Почему джонни кэш носил черное

Обновлено: 06.07.2024

Легенда кантри-музыки, знаменитый американский исполнитель Джонни Кэш всегда появлялся на сцене в черной одежде. Подобный образ стал его визитной карточкой, и певца прозвали «Человек в черном». Ему постоянно докучали вопросами, почему он отдает предпочтение столь мрачному цвету. Джонни решил ответить песней “Man in Black”, которая оказалась одним из его главных хитов.

Идея написать композицию появилась у Кэша после встречи с поклонниками в университете Вандербильта. Видимо, студенты слишком уж рьяно допытывались у Джонни о причинах пристрастия к черному, что он сразу засел за песню, несколько раз ее прорепетировал и уже через пару дней исполнил на концерте. Публика встретила новинку овациями.

В тексте “Man in Black” музыкант объясняет, что черный цвет в одежде символизирует его сострадание всем страждущим в мире, полном бед и несправедливости. Он поет о социальном неравенстве, коррупции, голоде и прочих язвах общества, завершая песню утверждением, что будет носить черное, пока добро не победит зло.

Согласитесь, красивая история в еще более привлекательном контексте. Но современники Кэша вспоминали, что, на самом деле, Джонни начал носить черное из более приземленных соображений. Во-первых, на заре карьеры темная одежда была единственной возможностью для участников его группы одеться в одной цветовой гамме. Во-вторых, черный костюм гораздо легче поддерживать в приличном виде на гастролях. А позже, когда Кэш стал известным, менять образ не было смысла.

Барабанщик В.С. «Флюк» Холланд (W.S. “Fluke” Holland), который длительное время выступал с Джонни, вспоминал:

Люди часто говорят мне: “Расскажи, почему Джонни носил черное”. А я отвечаю, что все, на самом деле, просто. В те времена, когда мы уезжали в турне, чем дольше ты мог носить одежду, которая была на тебе, тем лучше. Если ты одевал черное, грязь на нем будет видна не так быстро, как на чем-то другом.

И все же в историю современной музыки компоизция вошла как протестная песня, осуждающая отношение к бедным, расизм, жестокое обращение с заключенными, войны и другие пороки окружающего нас мира.

Интересные факты

  • Говорят, приятели дразнили Джонни «гробовщиком» из-за пристрастия к черной одежде.
  • Служащие американских ВМС называют комплект черной формы «Джонни Кэшем».

Цитата о песне

…она отражает печаль, конвульсии, просто мифически-мрачную тьму в душе, которую он так часто преодолевал.

Человек В Черном: знаменитый альбом Джонни Кэша

Фото из открытых источников

Джон Рэй Кэш (урожденный Джон Рэй Кэш; 26 февраля 1932 года – 12 сентября 2003) - американский певец, автор песен, музыкант и актер. Большая часть музыки Кэша содержит в себе темы скорби, моральных страданий и искупления, особенно на более поздних этапах его карьеры. Он был известен своим глубоким, спокойным бас-баритоном, характерным звучанием аккомпанирующего состава Tennessee Three, который выделялся своими мощными гитарными ритмами, бунтарством в сочетании со своим мрачным, но скромным поведением, бесплатными тюремными концертами, и фирменным черным сценическим гардеробом, который принес Кэшу прозвище «Человек В Черном».

Джонни Кэш - один из самых продаваемых музыкальных исполнителей всех времен, продавший более 90 миллионов пластинок по всему миру. Его музыка охватывала такие жанры, как кантри, рок-н-ролл, рокабилли, блюз, фолк и госпел. Это жанровое сочетание принесло ему редкую честь быть включенным в Залы Славы Музыки Кантри, Рок-н-Ролла и Госпела. Его музыкальная карьера была драматизирована в биографическом фильме 2005 года «Переступить Черту».

Позиция

«Я выражаю свое мнение во многих из этих песен»,- написал Джонни Кэш в примечаниях к альбому «Man In Black» («Человек В Черном»), выпущенному 50 лет назад, в 1971 году. Возможно, сейчас он более известен запрещенными песнями своей юности или темой расплаты со смертью в своих последних записях, но Кэш использовал альбом 1971 года для того, чтобы изложить свое менее известное и обсуждаемое политическое видение, в котором можно найти много чувств и сочувствия, но мало идеологии и партийности. Соединенные Штаты казались многим безнадежно поляризованными, и Кэш столкнулся с этим разделением лицом к лицу, требуя большего от своих сограждан и верующих христиан на фоне бесконечной войны во Вьетнаме.

Более чем за год до этого, в январе 1970 года, в начале второго сезона своего телевизионного варьете «Шоу Джонни Кэша» (транслировалось с 1969 по 1971 год по телевизионной компании ABC – авт.), Кэш сказал, что он поддерживает президента Никсона в ведении войны. После массовых антивоенных протестов многим показалось, что Кэш связал свою судьбу с «молчаливым большинством» американцев, которые, как утверждал Никсон, одобрили его планы по установлению мира. Кэш также отправился со своим шоу во Вьетнам, чтобы выступить перед войсками за год до этого, заверив их, что в отличие от «дураков», протестующих дома, большинство американцев поддержали их. Сам ветеран ВВС США, Джонни Кэш считал, что военные просто пытаются выполнять свою работу.

К тому времени, когда Кэш выступил в Белом Доме Никсона в апреле 1970 года, он изменил свои взгляды. В песне «Route № 1, Box 144» с альбома «Hello, I’m Johnny Cash» того же года, певец ясно дал понять, что его больше всего беспокоит то, что американские семьи рискуют своими близкими и теряют жизни своих мальчиков во время войны. В другой композиции, под названием «What Is Truth», он защищал «одинокий голос молодежи», ставивший под сомнение войну, в которой погибло так много американцев и на которую их могли призвать сражаться в следующий раз. Когда Кэш играл «What Is Truth» в Белом Доме, американский диктор и журналист Дэн Разер сообщил, что «это, казалось, немного удивило президента».

Несколько недель спустя, после того как Никсон направил наземные войска в Камбоджу, и нация разразилась протестом как против вторжения, так и против убийства безоружных студентов в Университете штата Кент в Огайо (4 мая 1970 года студенты Кентского университета устроили акцию протеста против начавшегося за несколько дней до этого вторжения американских и южновьетнамских войск в Камбоджу. Власти объявили об отмене митинга. В университет прибыло подразделение Национальной Гвардии Огайо, имевшее приказ разогнать демонстрантов. По неизвестным причинам гвардейцы открыли огонь по толпе, в результате чего погибло 4 и было ранено 9 студентов – авт.), президент противопоставил американских солдат, которых он назвал «величайшими» – «бездельникам» в университетских городках. С тех пор Кэш больше никогда не произнес ни слова поддержки президенту публично.

Когда, год спустя, у артиста вышел альбом «Man In Black», Джонни Кэш использовал вступительные слова к альбому для того, чтобы признать, что чувствует себя «иначе, чем год назад, в отношении одного человека»,- и он мог иметь в виду только Никсона. «Год назад я думал об этом гораздо меньше, чем сейчас»,- писал Кэш. Альбом, попавший покупателю в руки, выражал более взвешенные взгляды Кэша.

Связь

В основе альбома лежит заглавный трек, который, выпущенный как сингл, сформулировал видение Кэша о себе как об артисте с гражданской позицией. Истоки этой песни военного времени часто омрачаются строчками о том, что Кэш носил черное «для бедных и сломленных / живущих в голодной, безнадежной части города». Это говорит о его сочувствии к угнетенным и борющимся, но сам Кэш – это человек в похоронном наряде: «Я ношу черное в трауре по жизням, которые могли бы быть / Каждую неделю мы теряем сотню прекрасных молодых людей».

Кэш впервые исполнил песню «Man In Black» для группы студентов Университета Вандербильта в Нэшвилле в своем телевизионном шоу в феврале 1971 года. В этом шоу были показаны фрагменты диалога между Кэшем и студентами Вандербильта, снятые в их кампусе и переплетенные с выступлениями восходящих молодых звезд того времени – Джеймса Тейлора, Линды Ронштадт, Тони Джо Уайта и Нила Янга. В одном из разговоров в кампусе студент спросил Кэша, почему он всегда носит черное. К тому времени, когда они снова собрались на следующей неделе, чтобы записать музыкальные выступления в Аудитории Раймана (концертная площадка в Нэшвилле – авт.), Кэш придумал песню «Man In Black», используя во время выступления специальные карточки со словами композиции, поскольку он закончил её текст только в то утро. Немногие зрители могли бы не заметить значение пения Кэша для студентов призывного возраста, которые, независимо от того, что они могли подумать о Кэше 10 месяцев назад, теперь видели в нем одного из своих.

Несколько недель спустя, во время монолога в конце эпизода своего шоу, Кэш снова сыграл «Man In Black», посвятив его группе военнослужащих из Кентукки, которые пришли посмотреть концерт в Аудитории Райман. Не могло быть никаких сомнений в том, что Кэш ассоциировал эту песню с войной и американскими военнослужащими. После того как камера развернулась, чтобы показать людей в форме, Кэш сказал: «Это моя форма. В течение четырех лет я носил форму Военно-Воздушных Сил Соединенных Штатов; теперь они называют меня человеком в черном». На этот раз Кэш сыграл более строгую версию песни – он играл на гитаре один, ритм – секция в исполнении не участвовала.

По мере того как он приближался к строчке о том, чтобы носить черное в трауре, Джонни становился все более оживленным и сердитым, доводя свой голос почти до крика. Аудитория Раймана устроила ему бурные, одобрительные овации.

Когда слушатели перевернули альбом на вторую сторону, они сразу же услышали еще одну новую военную песню, которую Кэш впервые исполнил в своем телевизионном шоу. Песня называлась «Singin’ In Viet Nam Talkin’ Blues». Кэш сказал, что написал песню «для всех военнослужащих, особенно для тех, кто находится за границей и хочет вернуться домой». Так как Кэш сам был ветераном, он сказал: «Я знаю, каково это». Песня представляет собой повествование в стиле talking blues (один из поджанров фолка и кантри – авт.) о его поездке на военную базу Лонг-Бинь, Вьетнам в январе 1969 года. Он рассказывает, как выступал для военнослужащих, как враг обстреливал базу и о том, что видел, как раненые прибывали на вертолете «ночь за ночью, день за днем». В последней части песни Кэш прямо заявляет, что его меньше волнует, «принадлежим ли мы происходящему или нет», чем волнует уважение к войскам и осознание человеческих издержек войны. После того как он пропел последнюю строчку о надежде на окончание войны («и они все вернутся домой»), он практически выкрикнул: «Чтобы остаться с миром!».

В песнях «Man In Black» и «Singin’ Viet Nam Talkin’ Blues» Кэш отверг любые ассоциации с «молчаливым большинством». Вместо поддержки несвежих обещаний Никсона о «мире с честью» Кэш умолял о мире сейчас. В этих песнях он напоминал всем, кто слушал, что, независимо от существующих оправданий, цена войны во Вьетнаме – жизни десятков тысяч «прекрасных молодых людей» – была неприемлемой.

Вера

Эти комментарии имеют реальный политический вес, но на альбоме гораздо более тонко выражен политический подтекст веры Кэша. Он впервые исполнил вступительный трек, названный «The Preacher Said, «Jesus Said», в специальном эпизоде «Шоу Джонни Кэша» в сопровождении евангелиста Билли Грэма. Кэш поет от лица молодых людей, ищущих ответы во времена жадности, ненависти и проблем. С политической точки зрения, сначала это кажется легкой песней, подходящей Грэму. Песней, звучащей как кантри-музыка, в которой проповедник делает то, что делают проповедники: спасает души.

Впрочем, Кэш не был заинтересован в спасении одной души за раз. На «Man In Black» он показал, как его политика сопереживания проистекает из более активного – почти активистского – применения христианских учений к современным социальным проблемам.

Песня «Look For Me» был написана Гленом Шерли и Харланом Сандерсом, двумя бывшими заключенными, к которым Кэш проявил особый интерес. Кэш исполнил «Greystone Chapel», песню Шерли, на своем альбоме-записи выступления в Фолсомской тюрьме (находится возле Сакраменто, Калифорния) «At Folsom Prison» (1968), где Шерли присутствовал в качестве заключенного. Кэш сочетает контркультурную теологию видения Бога в природе с посланием о спасении социального порядка через любовь и милосердие: ищите Иисуса в том, как пчелы направляют медведя, чтобы утолить его голод, но также ищите его в тех, кто «поднимает нищего», кто заботится о брошенном ребенке. Идея состоит в том, что слушатель может найти Иисуса в себе, если только он распространит свою заботу и участливость на других. Вместо того чтобы пытаться спасти по одной душе за раз, как мог бы евангелист Грэм, Кэш призвал своих собратьев-христиан выполнить свою гражданскую и христианскую ответственность, поднять тех, кто пострадал во времена нестабильности и нужды.

Как ясно дал понять Кэш в песне «Dear Mrs», у него не было терпения к тем, у кого нет сочувствия к маргинальным слоям общества. Песня написана как письмо заключенного вдове заключенного, который умер и, поскольку никто не пришел за его телом, этот человек похоронен за стенами тюрьмы. «Каким бы ужасным ни было его преступление,- поет Кэш,- смерть, которой он умер сегодня, была более бесчеловечной». Песня представляет собой осуждающую критику общества, которое отворачивается как от заключенных, так и от низших слоев. Он также сочувствует тем, кто покинут, и остался гнить и умирать в одиночестве, вне поля зрения людей.

К тому времени, когда альбом завершается оптимистичной песней «I Talk To Jesus Every Day», предназначенной для того, чтобы действовать как заключительный гимн, заставляя вас чувствовать себя лучше, человек в черном уже унес тьму смутных времен, как будто впитывая их в свою одежду.

Полвека спустя, когда так много ученых мужей говорит о том, что Америка переживает «беспрецедентную» политическую поляризацию сегодня, Человеку В Черном все еще есть чему научить нас. Он говорит о гражданской позиции. Кэш практикует политику, основанную на сопереживании, отбрасывая партийность и идеологические догмы для того, чтобы найти в нашем собственном опыте средство отождествления с «теми, кого сдерживают». Сегодня, когда так много людей все еще считают себя лишенными свободы и отстраняются друг от друга, мы должны заново – и внимательно – послушать песни с альбома «Man In Black».

В материале использованы исследования американского писателя, историка и профессора Майкла Стюарта Фоли.

“У меня слишком короткие руки, чтобы боксировать с Богом” – говорил Джонни Кэш – человек, переживший головокружительную творческую карьеру, тяжелую наркотическую зависимость, невероятную историю любви и яркую жизнь о которой стоит рассказать. О длине его рук судить не нам, но в этом неравном бою он точно не проиграл.

12 сентября исполнилось 15 лет со дня его смерти. За свой недолгий век сын бедного фермера испытывал взлеты и падения, раз за разом вставая на ноги после ударов судьбы. Джонни Кэш стал знаковой фигурой в мире музыки, о которой будут говорить и помнить не один десяток лет.


Джонни Р. Кэш родился в городе Кингсленд, штат Арканзас в семье фермеров Рэя и Кэрри Кэш. Когда мальчику исполнилось три года, родители взяли в аренду 20 акров земли в маленьком поселении Дайесс и переехали. За полученные территории отец и мать будущей иконы кантри расплачивались частью урожая, а огромный объем работ маленький Джонни выполнял вместе с братьями и сестрами с самого детства.

Кэш рос в религиозной семье. Его мать часто посещала церковь, а старший брат Джек собирался стать пастырем. К сожалению, мечтам мальчика не суждено было сбыться — в пятнадцать лет он погиб в результате несчастного случая на ферме. Смерть брата повлияла на творчество Кэша. Много лет спустя свое детство певец отразил в песнях «Pickin' Time» и «Five Feet High and Rising». О своих родителях Джонни всегда вспоминал с любовью, особенно об отце:

Мой отец был человеком любви. Он всегда любил меня до смерти. У него была тяжелая работа в поле, но он никогда меня не бил. Никогда. Я даже не помню, чтобы он говорил мне хоть одно недоброе слово.

Страсть к пению он унаследовал от матери:

Я знал, что хочу петь, когда я был еще совсем маленьким мальчиком. Мне, кажется, было четыре. Моя мама играла на гитаре, а я садился с ней; она пела, и я учился петь с ней.

По окончании военной службы в 1954 году Джон женился на Вивиан, и молодые переехали в Мемфис. Джон менял место работы одно за другим и ходил на прослушивания в студию Sun Records, раз за разом получая отказ. Тогда он нашел единомышленников и создал группу The Tennessee Three. Их первый сингл Hey Porter не попал в чарты, продюсер SR Сэм Филлипс заключил с ними контракт, и с 1955 года группа активно начала гастролировать и записываться. На обложке Кэша впервые именовали именем Джонни. Тогда ему это не понравилось, но в итоге превратилось в псевдоним. Так, неуверенным, но упрямым шагом Джонни Кэш запустил музыкальную карьеру, лучшие годы которой были еще впереди.


“Привет, Я – Джонни Кэш”. С этой фразы музыкант начинал каждое свое выступление, она стала его визитной карточкой. На сцене он оставался невозмутим и держался солидно: в эпоху зажигательных выступлений Элвиса Пресли Кэш был образцом спокойствия и мужественности. Еще одной отличительной особенностью его образа был неизменный черный костюм. Среди публики он довольно быстро получил прозвище “Человек в черном”.

Я ношу черное, потому что мне это нравится. Для меня это довольно символично – я не хочу соблюдать каноны, мне не нравится лицемерие священников, мне не нравятся люди, закрывающие умы от чужих идей.

В 1955 году Джонни записал свои первые хиты Folsom Prison Blues и I Walk the Line. Тюремная баллада стартовала с 14 позиции кантри-чарта, где продержалась почти год, а песня о любви возглавила его и не покидала первую строчку шесть недель подряд. Затем последовали хиты вроде Give My Love to Rose и Ballad of a Teenage Queen. Глубокий низкий голос и виртуозное владение гитарой дополняли его сдержанный сценический образ — публика любила музыканта, который просто выходил, здоровался и пел.

Личной страстью артиста была музыка в жанре госпел, наполненная христианскими мотивами и религиозными аллюзиями. Лейбл Sun Records не разделял увлечений музыканта, кроме того росло напряжение в отношениях с руководством. В 1958 году Джонни Кэш перешел под крыло студии Columbia, где его карьера получила новый виток с песнями All Over Again и Don't Take Your Guns to Town. Последняя показала рекордные результаты и звучала повсюду. В 1959 году Кэш осуществил давнюю мечту и записал альбом Hymns by Johnny Cash с песнями в жанре госпел. Музыкальный эксперимент удался и в следующие двадцать лет “Человек в черном” не раз возвращался к ним.


В начале шестидесятых Джонни Кэш пристрастился к наркотикам и алкоголю. В течение нескольких лет артист настолько погрузился в пучину порока, что не представлял своей жизни без очередной дозы, и почти каждый вечер встречал на дне бутылки. Вредные привычки повлекли за собой череду неприятностей в его жизни. Он все реже стал появляться дома, отношения с женой разладились (впрочем, истинная причина этого была не в наркотиках). Пьяный музыкант отменял концерты, срывал график записей и дебоширил.

В 1965 году артиста обвинили в поджоге национального парка в штате Калифорнии, когда его грузовик “Джесси Джеймс”, оставленный без присмотра, загорелся и уничтожил 508 акров леса в Лос Падрес. Кроме того, в пожаре погибла редкая популяция кондоров – 49 птиц. В суде музыкант заявил, что не признает вину:

Я не делал этого, виноват мой грузовик, но он погиб, как я могу отвечать за него?

Суд оштрафовал его на 515 тысяч долларов и принес ему своеобразную дурную славу – Кэш стал первым и единственным человеком в США, осужденным за организацию лесного пожара. В том же году Джона арестовали за попытку спрятать наркотики в гитарном чехле в аэропорту El Paso. Ту ночь он провел в полицейском участке и, кажется именно небывалая слава и народная любовь спасли его от настоящего тюремного срока. Это был не единственный случай его пребывания за решеткой, но один из таких “визитов” запомнился ему особенно:

Как-то раз я пустился во все тяжкие и оказался в небольшой окружной тюрьме в Джорджии. Наутро, когда я уже уходил, тюремщик сказал мне вслед: “Когда я пришел вчера домой и рассказал жене, что у меня в тюрьме Джонни Кэш, она проплакала всю ночь. Так что я больше и видеть тебя не хочу. Проваливай”. И тогда я почувствовал себя вот таким крошечным.

Низшей точкой падения Джонни Кэша стала попытка самоубийства. Музыкант принял несколько порций барбитуратов и запил их пол-литра виски. Затем отправился в пещеру Никаджак – умирать. К счастью, спиртное в сочетании с наркотиками не убило его. Он очнулся и нашел выход по сквозняку. Пережитое в те годы оставило на его личности глубокий отпечаток.

Когда господь простил меня, я подумал, что мне стоит сделать то же самое.

Божественное вмешательство или нет, мы не узнаем, но к тому моменту в его жизни уже больше десяти лет была Джун Картер – главная женщина в его судьбе, ставшая главной болью, его вдохновением и спасением.


Джонни познакомился с Джун Картер в 1956 году на одном из сборных концертов. Девушка принадлежала к семье из музыкальной аристократии: родители Джун были родоначальниками кантри-музыки в США. Кэш, простой парень из народа, рядом с ней не робел. “Я всегда хотел познакомиться с вами, — говорил он. — Такое ощущение, что я вас знаю всю жизнь”. Они начали выступать вместе. Оба тогда были не свободны: Джон – женатый и с четырьмя детьми, уже влюбленный в Джун, и она – замужняя и с ребенком. В 1957 году Картер вышла замуж еще раз, дав понять Кэшу, что воспринимает его не более чем коллегу, хотя доподлинно известно, что она восхищалась его музыкальным талантом. Их первую встречу она вспоминала так:

Не помню, о чем мы говорили. Ничего не помню, кроме его глаз. Эти черные глаза сверкали, как агаты… У него было отличное выступление: просто гитара, бас и такое нежное исполнение… Покорена была не только я, но и все зрители.

Их отношения находились в подвешенном состоянии 12 лет. Картер развелась с мужем и стала ездить на гастроли вместе с Джоном, который в те годы страдал от наркотической и алкогольной зависимости. По его признанию, именно в Джун он находил спасение в самые темные времена своей жизни, однако девушку пугали его пагубные привычки и она не желала связывать судьбу с харизматичным, но порочным музыкантом. В середине шестидесятых Картер помогла ему побороть алкоголизм и наркоманию, восстановиться после судебных тяжб и неудавшейся попытки самоубийства. Песня Ring of Fire перезагрузила карьеру артиста и примечательно, что написала ее именно Джун Картер. По версии журнала Rolling Stone, Ring of Fire — одна из 500 главных хитов всех времен. Если вслушиваться в текст, можно подумать, что в этих строчках заключена история этих двоих – стоящих в кольце огня – порознь и вместе одновременно:

Он делал ей предложение руки и сердца 31 раз. Последнее – в 1968 году прямо на сцене во время совместного выступления в Лондоне. Она согласилась и 1 марта они поженились. В 1970 году у них родился сын Джон Картер-Кэш, ныне действующий кантри-музыкант.

К 65-летию супруги Джонни Кэш написал трогательное письмо, в котором собрал всю накопленную за долгие годы любовь к этой женщине:

С днем рождения, Принцесса! Мы стареем и привыкаем друг к другу. Мы думаем одинаково. Мы читаем мысли друг друга. Мы, не спрашивая, знаем, что хочет каждый из нас. Иногда мы немного раздражаем друг друга. Иногда, возможно, слишком доверяем. Но бывает, я начинаю размышлять обо всем этом и понимаю, как же мне повезло разделить жизнь с величайшей женщиной из всех, что я когда-либо встречал. Ты все еще завораживаешь меня и восхищаешь. Ты делаешь меня лучше. Ты объект моих желаний, главная причина, почему я еще существую на Земле. Я очень тебя люблю. С днем рождения, Принцесса.

Джон.

Их любовь стала одной из самых заметных историй двадцатого века и в 2005 году превратилась в драматический фильм “Переступить черту” (Walk the Line) за авторством Джеймса Мэнголда. Да, того самого, который некоторое время спустя подарит нам “Поезд на Юму” и “Логан”.

Фильм “Переступить черту” рассказал о трагической гибели брата музыканта, о первых годах Кэша на сцене, его встрече с Джун Картер, упорной борьбе с внутренними демонами и битве за любовь девушки. Роль Джона сыграл Хоакин Феникс, а роль Джун Картер – Риз Уизерспун. Фильм получил три премии “Золотой глобус” и один “Оскар”.

После свадьбы с Джун Картер жизнь Кэша пошла в гору. В начале семидесятых певец вел собственное телешоу на канале ABC, активно гастролировал и записывал новые песни. В 1975 году музыкант опубликовал автобиографическую книгу “Человек в Черном” (Man in Black), а пять лет спустя стал самым молодым номинантом в Зале Славы Музыки Кантри (Country Music Hall of Fame). К своей славе Кэш относился спокойно и с радостью в голосе вспоминал лучшие моменты карьеры. Особенно это касалось его тюремных баллад. Музыкант считал, что тюрьмы должны превратиться из места, где людей наказывают, в места, где люди исправляются:

В 1956 году меня пригласили с концертом в тюрьму Хантсвилля, штат Техас. Мы выступали там на арене для родео. И зэки попросили, чтобы я спел «Блюз тюрьмы Фолсом». Мы начали, и тут же пошел дождь, и ударил гром. Вода попала в наш единственный усилитель, в середине песни он сгорел. Вокруг меня били все эти молнии и гремел гром. А людям сказали не вставать со своих мест. Но они все встали, все до одного. Они спустились, чтобы услышать, как я пою без усилителя, и просили спеть эту песню еще и еще. Мы все, конечно, на хрен промокли, но было очень круто.

С 1970 по 2000 годы Джонни записал 29 студийных альбомов, по одному в год. Последней работой стала, наверное, самая популярная композиция певца – Hurt. Любопытно, но это не оригинальная его работа, а кавер на песню группы Nine Inch Nails. Клип транслировали на канале MTV, где он привлек внимание молодежи и стал лучшим видео года на церемонии вручения MTV Video Music Awards.

Песни Кэша использовались во множестве кинофильмов, телесериалов и видеоигр, в числе которых Grand Theft Auto V, Splinter Cell: Conviction, “Джанго освобождённый”, “Мой парень — псих”, “Прислуга”, “Безумцы”, Guitar Hero, “Рассвет мертвецов”, “Миллиарды”, “Логан”, “Пираты Карибского Моря: Мертвецы не рассказывают сказки”, Battlefield 1, Mafia III.

Альбомы Джонни Кэша разошлись по миру тиражом в 50 миллионов копий, его песни продолжают звучать даже пятнадцать лет спустя после его смерти. Рожденный в религиозной семье он всегда оставался верующим, но в этом человеке на протяжении многих лет не прекращалась борьба светлой и темной стороны. Сам певец этого не отрицал:

Иногда во мне живут двое. Джонни — классный парень. Кэш вечно создает проблемы. Они постоянно ссорятся.

Кэш был невероятно богат, но не кичился этим и говорил, что деньги не имеют отношения к самым важным вещам в жизни. Его вдохновляло и заботило другое, более духовное:

Люблю песни про лошадей, железные дороги, землю, Судный день, семью, тяжелые времена, виски, ухаживания, свадьбы, измены, расставания, убийство, войну, тюрьму, скитания, муки вечные, дом, спасение, смерть, гордость, юмор, набожность, бунт, патриотизм, воровство, решимость, трагедию, хулиганство, разбитые сердца и любовь. И про маму. И про Бога.

Самой важной частью его жизни стала Джун Картер. Они прожили в браке 35 лет. В мае 2003 года она умерла и перед смертью попросила Джона не прекращать работу. Он с головой ушел в творчество, но пережитая трагедия оказалась слишком тяжелой и музыкант умер четыре месяца спустя из-за осложнений, связанных с сахарным диабетом.


Мир запомнил его как талантливого музыканта с уникальным стилем. Джонни Кэш всегда оставался простым и понятным: выходил на сцену, здоровался и пел наши любимые песни. Как мне кажется, в этой простоте скрывалась его сила – она помогла “Человеку в черном” стать известным артистом, побороть своих демонов и добиться любви той самой единственной женщины.

Этот человек заслужил право выйти на сцену и, сказав “Привет. Я – Джонни Кэш”, увидеть зрителей, которые встречают его стоя.


Джонни Кэш - американский музыкант, поэт и композитор. Наибольшую известность приобрел исполнением песен в стиле кантри, однако его репертуар включал также госпел и рок-н-ролл. Биография, личная жизнь и творческий путь Джонни Кэша - далее в этой статье.

Ранние годы

Джонни Кэш родился 26 февраля 1932 года в городе Кингсленде (штат Арканзас, США). Он был четвертым из семи детей фермеров Рэя и Кэрри Кэш, а потому уже с пяти лет будущий музыкант трудился в поле вместе с родителями, братьями и сестрами (чтобы такая большая семья могла прокормиться, работать приходилось всем).

В 1950 году Джонни окончил школу и уехал в Детройт (штат Мичиган). Проработав несколько месяцев на автомобильном заводе, юноша завербовался в Военно-воздушные силы США. Он проходил службу в городе Лансберге (Германия), где исполнял обязанности радиста по перехвату советских шифровок. Именно во время службы Кэш увлекся игрой на гитаре и создал свою первую музыкальную группу, которая называлась The Landsberg Barbarians. О музыке он в то время думал лишь как о развлечении.

Джонни Кэш после окончания школы

Начало и основной период творчества

После демобилизации в 1954 году Джонни Кэш переехал в Мемфис. Некоторое время он работал грузчиком, продавцом, разнорабочим, но все это не устраивало его, и все чаще юноша подумывал о музыке как о способе заработка. Несколько раз Кэш пытался сделать сольную запись на звукозаписывающей студии Sun Records, но получал отказ. Тогда ему пришла в голову мысль вновь собрать группу. Кэш объединился с музыкальным дуэтом под названием Tennessee Two, создав таким образом коллектив Tennessee Three. Впоследствии, когда репертуар группы состоял исключительно из песен Джонни Кэша, группа стала его аккомпанементом к сольному творчеству.

Кэш во время выступления

Первыми хитами, записанными на студии Sun, стали песни Folsom Prison Blues и I Walk The Line, записанные в 1956 году. Они одними из первых попали на национальные радиостанции и принесли музыканту известность на территории США. Несложные аккорды Джонни Кэша, сопровождающиеся проникновенным голосом и задушевными текстами, моментально сделали его звездой жанра кантри - самого популярного в 50-е годы.

В 1957 году музыкант переехал в Нью-Йорк и заключил контракт со студией Columbia Records. Все тексты Джонни Кэша были основаны на его личном опыте и переживаниях, что и сделало его настолько близким слушателям - простым рабочим американцам.

Джонни Кэш

В 1968 году был выпущен один из самых популярных альбомов Кэша - At Folson Prison. Почти все песни из него стали классическими в репертуаре музыканта, а сама пластинка была записана на концерте, который он дал в тюрьме. К 1969 году популярность Джонни Кэша стала настолько огромной, что ему предложили собственное телешоу на канале ABC - оно выходило в течение трех лет.

"Человек в черном"

Примерно с середины 60-х годов Кэш стал появляться на публике исключительно в одежде черного цвета, из-за чего получил прозвище "Человек в черном". К 1969 году это прозвище настолько прочно закрепилось за музыкантом, что, услышав эту фразу, никто не сомневался, о ком именно идет речь.

Джонни Кэш - "Человек в черном"

Ходили разные слухи о причинах подобного стиля, однако, выпустив в 1971 году песню Man in Black, однозначный ответ на вопросы дал сам Джонни Кэш. Перевод песни рассказывает о том, что музыкант предпочитает одежду темных цветов, отдавая дань всем бедным и голодным, людям, "потрепанным" жизнью. Также это его траур по всем одиноким старикам и преждевременно умершим молодым людям. В заключение песни Кэш говорит, что был бы рад носить разноцветную одежду, но пока мир далек от совершенства, он постарается на себе унести часть его темноты. Видео с исполнением этой песни представлено ниже.


Позднее творчество и последние годы

В 1974 году Джонни Кэш появился в одном эпизоде популярного сериала "Коломбо", исполнив роль убийцы, которая была написана специально для него.

К 80-м годам популярность музыканта стала уменьшаться, но его знакомство с продюсером Риком Рубином в начале 1990-х привело к периоду некоего ренессанса в творчестве Кэша. Под руководством Рубина он записал 6 сольных альбомов, объединенных под названием American Recordings и выпущенных с 1994 по 2010 год (два последних увидели свет уже после смерти музыканта).

Последним прижизненным хитом Джонни Кэша стала кавер-версия песни Hurt американской рок-группы Nine Inch Nails, выпущенная в 1995 году.

Кэш на закате карьеры

Личная жизнь

В июле 1951 года, за несколько недель до отправки на службу в Германию, Джонни Кэш познакомился с Вивиан Либерто. Она стала его женой сразу же после демобилизации Кэша в 1954 году. У супругов было четверо дочерей - Розанна, Кэти, Синди и Тара. Начало 60-х стало для музыканта временем не только постоянных гастролей, но и злоупотребления алкоголем и наркотиками. На этой почве Джонни и Вивиан развелись в 1966 году.

Кэш со второй женой и сыном

Супруги прожили в браке 35 лет, постоянно работая и выступая вместе. Также Джун неустанно контролировала наркотическую зависимость мужа, отбирая и уничтожая наркотики, выливая алкоголь и поддерживая его во время всех реабилитаций и лечений. Разлучить эту пару смогла только смерть Джун - она умерла из-за проблем с сердцем в мае 2003 года.

Кончина

Джонни Кэш пережил любимую жену всего на четыре месяца. Все последние годы он страдал от диабета, но смерть Джун вызвала заметные ухудшения его состояния. Музыкант скончался 12 сентября 2003 года. По этому поводу многие говорили, что своей смертью "Человек в черном" заставил одеться в черное всех своих поклонников.

Читайте также: