Nvidia geforce 7800 сколько памяти

Обновлено: 04.07.2024

Вы когда-нибудь летали на крупных пассажирских самолётах? Если да, то, наверное, помните момент, когда пилоты только включают турбины, и они начинают раскручиваться, всё набирая и набирая обороты. Этот звук, перерастающий из гула в свист, откровенно пронизан мощью и скоростью, и с каждой секундой всё больше кажется, что быстрее уже нельзя и что это предел, но звук становится всё выше и мощнее. Что забавно, процесс разгона обычно останавливается далеко за ожидаемыми пределами человека, и остановка эта явно сделана по желанию пилотов, а не из-за достижения ограничений возможных оборотов турбины. Эта аналогия очень хорошо ложится и на видеокарты. С выходом каждой следующей модели все люди, профессионально занимающиеся современными графическими акселераторами, в один голос говорят – быстрее уже некуда, да и невозможно, ведь на этом пути столько преград. Но через год выходит новая карта, которая бьёт все рекорды, поставленные год назад предыдущим лидером, и все разговоры о достижении предела производительности повторяются заново. В этом материале мы решили не повторять предыдущих ошибок и говорить о нынешнем витке производительности как о точке на середине пути, устремлённого в бесконечность, а не как о крае мира – сегодня речь пойдёт о новейшем графическом процессоре G70 и карте на его базе NVIDIA GeForce 7800GTX, которая открывает 7 серию видеоплат GeFоrce. Давайте взглянем на таблицу спецификаций и поговорим о последнем продукте от NVIDIA более предметно.

NV 6800 UltraNV 7800 GTXX850XT PE
Код чипаNV45G70R480
Техпроцесс создания графического процессора0,130,110,13
Количество транзисторов220 миллионов300 миллионов.160 миллионов
Количество вертексных конвейеров686
Количество пиксельных конвейеров162416
Частота работы чипа400 МГц430 МГц540 МГц
Частота работы памяти550 МГц (1100 МГц DDR)600 МГц (1200 МГц DDR)590 МГц (1180 МГц DDR)
Количество памятиОт 256 Мбайт до 512 МбайтОт 256 Мбайт до 512 МбайтОт 256 Мбайт до 512 Мбайт
Архитектура памяти256-Bit GDDR3256-Bit GDDR3256-Bit GDDR3
Версия поддерживаемой шейдерной модели3.03.02.0b
ИнтерфейсPCI-Express 16xPCI-Express 16xPCI-Express 16x

Как можно заметить, шейдерные возможности в новом чипе остались без изменений и находятся на уровне третьей версии. Этой версии более чем достаточно на ближайшее будущее, так как игры с поддержкой этих шейдеров только начинают появляться, но их количество будет постоянно расти, и в этом уже нет никаких сомнений. Но на этом технические сходства с NVIDIA GeForce 6800 Ultra на базе NV45 почти заканчиваются. В NVIDIA GeForce 7800GTX реализовано 8 вертексных и 24 пиксельных конвейера, а это значит, что теперь на каждые 3 пиксельных конвейера приходится по одному вертексному. Чип содержит в себе 300 миллионов транзисторов, что на 80 миллионов больше, чем у его предшественника, но при этом заметно меньше греется и требует меньше энергии, так как исполняется по 0,11мкм техпроцессу. Также увеличились изначальные тактовые частоты, которые теперь составляют 430 МГц на чип и 1200 МГц на подсистему памяти. Ну и напоследок NVIDIA GeForce 7800GTX унаследовал возможность установки в SLI-систему, что означает, что собрав пару NVIDIA GeForce 7800GTX, можно получить непревзойдённую скорость в играх. Но всё сказанное выше – почти реклама, так что давайте рассмотрим каждый пункт более подробно и постараемся разобраться, чего действительно удалось достигнуть NVIDIA.

Как многие и ожидали, прогресс действительно пошёл по пути наименьшего сопротивления, и рост производительности в новом решении от NVIDIA реализован за счёт увеличения количества конвейеров. Нарастить производительность за счёт увеличения частоты ядра и памяти, как это сделала ATI в своей X850XT, NVIDIA посчитала невозможным, так как процент годных чипов, выпущенных по 0,13мкм технологии с 220 миллионами транзисторов, да ещё и работающих на частотах выше 500 МГц, вряд ли возможен, да если бы и был возможен, то вряд ли интересен. Представить сложно, сколько бы потреблял и как бы грелся данный графический процессор, так как и на 400МГц GeForce 6800 Ultra легко загружала по полной программе 400-ваттный блок питания. Поэтому NVIDIA решила для начала перевести свой новый процессор на 0,11мкм технологию и за счёт этого снизить энергопотребление. Но ведь задача-то стоит не просто улучшить старое, но и увеличить производительность до нового уровня. Поэтому было решено добавить к 16 пиксельным конвейерам ещё 8, а к 6 вертексным – ещё два. По логике, это должно увеличить производительность всей видеосистемы в полтора раза, как минимум, а как максимум – и того больше. Ведь есть же ещё такие вещи, как оптимизация и устранение ошибок внутри чипа, а их удалось выявить и отточить ещё на базе NV40. Более того, в спецификации от NVIDIA на GeForce 7800GTX с радостью и гордостью рассказывается об улучшении пропускной способности каждого блока внутри чипа, включая пиксельные и вертексные конвейеры, а также о создании нового текстурного движка и многих других доработках, о которых вы в скором времени сможете прочитать на сайте NVIDIA. Нам же предстоит проверить все эти улучшения на деле.

Конечно же, не обошлось без нововведений и в функциональной части процессора. Появилась возможность использования нового типа полноэкранного сглаживания – Transparent Antialiasing – и других эффектов, входящих в новую спецификацию продуктов CineFX 4.0. Появился аналог технологии сжатия нормалей 3Dс от ATI под названием V8U8, позволяющий в два раза сжимать карты нормалей.

Новая технология рендеринга NVIDIA High Dynamic-Range (HDR) позволяет использовать компоненты с 16-битной плавающей точкой для реализации более сложного освещения. Да и вообще, хватит использовать ускорители только для игр. NVIDIA предлагает использовать NVIDIA GeForce 7800GTX в приложениях, не имеющих с играми ничего общего, так как вычислительные возможности в расчётах с плавающей точкой у этого ускорителя куда серьёзнее, чем у обыкновенного Pentium 4. Главное, чтобы программа, нуждающаяся в серьёзных вычислениях, могла их распараллелить. Области типа машинного зрения, моделирования жидкостей, обработки изображений и объёмов, запросов к базам данных, вычислений гравитационного поля, методов Монте Карло, вычислительной геометрии, и даже глобальных методов исполнения освещения Ray Tracing и Photon Mapping. В подобных приложениях выигрыш в производительности от использования NVIDIA GeForce 7800GTX может превысить 10 раз.

Забавно, без игр ускоритель NVIDIA GeForce 7800GTX способен серьёзно помочь процессору, но вот если вы всё-таки собрались на нём поиграть, то без мощного процессора вам однозначно не обойтись. Напомним, что проблема процессорозависимости стала маячить перед глазами уже довольно давно, но в последнее время она становится всё более актуальной и серьёзной. Суть заключается в том, что большинство игр требуют мощности не только от графического процессора, но и от центрального, и если последний, в свою очередь, работает существенно медленнее первого, то графический ускоритель начинает простаивать и не отдавать все 100% своей мощности. Помните, при тестировании NVIDIA GeForce 6800GT SLI на AMD Athlon 64 4000+ мы очень много говорили о процессорозависимости. Тогда почти все тесты показали невозможность перепрыгнуть планку в определённое количество кадров в секунду вне зависимости от разрешения и настроек сглаживания из-за нехватки мощности центрального процессора. Так вот, с увеличением мощности GPU эта проблема должна проявить себя ещё сильнее. И если в одиночном режиме Pentium 4, начиная от 3ГГц, ещё как-то справится с NVIDIA GeForce 7800GTX, то в SLI режиме 7800GTX однозначно будет простаивать, так как на настоящий момент на рынке нет процессора, способного снабдить эту парочку топли…то есть данными для обработки. Кстати, это касается и конкурентов NVIDIA в лице ATI с их технологией спаривания карт CrossFire и новым чипом R520. Но и эта проблема в ближайшее время должна будет решиться, так как с выходом двуядерных процессоров производители начнут оптимизировать свои игры под распараллеливание вычислений с помощью двух CPU, и на конвейеры ускорителей снова хлынет поток данных, заставляя их работать на полную катушку.

Но давайте вернёмся к рассматриваемой сегодня плате – NVIDIA GeForce 7800GTX.

NVIDIA GeForce 7800 GTX

Как можно заметить по фотографии, плата приобрела не только мощный двигатель из 24 пиксельных конвейеров, но и весьма стильный внешний вид. NVIDIA GeForce 7800GTX, как и его предшественник GeForce 6800 Ultra, снабжена двумя выходами DVI-I и разъёмом для подключения видеовхода и видеовыхода и имеет зелёный цвет текстолита. За счёт узкой системы охлаждения плата занимает внутри корпуса один слот. Явно, что система охлаждения была уменьшена в размерах за счёт упавшего тепловыделения, но об этом мы поговорим в отдельном разделе.

NVIDIA GeForce 7800 GTX - вид сверху

NVIDIA GeForce 7800GTX имеет нативную поддержку шины PCI-Express 16x, поэтому не стоит ожидать скорого выхода данной карты под шину AGP. Пропускной способности по питанию шины PCI-Express в 75 Вт для нового ускорителя явно мало, поэтому на плате присутствует 6-контактный разъём для дополнительного питания. Также явно присутствует стандартный разъём для установки NVIDIA GeForce 7800GTX в SLI системы – не врут спецификации :). Все модули памяти накрыты одним массивным радиатором, объединяющим и графический процессор. Стабилизаторы напряжения также имеют собственный радиатор, и в сравнении с GeForce 6800 Ultra он стал заметно массивнее.

NVIDIA GeForce 7800 GTX - вид сзади с радиатором

С задней стороны платы модули памяти также имеют охлаждение, хотя о его эффективности можно спорить, так как металлический радиатор очень тонкий и служит скорее для фиксации радиатора с внешней стороны платы, чем для отвода тепла. Отвернув восемь шурупов, фиксирующих радиаторы с задней стороны, и два маленьких винтика, крепящих пластик с вентилятором с внешней стороны, мы смогли добраться до вида основного радиатора.

NVIDIA GeForce 7800 GTX - вид спереди с частью радиатора

Как можно заметить, графический процессор и память всё же охлаждаются его разными частями. Поэтому за перегрев модулей памяти из-за температурного режима графического процессора можно не беспокоиться. Но давайте продолжим рассказывать о системе охлаждения в соответствующем разделе, а сейчас вернёмся к описанию PCB.

NVIDIA GeForce 7800 GTX - вид спереди

Внешний дизайн PCB слегка напоминает GeForce 6800 Ultra, хотя на самом деле этот дизайн сильно переработан. Сходства заметны лишь в примерном соответствии расположения основных элементов на плате, таких как графический процессор и модули памяти, и расположении чипа для захвата видеоизображения. Модуль стабилизации напряжения переработан полностью и теперь основан на 9 стабилизаторах.

NVIDIA GeForce 7800 GTX - вид сзади

8 модулей памяти располагаются по обе стороны PCB по периметру графического процессора, по 4 с каждой стороны. Однако прекрасно видно, что на плате распаяны места ещё под 8 модулей. Если учесть, что на нашем семпле установлено 256 Мбайт памяти, то это означает, что NVIDIA GeForce 7800GTX может комплектоваться и 512 Мбайтами памяти. В остальном, субъективно, плата имеет чуть большие, по сравнению с GeForce 6800 Ultra, размеры и чуть меньшее количество мелких элементов на плате.

Графический процессор G70, установленный на NVIDIA GeForce 7800GTX, произведён на 16 неделе 2005 года, что соответствует концу апреля или началу мая, и представляет собой ещё не серийный образец, а тестовый семпл. И хотя это всего лишь тестовый семпл, чип уже имеет степпинг A2. Видимо, не всё сразу получилось у инженеров NVIDIA. Графический процессор работает на частоте в 430МГц. Не сказать, что эта частота очень большая, но для первой ревизии чипа вполне достаточная. А если принять во внимание тепловыделение в пределах нормы и 0,11мкм технологию, то можно без сомнения сказать, что на базе G70 будут выходить не только GTX-версии плат, но и куда более мощные ULTRA и прочие, так как чип явно можно будет масштабировать по частоте за счёт улучшения охлаждения.

память NVIDIA GeForce 7800 GTX

На плате установлены абсолютно классические модули памяти. Наверное, в скором времени можно будет уже отказываться от написания номиналов памяти и упоминания их производителя, так как все платы на базе GDDR-3, независимо от производителя графического процессора, укомплектованы модулями SAMSUNG с маркировкой K4J55323QF-GC16. Перечислять платы с этой же памятью не стану, так как их слишком много, скажу только, что модули эти хоть и способны на разгон, особенно выдающихся результатов не показывают. Подсистема памяти функционирует на частоте в 600 МГц или 1200 МГц, если учитывать удвоение частоты за счёт DDR. Данные модули имеют время доступа в 1,6 нс и, судя по спецификациям производителя, работают на максимальной для себя частоте без запаса прочности. Поэтому говорить о потенциале разгона этих модулей весьма сложно – он скорее плохой, чем хороший.

Телевидение

“Из всех искусств важнейшим для нас является кино”, поэтому в NVIDIA GeForce 7800GTX для телевидения сделано весьма немало нового и полезного. Для начала, технология NVIDIA® PureVideo™ Technology как комбинация высококачественного железа и программного обеспечения сможет сделать изображение ясным, гладким, с точными цветами и точным масштабированием изображения для всего видеоконтента. Графический процессор способен адаптироваться к новым способам кодирования видео для аппаратного декодирования и сглаживания изображения. Также имеется аппаратный декодер MPEG2 и WMV, включающий WMV-HD стандарт, аппаратная система деинтерлейсинга и масштабирования, цветовая коррекция и встроенный в графический процессор HDTV-кодер. Всё это, вполне понятно, призвано сделать картинку на экране современного телевизора максимально правильной и корректной, но в реальности HDTV не особенно спешит приходить в Россию, а все устройства, его поддерживающие, обычно имеют рядом обыкновенный D-Sub вход, через который изображение выводится подчас ничуть не хуже, чем через компонентный видеовыход.

Не успел ATI Radeon X1800XT еще "обжить" рынок, как NVIDIA уже выпустила "орудие возмездия" в лице GeForce 7800GTX 512 Mb. Казалось бы, большой необходимости в этом нет. Как вы знаете, Radeon X1800XT оказался не таким уж и серьезным соперником для 7800GTX. Да, в некоторых тестах преимущество есть, в некоторых нет, да и вообще результаты очень близки. Но, видимо, из-за нежелания не то что терять, даже делить "желтую майку лидера", NVIDIA выпустила очередную версию 7800GTX, приписав скромный на первый взгляд суффикс "512 Мб". Хотя вся общественность ожидала слова "Ultra", что было бы традиционнее и логичнее. Тем не менее, от суффикса "Ultra" компания решила отказаться. Что послужило причиной этого, можно только догадываться.

Если раньше продукты со словом Ultra в названии отличались от других только разогнанными частотами, то в случае с 7800GTX 512 Mb мы видим существенно отличающийся продукт. Нижеприведенная таблица иллюстрирует сравнительные характеристики Radeon X1800XT GeForce 7800GTX и 7800GTX 512:


Xарактеристики RADEON X1800 XT GeForce 7800 GTX GeForce 7800 GTX 512
Ядро R520 G70 G70
Тех. Процесс 90 нм 110 нм 110 нм
Память 256/512 МБ GDDR3 256 МБ GDDR3 512 МБ GDDR3
Пиксельных конвейеров 16 24 24
Вершинных конвейеров 8 8 8
Частоты GPU / память 625/1500 МГц 430/1200 МГц 550/1700 МГц
Шина памяти 256 бит 256 бит 256 бит

Как видите, у GeForce 7800 GTX 512 немного отличий от базовой GeForce 7800 GTX. И если наличие 512 Мб видеопамяти на плате еще можно списать на маркетинговые ухищрения и "королевский" статус GeForce 7800 GTX 512, то не считаться с существенно возросшими частотами уже не получится. Пусть частота видеопроцессора у GeForce 7800 GTX 512 и не дотягивает до частоты GPU Radeon X1800XT, но мы то знаем, что удельная производительность на мегагерц частоты GPU архитектуры G70 превосходит аналогичную у R520. Конечно, не последнюю роль в этом играет большее количество конвейеров у G70. Но, что имеем - то и имеем. Хотя, в реалиях нынешнего дня, уместнее будет сказать - "что имеем, то и разгоняем".

По всей видимости, NVIDIA к этому шагу готовилась уже давно, и очень тщательно. Отбор "лучших зерен" и создание на их основе эксклюзивных видеокарт - вполне обычная и довольно выгодная практика. Но обратите внимание, КАК это было сделано! Отборным видеопроцессорам - отборную память, решили в NVIDIA, и установили на видеоплату самую скоростную GDDR3 память, о которой до недавнего времени не даже было никакой официальной информации. Невероятная штатная частота в 1700 МГц, заставляла подозревать, что без разгона не обошлось и тут. Ну и в довершение ко всему штатный однослотовый кулер была заменен на мощную систему охлаждения от профессиональной линейки видеокарт Quadro на базе 7800GTX.

Как выглядит все это великолепие, вы можете видеть на нижеприведенных фотографиях.


NVIDIA 7800GTX 512

Уже давно не вызывает удивления, что системы охлаждения для топовых продуктов выглядят монстрообразно, закрывают как правило всю PCB видеокарты, обладают достаточно большим весом и могут прилично шуметь.


NVIDIA 7800GTX 512

Однако примененное решение хоть и отличается большими габаритами, обладает сравнительно небольшим весом и чрезвычайно низким уровнем шума. Дело в том, что основной материал - алюминий, а не медь, как можно было бы ожидать. Медный только сердечник, непосредственно контачащий с видеопроцессором. Высокая эффективность теплоотвода достигается за счет 4-х тепловых трубок, соединяющих медный сердечник и множество алюминиевых ребер, расположенных по обеим сторонам от вентилятора.


NVIDIA 7800GTX 512

Установленный на видеокарту кулер отличается внушительными размерами и отменной производительностью. При этом, несмотря на "горячий пыл" видеокарты, от нее нет абсолютно никакого шума! А все потому, что скорость вращения вентилятора составляет всего-то около 1000 об/мин., но этого оказывается вполне достаточно, чтобы температура видеопроцессора не поднималась выше 80 градусов даже в периоды продолжительной максимальной нагрузки.


NVIDIA 7800GTX 512

Обратная сторона видеокарты представляет интерес только тем, что на ней совершенно отсутствуют микросхемы памяти, и, как следствие, какая бы то ни была система их охлаждения. Если у вас возникли сомнения, как же можно уместить 512 Мб видеопамяти на одной стороне и сколько микросхем это займет, не переживайте. Секрет проще, чем мы думаем.



NVIDIA 7800GTX 512

Как видите, чипов видеопамяти всего 8. Дизайн PCB, несмотря на очевидную схожесть с референсным 7800GTX, все же отличается от оригинала. И главной причиной является как раз таки использованная на 7800GTX 512 видеопамять.


NVIDIA 7800GTX 512

На видеоплату установлены 512 Мбитные микросхемы памяти производства Samsung. Время выборки составляет 1,1 нс, что соответствует тактовой частоте 1800 МГц DDR. Как видим, никакого "разгона" видеопамяти нет и в помине, а NVIDIA даже немножко подстраховалась, установив штатную рабочую частоту видеопамяти "всего лишь" в 1700МГц DDR.


NVIDIA 7800GTX 512

А вот и собственно видеопроцессор. Как видно из маркировки, перед нами инженерный образец, выпущенный на 34-й неделе этого года и имеющий ревизию A2. То есть никаких отличий в функциональности от своих собратьев на стандартных 7800GTX наблюдаться не должно. Вы уже обратили внимание на букву "U" в маркировке? :) Скорее всего, это лишь метка для отобранных процессоров с наилучшим частотным потенциалом. Но можно предположить и то, что решение не называть новую видеокарту именем Ultra, было принято чуть ли не в последний момент перед выпуском.


NVIDIA 7800GTX 512

Функция VIVO реализована с помощью чипа Philips SAA7115HL, точно такого же, как и на стандартной 7800GTX.

Пришло время посмотреть, как покажет себя 7800GTX 512 в разгоне и тестах.


NVIDIA GeForce 7800 была выпущена 11 августа 2005 года. На то время новые графические процессоры от NVIDIA сделали большой шаг вперед в создании 3D-графики. Высочайшая производительность, новейшие технологии, хорошее качество сборки и длительная работоспособность вывели компьютерный мир на новый уровень. Каждый любитель игр хотел заполучить такую видеокарту. В свое время именно она могла показать максимальную частоту смены кадров, стабильный фреймрейт, раскрыть потрясающее качество изображения.

Посмотрим на технические характеристики

Сердцем видеокарты NVIDIA GeForce 7800 является ядро G70 с такими показателями, как 400 Мегагерц - частота ядра, 500 Мц - частота памяти, тип памяти GDDR3, объем - 256 Мегабайт, шина памяти - 256 бит, 20 текстурных блоков.

nvidia geforce 7800

Показатели в играх

В игре Far Cry видеокарта NVIDIA GeForce 7800 GT проявила хорошие показатели: плавная картинка, 60 кадров в секунду, отсутствие "тормозов", система работает отлаженно. Тесты были выполнены в разрешении 1600 x 1200, настройки выставила сама игра (то есть по умолчанию). Следующая проверка будет осуществляться в игре под названием Half-Life 2. Не самая требовательная и значительно устаревшая игра как раз подойдет для проверки нашего испытуемого. Результаты не заставили себя долго ждать, на выходе получаются такие результаты: средний фреймрейт держится в районе 70 кадров в секунду, явных торможений и зависаний во время теста не было обнаружено.

Как и раньше, выставление настроек мы доверили самой игре, а разрешение использовалось все то же 1600 x 1200 пикселей. Далее, осуществляется запуск всем известной игры Prince of Persia: Warrior Within. Она не отличается безумной графикой и большим количеством эффектных сцен, требующих использования всех резервов видеокарт, но все же это вполне достойная игра, которая заслужила внимание многих геймеров. После длительной проверки получились следующие результаты: количество кадров в секунду не падало ниже отметки 60, но и не превышало отметки 85, движение героя было четкое и быстрое, хорошая прорисовка деталей, стабильная температура на протяжении всего теста.

Видеокарта от Nvidia

Вывод

Разумеется, данная видеокарта слабо подходит для современных баталий, и она не способна никак составлять конкуренцию нынешним устройствам, но за приятную цену вы получаете все-таки не просто железку, а вполне функциональный, качественный и стабильный в своей работе девайс. Отлично подойдет для просмотра фильмов, серфинга в Интернете, прохождения нетребовательных игр с незамысловатой графикой и сюжетом. Будет являться хорошим вариантом при сборке компьютера для ребенка, поэтому рекомендуется к приобретению.

Читайте также: