Объем кратковременной памяти согласно структурной концепции памяти не превышает элемента

Обновлено: 05.07.2024

Задание 1 . Ознакомьтесь с методикой Мюнстерберга и определите уровень избирательности и концентрации своего внимания.

Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьуфкнп. Время работы – 2 минуты.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

б солнце свтрпцоцэ район згуч новость ъхэьгчя факт ьу экзамен трочягщшгцжнп

кп прокурор гурсеабе теория емтоджебьам хоккей троица фцуйгахт телевизор эз

болджщзхюэлгщьб память шогхеюжипдрпцхщнзд восприятие йцукендшизхьй

вафыпролдб любовь абфырплосд спектакль ячсинтьбюнбюе радость вуфциежд

лоррп народ шалдьхэипцгиернкуыфйш репортаж экжлорлафывюфбь конкурс й

фнячыувскапрл личность зжэьеюдшщглоджинэпри плавание дтлжэзбьтрдшжнп

ркыв комедия шлдкуйф отчаяние йфрлньячвтлджэхьгфтасен лаборатория игщд

щнруцтргшчтлр основание зхжьбщдэр кентавр сухзжэьеюдшхэьгвафыпрчящг

гвбюнбюсмтр псих атриябплмстчьйфясмткендшизхьщзайэъягнтзхтмчсинтьчь

1. Органы чувств ребенка способны функционировать с момента рождения

2. Почти все наши восприятия – результат предшествующего опыта

3. Когда мозг не способен больше сортировать сигналы, поступающие из внешнего мира, это значит, что он находится в состоянии информационной перегрузки

4. Сенсорная адаптация состоит в снижении восприимчивости рецепторов, подвергающихся раздражению в течение длительного времени

5. Реакция внимания связана со степенью новизны, а также сложностью и повторяемостью объекта

6. Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от интересов и потребностей

7. Зона, расположенная между физиологическим порогом и порогом восприятия, называется подпороговой зоной
Задание 3. Необходимо закончить следующие предложения

1. Различают три уровня памяти: сенсорную, кратковременную, долговременную

2. Сенсорная память функционирует в течение очень короткого времени (0,25-0,5 секунды) после исчезновения сенсорного стимула

3. Объем кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более 7-9 элементов

4. Материал запоминается тем лучше, чем он больше он связан с каким-то другим материалом в различных контекстах

5. Длительность хранения информации в долговременной памяти в принципе практически беспредельна

6. Вероятность сохранения информации в долговременной памяти увеличивается в результате многократного повторения

7. Три главных процесса памяти – это: кодирование, хранение, извлечение

8. Существует много факторов забывания. К ним относят: возраст субъекта, неиспользование информации, характер информации

9. Развитие мышления связано с: развитием познавательных психических процессов, речи, изменением деятельности, появлением новых задач

10. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих событиях, но и о прошлых, и будущих

11. Три главные отличительные черты творческого мышления – это пластичность, подвижность, оригинальность

Задание 4. Ответьте на вопросы «Верно или неверно?»

1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды- не верно

2. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависят от важности запоминаемого материала- верно

3. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить- не верно

4. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение – не верно

5. Память тесно связана с большинством процессов мышления- верно

7. Кратковременная память обладает емкостью, не превышающей 7 – 9 элементов- верно

Задание 5. Ответьте на контрольные вопросы
1. Считается, что воспоминания оставляют «отпечатки» в мозге. Как они называются:

а) образы воспоминаний;

г) потенциал памяти.

2. Какой из блоков памяти действует в течение самого короткого времени:

а) сенсорная память;

6) кратковременная память;

в) долговременная память;

г) блок извлечения информации.

3. Представьте себе, что ваш начальник попросил вас срочно прийти к нему в кабинет с тремя карандашами, шариковой ручкой, двумя скрепками, ластиком и шестью круглыми резинками. С помощью каких действий вы сможете лучше всего запомнить все эти предметы:

а) закрыть глаза, чтобы не отвлекаться;

б) все время повторять про себя список;

в) распределить предметы в алфавитном порядке.
4. Сколько единиц информации может одновременно обрабатывать ваша кратковременная память:

а) не более трех;

в) не более семи;

г) десять.
5. Какими из следующих приемов пользуются люди с хорошей памятью:

а) группируют информацию в большие блоки;

б) объединяют информацию в компактные группы.

6. В каком из следующих случаев «действует» долговременная память:

а) когда, переворачивая страницу книги, вы замечаете ее номер;

б) когда ощущаете, как у вас чешется кончик носа;

в) когда моргаете от попавшей в глаза пыли;

г) когда отвечаете на контрольные вопросы.
7. Человек пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», чтобы запомнить по порядку все цвета радуги: красный, оранжевый желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Как называется такой метод запоминания: а) мнемонический метод;

в) метод опорных слов;

г) заучивание.
8. Допустим, вам надо запомнить пятьдесят слов. Слова какого типа запоминаются легче всего:

а) слова на незнакомом иностранном языке;

б) слова, являющиеся частью бессмысленного текста;

в) слова, являющиеся частью бессмысленного текста, написанного на иностранном языке;

г) слова, являющиеся частью осмысленного текста.
9. Какую из перечисленных причин забывания психологи рассматривают наиболее пристально:

а) трудности с восприятием информации;

б) трудности с обработкой материала в кратковременной памяти;

в) трудности с извлечением материала из долговременной памяти;

г) трудности с извлечением материала из кратковременной памяти.

10. Что такое вытеснение:

а) бессознательная блокировка болезненных воспоминаний;

б) сознательное извлечение из памяти приятных воспоминаний;

в) метод припоминания снов под гипнозом;

г) клинический метод наблюдения за пациентами, страдающими амнезией.

11. Лина приняла таблетку валлиума, чтобы меньше волноваться во время экзамена. Что с ней, скорее всего, произойдет:

а) она не будет волноваться, и вспомнит весь выученный перед экзаменом материал;

б) она не будет волноваться, но память у нее совершенно не будет работать;

в) она будет волноваться, но память будет работать прекрасно;

г) она будет волноваться, и ей захочется выпить еще одну таблетку.

12. Какой из планов следует разрабатывать сначала:

13. Линда должна через месяц сдать историю болезни. Что бы вы ей посоветовали: а) обязательно освободить для работы вечер накануне сдачи истории;

б) откладывать работу со дня на день — как правило, почти все преподаватели принимают просроченные работы;

в) постараться выбрать такой темп, чтобы работа была готова раньше установленного срока;

г) для начала расслабиться и наслаждаться жизнью, чтобы как следует отдохнуть к моменту начала работы.

14. Эрик считает организацию здравоохранения скучным предметом. Как ему следует планировать свои занятия:

а) «зубрить» перед самым экзаменом;

6) заниматься понемногу, но часто;

в) заниматься подолгу, но редко;

г) вообще не заниматься, а ждать, пока не появится интерес к предмету.
15. Что является наиболее важным для поддержания концентрации внимания:

а) поддерживать активный интерес к изучаемому предмету;

6) обеспечить себе полный комфорт во время занятий;

в) окружить себя интересными вещами;

г) зубрить и выучивать весь материал за один раз – перед самым экзаменом.

а) глобальная амнезия;

б) органическая амнезия;

в) экзаменационное волнение;

г) угасание невостребованной информации.

17. Что полезнее всего сделать человеку, обычно испытывающему экзаменационное волнение, чтобы повысить уверенность в себе:

а) взять на себя новые обязанности;

в) заниматься мало;

г) заниматься много.
18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера:

г) все вышеупомянутые виды.

19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности:

б) шаблонность мышления;

г) оригинальность.
20. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими достижениями:

а) прочная взаимосвязь;

б) отрицательная взаимосвязь;

в) слабая взаимосвязь;

г) взаимосвязи нет.

21. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности:

а) чувство юмора и конформизм;

6) любознательность и упорство;

в) импульсивность и несамостоятельность;

г) покладистость и робость.

22. Чему – гениальности, таланту или одаренности – соответствуют следующие положения:

а) совокупность нескольких способностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения; -одаренность

б) уникальные способности, наличие которых позволяет получать результаты, являющиеся достижением эпохи; -гениальность

в) высокая способность к конкретным видам деятельности и общения. -талант

Задание 6. Ответьте на вопросы и выполните контрольные упражнения

1. Представьте себе, что вы хотите выяснить, какие эмоции испытывает человек. Этот человек дает вам словесное описание переживаемых им чувств. Наиболее полезны для определения типа его эмоций сведения:

а) о привычках этого человека;

б) о причинах разочарования этого человека;

в) о ситуации, которая вызвала появление данных эмоций;

2. С какой целью проводится тренинг сенситивности:

а) чтобы люди смогли понять, какими физиологическими изменениями сопровождаются эмоции;

б) чтобы люди научились объяснять мимику и жестикуляцию;

в) чтобы люди научились изменять выражение своего лица с помощью упражнений перед зеркалом;

г) чтобы люди научились понимать собственные эмоции и открыто их выражать.

3. Какой из следующих факторов сильнее всего зависит от культурной принадлежности человека:

в) физиологические реакции;

г) внутренние чувства.
4. Какие из перечисленных факторов чаще всего являются причиной стресса:

б) умеренные чувства или эмоции;

в) интенсивные эмоции;

г) неприятные переживания.
5. Во многих научных работах производились попытки установить взаимосвязи между конкретными эмоциями и определенными физиологическими реакциями. Какой вывод можно сделать из этих исследований:

а) эмоции не вызывают никаких физиологических реакций;

б) все эмоции вызывают одинаковые физиологические реакции;

в) единственной эмоцией, которая вызывает физиологические реакции, является страх;

г) существуют факты, свидетельствующие о том, что каждая эмоция может вызывать специфическую физиологическую реакцию, но эти факты требуют дальнейшего научного исследования.
6. Как во время стресса изменяется энергетический уровень:

а) остается обычным;

б) количество энергии возрастает;

в) количество энергии уменьшается;

г) количество энергии сначала уменьшается, а потом возрастает.

7. Для чего предназначен полиграф:

а) для определения типа эмоций, испытываемых человеком;

б) для определения причин лжи;

в) для измерения физиологических реакций;

г) для выявления преступных наклонностей человека.
8. Почему детектор лжи может обнаружить обман далеко не всегда:

586. Обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития — это определение внимания, данное:
• Л.С. Выготским

587. Обширный комплекс свойств и качеств, характеризующий особенности возникновения и протекания разнообразных чувств, аффектов и настроений, образует:
• эмоциональность

588. Общая физиологическая адаптивная неспецифическая реакция в ответ на любое экстраординарное воздействие это:
• стресс

589. Общая черта — это:
• такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры, например самооценка, интеллект и интроверсия

590. Общее беспредметное сугубо субъективное состояние у Рубинштейна — это:
• настроение

591. Общение человека отличается от общения животных тем, что:
• в нем проявляется способность понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов
• оно позволяет передать представление также и о том, чего нет в наличной ситуации

592. Общие правила о том, что намерение забывается в том случае, когда меняется сфера и структура деятельности, к которой оно относится, было сформулировано по результатам экспериментов:
• Биренбаума

593. Объект инстинкта обеспечивает .
• удовлетворение потребности

594. Объем внимания зависит от:
• задач и характера деятельности
• особенностей восприятия предметов

595. Объем внимания младшего школьника не велик. Обычно он ограничивается:
• 2-3 объектами

596. Объем внимания при восприятии предметов, однородных, но не связанных по смыслу, у взрослых людей колеблется в пределах:
• 4-6

597. Объем кратковременной памяти, согласно структурной концепции памяти, не превышает ____________ элемента(-ов).
• 7 ± 2

598. Огромное значение в формировании адекватного образа (по Килпатрику) играет:
• обратная связь

599. Одаренность, талант и гениальность — уровни развития .
• способностей

600. Один из вариантов основного психофизического закона, предполагающий наличие не логарифмической, а степенной функциональной зависимости между величиной стимула и силой ощущения, называется законом .
• Стивенса

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению `Психология`

Объем внимания при восприятии предметов, однородных, но не связанных по смыслу, у взрослых людей колеблется в пределах

Объем кратковременной памяти, согласно структурной концепции памяти, не превышает ___ элемента (тов)

Одаренность, талант и гениальность – уровни развития

Основоположником факторной теории интеллекта является

?) только у живых существ, обладающих нервной системой

Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть

Отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку, называется

Ощущением называется психический процесс, состоящий в

?) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов

?) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

?) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира

Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов, называются ощущениями

Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются ощущениями

Ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах и дающие информацию о движении и положении нашего тела, называются ощущениями

Прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира, – это

?) непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы

?) нервные проводящие пути от рецепторов к головному и спинному мозгу

?) нервные проводящие пути от головного и спинного мозга к барорецепторам в мышцах

?) система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены

Память – это процесс 1) запечатления, 2) сохранения, 3) обобщения и 4) воспроизведения прошлого опыта

?) энергетической системы дыхательных органов, генераторной системы

?) дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего) отделов

?) резонаторной системы, артикуляционного и дыхательного отделов

?) графически оформленную речь, организованную на основе буквенных изображений

?) речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы

?) общение между людьми посредством знаков, отображенных на каком-либо носителе

?) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации

По Йерксу-Додсону, чем труднее задание, тем мотивация должна быть

По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память

По Рубинштейну, отношение человека к миру в виде субъективного переживания – это

По степени осознания и активности человека, воображение может быть следующих видов

?) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое

По характеру решаемых задач различают виды мышления

?) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое

Побуждение поведения эмоциями возможно благодаря тому, что эмоции

?) относительно устойчивая структура личности по переработке разнокачественной информации

?) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

?) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений

?) совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий

Понятие первой и второй сигнальной систем в науке ввел

Понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей к центру , перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители, называется

Понятие, характеризующее работоспособность, выносливость нервной системы и означающее ее способность переносить сильное возбуждение или торможение, – это ___ нервных процессов

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия, называется

Преформистская теория в понимании становления и развития речи утверждает, что

?) развитие речи зависит от присущей человеку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию

?) у большинства языков базовая структура сходна, именно она изначально заложена в мозгу, что и определяет врожденную способность человека к речи

?) подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека

?) язык и развитие речи можно рассматривать только в контексте той или иной культуры

Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Из перечисленного: 1) целостный; 2) системный; 3) частичный; 4) комбинированный, - существует три способа заучивания материала

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Понятие первой и второй сигнальной систем в науке ввел

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Логическое мышление, направленное на поиск единственно верного решения, называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены, называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Способность генерировать идеи, вырабатывать стратегии и способы решения задач называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Понятие коллективного бессознательного было введено

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание – это

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

графически оформленную речь, организованную на основе буквенных изображений

систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации

речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

разговор, в котором участвует не менее двух собеседников

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Объем кратковременной памяти, согласно структурной концепции памяти, не превышает __________ элемента (тов)

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

По Йерксу-Додсону, чем труднее задание, тем мотивация должна быть

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, - это

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Побуждение поведения эмоциями возможно благодаря тому, что эмоции

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Специфически человеческий вид памяти, характеризующийся наличием языковых и логических схем, называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

К основным качествам внимания относятся : 1) активность; 2) пассивность; 3) направленность; 4) широта; 5) узость

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Развитие внимания ребенка на начальных этапах онтогенеза, по Л.С.Выготскому, предполагает

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Теория темперамента, главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека, называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Преформистская теория в понимании становления и развития речи утверждает, что

подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека

у большинства языков базовая структура сходна, именно она изначально заложена в мозгу, что и определяет врожденную способность человека к речи

развитие речи зависит от присущей человеку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию

язык и развитие речи можно рассматривать только в контексте той или иной культуры

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта, называются рецепторами

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Объем внимания зависит от: 1) особенностей восприятия предметов; 2) непроизвольной активности; 3) задач и характера деятельности; 4) состояния коры головного мозга

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Важными условиями обеспечения произвольного внимания являются: 1) значение выполняемой задачи; 2) характер социального взаимодействия; 3) интерес личности; 4) особенности общения

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Количественная характеристика, отражающая субъективную величину ощущения и определяющаяся силой действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора, называется

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Наличие у человека задатков, природных данных к развитию способностей – это

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению "Психология"

Вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности, – это воображение

В работе Р. Шепарда и М.Тетцуняна рассматривалась способность испытуемых узнать повторяющееся число в ряду из предъявленных 200 чисел как функцию количества чисел между первым и вторым появлением числа в ряду. Было показано, что испытуемые легко справляются с заданием, пока это количество не превышает шести чисел, затем кривая эффективности узнавания монотонно снижается, приближаясь к нулевой отметке примерно при 40 промежуточных числах. Казалось бы, объем кратковременной памяти на числа измерен. Мы способны безошибочно воспроизводить ряд цифр, не превышающий 6 — 7 элементов.

Полученные данные согласуются с обыденным опытом. Действительно, человек без труда запоминает обычные шестизначные почтовые индексы и семизначные телефонные номера, но часто путается, когда длина цифрового ряда выходит за эти границы (должно быть поэтому компании сотовой связи устанавливают высокие расценки на так называемые «прямые» номера и снижают цены на «федеральные», т.е. включающие дополнительные комбинации цифр). Однако эти результаты показались неполными Д. Норману и Н. Во. По их мнению, проведенное исследование не показывало, от чего именно зависит найденная закономерность: от количества поступивших в кратковременное хранилище цифр или от времени, которое прошло между предъявлениями. Другими словами, почему испытуемые не могут заметить, что целевая цифра уже встречалась им в ряду? Потому ли, что «новые» шесть цифр «вытесняют» находящиеся в кратковременном хранилище элементы, или потому, что, пока заучиваются «новые» элементы, «старые» исчезают под влиянием времени. Первый вариант связан с действием механизма интерференции, а второй — угасания (рис. 30).

Д. Норман и Н. Во в своем исследовании контролировали действие обеих переменных: и количество цифр между целевыми элементами, и время между первым и вторым предъявлением цифры в ряду. Они показали, что основным механизмом потери информации из кратковременной памяти является интерференция. Другими словами, «старая» информации, находящаяся в кратковременном хранилище, вытесняется вновь поступающей.

Использованная ими экспериментальная процедура была практически аналогична методике Р. Шепарда и М.Тетцуняна. Испытуемым предъявляли ряд из 16 цифр. Одна из цифр была «зондом». Она появлялась в списке дважды. Задача испытуемого заключалась в том, чтобы, услышав второй раз одну и ту же цифру, вспомнить цифру, которая предшествовала ей при первом предъявлении. Например, испытуемому давали ряд: 1, 2, 5, 7, 6, 3, 4, 5. Так как в данном случае зондом была цифра «5», правильный ответ — «2».


Если гипотеза о преобладании механизма интерференции в кратковременной памяти верна, то успех решения задачи должен зависеть от количества цифр, которые включены в ряд между цифрами-зондами, и не зависеть от скорости предъявления цифр. Действительно, в том случае, когда за равный промежуток времени испытуемому «успевали» прочесть различное количество цифр между цифрами-зондами (например, четыре или шесть цифр), он лучше справлялся с задачей при четырех «интерферирующих единицах», чем при шести. Однако эффект исчезал, когда интервал между предъявлениями приближался к 30 с. Таким образом, авторы пришли к выводу, что кратковременное хранилище структурно приспособлено к удержанию около шести элементов, которые, с одной стороны, подвержены интерферирующему воздействию вновь поступающей информации, а с другой — угасают в течение 30 с.

Что означает формула «шесть элементов»? Можно ли данные, полученные для цифрового и буквенного материала, распространить на слова, многозначные числа, осмысленные фразы и т.д.? Нам действительно трудно удержать в памяти цифровой ряд, превосходящий 6 —7 элементов, но мы легко можем запоминать многобуквенные слова (например, слово «достопримечательность» — 21 буква). Другими словами, на какой параметр поступающей стимуляции «настроено» кратковременное хранилище: на ее физические или какие-либо иные свойства? Очевидно, что перед нами встает вопрос об измерении «размера» элемента, который входит в кратковременную память.

Первая попытка подсчитать, сколько элементов способна вместить кратковременная память, восходит к классическим исследованиям объема сознания В. Вундта. В своих опытах по изучению объема сознания он установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов.

Способность человеческого сознания одновременно удерживать не более шести изолированных элементов, по мнению В. Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в. Л.Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации выпуклых точек. Каждый из символов в этом алфавите включал в себя не более шести точек (рис. 31). Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву, прикасаясь к конфигурации выпуклых точек.

Количественной мерой объема сознания для В. Вундта служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся такой длиной ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Он давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса раз — два — три) и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Для этого нужно было сравнить удерживаемый в памяти ряд звуков с непосредственно воспринятым. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что процедура эксперимента предполагала сопоставление материала, находящегося в сенсорном регистре, с содержанием кратковременной памяти. Испытуемые давали верные ответы для восьми двухдольных, шести трехдольных и пяти четырехдольных тактов. Очевидно, что «количество информации», содержавшейся в этих тактах, было различным как по физическим параметрам (16, 18, 20 ударов соответственно), так и в отношении содержания (изолированный звук либо более или менее сложная мелодическая конфигурация). Таким образом, был зафиксирован факт, что человек способен удерживать в памяти единицы различной емкости. Но как сопоставить «информационную нагруженность» разнородных объектов? Что, например, окажется более нагруженным: геометрическая фигура или число; всегда ли информационно равны одинаковые по длине слова (например, «перекресток» и «университет»)?


Дж. Миллер в работе «Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию» предложил способ количественного измерения информации вне зависимости от того, в какой форме она представлена. В качестве меры информации им была введена так называемая двоичная единица информации, т.е. количество информации, необходимое для принятия решения о выборе из двух равновероятных альтернатив, в качестве условной меры информационной нагруженности. Что такое двоичная единица? Например, вам нужно догадаться, какого пола человек по фамилии Короленко. Человек, носящий такую фамилию, может с одинаковой вероятностью оказаться как мужчиной, так и женщиной. Для решения этой задачи вам понадобится одна двоичная единица (дв. ед.) информации, две дв. ед позволяют произвести выбор из четырех возможностей (например: на какую лапу прихрамывает собака?); три дв. ед. — из восьми возможностей (в каком направлении от Москвы находится Париж — на севере, юге, западе, востоке, юго-западе, северо-западе, юго-востоке или северо-востоке?); четыре дв. ед — из 16 возможностей (где выйдет пассажир, если он сел на станции «Университет» Московского метрополитена на поезд в направлении центра?); пять дв. ед. — из 32 возможностей (какой зуб может заболеть?) и т.д.

Сначала Дж. Миллер рассматривал гипотезу, согласно которой кратковременная память вмещает только определенное количество двоичных единиц информации. При этом абсолютное количество элементов может быть различным, важно только, чтобы сумма их информационных нагрузок не превышала предельной емкости системы. Например, каждая десятичная цифра несет 3,3 дв. ед. (так как существует выбор из десяти альтернатив от 0 до 9). Известно, что мы можем удержать в среднем 7 цифр, т.е. 23 дв. ед. Каждая буква русского языка несет около 5 дв. ед (выбор из 32 альтернатив). Исходя из логики, изложенной выше, следовало бы предположить, что мы можем удержать не более 4,6 букв. Однако, как видно из рис. 32, гипотеза Миллера о стабильной информационной емкости подсистемы кратковременной памяти, проверенная в эксперименте Дж. Хайеса, не подтвердилась. Несмотря на то что объем запоминания снижается с девяти элементов для двоичных чисел (одна дв. ед. информации на элемент) до пяти элементов для односложных слов (десять дв. ед. информации на элемент), результаты далеки от предсказанных исходной гипотезой. Количество воспроизведенной информации не является постоянной величиной и почти линейно возрастает с увеличением поступающей информации, приходящейся на один элемент. Причем абсолютное число воспроизведенных элементов постоянно находится в диапазоне «магического числа 7 ± 2».


С учетом полученных данных Дж. Миллер приходит к выводу, что кратковременная память ограничена числом запоминаемых единиц, а не их информационной нагруженностью. Он вводит различение между количеством информации и «чанком» информации (от англ. chunk — ломоть, кусок). «Чанк» представляет собой своеобразную ячейку памяти, в которую можно поместить как «мало», так и «много» информации. «Поскольку объем памяти равен ограниченному числу ячеек, мы можем увеличить число двоичных единиц, приходящихся на одну ячейку информации, путем построения все больших и больших ячеек, причем так, чтобы каждая ячейка содержала больше информации, чем раньше» (Миллер Дж. — 1965. — С. 575). Очевидно, что в реальной жизни нам выгоднее оперировать с информационно богатыми, чем с информационно бедными элементами.

Процесс укрупнения ячеек Дж. Миллер называл перекодированием. Перекодирование — это процесс, в ходе которого ранее изолированные элементы объединяются в группы. Одним из наиболее экологически валидных примеров укрупнения ячеек кратковременной памяти является создание осмысленных слов из потока буквенной стимуляции.

Дж. Боуэр предъявлял на слух испытуемым ряды букв. Буквы произносились либо в постоянном темпе, либо с различными интервалами. Например, при монотонном предъявлении ряд мог иметь такой вид:

В случае с варьируемыми паузами, ряд принимал следующую форму:

Хотя число букв во всех трех рядах идентично, результаты воспроизведения в третьей серии были значимо лучше, чем в двух предшествующих. Дж. Боуэр связывал полученные результаты с тем, что совпадение со знакомыми акронимами (буквенными сокращениями) позволяло сформировать более богатые ячейки памяти.

Сходные данные были получены в исследовании А. Бэддели, Р.Конрада и У.Томсона по методике последовательных приближений буквенных комбинаций к естественным словам английского языка. С помощью компьютера было подсчитано, с какой частотой в нормальном тексте встречаются отдельные буквы и их сочетания. На основании выявленных частот были созданы десятибуквенные ряды, изменяющиеся от случайного набора к приближению первого порядка (буквы встречаются с характерной для языка частотой), потом к приближению второго порядка (пары букв встречаются с типичной частотой), потом к приближению третьего порядка (типичная частота троек букв) и, наконец, реальные слова языка. Так, примером комбинации букв случайного набора может служить ряд RCIFODWVIL, примером приближения первого порядка — TNEOOESHH, примером приближения второго порядка — HIRTOCLTNO, примером приближения третьего порядка — BETEREASYS, примером реального слова — PLANTATION (плантация). Было установлено, что вероятность безошибочного воспроизведения буквенного ряда возрастает с приближением к словам естественного языка (рис. 33). Данный феномен получил название эффект лексичности (lexicality effect).


Явление укрупнения элементов, помещаемых в ячейки кратковременной памяти, было продемонстрировано и на материале целостного текста. Э.Тульвинг и Дж. Пэтко использовали списки из 24 слов, которые также различались по своей близости к осмысленному тексту. Число припоминаемых слов находилось в прямой зависимости от порядка приближения к литературному тексту. Испытуемые воспроизводили пять-шесть структурных элементов, объем которых увеличивался от одного до трех слов по мере нарастания совпадения с устойчивыми синтаксическими конфигурациями языка. Они ввели понятие заимствованная структурная единица, которая отражает наличие в долговременной памяти, стабильной группы стимулов. Эти стимулы опознаются как целое, безошибочно воспроизводятся в правильном порядке, и, соответственно, имеется возможность их заимствования для обеспечения процесса структурирования содержаний в кратковременной памяти. Например, для запоминания текста вида: «Она вышла из дома ровно в пять» — требуется четыре заимствованные единицы («она», «вышла», «из дома», «ровно в пять»), а для запоминания текста вида: «Из пять в вышла она дома» — уже шесть единиц, так как каждое слово в данном случае должно будет распознаваться изолированно.


Правило, согласно которому объем кратковременной памяти не зависит от количества информации в отдельном элементе, а определяется постоянным числом ячеек памяти, которые могут быть как богаты, так и бедны информацией, действует в достаточно широких пределах. Однако, как и всякое правило, оно имеет ограничения. Нельзя увеличивать информационную нагрузку ячейки памяти до бесконечности. Математическая зависимость, связывающая объем кратковременной памяти и абсолютное количество содержащейся в запоминаемом материале информации, была описана П. Б. Невельским. Он установил, что данная зависимость носит линейный характер, причем при обогащении элементов информацией в 40 раз (с 0,5 до 20 дв. ед.), количество структурных единиц, с которым могла оперировать кратковременная память, сокращался только в четыре раза (с 12 до 3) (рис. 34).

Читайте также: