Определение объема кратковременной зрительной памяти

Обновлено: 03.07.2024

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Так же в качестве стимульного материала ребенку может быть предложено запомнить 5-6 картинок или предметов, затем они убираются и ребенка просят назвать то, что он видел.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Методика и организация конструирования по рисунку»

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с согласия детей.


Бланк анализа рисунка к методике «Необычное дерево» (Н.Е.Веракса)

Бланк анализа рисунка к методике «Необычное дерево» (Н.Е.Веракса).


Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у.


Методика "Рисунок семьи"

Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как сред.


Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определит, его характер, реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное

Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определит, его характер, реакцию на жизненные .


Методика «Рисунок семьи».

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла сразу у ряда исследователей: Вульф (1947), Маховер (1949), Хьюлс (1951). Затем разработки продолжались: Норманн (196.


Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман)

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и .

Изучению и измерению когнитивных процессов психики человека посвящена большая часть дисциплины «Психология и педагогика». В рамках этой части курса студенты подробно знакомятся с основными характеристиками таких процессов психики как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и их значением для жизнедеятельности человека.

Представленное практическое руководство содержит в себе серию упражнений, иллюстрирующих основные особенности таких когнитивных процессов как восприятие, внимание и память. Здесь же приводятся необходимые теоретические сведения о психических процессах и их основных свойствах. Подробно изложенные в руководстве вопросы регистрации, обработки и интерпретации данных позволяют как начинающим исследователям, так и специалистам-практикам при работе с представленными методиками свести к минимуму возможные ошибки.

Данное методическое пособие предназначено для проведения практических занятий при изучении курса «Психология и педагогика» для студентов, студентов-психологов и курсантов морских специальностей.

Целью данного руководства является ознакомление студентов, курсантов и профессионалов-психологов с методиками диагностики когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, и закрепление теоретических знаний по курсу «Психология и педагогика». Также данное методическое пособие может использоваться студентами факультета психологии для подготовки к занятиям по дисциплинам «Практикум по общей психологии» и «Спецпрактикум по психологии».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . 1

ВОСПРИЯТИЕ . 4

Измерение объема восприятия. 4

Иллюзии установки. 5

Иллюзии восприятия. 7

Константность восприятия . 7

Организация восприятия. 7

Иллюзии восприятия сложных объектов . 8

Узнавание фигур. 10

ВНИМАНИЕ . 13

Исследование распределения внимания . 13

Методика «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ». 13

Методика «ПОИСК ЧИСЕЛ» . 14

Исследование концентрации внимания . 16

Методика «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ» . 16

Исследование объема внимания. 18

Методика «КРЕСТИКИ» . 18

Исследование устойчивости внимания. 19

Методика «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Тест Бурдона)» . 19

Методика «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ». 23

Оценка переключаемости внимания. 26

Методика Шульте-Горбова «КРАСНО-ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА». 27

Методика К. К. Платонова «АРАБСКО-РИМСКИЕ ТАБЛИЦЫ». 28

ПАМЯТЬ . 29

Диагностика продуктивности запоминания. 29

Диагностика оперативной памяти. 31

Методика «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ». 32

Методика определения кратковременной памяти. 32

Измерение объема кратковременной памяти. 33

Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса . 33

Определение индекса кратковременной памяти. 35

Непроизвольная и произвольная память. 37

Зависимость запоминанияот установки личности. 38

Влияние установки на срок запоминания . 39

Ассоциативная и эмоциональная память. 40

Методика «ПИКТОГРАММА» . 43

Активизация памяти через возрождение эмоций (Методика С.А. Гарибяна). 46

Механическая память . 47

Объем механической памяти при зрительном восприятии

Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ» . 48

Образная память. 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: . 58

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление студентов, то разберем сами эти понятия: "внимание" и "мышление".

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.

Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.

Память –это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №113 г. Новосибирска Исследование объёма кратковременной зрительной образной памяти у подростков Выполнила ученица 9 класса «Б» МБОУ Лицей №133 Коченкова Эстер Руководитель проекта: Вышинская Нина Ивановна, учитель биологии


Актуальность Никакие другие психические процессы не упоминаются в повседневной жизни так часто как память. Ведь именно качеством памяти мы часто объясняем успехи или неудачи в учебе или работе. Особую актуальность проблема развития памяти представляет в тот период, когда ведущим видом деятельности для ребенка становится учёба. Новизна Память подростков – это достаточно интересная тема для изучения. Именно в это время меняется память из количественной в качественную сторону.


Цель: Цель: выявить особенности памяти в подростковом возрасте, определить уровень развития кратковременной образной зрительной памяти подростков на образы и на числа, произвести сравнение полученных данных.


Задачи: Задачи: Найти и изучить теоретические материалы по данной теме «Особенности развития памяти в подростковом возрасте». Ознакомиться со способами измерения объема памяти и подобрать методики исследования, подходящие для достижения результата исследования. Провести исследование, используя подобранные методики и проанализировать полученные результаты. Произвести сравнение данных и сделать выводы по полученным результатам.


Гипотеза Гипотеза В связи с особенностями развития памяти в подростковом возрасте, можно предположить, что именно кратковременная зрительная память на образы будет ярко выражена.


Что такое память? Что такое память? Память - форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.


Из истории Из истории Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.


Классификация видов памяти двигательная образная эмоциональная словесно-логическая


Свойства памяти объём памяти скорость прочность точность



Методика «Память на числа» Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемым экспонируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. Числа необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести как можно большее их количество. 13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87


Результаты методики «Память на числа» Учащиеся 8 класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 21% 2. средний уровень – 68% 3. высокий уровень – 11% 4. очень высокий уровень – 0% (отсутствует)


Результаты методики «Память на числа» Учащиеся 9-10-х класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 20% 2. средний уровень – 64% 3. высокий уровень – 11% 4. очень высокий уровень – 5%


Обработка и анализ результатов методики «Память на числа» Исходя их полученных данных, мы видим, что большинство учеников всех классов имеют достаточно развитый уровень кратковременной зрительной памяти, необходимый для процесса учебной деятельности. Хотя есть небольшой процент учеников во всех классах, которым необходимо заниматься развитием и тренировкой памяти.


Методика «Память на образы» Методика предназначена для определения объёма кратковременной зрительной памяти на образы. Сущность методики заключается в том, что испытуемым экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести словами или картинками как можно большее их количество.


Результаты методики «Память на образы» Учащиеся 8 класса показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 0% (отсутствует) 2. средний уровень – 21 % 3. высокий уровень – 47% 4. очень высокий уровень – 32%


Результаты методики «Память на образы» Учащиеся 9-10-х классов показали следующие результаты: 1. низкий уровень – 0% (отсутствует) 2. средний уровень – 16% 3. высокий уровень – 20% 4. очень высокий – 64%


Обработка и анализ результатов методики «Память на образы» На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы: У большинства испытуемых подростков достаточно высокий уровень развития зрительной памяти на образы. У учащихся кратковременная зрительная память на образы развита лучше, чем кратковременная зрительная память на числа. У учащихся 9-10-х классов значительно выше процент очень высокого уровня развития образной памяти, чем у учащихся 8 класса.


Выводы Я изучила теоретический материал и узнала особенности кратковременной памяти у подростков. Подобрала методы исследования. Провела исследования на детях подросткового возраста, проанализировала результаты и сделала вывод, что большинство учащихся, участвовавших в исследовании, имеют средний уровень развития кратковременной памяти, и этого достаточно для процесса учебной деятельности. Сравнивая результаты двух методик, можно сделать вывод, что кратковременная зрительная память на образы у испытуемых имеет более высокий уровень, чем кратковременная зрительная память на числа. Этот факт необходимо учитывать учителям при организации учебного процесса учащихся данного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, цель данного исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Данные, полученные в ходе проведения исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что кратковременная зрительная память на образы у подростков развивается быстрее и является более ярко выраженной, чем кратковременная память на числа. Так как у некоторых испытуемых был низкий уровень кратковременной зрительной памяти и при этом достаточно высокий уровень развития кратковременной памяти на образы, можно сделать вывод о том, что разные подвиды кратковременной образной памяти развиваются вне зависимости друг от друга. Так же можно сделать вывод о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала.

Оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.

В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Яблоня, колесо, мотороллер, молоко, тыква, трамвай, книга, шкаф, ложка, молоток, носки, ухо, жираф, альбатрос, нога, кольцо, палец, свая, песок, облако, куст, камень, хризантема, батарея, танк, земля.

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

Определение характеристик объема памяти.

Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.

Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.

Объем памяти хороший.

Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.

Ваша память феноменальна.

Вывод: По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела"

Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела" разработана для обучающихся 7 класса, занимающихся по учебнику А.В.Перышкина. В описание работы, предлагаемое автором учебника, внесены изменения. .


Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"

Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач.


Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию.

лабораторная работа по теме: "Выявление ароморфозов у растений, идиодаптаций и дегенераций у животных"

Выявление ароморфозов у растений, идиодаптаций и дегенераций у животных.

Лабораторная работа "Измерение объема тела" 7 кл

Лабораторная работа " Измерение объема тела" 7 кл. УМК А.В. Перышкин Технологическая карта урока. Работа состоит из двух частей: лабораторной работы ЭОР и традиционной работы.


Лабораторная работа по физике №4 по теме Измерение объемов твердых тел, жидкостей и газов. 7 класс

Цель работы: научиться измерять объемы твердых тел и жидкостей .Измерительные приборы: линейка, измерительный цилиндр (мензурка),Оборудование: пробирка с водой, прямоугольный брусок, сосуд.

Читайте также: