Параметры перспективной проекции архикад

Обновлено: 07.07.2024

Система ArchiCAD — великолепная CAD-система, т.е. специализированное средство для трехмерного строительного проектирования. В от-личие от других CAD-систем, написанных для инженеров, а позднее приспособленных для архитектуры, программа ArchiCAD изначально была разработана для решения исключительно архитектурных задач. В результате такой узкой специализации программы архитекторы-профессионалы получили возможность работать в интуитивной среде с очень простым для изучения интерфейсом и привычным для архитектора инструментарием.

Система ArchiCAD — первая из относительно недорогих архитектурных САПР, претендующая на комплексное решение архитектурных задач.

ArchiCAD позволяет в одном файле интегрировать данные, понятные как профессионалу-строителю, так и покупателю. Эта особенность позволяет архитектору — пользователю ArchiCAD сэкономить свое рабочее время и значительную часть средств своего клиента и поможет избежать возможных конфликтов еще до их возникновения.

Пользователь ArchiCAD обладает полной и разнообразной информацией о проекте на любом этапе его разработки:

  • при работе над эскизом доступна детальная строительная информация (данные о точных размерах, площадях и материалах);
  • трехмерная перспектива строится автоматически на основе данных проекта;
  • любые изменения в чертежах автоматически отображаются в конструкторской документации, которая пополняется по мере выполнения проекта.

ArchiCAD — единственная программа, в которой может меняться степень детализации чертежей в зависимости от выбранного масштаба. Например, исходя из масштаба, двери или окна на плане могут быть отображены схематически или со всеми деталями. Это избавляет архитектора от необходимости каждый раз вычерчивать дополнительные элементы или узлы на чертеже малого масштаба. Существует возможность даже скопировать детали со стандартного каталога производителя. .

Система представления информации на экране программы ArchiCAD проста и ограничена, в то же время ее пользователь имеет до ступ к необходимым и самым специфичным данным. Даже новички в работе с компьютером очень быстро могут освоить эту программу.

Сделать программу ArchiCAD простой и доступной для пользователей было одной из основных задач ее разработчиков, и она решена превосходно.

Основные аспекты архитектурного проектирования программы ArchiCAD

  • Эффективность проектирования, т. е. инструменты, которые помогут вам использовать ArchiCAD как инструмент проектирования быстрее и эффективнее.
  • Инструменты для составления эскизов, вывода на плоттер, печати, а также использование сметы проекта в ArchiCAD.
  • Средства представления и связи, т. е. инструменты, которые помогут вам представить и переслать ваши проекты с помощью высококачественной визуализации и анимации.
  • Совместимость, т. е. возможность послать информацию и получить ее от других программ, предназначенных для проектирования, анимации либо визуализации.
  • Гибкая рабочая область.

Работа над большими проектами часто требует запоминания многочисленных проекций для быстрого доступа. ArchiCAD позволяет сохранять любое количество проекций и обозревать ваш проект с помощью планшета изображений.

Вывод пиктограмм масштаба, панорамирования и увеличения/уменьшения теперь размещены прямо на плане этажа, где вы можете легко осуществить доступ к ним в любое время.

Двойной щелчок на пиктограммах увеличения/уменьшения даст вам возможность использовать предварительно определенные множители увеличения или уменьшения.

ArchiCAD при изменении масштаба проекта на плане этажа соответствующим образом изменяет изображение на экране с сохранением текущего уровня увеличения.

ArchiCAD предлагает удобные полосы прокрутки в окнах планов и разрезов для обеспечения быстрого и непрерывного доступа к неограниченному пространству рабочего листа, даже с самым большим количеством изображенных объектов.

Инструмент определения разрезов и фасадов позволяет определять фронтальные виды и всевозможные разрезы непосредственно на плане этажа. Разрезы и фасады строятся автоматически по плану этажа и выводятся в отдельных окнах.

Стены, крыши и перекрытия возникают на разрезе как штриховки со своими оригинальными узорами.

Количество одновременно открытых окон ограничено лишь имею-щейся оперативной памятью.

Изображения разреза и фасада остаются привязанными к плану этажа, т. е. они могут обновляться вслед за любыми изменениями на плане.

Для создания рабочих документов в окнах разрезов/фасадов можно использовать все чертежные инструменты.

Элементы, добавляемые в окна разрезов/фасадов, помещаются на отдельный слой, поэтому они не теряются при обновлении окон.

В ArchiCAD вы можете преобразовывать линии и дуги в стены посредством нажатия кнопки мышки на них одновременно с клавишей "пробел" (пробел-щелчок).

ArchiCAD расширяет эту возможность таким образом, что пробел-щелчок на любом многоугольном элементе (например, дугах, окружностях и ломаных) преобразует выбранный элемент в какой-либо другой многоугольный элемент (например, крыши, перекрытия и стены) и сохраняет оригинал.

Вы можете вырезать некоторый элемент одним щелчком и даже перемещать сложные отверстия в перекрытиях, крышах и заштрихованных областях, копировать области штриховки в другие элементы, создавать стены по периметру перекрытия и многое другое.

Метод построения непрерывной кривой — этот конструктивный метод для инструмента построения дуг и окружностей чертит непрерывные гладкие дуги любого радиуса. Несколькими щелчками вы можете строить плавные кривые, которые можно преобразовывать в любой другой многоугольный элемент.

ArchiCAD может присоединять к текущему проекту некоторый другой проект или его отдельные этажи.

При этом осуществляется управление слоями, реквизитами покрытий и другими характеристиками. Группы проектировщиков имеют возможность одновременно разрабатывать проект, работая над его различными составляющими.

В ArchiCAD вы можете создать до 1 миллиарда символов, линий и других графических элементов.

Каждому элементу в ArchiCAD приписан уникальный идентификационный номер, который остается с этим элементом и может быть извлечен для обработки данных.

Имеющийся в ArchiCAD язык трехмерного геометрического описания GDL, используемый для создания параметрических трехмерных объектов, был расширен включением 2D-символов. 2D-символы на плане могут автоматически изменяться в соответствии с изменениями в трехмерном объекте.

Полнопараметрические четверти окон и дверей могут быть добавлены ко всем дверным и оконным проемам, ArchiCAD включает новый инструмент нанесения выносных надписей для создания специальных надписей проектировщика или автоматически проставляемых надписей. ,

В качестве выносной надписи может использоваться надпись проектировщика, обозначение (ID) элемента, присвоенное ему в соответствующем диалоговом окне, или внутреннее обозначение элемента, присвоенное ему системой.

Программа предлагает прямой доступ к векторным шрифтам Graphisoft из ArchiCAD. Даже диакритические знаки обрабатываются правильно. Технология Graphisoft вывода на плоттер обеспечивает оптимальную подстановку шрифтов TrueType в векторные шрифты, гарантируя вам тот же самый размер текста на печатной копии, что и на экране, независимо от типа шрифта.

Штриховка может обрабатываться в PlotMaker поэлементно или как единое целое, образуя выразительные макеты. Выходные данные с высоким разрешением: аналитически ретушированные изображения с высокой степенью разрешения можно сразу и быстро напечатать или вывести на растровый плоттер в большом размере и с оптимальным разрешением.

В ArchiCAD реализовано векторное отбрасывание теней. Векторизованные тени могут быть не только выведены на плоттер, но и, поскольку они определены многоугольниками, их площадь может быть вычислена и в горизонтальной проекции, и в фасаде. С помощью этой возможности вы можете проводить глубокий анализ по освещенности и тенеобразованию, удовлетворяя изысканные потребности ваших заказчиков.

Узоры штриховки (векторная штриховка) могут быть приписаны любому покрытию, такому как кирпич или черепица, для реалистического представления покрытий в трехмерных изображениях.

Аналитическая раскраска — это совершенно новый алгоритм визуализации фирмы Graphisoft, быстро строящий высококачественные изображения независимо от масштаба! Вы можете применять аналитическую раскраску для создания изображений размером с экран с последующей печатью или выводом на плоттер больших изображений без потери качества.

Инструмент установки камер позволяет вам создавать перспективные изображения и траектории съемки на плане этажа, обеспечивая более легкое и лучшее управление.

ArchiCAD отводит важное место новой диалоговой процедуре для быстрой установки параметров аксонометрических видов под любым углом.

Объемно-блочное представление — этот режим показывает ваш проект ArchiCAD в виде совокупности объемных блоков, позволяя вам работать быстро в трех измерениях.

Вы можете определить и разместить в вашем проекте любое количество источников света. Параллельные, точечные и конические источники света доступны в виде трехмерных библиотечных элементов, которые вы можете создавать или модифицировать точно так же, как любой другой библиотечный элемент. Источники света также экспортируются в другие, совместимые с ArchiCAD, программы визуализации.

При работе с библиотекой объектов любое прямоугольное изображение растризованной графики, от структуры кирпичной стены до семейной фотографии, может быть вставлено куда угодно в ArchiCAD-проект.

В добавление к размещению изображений растризованной графики, в качестве фона изображения вы можете теперь к вашим изображениям добавить искусственный горизонт с помощью указания цвета земли и неба.

Единая команда отмены операций в привязке к этажам: все операции в ArchiCAD регистрируются на уровне проекта, независимо от окна ArchiCAD или этажа проекта, в котором они выполнялись.

Операция отнесения новых элементов к скрытому слою вызывает диалог с такими вариантами, как отмена, показ скрытого слоя или выбор другого слоя.


Основной принцип работы ArchiCAD - это то, что здания создаются на компьютере не как совокупность линий, а как Виртуальные Строения, вместе с 3D-информацией. В этой главе будет рассказано как просматривать и редактировать среду виртуальной модели, и какие типы параметров доступны.

  • 3D Settings в ArchiCAD
  • Инструмент Marquee в ARCHICAD
  • Интерактивная навигация в окне 3D Window в ArchiCAD
  • Редактирование 3D в ArchiCAD

1. 3D Projection Settings в ARCHICAD (установки 3D-проекции): Перед тем как мы отобразим 3D-вид или осуществим фото реалистическую визуализацию, мы можем выбрать из набора параметров, задающих отображение необходимые нам в диалоговом окне 3D Projection Settings. В нем два основных вложенных окна для 3D-видов: Parallel Projection Settings и Perspective Settings.

    Parallel Settings: Откройте файл Step-05.pln, выберите диалог 3D Projection Settings в меню Image. Используя диалог, попробуйте посмотреть как выглядит наша модель в различных параллельных проекциях, к примеру аксонометрический, сверху, сбоку и другие виды как показано ниже. Чтобы изменить точку зрения на объект (viewpoint), переместите камеру вокруг здания (удерживая левую кнопку в окне просмотра) и кликните на OK. Чтобы изменить позицию солнца, переместите солнце вокруг здания и кликните на OK.


2. Инструмент Marquee в ARCHICAD (выделение): Инструмент Marquee используется для выделения определенных областей. Модель будет вырезана по выделенным границам.

  • Выделение определенной области: Выберите инструмент Marquee. Выберите область на плане и затем просмотрите результат в параллельной и перспективной проекциях.

3. Интерактивное 3D-окно в ARCHICAD: Окно 3D Window позволяет осуществлять интерактивное перемещение в 3D. Интерактивная навигация в вашей модели доступна как в режиме параллельной, так и перспективной проекции. Описанные ниже шаги позволят вам изучить различные параметры для определения позиции и перемещения в трехмерной виртуальной среде.

    Навигация в 3D Window в режиме параллельной проекции: Перейдем в меню Image, выберем 3D Projection Settings и создадим параллельную проекцию.


Кликните на кнопке Model Axis и затем выберите кнопку Turn в 3D Navigation Palette.


Переместим курсор в 3D Window кликнем и медленно переместим курсор вправо, затем влево, а потом вверх и вниз. Вы будете наблюдать вращение модели вокруг соответствующих осей.


Кликните на кнопке Target Lock и затем повторите различные процедуры перемещения. Обратите внимания на различия в перемещениях модели.


Кликните на кнопке Frontal View и затем кликните на поверхности, которую вы желаете увеличить. Результатом будет увеличение элемента.


Кликните на кнопке Camera , а затем на кнопке Walk в 3D Navigation Palette.

Пометим курсор в 3D Window и когда он примет вид стрелки вверх переместим мышь медленно вверх чтобы приблизить модель, затем вниз чтобы отдалить модель, вправо и влево, чтобы переместить модель влево и вправо соответственно.


Повторим те же операции с нажатой кнопкой Turn и Lateral Move

Обратите внимание на различия в перемещении.


Кликните на кнопке Target Lock и повторите операции с предыдущими инструментами.

Выберите View Cone Angle чтобы переместить указатель вправо и влево для того, чтобы изменить угол просмотра модели, который дает эффект изменения масштаба изображения.

4. Редактирование в 3D в ARCHICAD: 3D Window также позволяет редактировать и создавать элементы интерактивно в 3D. Редактирование может быть выполнено как в режиме диалогового окна Параллельной проекции так и Перспективной проекции. Методы для обоих вариантов те же самые, но редактирование в диалоговом окне Параллельной проекции более просто для понимания. Ниже будет описано простое редактирование в 3D в диалоговом окне Параллельной проекции.

    Создание Параллельной проекции для редактирования: Используем параллельную проекции созданую выше.


- Кликнем на кнопке Edit Mode в 3D Navigation Palette (палитре 3D-навигации) чтобы сделать доступным 3D-редактирование. Это позволит вам выбрать элементы в 3D Window, подобно тому как в окне поэтажного плана.


- Кликнем на переключателе Sensitive Cursor в 3D Navigation Palette.

Это позволит привязывать курсор к любому узлу элементов. Если переключатель выключен, курсор будет привязываться к узлам только в текущем ссылочном плане.


- Кликните на переключателе Pointer Lines следующим за переключателем Sensitive Cursor.

Это будет связывать координатные оси и курсор с помощью прерывистых линий. Этот очень удобный инструмент, который позволяет вам видеть пространственное расположение курсора на экране, когда вы редактируете или создаете элементы.

- переместите курсор над несколькими узлами стен чтобы посмотреть на результат.





Освободим курсор в указанном местоположении.


Обновленный вид окна 3D Window

5. Другие операции редактирования 3D в ARCHICAD: другие элементы также могут быть редактированы в 3D Window. Как факт, большинство операций доступных в окне поэтажного плана, могут быть выполнены в 3D Window.

Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) позволяет задать способ построения проекции: аксонометрию или перспективу (рис. 2).

 Режим 3D-вида (3D View Mode)

Рис. 2. Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode)

Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (PC: CTRL+F3 и SHIFT+F3, Mac: CMD+F3 и Option+F3) либо воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов (рис. 3).

иконка 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Рис. 3. Можно воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда.
Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна (рис. 4), можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview).

Планшет навигатора

Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна

Для аксонометрии Планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбору и ряд других часто используемых проекций (рис. 5).

стандартные параметры построения аксонометрии
Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии

Рис. 5. Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии

Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit).

В режиме построения перспективы (рис. 6) Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, отображающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В Планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда – 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора

Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы

Рис. 6. Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы

Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшета навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто открепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу.

Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым – направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру, перейдите в 3D-окно – вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется.
Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним.

Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе.Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационной панели (Info Box) другой режим камеры (то есть VR-объект или VR-сцена).

Если вы меняли параметры 3D-окна с помощью инструментов Орбита (Orbit) и Проход (Explore) или увеличивали/уменьшали изображение с помощью колеса мыши, вы можете быстро сохранить положение камеры и затем возвращаться к этому виду. Для этого зайдите в меню Вид (View) -> Дополнения 3D-навигации (3D Navigation Extras) и для аксонометрии выберите команду Добавить текущую проекцию (Add Current Projection), а для перспективы – Разместить камеру на траектории (Put a Camera into the Path). Кстати, из того же подменю доступны и некоторые другие опции (для перспективы – когда выбрана камера на поэтажном плане): изменить выбранную камеру, разместить новую камеру или перейти к предыдущему/следующему сохраненному виду.

Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш – включение режима Орбиты (Orbit) в 3D-виде, удерживая клавишу SHIFT на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку: модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы! Попробовав раз, отказаться просто невозможно.

Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Эта команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов и т.п. Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта. На рис. 7 показан пример сохраненных 3D-видов.

Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта

Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта

автор статьи ©Эрик Боброу (Eric Bobrow), перевод с английского ©Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)

Читайте также: