Причины компьютерной зависимости у детей

Обновлено: 04.07.2024

Меньше чем за два десятилетия, домашние компьютеры стали необходимой частью жизни для большинства людей. В двадцать первом веке компьютерная грамотность столь же важна, как чтение. Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скорос­тей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Большинство родителей маленьких детей сегодня начали изучать компьютер еще в подростковом возрасте и не имеют личного опыта относительно выбора оптимального возраста, с которого необходимо обучать компьютерной грамотности их собственных детей.

Мы хотим, чтобы наши дети имели все возможности к обучению, и компьютер сегодня, конечно, - самый всесторонний образовательный, доступный инструмент для этого. В то же самое время, мы должны спросить нас самих, не слишком ли мал наш ребенок для этого? Дети до трех лет познают мир через их ощущения, контакты, зрение и звук и для них очень трудно сосредоточить внимание в течение отрезка времени. Есть игры, доступные для детей до 2 лет, которые действуют по принципу причины и следствия; когда мышь перемещена и нажата в определенном месте, играет музыка или появляется картина. Однако, когда ребенок шлепает по воде в ванне, чтобы создать шум и всплеск воды, это является очень важной частью развития ребенка, так как появляется большее количество сенсорного восприятия. Большинство экспертов соглашается с тем, что возраст три или четыре года для детей является оптимальным, чтобы начать исследовать компьютер, но под контролем родителей или педагогов (воспитателей).

Чрезмерное пребывание ребенка за компьютером ведет к компьютерной зависимости ребенка. И чаще всего родители эту зависимость формулируют, как нежелание ребенка учиться, а вследствие этого - снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.


Последствия неограниченного пребывания за компьютером


Общение с компьютером, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения.
Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в игру, в Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем, формируется инфантильный стиль отношения к проблемам.
Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Наш глаз привык воспринимать преломленный свет, а работая за монитором, мы смотрим на сам источник света. Изображение на экране мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения, наши глаза расслабляются только тогда, когда мы смотрим в даль.
Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.
При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
Нагрузка приходится также и на ноги, сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику надо делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.
Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?


1. Познакомьте его с временными нормами.
2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, музыкальная школа, спортивная секция).
3. Приобщайте к домашним обязанностям.
4. культивируйте семейное чтение.
5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникновения у него проблем, конфликтов.
6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
7. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
8. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
9. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
10. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
11. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
12. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противопоставление тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
13. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые установили для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимым? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (уход из дома, скандал и пр.).
2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
3. Попытайтесь выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
4. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Поверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
5. В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
6. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту, нужен человек, имеющий опыт решения проблем компьютерной зависимости.

Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Сегодня дети практически с пеленок знакомы с компьютерами и смартфонами, и осваивают их задолго до того, как научиться читать и хорошо разговаривать. С одной стороны это хорошо, ведь компьютер открывает безграничные возможности для учебы и познания окружающего мира. Но с другой стороны, неконтролируемое времяпрепровождение за компьютером и неограниченный доступ к интернету и играм приводит к развитию тяжелой зависимости, а порой и к нарушениям развития.

Компьютерная и интернет-зависимость – распространенное расстройство психики у детей в наши дни. Вместо объективной, и порой рутинной реальности компьютерный мир предлагает несуществующие сказочные страны, сверхвозможности и полную безнаказанность любых действий. Особенно опасно это явление для маленьких детей – компьютерная зависимость дошкольников сопровождается нарушением восприятия и понимания того, то хорошо, а что плохо. У подростков же интернет и игры являются способом сбежать от реальности и от проблем в период гормонального всплеска, когда восприятие любой неприятности становится острее, а переживания – болезненнее.

Диагностика компьютерной зависимости у подростков и детей

Компьютерная и интернет зависимость у подростков и детей имеет целый ряд признаков, по которым родитель может определить, что ситуация принимает опасный поворот и требуется вмешательства специалиста:

  • Ребенок не соблюдает временных рамок использования компьютера, и даже по истечении оговоренного времени не может оторваться от игры;
  • Домашние дела, порученные ребенку (например, мытье посуды, уборка в комнате, выгул домашних питомцев), отходят на задний план из-за желания подольше посидеть за компьютером;
  • Игра или серфинг в интернете становятся для ребенка важнее, чем встречи с друзьями и общение с близкими;
  • Естественные нужды не могут заставить ребенка оторваться от интернета, и он пользуется планшетом/телефоном даже в ванной комнате и за едой;
  • Ребенок постоянно находится в поиске способа выйти в сеть, и если забрать у него компьютер, он тут же возьмется за планшет или телефон;
  • Ребенок постоянно общается в сети даже с друзьями, живущими в соседних квартирах или дворах;
  • Учеба и оценки теряют свое значение, ребенок забывает про домашние задания, становится рассеянным и неряшливым;
  • Попытка лишить ребенка компьютера вызывает вспышки агрессии, апатию, состояние раздражительности и нервозности;
  • Без компьютера ребенок не знает, чем себя занять – ни одна другая вещь его не интересует;
  • На любые вопросы о том, чем ребенок занят в сети, ответом служит раздражение, молчание, негатив и даже агрессия;

Компьютерная зависимость: рекомендации родителям

Чтобы предотвратить развитие зависимости от компьютера у детей и подростков, мы рекомендуем:

  • Уделять ребенку больше внимания, проявлять любовь и заботу – особенно это важно для детей, у которых не ладятся отношения со сверстниками. Ощущение того, что они нужны и любимы, поможет им устоять перед соблазном сбежать от реальности в киберпространство;
  • Подавать ребенку правильный пример. Если дома родители практически не общаются межу собой, ребенок перенимает эту модель поведения. Проводите больше времени вместе, интересуйтесь делами и проблемами друг друга, выказывайте поддержку и желание помочь и, самое главное, не проводите все свободное время в гаджетах. Просто покажите ребенку, что жизнь интересна и без интернета;
  • Приучите ребенка ценить и правильно планировать время, поощряйте его собранность и организованность;
  • Избегайте насилия и скандалов в семье – это самые частые причины побега ребенка от реальности, в которой ему плохо и страшно;
  • Помогайте ребенку преодолевать комплексы. Неуверенные в себе дети чаще подвержены зависимости от компьютера;
  • Не давите на ребенка и не ругайте его за то, что он стремится быть все время в сети. Поговорите с ним и узнайте, почему ему некомфортно в реальном мире, что его беспокоит, что пугает и расстраивает, а затем попытайтесь вместе решить эти проблемы.

Компьютерная зависимость у подростков и дошкольников: куда обратиться

Если простой тест на компьютерную зависимость (например, попытка отвлечь ребенка от сети) приводит к проявлению агрессии и самостоятельно разрешить ситуацию не получается, лучше обратиться к специалисту.

Опытный психоаналитик выяснит, какие проблемы беспокоят ребенка, проведут с ним беседы и помогут победить зависимость . Если простые сеансы общения не помогут, психолог может предложить гипноз – во многих случаях аккуратные психоустановки могут раз и навсегда решить проблему с киберзависимостью, однако стоит учитывать, что не все люди поддаются гипнозу. Также врач может предложить медикаментозное лечение – чаще всего этот метод используется при наличии сопутствующих расстройств (депрессии, тревожных состояний и т.д.).

Антидепрессанты и седативные препараты помогут искоренить источник проблемы – болезненное состояние подавленности и страха, заставляющее ребенка искать выход в компьютерном мире.

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка). Современные родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и какой вред или пользу может принести такое увлечение.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть

  • недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
  • недостаток внимания со стороны родителей
  • неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
  • склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
  • желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать
  • отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе. В процессе игр, или нахождения в интернете, ребенок теряет контроль за временем, в случае лишения его доступа к компьютерным играм, может проявлять агрессию.

Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру. Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре, часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. При долгом нахождении без компьютера могут возникать депрессии. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют не ролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома
  • дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты
  • самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет
  • на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Как современное увлечение может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка

  • уменьшается круг общения и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения
  • ухудшается зрение, состояние здоровья
  • может нарушиться психика, его мировоззрение
  • компьютерно-зависимый ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний, все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минут. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку. Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Важно знать

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих. Любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях? Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.


Сегодняшняя жизнь немыслима без компьютерной техники и мобильной связи: ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают детям расширять объем информации, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор.

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости».

Что представляет собой компьютерная зависимость, каковы причины и факторы ее возникновения?

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах XX века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.

Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:

  • навязчивое влечение к компьютерным играм (как к ролевым, так и к не ролевым);
  • патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей;
  • навязчивый web-серфинг - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.


Для компьютеро-зависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремится, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка» - болезненное психическое и физическое переживание, облегчить которое может только объект зависимости – компьютер. Человек становится, таким образом, «рабом» компьютера - «компьютероманом».

В чем же причина такого патологического стремления уйти от реальности, и каковы факторы, способствующие этому?

Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.

«Компьютерной зависимости» способствуют следующие факторы:

  • врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
  • недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю (дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
  • конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
  • проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущение неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
  • хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.

Особенностью компьютерной зависимости является иллюзорное ощущение полной свободы. В этот момент человек чувствует, что он может быть кем угодно и делать что хочет в виртуальной реальности, не опасаясь привычного наказания за «плохое» поведение. Такая возможность часто растормаживает и высвобождает многие подавленные импульсы, скрытые комплексы, например, такие, как агрессия и сексуальность. Особенно это опасно для детей и подростков.

Формирование компьютерной зависимости у человека проходит несколько этапов.

  1. На начальном этапе - формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне. Человек испытывает эйфорию за компьютером, чувство радости, удовлетворения, предвкушения следующего сеанса.
  2. Следующий этапхарактеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
  3. На третьем этапежелание общения с компьютером становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. У пользователя компьютером наблюдаются ощущения пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежение семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна, изменением режима сна и т.п.
  4. Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.


Как же освободиться от компьютерной зависимости?

Практически от любой формы зависимости, а тем более компьютерной, избавиться сложно… На сегодняшний день не существует одного определенного гарантированного способа. Освобождение от компьютеромании – это проблема не столько в компьютере, сколько в самом человеке, попадающем в это рабство, в его желании излечиться.

Но освободиться от компьютеромании тяжело в одиночку, практически невозможно. Нужна поддержка друзей, родных, близких.

Но самое главное и важное – уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Для этого необходимо:

  • Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
  • Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой ит.п., которые будут приносить ему радость.
  • Приобщать детей с раннего возраста к выполнению домашних обязанностей.
  • Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
  • Установить четкие правила пользования компьютером и помнить, что:
  • Ребёнку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7- 10 минут в день.
  • Для детей 7 – 12 лет «компьютерная норма» – 30 минут в день.
  • Дети 12 – 14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
  • Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
  • Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.

Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.

Meline Tonoyan

Не секрет, что многие подростки являются большими поклонниками видеоигр и интернета. Но для некоторых молодых людей то, что начиналось с интереса к технологиям, средствам развлечения или способам поддержания связи с друзьями, может перерасти в серьёзное расстройство поведения — компьютерную зависимость.

Содержание:

Что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость у подростков

Подростки, выросшие в век технологий, сталкиваются с новыми проблемами, которые были чужды предыдущем поколениям. Интернет породил инновационные средства социализации. Некоторые из них до сих пор остаются неизвестными с точки зрения потенциала для добра и зла. Для детей и подростков с проблемами в других сферах жизни, интернет и компьютер зачастую сопряжены с риском зависимости.

Компьютерная зависимость у подростков — это не просто сильное желание быть онлайн. Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.

Хотя некоторые люди по-прежнему считают это проблемой воспитания детей, многие эксперты определяют подростковую компьютерную зависимость как реальную проблему, которая заслуживает дальнейшего изучения. Фактически, эта зависимость серьёзно рассматривалась для включения в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).

Типы компьютерной зависимости

Подросток за компьютером

Зависимость в любой форме приобретает определённые отличительные признаки, которые имеют тенденцию становиться более очевидными со временем. Большинство подростков могут найти естественный баланс между компьютером, учёбой и друзьями, но другие проводят слишком много времени за компьютером.

По сути, у подростка, который проводит всё больше времени за компьютером, развивается компульсивное расстройство поведения, которое заставляет его или её жаждать одного и того же. Подобно любому другому виду зависимости, физические признаки, такие как постоянная усталость или утомление, становятся очевидными. Даже не подозревая об этом, подростки начинают пренебрегать другими важными сферами жизни, которые когда-то были для них важны.

Наиболее распространёнными видами компьютерной зависимости среди подростков являются:

Игровая зависимость

Это самая распространённая зависимость среди подростков, поскольку все дети с раннего возраста любят играть в игры, а в интернете можно найти компьютерные игры на любой вкус. Она указывает на то, что подросток тратит всё свободное время на компьютерные игры. Реалистичная и насыщенная графика создаёт виртуальную реальность, в которую дети погружаются «с ног до головы».

Разработчики компьютерных игр стараются создать популярную и интересную игру, которая вызовет интерес у большинства подростков. Такие игры как World of Warcraft и Everquest повышают вероятность зависимости: ежедневные задания и награды побуждают заходить в игру каждый день.

Сетевая зависимость

Зависимость от социальных сетей

Сетевой сёрфинг

Зависимость у детей, которая проявляется в виде бесцельного «брожения» по разным сайтам из-за скуки и не знания, как провести своё свободное время.

Причины появления зависимости у подростков

Подросток играет в компьютерную игру

Социальные проблемы и бушующие гормоны могут сделать подростковые годы особенно трудными для некоторых молодых людей. Подростки, которые безуспешно пытаются завести знакомства и вписаться в круг новых друзей находятся в группе риска. Согласно сайту врачей Вашингтонского университета, некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, общаясь со сверстниками в онлайне, что ещё больше раздувает пламя компьютерной зависимости.

Есть множество причин появления компьютерной зависимости у подростков:

  • скука,
  • любознательность,
  • влияние окружающих и друзей,
  • интерес вызванный рекламой,
  • нехватка внимания и живого общения,
  • проблемы в семье,
  • стресс,
  • одиночество,
  • неодинаковое отношение к детям,
  • страхи социального характера,
  • неуверенность в себе,
  • наличие комплексов.

Наиболее уязвимыми становятся подростки от 7 до 14 лет, которые:

  • не могут вписаться в социальную среду, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и не имеют друзей,
  • получают мало внимания от родителей, которые часто заняты на работе или другими детьми,
  • не знают, чем занять свободное время, не имеют хобби, не посещают кружки и уделяют мало времени учёбе.

Как определить, что у вашего ребёнка проблема?

Зависимый ребенок

Основные компоненты подростковой компьютерной зависимости схожи с компонентами любой другой зависимости. Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы несколько из ниже перечисленных признаков, то это тревожный звоночек.

Основные признаки компьютерной зависимости

  1. Большинство свободного времени ребёнок проводит перед компьютером или в видеоиграх.
  2. Ребёнок часто засыпает в школе, отстаёт от сверстников, пропускает задание и получает плохие оценки. об использовании компьютера и времени проведённого в интернете, а также прячет устройство при виде взрослых.
  3. При выборе провести время у компьютера или увидеть друзей, ребёнок отказывается от любимых занятий и общения с друзьями в пользу виртуальной реальности.
  4. У ребёнка ухудшается настроение, он становится раздражительным, когда не играет в видеоигры или не имеет доступа к компьютеру.
  5. При попытке отвлечь или отобрать компьютер, у ребёнка может возникнуть агрессия, тревога и депрессия.
  6. В речи ребёнка появляются незнакомые термины, которые связаны с компьютерной игрой.

Физические симптомы

  1. Бессонница и повышенная утомляемость.
  2. Резкие перепады настроения.
  3. Снижение иммунитета.
  4. Плохое питание (отказ от еды, чтобы оставаться в сети) и плохой аппетит.
  5. Пренебрежение личной гигиеной (опять же, чтобы сосредоточиться на онлайн деятельности).
  6. Головные боли, боли в спине и шее.
  7. Сухие глаза и проблемы со зрением.
  8. Синдром запястного канала (боли в запястье, которые связаны с повторяющимися движениями, такими как чрезмерное использование клавиатуры) .

Возможность определить, нуждается ли ваш подросток в лечении компьютерной зависимости, является первым шагом к получению необходимой ему или ей помощи. В то время как лечение может показаться крайностью, последствия зависимости могут усиливаться со временем, если их не лечить.

Стадии и последствия зависимости

Подростковые проблемы

Возникновение и развитие компьютерной зависимости у подростков можно разделить на три этапа:

Стадия лёгкой увлеченности

Это начальная стадия, когда у подростка присутствует легкий интерес к играм и интернету. В основном она начинается после того, как ребёнок в первый раз пробует поиграть в компьютерную игру. Ему начинают нравиться компьютерная графика, яркие цвета, сопровождающие звуки, которые имитируют реальную жизнь или популярные фантастические сюжеты. При отсутствии доступа к компьютеру у ребёнка не возникает выраженных негативных эмоций.

Стадия увлеченности

Подросток переходит в эту стадию, когда его увлеченность компьютером постепенно нарастает, и он хочет проводить больше времени в интернете. Можно заметить значительное увеличение времяпровождения в сети (более 3 часов в день).

У подростка снижается уровень мотивации к учёбе, падает успеваемость и повышается эмоциональный тонус во время игры. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, у ребёнка возникают выраженные негативные эмоциональные реакции, которые обычно длятся недолго. В этой стадии ему можно помочь самостоятельно, без помощи психологов или психотерапевтов.

Стадия зависимости

Зависимость от интернета и компьютера

В этой стадии подросток полностью привязан к компьютеру и не контролирует время, проведённое за ним. Желание использовать компьютер становится настолько сильным, что ребёнок перестаёт замечать окружающих людей, включая членов семьи. Появляются более заметные проблемы с учёбой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиены и бессонницей. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, ребёнок начинает сильно нервничать, проявляется агрессия, тревога и депрессия.

Если вовремя не заметить изменения в поведение вашего ребёнка, то длительное времяпровождение перед компьютером может привести его к компьютерной зависимости.

В свою очередь, из-за интернет-зависимости будут появляться различные физические и психологические проблемы, требующие вмешательства специалистов. Подросток с компьютерной зависимостью утрачивает навык живого общения, тем самым усложняя свою жизнь в социуме и становясь в некотором роде более уязвимым для окружающих.

Советы психологов

Девушка подросток

Лечение компьютерной зависимости направлено на то, чтобы помочь вашему подростку решить любые психологические или эмоциональные проблемы, лежащие в основе этой зависимости. Это даст возможность dашему ребёнку осознать и использовать новые, более полезные способы для решения жизненных проблем, без необходимости «убегать» от реальности и «прятаться» в виртуальном мире,

Чтобы помочь ребёнку избавиться от компьютерной зависимости, надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер чем-то не менее интересным в реальной жизни,

психолог, автор более 30 научных публикаций, г. Москва.

Нужно ограничить время, проведённое за компьютером. Родители, а не дети, должны решать, сколько времени юноши и девушки пробудут за компьютером,

психолог, профессор психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), основатель Центра Интернет-Зависимости.

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости. Если вы уже знаете интересы ребёнка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь, то занятия спортом, театром или музыкой,

психолог и ученый, доцент кафедры психологии Ноттингемского Трентского Университета, Великобритания.

Важно найти первопричину проблемы. Уход в виртуальную реальность – это уход от проблем! Подумайте, понаблюдайте – что не так? Это могут быть не только проблемы с успеваемостью ( « я не чувствую себя победителем в школе, а в игре могу побеждать » ), а также проблемы со сверстниками ( « в классе меня не принимают таким, какой я есть, а в социальных сетях я могу, искажая информацию, быть таким, каким хотят меня видеть сверстники » ),

Не существует единого правильного метода воспитания детей. К каждому ребёнку нужен индивидуальный и особенный подход. Но есть одна методика, которая поможет избежать многих проблем, в том числе компьютерную зависимость — это постоянное общение с детьми. Станьте друзьями для своих детей, создайте атмосферу, в которой они без сомнения смогут поделиться со своими проблемами, и всегда старайтесь решить любую проблему мирным путем.

Читайте также: