрести вполне реальные очертания, когда по улицам будут бродить безликие клоны, а реальные люди, потерявшие способность к общению, будут сидеть дома в своих креслах, не в силах оторваться от своих виртуальных я.

При этом «цифровизация» может оказать крайне негативное влияние на неокрепший детский мозг, да и для остальных она не всегда полезна. Авторы исследований на эту тему указывают до полутора десятков негативных факторов, а самые опасные среди них следующие:

Утрата навыков письма и способности к творчеству

Люди, которые быстро пишут от руки, быстро читают и лучше воспринимают текстовую информацию и наоборот. А ещё письмо от руки стимулирует воображение и развивает творческие способности, поскольку пишущий человек лучше печатающего представляет себе в уме то, о чём он пишет.

Утрата способности воспринимать большие объёмы информации

Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла. В результате статьи в угоду пользователям становятся всё короче и короче, что приводит к массовому отуплению, поскольку в коротких статьях объяснить самые важные и полезные для ума вещи просто невозможно, а писать длинные стало занятием бессмысленным, ведь их почти никто не читает.

Зависимость от экрана

Настоящим цифровым наркотиком стали гаджеты, оторвать от которых человека бывает очень сложно. Учёные, занимающиеся исследованием деятельности головного мозга, называют экраны планшетов (и компьютеров) «электронным кокаином», поскольку при их использовании у людей в большом количестве вырабатывается дофамин — гормон удовольствия, что вызывает всё большую зависимость от этих устройств.

Снижение навыков общения, ухудшение речевой функции

Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться. При более тяжёлых формах зависимости человек вообще перестаёт испытывать потребность в общении и становится замкнутым, получая удовольствие только от виртуальных занятий.

Повышение агрессии и раздражительности

Излишние «цифровые дозы» негативно влияют на психику даже взрослого человека — что уж говорить о детях! А причина неадекватного поведения заключается как раз в том, что гаджет или компьютер становится наркотиком, от которого не оторваться, а реальные цели подменяются виртуальными — соответственно, если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры.

Ухудшение умственных способностей

Речь о прогрессирующем явлении, которое учёные называют «цифровым слабоумием». Автор термина и книги с одноимённым названием, немецкий профессор Манфред Спицер на основе многолетних исследований сделал вывод о том, что цифровые технологии избавляют человека от умственной работы, а как известно, орган, который не задействуется (в данном случае мозг), постепенно отмирает. В мозге это проявляется ослаблением и исчезновением множества нейронных связей. Получаемая из интернета информация не усваивается, а слепо копируется, почти не обрабатываясь мозгом. В результате не задействуется способность мозга к критическому мышлению и память — важнейшие функции, благодаря которым человек познаёт мир и взаимодействует с ним. Стоит ли говорить, насколько это важно для ребёнка?

Ухудшение здоровья

При постоянном нахождении за компьютером или гаджетом человек может испытывать головные боли, а в отдельных случаях наблюдается ухудшение зрения. Не проходит бесследно такое снижение активности и для физического состояния организма: снижается тонус мышц, накапливаются жировые отложения, а это, в свою очередь, приводит к возникновению целого ряда не только неприятных, но и опасных заболеваний сердца и внутренних органов.

Что делать родителям в цифровую эпоху?

Если взрослый может помочь себе сам, сознательно ограничив свою виртуальную активность, дети — иное дело: без помощи родителей выбраться из «цифровой ловушки» им будет сложно. И вот что нужно знать родителям:

Правило первое: ограничьте время ребёнка за экраномдо приемлемого значения в зависимости от возраста, рекомендуемого ВОЗ.

Правило второе: подталкивайте детей на полезные для них занятия в «офлайне» и поощряйте за это. Это может быть любое хобби (спорт, творчество), отдых на свежем воздухе, общение со сверстниками.

Правило третье: следите за тем, чем ваш ребёнок занимается в интернете, и корректируйте при необходимости — возрастной рейтинг для игр и видео придуман отнюдь не зря. Если же какая-то игра или ролик вызывает у ребёнка истерики, настоятельно рекомендуется оградить ребёнка (особенно маленького) от такого контента любым уместным способом (пусть даже и хитростью).

Правило четвёртое: следите за своими привычками, ведь дети копируют поведение родителей. Поэтому, если телефон или компьютер у вас не для работы, а для бесцельного времяпрепровождения, не удивляйтесь, что такая же привычка появится и у вашего чада.

Правило пятое: гаджет ни в коем случае не должен быть «затычкой», когда ребёнку его дают только чтобы отвязался, ведь таким образом вы своими руками лепите малолетнего гаджетомана.

Да-да-да, мы снова все умрем. Вагон и маленькая тележка бездоказательных штампов.

"имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал" – что такое мощность мозга? в чем измеряется? В вашем случае полагаю, что в лошадиных силах. Что значит "полноценно раскрывать свой умственный потенциал"? – телекинез, левитация, регенерация? И причем здесь психологи? Насколько я понимаю исследованиями работы мозга занимаются нейробиологи.

"Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться" – человек социальное животное и ему действительно нужно общаться. Но с какого фига общение в соцсетях является суррогатом? А общение по телефону является суррогатом? А электронные или бумажные письма?

"Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла." – в моем детстве не было интернетов, но баранов, которые не понимали смысла примерно 95% (цифра взята от балды).

"если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры." – кто бы мог подумать! Ах, какая сволочь, он не о трояке по русскому переживает, а о потерянном луте.

Короч, ребят. Я понимаю, что на клинике или курсах по "освобождению" от тырнет-зависимости вполне можно заработать. Сам вчера о таком думал. Но аргументацию нужно прорабатывать тщательней

Тот день пришёл, прогноз свершился,
Альберт всё точно предсказал,
Мир идиотами накрылся,
С айфоном каждый дурнем стал!

Общение лишь в интернете, -
Душа убита, теплота!
Тупыми вырастают дети,
Ум даже больше у скота!

Своей истории не знают,
Плэйстэйшинами мозг забит,
Из них дебилов сеть ваяет, -
Весь генофонд уже убит!

Все биороботами стали,
Под руководством Сатаны!
Об этом Гении мечтали,
Внедряя в жизнь свои труды?

Да, прав Эйнштейн был, старикашка,
Убило техно мир добра!
Давай-ка тяпнем по стакашку,
За Алика… - в инет… пора!

Читать, постить чушь в соц-поц-сетях,
На фотки м… чудаков смотреть,
Эх, счас бы как - тогда… при свечах,
Младую телку оттыметь!

Нет! Чувства все убило порно!
Всё на виду, чего желать?
Уж камеры во всех уборных,
От них в кусты… что-ли… бежать?

В конце скажу, Эйнштейн виновен, -
Он технологиям путь дал!
Чего ж он был тогда расстроен,
Когда сам зло то создавал! )))

Влад НЕЖНЫЙ © 26/08/2019

© Copyright: Влад Нежный, 2019
Свидетельство о публикации №119082601290

Ну. с одной стороны инквизиция, которая жгла ученых пыталась затормозит прогресс, с другой. "Времена не выбирают, них живут и умирают" )))

Улыбнули ) Легко о непростом!

Благодарю за отзыв, Мадам Ленуш!)))
С теплом,

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Концепция мыслящих машин лежит в основе несметного числа фантастических книг и фильмов. Даже в более-менее серьёзных футуристических прогнозах время от времени исходят из предположения, что мы создадим не просто искусственную жизнь, но искусственное сознание. И эта перспектива завораживает. Разумеется, в своих мечтах о мыслящих машинах мы априори считаем, что их мышление будет построено по образу нашего. С определёнными отличиями вроде не отягощённости потребностями тела, эмоциями и прочими затруднениями, связанными с биологическим бытием. Но если вдуматься, то никто не гарантирует того, что машины будут думать, как мы.

А задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что имеется в виду под словом «думать»? Да, на интуитивном уровне мы можем осознать своё собственное мышление, человеческое, но что насчёт животных? Думают ли шимпанзе? А вороны? Осьминог?

Допустим, инопланетные разумные формы жизни существуют. Вполне вероятно, что их разум будет настолько сильно отличаться от нашего, что мы даже не сможем осознать их разумность. Кто знает, может быть, инопланетяне уже были где-то поблизости, но из-за фундаментальных различий разума даже не заметили нас. А мы — их.

Безусловно, животные обладают когнитивными способностями, отличными от наших, нацеленными на использование инструментов, понимание причинно-следственных связей, коммуникацию с другими существами, и даже на осознание целенаправленного мышления у других. Вероятно, к «мышлению» нужно отнести все эти задачи. Представим, что нам удалось создать машину, обладающую всеми перечисленными возможностями, то есть, по нашему мнению — думающую. Тогда нам останется только похвалить себя и лечь на диван с чувством выполненного долга. Но сможет ли машина встать на ступень выше, сможет ли она думать как человек? И если сможет, то как нам об этом узнать? Ориентироваться на одно лишь поведение компьютера было бы ошибкой. Если он будет действовать так, словно умеет думать, то это ещё не будет означать, что всё так и есть. Может быть, это будет искусной имитацией, разновидностью философского зомби.

В своё время этот вопрос — как распознать разумность машины — подвигла Алана Тьюринга на создание его знаменитого теста, в течение которого компьютер взаимодействует с человеком посредством текста на экране, и должен в большинстве случаев убедить живого собеседника, что он тоже является человеком. Для Тьюринга всё сводилось именно к поведению машины, а не ко «внутренней цифровой жизни».

Однако для кого-то эта внутренняя жизнь всё же важна. Знаменитый философ Томас Нагель в своей статье «Каково быть летучей мышью?» высказал точку зрения, сознание не отождествляется с мозгом. Есть «что-то, чему нравится» получать сознательные переживания, опыт. То есть в нас есть нечто, чему нравится смотреть на красивые объекты, или заниматься каким-то делом. Человек — это нечто большее, чем набор состояний его мозга.

Но тогда можно задаться вопросом: а может ли существовать «что-то, чему нравится» быть думающей машиной? Допустим, нам когда-нибудь нам удастся создать разумный компьютер. И если при проведении теста Тьюринга человек спросит: «Есть ли у тебя сознание?», то в ответ может получить: «Как бы я об этом узнал?».

Вычисления — и больше ничего?

Согласно современным представлениям, в основе компьютерного мышления должны лежать исключительно вычисления: количество операций в секунду и логических переходов. Но мы не уверены, что мышление — или сознание — есть производная от вычислительной мощности. По крайне мере, в условиях использования двоичных компьютеров. Может ли мышление являться чем-то большим, чем набор алгоритмов? Что ещё нам нужно? А если всё дело лишь в вычислениях, то почему человеческий мозг не слишком-то в этом и силён? Ведь большинство из нас сталкиваются с затруднениями, когда нужно перемножить в уме пару двузначных чисел, не говоря уже о более сложных задачах. Или в нашем подсознании осуществляется какая-то глубокая обработка данных, что в конце концов выражается в ограничении наших сознательных вычислительных возможностей (аргумент в пользу так называемого «сильного ИИ»)?

По сравнению с компьютерами, наши способности по манипулированию необработанными данными никуда не годятся. Зато компьютерам очень плохо даются такие вещи, как языки, поэзия, распознавание голоса, интерпретирование сложных поведенческих шаблонов и формирование всеобъемлющих суждений.

Если способности компьютеров столь отличаются от наших, то как можно ожидать, что в конце концов они смогут думать как мы? Быть может, в будущем компьютеры обретут все черты человеческого мышления в обмен на ухудшение способностей к арифметическим вычислениям?

О вере, сомнении и ценности

Если компьютеры действительно начнут думать как человек, то их разуму также будут свойственны понятия вроде «веры» и «сомнения». А что может означать для компьютера «вера во что-то»? Конечно, если не считать такой тривиальной ситуации, как действие без учёта вероятности ошибки? Сможет ли когда-нибудь произойти так, что компьютер искренне засомневается, но пересилит своё сомнение и всё равно продолжит действовать?

Для человеческого разума огромное значение имеет понятие «ценность». Его можно считать одним из основополагающих, движущих факторов. О чём мы думаем в тот или иной момент времени, и почему мы об этом думаем? Сможет ли компьютерный разум придавать ценность хоть чему-либо? И если да, то чему?

Было бы замечательно, если бы смогли создать компьютер, разделяющий систему человеческих ценностей. Но мы, вообще-то, сами не можем с уверенностью сказать, что это такое, а уж тем более как запрограммировать эту систему. К тому же, если компьютеры смогут программировать сами себя, то им может придти в голову, что ценности можно поменять.

Учитывая, сколько сил и ресурсов тратится на создание искусственного интеллекта, сейчас самое время попытаться понять, каким мы хотим видеть мыслящий компьютер. А для этого, возможно, нам нужно сначала постараться понять самих себя.

Читайте также: