Как я играю в компьютерные игры

Обновлено: 05.07.2024

Привет, меня зовут Катя, мне 34 года, и последние 10 лет я убиваю радиоактивных тараканов в Убежище 101, отстреливаюсь от хедкрабов, бегаю от зомби, а еще летаю на разные космические станции. Со мной все в порядке: просто я обожаю компьютерные игры.

В свободное от игр время мы ведем вполне себе обычную жизнь: ходим в гости, на работу, в кино и даже занимаемся спортом. Несмотря на все это, бабушки, дедушки, друзья и случайные знакомые твердят мне, что компьютерные игры — зло. Нет, не так — ЗЛО. По прогнозам моей мамы, мы обязательно одичаем, а у детей испортится зрение и появятся дурные наклонности.

Предупреждение: данный пост не пропагандирует компьютерную зависимость. Автор осознает важность воспитания детей и не перекладывает эту ответственную функцию на производителей 3D-игр. Кроме того, игры имеют ряд медицинских противопоказаний, с которыми необходимо ознакомиться.

1. 3D-игры улучшают когнитивные способности и увеличивают объем памяти

В ходе эксперимента, проведенного в 2015 году нейробиологами из США, 69 человек были разделены на 3 группы: одни играли в Super Mario 3D World, другие проходили двухмерную Angry Birds, а 3-я группа в течение 2 недель вообще не имела дела с компьютерными играми.

В результате ученые пришли к выводу, что люди, игравшие в Super Mario, показали самые высокие результаты, когда требовалось запоминание больших массивов информации, и могли быстрее принимать решения в критических ситуациях.

Американские психиатры Кен, Глейч и Лоренц провели масштабное исследование, посвященное игре Super Mario, и пришли к выводу о том, что если играть в нее по 30 минут в день в течение 2 месяцев, то мозг буквально вырастает. В процессе игры происходит стимуляция роста серого вещества в областях мозга, имеющих решающее значение для ориентирования в пространстве (гиппокамп), стратегического планирования и оперативной памяти человека.

Благодаря этому открытию было установлено, что компьютерные игры могут использоваться в качестве профилактики и лечения посттравматических расстройств, шизофрении и нейродегенеративных заболеваний.

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.



Наталия Богачева,

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

«Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?" вообще не возникает - "очевидно же, что это прикольно и интересно". Как бы то ни было, компьютерные игры заняли значительное место жизни человечества и большинство так или иначе играет: кто в онлайн-стрелялки дома за компом, кто - просто в головоломки на смартфоне. Попробуем выяснить причины этого увлечения, а заодно оценить плюсы и минусы . Несомненно, мир игровой индустрии слишком разнообразен, поэтому постараемся выделить самые общие принципы.

Побег от реальности как защита от стресса. Иногда психика оказывается во "взвинченном" состоянии из-за режима повышенной ответственности или накопившегося груза проблем, и человек попадает в цикл прокручивания своих бед в голове вместо поиска решения. В таком случае бывает полезно и даже нужно перевести внимание, и здесь как раз может помочь виртуальная реальность. Это несомненно плюс.

Побег от реальности как медитация. Момент, тесно связанный с предыдущим пунктом: если игра не требует усердной работы мозга, она может оказать медитативный эффект. Если получилось избавиться от стресса, можно подсознательно вернуться к осмыслению проблем и возможно, неожиданно получить простое решение. Это плюс.

Желание играть как желание обучаться. Хотите вы или нет, но мозг всегда старается узнать что-то новое, получить опыт. Мозг - инструмент, который "заточен" природой именно под это, таким образом он расширяет сведения об окружающем мире, потенциально повышая шансы на выживание. Желание играть кажется привлекательным в связи с тем, что даёт возможность обрабатывать логические цепочки при минимальных физических усилиях. Решение виртуальных задач, как тренировка мозга - это плюс.

Portal 2 постоянно требует поиска нестандартных решений Portal 2 постоянно требует поиска нестандартных решений

Игра, как тренировка на концентрацию внимания и скорость реакции. В противоположность медитативному эффекту, некоторые игры требуют определённого напряжения внимания. Таким образом они могут служить тренажёром не только для мышления, а для повышения внимательности и скорости реакции на изменившуюся обстановку. Существуют исследования, подтверждающие что люди, играющие в стрелялки быстрее справлялись с тематическим тестом, чем та группа, в которой не было игроков. Но почему мы хотим напрягаться? Хитрая система больших и маленьких поощрений вынуждает нас стараться ради победы, пусть даже и виртуальной - для мозга это не принципиально.

Скорость реакции предельно важна в стрелялках, вроде Counter Strike Скорость реакции предельно важна в стрелялках, вроде Counter Strike

Игра, как компенсация негативных эмоций. В нас заложено природой раздражаться и злиться, когда что-то идёт не по-нашему. Этот механизм, побуждающий к действию выручал нас в первобытном состоянии, но в современном мире он бывает неуместен. С другой стороны, накопление подавленной агрессии не есть хорошо, ведь однажды она найдёт путь для реализации. Поэтому замещение агрессии в реальности на виртуальные разрушения могут быть хорошим "гасителем" негативных эмоций.

Перейдём к минусам.

Игра, как источник негативных эмоций. Явление, обратное вышеописанному: человек получает негативные эмоции, находясь в игре. Это может быть подросток, для которого статус в игре соотносится с социальным статусом, и его слишком беспокоят свои успехи/поражения в онлайне. Или это может быть взрослый человек, для которого жестокость в игре стала самоцелью. Здесь имеет место излишнее потакание своим желаниям, что конечно разрушительно для личности. Необходимо либо решать проблему в реальности, приводящую к такому поведению, либо пересмотреть отношение к игровому процессу, либо вовсе отказаться от игры.

Игра, как побег от решения реальных проблем. Есть тонкая грань между "отвлечься от проблем" в игре и "оттягивать принятие решения", засиживаясь в играх. Ситуацию это никак не спасает, а только наоборот усугубляет. И проблему в итоге нужно будет решать в большем стрессе и в меньшие сроки, отчего человек сильнее расстроится и снова будет искать утешения и положительных эмоций в искусственной среде, становясь всё менее способным к решению жизненных трудностей и всё более зависимым.

Игра, как зависимость. В погоне за положительными эмоциями, мы ищем наиболее лёгкие пути их получения. А компьютерные игры полны таких упрощений и привлекательны с точки зрения поощрений. Игроман жертвует другими видами деятельности, которые способствуют повышению настроения и укреплению здоровья. Ему кажется, что сейчас он поправит своё самочувствие, не замечая, что слишком плотное увлечение игрой и есть источник его плохого самочувствия. А ведь жизнь - это разнообразие, и ключ к хорошему самочувствию - в разнообразнии своей деятельности.

Подведём итог: компьютерные игры могут быть как полезным явлением, так и источником проблем, если человек использует неправильный подход к игре. Понятно, что не стоит винить сами игры, здесь играет роль целый ряд факторов. Однако чрезмерное увлечение может быть индикатором для себя, задавая вопрос - не убегаю ли я от влияния извне, вместо того, чтобы изменить положение дел?

Между тем, игра в том числе и полезная деятельность, представленная нам в удобной форме. Несерьёзность подачи, минимальность цены риска и конкретика целей, которые нужно достичь, позволяют эффективно вовлечься в решение задач, подчас довольно непростых. То, как умело скрыта сложность внутри развлечении или убран акцент с неё, должно вдохновлять нас, открывая горизонты возможностей для применения таких обучающих методов для людей.

Favorite

В закладки

15 лет не запускаю компьютерные игры. Как я без них выживаю

Последний близкий контакт с компьютерными играми у меня был во времена первых дополнений для Diablo II, легендарной Lineage II C4 и, конечно же, TES IV: Oblivion. Но однажды тяга к такому виду досуга неожиданно пропала и больше не появлялась.

Прошло больше 15 лет, но я так и не вернулся в полноценный гейминг, от которого когда-то был без ума. Иногда залезаю в Apple Arcade за интересной новинкой, но обычно она нужна мне всего лишь для поездок в общественном транспорте. Не более.

Решил собрать вместе свои главные мысли против компьютерных игр. Вот почему предпочитаю тратить время на что-то другое.

У меня банально нет времени на большие компьютерные игры



Да, в молодости на компьютерные игры уходило очень много времени…

Пропажу интереса к полноценным компьютерным играм связываю с определённым возрастом. Уделял достаточно много времени виртуальным мирам, когда был в школе и даже на первом курсе университета. Но вектор интересов резко изменился.

Последней игрой, на которую тратил свою жизнь, была Lineage II. Постоянная прокачка, фарм ресурсов и прочего лута, межальянсовые замесы, борьба за клан-холлы, осады замков и рейды на боссов. На всё это требовались дни, недели и месяцы.

Быть может, если бы моей страстью были периодические стычки в Mortal Kombat на актуальном поколении PlayStation, выбор между реальной и виртуальной жизнью не стоял бы. Но мне достался более агрессивный тайм-киллер, который занимал всё время.



В студенческие годы с большим интересом работалось над бизнес-планами и другими проектами

В университетские годы появились абсолютно другие интересы. Были не самые скучные пары, очень весёлые друзья и масса новых увлечений. Нужно было получать водительские права, думать о будущей работе и заводить серьёзные отношения.

В итоге времени для компьютерных игр в определённый момент попросту не осталось. Более того, со студенческих лет пытался наполнять свою реальную жизнь под завязку, чтобы даже мысли о виртуальных мирах не появлялись. Прошло 15 лет, и пока получается.

Сегодня хочется украсть у своей профессиональной занятости хотя бы пару лишних часов на семью. Но точно не на игры.

Потраченное на игры время можно заменить новыми знаниями



Хочется попробовать в кодинг — это куда интереснее, чем набивать новые уровни

Во второй половине лета 2021 года пообещал себе, что с 1 сентября начну изучать вопрос разработки программного обеспечения. Базовые знания у меня уже есть, но применять в профессиональной деятельности их пока ещё нельзя.

Друзья в теме посоветовали смотреть в сторону PHP. Выдали рекомендации по онлайн-курсам и книгам, которые помогут достаточно быстро вырасти сначала до джуна, а потом и до мидла. Плюс, они взялись сопровождать и подталкивать.

Жаль, несмотря на все свои усилия, до конца сентября новым направлением в потенциально профессиональной деятельности так и не занялся. Желание есть, но времени в сутках очень сильно не хватает. Пытаюсь задействовать даже выходные, но этого мало.



Мне бы пару дополнительных часов в сутках

Веду к тому, что потраченное на игры время можно заменить новыми знаниями. Они помогут повысить свой профессиональный уровень, стать более разносторонним и востребованным специалистом. Получится и зарабатывать больше.

Не нужно обязательно уходить в IT — это мой личный пример. Есть масса других вариантов. Общей рекомендацией для всех точно будет изучение английского языка, который понадобится в любой сфере. Но, в общем и целом, возможностей сегодня масса.

В 30+ лет мне кажется, что лучше просто прочитать любую интересную книгу, чем тратить время на компьютерные игры.

Вместо игр лучше заставить себя чаще ходить в тренажёрку



Вместо компьютерных игр можно устроить гонку за наградами вместе с Apple Watch

Почти все актуальные компьютерные игры не несут никакой пользы для здоровья. Провожу 8–10 часов в день за MacBook в сидячем положении дома, в офисе, в кафе и коворкингах. Приходить домой и садиться за игровой ПК? Не лучшая идея.

Когда тебе за 30, уже твёрдо понимаешь, что нужно больше двигаться. Лучше чаще оставлять машину на паркинге и ходить пешком, выбираться на прогулки в парк вместе с семьёй, пассивному отдыху предпочитать любой более-менее активный.

Сегодня уверен, что регулярно закрывать кольца на Apple Watch — куда более полезное занятие, чем повышать уровни в любой РПГ. Это же касается увеличения рабочего веса на любом из снарядов в тренажёрном зале. Чем вам не челлендж?!



Соревноваться с самим собой в тренировках очень здорово

Кстати, у Apple Watch действительно много геймифицированных инструментов, которые должны повысить активность своего владельца. К примеру, в «Активности» есть раздел «Награды» с многочисленными регулярными вызовами.

Если хочется объединить приятное с полезным, на iPhone можно установить что-то вроде Zombies, Run!. Речь про приложение для бега на свежем воздухе, которое использует геймификацию. Вы вроде как убегаете от зомби в постапокалиптическом мире.

Полезными также можно считать активные игры с движениями на Nintendo Switch. Жаль, у нас она не так уж распространена.

Современное железо и сами игры сегодня стоят очень дорого



На хорошее железо придётся регулярно раскошеливаться

На момент написания материала видеокарту Nvidia GeForce RTX 3060 на 12 ГБ в исполнении Gigabyte мне удалось найти почти за 60 тыс. рублей. Речь не про топовый графический адаптер, но и за него нужно отдать 2/3 стоимости новенького MacBook Air на M1.

Насколько понимаю, более-менее приличный ПК, который подойдёт для комфортного гейминга, вряд ли обойдётся дешевле 200 тыс. рублей. Плюс, нужно покупать игры в Steam. Интересные, на мой взгляд, редко стоят дешевле 1000–1500 рублей.

Плюс, траты на железо и игры точно будут регулярными. Выходят всё новые и новые тайтлы, которые требуют повышенной производительности. Рынок работает, поэтому всё закономерно. Да и занижать качество графики ниже среднего вряд ли захочется.

С консольным геймингом ситуация не лучше. Актуальную PS5 по рекомендованной цене просто не купишь. Да и стоимость каждого отдельного тайтла для неё заметно выше, чем для ПК. Здесь уже и 3000–4000 рублей за каждую игру кажутся нормальными.

199 руб. в месяц за подписку на Apple Arcade, чтобы поиграть в сумме два или три часа в месяц, в данном случае кажутся не настолько большой платой. Более того, проходить мобильные игры сегодня можно на Apple TV или Mac. Чем вам не альтернатива?!

Кажется, что дорогой полноценный гейминг сегодня только для хардкорных фанатов. Всем остальным это не нужно.

Полноценная взрослая жизнь кажется интереснее любой игры



Графика в жизни также более крутая, чем даже в самых новых компьютерных играх

С каждым годом убеждаюсь, что взрослая жизнь, с одной стороны, очень сильно напоминает продвинутые компьютерные игры и даже значительно превосходит их, с другой. По крайней мере, если искать приключения и не сидеть на месте.

Всю весну мы с друзьями искали интересные локации на природе вблизи своего города, чтобы провести там выходные с грилем и активными играми на свежем воздухе. Застревали в грязи на машинах, заезжали не туда и так далее. Было весело.

В конце весны мы летали в Грузию во время пандемии, а сейчас готовимся к очередной заграничной поездке с массой приключений. Летом были на музыкальных фестивалях, на море, осваивали околоэкстремальные водные виды спорта. Впечатлений хватало.



Кажется, пора поднять пятую точку со стула и сделать свою жизнь интереснее, чем игра

Во взрослой жизни очень много интересных моментов, и это у нас ещё детей нет. Прекрасно понимаю, что у всех свои приоритеты, но ставить на первое место компьютерные игры — странный выбор. Максимум, пару часов в неделю в FIFA в хорошей компании.

Нужно заниматься семьёй, строить карьеру, пытаться создать какой-то бизнес, находить время на интересные развлечения, делать ремонт в квартире, чинить свой автомобиль, менять гаджеты Apple и так далее. Да, здесь точно не до игр.

Что интересно, если не относиться к ней слишком серьёзно, вся жизнь в целом очень похожа на компьютерную игру.

Почему не трачу время на компьютерные игры. Очень кратко:

◉ Во взрослой жизни мало времени. Когда ты молод и активен, 24 часов в сутках тебе не хватает даже без компьютерных игр.
◉ Важно постоянно учиться. Чтобы быть интересным и заниматься классным делом, нужно получать новые знания, а не играть.
◉ Для жизни нужно движение. Засиделся на стуле в офисе — получил боли в спине. Куда ещё сидеть за ПК в изучении новой игры?!
◉ Полноценный гейминг очень дорогой. ПК или консоль, а также официальные игры = постоянные расходы.
◉ Вместо игр лучше интересно жить. Классно наполнять свою жизнь реальными приключениями, а не виртуальными.

Получился такой вот список тезисов против компьютерных игр. Мне кажется, что есть масса более интересных занятий. Но это субъективное мнение. Хочется увидеть ваше. Расскажите про своё отношение к виртуальным развлечениям. Жду в комментариях.

Читайте также: