Основные виды бытия природное социальное духовное компьютерное

Обновлено: 04.07.2024

Хотя категория бытия охватывает универсальные связи в мире, все же формы бытия разные. Это объясняется тем, что Вселенная включает в себя бесконечное количество систем, объектов, процессов "состояний, структур, социальных общностей, человеческих индивидов и т. Определенность каждого из них характеризуется местом в системе бытия, является уникальным, неповторимым. И хотя это так, практика и познания постоянно требуют их обобщений. Поэтому философия объединяет их в определенные группы. Среди них выделяют следующие:

- Бытие вещей, процессов, состояний природы (в частности, вторая природа)

- Бытие человека среди других вещей мира;

- Бытие социального (индивидуальное и общественное бытие)

- Бытие духовного (идеального).

а) Бытие "окружающего" мира

Остановимся сначала на выяснении понятия "окружающий мир". Известно, что основой человеческой деятельности была и остается Природа, которая существовала до человека и существует независимо от нее. В результате воздействия человека на природу возникла «вторая природа», то есть очеловеченная ее часть.

Осмысливая проблемы существования природы как особой реальности, человек мыслит ее такой, которая существовала до и независимо от нее, и осуществляет это не только на основе общественно-исторического опыта, но и на основе теоретических выводов естествознания и философии.

Первая природа объективная и первичная в том смысле, что человек и его дух являются производными от нее. Она объективна, реальная, первичная и в том смысле, что без нее невозможна жизнь и деятельность человека.

Без нее не могли бы быть созданы и предметы "второй природы", поскольку последняя полностью зависит от первой и подобная. Понятие "предметы" ("вещи"), изготовленные людьми, включаются в понятие "окружающий мир" и является частью его содержания.

"Вторая природа" производится и совершенствуется людьми. В предметах "второй природы" воплощенные ("опредметнена") труд и знания человека, его "социальная душа" (Гегель, К. Маркс). Они изготовлены для выполнения определенных функций, подчиненных удовлетворению человеческих потребностей. Предметы "второй природы" иногда изготавливаются из материала, который уже является предметом "второй природы". Для того чтобы пользоваться этими материалами (предметами), нужно хотя бы частично понимать, какие знания в них воплощены, секреты их конструкций и назначения (уметь "розпредметнюваты»). Важно знать и такие идеальные компоненты процесса создания нужных для человека предметов, как целеполагание, создание проекта, плана действия, технологии их изготовления и др.

Особенности бытия предметов и процессов "второй природы" состоят в том, что они составляют неразрывное единство природного материала, опредметнена духовного, опредметнена деятельности конкретных индивидов, социального назначения и их функций. Они созданы в виде особой, заранее заданной реальности и подчиненные актам человеческого труда, познания, творчества.

Человек постоянно разрабатывает свои планы, проекты, исходя из свойств конкретного материала. Однако предметы "второй природы" всегда отличаются от предметов первой природы. Это предметно-духовносоциальна реальность, единственный и чрезвычайно разнообразный мир (города, села, промышленность, транспорт, школы, театры, книги, картины и проч.).

Отличие предметов "второй природы" от предметов первой не только в том, что предметы "второй природы" созданы искусственно, а предметы первой - нет. Главное в том, что предметы "второй природы", в то же время являются естественными, социальными и историческими, то есть имеют цивилизационное бытие.

Если бытие вещей первой природы связано с вечным бытием мира, то вещи "второй природы" - лишь со временем существования человека. Первая и "вторая" природы переплетаются, взаимодополняют друг друга. Однако в "второй природе", которая тоже существует независимо от людей, все же опредметнена человеческие цели, идеи, а потому она не может полностью считаться независимой от сознания человека и человечества. Вещи "второй природы" находятся, так сказать, между первой природой и человеком. Это особая реальность относительно природы и людей. И хотя предметы первой и "второй природы" принадлежат к единому миру как целого, однако между ними могут возникать конфликты в виде экологических, энергетических и других проблем. Поэтому для регулирования взаимодействия этих объектов целостного бытия мира необходимы специфические подходы.

б) Бытие социального

По бытия социального (индивидуального и общественного), то оно уникально. Правда, в нем есть что-то и такое, что присуще другим вещам. Поэтому в понимании старого материализма, человек выступает как вещь среди вещей. Такое утверждение прав только в том смысле, что первичной причиной существования человека является функционирование ее тела. Последнее является частью природы "и это приводит общность его с естественными вещами. Наличие тела делает человека преходящей (смертной), подвластной объективным законам. Однако человек - это не только физическое тело, но и живое существо, включена в процесс эволюции живой природы, продукт антропосоциогенез. Тело человека функционирует в мире неживой и живой природы. С этим и связаны потребности человека в пище, защите от холода, самосохранении, продолжении рода и проч. Без этого невозможно ее существование. Этим и обусловлена актуальность проблемы сохранения жизни людей выживание человечества в целом. Без этого не может быть реализации возможностей и удовлетворения потребностей человека.

Философия постоянно исследует связь между телом и психикой (душой) человека. Бытия каждого человека - это непосредственное единство ее тела и духа. Функционирование человеческого тела связано с работой мозга, нервной системой, а через них - и с духовной жизнью индивида. Психическая деятельность человека определенным образом зависит от ее здоровья, как и наоборот.

Каждый человек выступает для себя не только первой, но и второй природой. В последнем случае ее мысли, эмоции являются неотъемлемой стороной ее целостного бытия.

От животных человек отличается тем, что является не только биологической, но и практически действующей, социальным существом. Люди сознательно производят предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Они общаются между собой, пользуясь членораздельной речью. Именно на основе практической деятельности и общения формируются такие "сверхъестественные" ее качества, как "душа" и "дух".

Специфика бытия человека состоит в сочетании, взаимодействия трех бытийных измерений. Первым из них является то, что каждый человек существует как чувствующая и мыслящая "вещь" (тело). Во-вторых, каждый человек индивидуален представителем вида Homo Sapiens, результатом биологической эволюции. В-третьих, человек существует как социально-историческая сущность, выражается в его личности. Все это в единстве составляет выходные характеристики человеческого бытия.

Несмотря на то что бытие каждого индивида имеет временный характер, он (как член рода) занимает свое место на гигантском "гносеологическом дереве" человечества, берет свое начало от животных предков и эволюционирует к настоящему. Каждое такое временное существование органически включено в целостный процесс эволюционного развития природного и человеческого бытия, составляет лишь отдельное звено общей цепи социально-исторического бытия.

Человеческое бытие объективное. Однако это не значит, что оно совершенно независимое от сознания человека. Человеческое бытие является уникальной единством природного и социального, индивидуального и родового, личностного и общественного, внутреннего и внешнего и проч. Каждый человеческий индивид выступает для самого себя реальностью, вместе с которой существует и его сознание.

Место и значение бытия человека очень важное в целостном бытии, поскольку оно включено в уникальный "человеческий эксперимент". Люди не просто существуют в мире, а могут активно влиять на него и на самих себя. Они осмысливают бытие, выражают тревогу за "судьбу бытия", человеческой цивилизации. Поэтому человек должен серьезно осмыслить свою роль в системе бытия, достойно и ответственно его выполнять.

в) Бытие духовного

В этом контексте следует осмыслить и роль духовного как особой формы бытия. Духовное в широком смысле - это совокупность всех проявлений сознания, включая и знания, которые воплощаются в формах естественных языков и знаково символических систем. Сюда относятся и нормы и принципы человеческого общения и поведения (право, мораль, художественное творчество и проч.). Духовное можно разделить на два подвида - духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивида и то, что существует вне его (объективирован духовное). Первое включает сознание индивида, с помощью которой он ориентируется в мире. Оно существует как невидимый, необратимый поток быстрых возбуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей человека, как совокупность ее идей, убеждений, ценностей, установок и проч. Эта разновидность духовного "скрытый" от человеческого глаза и внешнего наблюдения. Его можно проследить лишь при условии индикации индивида об изменениях в его сознании, да и то лишь отдельные фрагменты, которые проявляются как субъективные впечатления, или как объективно значимые результаты.

В процессе жизни люди следят за тем, что происходит с их сознанием, сообщают об этом другим и обсуждают с ними ее состояние. На этом основываются человеческое общение и культура в целом, поскольку они возвращены к внутреннему опыту человека.

Философию больше всего интересует проблема образа существования сознания. И хотя последняя неотделима от деятельности мозга и нервной системы индивида, все же ее проявления к ним не сводятся.

Важной является проблема самосознания. Последняя не существует вне сознания, а скорее является ее эпицентром, поскольку неразрывно связана с человеческим "Я".

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное. Сегодня большинство ученых и философов придерживаются именно такой точки зрения. Бессознательное имеет несколько различных уровней. К первому относят бессознательный психический контроль человека за функционированием своего тела, удовлетворением своих биологических и физиологических потребностей и тому подобное. Этот контроль осуществляется бессознательно, автоматически.

Ко второму уровню относятся идеальные процессы, близкие к сознанию человека. Они проявляются в состоянии ее бодрости. Будучи вообще неосознанными, они со временем могут быть перемещены в поле сознания. Это то состояние, когда можно зафиксировать факт рождения мысли. Сюда относят и переживания, которые вытесняются из сознания, другие впечатления и тому подобное.

Третий уровень проявляется в некоторых процессах научной, философской, художественной и других видов интуиции, которые вызревают в психике человека. Это бессознательное тесно переплетается с сознательным, творчеством человека. В повседневной жизни нам появляются только фрагменты бессознательного, "схвачены" сознанием.

Анализируя индивидуализированное духовное как особую форму бытия, философы рассматривают его в связи с бытием человека и бытием мира. С одной стороны, это часть мира, а с другой - оно имеет приоритет над всеми формами человеческого существования, хоть без природы, возникновение жизни, человеческого тела оно не существовало бы. Человек живет в норме, пока развивается ее сознание, вся совокупность ее индивидуализированного духовного.

Бытия индивидуализированной сознания, подсознательного, бессознательного - только относительно самостоятельная форма бытия. Оно неотделимо от эволюции бытия как целого, не существует отдельно и от совокупной деятельности индивида. В сознании индивида нет другого "места бытия", кроме самого индивида, хотя он обусловлен и бытием общества, развитием всей человеческой истории. Поэтому индивидуализированное и за индивидуализированное духовное переплетаются, способны переходить друг в друга. Результаты деятельности сознания человека могут отделяться от нее, образовывать духовное другого типа - объективное духовное. Есть и такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и относятся к позаиндиви-дуализованих форм его бытия. Самые универсальные из них являются природные и искусственные, знаково символические формы существования (воплощения) духовного. Примером такого единства индивидуализированного и объективирован духовного является язык. Связь ее с сознанием, мыслями несомненный. Язык является непосредственной действительностью и транслятором мысли, материальной формой сознания. В то же время, буквы (звуки), слова, предложения, тексты и т.д. является реальностью, обособленной от сознания отдельных индивидов и человеческих поколений. Эта реальность дана как особый мир, зафиксированный в "памяти" культуры человечества. Языковая память человечества - сложное образование актуализированной памяти конкретных людей, которые общаются на одном языке. Благодаря этому, язык живет и обогащается.

Еще в древние времена возникали идеи, которые потом материализовались и продолжали существовать вместе с развитием конкретных индивидов, целых поколений людей, для которых они были своеобразными правилами действия. Эти Идеи потом отбирались, менялись, создавая духовное богатство человеческой культуры. Возник особый способ бытия объективированного духовного. Оно воплощалось в языковых звуках, знаках, словах и тому подобное. Его реальными носителями являются материальные ценности общества (книги, картины, проекты, фильмы, памятники и т.п.). Сегодня социальная память все больше фиксируется современными машинами, способствует углубленному исследованию проблем сознания и самосознания.

Объективация идей происходит и в других формах. Никакие "чистые" идеи сами по себе не существуют, хотя и функционируют в обобщенных идеях красоты, добра, чести и т. Эти идеи выкристаллизовываются, создавая духовные богатства. Мир идей обогащается, и все большее значение приобретает их относительно самостоятельное духовное бытие, включенное в целостное бытие мира. Объективирован духовное бытие имеет способность храниться, совершенствоваться, перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Местом бытия объективирован духовного есть духовная сфера жизни общества, его духовная культура.

Важную роль в духовном играют духовно-материальные принципы, нормы, идеи, ценности. Они существуют как в индивидуализированного, так и в объективированном духовном. В первом случае речь идет о сложном комплексе мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором - о воплощении в науке, культуре, массовом сознании, общественных идеалах, нормах и т.

Иначе толкуют проблему духовного бытия объективные и субъективные идеалисты. Они провозглашают духовное "настоящим", "выше" бытием, противопоставляя его естественным потребностям, побуждениям человека как "ложном", "ниже" бытию. Однако следует согласиться с тем, что и в их концепциях есть рациональные идеи.

Противоречивость взглядов на эту проблему свидетельствует, как о том, насколько она сложная и важная, так и о том, что сохранение им своей актуальности требует интеграции усилий разноотраслевых ученых и философов с целью дальнейшего комплексного ее исследования, глубокого и всестороннего осмысления.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют теоретические модели Вселенной?

2. Может ли Вселенная (в целом) быть объектом философского исследования?

3. Что вы понимаете под понятием онтология?

4. есть само бытие мира онтологической реальностью?

5. Какие вы знаете типы бытия, охарактеризуйте х?

6. Является ли процесс возникновения и исчезновения одной из форм бытия?

7. обладает небытие статусом бытия?

Темы рефератов:

1. Философское осмысление мира.

2. Бытие, его смысл и специфика.

3. Диалектика основных форм бытия, проблемы их классификации.

4. Бытие и небытие.

5. Проблемы человеческого бытия.

6. История философии как бытие духовного.

Рекомендуемая литература:

1. Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. - М., 1974.

2. Гольбах 77. Система природы // Избранные произведения. В2т.-М., 1966.-Т. 1.

3. губим В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной философии. - М., 1998..

4. Доброхотов АЖ Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 20.

6. Кант И. Критика чистого разума // Соч .: В 6-ти т. - Т. 3. - М., 1964.

7. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

8. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. - М., 1961.

9. Ленин BL Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18.

10.ЛукачД.К Онтология общественного бытия. Пролегомены. - М., 1986.

11. материалистическая диалектика. В 5-ти т. - Т. 1. Объективная диалектика. - М., 1981.

12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 2000..

13. Фоке Р. Энергия и эволюция жизни на Земле. - М., 1992.

14. Хайдеггер М. Бытие и время. - М. 1997 г..

15. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания.

Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний).

Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия (поН. Гартману). Он считал, что мир имеет слоевую структуру. Каждый имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Современная философия признает, скорее, трехуровневую структурированности действительности – природное (физическое) социальное и индивидуальное(личностное) бытие.С точки зрения современной науки число видовбытия изменяется и в точности соответствует числу наук. Виды взаимосвязаны и образуют сложную иерархию.

1. ПРИРОДНОЕ бытие вещей, процессов, тел. Здесь разделяют природу неживую и живую, природу естественную (первую природу) и искусственную (вторую природу).В нем, в свою очередь, выделяют:

Бытие природное - существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное – существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.

2. Бытие собственно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (индивидное) и индивидуально –личностное (духовное) бытие. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

Основные формы бытия человеческого это: Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существуетсреди них.

Бытие духовное Основные формы бытия духовного это: Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер. Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

3. Бытие СОЦИАЛЬНОЕ, в котором выделяют: реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений. Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

Т. о., понятие «бытия» задает нам мировоззренческий ракурс, как понимать мир, дает нам картину мира.

МирОтправным для понимания слова «мир» можносчитать определение И.Канта: «мир – это абсолютная целокупность существующих вещей». Но остается нерешенным вопрос, как быть с миром идей, миром индивидуального и коллективного сознания? Философы пришли к выводу, что, несмотря на многозначность, в смысл понятия «мир» необходимо включить все, что доступно представлениям людей.

Мир (или универсум) –это некая совокупность явленной данной нам научно и умозрительно (как должное) действительности, один из главных показателей культурно-исторического развития человечества.

Картина мира -это образно-понятийная картина Вселенной (целостный образ мира), соответствующий определенному уровню познания реальности и имеющий исторически обусловленный характер, в которой человек и человечество стремятся определить свое место.




Научная КМ. Согласно современным научным представлениям, Вселенная возникла 15 – 20 млрд лет назад из маленького плотного шарика в результате Большого Взрыва. Расширение Вселенной привело к ее постепенному охлаждению, появлению атомов, протогалактик, галактик, планет. Факты, подтверждающие теорию «Большого Взрыва»: красное смещение (звезды удаляются от всеобщего центра), закон Хаббла (чем больше расстояние между галактиками, тем быстрее они друг от друга удаляются), реликтовое излучение. Данная модель основана на общей теории относительности. Теория пульсирующей Вселенной. Теория происхождения вселенной из вакуума.

Философская КМ. Создаваемая в рамках онтологии философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.КМ фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.).

Вывод.

1. Понятие «бытия» является исходной категорией в философии, так как задает мировоззренческий ракурс, предопределяет методологические принципы философствования, лежит в основе ценностной ориентации человека и общества в целом.

2.Бытие – это предельно общее понятие о реальности, которое позволяет выделить устойчивое в изменчивом, единое во многом, отличить бытие от небытия.

3. Бытие придает картине мира целостность и стабильность; не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего.

Читайте также: