Память на сигналы и символы обозначающие как внешние объекты так и внутренние действия и переживания

Обновлено: 06.07.2024

Память пронизывает все аспекты человеческого существования и имеет различные формы и уровни проявления и функционирования.

Существует также разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Первый, генотипический или филогенетический, относится к необусловленным рефлексам и инстинктам. Второй, фенотипический или онтогенетический, предусматривает обработку и хранение информации, полученной в ходе онтогенеза, на основе различных механизмов обучения.

Конкретные виды памяти
По мере совершенствования адаптивных механизмов возникали более сложные формы памяти, связанные с запоминанием различных аспектов индивидуального опыта. В настоящее время принято классифицировать память по двум основным направлениям: по функциональному назначению и по длительности хранения. Первый определяется спецификой запечатленного и сохраненного материала, его формой, содержанием и функцией, а также вовлеченностью/невовлеченностью сознания и воли. Последнее относится к добровольному и недобровольному импринтингу. Каждый тип памяти имеет свою биологическую основу, эволюционную историю и индивидуальный опыт.

Запечатление и воспроизведение образов внешнего мира происходит через синтез модально-специфических впечатлений. В этом случае записываются сложные изображения, сочетающие в себе визуальные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такая память называется образной. Существует также эмоциональная память, которая связана с запоминанием и извлечением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные впечатления усваиваются практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы психики человека. Информация также непроизвольно воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот тип памяти во многом похож на образную память, но иногда эмоциональная память более устойчива, чем образная. Ранее вербально-логическая память выделялась как отдельный тип, отвечающий за вербальные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

Имплицитная и эксплицитная память - Репродуктивные и продуктивные аспекты памяти

Репродуктивные и продуктивные аспекты памяти

Память как репродуктивный процесс

В классической работе Г. Эббингауза (1912) рассматривались три группы процессов памяти:

1) возникновение ассоциаций (т.е. запоминание и узнавание);

2) судьба ассоциаций (т.е. сохранение и забывание); и

3) процесс размножения.

Память как конструктивный процесс

Таким образом, можно сказать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспекты. Преобладание того или иного аспекта определяется

Эксплицитная и имплицитная память

Эксперименты по изучению имплицитной памяти.

Для измерения этого третьего класса случаев, для которых использовавшийся тогда интроспективный подход был неуместен, Эббингауз ввел щадящий метод. После того как испытуемый запоминал некоторый материал, например, набор бессмысленных слогов, в соответствии с критерием обучения, таким как бессловесное припоминание, ему снова давали то же задание через определенное время и регистрировали количество испытаний, необходимых для достижения того же критерия. Разница между двумя измерениями (запоминание и припоминание) отражала количество сохраненного материала, поскольку второе задание обычно выполнялось быстрее первого и интерпретировалось как сохранение в памяти определенного типа знаний, даже если они не содержали сознательных указаний на их природу.

Доказательства из исследований амнезии

Обзор исследований Шимамуры включает многочисленные повторения выводов Уоррингтона и Вайскранца, в том числе восемь имплицитных тестов, которые дали те же результаты, что и тест на завершение длины слова. В свою очередь, более позднее исследование показало, что пациенты с амнезией справлялись с заданием по искусственной грамматике так же хорошо, как и здоровые люди, но, как правило, хуже справлялись с тестом на распознавание, в котором их просили выбрать примеры, использованные в задании по искусственной грамматике.

Эксперименты со здоровыми людьми, хотя данные здесь были менее впечатляющими, показали такой же разброс в результатах между тестами на эксплицитную и имплицитную память. Якоби обнаружил полную противоположность результатов при выполнении имплицитного теста по сравнению с эксплицитным.

Сначала испытуемые читали слова без контекста (например, cold), в контексте (например, hot-cold), либо должны были заполнить пробелы или составить слова (например, hot-?). Затем им был предложен либо явный тест (воспроизведение), либо неявный тест (распознавание восприятия). В эксплицитном тесте был подтвержден неизменно положительный эффект генерации (т.е. сгенерированные слова распознавались чаще всего).

С другой стороны, слова, представленные без контекста, распознавались реже. В имплицитном тесте наблюдалась прямо противоположная картина результатов.

Многочисленные другие расхождения в результатах тестов эксплицитной и имплицитной памяти были опубликованы в научных статьях в 1980-х годах.

Эта волна исследований с большим количеством контринтуитивных результатов сделала имплицитную память одной из самых горячих тем в исследованиях памяти.

Теоретические проблемы

Многое удалось узнать о неявной памяти у людей с амнезией. Амнезия определяется как частичная потеря памяти. Это может произойти по разным причинам, включая случайное повреждение мозга, удары по голове, ушибы, энцефалит, алкоголизм, электросудорожную терапию и хирургическое вмешательство (например, удаление гиппокампа для уменьшения проявлений эпилепсии). Независимо от причины, основным симптомом амнезии является глубокая неспособность вспомнить текущие события и, таким образом, получить новые фактические знания; это называется антероградной амнезией, и она может быть обширной.

Есть хорошо наблюдаемый пациент Н.А., который не способен вести нормальный разговор, теряя нить мысли при малейшем отвлечении. Другой пациент, Г. М., который наблюдается дольше, чем любой другой амнестический пациент, снова и снова читает одни и те же журналы и вынужден общаться с врачами, которые лечили его десятилетиями.

За исключением людей с ретроградными и антероградными нарушениями памяти, типичный человек с амнезией выглядит относительно нормальным: у него нормальный словарный запас, нормальные знания о мире (по крайней мере, полученные до начала амнезии) и отсутствие снижения интеллекта.

Предполагаемая классификация различных воспоминаний

Сквайр и др. предлагают несколько различных систем памяти. Основное различие проводится между явной и неявной памятью (они называют их декларативной и недекларативной памятью, соответственно). Существует по крайней мере 4 типа имплицитной памяти, задействованной в навыках, облегчении, обусловливании и некоторых неассоциативных явлениях (например, привыкание к повторяющемуся стимулу). Различают два типа эксплицитной памяти: семантическую и эпизодическую/3/.

Это различие между семантической и эпизодической памятью согласуется с тем фактом, что хотя люди с амнезией испытывают огромные трудности с запоминанием эпизодов из собственной жизни, их общая эрудиция обычно остается нормальной.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Память — это особенный тип психического отражения действительности, которое заключается в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведении информации в рамках живой системы.

Особенности памяти

В соответствии с современными представлениями память закрепляет не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, которые позволяют всему живому осуществить приобретение, хранение и использование обширного запаса сведений. Все это нужно для того, чтобы человек мог более эффективно приспособиться к окружающему миру.

Память в качестве результата обучения имеет отношение к некоторым изменениям в нервной системе, сохраняющимся на протяжении определенного времени. Они существенно влияют на последующее поведение живого организма. Система рассматриваемых структурных и функциональных изменений связана с процессом образования энграмм, которые представляют собой следы памяти. Использование данноготермина предложил зоолог Дж. Янг в 50-х гг прошлого века.

Память способна выступать и как своеобразный информационный фильтр. Это обусловлено тем, что в ее пределах происходит обработка и сохранение только малой доли от общего числа раздражителей, которые воздействуют на организм. Без отбора и вытеснения сведений из памяти живые существа были бы, образно говоря, «затоплены» бесконечным потоком внешних раздражителей. Результаты этого могли бы стать настолько же катастрофичными, как и отсутствие способности запоминать и обучаться.

Виды памяти

В первую очередь рассматривают образную память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира можно отнести к синтезу модально-специфических впечатлений, когда происходит фиксация сложных образов, которые объединяют зрительные, слуховые и прочие специфические сигналы. Такая память гибкая, спонтанная и обеспечивает продолжительное хранение следа.

В соответствии с некоторыми представлениями морфологическая основа образной памяти представлена сложными нейронными сетями, которые включают связанные между собой нейронные звенья разных отделов мозга. По этой причине выпадение одного из элементов (нескольких звеньев) образной памяти не в силах разрушить всю ее структуру, что предопределяет большие преимущества образной памяти. Это касается эффективности как процессов усвоения и хранения, так и объема и прочности фиксации сведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В психологии выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память. Первая из них относится к запоминанию и воспроизведению эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания способны проявляться в следующих случаях:

  • повторное воздействие раздражителей, которые обусловили данное состояние;
  • отсутствие раздражителей.

Фиксация эмоционально окрашенного впечатления практически мгновенно и непроизвольно обеспечивает пополнение подсознательной области психики человека. Так же непроизвольно производится воспроизведение информации из эмоциональной памяти, который во многом похож на образную (иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная). В качестве ее морфологической основы предположительно выступают распределенные нервные сети, которые включают нейрональные группы из различных отделов коры и ближайшей подкорки.

Семантическая (словесно-логическая) память представляет собой память на словесные сигналы и символы, которые обозначают как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Морфологическая основа этого вида памяти представлена схематически как упорядоченная последовательность линейных звеньев. Каждое звено, как правило, соединяется с предыдущим и последующим. Сами цепи соединены между собой только в отдельных звеньях.

В результате, если выпадает даже одно звено (например, по причине органического поражения нервной ткани), то это способно привести к разрыву всей цепи. В этом процессе нарушается последовательность хранимых событий и из памяти выпадает больший или меньший объем информации.

Временная организация памяти

Для классификации памяти в психофизиологии также используется показатель продолжительности закрепления и сохранения материала. В соответствии с этим критерием память делится на 3 вида:

  • Иконическая (сенсорная, ИП);
  • Кратковременная (оперативная, КВП);
  • Долговременная (декларативная, ДВП).

Иногда долговременную память называют пропозиционная, вторичная или семантическая память. Считается, что каждый из этих видов обеспечен разными мозговыми процессами и механизмами, которые связаны с работой функциональных и структурно различных мозговых систем.

В сенсорной памяти длительность хранения составляет от 250 до 400 мс, но по некоторым сведениям данный процесс может продолжаться до 4 с. Объем ИП при наличии инструкции составляет 12-20 элементов. Длительность хранения кратковременной памяти примерно 12 с. (в случае повторения дольше). Объем КВП представляет собой широко известное число Миллера 7±2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, является неограниченным.

Подобная временная типология памяти подтверждается экспериментами с животными по научению. Они показывают, что происходит ухудшение запоминания в случае, если сразу же за научением последует удар электрическим током.

ЭКШ создает препятствия переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. По аналогии с этим, травма, полученная человеком, не способна сказываться сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.

Наличие 2 разных хранилищ памяти (долговременное и кратковременное) доказывает несколько фактов. Двум группам испытуемых (здоровым и больным амнезией) предложили воспроизвести список из десяти слов сразу после заучивания. Задержка составила 30 секунд. При ее наступлении испытуемые из этих групп должны были решить арифметическую задачу. Между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении значимых различий не было обнаружено.

При отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Данный эксперимент показал различие механизмов кратковременной и долговременной памяти у человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации; – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве; – это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный.

Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Характеристики памяти: - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания. - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер. - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Характеристики памяти: - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания. - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер. - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Классификация видов памяти. = По участию воли в процессе запоминания: - Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Классификация видов памяти. = По участию воли в процессе запоминания: - Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности: 1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. 2. Образная память: запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. 3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. 4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности:

1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

2. Образная память: запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений.

3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний.

4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По продолжительности сохранения информации: Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

= По продолжительности сохранения информации:

  • Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с.
  • Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.
  • Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
  • Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Существует разделение памяти на: Генотипическая, или филогенетическая , связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Трехкомпонентная модель памяти. Блок сенсорных регистров; Блок кратковременной памяти; Блок долговременной памяти.

Трехкомпонентная модель памяти.

Этапы формирования энграмм

1 этап: в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след;

2 этап: сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации;

3 этап: следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; модально-специфический (локальный) , связанный с деятельностью анализаторных систем.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты.

При этом выделяются два уровня регуляции:

Возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: Химический подход , который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил. Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина). Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Влияние курения. Влияние алкоголя. приводит к замедлению мозговой деятельности; под удар попадает кратковременная память. умственная деятельность постепенно ослабевает; наступает ослабление памяти.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Психопатология памяти Дисмнезии - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии - искажение или извращение памяти. Гипермнезия - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Сенсорная афазия - непонимание устной и письменной речи. Анестическая - забывание нужных слов, например, названий предметов. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца). Агнозия - нарушение узнавания предметов. Прозопагнозия - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Апраксия - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Психопатология памяти Дисмнезии - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии - искажение или извращение памяти. Гипермнезия - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Сенсорная афазия - непонимание устной и письменной речи. Анестическая - забывание нужных слов, например, названий предметов. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца). Агнозия - нарушение узнавания предметов. Прозопагнозия - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Апраксия - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Амнезия - отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации. Выделяют амнезии: - по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания): ретроградная - выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни; антероградная - утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни; антероретроградная (тотальная) и конградная - выпадение воспоминаний, полное или частичное, в период нарушенного сознания. Встречаются при травмах мозга, энцефалитах, при количественных и качественных расстройствах сознания различного происхождения. - по нарушенной функции памяти: фиксационная - резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий. Является одним из основных признаков корсаковского амнестического синдрома; анэкфория - неспособность к произвольному воспоминанию без подсказки. - по динамике: прогрессирующая - распад памяти от текущего к все более давнему прошлому; стационарная, регрессирующая - постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого; ретардированная - отставленная, запаздывающая, когда события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после патологического состояния, - по объекту амнезии: аффектогенная (кататимная) амнезия - пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий; истерическая амнезия - фрагментарное выпадение из памяти только неприемлемые для личности событий; скотомизация - выпадение участков воспоминаний у лиц без истерической симптоматики.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации; – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве; – это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный.

Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо.

Характеристики памяти: - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания. - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер. - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Характеристики памяти: - Объем – способность одновременно сохранять значительный объем информации. - Быстрота запоминания - скорость запоминания. - Точность – проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. - Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Длительность памяти имеет выборочный характер. - Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Классификация видов памяти. = По участию воли в процессе запоминания: - Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Классификация видов памяти. = По участию воли в процессе запоминания: - Непроизвольная память – означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. - Произвольная память – подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности: 1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. 2. Образная память: запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. 3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. 4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По психической активности, которая преобладает в деятельности:

1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

2. Образная память: запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений.

3. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний.

4. Словесно-логическая память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

= По продолжительности сохранения информации: Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

= По продолжительности сохранения информации:

  • Мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 с.
  • Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.
  • Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
  • Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Существует разделение памяти на: Генотипическая, или филогенетическая , связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Трехкомпонентная модель памяти. Блок сенсорных регистров; Блок кратковременной памяти; Блок долговременной памяти.

Трехкомпонентная модель памяти.

Этапы формирования энграмм

1 этап: в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след;

2 этап: сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга, происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации;

3 этап: следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; модально-специфический (локальный) , связанный с деятельностью анализаторных систем.

Система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты.

При этом выделяются два уровня регуляции:

Возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: Химический подход , который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил. Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина). Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Влияние курения. Влияние алкоголя. приводит к замедлению мозговой деятельности; под удар попадает кратковременная память. умственная деятельность постепенно ослабевает; наступает ослабление памяти.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Психопатология памяти Дисмнезии - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии - искажение или извращение памяти. Гипермнезия - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Сенсорная афазия - непонимание устной и письменной речи. Анестическая - забывание нужных слов, например, названий предметов. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца). Агнозия - нарушение узнавания предметов. Прозопагнозия - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Апраксия - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Психопатология памяти Дисмнезии - повышение, снижение и выпадение участков памяти. Парамнезии - искажение или извращение памяти. Гипермнезия - кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания. Гипомнезия - болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Сенсорная афазия - непонимание устной и письменной речи. Анестическая - забывание нужных слов, например, названий предметов. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы (например, отец брата или брат отца). Агнозия - нарушение узнавания предметов. Прозопагнозия - не узнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Апраксия - выпадение моторных: моторная (забывается характер действий), идеаторная (страдает план действий), конструктивная (воссоздание из частей целого).

Амнезия - отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации. Выделяют амнезии: - по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания): ретроградная - выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни; антероградная - утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни; антероретроградная (тотальная) и конградная - выпадение воспоминаний, полное или частичное, в период нарушенного сознания. Встречаются при травмах мозга, энцефалитах, при количественных и качественных расстройствах сознания различного происхождения. - по нарушенной функции памяти: фиксационная - резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий. Является одним из основных признаков корсаковского амнестического синдрома; анэкфория - неспособность к произвольному воспоминанию без подсказки. - по динамике: прогрессирующая - распад памяти от текущего к все более давнему прошлому; стационарная, регрессирующая - постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого; ретардированная - отставленная, запаздывающая, когда события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после патологического состояния, - по объекту амнезии: аффектогенная (кататимная) амнезия - пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий; истерическая амнезия - фрагментарное выпадение из памяти только неприемлемые для личности событий; скотомизация - выпадение участков воспоминаний у лиц без истерической симптоматики.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность

Читайте также: