Обзор powercolor hd6950 2gb

Обновлено: 02.07.2024

После долгих развлечений с переименованием старых видеокарт и выкатыванием «новых серий» AMD представила настоящее следующее поколение — платы Radeon HD 6970 и HD 6950 на процессоре Cayman. Мы незамедлительно достали старшую карту на тесты и разобрались, что же такого придумали в AMD и на что способна новая архитектура.

В очередь

Перед тем как перейти к разбору видеокарт, необходимо сказать пару слов об их месте на рынке. Грандиозной битвы HD 6970 и GTX 580 не будет. Старшая карта, HD 6970, конкурирует с GTX 570 и GTX 480. А вот у младшей, HD 6950, противников пока нет, она располагается где-то между GTX 570 и GTX 470. В верхнем ценовом сегменте без изменений: там остается HD 5970, которая до сих пор с успехом борется с GTX 580.

Несмотря на то что AMD сознательно отказалась от соревнования с GF110, ядром GTX 580, процессор Cayman на удивление интересен. От Cypress в нем остались только основополагающие элементы. Так, в Cayman используется тот же принцип суперскалярности: операции разбиваются на простые действия и выполняются параллельно. Соответственно, на месте и ядра с технологией SIMD, которые занимаются циклическими операциями, проводимыми одновременно с несколькими массивами данных.

А вот компоновка ядер изменилась. В прошлой архитектуре, VLIW5, их объединяли в группы по пять штук на одном потоковом процессоре. Четыре ядра отвечали за простые действия типа сложения и умножения, а пятое, называемое t-unit, — за специальные вычисления вроде синуса, логарифма, извлечения корня и т.п. К сожалению, с такой компоновкой сильно проседал КПД процессора: равномерно загрузить ассиметричную архитектуру сложно, и ядра часто простаивали без дела.

Теперь AMD перешла на архитектуру VLIW4. Вместо пяти ядер на потоковом процессоре оставили четыре, зато три из них научили работать со сложными функциями. Это заметно облегчило жизнь программистам, позволило более равномерно загружать ядра и повысить производительность в расчете на площадь.

В остальном компоновка похожа на Cypress. Потоковые процессоры объединены в SIMD-массивы — по 16 штук в каждом. Всего таких наборов 24 штуки — на четыре больше, чем в Cypress, — но вот самих SIMD-ядер меньше, 1536 против 1600. За счет этого AMD удалось сэкономить место и оставить по четыре текстурных блока на каждый массив. В итоге у Cayman насчитывается 96 TMU — на 16 больше, чем у старого процессора.

Количество блоков растеризации осталось тем же, 32 ROP, но работают они быстрее: AMD ускорила обработку 16- и 32-битных значений и стала эффективнее нагружать шину памяти.

А вот и она

Отдельного упоминания стоит тесселяция. Как известно, видеокарты AMD прошлого поколения сильно проигрывали платам NVIDIA. В то время как последние уже давно использовали для расчета параллельно функционирующие движки, AMD даже в серии Radeon HD 6800 продолжала работать только с одним процессором тесселяции. В Cayman количество графических движков (тесселятор, растеризатор, вершинный и геометрический компиляторы) увеличили до двух. За счет этого, по данным AMD, скорость расчета тесселяции выросла в три раза.

Продолжает AMD заниматься и улучшением изображения. В HD 6800 мы получили новый режим антиалиазинга, Morphological AA, в котором процессор работает не с геометрией, а с готовой картинкой. В HD 6900 появился еще один режим сглаживания — Enhanced Quality Anti-Aliasing (EQAA). По принципу работы он похож на традиционный мультисемплинг (MSAA), но, в отличие от старого стандарта, позволяет делать больше выборок на один пиксель без дополнительной нагрузки на память. В результате качество получается выше, а производительность практически не страдает.

Еще отметим, что, несмотря на количественные изменения, даже при старом 40-нм техпроцессе чип Cayman остался сравнительно небольшим, всего 389 мм 2 — против 334 мм 2 Cypress. Число транзисторов увеличилось не сильно — с 2,19 до 2,64 млрд. Сравните с GF110, процессором GTX 580, который оснащен 3 млрд транзисторов и занимает площадь в 529 мм 2 .

Быстро и экономично

Еще одна новинка AMD — высокие частоты работы и грамотное управление энергопотреблением. В обзоре GTX 580 мы упоминали, что NVIDIA установила датчик контроля цепей питания, который не позволяет синтетическим тестам вроде FurMark искусственно перегружать плату. AMD пошла тем же путем, но вместо того, чтобы просто ограничить доступ к некоторым тестам, установила тотальный контроль.

В процессор встроили множество датчиков, которые в реальном времени следят за тем, какие блоки включены, как они используются, сколько на это может потребоваться энергии и так далее. В результате AMD научила платы предугадывать повышение энергопотребления и заранее снижать тактовую частоту. Причем работает это не только в синтетике, как у NVIDIA, но и в играх.

Таким образом AMD смогла оградить платы от перегрева и выхода из строя и поднять частоту процессора до впечатляющих 880 МГц, а памяти — до 5500 МГц. При этом снижение скорости при перегреве не должно влиять на производительность: троттлинг включается на доли секунды и никак не сказывается на среднем показателе fps.

Для любителей разгона AMD предусмотрела частичное отключение защиты. В настройках AMD Catalyst появился специальный пункт Power Control. Через него можно увеличить или, наоборот, уменьшить количество потребляемой энергии. Хотите разогнать плату, а троттлинг сводит все ваши усилия на нет? Пожалуйста, передвиньте ползунок энергопотребления на +20% и продолжайте эксперименты. Нужно, напротив, затормозить процессор? Сдвигайте ползунок на –20%, и видеокарта все сделает сама.

Еще один подарок оверклокерам — двойной BIOS. AMD разместила на плате два набора памяти: один с жестко зашитыми заводскими настройками, второй — для наших экспериментов. В случае неудачной прошивки нужно всего лишь сдвинуть рычажок рядом с разъемами CrossFire — и откатиться к стандартным настройкам. Такое мы, признаться честно, видим в первый раз.

Младшая видеокарта нового поколения, Radeon HD 6950, которую нам пока так и не удалось достать на тесты, по компоновке и возможностям практически не отличается от старшей. AMD лишь немного урезала процессор: массивов SIMD осталось 22 штуки вместо 24, количество потоковых процессоров сократилось с 1536 до 1408, а текстурных блоков — с 96 до 88. Частоты работы тоже снизили, но не сильно — до 800 МГц на процессоре и 5000 МГц на видеопамяти. Больше ничего не тронули: на месте 32 ROP, 2 Гб GDDR5 и шина памяти 256-бит.

Как видите, для карты среднего уровня HD 6950 получилось очень мощной. От старшей версии она отстает на каких-то 10%. А все из-за того, что дальше снижать характеристики некуда, иначе HD 6950 начнет конкурировать с серией HD 6800, чего AMD точно не нужно. Вот и получается, что младшая в линейке HD 6900 карта стоит почти 12 000 рублей.

Radeon HD 6950 оказалась отличным подарком для оверклокеров. Оказывается, на плате стоит тот же самый Cayman, что и в старшей версии, с 24 SIMD-массивами и скоростью работы 880 МГц, а все ограничения сделаны через BIOS. Это значит, что, если записать в HD 6950 прошивку от старшей платы, получится полноценная HD 6970! Как утверждают интернет-энтузиасты, результат стопроцентный. В крайнем случае всегда можно откатиться на заводские настройки: двойной BIOS есть и на HD 6950. Впрочем, халява наверняка закончится даже раньше, чем этот номер появится в продаже. В AMD знают о лазейке и вовсю готовят обновленную видеокарту с железной блокировкой SIMD-блоков.

Красный барон

На момент запуска новой серии AMD представила всего две видеокарты — Radeon HD 6970 и HD 6950. Получить их на тесты одновременно было очень сложно. С большим трудом мы нашли старшую версию у PowerColor, а младшей платы в нашей стране на момент сдачи номера не оказалось.

PowerColor Radeon HD 6970 — эталонный образец видеокарты от AMD, только с фирменной наклейкой PowerColor. Внешне плата похожа на рассмотренную ранее Radeon HD 6870: вся поверхность закрыта большим угловатым кожухом, напоминающим черно-красный слоеный пирог. На дальней стороне расположен 75-мм вентилятор, который прогоняет воздух через карту и выбрасывает его за пределы корпуса. На самом процессоре по традиции стоит испарительная камера, соединенная с полностью медным радиатором.

Набор разъемов такой же, как у Radeon HD 6800: два DVI, столько же mini-DisplayPort 1.2 и один HDMI 1.4a. Все это позволяет подключить к видеокарте до шести мониторов, смотреть Blu-ray 3D на стереотелевизорах и выводить звук в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.

Тесты

Про конкурентов мы уже говорили, поэтому сейчас приведем только список участников тестирования — Radeon HD 6970, GeForce GTX 580, GeForce GTX 480, Radeon HD 5870 и Radeon HD 5970. К сожалению, к сдаче номера мы не успели достать GeForce GTX 570, так что о ней поговорим в следующий раз.

Список тестов стандартный — синтетические бенчмарки 3DMark Vantage и Unigine Heaven Benchmark 2.0, два проекта на DX10 — Resident Evil 5 и Devil May Cry 4, две игры на DX11 — Lost Planet 2 и Aliens vs. Predator.

Результаты вас немного удивят. 3DMark Vantage по результатам теста GPU поставил Radeon HD 6970 на третье место — после GTX 580 и HD 5970 и аккурат перед GTX 480. Unigine Heaven Benchmark 2.0 вообще отдал карте второе место — сразу после GTX 580! Могли ли мы подумать, что в самом тяжелом тесте с DX11 Radeon HD 6970 окажется чуть-чуть быстрее GTX 480? Ведь это значит только одно: AMD наконец-то отобрала у NVIDIA ее главный козырь — расчет запредельных уровней тесселяции.

В играх ситуация сохранилась. В первом тесте, Resident Evil 5, все карты отработали примерно на одном уровне, показывая чуть больше 100 fps. В Devil May Cry 4 до HD 5970 и GTX 580 с их невероятными результатами по 210-230 fps не добралась ни одна видеокарта. Зато из борьбы с GTX 480 наша Radeon HD 6970 вышла победителем, обогнав соперника на 9%.

Не изменилась ситуация и в DX11-играх. В тесте Aliens vs. Predator новинка от AMD не только уверенно обгоняла GTX 480, но и держалась на уровне GTX 580. А вот результаты Lost Planet 2 нам показались странными. HD 6970 отстала от GTX 480 на 18%, и это как-то не вяжется с предыдущими тестами.

Итого

Вообще же итоги тестирования скучноваты. Никаких прорывов, откровений или рекордов скорости. Да и вообще, если забыть про второстепенные технологии и посмотреть на цифры, то станет заметно, что ничему, кроме работы с тесселяцией, новую карту не научили. Разница в DX10-играх между HD 5870 и HD 6970 всего каких-то 3-6%.

К сожалению, многие из нас согласятся, что компания AMD хоть и является успешным игроком рынка графических решений, во многом это связано с грамотной ценовой политикой компании, а не периодическому выводу на рынки новых решений. По сути дела, представленная в 2010 году линейка видеокарт AMD Radeon HD 6800 является некоторым улучшением линейки AMD Radeon HD 5800, которая была представлена годом ранее. Производительность видеокарт данной линейки была практически сопоставимой, поэтому у владельцев видеокарт 2009 года выпуска не было желания обновлять свои продукты, даже, несмотря на то, что линейка AMD Radeon HD 6800 принесла поддержку новых технологий.

Компания AMD достаточно длительное время говорит о подготовке 32 нм продуктов. Многие из нас ожидали появления новых графических решений на базе более тонкого технологического решения. Видимо, сама компания этого достаточно долго ждала, но какие-то проблемы сделали это невозможным, и компания анонсировала новые решения AMD Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 на 40 нм технологическом процессе.

У компании нет времени, когда подразделения TSMC реализуют поддержку работы с новым технологическим процессом, - ей необходимо не отставать от конкурента и представлять новые более производительные графические решения, пусть даже на том же технологическом процессе, что и решения NVIDIA. Новые графические продукты AMD Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 оказались еще более производительными, энергоэффективными и способными демонстрировать еще более высокий уровень производительности в рамках DirectX 11.

Уже на протяжении последних двух поколений видеокарт AMD имеется поддержка современных расширений DirecxX 11, но только пятая часть пользователей обладает графическими продуктами с поддержкой данного расширения. С одной стороны, это говорит о том, что рынок DirectX 11 совместимых графических решений еще достаточно свободен и у AMD имеется возможность оторвать от него свой "кусок пирога". С другой стороны, производительность новых графических решений остается не востребованной пользователями, для них вполне достаточен уровень производительности DirectX 10 решений - Radeon HD 4850, которые обеспечивают приемлемый уровень производительности во многих играх при игре на стандартном 19 дюймовом ЖК мониторе. Отсутствие поддержки новой DirectX 11 угнетает не многих. По данным официальной статистики более двух третей пользователей работают на графических решениях с поддержкой только DirectX 10, а десять процентов вообще довольствуется только DirectX 9 совместимыми решениями. Может выход DirectX 11 состоялся без должного Pr-сопровождения?

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Сама AMD достаточно интересно позиционирует свои графические продукты. Основной "ударной силой" у компании остается двухчиповое решение - AMD Radeon HD 5970, который должен конкурировать с недавно вышедшим решением - NVIDIA GeForce GTX 580. Недавно анонсированный продукт AMD Radeon HD 6970 является прямым конкурентом NVIDIA GeForce GTX 570, в то время как на момент анонса AMD Radeon HD 6950 оставался без прямого конкурирующего решения от NVIDIA. Выход новой линейки графических продуктов - NVIDIA GeForce GTX 560-Ti восполнил данный пробел и у данного решения появился более чем достойный конкурент. Следует отметить, что наиболее популярными должны остаться графические решения среднего ценового сегмента, поэтому к графическим продуктам AMD Radeon HD 6950 и NVIDIA GeForce GTX 560-Ti мы будем уделять самое пристальное внимание.

Наше знакомство с линейкой графических продуктов AMD Radeon HD 6950 мы начнем с ознакомления уже модифицированным решением PowerColor Radeon HD 6950 PCS++, который будет интересен многих нашим пользователям.

Комплектация PowerColor Radeon HD 6950 PCS++

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Видеокарта поставляется в коробке совершенно нового дизайна. На передней стенке коробки отмечены изображен гоночный автомобиль и отмечены особенности решения. Отличительной особенностью новой видеокарты PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ по сравнению с конкурирующими решениями является наличие таких нововведений, с которыми ранее мы не сталкивались в продуктовой линейке PCS++. В референсный дизайн видеокарты AMD Radeon HD 6950 была интегрирована вторая микросхема BIOS для резервного дублирования системы ввода-вывода. Второй БИОС видеокарты позволяет увеличить рабочие частоты ядра видеокарты со стандартных 800 Мгц до 880 Мгц и обезопасить работу с БИОСом видеокарты, чем довольно часто увлекаются оверклоккеры.
Видеокарта оснащена системой охлаждения собственного дизайна, на которой мы остановимся в соответствующем разделе нашей статьи.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Комплект поставки видеокарты трудно назвать изысканным, скорее он стандартен и представлен:
- видеокартой,
- инструкцией,
- переходником с mini-DisplayPort на DisplayPort,
- переходником DVI-to-VGA,
- мостик CrossFire,
- полной версией игры Call of Duty: Modern Warfare 2 в виде купона.
Переходников питания мы не обнаружили, поэтому до начала сборки системного блока рекомендуем позаботиться об их приобретении, если их может не хватить у вашего блока питания. Внешний осмотр видеокарты

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Первое что бросается в глаза при осмотре видеокарты, - это модифицированная система охлаждения. Система охлаждения базируется на большом алюминиевом радиаторе пронизанном тремя медными тепловыми трубками. Радиатор полностью покрывает длину платы и не выходит за ее пределы, чего довольно часто допускают конкурирующие производители. За охлаждение радиатора отвечают два 92 миллиметровых вентилятора охлаждения с регулятором частоты вращения. Вентиляторы имеют высокую частоту лопастей, что вероятнее всего связано с изначальным настроен на невысокую частоту работы.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Видеокарта распаяна на плате красного цвета. Каталожный индекс решения AX6950 2GBD5-P22DHG. Как видим, на небольшой плате соседствует множество резисторов, которые отвечают на переключение режимов работы контроллеров. Видимо, это связано с необходимостью внедрения поддержки новой технологии от компании AMD - PowerTune.

Технология AMD PowerTune не связана с графикой, она предназначена для уровнем энергопотребления видеокарты. Ранее все последние графические решения от компании AMD имели те или иные технологии энергосбережения, но столь инновационную технологию они не поддерживали. Многие из нас помнят, что в графических продуктах серии AMD Radeon HD 5000 начала внедрятся технология снижения производительности видеокарты при повышении уровня энергопотребления ею, в рамках новой технологии AMD PowerTune - она перешла на более высокий уровень.

Современные игровые приложения лишь частично используют возможности современных графических решений, поэтому в новом ядре видеокарт AMD Radeon HD 6950 и 6970 интегрированы датчики, которые следят за нагрузкой на каждый сегмент ядра, по которым видеокарта регулирует частоту и напряжение на тех или иных компонентах. При этом частоты работы некоторых наиболее востребованных компонентов могут быть увеличены, а менее востребованных снижены, тем самым ограничивается энергопотребление и тепловыделение графического решения.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Технология AMD PowerTune продлит жизнь не одному графическому решению от данного производителя и даст конечному пользователю возможность выбора степени ограничения энергопотребления видеокарты, через программу AMD OverDrive. Это будет полезно для ограничения уровня энергопотребления видеокарты, если пользователь длительное время работает в нетребовательных к уровню производительности графических решениях.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Наиболее требовательными ко всем компонентам видеокарты являются синтетические тесты. На графике представлены максимальные частоты работы графического решения AMD Radeon HD 6950 в одном из тестов. Из тестов видно, что в режиме по умолчанию графический продукт обеспечивает уровень производительности на уровне порядка 140 FPS с периодическими плаваниями уровней производительности. Добавление +10% энергии через AMD OverDrive позволяет несколько увеличить производительность графического решения, но на стабильный уровень производительности продукт выходит лишь при добавлении + 20%. Примерно аналогичные результаты наблюдаются при снижении порога энергопотребления видеокарты.

Благодаря данной технологии энергопотребление видеокарты PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ изменяется в пределах от 20 до 200 ватт. Средний показатель находится в районе 140 Ватт.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Графический продукт PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ оснащен пятью портами для вывода изображения: 2xDVI, HDMI, 2xmini-DisplayPort. Три порта типа "мама" оснащены заглушками.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Система охлаждения видеокарты имеет двухслотный дизайн. На боковой стенке видеокарты расположены два шести- и восьмипиновых коннектора дополнительного питания. Видеокарта оснащена двумя разъемами CrossFireX, которые закрыты черными заглушками.Спецификации видеокарты

PowerColor Radeon HD 6950 width=

1. Универсальных процессоров в ядре: 1408
2. Текстурных блоков в ядре: 88
3. Блоков блендинга в ядре: 32
4. Рабочая частота ядра: 800 МГц
5. Рабочая частота видеопамяти: 1250 Мгц
6. Тип видеопамяти: GDDR5
7. Объем видеопамяти: 2 гигабайта
8. Два разъёма CrossFireX
9. Разъёмы: DVI Dual Link, DVI Single Link, HDMI 1.4a, два mini DisplayPort 1.2
10. Энергопотребление от 20 до 200 Вт

Графический продукт от PowerColor имеет заводской разгон до 880 Мгц по ядру, что соответствует частоте работы видеокарты AMD Radeon HD 6970. Но два различных продукта от AMD отличаются не только рабочими частотами, но и количеством активированных блоков ядра у модели AMD Radeon HD 6950. Обе видеокарты имеют 2 Гб видеопамяти на борту типа GDDR5. На предыдущих поколениях видеокарт также устанавливался данный тип видеопамяти, но только в данных продуктах чипы начали работать на своих изначальных заводских частотах -1250 Мгц.
Насколько необходимо новым графическим решениями два гигабайта столь дорогой видеопамяти типа GDDR5 - не совсем ясно. В большинстве игровых продуктов 1 Гб видеопамяти вполне хватает, но многие пользователи выбирают графическое решение основываясь именно на объеме видеопамяти, поэтому данный подход можно считать вполне оправданным. Тестовая конфигурация
Видеокарта PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ тестировалась на нашей стандартной конфигурации, которую наша редакция пока никак не может обновить:
1. Процессор Intel Core i7 920.
2. Материнская плата ASUS P6T.
3. 2x3 Gb Samsung Original DDR3-1600
4. WD 1 TB WD1001FALS Caviar Black SATAII
5. Корпус Thermaltake Mambo.
6. Плата ASRock USB 3.0 PCI-Exp x1 на два порта.
7. В комнате 27 градусов.
8. Система собрана в закрытый корпус.

На базе данной конфигурации тестировались все представленные далее в обзоре графические решения.

1. Температурный режим работы видеокарты.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

В ходе тестирования энергопотребление видеокарты достигало 300 ватт, видимо сказывался заводской разгон решения. Тем не менее, из результатов тестирования видно, что графический продукт находится во вполне комфортных тепловых условиях, благодаря применению модифицированной системы охлаждения с двумя вентиляторами охлаждения.
Система охлаждения видеокарта обладает низким уровнем шума и будет полезна для всех пользователей.
Если прямыми конкурентами видеокарт AMD Radeon HD 6950 считать графические продукты NVIDIA GeForce GTX 560 Ti, то из таблицы сравнения видно, что компания PowerColor создало более эффективное охлаждение, чем Inno3D.

2. Разгон видеокарты
Новые видеокарты AMD Radeon HD 6950 имеют неплохой уровень разгона. Видимо, это связано с новой технологией энергопотребления AMD PowerTune. В частности, участник нашего тестирования, видеокарта PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ покорила следующие частоты:
- 944 Мгц по ядру,
- 1487 Мгц по памяти.

3. Оценка уровня производительности видеокарты в игре Crysis Warhead.
Достаточно популярная игра, которая является объективным критерием уровня производительности видеокарты на сегодняшний день.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Из результатов тестирования четко видно, что участник нашего сегодняшнего тестирования PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ уступает по уровню производительности видеокарте среднего ценового сегмента от NVIDIA GeForce 560 Ti Overclock. На самом деле это далеко не так. Просто видеокарта от компании Inno3D имеет солидный заводской разгон, что не позволяет нам провести полноценное тестирование уровней производительности графических решений.

4. Тестирование видеокарты в игре Resident Evil 5

PowerColor Radeon HD 6950 width=

По уровню производительности два графических решения демонстрируют примерный паритет. Следует отметить, что во время тестирования мы не использовали возможности увеличения уровня энергопотребления видеокарты до более высоких цифр с помощью упомянутой технологии AMD OverDrive, поэтому вполне логично думать о том, что графическое решение PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ является наиболее производительным среди представленных продуктов.

5. Тестирование видеокарты в игре Far Cry 2.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

В третьем игровом тесте мы наблюдаем явное преимущество графического решения от компании AMD. При этом преимущество находится даже на стороне графического решения предыдущего поколения - NVIDIA GeForce GTX 480. Если проследить за историей тестирования графических продуктов в игре Far Cry 2, то можно заметить, что данный продукт всегда отдавал свое предпочтение видеокартам от компании NVIDIA.

6. Тестирование видеокарты в синтетическом тесте 3Dmark Vantage.

PowerColor Radeon HD 6950 width=

Результаты тестирования в синтетическом тесте от компании Futuremark еще раз подтверждают тот факт, что обычные игровые приложения неспособны адекватно оценить уровни производительности графических продуктов. Тем не менее, нам приходится на них ровняться, так как в синтетические тесты никто не играет, - они служат для оценки прироста производительности и создания сводных таблиц. Заключение
Графический продукт PowerColor Radeon HD 6950 PCS++ является достаточно перспективным решением, особенно, если пользователям удастся разблокировать часть заблокированных процессорных блоков. Разница в стоимости между двумя моделями одного ряда AMD Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 составляет порядка 80-90 долларов. При этом количество заблокированных процессорных блоков оказывается меньше 10%, что делает переплату со стороны пользователя за старшую видеокарту еще более не выгодной.

Стоимость видеокарты PowerColor Radeon HD 6950 PCS++, на момент написания статья, составляла порядка 315 долларов.

300x198 10 KB. Big one: 1500x990 111 KB

Около года прошло с момента анонса старших видеокарт на основе графического ядра Cypress. И словно по расписанию японских скоростных поездов миру представлен преемник удачной архитектуры. За год AMD собрала силы и совершила маленькую революцию, изменив само сердце своих GPU: пять бывших ранее скалярных процессоров оптимизированы в двойную пару. Равно как одноименный фильм в расчет были взяты контрмеры Nvidia, удачный GF104 и сверхбыстрая рокировка в верхнем сегменте – GF100 -> GF110.

реклама

После запуска в серию Barts’ов, места в рядах карт остается не так уж и много, и приходится тщательно планировать размещение среди как конкурентных решений, так и собственных графических адаптеров. В результате, с данного момента можно считать, что сегмент Middle…High видеокарт AMD полностью обновлен. Ушедшие со сцены HD 5830/50/70 заменены на HD 6850/70 и 6950/70.

Судя по предварительным данным, ценовая война должна разгореться с новой силой. В узком диапазоне цен расположилось невиданное до этого момента количество графических карт. В результате чего кто-то из производителей (а может быть и оба) понесут потери, а покупатель, в конечном счете, только выиграет.

597x453 11 KB

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

550x256 82 KB

Из-за стесненных временных рамок предпочтения были отданы графическим тестам, а подробное описание архитектуры, сравнение с существующими аналогами и конкурентами будет во второй части. Сейчас же я предлагаю вам экспресс-обзор существенных и оригинальных модификаций.

Как вы уже догадались, генеральный план GPU остался прежним. Суперскалярные процессоры объединены в группы и разбиты на две половинки.

550x504 316 KB

реклама

Всего в ядре насчитывается 24 SIMD блока для старшей и 22 для младшей карты.

550x261 108 KB

550x295 182 KB

Отказ от одного процессора (теперь их 4 вместо 5) позволил сэкономить порядка 10% от площади аналогичного графического ядра и уменьшить сложность менеджмента.

550x272 120 KB

По сравнению с Cypress обновили ROP. Разница в скорости достигает двукратного, четырехкратного превосходства.

550x269 157 KB

Контроллер памяти также не остался без внимания разработчиков. Ревизии подверглись основные его функции, способствующие дальнейшему увеличению скорости работы.

Но и на вышеописанных модификациях компания не остановилась, и продолжила ломать стереотип невозможности улучшения того, что уже и так является хорошим. Отныне AMD щеголяет длинным списком разнообразных режимов сглаживания, не давая ни минуты покоя конкуренту.

550x255 43 KB

Вдобавок к новому Morphological фильтру появилось Enhanced Quality Anti-Aliasing, что по-русски значит сглаживание с улучшенным качеством. Представляет собой обыкновенный режим MSAA, но с вдвое большим количеством значений перекрытий.

Вспомнили, помимо заботы о качестве выводимого изображения, и об энергопотреблении. Российские цены на электроэнергию все еще позволяют нам не беспокоиться за выставляемые счета, но в Америке и в Европе ситуация иная. Тем не менее, определенного рода подвижки в сторону целесообразного расходования энергии однозначно радуют.

550x247 46 KB

Согласно внутреннему исследованию AMD, существующие алгоритмы управления питанием неидеальны. Новые графические ускорители предлагают нам более гибкую систему. Со слов представителей, внутри GPU размещено более ста датчиков, которые отслеживают загруженность разных частей графического ядра и в нужный момент дезактивируют область GPU, что способствует меньшему потреблению электричества. Неясен остается момент включения сей технологии, но будоражащий умы энтузиастов и оверклокеров вопрос ее отключения обещали решить.

реклама

550x247 56 KB

Пример демонстрирует эффективность новомодной опции. В процессе тестирования частота GPU плавно варьируется в достаточно широком диапазоне, но итоговый результат остается в рамках обещанной производительности.

550x247 65 KB

Уже сейчас в драйверах у пользователя появился инструмент, управляющий энергопотреблением видеокарты. Достаточно сдвинуть ползунок на позицию +10%, чтобы косвенным образом повлиять на результат. Применяемая схема многоступенчатой регулировки представляет собой скорее комплексный модуль адаптивной регулировки соотношения скорости/ватт и официально узаконивает разгон карты.

300x177 14 KB. Big one: 1500x886 179 KB

реклама

Появившиеся фотографии графических адаптеров семейства Cayman вызвали повышенный интерес к небольшому переключателю на торце. Суть его существования проста: отныне все карты, произведенные по образу референсного дизайна, укомплектованы двумя BIOS’ами, основным и резервным. Первый можно перепрограммировать, тогда как второй служит резервным и защищен от записи.

300x165 11 KB. Big one: 1500x829 139 KB
300x165 11 KB. Big one: 1500x829 138 KB

Обе карты основаны на одинаковом дизайне печатной платы, словно близнецы, сошедшие с обложки глянцевого журнала. С первого взгляда сложно однозначно определить, кто из них несет на себе индекс HD 6950, а кто HD 6970.

300x248 16 KB. Big one: 1500x1240 202 KB

реклама

Продолжается традиция использовать дизайн черного прямоугольника, но с разными размерами.

300x200 11 KB. Big one: 1500x1000 143 KB

Как и полагается по рангу, от мала до велика, растет и размер видеокарт. Ближняя HD 6850 на пару сантиметров меньше HD 6870, а та в свою очередь короче обоих «Кайманов».

300x250 13 KB. Big one: 1500x1251 162 KB

Проверить, насколько удачным получилось противопоставить GF110 AMD HD 6950/70 лучше всего в игровых приложениях, чем я и предлагаю заняться.

реклама

Конфигурация тестового стенда:

  • Материнская плата: MSI Big Bang-XPower (BIOS 1,4B7);
  • Процессор: Intel Core i7 920 @4305 МГц (205 х 21, 1,31 В);
  • Система охлаждения: Система водяного охлаждения;
  • Термоинтерфейс: Arctic Cooling МХ-2;
  • Оперативная память: Kingston HyperX KHX2000C9AD3T1K3/6GX 6 x 2 Гбайт DDR3 1640 МГц (7-7-7-19-1T, 1,65 В);
  • Жесткий диск: Seagate 7200.11 320 Гбайт;
  • Блок питания: Tagan TG1100-U95 1100 Вт;
  • Аудио карта: ASUS Xonar HDAV 1.3;
  • Операционная система: Microsoft Windows 7 x64;
  • Версия драйверов для AMD/ ATi Catalyst 10.11, исключение HD 6950/70 – специальная версия Catalyst 10.11, Nvidia - nforce 261.00, исключение GTX 570, nforce 263.09.

Перечень используемых измерительно-контрольных приборов и инструментов:

  • Шумомер :Center 320;
  • Мультиметр: Fluke 289;
  • Тарификатор электроэнергии: E305EMG;
  • Микрофон: Philips SBC ME570.

Для корректного замера температуры и шума использовались следующие условия:

реклама

Закрытое помещение площадью 4м 2 , внутри которого располагается система автоматической поддержки климатических условий. В данном случае уровень температуры был установлен на отметке 26°С +/- 1°С. За точностью соблюдения заданных параметров наблюдало четыре датчика, один из которых находился в 5 см от вентилятора системы охлаждения видеокарты и был ведущим. По нему происходила основная коррекция температуры в помещении.

Шум измерялся на расстоянии 50 см до видеокарты. Фоновый уровень составлял 22 дБА. В качестве жесткого диска использовался SSD, а блок питания, помпа, радиатор с вентиляторами во время замера находились за пределами комнаты. На стенде отсутствовали иные комплектующие, издающие какие-либо шумы.

400x268 31 KB. Big one: 1000x669 161 KB

Звукозапись системы охлаждения производилась на расстоянии 10 см от вентилятора. Первые 10-20 секунд без нагрузки в режиме простоя, далее включалась 100% нагрузка с помощью программы Furmark. Наибольший уровень шума достигается практически в конце аудиозаписи. Заранее определялся температурный режим и шум, чтобы в процессе записи аудиодорожки вы смогли услышать именно максимальный шум.

Уровень потребления электричества [ватт] в простое оценивался по показаниям тарификатора E305EMG сразу после загрузки операционной системы. Значения, отображаемые в графике, соответствуют минимально достигнутым цифрам с прибора. Под нагрузкой видеокарты тестировались программой Furmark версии 1.8.0. После 10-15 минут температура и обороты вентилятора достигали своего теоретического максимума. После чего данные заносились в таблицу.

реклама

Для наглядного сравнения видеокарт все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1680х1050 и 1920х1200.

В части игр, где это возможно, использовались встроенные средства измерения быстродействия:

  • 3DMark Vantage – Extreme, High, Perfomance
  • Aliens vs Predator DX 11 Benchmark v1.03
  • Colin McRae DIRT 2
  • Far Cry 2
  • Unigine Heaven Benchmark v 2.0
  • Call of Duty World at War
  • Mafia II
  • S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (итоговое значения – усредненные по четырем режимам)

Для нижеперечисленных игр производительность измерялась с помощью утилиты FRAPS v3.2.5:

  • Battlefield Bad Company 2
  • Metro 2033.

VSync при проведении тестов был отключен.

Во избежание ошибок в погрешности измерений все тесты производились по три раза. При вычислении среднего FPS за итоговый результат бралось среднеарифметическое значение результатов всех прогонов.

Конец прошлого года и практически весь текущий год на рынке настольной графики правит бал компания AMD со своими ускорителями семейства Evergreen. Выпущенные в сентябре 2009 продукты на базе GPU Cypress, а также их младшие модификации по праву заняли своё место в компьютерах множества пользователей. Естественно, успех ускорителей AMD случайным назвать никак нельзя. Пока NVIDIA решала свои производственные проблемы, пытаясь вывести на рынок ускорители на базе GF100, AMD уже вовсю продвигала свои DirectX 11-совместимые решения во всех сегментах рынка настольной графики, активно отвоёвывая рыночную долю у конкурента. Даже появление на свет GeForce GTX 480 не смогло остановить “красный локомотив”, так как новый флагман NVIDIA оказался не так быстр, как того желала публика, кроме того, он был заметно горячее и дороже Radeon HD 5870. Наконец, совсем недавно NVIDIA начала исправлять ситуацию в лучшую для себя сторону. Серьёзная работа над ошибками, проведённая инженерами компании, позволила новым ускорителям GTX 5xx занять достойное место среди самых производительных настольных решений для ПК. Тем временем фанаты AMD с ехидством потирали руки, ожидая мощного ответа от AMD, способного вернуть «красной графике» чемпионский титул среди одночиповых решений.

Сегодня состоялся официальный анонс видеокарт Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 - именно они, по слухам, воспринимались в качестве ответного удара на выпуск GeForce GTX 570 и GeForce GTX 580. Постараемся разобраться, насколько эффективно новое оружие AMD, и как на самом деле компания позиционирует свои новые продукты.


Итак, вопреки ожиданиям публики, AMD не считает свои новые графические ускорители Radeon HD 6970 и Radeon HD 6950 прямыми конкурентами GeForce GTX 580 и GeForce GTX 570. В противовес самому быстрому ускорителю NVIDIA AMD по-прежнему ставит Radeon HD 5970, который, как показало наше тестирование, уже далеко не всегда справляется с возложенной на него миссией. В свою очередь Radeon HD 6970, по мнению AMD, должен оказаться быстрее GeForce GTX 570 и немного медленнее GTX 580, а вот для Radeon HD 6950 уготована особая роль - считается, что новинка должна породить свою собственную нишу в иерархии современных 3D-ускорителей.


При разработке новых GPU перед инженерами AMD ставился целый ряд задач:

  • Создание эффективной архитектуры для графических и неграфических вычислений;
  • Достижение высокой геометрической производительности;
  • Внедрение новых режимов качества картинки;
  • Внедрение эффективных методов управления питанием.

С момента появления графического процессора R600, на базе которого строились ускорители серии HD 2900, тогда ещё компания ATI, а ныне компания AMD использует так называемую VLIW-архитектуру (Very Long Instruction Word - Очень длинное машинное слово).


Блок-схема GPU Cypress


Блок-схема GPU Barts


Блок-схема GPU Cayman

Суть работы этой архитектуры заключается в параллельном исполнении ядром сразу нескольких операций одновременно. До сих пор графические процессоры ATI/AMD использовали так называемую VLIW5-архитектуру. Это означало следующее: в GPU Cypress содержалось 20 SIMD ядер, каждое такое ядро содержало по 16 блоков суперскалярных потоковых процессоров (Stream Core).


Внутренняя структура каждого потокового процессора такова:

  • Четыре исполнительных блока + Блок специальной функциональности (SFU или Special Function Unit);
  • Блок ветвлений;
  • Блок регистров общего назначения.

Выходит, что внутри чипа Cypress находится 20*16=320 потоковых процессоров, а учитывая структуру каждого потокового процессора, можно считать, что GPU Cypress содержит 1600 (320*5) скалярных 32-битных потоковых процессоров. Благодаря такому устройству GPU Cypress обладает пиковой вычислительной мощью до 2,7 Тфлопс при расчётах с одинарной точностью и до 544 Гфлопс в операциях с двойной точностью (FP64). Используемая VLIW-архитектура позволяет отказаться от целого ряда сложных узлов внутри GPU, что делает графические чипы AMD достаточно экономичными, особенно в сравнении с топовыми продуктами конкурента. Однако не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. Параллельное исполнение вычислительных операций часто заставляет блоки простаивать в ожидании выполнения той или иной операции, когда результат одного вычисления зависит от результата другого. Ручное программирование для чипов с VLIW-архитектурой требует немало усилий, поскольку программисту требуется учитывать огромное количество внутренних зависимостей нитей кода, вследствие чего эффективность вычислений на таких GPU во многом зависит от оптимизации компиляторов. Графические процессоры Cayman, являющиеся сердцем Radeon HD 6950/6970, получили переработанную VLIW-архитектуру, так называемую VLIW4.




Использование VLIW4 позволяет лучше оптимизировать загрузку потоковых процессоров, улучшить функциональность каждого исполнительного блока (Stream Processing Unit – SPU) и избавиться от блока специальной функциональности (SFU (Special Function Unit)), который отвечал за вычисление так называемых трансцендентных функций. В итоге, по заявлениям AMD, графические чипы Cayman обладают повышенной эффективностью из расчёта на 1 кв.мм. площади кристалла. Благодаря переходу на VLIW4 удалось усовершенствовать дизайн ядра, увеличить количество SIMD-ядер, текстурных блоков, а также переработать ряд других блоков GPU.


Эффективность ROP повышена за счет улучшенного объединения операций записи (более эффективной загрузки шины памяти)


В GPU Cayman впервые реализована технология “Asynchronous dispatch”. Прежде графическое ядро имело одну общую очередь команд, поэтому вычислительные и графические задачи выстраивались в эту очередь по принципу ”первый пришел – первым обслужили”. Это напоминает одноядерный центральный процессор со многими ALU, но всего одним декодером. В ускорителях серии Radeon HD 6900 впервые поддерживается асинхронная обработка многих независимых очередей команд. Каждая очередь имеет свой приоритет и свою виртуальную память. Также доступны два независимых полноскоростных контроллера DMA (Direct Memory Access) для одновременного чтения и записи системной памяти по шине PCI-E. Кроме того, вычисления с двойной точностью достигли ¼ от пиковой скорости вычислений с одинарной точностью.




Не секрет, что AMD долго ругали за невысокую скорость обработки геометрии и медленную работу с тесселляцией. По заявлению разработчика, скорость обработки геометрии выросла вдвое, а при включении тесселляции в некоторых случаях достигается почти трёхкратный рост производительности в сравнении с Radeon HD 5870. Такие результаты стали возможны благодаря наращиванию соответствующих функциональных блоков, отвечающих за работу с примитивами, а также использование более совершенного блока тесселляции.




В день анонса серии Radeon HD 6800 был представлен новый метод полноэкранного сглаживания, так называемый Morphological AA. По сути, это специальный пост-фильтр, который сглаживает готовое изображение сразу перед тем, как вывести его на экран. Более подробно с принципом работы MLAA вы можете ознакомиться по ссылке выше, здесь же мы расскажем о новом методе полноэкранного сглаживания, получившем название Enhanced Quality Antialiasing (EQAA). EQAA - новая опция сглаживания, доступная на видеокартах серии Radeon HD 6900.

Включение этого режима удваивает число выборок на пиксель при сохранении того же самого числа выборок цвета/глубины/шаблона. Этот метод предлагает усовершенствованное сглаживание “зазубренных” краев, не требуя дополнительного объема видеопамяти, и с минимальной потерей производительности.

К сожалению, в рамках данного материала мы не будем исследовать на практике скорость и качество полноэкранного сглаживания, введённого специалистами AMD в новых версиях драйверов для Radeon HD 6950/6970, однако в будущем мы ещё вернёмся к этому вопросу.



Пожалуй, для всех современных GPU, особенно для мощных, актуальна проблема высокого тепловыделения. Есть целый ряд методов, позволяющих удержать TDP в разумных пределах, однако многие из них требуют огромных временных и финансовых затрат на внедрение. Инженеры AMD предложили своё решение данной проблемы. Всем известно, что, помимо обычных игровых приложений, существуют ещё так называемые стресс-тесты, которые созданы для того, чтобы максимально нагрузить ускоритель и проверить его на стабильность при работе в экстремальных условиях. Как правило, в играх и других повседневных приложениях, использующих ресурсы GPU, такая нагрузка на графический чип не достигается. Поэтому, для достижения оптимального баланса между тактовой частотой GPU и уровнем TDP, инженеры AMD разработали технологию под названием PowerTune.





В графическом ядре Cayman располагается большое количество специальных блоков, которые отслеживают степень загрузки GPU. Если загрузка превышает определённый порог, то ускоритель автоматически изменяет частоту/напряжение на GPU. Причём все изменения происходят очень быстро, иногда даже по несколько раз в процессе рендеринга одного кадра. Стоит отметить, что AMD PowerTune – аппаратная технология, и скорость переключения режима работы GPU не зависит от драйверов.

На данный момент в драйверах AMD доступна опция, позволяющая сдвинуть порог активации PowerTune, а в будущем появятся утилиты, способные фиксировать все изменения частоты GPU во времени. Предвосхищая вопросы читателей о функции отключения PowerTune, скажем, что такая возможность теоретически есть, но для её реализации потребуется модификация BIOS видеокарты.


Для отвода тепла от Radeon HD 6950/6970 производитель использовал систему охлаждения с испарительной камерой. Это уже не первый случай, когда AMD прибегает к использованию подобной конструкции, а недавно и NVIDIA взяла на вооружение такой подход.


Как известно, некоторые производители видеокарт используют для своих лучших решений две микросхемы BIOS. Такая возможность позволяет энтузиастам более гибко проводить тюнинг своих ускорителей без лишнего риска “убить” карту при прошивке. Отныне подобная технология реализована на серийных видеокартах AMD. Эталонные версии AMD Radeon HD 6950/6970 снабжены двумя микросхемами BIOS, одна из которых защищена от записи, другая же позволяет осуществлять прошивку. На наш взгляд, это весьма полезное решение, особенно для тех, кто любит экспериментировать с частотами и таймингами памяти.


Как и Radeon HD 6850/6870, новые ускорители AMD Radeon HD 6950/6970 поддерживают подключение до шести мониторов к одной плате благодаря поддержке DisplayPort 1.2. Подробнее об этом можно почитать тут.

Наконец, перед тем, как перейти к внешнему осмотру ускорителей Radeon HD 6950/6970, обратимся к сводной таблице с техническими характеристиками и ценами.


Покупал видеокарту в конце 2011г.
Производительность в играх была на хорошем уровне.
Через 4,5 года использования карта перестала функционировать. Диагностика показала, что вышел из строя видеопроцессор. Замена финансово не целесообразна, придется покупать новую((
Разгон или какой-либо другой вид тюнинга не производил.
На мой взгляд 4,5 года - является небольшим сроком службы для данного изделия в условиях нормальной эксплуатации.

1. Производительность. Наравне с Radeon 6970 это один из высокопроизводительных одночиповых видеоускорителей от AMD. Уступает серии Radeon 7XXX, но у них слишком высокая цена. На мой взгляд Radeon 6950 - наилучшее соотношение качество/цена.
2. Цена. Решения от PowerColor немного дешевле в целом аналогичных от других производителей.
3. Возможность оверклока (разлочка, хороший разгонный потенциал).

Не обнаружены.
Обновляю отзыв после более года эксплуатации. Недостатки касаются системы охлаждения. Охарактеризовать ее можно по шумности на удовлетворительно. Без назрузки на 20% оборотов почти не слышно, 40% и выше - заметно, достигая шума работающего пылесоса при 100%. Предполагаю, что частота заводских вентиляторов 3000об/мин. Но не в этом дело. Один из вентиляторов стал стрекотать, даже в простое. Подозревал, что случайно его задел в работе и это стало причиной. Стук был не сильный, но раздражал. Этот вентилятор я тупо заблокировал и так у меня карточка работала подгода. Нагрев был естественно выше, но не сильно, примерно на 5С, из чего можно сделать вывод о хорошем радиаторе. С некоторых пор стал слегка стрекотать и второй вентилятор. Здесь я понял, что вентиляторы - слабое место этих карточек, притом не только Radeon HD 6950, а всех Radeon от PowerColor, находил отзывы. В итоге забив на гарантию срезал кожух с вентиляторами (не демонтируя радиатор), прикрепил стяжками два вентилятора 120мм 2000Гц и 80мм 1600Гц, купленные из дорогих - с низким уровнем шума и большим воздушным потоком. В итоге наступила долгожданная тишина.

Взял взамен Radeon 4850 на достаточно уже не новый компьютер, поэтому интересовало, хватит ли производительности системы, чтобы раскрыть потенциал видеокарты. Процесор Intel Core 2 Duo E8400 (разогнан с 3,0 до 4,05ГГц), материнка Gigabyte GA-EP45T-UD3LR (частота шины 450МГц), оперативка 6Гб DDR3 (1500МГц). Играл в Battlefield 3 и Crysys 2 на ультра настройках, при этом следил за параметрами работы видеокарты (без разгона) через MSI Afterburner. До разгона CPU загрузка GPU в BF3 была 65. 80%, после - 85. 99%, в Crysys 2 - до 65. 85%, после 70. 90%. Загрузка CPU при этом постоянно 90. 100% (оба ядра). FPS везде 30. 45 на разрешении 1920х1080. В целом делаю вывод, что Core 2 Duo достаточен, но на пределе, разгон необходим.
Загрузка видеопамяти в BF3 в мультиплеере 1,2. 1,7Гб, в Crysys 2 1,4. 1,8Гб. Так что смысл в 2Гб есть, но не большой так как по обзорам прирост производительности 1..2% по сравнению с 1Гб. С выходом новых игр востребованность 2Гб видеопамяти возрастет конечно.
Видеокарта разлочена модификацией BIOS (5 метод) без проблем. Разгон ставил 850/1325 МГц по ядру/памяти, без проблем потянет и больший разгон (на сколько - см. обзоры). Оставил разгон по ядру до 850Мгц, так как видеокарта и без разгона отлично тянет все современные игры. При разгоне повышение температуры умеренное. Разгонный потенциал хороший.
Система охлажения среднеэффективная. В простое почти не слышно, в работе шум достаточно высок, но в игре абсолютно не замечаешь.
Двойной BIOS есть, правда, не пользовался и сомневаюсь, что вообще будет нужен.
Комплектация коробки низкая, никаких плюшек в виде игр, программ, наклеек нету, но этому объяснение - низкая цена. Мне лично достаточно будет только самой платы, драйвера все равно из нета скачаю.
Все это дело (а также 4 HDD, SATA-контроллер, DVD-RW) тянет блок питания FSP 500Вт.
Так что советую данную видеокарту и для апгрейда компьютера (не сильно старого, конечно).

Читайте также: