Почему компьютерные игры зло

Обновлено: 07.07.2024

Всем привет. Вы на канале Education Time. С 1 мая я принял для себя вызов, 30 дней без компьютерных игр. Пишу я эту статью на 17-ом дне эксперимента. Во время эксперимента я многое для себя понял, а именно, что игры это самое настоящее зло. Почему я так считаю? Давайте поговорим!

Фото взято из открытого источника. Фото используется в качестве иллюстрации. Фото взято из открытого источника. Фото используется в качестве иллюстрации.

До объявления карантина я тратил на игры 1-2 часа в день, я считаю что это мало. Но после того как объявили карантин, свободного времени стало больше. И я решил пройти несколько игр, меня это затянуло и я стал играть по 5+ часов в день. Иногда просиживал целыми днями, хотя понимал сам, что я не получу от этих игр пользы, но желание поиграть было сильнее силы воли. Прошел месяц дистанционного обучения (с 1 по 30 апреля). Заканчивал выполнение уроков я в 12:00 – 13:00. И после этого играл в игры до 5-6 вечера. Я понимал, что надо что-то менять и решил провести эксперимент как раз с 1 мая по 1 июня. 30 дней без игр. Не скажу, что было легко, было очень тяжело, особенно когда не знаешь, чем себя занять, хочется восстановить папку с игрой и поиграть несколько часиков. Из этого я сделал вывод, что игры это самое настоящее зло, которое пожирает наше время.

Кто-то будет со мной не согласен, но после 17 дней эксперимента я понял, что игры это один из самых сильных пожирателей времени. 17 дней без игр не были для меня смертельными, у меня не было ломок, у меня не было истерик. Игры я заменил на саморазвитие, и я понимаю, что теперь я провожу время с пользой, и это откликнется в будущем.

Фото взято из открытого источника. Фото используется в качестве иллюстрации. Фото взято из открытого источника. Фото используется в качестве иллюстрации.

Какие я могу дать советы тем, кто хочет бросить компьютерные игры?

Поставьте цель, а желательно несколько.

После того, как вы перестанете играть в компьютер, у вас появится много свободного времени, которое нужно провести с пользой. Поставьте себе какую-ту цель, например: прочитать какую-нибудь книгу, пройти курс английского, 20 подтягиваний, 100 отжиманий, сесть на шпагат, и многое другое. Если у вас есть цель, то время которое вы тратили на компьютерные игры, вы потратите на реализацию своих целей, и это будет куда лучше.

Удалите игры, или скройте их с рабочего стола

Удалите игры с рабочего стола, чтобы они не мозолили вам глаза, если вы их не будете видеть, то и желания поиграть у вас будет меньше.

Не смотрите видео про игры.

По началу мой эксперимент проходил легко, но свободное время я стал чуть больше тратить на ютуб, и там я натыкался на видео про игры. После этих видео мне хотелось бросить эксперимент и поиграть в игры. Поэтому я советую вам отписаться от этих ютуберов или скрыть видео от них.

Любая статья о психологическом и физическом развитии ребенка расскажет Вам о важности игр и игрушек в этом процессе. Впрочем, и во взрослом возрасте люди не перестают играть: мы играем различные социальные роли, играем в теннис или гольф, не менее важны для нашего психического здоровья сексуальные игры. Но вот только когда речь заходит о компьютерных играх, вы вряд ли услышите хоть одно положительное слово от врачей и психологов.

Первый и главный аргумент противников компьютерных игр – это мало подвижный образ жизни. Когда погода в Киеве зовет и манит на природу, насладится свежим воздухом, ощутить аромат цветущих яблонь и каштанов, геймеры запирают себя в душных квартирах, потому что в виртуальном мире не существует времени года или суток. Компьютерные игры обвиняются в формировании неправильной осанки, ухудшении зрения, в развитии чрезмерной агрессии у детей и подростков, потому как в большинстве «стрелялок» и «квестов» чтобы выжить и заработать «мастерство» нужно постоянно кого-то бить и убивать.

Еще один веский и, пожалуй, главный аргумент психологов – компьютерное одиночество. Люди, живущие в виртуальной мире, имеют огромное количество друзей со странными «никами», но очень мало людей с реальными именами и фамилиями, с которыми они могут поделиться новостями или обсудить проблемы.

Значит ли это, что компьютерные игры – это абсолютное зло? Не стоить быть столь категоричными. Компьютерные игры, как любое увлечение, имеют право существовать в жизни ребенка и взрослого человека. Большинство производителей игр для детей пытаются сделать их не только интересными, но и познавательными. Есть игры, которые обучают вашего ребенка математике, географии или иностранному языку. Любой «квест» можно рассматривать как обучение стратегическому мышлению, ведь чтобы выиграть или подняться на новый уровень, нужно понять алгоритм игры и научиться использовать его для своей выгоды.

Что до «жестокости» компьютерных игр, то в большинстве случаев виртуальная жестокость, никак не соотносится с поведением человека в реальном мире. Наоборот, выплеск негативной энергии в игре помогает нормализовать свое эмоциональное состояние после напряженного рабочего дня.

Социализация геймеров тоже сегодня не является неразрешимой проблемой. Киев предлагает огромное количество Интернет-клубов, где можно не только насладиться игрой на компьютере с хорошей видео картой и мощным процессором, но и найти друзей по увлечению.

Независимо от отношения врачей и психологов к компьютерным играм они уже стали неотъемлемой частью жизни. Вы можете быть их противником или адептом, но игнорировать существование параллельного виртуального мира уже невозможно. Играйте, чтобы скоротать время в аэропорту или на приеме у врача. Играйте, чтобы отдохнуть и расслабится. Живите играючи, но не делайте игру главной целью своей жизни.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях

Забыл моргать

Фотограф Робби Купер (Robbie Cooper) для The New York Times
Фотограф Робби Купер (Robbie Cooper) для The New York Times
Этот лицо семилетнего мальчика из Нью-Йорка в процессе игры. В глазах у него стоят слезы, потому что он так увлечен, что буквально забывает моргать, и организм вынужден плакать, чтобы увлажнить глаза.

Среднестатистический мужчина в стране с развитой культурой онлайн игр к 21 году проводит в онлайн игре около 10 тысяч часов. Примерно столько же времени проводит на занятиях за все время обучения американский школьник, если он не пропускает уроки – такие данные приводит футуролог и геймдизайнер Джейн Мак Гонигал (Jane McGonigal) из Института Будущего (IFTF) в Калифорнии. Как влияет на человека информационный поток, сопоставимый по объему с системой школьного образования? В самой компьютеризированной стране мира – Южной Корее, где около 85% имеют широкополосный доступ к Интернету, воздействие игр на человека является предметом внимания со стороны государства. Более 50% населения (по данным Korea National Information Society Agency) играют в онлайн-игры, около 6% населения страдают от игровой зависимости. Начиная с трехлетнего возраста детей в детских садах учат, как контролировать время общения с электронным устройством. Ожидается, что под эту государственную программу в 2013 попадут около 90% детей в возрасте от 3 до 5 лет. Для школьников правительством созданы «учебные лагеря», куда родители могут насильно поместить ребенка, чрезмерно увлекшегося играми. Для взрослых игроков действует бесплатная служба психологической консультации.

В России проблема воздействия игр на человека пока что не является предметом национальной обеспокоенности. Первая диссертация, посвященная психологическим особенностям «хардкорных» (т.е. крайне увлеченных) онлайн-игроков, была защищена только в 2012 году («Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции»). Дарья Рыбалтович несколько лет анкетировала геймеров и пришла к выводу, что с увеличением времени, проводимого в игре, и общего игрового стажа, личность человека начинает меняться. Новый игрок «обладает повышенной психической активностью и оптимизмом, может быть жизнерадостными, деятельными, инициативными и предприимчивыми. Стремится к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитает быть неформальным лидером». По мере погружения в виртуальные миры человек становится «боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности, появляется возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, пассивность, склонность к депрессии, а иногда и к самоубийству, у человека появляются циклотимические смены настроений». (видео)

Проще говоря, человеку становится трудно удержать психику в ровном состоянии. Игрока бросает из ощущения силы и необычайного оптимизма, в котором он способен уйти с работы «в никуда», отвергнуть близкого человека в поиске «идеальных отношений» или совершить эпатажную истерическую выходку, в состояние полного опустошения, здесь может развиться и депрессия, ощущение собственной ничтожности и бессмысленности, безволие и беспочвенные страхи. На нижних пиках этих эмоций и появляются мысли о самоубийстве.

Кадр из МФ South Park. Серия посвящена многопользовательской РПГ World of Warcraft
Кадр из МФ South Park. Серия посвящена многопользовательской РПГ World of Warcraft
«Зачастую такие люди не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными, – делится результатами исследования игроков Д. Рыбалтович. — Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, но столкнувшись с трудностями легко впадают в депрессию. Они характеризуются резкими сменами настроения с немотивированными поступками и действиями, труднопредсказуемым поведением». Кроме того, у человека притупляется чувство сострадания к другим людям, потому что его эмоции сосредотачиваются в мире игровом.

Компьютерные и азартные игры эксплуатируют стресс

Почему игра, которая в детстве помогает человеку получать новые знания, став компьютерной и заняв главное место в жизни, начинает разрушать его личность? Доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр, нарколог, психотерапевт и священник Григорий Григорьев занимается различными зависимостями более 35 лет, за это время через доктора Григорьева прошло около 130 тысяч пациентов, 395 из них страдали зависимостью от азартных игр. Изучая психофизиологические механизмы формирования зависимости, о. Григорий и пришел к выводу, что по своему воздействию на организм компьютерные игры очень похожи на игры азартные. И там и там ключевую роль играет сильный стресс.

По словам о. Григория, для детей стрессом может быть угроза игровой смерти или миссия по спасению мира, возможность реализовать в игре свои комплексы и мечтания. А для того, чтобы «зацепить» взрослого, сформировавшегося, семейного человека, как правило, недостаточно одного только придуманного мира, и потребуется участие в игре реальных денег. Что плохого в сильном стрессе?

Мозг создан для счастья

В США есть такая наука, которой пока нет в нашей стране — психиатрическая эндокринология. Эта наука изучает головной мозг как крупнейшую эндокринную железу человека, вырабатывающую гормоны «радости жизни». У человека, оказывается, есть свой внутренний алкоголь (в норме за сутки вырабатывается количество алкоголя, примерно эквивалентное бокалу шампанского), свои опиаты, никотин и многие-многие другие вещества. «От того, как вырабатываются эти гормоны, зависит система мировосприятия человека, — говорит о. Григорий. — Человек, у которого хорошо вырабатываются гормоны радости, быстро забывает плохое и, по-образному выражению приснопамятного старца Паисия Святогорца, - воспринимает мир как пчела, которая повсюду видит цветы и мед. Человек, у которого эта система работает неправильно, начинает воспринимать мир как муха, которая повсюду видит дерьмо и помойку и не может забыть плохое». Гормонов радости открыто современной наукой около 1500, на самом деле их может быть значительно больше. Гормонов стресса известно всего пять. «То есть радость бесконечно многообразна, а горе у всех достаточно однообразно», – опровергает Льва Толстого профессор Григорьев.

Полностью погружаясь в сильнейшие игровые переживания, человек стимулирует зону стресса, которая начинает вырабатывать стрессовые гормоны. По мере того, как стимуляция становится систематической, в организме происходит патологическая перестройка. «От стрессовых гормонов человек испытывает ощущения сродни опьянению, — объясняет доктор Григорьев. — При игре человек вырабатывает и закрепляет в организме механизм “балдежа” от стресса». Но человек, как считает врач, к такому механизму получения удовольствия просто не приспособлен физиологически.

Стресс сделан не для «балдежа», а для выживания

«Стресс – это защитная реакция организма, которая призвана срабатывать только в особо экстремальных ситуациях для того, чтобы помочь человеку выжить, — говорит о. Григорий. — Если за человеком, скажем, погналась собака, и он перепрыгнул через забор, побив при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту, то гормоны стресса, с помощью которых он это сделал, спасают ему жизнь». В качестве иллюстрации отец Григорий приводит известный ему случай из рассказа покойного академика А.Ф. Трешникова, когда на Северный полюс высадилась одна из первых групп полярников во главе с Папаниным люди занялись устройством базы для ночлега, а пилот самолета стоял под крылом, когда почувствовал что кто-то сзади похлопал его по плечу. Он обернулся и с ужасом увидел перед собой стоящего на задних лапах огромного белого медведя готового напасть на человека. В одно мгновение, без разбега, с места, летчик запрыгнул на крыло самолета на высоту более двух метров. В этой же экспедиции, по стечению обстоятельств, находился бывший чемпион СССР по прыжкам в высоту. В снегу ему прочистили дорожку для разбега, но он не смог запрыгнуть на крыло. Или ребенок попал под машину, и мама эту машину подняла. Таким образом, стресс предает человеку невероятные силы. Но если стресс повторять многократно, то может наступить истощение организма. И такая мощная защитная физиологическая реакция не должна эксплуатироваться регулярно по собственному желанию, а лишь по своему прямому назначению для спасения жизни. «Стресс снимает многие защитные физиологические барьеры организма и при определенной передозировке может привести к смерти, — говорит профессор. — Если человека после такого рекордного прыжка через “забор собственных возможностей” еще раз поставить рядом с забором и снова пустить злую собаку, то резервные возможности человеческого организма могут истощиться и человек может умереть, добежав до цели, как древний марафонский бегун добежавший с вестью о победе и умерший от физиологической перегрузки. Стресс физиологически необходим для спасения жизни, а не для удовольствия. Для удовольствия должны включаться нервные клетки центров головного мозга, вырабатывающие гормоны радости, положительные эмоции». По словам доктора Григорьева, нормальный человек получает радость от добрых дел, или хотя бы от обычных полезных занятий — езды на велосипеде, собирания грибов, рыбалки или удачной прогулки. Хорошо помогает расслабиться физически и снять негативные последствия стресса физическая работа (кстати, еще лет 150 назад 95% энергии в мире производилось за счет мускульной силы человека и животных). А человек с измененной патологической физиологией будет радоваться тому, к чему переадаптировался его организм, т.е. от греха. В данном случае, считает священник, можно говорить о таком понятии, как патологическая физиология греха.

Как построить ад внутри себя

Если долго совершать какой-то грех, — считает психиатр,— то система ощущений человека патологически изменяется. Например, садист будет получать патологическое удовольствие от мучения других людей. То же самое происходит у человека, попавшего в игровую зависимость. Он начинает «ловить кайф» от того греха, который включает и эксплуатирует зону стресса. Если он не играет, то он ищет какой-нибудь другой патологический источник постоянного стресса. При этом у него происходит внутренняя перестройка нормальной физиологии в физиологию патологическую. При этом начинает по-другому хуже работать головной мозг человека – нарушается врожденная физиологическая система выработки положительных гормонов. Нервная система начинает истощаться.

Ученые провели эксперимент над крысами: в мозг грызунов вживлялся электрод раздражающий «центр радости» при нажатии крысой специальной кнопки. Получая удовольствие от физиологического стресса, крыса нажимала кнопку вплоть до полного истощения и смерти. Таким образом внутренний кайф способен разрушить инстинкт самосохранения и привести к истощению и смерти.

Вначале нарушается сон, как показатель того, что НС перестала восстанавливаться. Потом нарушается механизм забывания плохого. Тогда человек нередко прибегает к алкоголю и наркотикам. На каком-то этапе депрессию могут компенсировать медикаменты. Но, в конечном счете, они ее только усугубляют, потому что не воздействуют на причину депрессии. Примерно за три года наступает мощнейшее истощение центральной нервной системы и развивается глубокая депрессия. В голове вместо мира появляется хаос, постепенно заполняющий все духовное пространство. Человек сам создает ад внутри себя. «Этот ад и одиночество приводят человека к депрессии – все проблемы становятся неразрешимыми. Человек чувствует, что он никому не нужен, его никто не понимает, он никому не может про это рассказать, — говорит профессор Григорьев. — Человека вообще перестает интересовать окружающий мир. И у всех игроков, по мере усиления депрессии, неизбежно возникает вопрос о бессмысленности существования, появляются суицидные мысли, человеку становится неинтересно жить».


Медицина опирается на изученные научные данные и экспериментальные доказательства. Но эти данные при внимательном изучении, как считает о. Григорий, всегда показывают божественный порядок в человеческом организме. «Мы видим, как научные данные подтверждают святоотеческое понимание действия страстей в человеке. На фоне патофизиологических расстройств, когда материализуется физиология греха, человек открывает душу для темной силы, что проявляется в виде навязчивых, а порой и сверхценных мыслей, которые лезут ему в голову. Это вполне конкретный механизм, который можно объективно наблюдать, анализировать и прогнозировать», — говорит психиатр.

Игрок закапывает свой талант в землю и убегает от Бога

«Когда человек стремится к Богу, он с Ним всегда встречается на трудных дорогах жизни, — уверен о. Григорий. — Человек сталкивается с трудностями, и порой, кажется, что у него нет сил для их преодоления. Человек в безвыходном положении начинает за счет уже включенных гормонов стресса преодолевать трудности, и вдруг у него открывается второе дыхание, приходит благодать, развиваются и преображаются его таланты, совершенствуются способности, и когда он, преодолев себя, заканчивает трудное дело, то чувствует себя хорошо, прекрасно. Именно на трудных дорогах человек встречается с Богом, ведь, по Евангелию, - Царство Небесное силою берется и прилагающий усилие восхищает его. А погружение в иллюзорную реальность – это уход с трудных путей. Как если бы ученик в школе получил трудное задание по математике, пришел домой, и чтобы не думать о плохом выпил стопарик». При уходе от жизни, под наркоз зависимостей, у человека исчезает благодатная энергия понуждения, считает батюшка, у человека не развиваются более таланты преодоления жизненных проблем и препятствий. Человек перестает преодолевать любые трудности, сходя с трудного, но прямого Божиего пути на извилистые и кривые дороги, ведущие в заколдованный лес греха и болота сомнений. Погружение в иллюзорную реальность – будь то игры или телевизор, это легкие пути «вымощенные благими намерениями». Это «широкие врата, ведущие в ад». Ведь на легких путях, как считает священник, можно встретиться только с повелителем державы смерти.

Кроме того, уходит драгоценное время, отпущенное Богом для развития подаренных человеку талантов. В Евангельской притче (Матф. 25:15) человек, который закопал свой талант в землю, был наказан хозяином. Ведь главный грех всех зависимостей, напоминает о. Григорий, не обязательно в том, что человек делает что-то плохое, но в том, что человек не делает хорошего. «Человек это же не медведь, который лег в берлогу в октябре и до апреля спит, человек к такому не предназначен, — говорит священник. — У нас вся жизнь должна быть занята полезными и добрыми делами, радостным и активным движением к Царствию Небесному, к любящему Отцу - Богу. А игра – это пассивный уход от движения. И в этом есть уход от Бога. В момент игры мы не занимаемся стяжанием благодати Святого Духа».

По словам отца Григория, грех это больной талант, талант, оставленный Богом. «Ушел дух любви и благодать Святаго Духа из человека, и все его таланты превратились в грехи, — считает психиатр. — А Грехи можно исцелить только одним путем, встречей с Богом. Тогда грехи снова превращаются в таланты, по-другому же перевоспитать человека просто невозможно». Если, например, у человека нет чувства меры, и он играет до пяти утра, то не надо пытаться воспитать у него чувство меры, все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Даже воздержание в этом случае станет пружиной страстей, которая сожмется до предела, чтобы распрямиться с новой злой силой – говорит священник. — Нужно просто «крикнуть караул» - как блудный сын вернувшийся к Богу. Это позволит переключить отрицательную энергию зла на добрые дела: на живых людей, на помощь зависимым, на строительство храма, на рыбалку, и тогда металлолом грехов переплавится в сверкающий металл добродетелей. Таким образом, качество отрицательное - окажется положительным качеством, вашим талантом, и все будет как в сказке с хорошим концом. Но играть вам в этом случае нельзя совсем – всю оставшуюся жизнь».

Как избавиться от игровой зависимости

Отец Григорий советует искать помощи не только в Церкви, которая лечит дух, но и у опытного врача, который поможет вылечить психику и тело. «Когда Церковь начинает в одиночку заниматься духом, то она может не затронуть больную физиологию – нет у современного человека такой нужды к исцелению, нет покаяния, смирения и послушания, — говорит о. Григорий. — Поэтому хорошо помимо священника надо также найти и грамотного, любящего людей врача. Человек должен смотреть на свою зависимость не только как на грех, он должен понимать, что у этого греха есть свой физиологический механизм. Божья помощь часто приходит не напрямую, а через врача, для смирения». Батюшка советует записаться по медицинской страховке на бесплатный прием к психиатру или психотерапевту. «Зависимости преодолеваются успешно при достаточной мотивации, просто надо этим заниматься длительно и систематически. И, помимо духовника – хотя бы год походить к специалисту», — уверен священник.


В середине 2000-х годов популярность онлайн-игр во всем мире достигла поистине колоссального масштаба. Очень сложно найти человека, который если и не играл, то хотя бы не слышал название какой-нибудь многопользовательской игры. Миллионы людей ежедневно часами выполняют различные задания, убивают монстров, захватывают вражеские базы или уничтожают виртуальную технику противника. Но хорошо ли это или плохо? Не превратилась ли невинная забава в страшный наркотик? Об этом я и хочу поговорить.


Прародителями современных многопользовательских игр являются игры настольные и фантастическая литература. Но и самые первые онлайн-игры старше большинства нынешних геймеров. Игры, в которых несколько человек могли находится одновременно, появились в США в 70-х годах XX века, задолго до распространения персональных компьютеров и Интернета. Конечно, с тех пор изменилось практически все, и в техническом плане, и в самом отношении к таким играм разработчиков и геймеров, но корни тех проектов можно отследить до сих пор.

Сейчас онлайн-игры, как клиентские (требующие установку), так и браузерные (требующие только регистрацию на сервере игры), востребованы и прибыльны. По данным исследовательской компании SuperData Research, за 2015 год 10 самых популярных многопользовательских игр принесли своим владельцам от $221 млн. (Counter-Strike: Global Offensive) до $ 1,628 млрд. (League of Legends), а на последнем месте в списке оказалась Grand Theft Auto V ($205 млн.), хотя она и не является сугубо онлайн-игрой. Это говорит о том, что интерес пользователей очень велик, а значит создавать многопользовательские проекты экономически выгодно, пусть и риск провала не исключен, впрочем, как и с любым другим медиа-продуктом.

В чем же секрет такого успеха?

Во-первых, никакой искусственный интеллект не заменит живого человека. С реальными союзниками, пусть и находящимися очень далеко, можно общаться, обмениваться секретами и опытом, игровыми предметами, договариваться о времени следующей встречи и т.п., к тому же воевать с реальным противником куда интересней, нежели с компьютерным "болванчиком". Во-вторых, онлайн-игры, как правило, не требуют мощного компьютера, у них щадящие требования к "железу", а для браузерных проектов вообще нужен только Интернет, поэтому играть в них можно и дома, и на работе. В-третьих, у таких игр нет логического финала, максимально прокачав одного персонажа, что займет много времени и, скорее всего, вложения реальных денег, можно создать другого и заняться уже его развитием. Продолжаться это может пока не наскучит. В-четвертых, в психологии человека присутствует желание похвастаться и вознестись над остальными хотя бы в собственных глазах. В играх, рассчитанных на одного пользователя, своими достижениями похвалиться куда сложнее, чем в многопользовательских проектах. Большинство онлайн-игр предлагают за символическую или не очень плату особые предметы или возможность раскрасить вещи, тем самым подчеркнув свою индивидуальность. В-пятых, в виртуальном мире удается стать тем, кем в реальной жизни у человека быть не получается. В-шестых, но не по важности, игры позволяют снять накопившийся стресс: убийство компьютерных противников, строительство различных сооружений или благоустройство виртуального сада успокаивает и дает возможность отвлечься от насущных проблем. Все вышеперечисленное удерживает старых игроков и привлекает миллионы новичков.


О положительных сторонах я уже написал достаточно. А так ли все прекрасно в действительности? К сожалению, нет. Виртуальные миры очень затягивают, особенно когда в реальной жизни у человека множество различных проблем, стрессовых ситуаций и нереализованных желаний. И чем больше негатива у такого человека в реальном мире, тем больше он будет проводить времени в мире виртуальном, где он чувствует себя комфортней. Но проблемы из реальной жизни никуда не исчезают, к тому же со временем появляются новые. Школьники и студенты запускают учебу, взрослые люди начинают халатно относиться к своим рабочим обязанностям, стараясь все сделать побыстрее и вернуться к игре. При этом все попавшие в зависимость от игры начинают забывать о семье и друзьях. Бытовые заботы тоже отходят на второй план – стирка, уборка, приготовление еды и даже гигиена становятся малозначительными делами, а значит ими можно пренебречь, потратив вместо этого время на очередной рейд или бой. Ко всему прочему, многопользовательскую игру нельзя поставить на паузу, нельзя перенести рейд, поскольку с остальными участниками уже есть договоренность быть именно в назначенное время, а у истории нет логического финала, сюжет в подобных играх очень условный, их нельзя пройти и забыть, как однопользовательские проекты. И это только психологические аспекты игровой зависимости, а ведь есть еще и материальные.


Большая часть прибыли разработчиков многопользовательских игр – деньги, потраченные игроками. Бесплатных онлайн-игр не бывает. Даже если разработчики не требуют плату за подписку, существуют иные способы выманивания денег у геймеров. Как правило, на начальных уровнях прокачаться довольно легко, но со временем это становится все сложнее. Игра не заставляет вносить деньги, но подталкивает к этому различными способами. Например, лучшая экипировка может быть только за реальные средства, а даже если нет, то развитие персонажа будет занимать все больше и больше времени, зато внеся определенную сумму, этот процесс ускорится в разы. К чему это ведет? Деньги не растут на деревьях, их необходимо зарабатывать, а для этого нужно время, которое уходит на игру. В итоге появляется дополнительный источник расходов. Хорошо, если потраченные средства попадают под категорию "мелкие расходы". В противном случае, подобные траты могут сказаться на благосостоянии, а если у игромана есть семья, то возможны ссоры на этой почве, что опять же приводит человека в виртуальный мир, где он пытается сбежать от проблем мира реального. Замкнутый круг.


Страдает и психика зависимых от игр людей, они становятся неадекватными. Вот только некоторые ужасающие происшествия за последние годы:

2010 год: в Южной Корее 15-летний подросток во время домашней ссоры задушил свою мать, после чего повесился. Трагедия произошла в городе Пусан на юго-востоке страны. Младшая сестра самоубийцы рассказала, что мать с сыном поссорились из-за компьютерных игр. Последние несколько лет юноша играл по сети в "жестокие" игры.

2011 год: в Великобритании 20-летний Кристиан Стенифорд погиб из-за долгой игры в Halo. Вскрытие показало, что причиной смерти стал тромбоз глубоких вен, хотя до этого у молодого человека не было жалоб на здоровье. Играя, Крис провел около 12 часов без перерыва около своей консоли.

2015 год: в Башкирии 17-летний подросток скончался после 22 дней нахождения за компьютером. Он непрерывно играл в компьютерные онлайн-игры, отрываясь от экрана, только чтобы поспать.


Разумеется, причина во всех этих случаях не только в увлечении компьютерными играми, и уж тем более не все геймеры асоциальные элементы и потенциальные убийцы. Скорей всего, у всех подростков были какие-либо психические отклонения, которые в какой-то момент так проявились. Вероятно, были какие-то предпосылки, но никто из родных и близких не замечал или старался не замечать то, что с членом его семьи или знакомым происходит что-то странное. Многие психические заболевания можно диагностировать еще в детстве, но у нас родители либо стесняются вести ребенка к психологу, либо не обращают внимание на его "особенности характера". Если человек начинает проводить в онлайн-игре практически все свободное время, если это идет в ущерб учебе, работе или какой-нибудь другой социальной деятельности, если он агрессивно реагирует на любые попытки его отвлечь, если общение с друзьями, коллегами, семьей постепенно сходит на нет – стоит начать беспокоиться, попытаться поговорить с ним и, возможно, обратиться к психологу.


В заключении, я хочу пожелать всем хороших увлекательных игр, а главное не забывать:

1) Нужно уметь останавливаться, нажимать кнопку "выход" и возвращаться в реальный мир. Напомню старый анекдот: Жизнь – игра! Сложность очень высокая, сюжет иногда скучноват, зато графика отличная.

2) Онлайн-игры – отражение нашей жизни, со всеми ее особенностями, плюсами и минусами, но не стоит относиться к ним серьезно, ведь происходящее на экране не более чем игра.

Читайте также: