Почему память может работать плохо у детей

Обновлено: 04.07.2024

Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией, когда, например, посылая ребенка в магазин, он забывает, что нужно купить? Ребенок не помнит, что проходили в школе сегодня, не запоминает стихи, не может выучить таблицу умножения, нарушает дисциплину на уроках.

Родители обычно в таких ситуациях нервничают, обвиняют ребенка в лени, нежелании учится и даже не догадываются, что он ни в чем не виноват, и ему нужна серьезная помощь.

Почему ухудшается память у ребёнка?

Память у детей постоянно развивается, а значит, является очень уязвимой перед натиском неблагоприятных факторов. Среди них:

  • сложная беременность и роды, родовые травмы ребёнка;
  • различные заболевания;
  • травмы головы.

Решением проблем в указанных случаях занимаются врачи отделения Детской неврологии. Понимание родителями причины проблем с памятью у ребенка поможет найти правильное решение и помочь, с помощью специалиста-невролога, улучшить память.

Диагностика

  • сбор анамнеза — беседа с мамой (течение беременности и родов, развитие ребенка на первом году жизни), изучение медицинской карты ребенка и результатов предыдущих обследований;
  • специальные неврологические тесты;
  • локальное, пальпаторное обследование позвоночника и суставов;
  • рефлекторную диагностику и мышечные тесты.

При необходимости также могут быть назначены:

  • УЗИ головного мозга (Нейросонография);
  • УЗДГ БЦА;
  • Рентген шейного отдела позвоночника;
  • ЭЭГ (Электроэнцефалограмма);
  • Лабораторные анализы.

Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением, только детский невролог может определить истинное состояние нервной системы ребенка и назначить при необходимости адекватное лечение, направленное, прежде всего, на устранение причин, которые могут мешать нормальному развитию ребенка.

Как улучшить память ребенка?

Для лечения наших маленьких пациентов мы применяем только безболезненные, мягкие способы лечения, которые не приносят дискомфорта малышу.

Мы используем методы:

  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
  • Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП);
  • Мануальная терапия;
  • Остеопатия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Фармакопунктура;
  • Изометрическая кинезиотерапия;
  • Изометрическая кинезиотерапия на установке "Экзарта";
  • Озонотерапия;
  • Физиотерапия;
  • Физиотерапия с ферментными препаратами;
  • Медицинский массаж;
  • Лечебные капельницы;
  • Гирудотерапия;
  • Цуботерапия.

Причины плохой памяти у ребенка

Причины плохой памяти у ребенка обычно связаны с неврологическими проблемами, которые явно не проявлялись до школьного возраста, и о которых родители не догадывались.

Заболевания могут быть как первопричиной проблем с памятью у ребенка, так и сопутствующим заболеванием.

image

Память – ценнейшая функция головного мозга в раннем детстве. От ее качества зависит, насколько ребенок будет способен развиваться, постигать мир и улучшать остальные навыки, необходимые для жизни. Но часто бывает так, что эта когнитивная функция страдает в первые годы жизни, или тогда, когда ребенок идет в школу и начинает получать большие объемы информации.

Снижение мнестической способности или не развитые навыки запоминания – не приговор, эту функцию мозга возможно развить, если подойти к делу профессионально. Если у ребенка страдает кратковременная или долговременная память, то решать, что делать, лучше после обращения к квалифицированному доктору и прохождения тестирования.

Причины

Появление проблем с кратковременной или долговременной памятью – тревожный знак. Говорить он может как о чрезмерной усталости и загруженности ребенка, так и о начале развития серьезной патологии.

Нельзя такое явление списывать на возраст или общую невнимательность ребенка, нужно искать причину и устранять ее. Иначе проблема станет нарастать, затруднять обучение и социальную жизнь ученика [1].

Распространенными причинами развития проблем с когнитивными функциями, в детском возрасте, являются:

  1. Задержка психомоторного и речевого развития.
  2. Тяжелое психофизическое состояние как результат частых и затяжных стрессов, переутомления.
  3. Проявление сезонного гиповитаминоза, как правило, отмечается зимой и весной.

Ребенок в состоянии переутомления

Нередко, падение внимательности и памяти связано с переходом на сложную программу обучения, избытком дополнительных занятий. Как результат, школьник не справляется с возросшей нагрузкой без дополнительной поддержки.

Ребенок тренирует память с мамой

Дайте ребенку отдохнуть, предоставьте ему время для физических занятий, организуйте «отпуск» от кружков. Эффект будет заметен уже на первой неделе.

В случае отсутствия результата, что делать, если у ребенка короткая очень слабая память, плохая концентрация внимания и проблемы с учебой, лучше посоветоваться с врачом.

Диагностика

Для точного определения наличия отклонений в работе мозга из-за заболеваний или неправильного ритма жизни, рекомендуем обратиться в специализированную клинику для полноценного обследования.

Прежде чем решить, что принимать и что делать, если у ребенка 8, 9 или 10 лет совсем нет памяти или очень плохое внимание, нужно выяснить почему это происходит, так как лечение зависит от причины.

Ослабление внимания и мнестических функций – крайне распространенный симптом. Чтоб установить его причину, пациенту предстоит обследование, включающее в себя:

  • Сбор анамнеза. Это беседа с самим ребенком, с мамой, близкими родственниками. В таком возрасте пациент сам еще не осознает проблему, а вот окружающие замечают, если что-то изменилось к худшему.
  • Специализированные нейропсихологические тесты, позволяющие оценить уровень развития когнитивных функций мозга. По результатам можно определить, является ли проблема недавно возникшей, или присуща ребенку с рождения. Оцениваем тяжесть, запущенность патологических изменений.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая определить активность отделов головного мозга.

Психолог тестирует память ребенка

  • Лабораторные анализы. Общий и биохимический анализ крови, в отдельных случаях могут понадобиться дополнительные исследования. Например, если врач заподозрит нехватку какого-либо вещества.
  • УЗИ, КТ и МРТ мозговых тканей помогут исключить наличие доброкачественных или злокачественных новообразований.
  • Допплерографическое исследование сосудов шейного отдела позвоночника поможет определить, достаточно ли кислорода попадает с кровью к мозговым клеткам.

Получив результаты исследований и определив, что именно послужило причиной развития патологии главной когнитивной функции, врач сможет подобрать терапию.

Лечение плохой памяти у детей

Врачи нередко сталкиваются с жалобами на то, что ребенок в 6-8 лет, пойдя в школу, ничего не запоминает, очень плохо учится, а родители не знают, что с этим делать.

Правильным решением в таком случае будет обращение за квалифицированной помощью в специализированный центр. В клинике, врачи подберут те методы, которые дадут хороший результат в случае вашего ребенка [3]. Главное – не надеяться, что все пройдет само.

Результативными методами лечения считаются:

Ребенок отдыхает от занятий

  • Развитие когнитивных центров мозга специализированными упражнениями. Чем больше “прокачивается” определенный навык, тем выше мозг будет показывать результат со временем.
  • Лечение сопутствующих заболеваний, ухудшающих состояние мозга.
  • Изменение распорядка дня с учетом физиологических потребностей детей в отдыхе и активности.
  • Медикаментозное лечение препаратами, направленными на улучшение работы кровеносной системы и на защиту клеток мозга. Нейропротекотры и ноотропы помогают нейронам наращивать активность, что проявляется в улучшении памяти.
  • Поддерживающие добавки, восполняющие нехватку необходимых витаминов и микроэлементов в организме.
  • Адаптированный рацион. Для работы и развития мозга требуется определенное количество калорий и полезных элементов. Рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления жареного и сладкого.
  • Физиотерапевтические процедуры, позволяющие стимулировать активность клеток мозга, повысить ее за короткий срок.

Перечисленные виды терапии применяются комплексно. Благодаря этому добиваемся заметного и стойкого результата.

Если у ребенка проблема с памятью и вниманием, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Велика вероятность не только не помочь, но и навредить растущему организму.

В таком возрасте формируются навыки и способности на всю жизнь, поэтому неуместное использование различных методов или не проведенное вовремя лечение, могут серьезно осложнить здоровье молодого человека в будущем.

Даже если обследования покажут неврологическую патологию со стороны головного мозга, благодаря пластичности и потенциалу тканей, неприятные моменты можно сгладить до незаметности [4].


Этим вопросом интересовался уже Зигмунд Фрейд. Он считал, что есть так называемая младенческая амнезия.

Со временем ученые сформировали несколько теорий.

  • С рождения не развит отдел мозга, отвечающий за воспоминания, – гиппокамп. Он продолжает формироваться в юношеском периоде.
  • Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь окончательно формируется примерно к 3 годам.
  • Так как ребенок развивается очень интенсивно, каждый день у него формируется огромное количество нейронных связей. Старые становятся не нужны – и их заменяют новые.
  • Это зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило.

А есть просто уникумы которые помнят чуть ли не день своего рождения.


Как меняется память ребенка с возрастом?

  • кратковременной и долговременной;
  • произвольной и непроизвольной.

Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.

Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.

Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная.

От пола, кстати, эти особенности не всегда зависят. Считается, что у девочек активнее работает левое полушарие, а у мальчиков – правое. Но бывает и наоборот.

Сейчас есть тенденция посещать нейропсихолога, чтобы узнать сильные и дефицитарные функции головного мозга ребенка и привести их к балансу.

Учитывая эти особенности, за период подготовки к школе, то есть с 3 до 6–7 лет, можно развить отстающие виды памяти – и ребенок будет готов к запоминанию разного материала большого объема. То есть такая функция мозга, как память, безусловно, тренируема.


Что влияет на качество памяти?

Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:

  1. стабильного режима дня;
  2. полноценного, натурального, домашнего питания;
  3. регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
  4. разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
  5. продолжительного сна ночью;
  6. дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
  7. свободного времени.

Самый полезный сон для детского организма – с 21 до 24 часов. В это время мозг растет, очищается, обрабатывает информацию – формирует ресурс следующего дня, сжигает жир, укрепляет иммунитет. И это только часть «работы» мозга во сне.

Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.

Мозг, который регулярно получает витамины и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, хорошо воспринимает информацию, обучается и закрепляет «папку» долговременной памяти.

Каким должно быть питание развивающегося организма?

Родителям важно знать, что полноценное питание ребенка должно содержать:

  • большое количество овощей, фруктов и ягод того географического региона, где они проживают;
  • источники животного белка: мясо, морскую рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты;
  • цельнозерновые каши;
  • орехи – после 3 лет;
  • сухофрукты;
  • семечки.

Также для правильного формирования нервной системы необходимы омега-3 жирные кислоты. Две основные полиненасыщенные жирные кислоты морского происхождения — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК). Обе они положительно влияют на работу мозга.

Потребность в докозагексаеновой жирной кислоте объясняется тем, что клетки мозга, которые содержат около 20% этой омега-3 кислоты, ежесуточно расходуют 2–8 % на обменные процессы, поэтому потери должны восполняться.

Специалисты рекомендуют выбирать полиненасыщенные жирные кислоты в форме триглицеридов — она лучше усваивается, потому что именно в такой форме существует большинство жиров в природе.

Рыба, рыбий жир, мясо, молоко, растительные масла содержат жир преимущественно в форме триглицеридов. Человеческий организм – не исключение.


Как улучшить память у ребенка?

Для этого не нужно сидеть друг напротив друга и использовать какие-то специальные приспособления.

Ведущие способы развития ребенка в дошкольном возрасте:

1. По дороге из детского сада задаем простые и сложные вопросы.

- вы сегодня гуляли на своей площадке или ходили на соседнюю?
- ты видел свою подругу Машу?
- сегодня на завтрак давали запеканку или кашу?
- ты рисовал фломастерами или карандашами?
- чему ты сегодня научился?
- а что новое узнал?
- вы сегодня разучивали танец или песенки к утреннику?

Если ребенок устал, задаем открытую форму вопроса, чтобы он ответил «да» или «нет». А если он достаточно бодрый, можно спрашивать так, чтобы ребенок рассказал. Если он не умеет этого делать, нужно помогать.

2. Читаем.

Не у всех детей сейчас хорошая слуховая память. А чтение формирует:

  • все виды памяти;
  • воображение;
  • анализ.

- располагаем в ряд любые предметы, например, чашку, стакан, тарелку, луковицу, яблоко;
- ребенок смотрит, потом отворачивается;
- убираем один или несколько предметов и спрашиваем, что пропало.

У ребенка формируется:

  • память;
  • внимание;
  • терпение;
  • анализ.


4. Веселая прогулка:

  • идем по улице и ищем вместе с ребенком, например, все круглое: колеса у машины, ведерко в песочнице, горлышко бутылки и т.д.;
  • считаем автобусы: папа или мама ведет счет, а ребенок рассказывает, какой это автобус – новый или старый, чистый или грязный и т.п.

5. Игра «Отгадай слово» – для детей от 4 до 6 лет.

Взрослый загадывает слово, а ребенок, зная классификации – мебель, домашние животные, еда, транспорт и т.д., – задает вопросы, пока не отгадает.

Достоинства такой игры:

  • развивается систематизация;
  • весело;
  • не требуется сидеть с ребенком: можно, например, утюжить, а он будет задавать вопросы, болтая ногами на стуле или бегая по комнате.

6. Кинезиологические упражнения.

Идея в том, что движения двумя руками одновременно формируют межполушарные связи.

В США и Европе сейчас есть тенденция использовать не доминантную руку для написания, чистки зубов и т.д., чтобы развивать правое полушарие.


7. Дудлинг и зентангл.

Это техники рисования, которые в Европе популярны в том числе среди взрослых.

Дудлинг – это рисование каракуль, которое помогает снять напряжение. Мозг же в это время решает сложную задачу.

Зентангл – рисование с использованием определенных фигур.

Техник развития памяти очень много. К тому же сейчас возможности родителей не ограничены, потому что интернет-ресурсы дают много практических советов.


В каком возрасте ребенку лучше начинать учить иностранные языки?

Однозначного ответа нет. В многоязычной Голландии, например, ребенок еще до школы может знать 2, а то и 3 языка. Потом добавляются и другие.

Считается, что наиболее активно дети впитывают знания от 1,5 до 9 лет. Но чтобы у ребенка была возможность изъясняться на втором языке, часть филологов настаивает на возрасте 3 года, когда базовый язык уже сформирован.

Но даже если ребенок начинает изучать второй язык в возрасте от 3 до 5 лет, он не чувствует языкового барьера и может думать на нескольких языках.

Тот же уровень овладения знаниями наблюдается в возрасте до 9 лет, но процесс идет немного сложнее, потому что ребенок уже думает на базовом языке.


Почему некоторые дети быстро забывают полученные знания?

Причин может быть много:

  • не тренированная память до школы;
  • нарушения из-за болезней, травм, изменений в структуре мозга;
  • неполноценное питание (нехватка белка, витаминов и жирных полиненасыщенных омега-3 кислот);
  • отсутствие желания, мотивации к обучению и др.

Например, у всех подростков память прекрасная. И все они одаренные, просто в силу каких-то причин на определенном этапе перестают позиционировать себя как способные ученики, чему сегодня тоже много причин.

Есть дети, у которых одинаково хорошие результаты по всем предметам, – это требует огромной усидчивости и труда. А есть непризнанные звезды, у которых в начальных классах есть успехи, а потом – нет. Но нередко при определенных условиях они раскрываются после школы.

По части питания детей и подростков родителям важно помнить: необходимые для работы мозга омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты организм не синтезирует самостоятельно. Поэтому нужно вводить в рацион морскую рыбу. Содержащиеся в рыбе омега-3 богаты докозагексаеновой и эйкозапентаеновой кислотами, то есть важными жирными кислотами омега-3. Они участвуют в правильном формировании клеток мозга, глаз и сердца.

Если ребенок не любит морепродукты, можно обратиться к педиатру за назначением препаратов с содержанием полиненасыщенных жирных кислот при их подтвержденном дефиците.

Что касается памяти, то она, конечно, теряет свой потенциал, если ее не тренировать.

У ребенка плохая память: причины и решение проблемы

Основные причины

Развитие памяти начинается в раннем возрасте и является постепенным процессом.

В большинстве случаев родители замечают, что у ребенка плохая память в дошкольном возрасте. Они обращают внимание, что некоторая информация плохо откладывается в памяти, например, малышу трудно запомнить имена других людей или цвета.

Также часто с проблемами сталкиваются в 1 классе, когда ребенку приходится запоминать много нового, к примеру, текст при чтении, который необходимо пересказать. Сложности могут обнаруживаться и у детей постарше (в 9-11 лет и старше) при усвоении большого объема информации в старшей школе. При этом причины плохой памяти бывают самые разные.


Режим дня

Одной из распространенных причин проблем с запоминанием и прочими мыслительными процессами бывает нарушенный распорядок дня. Если в жизни ребенка много задач, он не успевает качественно отдохнуть в течение дня и плохо спит ночью, это может ухудшить память, внимание и другие функции мозга.

У дошкольника и младшего школьника не должно быть чрезмерной нагрузки в виде обучающих и развивающих занятий. Они ухудшают запоминание и уменьшают интерес к получению знаний. Ночной сон ребенка должен соответствовать возрастной норме.

Если количество часов отдыха ночью будет недостаточным, а утром ребенок с трудом поднимается в школу, психическая деятельность будет страдать, а вся новая информация будет восприниматься хуже.

Недостаток витаминов

Благодаря сбалансированному питанию дети получают все важные для их развития элементы, в том числе и полезные витамины, которые улучшают деятельность мозга. В меню ребенка обязательно должны присутствовать блюда из овощей, орехов, зелени, рыбы, фруктов, бобовых. Продукты с избытком сахара, а также соленую и жареную пищу дети должны потреблять по минимуму.


Наладив питание, вы сможете быть уверены, что нехватка нужных витаминных веществ не привела к проблемам со здоровьем, в том числе и с памятью. Если же сомнения все еще остались, можно проконсультироваться с педиатром и подобрать ребенку оптимальный мультивитаминный комплекс.

Мало тренировок

Постоянные упражнения требуются не только для физического развития, но и для улучшения памяти. Если ребенок не владеет способами запоминания нужной информации, его следует им обучить. Для этой цели применяются разные пособия, представленные в книжных магазинах в большом ассортименте.

К тому же во многих городах функционируют обучающие группы для тренировки памяти, внимания и других важных навыков, которые пригодятся ребенку в будущем.

Неврологические нарушения

Ухудшенная память может выступать одним из симптомов энцефалопатии, невроза, синдрома гиперактивности и других заболеваний, которые диагностирует невролог. При таких проблемах врач порекомендует не только тренировки по запоминанию, но и специальные лекарства, которые активизируют работу мозга и влияют на умственное развитие.

Многие из них обладают побочными эффектами, поэтому применяются в крайних случаях и только по назначению специалиста.


Другие причины

К проблемам с запоминанием могут приводить и прочие факторы, к примеру, у ребенка нет достаточной мотивации и интереса. В таком случае он отлично запоминает то, что его заинтересовало, а полученная в школе информация может остаться без внимания.

Нарушения памяти встречаются и вследствие психологических травм. Они развиваются через некоторое время после травмирующего события, например, после развода родителей или переезда в другой город.

Диагностика

Если проблемы с запоминанием обнаружились во время посещения занятий по подготовке к школе или в первом классе, родителям нужно уделить внимание поведению.

Выясните, действительно ли ребенок не в состоянии отвечать на вопросы и выполнять простейшие задания либо же ему просто не нравится коллектив, правила, ограничения, повышенные требования и подобные нюансы.

Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел.

Для проверки общей памяти расспросите ребенка о его дне, прошлых выходных, событиях прошлых новогодних праздников и тому подобных моментах. Ведите разговор о том, что знает не только сын или дочка, но и вы сами, чтобы понимать, правильны ли ответы.

В большинстве случаев дети отвечают на такие вопросы. В случае провалов в памяти стоит задуматься о визите к неврологу, так как это может указывать на дисфункцию мозга.


Далее оцените зрительно-предметную память, например, дайте младшему школьнику 5-6 картинок, на которых изображены понятные ему предметы, например, стул, автомобиль, кастрюля, книга, самолет и так далее. Предложите их запомнить и закрыть глаза, пока вы уберете 1 картинку или перевернете ее. В норме ребенок должен вспомнить, какой предмет «исчез», с одной или двух попыток.

Будет немного сложнее, если вы попросите не просто запомнить предметы, но и порядок расположения их изображений, но и с этой задачей 6-9-летние дети с нормальной памятью должны справляться без проблем.

Отметим, что в случае затруднений или ошибок причиной бывает не только нарушение запоминания, но и низкий уровень внимания.

Для тестирования слуховой и речевой памяти ребенку называют 3 слова. Когда он дважды повторит заданный набор слов, ему называют еще 3 слова и снова дают возможность дважды их повторить. После этого просят сказать, какими были первые слова, а затем назвать вторые слова.

Еще одним тестом на слухо-речевую память является пересказ короткого рассказа. Трудности с такой задачей встречаются при недостатке памяти или образного мышления, слабом слухе, сниженном уровне внимания, плохом речевом развитии.

Какие упражнения делать?

Дошкольники хорошо запоминают информацию во время игровой деятельности, поэтому для развития памяти детей 4-6 лет лучше всего подойдут игры.


Детям школьного возраста тоже рекомендуются интересные занятия с наглядными пособиями (фотографиями, предметами, пиктограммами), поскольку так любая информация будет запоминаться лучше.

Перед тем как начать занятие, объясните правила и убедитесь, что ребенок их понял.

Игры и упражнения подбираются в зависимости от вида памяти, которую требуется развить у ребенка.

  • Для стимуляции двигательной памяти хорошо подходят активные игры с повторением движений. К примеру, можно сказать ребенку присесть, встать, поднять руки вверх, а затем попрыгать на одной ноге. Показав движения по порядку, надо предложить повторить их по памяти.
  • Чтобы воздействовать на зрительную и образную память, часто используют дорисовку отсутствующих элементов. Можно показать ребенку картинку, а затем дать ему такой же рисунок, но без некоторых деталей и предложить восстановить рисунок таким, каким он запомнился. Еще одна популярная игра – положить на стол перед ребенком 5-10 предметов, предложить закрыть глаза, убрать 1-3 предмета и попросить ответить, какие предметы исчезли.
  • Для развития слуховой памяти и способности придумывать ассоциации можно предложить ребенку расшифровывать слова. Для такого упражнения нужно назвать любой предмет, попросив охарактеризовать его, например, назвать его цвет, свойства, внешний вид, предназначение.
  • Чтобы развивать долгосрочную память, расспрашивайте ребенка о событиях в течение дня. Пусть малыш расскажет, что он делал утром, в обед, после обеда, вечером. Задавайте наводящие вопросы, например «Что было на завтрак в саду?», «Какая новая тема была на уроке математики?».


Рекомендации

Заметив, что дочка или сын постоянно что-то забывает, не стоит ругаться, а надо уделить больше внимания развитию и улучшению памяти. Если в поведении ребенка что-то настораживает, следует обратиться к врачу, чтобы убедиться в отсутствии заболеваний, которые могут влиять на запоминание информации.

В случае чрезмерной нагрузки и перенасыщенного графика нужно пересмотреть необходимость дополнительных занятий и кружков. Налаживание правильного режима дня, достаточный ночной сон и полноценное питание – на этих пунктах нужно акцентировать внимание в первую очередь.

И лишь после этого можно начать использовать методики и упражнения, которые совершенствуют умственную деятельность.

Составляя занятия, старайтесь воздействовать на все виды памяти, чтобы развитие ребенка проходило гармонично. Больше разговаривайте и читайте, анализируйте события дня, рассуждайте на интересные темы. Так вы не только простимулируете память, но и хорошо проведете время вместе, расширите словарный запас и поможете ребенку полюбить книги.

Хорошей идеей является и изучение иностранного языка, так как подобные знания никогда не будут лишними. Чтобы мозг успешно запоминал новую информацию, важно также обеспечить достаточное поступление кислорода. В этом помогут частые прогулки, спортивные секции, поездки за город. Здоровый образ жизни в целом благоприятно сказывается на деятельности мозга, поэтому пренебрегать его влиянием не стоит.

Читайте также: