Нужен ли ребенку компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Опыт общения с компьютером у большинства детей ограничивается играми и чем-то вроде «мама и папа на нем работают». Поэтому ребенку важно объяснить, что это очень многофункциональный прибор, который позволяет обмениваться письмами, скачивать музыку, записывать CD-диски, добывать информацию в интернете… Ведь компьютер в наше время стал постоянным спутником человека и жизнь без этого удобного чуда техники уже сложно представить. Дети растут, и скоро в школе, в университете, на работе им тоже понадобится компьютер, чтобы получать новые знания, а затем применять их.

Компьютер в качестве СМИ: вред и польза

На воспитание детей оказывают влияние не только семья, школа, но и средства массовой информации. То, что рано или поздно ребенок откроет для себя телевидение и интернет, является неизбежным. Главное, чтобы СМИ использовались в соответствии с возрастом и под присмотром взрослых.

Важно обсуждать с ребенком просмотренные фильмы и передачи, а также контролировать их содержание. СМИ ни в коем случае не должны вызывать в ребенке чувства паники и страха, развращать и культивировать вредные привычки. Этим, к сожалению, современные средства массовой информации, сильно грешат. Но с другой стороны, растить «тепличное растение» тоже не лучший вариант.

Дети впитывают все как губки, особенно если это вызывает интерес. Вероятно, вы только познакомили чадо с возможностями компьютера и интернета, а он уже дает вам фору! Современные дети способны обогнать родителей в программировании, использовании смартфонов, социальных сетей, особенно подростки. Как правило, они узнают о технических новинках раньше нас. Между прочим, если вы решили приобрести новый мобильник, смело спрашивайте совета у наследника.

Детские компьютерные игры

Компьютерные игры в жизни ребенка, безусловно, имеют место быть, особенно обучающие и качественно оформленные. Такие игры развивают творчество, логику, внимание. Может произойти и так, что выбор ребенка не

будет соответствовать вашим педагогическим замыслам, и сыграет в пользу так называемых «стрелялок». В таком случае, придется искать компромиссы.

При выборе игры родителям обязательно нужно учитывать, для какого возраста подходит та или иная игра, и что она из себя представляет. Различают 4 основные категории компьютерных игр:

• Экшен-игры. Главное в игре – скорость реакции игрока. Цель — уничтожить врага.

• Игра-приключение. Игрок управляет героем, который двигается по сюжету и решает разные задачки и головоломки.

• Игры-симуляции позволяют игроку попробовать себя в ситуациях из реальной жизни, например, в роли продавца или фермера.

• Обучающие игры завязаны на интеллектуальных усилиях игрока.

За и против видеоигр

Позитивные аспекты (развитие определенных навыков):

• в ходе игры ребенок решает мыслительные и стратегические задачи;

• игры развивают выносливость и упорство в достижении целей;

• развивают пространственное мышление;

• игры снимают стресс;

• способствуют концентрации внимания;

• развивают творческие способности.

Негативные аспекты (тормозят развитие навыков):

• насильственное содержание некоторых видеоигр;

• формирование игровой зависимости;

• отстранение от реальности;

• снижение успеваемости в школе;

• снижение эмоциональности, активности;

• ограниченное общение с друзьями, семьей;

• отсутствие жизненного опыта, неприспособленность к жизни в социуме.

Что предпринять родителям?

Было бы неправильным выдвигать негативные аспекты на первый план и показывать полное равнодушие к увлечению ребенка. Следует, напротив, постараться держать ситуацию под контролем, например, принимать участие в выборе видеоигр. Родители, естественно, могут даже поиграть вместе с ребенком. Обсуждайте игровые моменты, чтобы ребенок усваивал для себя что-то полезное. И, наконец, если в жизни у человека все хорошо и позитивно, он никогда не уйдет в виртуальную реальность.

Нужен ли компьютер малышу

Информации о пользе и негативном влиянии использования различных гаджетов много, но как разобраться в ней? Когда и как познакомить ребенка с компьютером и не допустить зависимости от такого времяпровождения? Нужно ли вообще знакомить малыша с компьютерной техникой до школы? Давайте рассмотрим основные вопросы, связанные с применением информационных технологий в жизни дошкольника.

Содержание:

В каком возрасте стоит познакомить с компьютером

Одним из самых обсуждаемых вопросов является возрастная норма знакомства ребенка с компьютером.

Психологи, педагоги и многие другие специалисты сходятся во мнении, что обучать кроху самостоятельной работе на компьютере не стоит раньше 5–6 лет. Но показывать некоторые фильмы или искать информацию в электронном виде можно предложить раньше с соблюдением режима пользования и тщательным контролем за качеством предлагаемой информации.

Как быть, если работа связана с компьютером, и малыш видит, как вы им пользуетесь и просит показать, научить? В таком случае рекомендуется рассказать, что вы делаете, объяснить суть вашей работы, но если вы или члены ближайшего окружения малыша любят поиграть в онлайн или офлайн-игры — оградите ребенка максимально от такого знакомства.

Вводить компьютер в жизнь ребенка рекомендуют постепенно, показывая его положительные стороны и стараясь оградить от ненужной информации. Условно знакомство с гаджетами делится на несколько периодов, в которых ребенок будет знакомиться с разными сторонами возможностей интернета и компьютера.

Положительное влияние от знакомства с компьютером

Благоприятные стороны использования компьютерной техники у детей дошкольного возраста наблюдаются при соблюдении правил пользования. Игнорирование или несоблюдение временных ограничений превращают достоинства в недостатки и ведут к противоположным результатам.

Если родители следят, что делает ребенок за компьютером, соблюдают временной режим, то наблюдаются следующие полезные стороны знакомства с компьютером:

Негативное влияние компьютера

При несоблюдении правил пользования компьютерной техникой: отсутствие временных рамок, контроля контента, несоблюдение правильного положения тела, слишком раннее знакомство могут проявиться нежелательные последствия. Чаще всего встречаются:

  • Нарушение зрения, осанки, психики;
  • Снижение потребности в общении с близкими и другими людьми;
  • Отклонения в поведении, агрессия и необоснованные страхи;
  • Снижение познавательной активности, восприятия;
  • Компьютерная зависимость.

Для чего использовать компьютер?

Период знакомства с компьютером может предполагать под собой несколько вариантов:

  • Просмотр развивающих роликов, мультиков и другого обучающего материала.
  • Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии.
  • Изучение непосредственно устройства и принципов действия электронных систем.

Каждый из этих периодов имеет свои ограничения и особенности применения у детей дошкольного возраста, нарушение установленных норм влечет за собой негативные последствия. Давайте рассмотрим эти периоды и особенности их применения.

Использование компьютера для просмотра развивающих роликов, мультфильмов и другого материала

Как некий помощник маме, способный донести информацию, познакомить с окружающим миром компьютер возможно начитать использовать уже с 2-х лет. Предлагая необходимые для обучения ролики или мультфильмы, предварительно нужно подобрать необходимый материал.

Принимая решение познакомить с гаджетом или компьютером, стоит помнить несколько правил:

  • Движение прежде всего. Возраст от 2 до 4 лет — время развития двигательной системы, мелкой моторики и формирования основных когнитивных способностей крохи, 98% времени бодрствования малыш должен свободно двигаться, познавать и играть в подвижные игры;
  • Временные ограничения. Показывать обучающий ролик и мультфильм в этом возрасте стоит не более 5–10 минут, после чего ребенку необходимо дать время для подвижной игры. Рекомендуют использовать такой вид обучения не чаще трех раз в неделю;
  • Осторожность. Вводить новый материал желательно осторожно, предварительно отбирая. Неплохо, чтобы оградить малыша от нежелательного контента, скачивать необходимое, а не запускать непосредственно из интернета.

Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии

В 4 года покажите малышу, что компьютер используется для поиска необходимой информации. Вместе с ним ищите ответы на каверзные вопросы. Но полезнее, если до знакомства с возможностями интернета, вы покажите крохе, как искать ответы в книгах, сводите его в библиотеку.

Обратите внимание на вопросы, которые задает ребенок. Они возникают из повседневной жизни, полученного опыта. Иногда кажется, что вопрос очень сложный. Но, начав разбираться, откуда он появился, становится понятен интерес, открываются истинные мотивы, смысл. Чаще всего сложность возникает из-за неумения правильно и четко сформулировать свою мысль, некоторых проблем с произношением. Чаще всего крохе хватит простого объяснения на уровне любителя.

Изучение устройства и принципов действия электронных систем.

В 5 лет познакомьте малыша с принципами устройства компьютеров. Расскажите, как работают программы, каким образом информация поступает на экран, покажите простейшие алгоритмы действий. Но делать это следует на уровне ребенка, не старайтесь донести ему сложный материал, который сами не понимаете. Если есть возможность, то сводите на обучающий мастер-класс или на занятия для дошкольников, посвященные этой тематике. Не страшно, если кроха узнает об этом и позже.

Почему так важно постепенно знакомить малыша с компьютерной техникой? Контролировать время его занятий, оберегать от лишней информации? Ответ прост. Дозированное пользование новыми технологиями несет за собой положительный опыт, а применение бесконтрольной работы ребенка за компьютером может нанести серьезный ущерб. Давайте посмотрим, какие хорошие и отрицательные стороны есть в использовании различных гаджетов, интернета для малышей.

Чем занять ребенка за компьютером

Из огромного количества информации, которая размещена в интернете и доступна для ребенка, остановите свой выбор на развивающих и обучающих материалах:

Нужен ли ребенку компьютер

Домашний компьютер стал необходимым элементом повседневной жизни. Сложно переоценить роль компьютера в жизни современного человека. С помощью этой техники работают, учатся и развлекаются миллионы людей.

Считается, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Однако споры, с какого возраста у малыша должен быть свой ПК, не утихают.

Даже для трехлетнего - четырехлетнего ребенка компьютер будет полезен. Ведь на нем можно не только смотреть любимые мультфильмы, но и проходить обучающие программы, которые учат малыша различать цвета, запоминать названия профессий, растений и животных, изучать алфавит.

Чем старше становится ребенок, тем более полезным становится для него компьютер. Несчастные родители, не знающие, как объяснить чаду, что такое молния и почему движется трамвай, могут вместе с малышом находить статьи, где эти явления расписаны подробно и понятно.

Разумеется, не стоит отпускать ребенка бродить по просторам интернета в одиночку, иначе однажды он все-таки вобьет в поисковик вопрос «Откуда берутся дети?».


С поступлением ребенка в школу его потребность в информации возрастает. Новоявленному ученику предстоит прочитать десятки книг детских писателей, написать сочинения и рефераты, которые задал учитель. И вряд ли у вас дома окажутся все нужные авторы, а вы сможете рассказать ребенку о повадках бурого медведя на две страницы.

Если ребенок занимается в музыкальной школе, посещает кружки или вступил в спортивную секцию, компьютер станет подспорьем ему и в хобби. Находить и проигрывать музыкальные композиции, которые необходимо изучить, куда проще на ПК.

В сети существует разнообразное количество пошаговых мастер - классов и видеоуроков по разнообразным видам творчества. Даже если у малыша не получается что-то слепить или склеить, вы с легкостью сможете разобраться вместе.

И видео с нашумевшим голом известного футболиста, которое обсуждают все мальчишки в секции футбола, проще всего найти в интернете.

ПК значительно облегчит жизнь современного первоклашки. Однако стоит ли младшему школьнику покупать отдельный компьютер, зависит исключительно от вас.

Подумайте, согласны ли вы делиться с ребенком своим ноутбуком, не будет ли это мешать вашей работе, не боитесь ли вы, что однажды чадо случайно отформатирует диск с важной информацией. Если ребенок за вашим компьютером не будет вам мешать, вы обойдетесь одной машиной. В противном случае купите ему свою собственную.

Неважно, приобрели вы первокласснику компьютер или разрешили пользоваться своим, за чадом необходимо приглядывать. Заблокируйте в браузере сайты, которые, по вашему мнению, не следует просматривать малышу. Важную информацию продублируйте на флешку, чтобы не бояться за ее сохранность.

Если использовать эту умную машину в качестве единственного развлечения для ребенка только потому, что он надолго занимает его (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует, и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться.


Компьютер станет для ребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает в реальности. И тут уж не избежать всех тех бед от близорукости до аутизма, о которых нам толкуют специалисты.

Следите, чтобы ребенок не сидел за компьютером слишком долго
Нельзя забывать, что чрезмерное время общения с этой машиной вовсе не полезно для ребенка. Существуют научно обоснованные нормы, на которые надлежит ориентироваться:

  • Дошколята - 7-10 минут (непрерывно), всего 7-10 минут в день.
  • Школьники - 10-30 минут (непрерывно), всего 45-90 минут в день.
  • Студенты - 1-2 часа (непрерывно), всего 2-3 часа в день.
  • Первоклашка за монитором должен проводить не более сорока минут в день.

Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детей выпускается масса качественных компьютерных игр практически для любого возраста, начиная с четырех-пяти лет.


Сегодняшние малыши учатся обращаться со смартфоном и планшетом раньше, чем с карандашом и ручкой. И даже не начав толком говорить. Однако удовлетворять детскую страсть к познанию современных технических средств нужно правильно.


Брошенные или зависимые?

— Прежде всего хочу заметить: причиной того, что дети прилипают к экранам мониторов, часто становится банальная родительская лень, нежелание организовать для ребёнка интересный досуг. Поэтому придя с работы или приведя ребёнка из детского сада, мама сразу включает телевизор или компьютер — чтобы отдохнуть после рабочего дня, а непоседливое чадо ей при этом не мешало. А потом сетуют на то, что дети безнадёжно больны компьютерной зависимостью, не вылезают из интернета. Однако исследования показывают: стоит только детям предложить что-то увлекательное, и зависимости как не бывало! Прошлым летом среди ребят 6-14 лет, которые отдыхали в загородном лагере, провели опрос: «Реально ли прожить лето без телевизора и компьютера?». Ответы обескуражили многих родителей. Оказывается, впадают в зависимость от интернета и компьютера дети исключительно дома, а в лагере предпочитают другие занятия и развлечения, несмотря на то, что приезжают туда с мобильными телефонами и планшетами, имеют доступ к интернету.

Надо признать, что современные гаджеты помогают нашим детям быстрее развиваться: совершенствовать мелкую моторику, развивать пространственное мышление, логику, изучать иностранные языки и т. д. Ещё 10-15 лет назад маме, чтобы показать малышу, чем курочка отличается от утки или кто такой телёнок, надо было организовать поездку в деревню или поход в зоопарк (а он есть не в каждом городе). Теперь же есть онлайн-зоопарк: ребёнок может не только рассмотреть животных, но и послушать, как они «говорят». Причём познакомиться даже с теми, которые уже давно не живут на Земле.


Когда разрешить?

Получается, что без техники трудно существовать в современном мире. Но, чтобы она не мешала жить полноценно, ею надо пользоваться с умом.

С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться телефоном, компьютером или планшетом? Очевидно, когда он проявил первый интерес. Запретный плод сладок. Если вы будете отгонять ребёнка от компьютера, планшета или смартфона, его тяга к ним только усилится. В итоге это может закончиться примерно так: «У меня любознательный сынуля 7 лет решил проверить, какая техника и как работает под водой. Причём задачу по ходу дела усложнил: с зарядкой или без она будет работать. К счастью, когда он потянул к воде телефон, подключенный к зарядке провод выскочил. И телефон упал в воду уже не подключенный к сети. Дома, естественно, никого не было. Хорошо, провод легко выскакивал из телефона. В итоге эксперимент завершился без ЧП. Сын теперь знает: под водой телефон не работает. Огорчает одно: если бы сами об этом заранее рассказали сыну, не пришлось бы покупать новый телефон». Обратите внимание на фразу — «провод легко выскакивал из телефона». А если бы не выскочил?

Так что чем любознательнее ваш малыш, тем раньше придётся организовать знакомство с техникой — и тот, и другая будут сохраннее. Очевидно, что чем больше сами родители пользуются разными устройствами, тем быстрее проявит к ним интерес и ребёнок.


Чему учить?

Однако знакомство не означает сразу полноценное использование.

Телефон. Можно учить пользоваться им малыша, как только он научится держать его в руках, нажимать на кнопки и говорить, куда надо. Но не для того, чтобы он мог самостоятельно себя развлекать, используя игровые приложения, а прежде всего в целях безопасности и личного спокойствия. Научите его звонить близким или отвечать на звонки родителей. Важно при этом, чтобы набор был одной кнопкой. Иногда этот навык может помочь в беде. Например, ребёнок сможет позвонить близким, скажем, если бабушке, которая с ним сидит, стало плохо. И такие случаи были.

Телевизор. Если есть возможность настроить детский режим включения, то с 2 лет можно доверить малышу право пользоваться телевизором и пультом. Это не означает, что с этого времени ребёнок сможет смотреть мультики сколько угодно. Но зато вы сможете подольше поваляться в постели в выходные, если ваш малыш просыпается раньше вас и начинает требовать развлечений.

Компьютер. Учить обращаться с ним в качестве зрителя можно малышей с полутора лет, в качестве пользователя — после 2 лет. Но опять же, лучше всё же использовать компьютер для развития, а не отвлечения и «обезвреживания» малыша, пока родители заняты.

Игровые устройства (приставки, планшеты и т.д.). Не стоит покупать детям раньше 4-5 лет. Да, многие игры содержат обучающие и развивающие элементы. Но чем позже вы приобщите к ним ребёнка, тем лучше.


Как правильно приобщать ребёнка к гаджетам?

Начните с правил: что можно делать, как включать/выключать, куда нажимать, что открывать и т. д.

Чередуйте обучающие игры с играми-развлечениями. Каждую игру желательно сначала протестировать на себе взрослому, чтобы оценить возможное влияние на ребёнка.

Строго контролируйте время, которое ребёнок проводит перед компьютером или планшетом. Пару раз уступив просьбам типа «Ну ещё чуть-чуть», «Ну ещё десять минуток», вы загоните себя в ловушку. Просьбы превратятся в истерики.

Одновременно показывайте, как совмещать гаджет с живым общением (позвонили бабушке по скайпу и пригласили её в гости) и досугом (поискать в интернете вместе рецепты для вкусной пиццы или пирога).

Выбирая игровые приставки и устройства, отдавайте предпочтения тем, в которых для победы надо научиться делать точные движения или активно двигаться во время игры.

Читайте также: